Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"
Цели урока:
- понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России.
- выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов.
- узнать о вкладе декабристов в социально-экономической, культурной жизни якутского народа в годы их ссылки в Якутии.
Тип урока: интегрированный урок (история + литература)
Ключевые слова: Конституция, ясак, общественные расходы
Средства обучения: слайдовая презентация, сделанная на Power Point.
Опережающее задание:
1) дано индивидуальное задание повторить
историю образования первых тайных организаций и
обществ, историю декабрьского вооруженного
восстания декабристов 1825 г.;
2) в классе образованы 3 рабочие группы, которым
даны задания сделать презентации и сообщения по
темам:
- 1-й группе: Социально-экономическое и политическое развитие Якутии в 1-й четверти 19 века.
- 2-й группе: Якутия в произведениях декабристов;
- 3-й группе: Роль декабристов в развитии социально-экономической жизни области и в области образования.
ХОД УРОКА
I. Опрос по заданной теме в форме беседы и тестов
– Назовите причины возникновения движения
декабристов.
– Каковы были основные идеи организаций будущих
декабристов “Союз спасения” и “Союз
благоденствия”?
– Для выполнения этого задания класс делится на 2
группы, где первая группа составляет программные
требования из “Конституции” Н.Муравьева, а
вторая группа из “Русской правды” П.Пестеля.
Затем класс выявляет, что в них было общего и что
различного.
– Назовите причины поражения выступления
декабристов.
1. Какое из перечисленных тайных обществ возникло раньше других?
а) Союз благоденствия
б) Союз спасения
в) Южное общество
г) Северное общество
2. Восстание на Сенатской площади произошло
а) 4 декабря 1800 г.
б) 5 декабря 1815 г.
в) 14 декабря 1825 г.
г) 15 декабря 1864 г.
3. Назовите программу Северного общества
а) “Зеленая книга”
б) “Русская правда” П.И.Пестеля
в) “Уставная грамота Славяно-русской империи”
г) “Конституция” Н.М.Муравьева
4. На роль диктатора восстания на Сенатской площади был назначен…
а) С.П.Трубецкой
б) Е.П.Оболенский
в) П.И.Пестель
г) А.Н.Сутгоф
5. В программных документах тайных обществ
будущих декабристов
предусматривалось
а) сохранить крепостное право
б) отменить крепостное право
в) сохранить самодержавную монархию
г) ликвидировать гражданские свободы
6. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был члeном декабристских организаций?
а) Н.М.Муравьев
б) П.И.Пестель
в) А.А.Аpaкчеев
г) К.Ф.Рылеев
д) Ф.Ф.Беллинсгаузен
е) Н.Н.Раевский
1) АДЕ 2) АБД 3) БВГ 4) АБГ
7. Особенность общественного движения в России в первой четверти XIX в.
а) Его активными участниками были молодые офицеры;
б) Активная агитация и распространение своих идей среди народа;
в) Отсутствие организации и программных документов;
г) Отсутствие информации у власти о деятельности и планах тайных обществ.
8. К предпосылкам возникновения движения декабристов не относится
а) господство крепостного права и сохранение самодержавия
б) патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 г.
в) идеи французских просветителей
г) создание министерств
9. Историческое значение восстания декабристов состояло в том, что они...
а) положили начало освободительному движению в России
б) добились отмены крепостного права
в) принесли присягу на верность Константину
г) нашли единственно верный способ решения назревших в России проблем
Выводы:
1. Огромную роль в становлении идейных взглядов
декабристов оказала Отечественная война 1825 г.,
заграничные походы 1813-1814 гг.
2. События 1825 г знаменовали вступление
крепостнической системы в период кризиса.
3. Именно дворяне-офицеры – передовые люди того
времени поняли
необходимость перемен, стали зачинателями
освободительного движения в России, стали на
путь открытого протеста против царизма.
II. Изучение нового материала
План урока:
1. Социально-экономическое, политическое
развитие Якутии в 1-й четверти 19 века.
2. Жизнь и деятельность декабристов в Якутии.
1) Якутия в произведениях декабристов.
2) Роль декабристов в социально-экономическом развитии и в области образования
1. Социально-экономическое, политическое развитие Якутии в 1-й четверти 19 века
Учитель: За свои идейные взгляды, за
участие в декабрьском вооруженном восстании 5
декабристов (П.Пестель, С.Муравьев-Апостол,
М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев и П.Каховский) были
приговорены к казни и более ста человек были
заключены в крепость, сосланы на каторжные
работы и ссылку.
Из них 14 человек отбывали ссылку в нашей родной
Якутии. Они не только отбывали ссылку, но и
оставили свой вклад в истории нашей республики.
О состоянии социально-экономического,
политического развития Якутии в 1-й четверти 19
века нам расскажет 1-я рабочая группа.
Выступление 1-й группы учащихся:
Якутский округ, входивший в состав Иркутской
губернии, в 1805 г. Был преобразован в связи с
отдаленностью в Якутскую область.
Якутск стал областным городом, в котором было
несколько сотен жилых домов, 7 церквей, монастырь,
лавки. На деревню был похож Олекминск, в котором
тогда было 59 домов и юрт. Верхоянске было всего 5
юрт. (Слайд 17)
Областное правление, сосредоточенное в Якутске,
состоит из полицейской, судейской и казенной
частей. Во главе области стоял областной
начальник. В его подчинении находились не только
чиновники, но и якутская казачья комaнда.
Округами (комиссарствами) управляли частные
земские комиссары, ведавшие сбором податей и
исполнявшие полицейские функции.
Кроме ясака, основного правительственного
налога, коренное население платило еще и
общественные расходы (на содержание дорог, на
земские нужды и т.д.), подушные подати и
натуральные повинности. (Слайд 19)
Основой существования большинства якутских
хозяйств в центральных и вилюйских улусах в
начале 19 века было скотоводство, дополняемое
охотой и рыболовством. К этим отраслям хозяйства
стало добавляться в центральных и олекминских
улусах хлебопашество. (Слайд 20)
Якутия не знала крепостного права. Общинники
прикреплялись не к феодалам-помещикам, а к
наслегам. К наслегам прикреплялись и
полуфеодальные элементы – князцы и старшины. Но
само прикрепление к наслегам было условным. В
связи с наличием в других наслегах
родственников, какими-либо ссорами, малоземельем
и т.д. отдельного хозяйства якутов переходили из
наслега в наслег. В чужих наслегах они поселялись
у богатых родственников, нанимались на работу
или арендовали сенокосные участки. В отдаленных
улусах переселенцы просто селились на
пустолежащих землях. Приживаясь в новом наслеге,
переселенцы добивались согласия общества на
официальное перечисление.
Во избежание недоимок якутские общества были
связаны круговой порукой, и для ухода из наслега
на длительный срок родовичи должны были получать
разрешение у общества или князца. Нередко
общество само отдавало несостоятельного члeна в
работники в другой наслег или купцам за выплату
его налогов.
В начале 19 века заметно усилились якутские
торговцы. Посреднической торговлей занимались
как князцы и старшины, так и зажиточные
общинники.
Выводы:таким образом, первые два десятилетия 19 века в Якутии отличались резким ростов налогов, ухудшением положения рядовых хозяйств и усилением якутской верхушки – торговцев, должностных лиц, богатых скотовладельцев. (Слайд 21)
2. Жизнь и деятельность декабристов в Якутии
1) Якутия в произведениях декабристов (выступление 2-й группы учащихся)
Вытупление 1-го ученика:
– В художественных произведениях декабристов
суровая прелесть Сибири впервые блеснула под
пером Рылеева. (Слайд 22)
В начале 1823 года Рылеев задумал поэму
“Войнаровский” об участнике заговора Мазепы,
Войнаровском, сосланном со всей семьей на Лену, в
Сибирь. Читатель встретился в поэме Рылеева с
отважными охотниками-якутами, с караванами
русских купцов; заглянул в светлые воды Байкала,
услышал шум тайги, увидел белую равнину и
разнообразные склоны гор.
В изображении Рылеева герой поэмы –
мужественный борец за свободу родины. С
подлинным Войнаровским – авантюристом,
представителем алчной казацкой старшины, образ,
созданный Рылеевым, не имеет ничего общего. Да и
не во имя документальной точности была написана
эта поэма вождем тайного общества. Не о прошлом
думал Рылеев, работая над своей поэмой, а о
настоящем и будущем России; не о судьбе
Войнаровского, а о своих современниках, борцах за
освобождение Родины, об их трагической и славной
участи.
Перенеся место действия поэмы в Сибирь, Рылеев
сделал попытку реалистически изобразить Якутск,
суровую сибирскую зиму и короткую весну. Он
позаботился о том, чтобы в его романтической
поэме проступили подлинные краски сибирской
природы и сибирского быта.
Работая над поэмой, Рылеев изучал сочинения
путешественников по Северной Сибири, отрывки из
которых нередко появлялись в журналах в начале
двадцатых годов. Пользовался он, по-видимому, и
знаменитым "Описанием сибирского царства"
Миллера (того самого Миллера, с которым
встречается в Сибири и беседует главный герой
его поэмы), а быть может, и работами великого
предшественника декабристов Радищева,
опубликованными в 1811 году. К его услугам были и
многотомные труды знаменитых академических
экспедиций, организованных Российской академией
наук во второй половине XVIII века: экспедиции по
Сибири Палласа, Соколова и Зуева, путешествия
Ге opги, изучившего Забайкалье...
Выступление 2 ученика. (Слайд 23)
Александр Александрович Бестужев- Марлинский
прибыл на место ссылки 31 декабря 1827 года. Якутск
оказался, действительно, городом: дома и церкви,
богадельня, монастырь и кабаки – целых девять
кабаков! лавки и люди – две с половиной тысячи
жителей Александр Бестужев начал интересоваться
местом своего поселения. Не только с тоской – с
живым любопытством оглядывался он вокруг. В
письмах к родным среди просьб прислать книги,
деньги или модный сюртук все чаще появляются
описания Якутска, якутов, восторженные отзывы о
красоте Лены – "этой Волги Восточной
Сибири", как он назвал ее, сведения о плясках
шаманов, рисунки, изображающие якутов.
Этнографом Александр Бестужев не стал – слишком
уж недолго, всего полтора года, пробыл он в
Якутии, слишком уж скоро наступил конец его жизни
и не в Якутии, а на Кавказе. Но внести свой вклад в
изучение Сибири он успел. Сибирские очерки
Бестужева должны по праву занять в его
творчестве особое и притом почетное место.
Якуты и тунгусы – нередкие гости в сибирских
очерках Бестужева. На смену выразительным, но
наивным рассказам промышленников, на смену
педантически точным, но суховатым описаниям,
исполненным учеными, явились сибирские очерки
Бестужева: правдивые и в то же время
увлекательно-яркие... Вот две дружные семьи –
якутская и тунгусская, кочуя недалеко от Якутска,
встречают страшного хищника, забежавшего из
Средней Азии, барса, и вместе, героически выручая
друг друга, вступают в борьбу со свирепым зверем;
вот тунгусы в берестяных лодочках, называемых
ветками, собираются у
поворота реки и, дождавшись, пока стадо оленей
спустится в воду, бьют животных маленькими
копьецами, поражая печень или легкие; вот рыбная
ловля; вот езда на собаках; вот поверья и предания
тунгусов, описание якутского женского наряда и
якутского праздника "иссых" – праздника
"начатков кумыса".
"Три шамана приближаются к огню... волосы их
падают по плечам. Они умоляют духов не насылать
падежа и болезней. Голос их то пронзителен, то
рокотен; бубны звучат повременно, и каждый из них,
черпнув ложкою кумыса из огромных деревянных
кубков (аях), брызжет им на огонь. Это
умилостивительное возлияние. Старшины подводят
белую кобылицу и старший шаман... вырывает
несколько волос из гривы и бросает в огонь; с этой
минуты благословенная кобылица становится
неприкосновенною. Ни седло, ни удило не будет ей
знакомо: никогда ножницы не уронят с нее ни
волоска".
В Якутске Александр Бестужев писал стихи. Он
писал о водопаде Станового хребта, уподобляя
шумное падение вод своей грозной судьбе:
Когда громам твоим внимаю
И в кудри льется брызгов пыль, –
Невольно я припоминаю
Свою таинственную быль.
Тебе подобно гордой, шумной,
От высоты родимых скал,
Влекомый страстию безумной,
Я в бездну гибели упал.
Писал об облаке, гонимом по небу, – и в судьбе облака видел свою судьбу:
Блести, лети на ветерке,
Подобно нашей доле...
И я погибну вдалеке
От родины и воли!..
изучал Шиллера, переводил на досуге Гете. Все
это было обычно для литератора двадцатых годов.
Но необычно было то, что Александр Бестужев писал
не только о своей грустной судьбе, вчитывался не
только в Гете: живя в Якутске, он обратился к
поэзии якутского народа, чьи сказки, предания и
поверья ни разу еще не звучали в русской поэзии.
Он написал балладу "Саатырь", к которой
сделал несколько интересных этнографических
примечаний. "Содержание этой баллады взято из
якутской сказки", – сообщает он. У якута
умирает любимая жена – Саатырь. Перед cмepтью
она говорит:
"Не вешай мой гроб на лесной вышине
Духам, непогодам забавой;
На родимой земле рой могилу ты мне
И кровлей замкни величавой".
Тут же в примечаниях Бестужев поясняет: "в старину якуты вешали гробы свои на деревьях или ставили их на подрубленных пнях". Богата этнографическим материалом строфа, посвященная похоронам Саатырь:
Вскипели котлы, задымилася кровь
Коней – украшения стада,
И брызжет кумыс от широких краев
От счастья и горя услада;
И шумно кругом, упоенья кумир
Аях пробегает бездонный.
Уж вянет заря. Поминательный пир
Затих. У чувала склоненный
Круг сонных гостей возлежит недвижим,
Лишь в юрте, синея, волнуется дым.
"Аях – огромный кубок, – объясняет Бестужев,
– в него входит ведра полтора, но я видел
удальцов, которые осушали его сразу".
"Чувал – камин, очаг; он стоит посредине юрты,
спинкою ко входу".
Не сохранив ритмов и стиля якутской поэзии (при
недостаточном знании языка это было Бестужеву не
под силу, да и литературная форма баллады,
культивируемая Жуковским, представлялась ему
обязательной), он сумел использовать сюжет
якутского народного сказания, обогатить свой
стих чертами якутского быта. Попытки
воспроизвести на русском языке прелесть
туземного эпоса вообще занимали его: известно,
что на обратном пути из Сибири ему удалось
захватить с собою и отослать друзьям в Москву
поэму декабриста Чижова – того самого, который
когда-то был участником замечательного плавания
Литке, а после 14 декабря осужден на
двадцатилетнюю ссылку в Сибирь.
Выступление 3 ученика: (Слайд 24 ) 29 июля 1826 года декабрист Чижов был отправлен в Сибирь и только в Иркутске узнал, что местом ссылки ему определен городок Олекминск Якутской области. На поселении провел семь лет, изучал природу Сибири, этнографию и фольклор якутов. В 1832 году поэма Чижова "Нуча", написанная от имени старика якута, повествующего о храбром русском юноше, который не боялся ни шаманов, ни духов, присланная в Москву Александром Бестужевым, была напечатана в журнале "Московский телеграф" за полной подписью автора. Поднялась настоящая административная буря, посыпались запросы от шефа жандармов цензору "Московского телеграфа", городничим и исправникам города Олекминска, где жил Чижов. Кто осмелился переслать стихи государственного преступника из Сибири в Москву? Кто осмелился напечатать? Но дело было уже сделано: поэма, написанная опальным поэтом, дошла до читателя. Таким образом, декабристы первыми открыли русскому читателю прелесть якутского фольклора, введя его в русскую поэзию во всем великолепном обличий русского стиха пушкинской поры. В 1839 году Чижов написал на основе одного якутского поверья поэму "Воздушная дева". У якутов еще в глубокой древности существовало предание о дeвyшке, унесенной ветром на луну. Пошла она с ведрами за водой, подул ветер, подхватил ее, унес на березу, а оттуда на луну. В ясные звездные ночи видно на небе коромысло с ведрами. Дeвyшка стала хозяйкой луны... Вот это древнее поверье с большой поэтической силой и воспроизвел в своих стихах Чижов, трогательно изобразив тоску дeвyшки по родной Якутии:
Однажды с облаков моих
Мне виден шумный был Исых
И пляски дев и бег коней,
Борьба и пир вокруг огней.
Созвала там подруг весна –
А я одна, всегда одна.
Беспечные они поют,
Меня же ветры вдаль несут.
2) Роль декабристов в социально-экономическом развитии и в области образования
Выступление 3-й группы учащихся
Каждый декабрист провел годы ссылки в этом
далеком крае недаром, они постарались хоть чем-то
помочь местному населению, чему-то научить их.
Так А.Н.Андреев вместе с Н.А.Чижовым, желая
принести пользу населению Олекминска, на
собственные средства построили первую в городе
мельницу.
М.И.Муравьев-Апостол следуя своему желанию быть
полезным обществу, построил силой
общественности вокруг городского кладбища
прочную ограду. Первым в городе начал успешно
садить картошку, посеял просо, увлекался
цветоводством и огородничеством, занимался
медицинской пpaктикой, помогал прокаженным.
Декабристы были горячими сторонниками внедрения
русской земледельческой культуры в Сибири. Они
пытались подвести под земледелие научную базу.
Свой скромный вклад декабристы ввели и в области
образования. Так, несмотря на строгое запрещение
заниматься педагогической деятельностью,
А.А.Бестужев-Марлинский имел двух учеников.
Одним из основных видов занятий
М.И.Муравьева-Апостола в период ссылки в Вилюйске
являлась его педагогическая работа. О своей
работе он сообщает любопытную деталь: “По
неимению в этой глуши часов, – писал он в своих
воспоминаниях, – пришлось придумать забавный
способ для определения классного времени. Я над
своей юртой выкидывал флаг, служивший знаком, что
я жду своих учеников, и они на этот немой зов
немедля являлись со своей книгой”.
Вскоре после своего приезда в Олекминск,
Н.А.Чижов с А.Н.Андреевым создали небольшой
кружок, в который вошли лица, стремившиеся к
культуре: доктор Орлеанский, купцы Подъяков и
Дудников, исправник Федоров и др. Они устраивали
чтение книг и журналов, общественные гуляния,
выписку прогрессивных журналов и т.д.
III. Заключительный этап
Класс во главе рабочих групп подводит итоги по материалам урока.
– Годы жизни декабристов в
якутской ссылке не прошли даром. Они изучили быт
и нравы местного населения.
– Именно от их произведений читатели узнали о
далекой Якутии.
– Несмотря на все тяготы жизни в далеком и
суровом крае, вдали от Родины, декабристы смогли
прижиться с местным населением, нашли желание
помочь им и научить хлебопашеству,
огородничеству, цветоводству, сажать картофель и
т.д.
– В своих домашних школах научили детей грамоте
и арифметике.
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
27 03 2024 9:47:54
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
26 03 2024 17:54:31
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
25 03 2024 13:36:20
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
24 03 2024 2:51:28
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
23 03 2024 1:33:21
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...
22 03 2024 20:51:51
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
21 03 2024 11:46:56
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
20 03 2024 11:23:48
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта". ...
19 03 2024 8:13:59
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
18 03 2024 5:30:17
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
17 03 2024 1:41:52
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
16 03 2024 13:50:15
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
15 03 2024 14:14:40
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
14 03 2024 20:34:48
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
13 03 2024 22:56:58
Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
12 03 2024 8:35:29
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
11 03 2024 3:24:36
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
10 03 2024 13:49:19
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
09 03 2024 7:16:59
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
08 03 2024 14:50:39
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
07 03 2024 2:44:50
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
06 03 2024 19:13:28
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
05 03 2024 4:46:29
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
04 03 2024 17:17:10
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....
03 03 2024 17:49:29
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....
02 03 2024 22:16:22
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
01 03 2024 2:10:33
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
29 02 2024 4:36:44
На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
28 02 2024 7:55:56
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
27 02 2024 10:55:36
На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
26 02 2024 12:59:47
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
25 02 2024 23:33:59
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
24 02 2024 23:24:24
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
23 02 2024 22:58:24
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...
22 02 2024 21:28:57
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
21 02 2024 2:15:18
Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
20 02 2024 17:29:44
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
19 02 2024 19:10:12
Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
18 02 2024 21:31:53
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
17 02 2024 16:58:40
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь. ...
16 02 2024 0:11:42
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...
15 02 2024 2:51:46
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
14 02 2024 10:20:48
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
13 02 2024 0:26:46
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
12 02 2024 21:43:45
Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
11 02 2024 14:26:12
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
10 02 2024 4:13:55
В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....
09 02 2024 6:10:36
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
08 02 2024 17:40:17
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков. ...
07 02 2024 11:35:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::