Крестовые походы и их последствия
Цели образовательные:
- повторить и закрепить знания по темам "Католическая церковь в XI-XIII вв.", "Первые крестовые походы";
- сформировать представление о роли и месте крестовых походов в мировой истории;
- познакомиться с наиболее яркими страницами крестовых походов в мировой истории;
- показать, что влияние католической церкви во многом определило судьбу средневековых европейцев и восточных народов;
- охаpaктеризовать крестовые походы кА захватнические, уничтожительные войны против народов Востока.
Цели развивающие:
- развивать правильную монологическую речь, творческие способности и логическое мышление учащихся.
Цели коррекционные:
- коррекция памяти (на основе игры "крестики и нолики", наглядного материала);
- коррекция внимания ("исторический конструктор", раздаточный материал "Последствия крестовых походов", смена видов работ);
- коррекция зрительной перцепции (упражнение "зашумленные слова").
Цели воспитательные:
- воспитывать правильное отношение учащихся к понятиям добра и зла, отрицательное отношение к захватническим войнам крестоносцев;
- учить на историческом примере крестовых походов истине: "нельзя совершать даже малое зло во имя большого блага".
ЗУН:
- работать с картой;
- формулировать определения;
- обобщать и выделять главное;
- знать основные даты, территории, охваченные крестовыми походами.
Оборудование:
- DVD-проигрыватель;
- диск "Царство небесное";
- иллюстративный материал;
- карта "Крестовые походы";
- черный ящик с гвоздикой;
- книга "История глазами детей";
- раздаточный материал: тесты, "Последствия крестовых походов".
Эпиграфы к уроку:
":За нас Христос, исполненный любови, погиб в земле, что турку отдана. Зальем поля потоком вражьей крови, иль наша честь на век посрамлена!" (Конон де Бетюн. XII в.)
"Не совершайте маленькое зло во имя большого блага".
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Во вступительном слове учитель настраивает, мотивирует учащихся на активную работу в течение всего урока, знакомит с планом урока.
II. Повторение.
1. Учащимся предлагается сочетание упражнения "зашумленные слова" и "исторический конструктор". Используя следующие слова 1) церковь, налог, 1/10, урожай; 2) грех, грамота, прощение; 3) группы, права, наследство, обязанности учащиеся должны назвать термин и сформулировать к нему определение. Ответы-подсказки с терминами находятся в "зашумленных словах": орщывмсословиелодииндульгенцияловмдесятинавал.
Например: индульгенция - это грамота, на прощение грехов.
2. Класс делится на две группы: крестики и нолики. На доске - игровое поле с девятью закрытыми вопросами:
1 | 1099 г. | 2 | Инквизиция | 3 | 1054 г. |
4 | Жители каких европейских стран принимали участие в крестовых походах? | 5 | Глава католической церкви | 6 | Перечислите участников крестовых походов |
7 | 1096 г. | 8 | Кто этот исторический герой? |
9 | Цели крестовых походов |
Свой знак на игровом поле ставит та комaнда, которая правильно отвечает на вопрос. Перед постановкой 4-го вопроса выходит учащийся в костюме средневекового певца и читает стихотворение А.Майкова:
У трона герцоги, бароны и красных кардиналов ряд,
Вокруг их - сирых обороны - толпою рыцари стоят:
В узорных латах итальянцы, тяжелый шваб и рыжий бритт,
И галл, отважный сибарит, и в шлемах с перьями испанцы.
Здесь строй норманнов удалых как в масках шлемах пудовых.
Перед постановкой 8-го вопроса в костюме папы римского выступает ученик с речью Урбана II на Клермонском соборе.
3. Вопрос классу: какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах?
III. Изучение нового материала.
1. Дальнейшие крестовые походы.
Слово учителя. Проходят годы после первого крестового похода: Государства крестоносцев начинают терять свои позиции, так как мусульманам удается отвоевать Эдессу, между собой новые христианские государства враждуют. А в XII в. мусульмане объединяются в одно сильнейшее государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии, Сирия. Во главе него стоял египетский правитель - Салах ад-Дин (запись в тетради и на доске).
В 1187 г. Салах ад-Дину удалось разгромить крупные силы крестоносцев у Тивериадского озера близ Иерусалима и осадить город. Осада Иерусалима длилась 6 дней.
2. Просмотр фрагментов художественного фильма "Царство небесное" о взятии Иерусалима мусульманами. Дискуссия с учащимися об идее и смысле художественного фильма.
3. Работа с датами на доске и в тетради.
4. 3-й и 4-й крестовые походы.
Третьим крестовым походом крестоносцы-феодалы пытались обратно вернуть Иерусалим. Возглавили его три европейских короля: Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август и Ричард I Львиное Сердце. Этот поход сопровождали бедствия: сначала утонул Фридрих, потом в разгар войны поссорились Филипп и Ричард, поход закончился неудачей. Но Ричард смог захватить порт Акру и добиться небольших уступок от султана - за крестоносцами остался кусочек Средиземноморья и 3 года разрешено посещать Иерусалим паломникам.
Четвертый крестовый поход показал настоящую сущность, причину всех крестовых войн.
Крестоносцы собрались отправиться в Египет морем, но венецианский дож - правитель - Энрико Дандоло за услугу переправы на кораблях уговорил крестоносцев вмешаться в дела Византии с целью ослабить торгового конкурента на Востоке. Папа Иннокентий III поддержал идею. В 1203 г. крестоносцы осадили Константинополь, посадили на престол Исаака II, но он не смог отблагодарить крестоносцев, тогда в 1204 г. они штурмовали Константинополь и разграбили его (дискуссия с учащимися об истинной причине крестовых походов).
5. Детские крестовые походы.
В деревне Клойе во Франции был пастушок Стефан, глубоко верующий человек. Однажды к нему подошел странник и вручил "послание небес". Странник велел мальчику отнести письмо французскому королю. Стефан и его друзья отправились в поход. По дороге к ним присоединилось много детей. Они шли с крестами и свечами в руках, монотонно распевая молитву. Но король отказался присоединиться к походу и сказал, что они должны быть послушными и вернуться домой.
В этом же 1212 г. дети Германии пошли в поход во главе с мальчиком Николосом. Но, добравшись до Италии, они были ограблены или убиты, умерли от голода. Большая часть детей утонула во время бури, а другая часть была продана в рабство. Вот так бесславно закончились детские походы.
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, зачем дети шли в походы? Были ли у них такие же хищнические интересы как у взрослых?
6. Конец крестовых походов и их последствия.
8-ой поход был направлен в северную Африку и тоже стал неудачным. Во главе войска крестоносцев стоял Людовик IX Святой - французский король. И вдруг у стен крепости разразилась эпидемия чумы. Христианские лекари искали европейские травы, которыми можно было спастись, но не нашли. И вот им попался яркий алый цветок, словно кровь разлилась по его лепесткам. Отвар из него спас немало рыцарей, но король умер от болезни. Этот цветок находится в черном ящике (назовите его).
После 8-го похода на призывы папы феодалы перестали откликаться. Таким образом, к концу XIII в. перестала существовать Иерусалимское королевство.
Какими же были последствия крестовых походов:
- Что принесли крестовые походы народам-мусульманам, византийцам?
- Посмотрите раздаточный материал: в крестах зашифрованы последствия крестовых походов, это в основном то, что принесли крестоносцы в европейскую жизнь от мусульман. Попробуйте сформулировать последствия крестовых походов.
- Почему эти последствия помещены в красные кресты, как вы думаете?
IV. Заключительная часть.
Слово учителя: таким образом, "Гроб Господень" остался за "неверными". Эта утрата сопровождалась огромными жертвами, навеки оставшимися в святой земле. Но вместе с вернувшимися крестоносцами в Европу пришли новые знания и мастерство, ветряные мельницы, тростниковый сахар, обычаи гигиены. Так, многим поделившись и забрав в уплату тысячи жизней, Восток не уступил ни шагу Западу. Великая битва, длившаяся двести лет, завершилась в ничью.
1. Тестовое задание "Крестовый походы".
1. Начало крестовых походов.
- 1212 г.;
- 1096 г.;
- 1099 г.
2. Истинная цель крестовых походов.
- освободить "гроб Господень";
- обратить мусульман в христианство;
- захватить богатые земли Востока.
3. Детские крестовые походы.
- 1099 г.;
- 1204 г.;
- 1212 г.
4. равитель мусульманского государства, захвативший Иерусалим.
- Алладин;
- Салах ад-Дин;
- Харун ар-Рашид.
5. Город, который послужил "яблоком раздора" между христианами и мусульманами.
- Константинополь;
- Генуя;
- Иерусалим.
2. Чайнворд (дополнительное задание).
1). Правитель мусульман, отвоевавший Иерусалим, захваченный крестоносцами.
2). Церковная десятина.
3). Индульгенция.
4). Что научились выращивать крестоносцы на Востоке?
3. Подведение итогов урока.
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
18 03 2024 17:57:30
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...
17 03 2024 21:49:50
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
16 03 2024 8:30:18
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне. ...
15 03 2024 1:34:55
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
14 03 2024 2:44:54
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
13 03 2024 7:49:36
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
12 03 2024 23:32:10
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
11 03 2024 4:26:38
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
10 03 2024 12:15:16
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
09 03 2024 4:54:30
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
08 03 2024 11:38:58
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления. ...
07 03 2024 17:26:55
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
06 03 2024 8:27:47
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
05 03 2024 14:30:17
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
04 03 2024 20:30:41
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
03 03 2024 17:20:38
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
02 03 2024 23:43:51
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...
01 03 2024 18:25:28
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
29 02 2024 13:31:12
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом. ...
28 02 2024 6:37:27
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
27 02 2024 13:37:39
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку. В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
26 02 2024 22:58:55
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
25 02 2024 14:24:58
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
24 02 2024 14:51:54
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
23 02 2024 17:15:50
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
22 02 2024 18:17:18
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
21 02 2024 15:24:13
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
20 02 2024 15:55:17
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
19 02 2024 20:14:45
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
18 02 2024 9:37:59
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
17 02 2024 13:37:22
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
16 02 2024 16:28:51
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
15 02 2024 7:34:22
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
14 02 2024 8:46:32
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
13 02 2024 12:38:33
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций". ...
12 02 2024 12:53:36
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
11 02 2024 23:32:58
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
10 02 2024 8:58:18
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
09 02 2024 1:12:50
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
08 02 2024 6:33:14
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...
07 02 2024 0:55:19
Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....
06 02 2024 23:12:12
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
05 02 2024 15:35:52
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
04 02 2024 17:46:45
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
03 02 2024 3:38:22
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...
02 02 2024 13:45:36
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...
01 02 2024 12:24:28
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов". ...
31 01 2024 9:58:56
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
30 01 2024 15:28:13
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
29 01 2024 10:47:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::