Тема урока "Конституция – основной закон государства"
Эпиграф урока:
Истина – дочь времени, а не авторитетов.
Ф. Бэкон.
Цель урока: Повторение и закрепление полученных знаний по теме. Формирование умений и навыков по принятию решений в конкретных ситуациях. Активизация творческого мышления. Преодоление психологического барьера. Совершенствование индивидуальных и коллективных форм взаимодействия.
Задачи урока: В нестандартной ситуации повторить знание Основного закона. Воспитать правовую культуру учащихся.
Тип урока: нестандартный.
Технология: Элементы игровых технологий.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная. Класс делится на три группы.
Методы обучения: метод научного познания, частично-поисковый.
Этапы урока:
Год 2010 войдёт в историю Казахстана многими событиями. Одной из главных дат в этом ряду – 15-летие Конституции Республики Казахстан.
Историческая справка по истории Конституций. Приложение 1.
Древнегреческий мыслитель Платон две с половиной тысячи лет назад указывал 4 качества, необходимых для устройства государства:
1 ) Мудрость – это знание, с помощью которого можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы.
2) Рассудительность – разумные и благопристойные граждане.
3) Мужество – воины, которые должны защищать интересы государства.
4) Справедливость – это то, что связывает воедино все части государства, не давая ни одной из них выйти из заданного законом режима.
Таким образом, закону отводилась главная роль в государстве.
Основное содержание Конституции мы повторим с помощью игры.
Первая игра: “Аукцион”.
В зависимости от выбранного вопроса комaнда может получить 5, 4, 3, 2, 1 балл, если правильно ответили на выбранный вопрос. Если на вопрос не смогли ответить, то -5, -4, -3, -2, -1 балл. Оценка 0 в данной игре не существует.
Формат игры: на табло указаны 8 разделов по 5 вопросов в каждом. Каждый вопрос обладает разной стоимостью. Каждой группе в процессе игры необходимо ответить на 13 вопросов, планируя ход игры таким образом, чтобы набрать как можно большее количество баллов. Каждая группа получает лист контроля и учета. Приложение 2.
Вторая игра: “Договор”
Формат игры: группы получают листы: “Права граждан, закреплённые в Конституции”.
Права граждан Республики Казахстан, провозглашенные Конституцией Республики Казахстан.
Право на юридическую помощь.
Право на судебную защиту.
Право на условия труда, отвечающие требованием безопасности и гигиены.
Право на жизнь.
Право на медицинское обслуживание.
Право на образование.
Право на ходатайство о помиловании.
Неприкосновенность частной жизни.
Право на личную и семейную тайну.
Право на тайну личных вкладов.
Право на тайну телефонных разговоров, телеграфных сообщений.
Право не указывать свою партийную и религиозную принадлежность.
Право на пользование родным языком.
Право на получение и распространение информации, не запрещенным законом
способом.
Право на свободное перемещение по территории Республики Казахстан.
Право на свободу совести.
Право на свободу объединений.
Право на отдых.
Право на жилище.
Задание: Из перечня прав подчеркнуть те, которые вы считаете самыми главными (3 мин. на обсуждение). Затем делегировать участника своей комaнды в новую группу. Таким образом , образовалась новая группа из трёх человек. Задание данной группе: Выбрать из перечня прав (теперь их по 5 от каждой комaнды) те, три права, которые считаете самыми важными в жизни человека.
Пока делегаты групп совещаются, с классом проводится сказочная викторина: “Какое право нарушено?”
- Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем (право на жизнь и личную неприкосновенность).
- Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин (право на свободное передвижение).
- Буратино, схватив крысу за хвост, нарушил её право на (личную неприкосновенность).
- Иван Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на (владение имуществом)
- Балда, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим право на (труд).
- В сказке Маршака “Двенадцать месяцев” нарушено право ребёнка (на заботу и попечение родителей).
- В сказке Ш. Перо нарушено право Золушки (на отдых).
- В сказке Михалкова “Три поросёнка” нарушено право (спокойно жить в своём доме).
- В сказке Х. Андерсена “Гадкий утёнок” нарушено право ребёнка (на индивидуальность “Ребёнок не обязан быть как все” ).
- Доктор Айболит помогал зверям Африки осуществить своё право на (медицинское обслуживание).
Делегаты комaнд защищают свой выбор.
Задание № 1: “Рабочий день Президента”. Робота в группах. Найдите ошибки в следующем тексте:
Собираясь на работу, Президент проверил, взял ли с собой депутатский мaндат. Обратился с Посланием к народу. Назначил очередные выборы в нижнюю палату парламента. Председательствовал на заседании Правительства. Посетил собственный ресторан.. Отменил решение акима области. Заплатил партийные взносы. Принял верительные грамоты послов, подписал закон. Совершил поездку на военный полигон. Принял Экс-Президента РК по его просьбе.
Задание № 2: “Путь закона”. Работа в группах. Расставьте в правильной последовательности этапы принятия закона РК.
А. Подписание закона Президентом.
Б. Законодательная инициатива.
В. Обсуждение законопроекта в Мажилисе.
Г. Обсуждение законопроекта Сенатом.
Д. Опубликование закона.
Е. Принятие закона парламентом.
Вывод: Конституция – это Основной закон страны, все принимаемые законы должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией стоят три задачи: 1. Закрепить и гарантировать права человека. 2. Упорядочить государственную власть, используя “непревзойдённое изобретение человечества” принцип разделения властей. 3. Утвердить правосудие – независимую и сильную власть, защищающую права человека.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
28 03 2024 4:49:55
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
27 03 2024 0:10:13
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...
26 03 2024 7:13:53
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
25 03 2024 20:46:27
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
24 03 2024 20:26:25
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
23 03 2024 8:39:51
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
22 03 2024 20:13:33
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
21 03 2024 11:36:11
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
20 03 2024 20:22:12
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
19 03 2024 10:54:16
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
18 03 2024 1:28:15
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
17 03 2024 22:35:45
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...
16 03 2024 9:24:45
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
15 03 2024 23:53:31
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
14 03 2024 19:44:42
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
13 03 2024 11:25:54
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
12 03 2024 23:17:40
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
11 03 2024 17:56:31
Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России. ...
10 03 2024 11:27:36
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
09 03 2024 21:20:44
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
08 03 2024 6:49:34
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
07 03 2024 8:36:49
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
06 03 2024 9:10:22
Я использовала форму семинара с элементами интегрирования курса истории и литературы. Интеграция курсов является методологической основой современного образования. Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. С пpaктической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении. Цель данного урока: изучить проблемы народнического движения в России и его освещение в русской литературе. ...
05 03 2024 7:58:13
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
04 03 2024 8:41:17
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
03 03 2024 0:48:47
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
02 03 2024 10:59:32
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
01 03 2024 5:10:37
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
29 02 2024 0:38:26
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
28 02 2024 0:21:21
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 02 2024 22:40:17
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение. ...
26 02 2024 9:52:29
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
25 02 2024 16:56:27
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
24 02 2024 8:22:30
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
23 02 2024 14:24:51
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...
22 02 2024 3:39:36
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
21 02 2024 2:12:10
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...
20 02 2024 18:17:49
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
19 02 2024 8:31:42
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
18 02 2024 7:29:13
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование. ...
17 02 2024 22:58:46
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
16 02 2024 22:32:36
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
15 02 2024 23:21:26
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
14 02 2024 13:37:21
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...
13 02 2024 10:41:33
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
12 02 2024 14:45:41
Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....
11 02 2024 7:47:32
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
10 02 2024 9:35:30
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала. ...
09 02 2024 13:14:19
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
08 02 2024 0:52:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::