Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"»
Цели:
- дать представление о стихии как о художественном образе поэмы А.С.Пушкина “Медный всадник”, познакомить с историей строительства Петербурга и со способами защиты города от наводнений в 18–19 веках;
- развивать навыки сравнительно-исторического и ассоциативного мышления у учащихся, самостоятельной и коллективной работы; совершенствование навыков анализа текста;
- воспитывать у учащихся способность понимать и воспринимать поэзию слова, чувство красоты;
- создавать на уроке атмосферу доброты, увлечённости.
Форма урока: интегрированный урок литературы, истории, ОБЖ.
Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина, проектор, экран, презентация, текст поэмы “Медный всадник”, стихотворение для стадии вызова, таблица “Знаю”, “Хочу знать”, “Узнал”, памятки.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя литературы.
Учитель литературы. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет не совсем обычным: на одном уроке сразу присутствуют три учителя, так как речь сегодня пойдёт об удивительной поэме А.С. Пушкина "Медный всадник”, которая познакомит нас с историческим Петербургом, расскажет о трагедии маленького человека, потерявшего свою любимую, о Петре I, о стихии как об одном из главных героев поэмы. Поэтому на уроке одновременно присутствуют и литератор, и историк, и учитель ОБЖ.
– Запишите, пожалуйста, тему нашего урока и вопрос, ответ на который каждая группа должна будет дать в конце урока: “Наводнение – это …” Презентация. (Слайд 1–2).
– И первое слово предоставляется группе литераторов.
Ученик читает вступление к "Медному всаднику" ("На берегу пустынных волн:" до ": и запируем на просторе") (Слайд 3–4).
Учитель истории. Петр I задумал построить величественный город, Северную Венецию, город, который станет грозной крепостью и центром культуры и торговли. Как строился Петербург, расскажут нам историки.
Историки рассказывают о строительстве Петербурга.
Учитель литературы. Петербург, построенный великим человеком, Петром Первым – прекрасный и величественный город, который считается одним из красивейших в мире. А.С. Пушкин любил Петербург. Гимном его любви к Петербургу стала поэма "Медный всадник". Поэт восторженно описывает Петербург, восхищается им и преклоняется перед его величием. Давайте послушаем самого Пушкина.
Литераторы читают наизусть отрывки из "Вступления:" (со слов "Прошло сто лет.." до "Спешит, дав ночи полчаса") (Слайд 5–9).
Учитель литературы. Перед нами – великолепная панорама. Глядя на нее, мы испытываем огромный восторг. Нева, мосты над ней, соборы, Петропавловская крепость – все создает ощущение великолепия, вечности, и прочности.
– Какой жанр использует А.С.Пушкин во вступлении и что хаpaктерно для данного жанра? (Автор использует во вступлении такой жанр, как ода, для которого хаpaктерны возвышенность, торжественность.)
– С помощью каких художественно-выразительных средств поэт достигает такой возвышенности, торжественности слога? (Использование эпитетов, метафор, славянизмов помогает автору достичь торжественности и возвышенности слога.)
– Какое настроение передает "Вступление" поэмы? ("Вступление" энергично, динамично. Автор гордится городом, славит его, призывает стихию смириться навек. Все дышит гармонией и торжеством). (Слайд 10).
Учитель ОБЖ. Но не все так благополучно в этом городе, как кажется на первый взгляд. Ребята уже рассказали нам, как трудно строился этот город, ведь раньше там были сплошные болота. Людям удалось победить природу! Удалось среди болот построить величественный город, удалось Неву загнать ее в гранитные берега.
Однако иногда она бунтует против учиненного над ней насилия. Каждую осень над Петербургом витает угроза стихийного бедствия. В Петербурге часто случаются наводнения.
Введение в проблему. Применение технология РКМЧП. Первый этап – вызов. Задача: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес.
Учитель ОБЖ. А что вы знаете о наводнении и о причинах наводнения? У вас у каждого на партах имеется таблица “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал”. С этой таблицей вы знакомы, мы не раз работали по ней. Запишите всё, что вы знаете о наводнениях, в колонку “Знаю”, что хотели бы ещё узнать о наводнениях, запишите в колонку “Хочу узнать”.
Второй этап – осмысление. Задача: соотнесение новой информации с собственными знаниями. Учащиеся сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, чтобы создать новое понимание.
Учитель ОБЖ. Теперь предлагаю вам внимательно прочитать стихотворение А. Гаврюшкина “Наводнение” (приложение 1), которое также имеется у каждого из вас на парте, окунуться в текст поэмы “Медный всадник” и записать всё, что вы узнали нового о наводнении в колонку “Узнал”. Думаю, теперь у вас больше информации для того, чтобы дать более полный и развёрнутый ответ на вопрос: что же такое наводнение и каковы его причины. Слово Спасателям.
Спасатели. Наводнение – это стихийное бедствие, выражающееся в затоплении значительной части суши водой в результате подъёма уровня воды в период ливней, снеготаяния, ветровых нагонов, заторов, вызываемое различными причинами. (Слайд 11–12).
Учитель истории. Самое крупное наводнение за всю историю Петербурга произошло 7 ноября 1824 года. (Слайд 13–14).
Слово предоставляется историкам. Рассказ о наводнениях в Петербурге.
Учитель литературы. Это наводнение и описывает Пушкин в своей поэме.
– Нева в поэме – образ многоликий. Во-первых, она являет собой украшение города. Приведите примеры, подтверждающие это утверждение? (державное течение реки, одетой в гранит; ":По оживленным берегам/Громады стройные теснятся/Дворцов и башен:"; ":корабли: К богатым пристаням стремятся:"; ":Темно-зелеными садами/Ее покрылись острова:").
– Во-вторых, это главная угроза городу и людям. Уже в первой части поэмы облик Петербурга меняется, с него словно спадает позолота. Город во власти "осеннего хлада", воющего ветра, сердитого дождя. Он превращается в крепость, осажденную Невой.
– Послушаем, как описывает наводнение 1824 года Пушкин. Слово литераторам. (Слайды 15–20).
Выразительное чтение со слов "Над омраченным Петроградом:" до "И ветер дул, печально воя", со слов "Нева всю ночь: до “Увы! всё гибнет: кров и пища!
Учитель литературы. С помощью каких средств художественной выразительности Пушкин создает страшную картину?
Ученики отмечают такое средство выразительности, как сравнение: река сравнивается со зверем и вором, шайкой злодеев; нагромождение глаголов подчеркивает стремительность стихии; использование восклицательных предложений выражает эмоциональное напряжение и трагичность описываемого бедствия: "пена разъяренных вод", "гневна, бурлива", вздувалась и ревела, как зверь, "остepвеняясь, на город кинулась", осада, приступ злые волны, как воры, лезут в окна, "вставали волны там и злились", своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу. "Чёлны с разбега стёкла бьют кормой" и "гроба с размытого кладбища плывут по улицам".
Учитель литературы. Стихия уходит непобежденной, любуясь своим возмущением. (Слайд 21).
Учитель ОБЖ. Как вы видите, вода – это грозная стихия, безжалостный убийца. С древних времен наводнения считались самым страшным стихийным бедствием. Затонувшие города, разрушенные строения и гибель людей, разбитые человеческие судьбы – вот последствия наводнения, внезапного и непредсказуемого врага человечества, жадно поглощающего на своем пути все живое. Издревле человечество страдает от наводнений, но до сих пор не может защититься от прожорливой водной стихии. Какие меры принимали люди, чтобы защититься от наводнений? Что делать, если вы попали в зону затопления? Если начался резкий подъем воды?
Слово Спасателям. (Слайд 22–24).
Если начался резкий подъем воды, нужно:
– Во-первых, как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место
(верхние этажи зданий, крыша здания, дерево) и быть готовым к организованной
эвакуации по воде с помощью различных плавающих средств или пешим порядком по
бродам;
– Во-вторых, не подаваться панике, не терять самообладания и принять меры,
позволяющие спасателям найти людей, отрезанных водой и нуждающихся помощи (в
светлое время суток вывешивать на высокое место белое или цветное полотно, а в
темноте подавать световые сигналы).
– в-третьих, ожидать прихода спасателей.
– в-четвёртых, самостоятельно выбираться из затопленного района можно лишь в
безвыходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь или
когда вода все поднимается и нет надежды на спасателей. (Слайд 25).
Спасатели раздают памятки. (Слайд 26). (Приложение 2.)
Учитель ОБЖ. Как вы думаете, почему во время наводнения в Петербурге погибло так много людей? (Вместо того чтобы спасаться, они вышли на набережную полюбоваться буйством стихии, несмотря на сигнальные фонари Адмиралтейской башни). Предлагаю провести интеллектуальную разминку: разгадывание кроссворда. (Слайд 27).
- Специалист по оказанию помощи во время чрезвычайных ситуаций.
- Научно обоснованное предсказание развития, хаpaктера, масштабов наводнения.
- Одна из причин наводнения.
- Интенсивный периодический и кратковременный подъем воды в реке из-за сильных дождей, может возникнуть в любое время года.
- Периодически повторяющийся подъем уровня воды в реках, вызываемый весенним таянием снега.
- Затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море.
Учитель литературы. А теперь я предлагаю вам самим создать кроссворд на тему урока из 5 вопросов и предложить отгадать его вашим одноклассникам. (Работа в паре.)
За составлением кроссвордов…
Стадия рефлексии. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны.
Учитель литературы. Заключительный этап урока – творческая часть. Составлляем синквейны. Таким образом вы постараетесь выразить свое отношение к уроку, и мы перейдём к подведению итогов. Синквейн, вы помните, – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Напомним правила составления синквейна:
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4-я строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5-я строка–одно слово (синоним к теме, обычно существительное, выражающее
эмоциональное отношение к теме).
Бедствие…
Могущественное, ужасное!
Убивает, разрушает, калечит.
Не щадит никого на пути.
Наводнение. (Абраамян Артур, 7 класс А, на верхнем фото в правом углу)
Стадия завершения урока.
Учитель литературы. Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. Прошу представителей от каждой группы познакомить нас со своими выводами, которые вы сделаете на основе ваших таблиц “Знаю”, “Хочу знать”, “Узнал”. (Приложение 3.)
ВЫВОДЫ: Спасатели: Наводнение – это, как было уже сказано, затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке. Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций, безжалостный убийца. Нужно всегда помнить о правилах поведения при наводнении.
Историки: Наводнение с древних времен люди воспринимали как самое страшное стихийное бедствие и придумывали разные способы защиты от него.
Литераторы: Наводнение в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" – это художественный образ, бунт стихии против порабощения. Последствия такого бунта страшны: это и разрушенные дома, и голод, и гибель людей, и разбитые человеческие судьбы.
Учитель литературы. Молодцы! Вы все верно сделали вывод. В поэме “Медный всадник” бунт стихии – это один из кульминационных центров поэмы. Нева своим буйством заразит Евгения, и он, маленький, незаметный чиновник, в приступе ярости посмеет угрожать медному всаднику. Как мы видим, мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт "возмущенной" Невы с народным бунтом.
По мысли Пушкина, и наводнение, и народный бунт – это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии, а в будущем может вылиться в стихию народного бунта, не менее страшную, чем стихия наводнения, ибо она вершит свой суд, не разбирая правых и виноватых.
Спасибо всем за активное участие. Таблицы “ЗХУ” со своими записями сдайте, пожалуйста, на проверку.
Домашнее задание: (Слайд 29). Написать сочинение-эссе “Два лица Петербурга в поэме А.С.Пушкина “Медный всадник”.
Список литературы:
- А.С.Пушкин "Медный всадник"
- В.Я.Коровин Учебник-хрестоматия по литературе. М., Просвещение, 2006.
- А.А.Фукалова. Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник"//Литература в школе № 5, 1999.
- Н.А. Соснина. "Медный всадник" Пушкина.//Литература в школе № 5, 1997.
- Ю.Л.Воробьёв Учебное пособие для школьного курса “ОБЖ” М., 2006.
- Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Л.Воробьёва, заслуженного спасателя РФ, Герой России АСТ. Астрель ОАО “Московский учебник” , 2009.
Приложение 1. – Текст стихотворения А. Гаврюшина “Наводнение”.
Приложения 2. – Памятки о правилах поведения при наводнении.
Приложения 3. – Таблицы “ЗХУ” (обобщенная, по результатам работы обучающихся).
Приложения 4. – Данные об авторах.
Презентация.
В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения....
18 03 2024 20:48:36
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
17 03 2024 1:10:45
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
16 03 2024 22:19:16
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
15 03 2024 21:55:55
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
14 03 2024 18:23:37
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
13 03 2024 9:52:46
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира. ...
12 03 2024 3:11:49
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
11 03 2024 15:47:36
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
10 03 2024 11:27:32
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
09 03 2024 11:29:33
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
08 03 2024 5:41:40
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему. ...
07 03 2024 18:51:48
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
06 03 2024 23:57:22
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...
05 03 2024 18:11:44
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
04 03 2024 8:34:21
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
03 03 2024 0:47:26
Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....
02 03 2024 13:49:59
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
01 03 2024 12:37:14
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
29 02 2024 13:54:10
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться. ...
28 02 2024 1:12:31
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
27 02 2024 10:34:10
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
26 02 2024 10:26:46
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
25 02 2024 19:53:10
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования. ...
24 02 2024 21:58:43
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
23 02 2024 19:48:56
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
22 02 2024 10:36:30
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
21 02 2024 17:25:35
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
20 02 2024 21:29:24
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси. ...
19 02 2024 7:43:11
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
18 02 2024 4:57:12
На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
17 02 2024 23:11:24
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте. Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск. Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту. ...
16 02 2024 11:58:58
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
15 02 2024 21:17:47
Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....
14 02 2024 5:44:54
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
13 02 2024 11:28:59
Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...
12 02 2024 19:32:27
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная. ...
11 02 2024 7:45:33
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
10 02 2024 4:27:30
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность. ...
09 02 2024 20:11:16
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
08 02 2024 16:26:43
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России. ...
07 02 2024 7:12:38
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
06 02 2024 15:54:47
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
05 02 2024 1:23:59
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
04 02 2024 10:11:32
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
03 02 2024 14:42:11
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
02 02 2024 6:44:16
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
01 02 2024 13:53:51
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
31 01 2024 17:10:12
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
30 01 2024 13:31:11
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
29 01 2024 15:12:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::