"Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"


    "Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"

Цель: актуализация знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства"

Задачи:

  • Создать условия для изучения обучающимися дополнительной литературы по истории российского крестьянства.
  • Прививать интерес к российской истории.
  • Познакомить с творчеством русских художников: А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, Г.Г.Мясоедова
  • Способствовать формированию навыков работы в комaнде.

Актуальность данной игры обусловлена 150- летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Технологии:

  • Информационно-коммуникативные, здороьесберегающие, групповое сотрудничество, игровая.
  • Игра проводится с обучающимися 5-8 класса, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России".

(Приложение 1)

Первый ведущий:

Аграрный вопрос к середине XIX в. стал самой острой и болезненной проблемой в российском государстве. Россия оставалась единственной страной в Европе, где сохранилось крепостное право. Крепостное право - это форма феодальной зависимости крестьян, которая выражалась в прикреплении их к земле и личном подчинении феодалу.

Второй ведущий:

Николай Огарев в стихотворении "Ночь" писал:

:Безгласны люди. От Китая
До стен недвижного Кремля,
Под диким гнетом изнывая,
Томится русская земля.
Живут и мрут среди смиренья
В молчанье вялом поколенья.
Молчит запуганный мужик
Под розгой маленьких владык.
Кругом помещики-глупцы,
Paбы, нахалы, подлецы,
Попы, мундиры гoлyбые,
Воров казенные полки,
Да меры к лучшему тупые,
Да плеть, да ссылки, да штыки;
И чья-то воля будто правит,
И сверху вниз все давит, давит.

Третий ведущий:

Этапы закрепощения нашли отражение в законах.

В IX-XI вв. свободное население Руси обычно именовалось "люди". Основную его массу составляли крестьяне. Однако "Русская Правда" - первый письменный свод законов, доносит до нас сведения о том, что категории зависимых землепашцев существовали в Киевской Руси в XI в.

Четвертый ведущий:

Смерды - крестьяне, жившие на земле князя. За пользование наделом платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт дома, дорог, мостов.

Закупы - люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет - холопом.

В вотчине работали на барской запашке или в доме господина под надзором рядовичей. Рядовичи - люди, поступившие на службу по "ряду" (договору), часто являлись низшей вотчинной администрацией.

Самыми бесправными члeнами общества были холопы - paбы.

Первый ведущий:

В XII-XIV вв. феодальная зависимость крестьян усиливается. С течением времени основная масса сельского населения Руси, а затем и России, теряла личную свободу. В 1497г. Судебник Ивана III ограничил право перехода крестьян от одного хозяина к другому. Судебник разрешал крестьянам уходить от феодала за одну неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него при уплате "пожилого" в размере от "полтины" до рубля. Это было началом юридического оформления закрепощения крестьян.

Второй ведущий:

Право "выхода" было подтверждено новым Судебником 1550г., изданным при Иване IV. Кроме того, право перехода в Юрьев день было ограничено только одним днем. Также была увеличена плата за "пожилое".

Третий ведущий:

В 1581 г. грозный царь начал устанавливать в Московском государстве режим заповедных лет. Суть его заключалась в том, что переходы крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день осенний "заповедались", т. е. запрещались. Этот запрет оказался настолько неожиданным для крестьян, что тогда и возникла известная поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". В 1597 г., в правление царя Федора Ивановича, вышел указ об урочных летах. В нем впервые был введен срок "сыска" беглых крестьян, определенный в 5 лет, затем этот срок увеличился до 10-15 лет.

Четвертый ведущий:

XVII в. 1649 год. "Соборное уложение" царя Алексея Михайловича окончательно закрепило крестьян, объявив их "крепостными" земле и феодалу. Крепостная зависимость стала наследственной, розыск беглых крестьян - бессрочным. Так был завершен процесс оформления крепостного права.

Первый ведущий:

XVIII в. - время расцвета и могущества Российской империи - вошел в историю и как один из самых мрачных периодов в жизни многомиллионного крестьянства, составлявшего абсолютное большинство населения огромной страны.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца:
А.С. Пушкин "Деревня"

Второй ведущий:

Именно тогда крепостничество, принявшее жестокие и уpoдливые формы "барства дикого", обернулось почти что рабовладением. Беспощадная никем неконтролируемая эксплуатация крестьянства, жестокое обращение помещиков с крепостными, купля-продажа людей оптом и в розницу стали заурядным явлением.

Третий ведущий:

Из "Московских ведомостей" - объявления о продаже крепостных.

В 15 части 2 квартала в Четвертой Мещанской, под №111 продается дeвка, умеющая бельё шить и в шамбуре, гладить и крахмалить, отчасти кушанье готовить и портному. Тут же продаются брильянтовые вещи и цветные каменья; а бык и корова хорошей породы, за сходную цену.

В 6 части 4 квартала под № 352 продается мужской и женский хороший перукмахер, ростом выше средняго и недурной фигуры, годной в камердинеры, оффисианты и лакеи, 27, а жена его 24 лет, прачка и швея, с дочерью по третьему году, оба хорошаго поведения. Последняя им цена 1000 рублей.

Во 12 части, в прежде бывших богадельнях у живущаго Офицера продается дeвка по 16 году, знающая кружева плесть, белье шить, гладить, крахмалить и Госпожу одевать, притом имеющая талию и лицо приятное.

Четвертый ведущий:

Растущий крепостной гнет вызывал постоянное сопротивление крестьян. Они с поразительным долготерпением использовали все законные способы борьбы за свои права: жалобы и прошения местным властям, давали взятки, посылали челобитчиков в сенат. Прибегали крестьяне и к более решительным формам сопротивления: отказывались нести повинности и платить помещикам оброк, избивали и убивали своих господ. Типичным явлением для XVIII в. были восстания крестьян. За период с 1725 по 1762г. помещичьи крестьяне бунтовали 37 раз, монастырские - 57 раз. Окончательно утвердившиеся крепостные порядки только в 1762 - 1769 гг. вызвали 120 крестьянских выступлений. Наиболее ярко бушующая народная стихия проявила себя в восстании 1773-1775гг. под предводительством Е.Пугачева.

Первый ведущий:

В 30-е XIX в. по приглашению императора НиколаяI Россию посетил маркиз Астольф де Кюстин - французский путешественник. В своих записках он писал: "В России деспотизм - на троне, но тирания везде: Где нет свободы, там нет души и правды". "Россия, думается мне, единственная страна, где люди не имеют понятия об истинном счастье: Россия - котел с кипящей водой, котел, крепко закрытый, но поставленный на огонь, разгорающийся все сильнее и сильнее. Я боюсь взрыва".

Второй ведущий

В середине XIX в. вопрос об отмене крепостного права занимал лучшие умы российского общества. Рабство - наилучший показатель того, что страна плетется в хвосте цивилизованного мира. Проиграна Крымская война, продемонстрировавшая экономическое отставание России от передовых стран Европы.

Третий ведущий:

Император Александр II в мартовском манифесте 1856 года, известившего подданных Российской империи об окончании Крымской войны заявил о грядущих реформах. Пять лет в стране велась кропотливая работа по подготовке проектов реформ, в том числе и проекта реформы по отмене крепостного права. 19 февраля 1861 года "крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей" было отменено навсегда.

Четвертый ведущий:

"В продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1861г., у нас не было более важного акта; пройдут века, и не будет акта, столь важного, который бы до такой степени определил собою направление самых разнообразных сфер нашей жизни" (В.О.Ключевский).

Ты взял свой день: Замеченный от века
Великою Господней благодатью
Ты рабский образ сдвинул с человека
И возвратил семье меньшую братью:
Ф.И.Тютчев

Историческая игра (приложение 2).

19 февраля 2011 года в России будет отмечаться 150 - летие отмены крепостного права. Игру "Крестьяне - российской жизни основа, о них вспоминаем мы снова и снова" посвящаем этому значимому событию.

СВОБОДА

Родина мать! по равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен;
Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю, на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!.. но распутать их легче народу.
Муза! с надеждой приветствуй свободу!
(Н.А.Некрасов. Стихи. http://www.stihi-rus.ru/1/Nekrasov/95.htm)

История русского крестьянства насчитывает века. Это самое большое и самое бесправное российское сословие, создавшее экономическую основу Российского государства, обеспечивавшее его политическое могущество.

Издавна жизнь русского крестьянина волновала представителей творческой интеллигенции: поэтов, писателей, художников и музыкантов. Нелегкой жизни бесправных крестьян посвящали они свои произведения.

На нашей игре присутствуют комaнды - представители классов, которые получили предварительное задание, прочитали о жизни российских крестьян и стали знатоками в вопросах их жизни и быта.

Конкурс 1. На распутье.

Селенье незавидное:
Что ни изба - с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома.
Ненастной, поздней осенью
Так смотрят гнезда галочьи,
Когда галчата вылетят
И ветер придорожные
Березы обнажит...
Народ в полях - работает.
Заметив за селением
Усадьбу на пригорочке,
Пошли пока - глядеть.
(Н.А.Некрасов. Стихи.)

Конкурс 1. На распутье.

Представьте, что мы стоим на распутье шести дорог. Одна дорога приведет нас в крестьянский дом. Двигаясь по другой, мы окажемся на крестьянском празднике. Идя по третьей и четвертой - сможем отобедать и познакомиться с крестьянской одеждой. Пятая и шестая дороги самые тяжелые, передвигаясь по ним, знакомимся с крестьянским трудом и повинностями.

Ведущий. Вам будут названы термины и понятия, отражающие каждую из шести сторон крестьянской жизни. Они будут выведены на экран. Комaнда, услышав, термин, принадлежащий её сфере должна дружно встать. Если комaнда встала в течение 5 секунд, она получает 1 балл, если игроки не отреагировали на свой термин, балл комaнде не засчитывается. Если комaнда смогла объяснить термин, она получает еще один балл.

Просьба представителям комaнд подойти для жеребьевки.

Карточки для жеребьевки:

  1. Одежда и обувь.
  2. Еда
  3. Праздники и обычаи
  4. Жилища
  5. Повинности
  6. Занятия.

Список терминов, озвученных ведущими.

Пожилое - уплата хозяину долгов и особой пошлины за пользование двором и земельным наделом. (Повинности)

Леваши - ягодный мед, сок с патокой или медом. (Еда)

Овин - помещение, где крестьяне сушили хлебные снопы перед обмолотом. (Жилище)

Молотьба - обмолот колосьев, выбивание зерен из колоса. (Занятия)

Убрус - платок, закрывавший голову и спадающий на плечи поверх одежды. (Одежда и обувь)

Хоровод - коллективный танец, название происходит от названия бога Солнца славян Хороса. (Праздники).

Житница - помещение, где хранился хлеб и зерно. (Жилище)

Рекрут - человек, который по решению помещика или деревенской общины уходил на пожизненную военную службу. (Повинности)

Ржаной солод - бродильный продукт из пророщенных, а затем высушенных и смолотых зерен ржи. (Еда)

Бондарь - ремесленник, изготовляющий бочки. (Занятия)

Свалка - сцеплялка - врассыпную бойцы сходились, подобно древним богатырям, мерялись силой, бились толпой. (Праздники)

Калиги, поршни - обувь из целого куска кожи, стянутая вокруг щиколотки. (Одежда и обувь)

Клети и сени - неотапливаемые помещения, где летом жили и спали, а зимой хранили запасы и нехитрый семейный скраб. (Жилище)

Уха с курей - лапша с курицей. (Еда)

Косьба - срезание колосьев или травы косой. (Занятия)

Кострома - соломенная кукла, которую сжигали во время масленицы, символ злой старухи зимы. (Праздники).

Тягло - налоги и повинности крестьян, крестьяне относились к тягловому населению. (Повинности)

Онучи - обвернутая ткань для ног, на нее надевались калиги, поршни, лапти. (Одежда и обувь)

Максимальное количество баллов 6.

Конкурс 2.

Поэты и писатели о крестьянской доле,
Как тяжело жилось им у помещиков в неволе.

Многие русские поэты и писатели посвящали свои произведения критике крепостного состояния. Они создавали неповторимые образы жестоких крепостников - помещиков, которые не видели в своих крепостных людей. Предлагаем вашему вниманию отрывки из литературных произведений. Комaнда, правильно определившая автора и его произведение, получает 2 балла. Комaнда правильно определившая либо автора, либо произведение - 1 балл, в случае неверного ответа - 0 баллов.

Огромный дом, широкий двор,
Пруд, ивами обсаженный,
Посереди двора.
Над домом башня высится,
Балконом окруженная,
Над башней шпиль торчит.
(Н.А.Некрасов)

1.

"В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи:

Старая барыня : во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький.

(Иван Сергеевич Тургенев "Муму")

2.

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин... Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; (:он) принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту (.. он) выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Не смотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе.

Всегдашние занятия (его) состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец

(Александр Сергеевич Пушкин "Дубровский")

3.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету "Весть" и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.

Только и взмолился однажды богу этот помещик: - Господи! всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика! Но бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял.

Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: "Моя вода!", курица за околицу выбредет - помещик кричит: "Моя земля!" И земля, и вода, и воздух - все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:

- Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!

(Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин " Дикий помещик")

4.

Даже в церковь для исповеди или причастия его не пускали, потому что граф сам в бога не верил, а духовных терпеть не мог и один раз на пасхе борисоглебских священников со крестом борзыми затравил:

Граф же, по словам Любови Онисимовны, был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил. Но Аркадий и этому зверообразиго умел дать, хотя на время, такое воображение, что когда граф вечером в ложе сидел, то показывался даже многих важнее. А в натуре-то графа, к большой его досаде, именно и недоставало всего более важности и "военного воображения".

(Николай Семенович Лесков "Тупейный художник")

5.

Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из гpyди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остepвенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

- С нами крестная сила! - сказали они оба разом, - ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!

(Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин. "Как один мужик двух генералов прокормил")

Конкурс 3. Да - нетки

Наш третий конкурс называется "Да - нетки". Не случайно мы дали ему такое название. Про крестьян на Руси говорили "Вверяйся, да оглядывайся", "Бдительного воина врасплох не застанешь", "Держи ушки на макушке". Мы предлагаем вам представить себя крестьянами: сомневающимися, но наделенными житейской мудростью. Вашему вниманию будут предложены утверждения. Игроки должны выразить свое согласие, либо не согласие с ним. Если комaнда согласна, она поднимает деревянную ложку, если не согласна: поднимает скрещенные руки.

По обычаю совершеннолетие в крестьянских семьях наступало в 18 лет, и с этого же возраста начинали нести повинности в пользу землевладельцев (тягло).

Нет. Совершеннолетие наступало в крестьянских семьях в 15 лет.

К крестьянскому двору прилегали огород, здесь же неподалеку располагались конопляники, капустники, хмельники (участки земли, засеянные коноплей, капустой, хмелем).

Да.

К рекрутам начала XIX века предъявлялись требования, что рост этих лиц должен быть не меньше двух аршин и четырех вершков, т.е. выше 151 см, а возраст от 17 до 35 лет.

Да.

Слово изба происходит от слова "истба", "истопка", т.е. отапливаемое помещение с печью каменкой.

Да.

Праздник "Именинный сноп" проводился перед началом уборки урожая. Хенщины выходили в поле с хлебом - солью, вязали первый сноп, украшали его ромашками, заносили в дом, ставили в красный угол и называли "именинником".На головах у женщин тоже был венок из ромашек.

Нет. Сноп украшали васильками и венки плели из васильков.

Жители слободы в сравнении с другими крестьянками не имели льготы по несению повинностей и выплаты налогов. Часто в слободах селились не только землевладельцы, но и разного рода ремесленники, не до конца порвавшие связь с сельским хозяйством.

Нет. Жители белых слобод имели льготы.

Крестьяне считали позором выйти на улицу без пояса, т.е. распоясанными.

Да.

На огородах крестьяне в XVII веке выращивали репу, капусту, редьку, морковь, лук, чеснок, помидоры, картофель, огурцы.

Нет. Помидоры и картофель выращивали позже.

Эти 12 дней в году считались особенными. Христианская церковь в процессе становления выделила их, но из - за живучести древних традиций даже истинные христиане именно в эти дни совершали страшные святотатства (гадания во время святок)

Да.

История Росси подтверждает, что благими намерениями вымощена дорога в ад. С 1831 по 1844 годы прокатились бунты, по численности превосходящие движения Разина и Пугачева, хотя не столь кровавые, но число поротых и сосланных в Сибирь исчислялось тысячами.Крестьяне отказывались сажать картошку.

Да.

Конкурс 4. В мастерской художника.

Уж налились колосики.
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые,
Задумчиво и ласково
Шумят. Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!
"Ой, поле многохлебное!
Теперь и не подумаешь,
Как много люди божии
Побились над тобой,
Покамест ты оделося
Тяжелым, ровным колосом
И стало перед пахарем,
Как войско пред царем!
Не столько росы теплые,
Как пот с лица крестьянского
Увлажили тебя!.."
(Н. А. Некрасов. Полное собрание стихотворений. Том 3.
Крестьянка. Пролог. http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0030.shtml#13)

Многие русские художники посвящали свои полотна крестьянскому быту. Но особенно известны картины А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, ГГ.Мясоедова. На экране будут появляться картины данных художников, если игроки правильно определяют имя художника и название картины, комaнда получает 2 балла. Если определен 1 элемент - 1 балл. В случае неверного ответа - 0 баллов.

  1. А.Г.Венецианов Гумно.
  2. Г.Г.Мясоедов. Страдная пора. Косцы.
  3. И.Е.Репин Проводы новобранца.
  4. А.Г.Венецианов Утро на пашне. Весна
  5. Г.Г.Мясоедов Чтение манифеста 19 февраля 1861 года
  6. Г.Г.Мясоедова Дорога во ржи.
  7. И.Е.Репин Крестный ход в Курской губернии.
  8. И.Е.Репин Бурлаки на Волге.
  9. А.Г.Венецианов Жнецы.
  10. Г.Г.Мясоедов Молебен на пашне о даровании дождя.
  11. А.Г.Венецианов Крестьянка с васильками.
  12. Г.Г.Мясоедова Земство обедает.
  13. А.Г.Венецианов. На жатве. Летою

Конкурс 5. Реставрация.

Реставратор - это мастер, восстанавливающий старые полотна, картины, мебель. А вам мы предлагаем восстановить пословицы, в которых отражена народная мудрость.

По условиям данного конкурса каждой комaнде по очереди предлагается начало пословицы. Игроки должны её закончить. Если комaнда продолжила верно - 2 балла, если не верно - право ответа переходит к комaнде, которая первой подняла ложку, данная комaнда получает 1 балл.

Барам косим, а себе: хлеба просим
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
Дожили до клюки, что ни хлеба ни муки
Живешь - воз прешь, помрешь- на горбу унесешь.
Крепостной не живет богат, а живет горбат
Мужики хлеб сеют, а есть его не смеют
Небо в тумане, земля в обмане, пусто в кармане
Ночей не досыпаем, куска не доедаем.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Солнце выше ели, а мы еще не ели
Не красна изба углами, а красна пирогами
Так пословица ведется, что изба веником метется

Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг,
Счастье умов благородных
Видеть довольство вокруг.
Нынче полегче народу:
Стих, притаился в тени
Барин, прослышав свободу...
Ну, а как в наши-то дни!
(Некрасов Н. А. - Поэма "Дедушка"
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/nekrasov-poems1.html)

Подведение итогов.

Список литературы.

  1. Энциклопедия для детей т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта +, 2000 // Крестьяне в Московском государстве. Закрепощение крестьян. (Владимир Огнев).
  2. Энциклопедия для детей т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М.: Аванта+, 2000//Крестьяне в XVIII веке. Расцвет крепостничества (Игорь Курукин), "Еда - людское зерцало" (Татьяна Сергеева), Обычаи и развлечения (Татьяна Сергеева).
  3. Н.Лесков Тупейный художник.//Н.С.Лесков. Очарованный странник: Провести и рассказы. М.: Современник, 1983
  4. А.С.Пушкин Дубровский. М.: Эксмо, 2007
  5. М.Е.Салтыков-Щедрин. Как мужик двух генералов прокормил. //М.Е.Салтыков - Щедрин. Сказки. М.: Детская литература, 1989
  6. М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик.// М.Е.Салтыков - Щедрин. Сказки. М.: Детская литература, 1989
  7. И.С.Тургенев. Муму. //И.С.Тургенев. Муму. Записки охотника. Рассказы М.: Детская литература, 2009
  8. Сказка о художнике и домовом. Венецианов. М.: Белый город. 1998
  9. А.Пистунова Богатырь русского искусства. М.: Детская литература, 1991
  10. Русские народные пословицы и поговорки. Устинов: Удмуртия, 1986 // Крепостничество. Изба.
  11. Н.А.Некрасов. Избранные произведения М.: Художественная литература, 1985
  12. Крепостное право.
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 05 2024 22:44:41

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 05 2024 1:32:23

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 05 2024 19:19:39

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 05 2024 2:22:44

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 05 2024 8:43:17

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 05 2024 12:37:17

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 05 2024 1:58:46

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 05 2024 3:41:14

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 05 2024 22:49:34

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 05 2024 18:59:26

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 05 2024 4:24:31

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 05 2024 0:15:11

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 05 2024 19:46:55

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 05 2024 17:21:44

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 05 2024 11:18:59

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 05 2024 5:29:24

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 05 2024 9:26:52

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 05 2024 19:49:24

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 05 2024 15:33:28

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 04 2024 2:19:22

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 04 2024 7:25:50

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 04 2024 23:17:25

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 04 2024 11:10:39

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 04 2024 6:15:17

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 04 2024 11:22:12

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 04 2024 4:33:55

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 04 2024 22:55:17

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 04 2024 18:26:30

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 04 2024 12:11:27

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 04 2024 3:22:14

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 04 2024 11:43:27

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 04 2024 2:41:58

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 04 2024 9:24:20

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 04 2024 16:51:22

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 04 2024 16:37:26

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 04 2024 14:33:39

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 04 2024 18:38:44

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 04 2024 13:57:41

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 04 2024 2:19:37

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 04 2024 18:42:53

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 04 2024 16:26:30

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 04 2024 16:43:13

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 04 2024 23:32:41

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 04 2024 9:11:55

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 04 2024 2:35:19

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 04 2024 18:45:30

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 04 2024 18:38:55

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 04 2024 0:22:34

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 04 2024 2:33:51

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

31 03 2024 2:16:52

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::