Олимпийские игры в Древней Греции
Цель: в яркой красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр.
Задачи:
- образовательные – познакомить с историей Олимпийских игр, особенностями проведения спортивных состязаний в Древней Греции, с культурными традициями древних греков;
- воспитательные – формировать чувство уважения к другой культуре и традициям других народов, желание заниматься спортом, стремление быть сильнее, выносливее.
Материалы и оборудование:
- наглядные пособия – декорации с изображением статуи Зевса, газета «История пяти колец», девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!», даты «776г. до н.э.», новые понятия «стадион», «пятиборье», «панкратий», фотографии из журналов, иллюстрации из альбома по истории культуры Древней Греции;
- костюмы и атрибуты для учащихся – алая и белая накидки, венок из лавра;
- ТСО – магнитофон.
ХОД УРОКА
Звучит греческая музыка «Сиртаки». Выступление.
Учитель. Соревнования и народные игры
всегда радовали сердца людей. Любили их и в
Древней Греции. В Афинах, Дельфах, на Истминском
перешейке в назначенное время сходились
желающие помериться силой, ловкостью и талантом.
Много участников и зрителей собиралось на
соревнования со всех концов Греции. Но самой
большой славой пользовались состязания в
Олимпии, расположенной в Южной Греции. Их ждали
все, к ним задолго готовились, ими жила буквально
вся Греция. Олимпийские игры проходили при
огромнейшем стечении народа и превращались в
настоящий национальный праздник.
С давних пор возникновение Олимпийских игр
связывалось с победой Зевса Олимпийского над
своим свирепым и жестоким отцом Кроносом.
В память об этой великой победе сын Зевса Геpaкл
и основал Олимпийские игры. Согласно легенде
именно Геpaкл выбрал подходящую для игр долину,
которая до сих пор считается одной из самых
красивых долин Греции. Считают, что Геpaкл сам
отмерил длину беговой дорожки – 600 ступеней. Эта
длина была названа «стадий» (192 м). Отсюда и
произошло слово «стадион». Когда впервые начали
проводить игры в Олимпии – никто не знает, но,
очевидно, с глубочайшей древности. А вот игры,
записанные в истории, с которых начался счёт
победителей-олимпиоников – были проведены в 776г.
до н.э. От этой даты греки ведут своё
летоисчисление. Давайте и мы с вами отправимся в
Древнюю Грецию и побываем на Олимпийских играх.
Выступление учащихся (Приложение 1)
Работа над заданиями, полученными в начале урока (1 – 8 вопросы, см. Приложение 2)
Учитель.Дeвyшки могли присутствовать
на Олимпийских соревнованиях. Но замужним
женщинам под страхом cмepти запрещалось не
только присутствовать на играх, но даже
преступать границы священного округа Олимпия.
Суеверные греки боялись, что замужние женщины
сглазят атлетов. Единственной женщиной, всегда
присутствовавшей на Олимпийском стадионе во
время соревнований, была жрица богини Деметры.
Она невозмутимо восседала у алтаря, стоявшего
возле финишной полосы стадиона.
За всю историю античных Олимпийских игр только
одна женщина осмелилась нарушить строжайший
запрет. Этой женщиной была Ференика, дочь
прославленного кулачного бойца Диагора с
о.Родос. Она руководила тренировкой своего сына,
подготавливая его к кулачным боям. Когда подошло
время игр, Ференика, переодевшись в мужскую
одежду и рискуя жизнью, отправилась со своим
сыном в Олимпию, где выдала себя за учителя
гимнастики. После того, как её сын одержал победу
и завоевал лавровый венок, Ференика, забыв о
грозящей ей опасности, перепрыгнула через ограду
и бросилась обнимать победителя. Все сразу
поняли, что перед ними переодетая женщина. Угроза
неминуемой гибели нависла над Ференикой. Но она
бесстрашно защищала себя, говоря, что она дочь
славного бойца и мать победителя Олимпийских
игр. А он становился национальным героем Греции и
почти полубогом. Вмешались зрители и стали
требовать её пощады. И высшим судьям пришлось
уступить – они помиловали её.
Одним из главных состязаний Олимпийских игр было
пятиборье. А знаете ли вы, какие виды
соревнований оно включало?
Работа с учебником, стр. 152 – 153.
Совершенно верно. Это были бег, прыжки в длину, метание копья, длека, борьба. Особенно нравился эллинам «панкратий» – состязание, включавшее в себя борьбу и кулачный бой.
Продолжается работа над заданиями, полученными в начале урока (10 – 11 вопросы, см. Приложение 2).
Учитель.Имена многих олимпиоников вошли в историю. Среди них прославленный борец Милон, атлеты Полидам и Феаген, славившиеся невероятной силой. Какие же факты подтверждают мнение, что греки придавали очень большое значение Олимпийским играм?
Примерные ответы учащихся.
– Олимпийские игры считались событием
настолько важным, что греки вели по ним счёт
времени.
– Олимпийским играм придавалось такое большое
значение, что во время их проведения даже
прекращались войны. Объявлялось всеобщее
священное перемирие и длилось оно целых три
месяца, хотя сами игры продолжались всего пять
дней.
В 424г. до н.э. во время священного перемирия
спартанцы начали осаду города. На них наложили
громадный штраф. Спарта наотрез отказалась его
выплачивать. Тогда атлетов Спарты на целых 20 лет
лишили права выступать на Олимпийских играх.
– Даже грабители и разбойники не нападали на
прохожих. Считалось, что все идущие в Олимпию или
пребывающие в ней находятся под защитой самого
Зевса. Приходить в Олимпию с оружием значило
впасть в немилость богам.
– Граждане и целые полисы приносили
бесчисленные дары храмам Олимпии. 12 сокровищниц
были всегда переполнены.
– Сюжеты Олимпийских игр являлись излюбленной
тематикой скульпторов и живописцев Древней
Греции. Примеры: Мирон – «Дискобол», Поликлет –
«Копьеносец», роспись греческих ваз и амфор. (Иллюстрации
в учебнике стр.151 – 155)
Учитель. Олимпийские игры проводились
в Греции почти 1200 лет и были упразднены в 394 году
до н.э. Казалось, священный огонь Олимпии погас и
навсегда. Но Олимпийские игры возродились. Этим
человечество обязано французу Пьеру де
Кубертену – историку, литератору. Именно он
разработал кодекс и правила проведения игр,
написал текст, клятвы участников соревнования и
даже сочинил «Оду спорту».
А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы
знаете историю современных Олимпийских игр.
Класс разбивается на две комaнды, за каждый правильный ответ начисляется бонусный балл. Вопросы викторины – см. Приложение 3.
Учитель. Современные Олимпийские игры, конечно, отличаются от античных. Они стали международными, программа их расширилась, проводятся они в разных городах мира. Единственное, что не удалось возродить – священное перемирие. А в наши дни это особенно важно. И не только во время игр, а всегда, чтобы нигде и никогда не мог вспыхнуть огонь бессмысленных и бесстрашных войн.
Заключительный этап урока. Подведение итогов, отметки за урок, домашнее задание – §33, рабочая тетрадь №№ 2, 32,33.
Список литературы:
- Бутромеев В. «Всемирная история в лицах. Древний мир» – М., 1999.
- Вигасин А.А. «История древнего мира» – Москва «Просвещение», 2005
- Домашнев А., Дроздова Т. «Из глубины веков» – М., 1985.
- Книга для чтения по истории Древнего мира. – М., 1981.
- Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции» – М., «Просвещение», 1985.
- Сидорова Н.А., Тукушева О.В., Забелин В.С. «Античная расписная керамика». – М., «Искусство», 1985.
- Трухина Н.Н. «История Древней Греции». – ШМИРОС, 1993.
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
28 03 2024 7:42:13
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности. ...
27 03 2024 22:36:40
Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
26 03 2024 20:39:54
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
25 03 2024 3:49:39
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
24 03 2024 18:45:26
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
23 03 2024 6:28:57
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
22 03 2024 10:49:27
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города. При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
21 03 2024 15:21:16
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
20 03 2024 13:56:36
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
19 03 2024 1:19:54
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
18 03 2024 20:51:57
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
17 03 2024 4:13:44
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
16 03 2024 11:45:37
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...
15 03 2024 20:19:38
Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – ХХ век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....
14 03 2024 22:44:10
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
13 03 2024 22:35:50
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
12 03 2024 14:45:18
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...
11 03 2024 20:53:29
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...
10 03 2024 5:59:48
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
09 03 2024 18:40:42
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
08 03 2024 7:11:45
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
07 03 2024 19:31:58
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
06 03 2024 7:20:36
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
05 03 2024 21:10:51
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
04 03 2024 16:58:49
Дидактическая комaндная игра проведена в рамках уроков наследия, посвященных 25-летию включения объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель - создать условия для осмысления школьниками уникальности культурного наследия Санкт-Петербурга, важности его сохранения. Игра имеет «кольцевую» структуру: от информации о Петербурге как объекте всемирного наследия через занимательные вопросы к размышлению о судьбах наследия....
03 03 2024 10:30:56
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
02 03 2024 13:48:34
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...
01 03 2024 23:13:12
Урок является завершающим в теме “Феодальная раздробленность на Руси”, на изучение которой отводится по программе 7 учебных часов. Урок тесно связан с предыдущими, так как работа строится на основе знаний учащихся, полученных прежде. Также прослеживается связь данного урока с последующими уроками, так как монголо-татарское иго на Руси еще сохранялось, и об этих событиях речь пойдет на следующих уроках....
29 02 2024 17:51:46
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
28 02 2024 21:13:17
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
27 02 2024 14:35:16
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
26 02 2024 23:54:33
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм". ...
25 02 2024 21:38:17
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
24 02 2024 13:45:17
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
23 02 2024 9:25:48
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
22 02 2024 23:17:10
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
21 02 2024 13:58:37
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
20 02 2024 19:39:17
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
19 02 2024 9:50:44
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
18 02 2024 20:25:26
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
17 02 2024 4:28:48
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
16 02 2024 22:54:35
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
15 02 2024 7:45:11
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
14 02 2024 5:14:37
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
13 02 2024 15:47:53
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
12 02 2024 20:13:24
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
11 02 2024 13:32:39
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
10 02 2024 1:13:22
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
09 02 2024 14:36:21
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
08 02 2024 17:42:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::