Восток и Греция после Александра Македонского > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Восток и Греция после Александра Македонского


    Восток и Греция после Александра Македонского

Цель:

  • Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и познакомить учащихся с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского; познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской.
  • Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение вести грамотные записи в тетрадях, формирование картографических навыков; формировать навыки работы в паре и самостоятельно.
  • Воспитывать уважение и интерес к Всемирной истории через историю Древнего Мира.

Оборудование: карта “Завоевания Александра Македонского в IV веке до нашей эры”, диск Древний мир, Мультимедиа проектор и доска. Раздаточный материал для актуализации знаний и на закрепление материала.

П л а н:

1. Организационный момент, цель
2. Актуализация знаний учащихся
3. Новая тема:

3.1. Возникновение новых государств
3.3. Александрия Египетская и ее достопримечательности

4. Закрепление
5. Домашнее задание
6. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент, цель

Постановка цели урока, проверка всех необходимых принадлежностей для урока.

2. Актуализация знаний учащихся

На предыдущем уроке мы проходили тему: “Александр Македонский и завоевание Востока”.

I. – Почему армия Александра Македонского была сильнее, чем армия персов?

– Чего хотела знать Персидской державы?
– Почему многие народы Персидской державы встречали Александра Македонского как освободителя?
– Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир?

II. – О чем говорят эти имена и названия:

1) Филипп
3) Фивы
5) Исс
7) Александрия Египетская
9) Антигон
Птолемей
Селевк
2) Аристотель
4) Граник
6) Дарий III
8) Букефал

III. – Соотнесите даты и события:

1) 336 г. до н.э.
2) 331 г. до н.э.
3) 334 г. до н.э.
4) 333 г. до н.э.
А) битва при Гавгамелах
Б) Александр становится царем Македонии
В) битва около города Исс
Г) начало похода в Малую Азию
Д) битва на реке Граник

IV. Задачи

1) Зная, что Александр в 336 году до н.э. стал царем Македонии, посчитайте, в каком году он родился, если в момент вступления на престол ему было 20 лет.
2) Сколько лет было Александру, когда он победил персов при Гавгамелах?
3) Сколько лет назад была битва при Гавгамелах?
4) Какое событие произошло раньше: битва на реке Граник или битва при Гавгамелах, на сколько лет раньше?

V. Еще одна задача:

Поэма Гомера “Илиада” сопровождала Александра Македонского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение “Илиады” – хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр?

VI. Откуда пошла фраза: “Гордиев узел”? ( в городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми крепилось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако, он не растерялся: схватив меч, он одним ударом разбил узел пополам.)

– В 324 году до н.э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 года до нашей эры Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорадки. Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная cмepть застала всех врасплох. Александр не основал новой династии: два его сына – Александр и Геpaкл – ещё юными погибли в кровавых распрях. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: “Достойнейшему”.

– Что же было дальше с Востоком и Грецией мы сегодня с вами и узнаем.

3. Новая тема:

3.1. Возникновение новых государств

Тема нашего урока: Восток и Греция после Александра Македонского. (записали в тетрадь тему) СЛАЙД №27 карта.

– Правда, а что же происходило дальше?
– Может ли такое большое государство существовать без царя, почему?
– Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III века до нашей эры держава Александра Македонского распалась на множество государств.

Главными из них были:

1) царство Селевкидов (по имени Селевка, Бывшего телохранителя Ал. Македонского)
2) царство Птолемеев (тоже телохранитель Ал. Македонского), цари Египта (их звали Птолемеями) были самыми богатыми из правителей).
3) Македония
4) Пергам – на северо-западе Малой Азии (здесь разводили овец, научились обpaбатывать кожу, делать её мягкой, гладкой, на ней можно было писать. Новый материал для письма назвали пергаменом (легенда о вывозе папируса из Египта). СЛАЙД № 39. Работа с учебником стр.225 последний абзац – столица Пергама. ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

3.2. Александрия Египетская и ее достопримечательности

– По данным некоторых исторических источников этих городов было основано от 20 до 30. Как назывались эти города? (Александрии).

Работа с планом Александрии по учебнику:

– Посмотрите на план, расположенный на странице 227.
– Какие объекты можно выделить на территории города Александрия?

Работа с историческим документом.

Страбон. География. XVII, 7-9

...В Александрии, напротив, Нил, наполняясь с началом лета, наполняет и озеро. Вместе с тем дуют там в то же время и пассатные ветры, благодаря чему александрийцы очень приятно проводят лето...

Весь город пересечен улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две самые широкие улицы, футов в сто, пересекают одна другую под прямым углом.

В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом прострaнcтва. Действительно, каждый из царей старался прибавить какое-нибудь украшение к общественным памятникам и в то же время каждый из них строил для себя особый дворец, увеличивая число существовавших до него... Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что за пределами последней.

Часть царских зданий составляет и Мусей, содержащий в себе место для гулянья, залу для заседаний и большое помещение, где находится столовая состоящих при Мусее ученых.

Коллегия эта пользуется государственным содержанием и имеет жреца, начальника Мусея, назначаемого некогда царями, а теперь цезарем.

Другое отделение царского дворца составляет так называемое Сема, помещение для царских гробниц и для Александра... Труп Александра Птолемей перевез в Александрию, похоронил его в том месте, где он лежит и теперь, хотя и не в том самом гробе; теперешний гроб стеклянный, а Птолемей положил его в золотой...

Беседа по прочитанному:

– Существовал ли специальный план застройки города?
– Какие здания существовали в городе?
– Что такое Мусей?
– На какие средства жили ученые?
– Какая часть царского дворца называлась усыпальницей?

Физкультминутка

Сообщение ученика: Александрийская библиотека.

Дом муз – музей в Александрии – имел огромную библиотеку, слава о которой распространилась по всему миру. Здесь хранилось до 500 000 книг. Здесь были книги на греческом, латинском и иных языках по самым различным отраслям науки и литературы: поэмы, исторические, медицинскиё, математические, философские труды. По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки. Древняя книга вовсе походила на нашу. Ее писали на листах папируса. Когда автор или (писец) кончал лист, к нему приклеивали другой, получался длинный столбец. Были Книги в сто и более метров в длину! Окончание такой книги прикрепляли к стержню (палке из дерева, металла, кости) и свертывали книгу в свиток. Читать такую книгу было не очень удобно, надо было постепенно ее разматывать. Древние люди никогда не писали и не читали за столом или за столом или за партой. Низенькие столики были для еды, а писали и читали либо, держа сверток на коленях, либо стоя за высоким пюпитром, похожим на тот, за которым в наши дни в оркестре стоит дирижер. Лотовая книга перевязывалась шнурком, и, если это была ценная книга, укладывалась в трубку-футляр из дерева. В древности не было картона, его заменял пергамент, на котором начали писать со II в. до н.э. Что же такое пергамент? Это – тонкая, хорошо выделанная кожа молодого скота. Шкуры козлят, верблюжат, ягнят, ослят, поросят очищали от волоса и подкожного жира, полировали и лощили, белили, растягивали и нарезали листами правильной формы. Папирус рос только в Египте, а пергамент можно было изготовлять везде. Рассказывают, что когда царь Египта запретил вывозить из страны папирус, в Пергамском царстве (Малая Азия) стали изготовлять писчий материал из шкур скота и этот материал, поэтому назывался пергамент. Хороший пергамент напоминает тонкий и плотный полупрозрачный картон такой же толщины, как почтовая открытка или обложка ученической тетради. Египтяне сначала изготавливали из пергамента футляры для книг, но потом поняли, что пергамент прочнее папируса и писать на нем можно с двух сторон. Можно счистить старый текст (для этого применялся пористый и очень легкий камень – пемза, заменявший в древнее время нашу резинку) и снова писать на листе. Ученые могут особыми сложными способами изучить даже совершенно невидный глазу и счищенный текст между строками нового письма. Это позволило ученым узнать многое о жизни древних людей, об их литературе и науке. Книга из пергамента тоже свертывалась в свиток. Много позднее стали сгибать вдвое или вчетверо лист пергамента и, получая, таким образом, тетрадь (от греч/ тетрадь – четверть, то есть одна четвертая листа), сшивали ее нитками. Получалась книга, сходная с нашей.

(Беседа по докладу):

– Сколько книг хранилось в библиотеке? – На чем сначала писали книги?– Как они собирались? – Что такое пергамент? – В наше время мы пользуемся старательной резинкой, а чем пользовались раньше? – На греческом языке это слово означает четверть, а что оно означает на русском языке?

– Из текста документа, прочитанного вами, скажите, что такое Мусей? (Это научные и учебные учреждения. Библиотека и место, где жили и работали ученые.) – С каким словом созвучно? Египетские цари покровительствовали ученым, приглашали их из разных стран. Коллектив ученых возник и в Александрии под руководством Птолемея I и назвал храмом Муз (по-гречески – Мусеем). Мусей создали для развития науки и искусства.

(Работа с учебником.) Чтение пункта 5 стр. 227-228.

– Где находился Мусей?
– Кто его организовал?
– Назовите ученых, которые работали в Мусее.
– Какую догадку высказал Аристарх?
– Кто автор сочинения “Начала”?
– О чем это сочинение?
– Что изобрел Архимед?
– Кем был Эратосфен?
– Почему не все ученые принимали приглашение египетских царей?

(Слайд – Фаросский маяк.)

Напротив Александрии находится остров Фарос. По распоряжению Птолемея I архитектор Сострат построил маяк. Маяк освещал путь плывущим ночью кораблям и указывал им вход в гавань. Остров соединили насыпанным перешейком с сушей. ИЛИ (Сообщение ученика о Фаросском маяке).

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

Александрийский маяк – единственное из “семи чудес света”, которое несло не только архитектурную и эстетическую, но и пpaктическую функцию. Маяк обеспечивал судам безопасное возвращение в Большую гавань. Это один из самых древних и известных на Земле маяков.

Всех, кто видел маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра. А в туман и непогоду женщина-автомат трубила в изогнутый золотой рог, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал. Александрийский маяк стоил огромных денег. Плиний писал: “Эта башня считалась одним из чудес света и стоила восемьсот талантов”. Восемьсот талантов – сумма, эквивалентная почти двадцати одной тонне чистого золота! Александрийский маяк находился на острове Фарос. Именно поэтому Александрийский маяк иногда еще называют Фаросским. (Связь названия маяка с его функцией оказалась такой прочной, что слово “Фарос” стало корнем слова “маяк” во многих языках – французском (“фар”), английском (“фэйрос”), итальянском и испанском (“фаро”) и даже русском (“фара”). Сегодня это мыс в пределах египетского города Александрия. Остров Фарос был известен уже во времена Гомера. Древнегреческий автор писал в своей легендарной поэме “Одиссея”:

На море шумно-широком находится остров, лежащий против Египта;
Его именуют там жители Фарос;
Он от брегов на таком расстоянье, какое удобно
В день с благовеющим ветром попутным корабль пробегает.
Пристань находится верная там, из которой большие, в море выходят суда.

После завоевания Египта в 332 году до н.э. Александр Македонский решил основать там новую столицу. Так возникла Александрия. По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в александрийскую гавань. На восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, был построен на Средиземноморье маяк, который стал носить имя острова. Фаросский маяк был построен в 280 году до н. Строительством руководил архитектор Сострат Книдский. Начав работу в 285 году до нашей эры, он всего за пять лет спроектировал и построил это исполинское сооружение. Свет маяка был виден на расстоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км). Предполагается, что источником света служил постоянно горевший большой костер. Топливо для костра доставлялось по винтообразной лестнице. При чем она была настолько пологой, что горючее везли ли на навьюченных ослах прямо на вершину маяка. Каким образом достигалась яркость и дальность свечения, до сих пор не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой – благодаря использованию прозрачных шлифованных камней-линз. Маяк представлял собой гигантскую трехъярусную башню высотой 135 м, стоявшую на огромном возвышении – подиуме. Подиум маяка служил крепостью, где располагались гарнизон, арсенал, склады с продовольствием, огромный резервуар с питьевой водой. Середину подиума занимал мощный фундамент, несущий огромную тяжесть маяка. С берегом остров был связан насыпной дамбой с мостами. Ее длина была семь стадиев (примерно 1,2 км), поэтому она так и именовалась – Гептастадий (семь по-гречески “гепта”). Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30 м. Средняя часть маяка – восьмигранная – была облицована плитами из белого мрамора. Стороны башни ориентировались по направлению восьми главных ветров. Высота восьмигранной части составляла около сорока пяти метров, а поперечник ее равнялся примерно восемнадцати метрам. Стены были прорезаны узкими окнами в рост человека, растесанными внутрь, служившими для освещения башни. Они же были и удобными бойницами для стрелков. Верхняя часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады – 8 колонн из розового полированного гранита несли купол, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона, держащего трезубец – скипетр подводного царства. Крыша Александрийского маяка была по углам украшена огромными статуями Тритона. А на южной стороне башни, обращенной к городу, находился вход в маяк, украшенный большими солнечными часами – гномоном. История сохранила имя создателя Фаросского маяка; на одной из плит ученые обнаружили надпись “Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради морей”. Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора – он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта. К сожалению, Александрийский маяк был разрушен почти до основания сильным землетрясением в мае 1100 г. А в средние века остатки подиума Александрийского маяка были встроены в турецкую крепость Кайт Бей. Сейчас она превращена в египетский военный форт. В 1960-х годах, во время исследования прибрежных вод, неизвестный итальянский ныряльщик, опустившись на небольшую глубину у Крепости Султана, нашел две мраморные колонны. При дальнейших работах со дна подняли статую богини Исиды Фаросской, которая некогда стояла в близлежащем храме. А в 1980 году группа археологов обнаружила на морском дне остатки Фаросского маяка. Данные фарологических таблиц (фарология – наука об эксплуатации маяков) показывают, что на расстояние 60 км свет может послать сооружение, высота которого равняется 180,8 м! Таких размеров не имеет ни один маяк нового времени (высота самого высокого маяка Европы, расположенного в устье Гаронны, всего 59 м над уровнем моря). По одной из версий, Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

(Беседа по докладу):

– Что нового узнали из рассказа ученика?
– Какова была высота маяка?
– Для чего нужен был маяк?
– Каким образом огонь постоянно горел на верху маяка?

(Эллинизм – при условии наличия времени)

(Запись в тетрадях.) Период распространения греческого языка и культуры на завоеванных Ал. Македонским территориях называется ЭЛЛИНИЗМОМ.)

4. Закрепление

Давайте еще раз вспомним о чем говорили на уроке, повторим пройденный материал :

I. Разгадайте чайнворд “Александрийский маяк”

1. Остров, на котором был установлен Александрийский маяк.
2. Архитектор, построивший Александрийский маяк.
3. Материал для письма из кожи животных.
4. Знаменитое сочинение Евклида.
5. Спутник Земли, давший название воротам в Александрии.
6. Территория, которая входила в царство Селевкидов.
7. Архитектурное сооружение, гордость Пергама.
8. Ученый, занимавшийся в Мусе астрономическими наблюдениями.
9. Ученый изобретатель, некоторое время работавший в Мусее.

II. Расставьте в правильной последовательности события 4–1 веков до н.э., впишите в клетки соответствующие им буквы, и ты узнаешь имя знаменитого математика из Александрии Египетской, который, помимо прочих открытий, первым ввел буквенные обозначения в алгебру.

Н – Образование царств Селевкидов, Птолемея и Пергама.
О – Cмepть Александра Македонского.
И – Основание Александрии Египетской.
Д – Убийство Филиппа Македонского.
Т – Деятельность знаменитых ученых Мусея.
А – Война за власть в империи между полководцами и родственниками Александра Македонского.
Ф – Захоронение тела Александра Македонского в Египте.

III. Задача

Слово “фара” произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова?

IV. Почему Александрийский Мусей и Музей наших дней называют одним и тем же словом? V) Текст с ошибками:

1) После cмepти Александра Македонского в 320 году до нашей эры империей стал править его сын
2) Империя Македонского была поделена на 5 частей: самое большое из государств – царство Птолемеев. Второе по значимости государство – царство Македония.
3) Со временем значительным государством на северо-западной части Малой Азии стало царство Селевкидов, именно здесь был придуман новый материал для письма – пергамен.
4) Главной достопримечательностью столицы Пергама был Фаросский маяк
5) Александрия Египетская стала самым большим городом мира. Плана постройки города не было, поэтому улицы были узкие и кривые.
6) На острове Фарос архитектор Сострат построил библиотеку.
7) Птолемей I организовал для ученых храм Муз. Этот Мусей был создан для того, чтобы устраивать здесь экскурсии для всех желающих посмотреть картины.

VI. Загадка древних:

Строитель Александрийского маяка Сострат написал на его каменной стене: “Эту башню соорудил Сострат, друг царей, ради спасения мореходов”. Но эту надпись он спрятал под толстым слоем штукатурки, на которой написал имя царя Египта – Птолемея. Почему Сострат так поступил? VII) Соотнесите название открытия или изобретения и имя ученого Музея, которому оно принадлежит:

1) Аристарх
2
2) Архимед
3
В) Евклид
4) Эратосфен
А) Создание учебника математики “Начала”
Б) Вычисление длины окружности земного шара
В) Открытие вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца
Г) Изобретение винта для подъема воды
Д) Изобретение календаря, в котором год был разделен на 365 дней
Е) Разработка правил использования механизмов – рычага, болта, блока

VII. Что вы знаете об этих знаменитых местах и людях?

1.…мая.
2. “место, где обитают музы”.
3. Обсерватория.
4. Евклид.
5. Эратосфен.
6. Демосфен.

5. Домашнее задание Параграф 45, ответить на вопросы стр.229

6. Итог урока. Выставление оценок с комментарием.

Приложение 1. (По необходимости)

1. Кто сплотил греческое государство для борьбы с Македонией?

А) Демосфен
Б) Перикл
В) Солон

2. Куда совершил последний поход Александр Македонский?

А) в Египет
Б) в Среднюю Азию
В) в Индию

3. Город Финикии, оказавший сопротивление Александру Македонскому:

А) Александрия
Б) Тир
В) Пергам

4. Почему Александр Македонский смог разбить персов?

А) его армия была сильнее
Б) армия персов состояла из наемников
В) знать персов воевала между собой

5. Почему Александр Македонский решил взять город Тир?

А) в этом городе жил Герострат
Б) в этом городе жила возлюбленная Александра Македонского
В) Александр хотел обеспечить тыл перед походом в Египет.

Дополнительный материал (актуализация знаний):

I. В результате македонских завоеваний образовалась огромная ____________. Она простиралась от ___________ на западе, до ________ на востоке. Столицей ее стал город __________. Но ____________ продолжал мечтать о __________. В 323 году до нашей эры он _________, и созданное им государство _______ на _____ части: ____________________ в Европе, _________________ в Азии и __________ в Африке. Царями их стали _____________________________. Народы Западной Азии, освободившись от гнета __________, попали под гнет ___________.

II. – Как возникли эти крылатые выражения? – В каких случаях их употрeбляют в наши дни? (Разрубить гордиев узел.)

III. Битва при Херонее произошла:

а) 328 г. до н.э.
б) 338 г. до н.э.
в) 383 г. до н.э.

IV. Зная год cмepти А. Македонского, подсчитай в каком году он родился. Великий полководец прожил всего 33 года.

V. Расположите в хронологической последовательности данные сражения:

а) сражение при Гранике
б) битва при Гавгамелах
в) битва при Иссе
г) осада и взятие г.Тир


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

15 04 2024 19:11:16

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

14 04 2024 13:49:26

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

13 04 2024 12:55:49

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

12 04 2024 10:56:33

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

11 04 2024 2:34:50

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

10 04 2024 12:27:37

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

09 04 2024 15:30:58

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

08 04 2024 18:43:40

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

07 04 2024 23:43:56

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

06 04 2024 8:14:18

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

05 04 2024 17:25:38

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

04 04 2024 23:44:34

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

03 04 2024 4:11:46

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

02 04 2024 4:30:36

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

01 04 2024 5:13:19

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

31 03 2024 1:57:23

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

30 03 2024 7:49:23

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

29 03 2024 0:49:38

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

28 03 2024 22:44:59

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

27 03 2024 12:33:54

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

26 03 2024 1:51:16

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

25 03 2024 3:56:22

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

24 03 2024 3:24:40

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

23 03 2024 23:28:49

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

22 03 2024 2:52:19

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

21 03 2024 10:14:34

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

20 03 2024 20:18:41

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

19 03 2024 16:35:19

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

18 03 2024 12:11:47

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

17 03 2024 23:47:41

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

16 03 2024 9:33:12

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

15 03 2024 2:44:32

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

14 03 2024 8:33:59

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

13 03 2024 4:32:44

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

12 03 2024 7:15:47

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

11 03 2024 14:35:16

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

10 03 2024 9:22:24

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

09 03 2024 2:26:37

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

08 03 2024 8:13:41

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

07 03 2024 12:25:24

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

06 03 2024 2:11:38

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

05 03 2024 14:19:34

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

04 03 2024 9:19:49

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

03 03 2024 14:31:10

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

02 03 2024 2:41:56

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

01 03 2024 12:18:29

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 02 2024 13:17:16

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 02 2024 3:37:35

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 02 2024 14:26:23

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 02 2024 2:31:55

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::