Путешествие в Древнюю Финикию. 5-й класс
Цели образовательные:
- повторить и обобщить изученный материал по истории древнейших государств Востока;
- познакомиться с государством Восточного Средиземноморья, Древней Финикией;
- определить вклад финикийского народа в культуру народов мира.
Цели коррекционные:
- развитие внимания, скорости выполнения задания (тестовые сигнальные задания);
- развитие основных мыслительных функций: анализа, синтеза;
- развитие логического мышления;
- коррекция зрительной перцепции;
- развитие моторики.
ЗУН:
- уметь работать с картой (реконструкция);
- уметь анализировать, обобщать;
- знать географическое положение, природные условия государства Финикия; занятия и особенности жизнедеятельности финикийцев;
- определять какой вклад в культуру народов мира внесли финикийцы.
Оборудование:
- экран;
- компьютер;
- проектор:
- сигнальные карточки;
- финики (плоды);
- красочный тканевый мешочек;
- стеклянные шарики;
- пурпурная краска;
- раздаточный материал "испорченная карта".
Ход урока
I. Организационный момент. Во вступительном слове учитель настраивает, мотивирует учащихся на активную работу в течение всего урока, знакомит с планом урока.
II. Повторение.
1. Слово учителя: В этом году на уроках истории мы с вами познакомились с некоторыми древнейшими государствами Востока. Подумайте, о каких народах и государствах идёт речь. Объясните свой ответ.
Презентация.
На экране проецируется ряд слайдов (упражнения на синтез и анализ):
Слайд 1-3.
2. Составьте предложение, используя слова: глина, клинопись, таблички. Слайд 4.
3. Найдите спрятанные слова, связанные с одним из древнейших государств:
МТУРВАВИЛОНИЯХОРЗЧТЗХАММУРАПИЛВГ
Слайд 5.
4. Следующее тестовое задание предлагается в качестве фронтальной проверки знаний.
У учащихся на столах сигнальные карточки с цифрами. Выполняя следующие тестовые задания, ребята поднимают правильно выбранный номер ответа, учитель в своей карте фиксирует ответы учащихся. Слайд 6-10.
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя: Ребята, сегодня нам предстоит совершить путешествие в страну, название которой спрятано в теме нашего урока. Помогите отгадать! Слайд 11.
Запись на доске: |
Первая часть слова - сладкие плоды Египта и Двуречья, косточки плодов в Двуречье использовали в качестве топлива. Что это?
Вторая половина названия - ребус: Молодцы!
Наша тема: Древняя Финикия (угощение ребят финиками).
2. На экране проецируется карта Финикии. Слайд 12. Учитель рассказывает о географическом положении и городах Финикии, после чего учащимся раздаются поврежденные (обожженные) карты, где отсутствуют различные фрагменты в большей, или в меньшей степени (разноуровневые задания). На данном этапе ребята занимаются "реконструкцией" карты.
3. Слово учителя: Финикийцы были отличными мореплавателями. А чем они занимались, плавая по морям? (торговлей). Финикийские купцы вели оживленную и очень выгодную торговлю по всему Средиземному морю. Город Библ поддерживал торговые связи с Египтом. В этом городе греки покупали материал для письма - папирус (по-гречески библос). Отсюда позже произошло название священной книги христиан - Библия, означающее "книги", а также слово "библиотека". Финикийские мореплаватели, в тех землях, где вели торговлю основывали поселения - колонии, которые впоследствии превращались в богатые, многолюдные города (на экране карта "Финикийские колонии"). Слайд 13.
4. Дальние путешествия не помешали им стать великими изобретателями. В нашем "мешке секретов" хранится самое популярное изобретение человечества, которое используется нами ежедневно. Вот, что рассказывает нам легенда о появлении этого предмета. (Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988, с.98.)
Однажды финикийский торговый корабль, на котором везли соду, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней взяли куски каменной соды. Когда готовился обед купцы обратили внимание на то, что на огне сода стала плавиться, и, смешиваясь с песком и paкушками превращалась в струи прозрачной жидкости. Что это за жидкость? О каком изобретении идёт речь? (стекло)
Финикийцы одними из первых научились делать прозрачное стекло.
На экране появляются изображения финикийских изделий из стекла. Слайд 14. Учитель вынимает из мешочка стеклянные шарики и раздаёт ребятам.
5. Проводится физминутка: массаж ладоней, пальцев рук с помощью шариков.
6. Слайд 15. О втором "секрете в мешке" древняя легенда рассказывает такую историю (Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.:Просвещение, 1990, с.36-38.) (на экране появляется слайд по мотивам легенды):
После третьего дня, бушевавшей бури бедный мельник осмелился выйти из своей хижины на морской берег. Издалека он увидел великана, гуляющего с огромной собакой. Навстречу великану шла прекрасная женщина, подобная богине. Услышав диалог великана и красавицы, мельник понял, что встретились бог Мелькарт и нимфа Тиро - покровители города Тира. Пока бог и нимфа беседовали, собака брела по следам своего господина, вынюхивая берег. Вдруг пёс опустил морду, что-то схватил, хрустнул и завыл, катаясь по земле. Мелькарт, желая помочь собаке, раскрыл пасть и мельник увидел, что она кроваво-красная. Бог ударял собаку по шее и не успокоился, пока та не проглотила предмет, застрявший в горле. Нимфа Тиро, восхищаясь испачканной окраской пасти собаки, стала просить Мелькарта окрасить свой хитон в такой же цвет. Мельник подсмотрел, что Мелькарт что-то собирает на берегу. Когда бог заставил нимфу снять хитон, мельник закрыл глаза, так как знал, что cмepтные увидев нимфу обнаженную, превращаются в камень. А когда он открыл глаза, Мелькарт, Тиро и пёс были уже далеко, а на нимфе сверкал хитон цвета заката.
Мельник кинулся к берегу и понял, как бог окрасил хитон: на берегу валялись раздавленные paковины, которые разгрыз пёс. Взяв дома мешки, мельник насобирал морские paковины и, принеся домой, перемолол их на мельнице, получив драгоценное изобретение.
Ребята! Так что же находится в "секретном мешочке"? (пурпурная краска). Существует мнение учёных, что название Финикия означает "пурпурный".
7. Торговля требовала ведения быстрых записей. Иероглифы и клинопись, с которыми вы уже познакомились, для этого не годились, так как были сложны, поэтому финикийцы стали создавать такую систему, которой можно было овладеть. И они изобрели то, чем мы пользуемся с первого класса! (алфавит). У финикийцев он состоял из 22 знаков - букв, которые обозначали уже не слово, а один звук.
Рассмотрев на экране алфавит финикийцев, учащиеся должны найти, чего в нём не хватает (в нём нет гласных). Слайд 16.
8. Учитель предлагает ученикам в конце тетради продолжить заполнение таблицы "Изобретения мира", дополнив её финикийскими изобретениями.
9. На следующем этапе учащиеся читают текст учебника о финикийских разбойниках-работорговцах.
IV. Закрепление
- Как мы сможем схематично зарисовать Финикию в тетради?
- Какой вклад в мировую культуру внёс финикийский народ?
- Перечислите основные города Финикии, назовите занятия финикийцев.
Домашнее задание:
- составить ребус, кроссворд по теме;
- придумать и нарисовать эмблему Финикии.
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
03 12 2023 2:45:18
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
02 12 2023 11:58:32
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
01 12 2023 5:13:55

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
30 11 2023 1:36:13
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
29 11 2023 11:52:56
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
28 11 2023 3:31:10
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
27 11 2023 16:33:24
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
26 11 2023 5:55:13
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
25 11 2023 15:13:22
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
24 11 2023 1:44:13
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
23 11 2023 11:40:54
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
22 11 2023 18:24:38
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
21 11 2023 1:40:22
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
20 11 2023 23:30:42
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
19 11 2023 4:13:54
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов.
...
18 11 2023 14:21:18
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
17 11 2023 5:48:49
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
16 11 2023 20:16:21
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей.
...
15 11 2023 20:32:47
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
14 11 2023 23:59:30
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
13 11 2023 12:54:38
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
12 11 2023 15:55:30
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
11 11 2023 23:27:53
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
10 11 2023 1:24:43
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения.
...
09 11 2023 3:23:36
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
08 11 2023 2:34:41
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
07 11 2023 4:37:55
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
06 11 2023 22:40:42
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
05 11 2023 9:41:19
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
04 11 2023 23:30:20
На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....
03 11 2023 7:46:12
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
02 11 2023 16:44:12
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
...
01 11 2023 0:45:26
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
31 10 2023 10:20:15
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
30 10 2023 20:29:37
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
29 10 2023 11:14:53
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
28 10 2023 0:12:35
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших.
...
27 10 2023 5:58:38
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
26 10 2023 0:27:14
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
25 10 2023 13:30:15
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
24 10 2023 7:30:32
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
23 10 2023 0:29:27
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
22 10 2023 12:56:48
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
21 10 2023 13:29:38
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования.
...
20 10 2023 3:26:45
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br>
Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p>
...
19 10 2023 6:12:22
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
18 10 2023 18:38:27
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье.
...
17 10 2023 20:42:25
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала.
...
16 10 2023 13:27:43
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
15 10 2023 22:24:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::