Великая Отечественная война в судьбе малой родины
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодёжь. Современное падение нравов это страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твёрдые основы нравственности, духовности, патриотизма. Поэтому бессильны становятся подчас родители, школа, правоохранительные органы и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. В этих условиях учителя находят в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнить задачу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Педагогический коллектив Подгорненской средней школы, в котором я работаю 18 лет учителем истории и обществознания, использует все имеющиеся возможности для плодотворной воспитательной работы в этом направлении. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству. Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории. Одним из главных моментов является изучение истории малой Родины. Изучение истории родного края воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга, память о предках -историческую память, национальное самосознание, преемственность в делах семейных, государственных на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости.
Одним из приоритетных направлений можно назвать изучение истории Великой Отечественной войны на примере участия в ней жителей станицы. Региональные исследования о Великой Отечественной войне призваны показать учащимся незабываемый с годами героизм и патриотизм жителей нашей станицы, роль и значение отдельной личности в общем ходе войны; обратить внимание учащихся на то, что лучшие нравственные качества, проявленные нашими соотечественниками, и совершенный ими подвиг не могут и не должны быть девальвированы в нашей памяти. Воспитательное значение региональных исследований велико, ибо задачи, поставленные в исследовании, еще раз обращают внимание молодежи к героизму и патриотизму предков, к лучшим традициям нашего народа. А когда речь идет о жителях станицы, в которой они проживают, может быть даже о их родственниках.
Цели и задачи региональных исследований состоят в следующем:
- приобщить учащихся к истории своей страны, малой Родины;
- расширить знания учащихся по истории Великой Отечественной войны;
- сформировать целостное представление о месте и роли их земляков в Великой Отечественной войне;
- совершенствовать методы проектной и исследовательской работы учащихся.
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации. В течение ряда лет учащиеся средней общеобразовательной школы № 20 станицы Подгорной Ге opгиевского района, под руководством Монаковой Ирины Руслановны принимают участие в туристско-краеведческом конкурсе “Отечество”. Неоднократно учащиеся становились дипломантами данного конкурса. В 2009-2010 учебном году учащаяся 10А класса Поротова Елена стала лауреатом данного конкурса, в краевом этапе Елена заняла первое место. В 2010-2011 учебном году защищала честь края на Всероссийских краеведческих чтениях юных туристов краеведов и стала дипломантом.
В районе впервые учащимися была поднята проблема детей войны, как свидетелей этого чудовищного периода в истории нашей страны.
Дети войны. Такого понятия ни в лексиконе, ни в общественном сознании, ни в специальных программах, связанных с памятью о Великой Отечественной войне не было пpaктически до 1995 года.
Когда с годами число ветеранов Великой Отечественной войны неумолимо сокращается, тогда и приходит мысль о так называемом втором поколении войны – подростках и детях. На их слабые плечи легла непосильная ноша испытаний грозных военных лет. Они – не только свидетели, жертвы, но и активные участники событий, многие из них – полноправные защитники Родины.
С годами подвиг военного детства был несправедливо предан забвению. Мы сочли своим долгом восстановить историческую справедливость, сделать хотя бы первые шаги в этом направлении. Мы считаем необходимым воздать по заслугам самим детям войны и пробудить в сердце и сознании юных современников интерес, уважение, любовь и благодарность к своим дедушкам и бабушкам, прадедушкам и пpaбабушкам.
Актуальность темы заключается в том, что урок, который следует усвоить молодёжи – необходимость обеспечения неразрывной связи поколений, усвоения опыта, передаваемого нам теми мудрыми людьми, которые, пережив войну, стремятся уберечь нас от новой.
Дети войны – это целая героическая легенда, неотъемлемая от великой народной эпопеи Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Мы не можем, не должны обойти памятью их поколение. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, пионерском лагере, на переднем крае и глубоком тылу. Какие они - уже поседевшие, пожилые люди, пережившие в юном возрасте немецкую оккупацию:
Горин Виктор Фёдорович – родился в 1933 году в Кемеровской области, поселке Заково. Педагог, всю свою жизнь посвятивший детям. Именно его воспоминания легли в основу нашей работы. Полуголодное, полное лишений детство. Несмотря на все это Виктор Федорович до сих пор полон оптимизма.
Кутейников Александр Ге opгиевич – родился в станице Подгорной в 1935 году. Очень ярким воспоминанием о войне являются воздушные налеты немецкой авиации на город Ге opгиевск с целью уничтожения железнодорожных путей. Сначала войны отца забрали на фронт и маленький Саша остался главным помощником в семье.
Годы войны были тяжелыми для подгорненских ребятишек. Чтобы помочь семье, они ходили в лес за ягодами и фруктами, собирали кизил, дикие груши. В 1943 году начал обучение в школе. В школе было очень холодно, дети сидели в верхней одежде, снимая только головной убор.
Огарков Михаил Дмитриевич – родился в станице Подгорной в 1935 году. Очень хорошо помнит период оккупации, который длился шесть месяцев с августа 1942 года по январь 1943 года. Когда гитлеровцы вошли в станицу, многие жители были парализованы страхом. Оккупанты стали устанавливать свои порядки, ввели комендантский час.
По словам Огаркова Михаила Дмитриевича: ”Несмотря на все трудности бытия, мы с удовольствием ходили в школу, прилежно учились, помним всех своих одноклассников и учителей”.
Никифорова Мария Андреевна – родилась в станице Подгорной в 1924 году. С началом войны ребят постарше, женщин и стариков забирали рыть окопы в селе Отказном. Немцы пришли в станицу в начале августа 1942 года. Расположились по дворам.
В нашем доме проживало человек 10 немцев. Забирали всё: от яиц до молока и мяса, выгрeбли из сундуков всё зерно. Были ужасно боязливыми, опасались вшей, поэтому обмазывались специальными мазями с сильнодействующим запахом.
Во время отступления захватчики оставили часть техники и инвентаря, так как бежали. Мы со слезами радости на глазах встречали наших освободителей.
Как пишет в заключении наша ученица: “Как-то я, рассматривала в журнале старые фотографии наших солдат, дошедших до Берлина. У всех потрепанные воинские гимнастерки, у всех счастливые молодые лица. Трудно сказать, о чем они думают – но ясно, что не о тяжести пройденного пути: у всех улыбка на устах и в глазах неистребимая вера в грядущее. Только с этой верой и можно было пройти тот путь, без неё он был бы непосилен.
Как дальше сложится жизнь – не знал никто, но после свирепого ужаса войны жизнь в будущем не могла не казаться сплошным праздником. Раны заноют завтра, контузии схватят за горло потом, осознание разорения, неимоверности потерь придет позже. А сейчас жизнь обещает им быть лазурной. Ведь отстояли, победили, выжили.
Так и дети, пережившие войну. С победой перед ними открывалось счастливое, светлое будущее, в котором осуществятся все заветные мечтания”.
Великая Отечественная война и современное развитие – это этапы, ступени единого всемирно- исторического процесса. В прошлом коренятся черты настоящего, в нем закладываются предпосылки дальнейшего развития исторического процесса.
Особое место занимает урок, который является одновременно и утверждающим и обязывающим, и напоминающим: это сила патриотизма, готовность к защите Родины – на фронте, у станка, на школьной скамье. О патриотизме важно напомнить сегодня.
Как в годы Великой Отечественной, так и теперь, патриотизм – огромная сила в укреплении единства общества, формировании общенациональной идеи, решении экономических, социально-политических, правовых и других насущных проблем. Все мы вышли из прошлого, в котором наши прадеды защищали Родину, строили и укрепляли страну.
Задача нашего исследования оказалась совсем непростая. Если ветераны Великой Отечественной войны имеют свои организации, советы и даже структуры, то здесь перед нами оказался в полном смысле слова, белый лист. Тем не менее, встреча состоялась. Для нас стало чрезвычайно важным и значительным то, что отчетливо была обозначена забытая категория народа–победителя – дети войны.
Впереди предстоит ещё долгая многоплановая работа: популяризация самой идеи среди детей и взрослых, поисковые походы, активизация семей, утверждение нового в нравственной жизни школы, создание общественного формирования подростков. Есть, конечно, и творческий замысел, и просто человеческая мечта о создании новой традиции встреч детей войны и детей настоящего времени. Большая часть из поставленных целей уже выполняется. Ребята из нашей школы, начиная от младших школьников и заканчивая старшеклассниками, неоднократно проводили и проводят так называемые “Неслучайные встречи” не только с ветеранами Великой Отечественной войны, но и с представителями того поколения, кто в годы войны являлся их сверстниками, детьми войны. Ребята стараются оказать посильную помощь пожилым теперь уже людям: помогают выполнить посильную работу по дому, поздравляют с праздниками. Ведь немного участия и человеческого тепла - вот что нужно нашим “невоевавшим ветеранам”. А дети имеют возможность узнать о войне не из книг, а от непосредственных очевидцев.
В работе “ Память сердца” мы пытались поднять проблему патриотического воспитания. Мы говорим о том, что в нашу жизнь возвращается понятие “патриотизм”. Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики, отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Это понятие тесным образом связано с уважением истоков своей семьи. Сегодня речь должна идти в первую очередь о возрождении российских нравственных ценностей, укреплении института семьи. Семья была и остается главной сферой становления духовности. Духовность в этой связи рассматривается во взаимосвязи с генеалогической культурой. Способности, талант и лучшие качества в человеке не появляются из ниоткуда - они передаются по наследству.
Целью исследования ученица нашей школы Поротова Елена ставила: собрать материалы о члeнах своей семьи, являющихся участниками глобальных или локальных войн или отдавших долг своей Родине через службу в рядах Вооруженных Сил страны. Работа обусловлена осознанием обществом необходимости духовно-нравственного, патриотического воспитания. Патриотические идеалы и ценности требуют воспитания чувства достоинства, самоуважения и ответственности.
Целесообразным становится формирование на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности. Важно, в новых условиях, стремиться сохранять традиции своей семьи, помнить своих прадедов и передавать эту информацию из поколения в поколение, чтобы не потерять важную связующую нить между ними.
Все региональные исследования проводятся в станице Подгорной.
Поскольку описание не дает целостной и яркой картины, в работы ребята включают фотографические снимки, их копии, репродукции.
Естественно, что при поиске материалов возникает ряд трудностей: мало фотографических материалов, относящихся к периоду войны, находится в семейном архиве, в станице мало архивных материалов, относящихся к данному периоду. И тем не менее, ребята находят материалы и изучая историю войны поражаются ее влиянию на судьбу нашей страны.
Мы говорим о том, что в истории нашей страны не было более трагического испытания, чем война, начавшаяся 22 июня 1941 года. Задуманная, как война на истрeбление, она поставила вопрос о нашем историческом выживании.
На первый план выдвинулись следующие задачи: пробуждать патриотизм и вдохновлять армию героическими примерами.
Преступления нацистов на оккупированной территории пробуждали ненависть к захватчикам. Эта ненависть накапливалась, возрастала и – в сочетании с постепенно усиливавшейся верой в конечный успех – становилась мощным стимулом воевать самоотверженно, стойко.
Очень важно в условиях изменяющегося мира не забывать о вкладе любой семьи в нашей стране в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
Так в работе “Память сердца” Елена останавливается на двух персоналиях ее семьи. Вот выдержки из её работы: “Когда загремели первые залпы войны не остались в стороне и мои прадедушки – Поротов Семен Иванович и Мальцев Федор Трофимович. Поротов Семен Иванович.
Семен Иванович воевал под Сталинградом. В февральские дни 1943 года на берегах Волги была одержана великая победа, положившая начало коренному перелому в войне. Когда фашисты прорвались к реке Волге севернее Сталинграда и пытались ринуться на город, мужественно отражали их атаки “сталинградцы” и советские воины, среди которых был и мой прадедушка Семен Иванович. А погиб Поротов Семен Иванович, как нас стало известно, в ходе наступления Юго-Западного и Донского фронтов в декабре 1942 года.
Другой мой прадедушка Мальцев Федор Трофимович был призван в армию с начала войны. Его отправили на Дальний Восток, где он и принял присягу на верность служения Отечеству, на специальных курсах получил военную профессию стрелка-радиста боевых самолетов. По стечению обстоятельств Федор Трофимович был отправлен на защиту Сталинграда. Конечно, на этом фронте они не встретились, мои два прадедушки, но оба героически сражались. Разница лишь в том, что один так и остался лежать в земле Сталинграда, а другой продолжал дело защиты Отчизны, неся это бремя за двоих.
Мною движет простое уважение к исторической истине. Судьба Второй мировой войны решилась на русских полях, а не в африканской пустыне и не на тихоокеанских атоллах. Я принадлежу к поколению, детство которого пришлось на конец ХХ века. Я не была свидетелем войны и восстановительного периода, а также репрессий и строек первых пятилеток. Но мои близкие родственники, мои прадедушки и дедушки видели все это, и не только видели, но и были участниками всего перечисленного.
Мне отрадно осознавать, что свой вклад в дело победы внесли и мои прадеды, став примером для своих детей, внуков и правнуков. Служение Отечеству в нашем роду – дело чести”.
Одна из ученических краеведческих работ была посвящена истории казачества станицы Подгорной. Часть истории казачества непосредственно связана с Великой Отечественной войной. В ней говорится о создании добровольных сотен. На сборные пункты казаки прибывали на колхозных лошадях со своим обмундированием и холодным оружием. Вновь сформированные части были слабо вооружены. У них не было дивизионной артиллерии, танков, противотанковых и зенитных средств, подразделений связи и саперов. В боях с хорошо вооруженным противником они несли большие потери. Были случаи, когда комaндование посылало казаков в атаку на вражеские танки в конном строю. В листовках военного времени можно прочитать о героизме казаков: “Они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые цели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками зажигательной смесью”. Не упоминалось только о потерях, которые они при этом несли.
В 1943 году кавалерийские дивизии стали объединять с танковыми частями. Так появлялись конно-механизированные группы. Они обладали большой подвижностью и успешно использовались во время наступательных боев Красной Армии. В это время атаки в конном строю были крайне редки. Как средство передвижения использовали в основном лошадь, в бою же кавалеристы, как правило, спешивались и действовали как обычная пехота.
Наряду с кавалерийскими были сформированы “пластунские дивизии”, которые также героически сражались с врагом. За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получили звания гвардейских. Вместе с другими – победоносными полками Красной Армии казачьи части – прошли по Красной площади во время Парада Победы 24 июня 1945 года.
Человек… А что значит быть человеком? Как прожить жизнь, чтобы не бояться смотреть людям в глаза? Вопросы без ответа, но на них мы отвечаем ежедневно и ежечасно.
Прошла годовщина празднования Дня Победы. Прошло много лет, сменились поколения, что-то подвергается едкому скепсису, но если есть в нашей жизни что-то настоящее, так это то, что мы выиграли в самой жестокой из войн, во Второй мировой войне. Наши воины победили, отомстив за униженные жертвы Порт-Артура и Брест-Литовска, за погибших в окружении под Киевом и Вязьмой, за угасших от голода в Ленинграде, за сброшенных в Бабий Яр, за повешенную школьницу Зою, за выбитых напрочь войной призывников 1920-х годов рождения, за не жалующихся наших соотечественников, которых постигла лихая судьба в ХХ веке.
Мы никогда не победили бы, если бы приказы Родины не восприняли как свои солдат в окопах, летчик в небе, танкист.
Нам отрадно осознавать, что свой вклад в дело победы внесли жители нашей станицы, деды и прадеды, став примером для своих детей, внуков и правнуков. Служение Отечеству для жителей нашей станицы – дело чести.
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
09 08 2022 10:27:58
При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку.
...
08 08 2022 16:17:35
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
07 08 2022 18:25:22
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
06 08 2022 9:18:31
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
05 08 2022 19:23:25
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси.
...
04 08 2022 10:36:54
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
03 08 2022 8:53:50
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
02 08 2022 9:36:21
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей».
...
01 08 2022 14:24:21
Урок является завершающим в теме “Феодальная раздробленность на Руси”, на изучение которой отводится по программе 7 учебных часов. Урок тесно связан с предыдущими, так как работа строится на основе знаний учащихся, полученных прежде. Также прослеживается связь данного урока с последующими уроками, так как монголо-татарское иго на Руси еще сохранялось, и об этих событиях речь пойдет на следующих уроках....
31 07 2022 11:55:55
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
30 07 2022 21:11:35
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
29 07 2022 11:31:29
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
28 07 2022 18:27:26
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
27 07 2022 15:35:48
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
26 07 2022 1:15:34
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
25 07 2022 18:36:28
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
24 07 2022 14:22:27
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
23 07 2022 21:14:27
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа.
...
22 07 2022 23:16:44
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
21 07 2022 9:38:30
Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею «Волжской-Днепровской флотилий». Проблема урока – «Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....
20 07 2022 12:32:47
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США.
...
19 07 2022 10:36:52
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
18 07 2022 23:46:25
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
17 07 2022 9:29:25
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
16 07 2022 14:21:18
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
15 07 2022 13:47:58
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.
...
14 07 2022 13:31:11
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
13 07 2022 13:28:19
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
...
12 07 2022 13:13:55
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
11 07 2022 8:36:41
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
10 07 2022 7:57:38
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
09 07 2022 6:44:52
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
08 07 2022 15:59:36
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
07 07 2022 22:20:26
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
06 07 2022 4:40:25
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
05 07 2022 0:34:11
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий.
...
04 07 2022 22:59:58
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
03 07 2022 8:58:50
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
02 07 2022 0:56:18
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
01 07 2022 14:12:10
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
30 06 2022 16:17:49
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
29 06 2022 5:33:47
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
28 06 2022 18:42:49
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
27 06 2022 2:46:25
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
26 06 2022 15:52:44
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
25 06 2022 17:16:52
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
24 06 2022 7:34:27
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
23 06 2022 10:11:19
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
22 06 2022 9:11:21
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
21 06 2022 11:21:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::