Межпредметный урок (история + французский язык) "Наполеон Бонапарт — гений или авантюрист на французском троне?" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Межпредметный урок (история + французский язык) "Наполеон Бонапарт — гений или авантюрист на французском троне?"


    Межпредметный урок (история + французский язык) "Наполеон Бонапарт — гений или авантюрист на французском троне?"

«Самое благородное, равно как и самое полезное занятие — содействовать распространению человеческих знаний и идей».
Наполеон.

Цели урока:

  1. Образовательная: актуализировать понятия Директория, империя, наполеоновские войны, континентальная блокада, «Великая армия», авантюризм, гениальность, организовать учащихся на создание собственного образовательного продукта.
  2. Развивающая: развивать умения составлять развёрнутый ответ по аналогии, анализировать, сравнивать и делать выводы; побуждать учащихся к рефлексии, анализу полученного результата, формулировке выводов и обобщений, логико-смысловых моделей; развивать творческие способности при создании компьютерных презентаций, использовать новые информационные и телекоммуникационные технологии в учебном процессе; развивать мотивацию учащихся к изучаемым предметам.
  3. Воспитательная: воспитывать у учащихся уважительное отношение к великим личностям мирового значения, к истории и культуре страны изучаемого языка, используя выразительные средства французского языка.
  4. Социализация: создать проблемную ситуацию, в которой будет обнаружено противоречие, развивать умение ретрaнcляции, т.е. умениеусваивать и осмысливать исторический и культурный опыт эпохи Наполеона I, развивать видение разных перспектив исторического развития.

Оснащение урока:ПК и мультимедийный проектор, фонограммы: «Третья (Героическая) симфония Людвига Ван Бетховена», романса на стихи М. Цветаевой «Генералам 12 –го года», раздаточный материал к уроку, электронная версия интеллектуальной игры «Своя игра».

Ход урока

Вступительное слово: Сегодня мы представляем вам третий урок в системе интегрированных уроков-погружений. Сегодняшний урок посвящён личности Наполеона Бонапарта. Желаем вам приятных открытий и впечатлений.

На фоне слайдов звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

«Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?
Зачем потух, зачем блистал,
Земли чудесный посетитель?»

I. Учитель истории: Сегодня нам предстоит погрузиться в Европу,

прежде всего во Францию начала XIX века, историческая судьба которой зависела от такой знаковой фигуры как Наполеон Бонапарт. Солдаты ласково называли его «маленький капрал», а европейские правители трепетали только от одного его имени. К 1819 году он достиг пика военной славы, что позволили Е.В. Тарле написать следующие строки: «Война была настолько его стихией, что когда он готовил её или вёл, то всегда производил впечатление человека, живущего полной жизнью».

В ситуации погружения нам предстоит разобраться, как сочетался авантюризм и гениальность в хаpaктере Наполеона, которые позволили сыну небогатого корсиканского дворянина Карло Буонапарте стать французским императором. Чтобы решить проблему, заданную в теме урока, мы рассмотрим три сюжета погружения:

  1. Война, армия (Это главное дело его жизни).
  2. Внутренняя жизнь Франции (Именно здесь «засияла истинная слава» Наполеона).
  3. Дела семейные (Именно здесь замешивается тесто, из которого будет вылеплена судьба человека).

Конечно, бессмысленно погружаться в эпоху, если пройти мимо того, что нам, нынеживущим, оставила эта эпоха, в чём она продолжается в нас.

Выберите из следующих фактов примеры гениальности и авантюризма:

  • Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию.
  • Строительство Эйфелевой башни в Париже.
  • Появление ложных правителей, например «Лжедмитрий I».
  • Леонардо да Винчи.
  • Вольфганг Амадей Моцарт

Учитель истории: Что же такое авантюризм, гениальность?

Ответы детей:__________________________

Вывод: Итак, можно сделать вывод о том, что гениальность и авантюризм – это две стороны одной медали. В лучших жизненных условиях проявляется гениальность. В худшем случае - интеллектуальный авантюризм, гипертрофированная независимость мнений, ложное чувство гениальности, неуправляемость поведения.

II. Учитель истории: Рассмотрим условия, сделавшие возможным взлёт карьеры Наполеона.

Ответы детей: ____________________________

Учитель истории: Приведите примеры, в которых Наполеон проявлял себя и как гений и как авантюрист. (План освобождения Тулона, его личное участие в сражении, чин генерала в 24 года, шёл напролом, желая быть замеченным, отказ от предложения О. Робеспьера стать начальником Парижского гарнизона, отказ подавить восстание в Вандее, согласие подавить мятеж роялистов, оценив таким образом свой статус военного, сближение с Барассом, первый поход в Италии с армией «босоножек», инициатива при подписании мира во время первой итальянской кампании, собственноручное изготовление карт местности, где предполагалось сражение, детальное изучение «противника», победа в Италии, египетский поход, где он искал столкновения с Англией, не имея сильного флота, не разбираясь в морском деле; Но просчитав, что Директория не в состоянии контролировать ситуацию, бросает армию, добирается до Парижа. Провозглашение первым консулом).

Сам Наполеон своё становление как полководца относит ко времени первого итальянского похода. В связи с этим объясните фразу Наполеона: «Мы начинались с Монтенотто».

Ответы детей:___________

Учитель истории: Итак, мы подошли к первому сюжету «Война, армия Наполеона». Слово для защиты проекта по этой теме предоставляется группе учащихся.

(Путь от армии «босоножек» до «Великой армии». Роль маршалов в этом пути.

В чём авантюризм и гениальность Наполеона просматривается в этой теме?

+ Лично вёл подбор маршалов, умеет рассмотреть таланты, создал условия для личностного роста…

- Набирал людей без образования, по принципу личной храбрости, преданности ему, позволял им бурную жизнь, баловал их материально, стремился к мировому господству, неумение вовремя остановиться, попытка «дважды войти в одну воду», безрассудный риск…) (Презентация 1)

Учитель истории: Что можно сказать в итоге по данной сюжетной линии: гений Наполеон или авантюрист?

Ответы детей:___________________

Романс «Генералам 12 года» на стихи Марины Цветаевой.

III. Учитель французского языка: перейдём ко второй сюжетной линии:

«Внутренняя жизнь Франции при Наполеоне». (Обучение по фрагменту фильма «Наполеон» режиссёра Саша Гитри.) Сейчас вы посмотрите эпизод из фильма «Наполеон», снятого во Франции знаменитым режиссёром, певцом Саша Гитри в 1954 году. Как вы думаете, о чем этот фильм? (Приложение 1)

Ответы учащихся: ___________________

Учитель французского:Ваша задачапри просмотре эпизода извлечь информацию из скриптовизуальных элементов: проанализировать фигурирующих в нем персонажей, понаблюдать за их мимикой, жестами, одеждой, проанализировать собственно ситуацию общения. Предлагаю вам построить свои гипотезы относительно содержания видеосюжета, определить социальный статус собеседников, их роли в данной ситуации. (Идёт демонстрация эпизода в беззвучном режиме.)

Учитель французского языка: Décrivezlascène:

  1. Que voyez-vous ? Qui voyez-vous ?
  2. Оù se déroule l’action? Cet épisode a eu lieu le 5 mai 1821, en quoi ce juor est-il connu dans l’histoire française ?
  3. Décrivez les gestes des personnages, donnez leurs sinifications.
  4. Que nous apprend cette scène ? (Que comprenez-vous ? Sélection des informations et des notions du text de l’épisode). Choisissez du text de l’épisode les interjections, les adjectifs, les groupes de mots ou même les phrases qui peuvent caractériser la situation, les pesonnages. Faites le portrait de l\'Empereur et de Monsieur de Talleyrand.
  5. Donnez un titre à cet épisode.

Ответы детей:____________________

Итак, мы составили портрет господина Талейрана, одного из самых влиятельных министров Наполеона. А сейчас авторы проекта представит вам остальных министров. (Презентация 2)

Учитель истории: Как прослеживается гениальность и авантюризм в данной сюжетной линии?

(+Город при нём разросся, были построены…, давал работу, укрепил финансовую систему, проводил политику умиротворения нации, запретил стачки, поддерживал национальную промышленность, создал мощный полицейский аппарат, создал гражданский кодекс, закрепивший либеральные ценности…)

(- Объявил себя императором, не имея законных прав, пытается совместить несовместимое: либеральные ценности Революции и восстановление пышного двора, строгого этикета, маршальских званий и других титулов…лозунг Революции «Свобода, Равенство, Братство» заменил лозунгом «Свобода, Равенство, Собственность»…)

IV. А теперь рассмотрим третью линию «Семья». (Презентация о семье.)

(+ Не боялся жизни, много работал, ставил высокие цели, голодал ради чего? Ответственность перед семьёй, всех пристроил… рано сгорел, )

Именно в этой линии проявляются больше всего черты авантюризма (вся его взрослая семейная жизнь подчинена единственной цели - основать собственную династию… Развод с Жозефиной, женитьба на австрийской принцессе Марии - Луизе…)

V. Учитель истории:

Роль личности в истории просматривается и в том, что она оставляет после себя. Последняя сюжетная линия: «Наследие Наполеона». Слово для защиты проекта по этой теме предоставляется группе учащихся. (Презентация «Стили наполеоновского времени».)

Учитель французского языка: Рассмотрим отражение эпохи Наполеона в языках: французском и русском. Значительную часть заимствований в русском языке составляют галлицизмы. В 18 веке заимствования из французского языка стали плотно оседать в русской речи. В начале 19 века в русскую лексику вошли слова, поистине пропитанные французским духом: шарм (charme), визитер (visiteur), гувернер (gouverneur), кавалер (cavalier), комплимент (compliment), реверанс (rèvèrence), фаворит (favorite).Особенно французскими заимствованиями пополнилась лексика, связанная с одеждой: аксессуар (accessoire), бижутерия (bijouterie), вуаль (voile), жабо (jabot), манто (manteau), шаль (châle) и едой.

Перед вами меню ресторана. Прочитайте его и скажите, кому оно предназначалось:

а) солдату (soldat) армии;
б) гурману (gourmand).

Entrée: salade de tomates

Viande/ Poisson : asperge, homard, viande grillée garni, sous le sauce béchamel.

Dessert : biscuit au citron, gelée, soufflé, baiser, crème au chocolat.

Rafraîchissements: liqueur, champagne, cruchon.

Учитель французского языка:Какие интернационализмы вы встретили в тексте меню? А теперь прослушайте ещё несколько слова попробуйте найти французские основы, из которых состоят эти русские слова: шаромыжник, шваль, шантрапа (объясняет значения слов).

Учитель французского языка:Объясните самостоятельно следующие фразеологизмы:

Мой Тулон.

Наполеоновские планы.

Комплекс Наполеона.

Учитель французского языка:Посмотрите внимательно на таблицу с цитатами Наполеона. Многие из них вам уже знакомы, две из них были использованы во вступительном видеосюжете. Найдите соответствия французского и русского вариантов этих цитат.

1. Что такое история, как не ложь, с которой все согласны?

2. В революциях мы сталкиваемся с людьми двух сортов: теми, кто их совершает и с использующими оные в своих целях.

3. От великого до смешного один шаг.

4. Невозможно – это не французское слово!

5. Случай правит миром.

A. Du sublime au ridicule il n\'y a qu\'un pas.

B. Impossible n\'est pas français.

C. Dans les révolutions, il y a deux sortes de gens: ceux qui les font et ceux qui en profitent.

D. L\'Histoire est un mensonge que personne ne conteste.

E. L\'imagination gouverne le monde!

Правильные ответы:1 – D;2 – С;3 – A; 4 – B; 5 – E.

VI. Учитель истории: Отношение к Наполеону его современников было весьма неоднозначным:

от резкого неприятия, ненависти до обожания и преклонения. А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»:

«Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно».

А теперь вы, как представители современного поколения, попробуйте составить ваше личное мнение об этом человеке. Прослушайте стихи различных авторов о Наполеоне. Все четыре группы получают различные задания: одна группа выписывает только прилагательные, вторая только глаголы, третья только существительные, четвёртая – числительные. Заполните таблицу «Гениальность - авантюризм». Стихи: Огюст Барбье «Идол», Павел Антакольский «Идол», М.Ю. Лермонтов «Святая Елена».

Ответы учеников: «Я считаю…», «Мне кажется…», «Я придерживаюсь мнения…»

Учитель истории: Какой вывод по теме можно сделать? Несомненно, черты авантюриста и гениальности присутствовали в личности Наполеона, каждая группа представила свой портрет, сочетающий и те и другие черты. Однозначного ответа на заданный в теме урока вопрос получить нельзя.

VII. Учитель французского языка:

А мы предлагаем вам сыграть в «Свою игру». (Презентация 3)

VIII. Учитель истории: А теперь вопрос для зрителей:

Перед вами приз игры, торт «Наполеон». Вы услышали одну из версий происхождения названия торта. Но существует ещё четыре. Можете ли вы назвать их?

IX. Рефлексия.

1. Рефлексия по цвету: раскрасьте шляпу.

2. Рефлексия деятельности и содержания учебного материала:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. я почувствовал, что…
  6. я научился…
  7. у меня получилось …
  8. я попробую…
  9. меня удивило…
  10. урок дал мне для жизни…
  11. мне захотелось…
  12. комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах…

3. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

4. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

Приложение 2




Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"


    Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

      На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

25 01 2022 19:33:44

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс


    Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

      Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

24 01 2022 3:12:27

Урок истории Древнего мира по теме "Древняя мудрость и изобретения китайцев". 5-й класс


    Урок истории Древнего мира по теме "Древняя мудрость и изобретения китайцев". 5-й класс

      Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....

23 01 2022 6:26:22

Урок истории по теме "Принятие христианства на Руси". 10-й класс


    Урок истории по теме "Принятие христианства на Руси". 10-й класс

      Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....

22 01 2022 9:12:11

Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина


    Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина

      Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....

21 01 2022 23:13:11

Познавательная игра "Волшебный мир сказок П.П. Бажова" для учащихся 5-х классов


    Познавательная игра "Волшебный мир сказок П.П. Бажова" для учащихся 5-х классов

      В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....

20 01 2022 17:24:37

Философия человека. Самопознание


    Философия человека. Самопознание

      В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....

19 01 2022 11:20:17

Сталинская дорога cмepти, или "Пятьсот – веселая стройка"


    Сталинская дорога cмepти, или "Пятьсот – веселая стройка"

      В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....

18 01 2022 2:46:13

Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"


    Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"

      Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга". ...

17 01 2022 7:16:54

Урок истории. Тема: "Смутное время – начало XVII века". 7-й класс


    Урок истории. Тема: "Смутное время – начало XVII века". 7-й класс

      На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....

16 01 2022 23:35:24

Методические приемы работы над темой "Кто стоит на страже закона". 7-й класс


    Методические приемы работы над темой "Кто стоит на страже закона". 7-й класс

      Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....

15 01 2022 12:49:39

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

14 01 2022 19:14:23

Игра по истории, посвящённая 23 февраля "Надёжный щит Отечества"


    Игра по истории, посвящённая 23 февраля "Надёжный щит Отечества"

      Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....

13 01 2022 11:20:19

Классный час на тему «История моего города. Мамай-Маджарский монастырь». 9-й класс


    Классный час на тему «История моего города. Мамай-Маджарский монастырь». 9-й класс

      В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....

12 01 2022 7:45:56

Афганистан болит в моей душе


    Афганистан болит в моей душе

      Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....

11 01 2022 0:23:19

Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"


    Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"

      Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...

10 01 2022 23:32:14

Игра "Заглянем в прошлое"


    Игра "Заглянем в прошлое"

      Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...

09 01 2022 6:37:32

Технология проблемного обучения на уроках истории


    Технология проблемного обучения на уроках истории

      Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

08 01 2022 20:25:43

Тема предпрофильного занятия "Наследование"


    Тема предпрофильного занятия "Наследование"

      Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...

07 01 2022 10:29:30

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."


    Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

      В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

06 01 2022 4:10:27

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"


    Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

      Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

05 01 2022 11:43:59

Повторительно-обобщающий урок-презентация для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"


    Повторительно-обобщающий урок-презентация для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"

      Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности. ...

04 01 2022 14:14:27

Презентация "История средних веков"


    Презентация "История средних веков"

      Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

03 01 2022 17:21:35

Урок истории по теме "Ответ ровеснику из 1937 года". 9-й класс


    Урок истории по теме "Ответ ровеснику из 1937 года". 9-й класс

      В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....

02 01 2022 20:49:41

История общества через призму закона диалектики


    История общества через призму закона диалектики

      Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

01 01 2022 18:30:44

Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"


    Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"

      Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....

31 12 2021 18:17:14

Использование опopно-логических схем при изучении исторического материала


    Использование опopно-логических схем при изучении исторического материала

      Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе. На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора". ...

30 12 2021 11:14:51

Урок-обобщение по теме "Передняя Азия"


    Урок-обобщение по теме "Передняя Азия"

      Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...

29 12 2021 21:35:52

Новые подходы и методы на уроках истории и религиоведения


    Новые подходы и методы на уроках истории и религиоведения

      Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....

28 12 2021 4:49:41

Урок-образ "Москва в XIII–XIV вв. Начало истории Московской Руси". 6-й класс


    Урок-образ "Москва в XIII–XIV вв. Начало истории Московской Руси". 6-й класс

      На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....

27 12 2021 9:15:59

Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя"


    Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя"

      Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....

26 12 2021 6:44:11

Урок по истории Средних веков "Как происходило объединение Франции". 6-й класс


    Урок по истории Средних веков "Как происходило объединение Франции". 6-й класс

      Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....

25 12 2021 18:47:14

Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс


    Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс

      В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....

24 12 2021 11:20:30

Языческие верования и обычаи древних славян


    Языческие верования и обычаи древних славян

      Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....

23 12 2021 13:41:46

Лепка неолитической керамики (пpaктическое занятие)


    Лепка неолитической керамики (пpaктическое занятие)

      Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....

22 12 2021 18:35:56

Мероприятие "Лучший знаток истории". 5-й класс


    Мероприятие "Лучший знаток истории". 5-й класс

      Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....

21 12 2021 18:55:57

Государственная дума – история и современность. 9-й класс


    Государственная дума – история и современность. 9-й класс

      Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....

20 12 2021 15:15:54

Урок "Столетняя война"


    Урок "Столетняя война"

      Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

19 12 2021 11:20:59

Если бы Сталинград пал…?


    Если бы Сталинград пал…?

      Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

18 12 2021 11:53:11

Урок истории в 5-м классе. Тема: "Основы светской этики"


    Урок истории в 5-м классе. Тема: "Основы светской этики"

      Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....

17 12 2021 9:23:31

Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

16 12 2021 6:33:21

Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"


    Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"

      Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....

15 12 2021 1:40:50

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"


    Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

      Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

14 12 2021 10:46:54

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"


    Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"

      Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....

13 12 2021 22:36:41

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)


    Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

      Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...

12 12 2021 6:50:48

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"


    Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

      Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

11 12 2021 9:41:10

Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах


    Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах

      Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....

10 12 2021 13:32:36

Методические рекомендации к уроку истории "Средневековая деревня". 6-й класс


    Методические рекомендации к уроку истории "Средневековая деревня". 6-й класс

      Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....

09 12 2021 13:31:14

Урок истории по теме "Католическая церковь. Крестовые походы". 6-й класс


    Урок истории по теме "Католическая церковь. Крестовые походы". 6-й класс

      Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....

08 12 2021 0:57:47

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

07 12 2021 17:52:50

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::