Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"
Цели урока:
- понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России.
- выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов.
- узнать о вкладе декабристов в социально-экономической, культурной жизни якутского народа в годы их ссылки в Якутии.
Тип урока: интегрированный урок (история + литература)
Ключевые слова: Конституция, ясак, общественные расходы
Средства обучения: слайдовая презентация, сделанная на Power Point.
Опережающее задание:
1) дано индивидуальное задание повторить
историю образования первых тайных организаций и
обществ, историю декабрьского вооруженного
восстания декабристов 1825 г.;
2) в классе образованы 3 рабочие группы, которым
даны задания сделать презентации и сообщения по
темам:
- 1-й группе: Социально-экономическое и политическое развитие Якутии в 1-й четверти 19 века.
- 2-й группе: Якутия в произведениях декабристов;
- 3-й группе: Роль декабристов в развитии социально-экономической жизни области и в области образования.
ХОД УРОКА
I. Опрос по заданной теме в форме беседы и тестов
– Назовите причины возникновения движения
декабристов.
– Каковы были основные идеи организаций будущих
декабристов “Союз спасения” и “Союз
благоденствия”?
– Для выполнения этого задания класс делится на 2
группы, где первая группа составляет программные
требования из “Конституции” Н.Муравьева, а
вторая группа из “Русской правды” П.Пестеля.
Затем класс выявляет, что в них было общего и что
различного.
– Назовите причины поражения выступления
декабристов.
1. Какое из перечисленных тайных обществ возникло раньше других?
а) Союз благоденствия
б) Союз спасения
в) Южное общество
г) Северное общество
2. Восстание на Сенатской площади произошло
а) 4 декабря 1800 г.
б) 5 декабря 1815 г.
в) 14 декабря 1825 г.
г) 15 декабря 1864 г.
3. Назовите программу Северного общества
а) “Зеленая книга”
б) “Русская правда” П.И.Пестеля
в) “Уставная грамота Славяно-русской империи”
г) “Конституция” Н.М.Муравьева
4. На роль диктатора восстания на Сенатской площади был назначен…
а) С.П.Трубецкой
б) Е.П.Оболенский
в) П.И.Пестель
г) А.Н.Сутгоф
5. В программных документах тайных обществ
будущих декабристов
предусматривалось
а) сохранить крепостное право
б) отменить крепостное право
в) сохранить самодержавную монархию
г) ликвидировать гражданские свободы
6. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был члeном декабристских организаций?
а) Н.М.Муравьев
б) П.И.Пестель
в) А.А.Аpaкчеев
г) К.Ф.Рылеев
д) Ф.Ф.Беллинсгаузен
е) Н.Н.Раевский
1) АДЕ 2) АБД 3) БВГ 4) АБГ
7. Особенность общественного движения в России в первой четверти XIX в.
а) Его активными участниками были молодые офицеры;
б) Активная агитация и распространение своих идей среди народа;
в) Отсутствие организации и программных документов;
г) Отсутствие информации у власти о деятельности и планах тайных обществ.
8. К предпосылкам возникновения движения декабристов не относится
а) господство крепостного права и сохранение самодержавия
б) патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 г.
в) идеи французских просветителей
г) создание министерств
9. Историческое значение восстания декабристов состояло в том, что они...
а) положили начало освободительному движению в России
б) добились отмены крепостного права
в) принесли присягу на верность Константину
г) нашли единственно верный способ решения назревших в России проблем
Выводы:
1. Огромную роль в становлении идейных взглядов
декабристов оказала Отечественная война 1825 г.,
заграничные походы 1813-1814 гг.
2. События 1825 г знаменовали вступление
крепостнической системы в период кризиса.
3. Именно дворяне-офицеры – передовые люди того
времени поняли
необходимость перемен, стали зачинателями
освободительного движения в России, стали на
путь открытого протеста против царизма.
II. Изучение нового материала
План урока:
1. Социально-экономическое, политическое
развитие Якутии в 1-й четверти 19 века.
2. Жизнь и деятельность декабристов в Якутии.
1) Якутия в произведениях декабристов.
2) Роль декабристов в социально-экономическом развитии и в области образования
1. Социально-экономическое, политическое развитие Якутии в 1-й четверти 19 века
Учитель: За свои идейные взгляды, за
участие в декабрьском вооруженном восстании 5
декабристов (П.Пестель, С.Муравьев-Апостол,
М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев и П.Каховский) были
приговорены к казни и более ста человек были
заключены в крепость, сосланы на каторжные
работы и ссылку.
Из них 14 человек отбывали ссылку в нашей родной
Якутии. Они не только отбывали ссылку, но и
оставили свой вклад в истории нашей республики.
О состоянии социально-экономического,
политического развития Якутии в 1-й четверти 19
века нам расскажет 1-я рабочая группа.
Выступление 1-й группы учащихся:
Якутский округ, входивший в состав Иркутской
губернии, в 1805 г. Был преобразован в связи с
отдаленностью в Якутскую область.
Якутск стал областным городом, в котором было
несколько сотен жилых домов, 7 церквей, монастырь,
лавки. На деревню был похож Олекминск, в котором
тогда было 59 домов и юрт. Верхоянске было всего 5
юрт. (Слайд 17)
Областное правление, сосредоточенное в Якутске,
состоит из полицейской, судейской и казенной
частей. Во главе области стоял областной
начальник. В его подчинении находились не только
чиновники, но и якутская казачья комaнда.
Округами (комиссарствами) управляли частные
земские комиссары, ведавшие сбором податей и
исполнявшие полицейские функции.
Кроме ясака, основного правительственного
налога, коренное население платило еще и
общественные расходы (на содержание дорог, на
земские нужды и т.д.), подушные подати и
натуральные повинности. (Слайд 19)
Основой существования большинства якутских
хозяйств в центральных и вилюйских улусах в
начале 19 века было скотоводство, дополняемое
охотой и рыболовством. К этим отраслям хозяйства
стало добавляться в центральных и олекминских
улусах хлебопашество. (Слайд 20)
Якутия не знала крепостного права. Общинники
прикреплялись не к феодалам-помещикам, а к
наслегам. К наслегам прикреплялись и
полуфеодальные элементы – князцы и старшины. Но
само прикрепление к наслегам было условным. В
связи с наличием в других наслегах
родственников, какими-либо ссорами, малоземельем
и т.д. отдельного хозяйства якутов переходили из
наслега в наслег. В чужих наслегах они поселялись
у богатых родственников, нанимались на работу
или арендовали сенокосные участки. В отдаленных
улусах переселенцы просто селились на
пустолежащих землях. Приживаясь в новом наслеге,
переселенцы добивались согласия общества на
официальное перечисление.
Во избежание недоимок якутские общества были
связаны круговой порукой, и для ухода из наслега
на длительный срок родовичи должны были получать
разрешение у общества или князца. Нередко
общество само отдавало несостоятельного члeна в
работники в другой наслег или купцам за выплату
его налогов.
В начале 19 века заметно усилились якутские
торговцы. Посреднической торговлей занимались
как князцы и старшины, так и зажиточные
общинники.
Выводы:таким образом, первые два десятилетия 19 века в Якутии отличались резким ростов налогов, ухудшением положения рядовых хозяйств и усилением якутской верхушки – торговцев, должностных лиц, богатых скотовладельцев. (Слайд 21)
2. Жизнь и деятельность декабристов в Якутии
1) Якутия в произведениях декабристов (выступление 2-й группы учащихся)
Вытупление 1-го ученика:
– В художественных произведениях декабристов
суровая прелесть Сибири впервые блеснула под
пером Рылеева. (Слайд 22)
В начале 1823 года Рылеев задумал поэму
“Войнаровский” об участнике заговора Мазепы,
Войнаровском, сосланном со всей семьей на Лену, в
Сибирь. Читатель встретился в поэме Рылеева с
отважными охотниками-якутами, с караванами
русских купцов; заглянул в светлые воды Байкала,
услышал шум тайги, увидел белую равнину и
разнообразные склоны гор.
В изображении Рылеева герой поэмы –
мужественный борец за свободу родины. С
подлинным Войнаровским – авантюристом,
представителем алчной казацкой старшины, образ,
созданный Рылеевым, не имеет ничего общего. Да и
не во имя документальной точности была написана
эта поэма вождем тайного общества. Не о прошлом
думал Рылеев, работая над своей поэмой, а о
настоящем и будущем России; не о судьбе
Войнаровского, а о своих современниках, борцах за
освобождение Родины, об их трагической и славной
участи.
Перенеся место действия поэмы в Сибирь, Рылеев
сделал попытку реалистически изобразить Якутск,
суровую сибирскую зиму и короткую весну. Он
позаботился о том, чтобы в его романтической
поэме проступили подлинные краски сибирской
природы и сибирского быта.
Работая над поэмой, Рылеев изучал сочинения
путешественников по Северной Сибири, отрывки из
которых нередко появлялись в журналах в начале
двадцатых годов. Пользовался он, по-видимому, и
знаменитым "Описанием сибирского царства"
Миллера (того самого Миллера, с которым
встречается в Сибири и беседует главный герой
его поэмы), а быть может, и работами великого
предшественника декабристов Радищева,
опубликованными в 1811 году. К его услугам были и
многотомные труды знаменитых академических
экспедиций, организованных Российской академией
наук во второй половине XVIII века: экспедиции по
Сибири Палласа, Соколова и Зуева, путешествия
Ге opги, изучившего Забайкалье...
Выступление 2 ученика. (Слайд 23)
Александр Александрович Бестужев- Марлинский
прибыл на место ссылки 31 декабря 1827 года. Якутск
оказался, действительно, городом: дома и церкви,
богадельня, монастырь и кабаки – целых девять
кабаков! лавки и люди – две с половиной тысячи
жителей Александр Бестужев начал интересоваться
местом своего поселения. Не только с тоской – с
живым любопытством оглядывался он вокруг. В
письмах к родным среди просьб прислать книги,
деньги или модный сюртук все чаще появляются
описания Якутска, якутов, восторженные отзывы о
красоте Лены – "этой Волги Восточной
Сибири", как он назвал ее, сведения о плясках
шаманов, рисунки, изображающие якутов.
Этнографом Александр Бестужев не стал – слишком
уж недолго, всего полтора года, пробыл он в
Якутии, слишком уж скоро наступил конец его жизни
и не в Якутии, а на Кавказе. Но внести свой вклад в
изучение Сибири он успел. Сибирские очерки
Бестужева должны по праву занять в его
творчестве особое и притом почетное место.
Якуты и тунгусы – нередкие гости в сибирских
очерках Бестужева. На смену выразительным, но
наивным рассказам промышленников, на смену
педантически точным, но суховатым описаниям,
исполненным учеными, явились сибирские очерки
Бестужева: правдивые и в то же время
увлекательно-яркие... Вот две дружные семьи –
якутская и тунгусская, кочуя недалеко от Якутска,
встречают страшного хищника, забежавшего из
Средней Азии, барса, и вместе, героически выручая
друг друга, вступают в борьбу со свирепым зверем;
вот тунгусы в берестяных лодочках, называемых
ветками, собираются у
поворота реки и, дождавшись, пока стадо оленей
спустится в воду, бьют животных маленькими
копьецами, поражая печень или легкие; вот рыбная
ловля; вот езда на собаках; вот поверья и предания
тунгусов, описание якутского женского наряда и
якутского праздника "иссых" – праздника
"начатков кумыса".
"Три шамана приближаются к огню... волосы их
падают по плечам. Они умоляют духов не насылать
падежа и болезней. Голос их то пронзителен, то
рокотен; бубны звучат повременно, и каждый из них,
черпнув ложкою кумыса из огромных деревянных
кубков (аях), брызжет им на огонь. Это
умилостивительное возлияние. Старшины подводят
белую кобылицу и старший шаман... вырывает
несколько волос из гривы и бросает в огонь; с этой
минуты благословенная кобылица становится
неприкосновенною. Ни седло, ни удило не будет ей
знакомо: никогда ножницы не уронят с нее ни
волоска".
В Якутске Александр Бестужев писал стихи. Он
писал о водопаде Станового хребта, уподобляя
шумное падение вод своей грозной судьбе:
Когда громам твоим внимаю
И в кудри льется брызгов пыль, –
Невольно я припоминаю
Свою таинственную быль.
Тебе подобно гордой, шумной,
От высоты родимых скал,
Влекомый страстию безумной,
Я в бездну гибели упал.
Писал об облаке, гонимом по небу, – и в судьбе облака видел свою судьбу:
Блести, лети на ветерке,
Подобно нашей доле...
И я погибну вдалеке
От родины и воли!..
изучал Шиллера, переводил на досуге Гете. Все
это было обычно для литератора двадцатых годов.
Но необычно было то, что Александр Бестужев писал
не только о своей грустной судьбе, вчитывался не
только в Гете: живя в Якутске, он обратился к
поэзии якутского народа, чьи сказки, предания и
поверья ни разу еще не звучали в русской поэзии.
Он написал балладу "Саатырь", к которой
сделал несколько интересных этнографических
примечаний. "Содержание этой баллады взято из
якутской сказки", – сообщает он. У якута
умирает любимая жена – Саатырь. Перед cмepтью
она говорит:
"Не вешай мой гроб на лесной вышине
Духам, непогодам забавой;
На родимой земле рой могилу ты мне
И кровлей замкни величавой".
Тут же в примечаниях Бестужев поясняет: "в старину якуты вешали гробы свои на деревьях или ставили их на подрубленных пнях". Богата этнографическим материалом строфа, посвященная похоронам Саатырь:
Вскипели котлы, задымилася кровь
Коней – украшения стада,
И брызжет кумыс от широких краев
От счастья и горя услада;
И шумно кругом, упоенья кумир
Аях пробегает бездонный.
Уж вянет заря. Поминательный пир
Затих. У чувала склоненный
Круг сонных гостей возлежит недвижим,
Лишь в юрте, синея, волнуется дым.
"Аях – огромный кубок, – объясняет Бестужев,
– в него входит ведра полтора, но я видел
удальцов, которые осушали его сразу".
"Чувал – камин, очаг; он стоит посредине юрты,
спинкою ко входу".
Не сохранив ритмов и стиля якутской поэзии (при
недостаточном знании языка это было Бестужеву не
под силу, да и литературная форма баллады,
культивируемая Жуковским, представлялась ему
обязательной), он сумел использовать сюжет
якутского народного сказания, обогатить свой
стих чертами якутского быта. Попытки
воспроизвести на русском языке прелесть
туземного эпоса вообще занимали его: известно,
что на обратном пути из Сибири ему удалось
захватить с собою и отослать друзьям в Москву
поэму декабриста Чижова – того самого, который
когда-то был участником замечательного плавания
Литке, а после 14 декабря осужден на
двадцатилетнюю ссылку в Сибирь.
Выступление 3 ученика: (Слайд 24 ) 29 июля 1826 года декабрист Чижов был отправлен в Сибирь и только в Иркутске узнал, что местом ссылки ему определен городок Олекминск Якутской области. На поселении провел семь лет, изучал природу Сибири, этнографию и фольклор якутов. В 1832 году поэма Чижова "Нуча", написанная от имени старика якута, повествующего о храбром русском юноше, который не боялся ни шаманов, ни духов, присланная в Москву Александром Бестужевым, была напечатана в журнале "Московский телеграф" за полной подписью автора. Поднялась настоящая административная буря, посыпались запросы от шефа жандармов цензору "Московского телеграфа", городничим и исправникам города Олекминска, где жил Чижов. Кто осмелился переслать стихи государственного преступника из Сибири в Москву? Кто осмелился напечатать? Но дело было уже сделано: поэма, написанная опальным поэтом, дошла до читателя. Таким образом, декабристы первыми открыли русскому читателю прелесть якутского фольклора, введя его в русскую поэзию во всем великолепном обличий русского стиха пушкинской поры. В 1839 году Чижов написал на основе одного якутского поверья поэму "Воздушная дева". У якутов еще в глубокой древности существовало предание о дeвyшке, унесенной ветром на луну. Пошла она с ведрами за водой, подул ветер, подхватил ее, унес на березу, а оттуда на луну. В ясные звездные ночи видно на небе коромысло с ведрами. Дeвyшка стала хозяйкой луны... Вот это древнее поверье с большой поэтической силой и воспроизвел в своих стихах Чижов, трогательно изобразив тоску дeвyшки по родной Якутии:
Однажды с облаков моих
Мне виден шумный был Исых
И пляски дев и бег коней,
Борьба и пир вокруг огней.
Созвала там подруг весна –
А я одна, всегда одна.
Беспечные они поют,
Меня же ветры вдаль несут.
2) Роль декабристов в социально-экономическом развитии и в области образования
Выступление 3-й группы учащихся
Каждый декабрист провел годы ссылки в этом
далеком крае недаром, они постарались хоть чем-то
помочь местному населению, чему-то научить их.
Так А.Н.Андреев вместе с Н.А.Чижовым, желая
принести пользу населению Олекминска, на
собственные средства построили первую в городе
мельницу.
М.И.Муравьев-Апостол следуя своему желанию быть
полезным обществу, построил силой
общественности вокруг городского кладбища
прочную ограду. Первым в городе начал успешно
садить картошку, посеял просо, увлекался
цветоводством и огородничеством, занимался
медицинской пpaктикой, помогал прокаженным.
Декабристы были горячими сторонниками внедрения
русской земледельческой культуры в Сибири. Они
пытались подвести под земледелие научную базу.
Свой скромный вклад декабристы ввели и в области
образования. Так, несмотря на строгое запрещение
заниматься педагогической деятельностью,
А.А.Бестужев-Марлинский имел двух учеников.
Одним из основных видов занятий
М.И.Муравьева-Апостола в период ссылки в Вилюйске
являлась его педагогическая работа. О своей
работе он сообщает любопытную деталь: “По
неимению в этой глуши часов, – писал он в своих
воспоминаниях, – пришлось придумать забавный
способ для определения классного времени. Я над
своей юртой выкидывал флаг, служивший знаком, что
я жду своих учеников, и они на этот немой зов
немедля являлись со своей книгой”.
Вскоре после своего приезда в Олекминск,
Н.А.Чижов с А.Н.Андреевым создали небольшой
кружок, в который вошли лица, стремившиеся к
культуре: доктор Орлеанский, купцы Подъяков и
Дудников, исправник Федоров и др. Они устраивали
чтение книг и журналов, общественные гуляния,
выписку прогрессивных журналов и т.д.
III. Заключительный этап
Класс во главе рабочих групп подводит итоги по материалам урока.
– Годы жизни декабристов в
якутской ссылке не прошли даром. Они изучили быт
и нравы местного населения.
– Именно от их произведений читатели узнали о
далекой Якутии.
– Несмотря на все тяготы жизни в далеком и
суровом крае, вдали от Родины, декабристы смогли
прижиться с местным населением, нашли желание
помочь им и научить хлебопашеству,
огородничеству, цветоводству, сажать картофель и
т.д.
– В своих домашних школах научили детей грамоте
и арифметике.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 19:50:13
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 19:14:52
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 15:52:51
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 7:38:48
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 19:18:31
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 5:37:39
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 19:40:19
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 15:30:25
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 4:56:34
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 20:41:40
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 17:17:24
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 11:17:21
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 11:47:17
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 20:43:49
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 3:37:32
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 15:36:52
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 11:38:42
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 22:50:15
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 18:20:29
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 20:40:49
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 11:59:33
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 1:54:45
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 4:11:53
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 2:20:39
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 2:27:36
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 13:11:49
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 19:54:19
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 9:23:25
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 4:19:57
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 0:41:56
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 9:50:40
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 7:47:41
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 1:30:59
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 12:57:46
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 11:33:16
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 2:45:47
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 13:45:40
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 19:47:35
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 18:18:17
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 16:42:16
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 16:38:27
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 0:14:26
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 6:58:20
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 22:20:58
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 13:11:23
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 18:40:41
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 4:38:58
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 4:39:53
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 13:33:37
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 8:57:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::