Образ Пугачева в исторических документах и художественной литературе ("Капитанская дочка" и "История Пугачева" А.С. Пушкина)
Задачи урока:
- на основе работы с историческими документами научить учащихся выявлять причины крестьянской войны, социальный состав участников;
- учить детей сравнивать исторические события, действия различных персонажей в схожих ситуациях; поступки одного персонажа в различных ситуациях;
- учить выделять ключевые слова в хаpaктеристике героя (умение работать с текстом);
- добиться того, чтобы дети увидели: за симпатией Пушкина к Пугачёву как личности складывается неприятие идеи насилия и бунта, т.е. добиться того чтобы учащиеся определили единую мысль двух произведений А.С. Пушкина: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!..”;
- учить детей объективно оценивать окружающих их людей (не по словам, а по делам);
- воспитывать уважение к чужому мнению;
- продолжать работу по формированию навыка вести дискуссию.
Ход урока
Учитель литературы. “Если бы меня спросили: “Как называется та вещь, где Савельич, и поручик Гринёв, и царица Екатерина Вторая?”, я бы сразу ответила: “Пугачёв”. В моей “Капитанской дочке” не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу это название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: “Капитанская дочка”, а думаю: “Пугачёв…””
Так прочитала роман Пушкина Марина Ивановна Цветаева, великая поэтесса ХХ века.
– Как вы думаете, почему Цветаева восприняла роман “Капитанская дочка” именно как роман о Пугачёве?
(Выслушиваем мнения учащихся.)
Учитель истории. Итак, Емельян Пугачёв – один из главных героев романа, историческое лицо. Как вы понимаете, ни историки, ни художники кисти и слова не могли обойти вниманием этого человека. На доске вы видите иллюстрации и к пушкинскому шедевру, и к историческим событиям.
Работа с иллюстрациями:
– опишите внешний облик Е.И. Пугачёва
(Учащиеся описывают внешность Пугачёва, опираясь на иллюстрации.)
Учитель истории. А каким представлен Пугачёв на страницах исторической хроники?
Ученик. Зачитывает отрывок из “Истории Пугачёва” А.С. Пушкина.
Учитель литературы. Каким видим мы Пугачёва в “Капитанской дочке”?
Работа с текстом произведения.
– Какие детали портрета повторяются неоднократно? О чём они свидетельствуют?
В качестве вывода.
Постоянно “сопровождают” образ Пугачёва две приметы: сверкающие (огненные) глаза и подмигивание (прищуривание). Эти приметы символически освещают темперамент борца и с другой стороны, раскрывают его добродушие, иногда плутоватость, непоследовательность, широту натуры.
Учитель истории. Кем же был на самом деле человек, возглавивший самую крупную в истории России крестьянскую войну?
Сообщение ученика о личности Е.И. Пугачёва.
Учитель истории. Таков был Е.И. Пугачёв.
– Почему самая большая крестьянская война разразилась в конце XVIII века? Ваши версии, ваше мнение.
Ученики.
Высказывают свои предположения.
Учитель истории. Что по этому вопросу говорят документы?
А) Выявите причины восстания.
Б) Социальный состав участников.
Работа с историческими документами (“Манифест Пугачёва яицкому войску”, “Манифест Пугачёва помещичьим крестьянам”, “Указы Пугачёва” и т.д.)
Дети работают в группах с документами, переpaбатывают материал, делают выводы, а один из группы выступает перед классом.
Учитель литературы. Что писал Пушкин, работая в архивах, о жизни простого народа?
Ученики.
Двое учащихся делают сообщения о том, как изменилась жизнь казаков.
Учитель истории. Скажите, кто же вошёл в пугачёвское войско, в его армию.
Ученик делает маленькое сообщение о пугачёвском войске
Учитель истории. Запишите в тетрадь дату восстания: 1773–1775 гг.
Учитель истории.
Работа с картой.
Где началось восстание? Покажите на карте.
Вспомните и скажите, почему это восстание началось именно на Яике. Какого было положение казаков на Яике?
Ученики.
Работают с картой и по документам , делают вывод об ухудшении положения
казаков.
Учитель истории. Каков же хаpaктер этой крестьянской войны?
Ученики, исходя из работы с документами, делают вывод о хаpaктере войны – антикрепостнический, антифеодальный, антиправительственный, антидворянский.
Учитель литературы:
Читает отрывок из “Капитанской дочки”
– Кем называл себя Пугачёв?
Ученики. Петром III.
Учитель литературы. Пугачёв был самозванцем.
Учитель истории. Назовите примеры самозванчества в России.
Что вы вообще знаете о проблеме самозванчества?
Ученик делает сообщение из “Энциклопедии русской истории”.
Учитель истории. Пугачёв назвался Петром III. Что вы знаете о нём?
Учитель литературы. Как вы считаете, зачем Емельяну Пугачёву надо было называться именем Петра III.
Ученики высказывают своё мнение.
Вывод:
- Пугачёв хотел укрепить свой авторитет с помощью имени царя;
- простой люд не знал, что в действительности произошло с Петром Фёдоровичем;
- люди верили в доброго царя, который знает их нужды и поможет им.
Учитель литературы. Обратимся теперь за ответом к Пушкину. Вспомним два эпизода:
- эпизод в Оренбургской крепости, когда Гринёв просит генерала о помощи, которую надо оказать дочери капитана Миронова;
- эпизод встречи Гринёва с Пугачёвым, причём Гринёв обращается с просьбой о помощи теперь к главарю восставших.
– Как реагировали представители официальной власти и бунтарь на просьбу Гринёва?
Ученики:
(работа с книгой)
Высказывают своё мнение, опираясь на текст произведения.
Учитель литературы просит сделать вывод, сравнив действия этих людей.
Учитель истории. Вообще, складывается впечатление, что Пушкин симпатизирует Пугачёву. Найдите в романе строчки, свидетельствующие об этом (или вспомните эпизоды).
Ученики высказывают своё мнение, работая с книгой.
Учитель литературы. Почему же Пушкин – дворянин, вращавшийся в высших светских кругах, симпатизирует Пугачёву, даже оправдывает его?
Ученики высказывают свои мнения.
Сообщение ученика об общественной ситуации начала 1830-х годов.
Учитель истории:
– В каком году Пушкин создал “Капитанскую дочку”?
– Почему Пушкин создал это произведение и “Историю Пугачёва” именно в это время?
Ученики. Говорят о массовом крестьянском движении, говорят, что Пушкин хотел натолкнуть Николая I на мысль о необходимости коренных преобразований в крестьянском вопросе.
Учитель истории. Да, вы правы. Пушкин как гражданин считал необходимым разъяснить пагубность насильственной политики власти, которая могла привести к бунту.
Учитель литературы. Вспомните, пожалуйста, фильм “Русский бунт”, который мы с вами смотрели. Каковы ваши впечатления о нём? Что вас особенно поразило?
Ученики. Жестокость.
Учитель литературы. Приведите примеры жестокого отношения пугачёвцев к людям (по фильму и по произведениям Пушкина)
Ученики:
– пугачёвцы повесили капитана Миронова;
– убили Василису Егоровну;
– перед штурмом Белогородской крепости кинули голову Юлая и т.д.
Учитель литературы. Почему так жестоки, немилосердны Пугачёв и его люди? Ведь Пугачёв хотел именоваться добрым царём.
Ученики:
Мнения (невежество, чувство толпы, жажда мести за все беды и т.д.)
Учитель истории. Вот и выходит, что “добрый царь” Емельян Пугачёв
пользуется теми же методами борьбы с противником, что и официальная власть.
– Почему, на ваш взгляд, современный нам фильм называется “Русский бунт”, а не
“Капитанская дочка”?
Ученики:
Мнения.
Учитель литературы. Что особенно важно было для создателей фильма?
Какую мысль, очень важную, проводит и А.С. Пушкин?
Ученики. “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”
Учитель литературы:
(Вывод)
А.С. Пушкин предостерегал своих современников от любых действий, результатом которых может стать настолько тяжёлое, настолько ужасное положение народа, что этот самый народ возьмётся за рогатины.
Написаны и “Капитанская дочка”, и “История Пугачёва” Пушкиным для того, чтобы никогда не повторялся ужас крестьянского восстания.
Возможно, Александр Сергеевич надеялся, что что-то изменить в состоянии русского общества.
Учитель истории. А память о Пугачёве жива и до сих пор. Именно с “Капитанской дочки” Пушкина берёт начало поэтизированное романтическое отношение русского народа к этому человеку.
Ученики читают несколько народных песен о Пугачёве.
В конце урока подводится итог работы учащихся, выставляются отметки.
Оборудование урока:
- Пушкин А.С. “Капитанская дочка”.
- Пушкин А.С. “История Пугачёва”.
- Документы:
“Манифест Пугачёва яицкому войску”,
“Манифест Пугачёва помещичьим крестьянам”,
“Указы Пугачёва”. - Любые репродукции картин с изображением Е.И. Пугачёва.
- Историческая карта “Российская империя в XVIII веке”.
- Кинофильм “Русский бунт”.
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
10 12 2023 15:21:13
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
09 12 2023 17:12:14
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
08 12 2023 11:32:36
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
07 12 2023 9:21:45
Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....
06 12 2023 6:37:54
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
05 12 2023 19:27:17
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
04 12 2023 11:57:19
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
03 12 2023 20:53:59
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
02 12 2023 22:44:11
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
01 12 2023 6:48:45
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
30 11 2023 8:24:30
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
...
29 11 2023 19:24:27
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
28 11 2023 20:54:52
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.
...
27 11 2023 6:13:20
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
26 11 2023 22:14:12

В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
25 11 2023 17:13:25
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
24 11 2023 5:43:53
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
23 11 2023 6:50:19
Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне.
...
22 11 2023 22:13:32
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
21 11 2023 3:48:18
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
20 11 2023 5:28:14
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника".
...
19 11 2023 16:52:53
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
18 11 2023 13:25:58
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
17 11 2023 22:44:25
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
16 11 2023 10:52:17

Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
15 11 2023 3:45:13
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
14 11 2023 17:57:51
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
13 11 2023 2:52:23

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
12 11 2023 14:29:22
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция.
...
11 11 2023 5:17:36
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
10 11 2023 16:47:15
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
09 11 2023 18:24:46
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
08 11 2023 14:13:26
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
07 11 2023 8:37:37
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
06 11 2023 3:26:19
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
05 11 2023 19:22:59
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
04 11 2023 4:26:26
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
03 11 2023 19:55:50
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
02 11 2023 12:41:34
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
01 11 2023 1:42:31
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
31 10 2023 7:58:28
Занятие завершает блок вопросов по темам: «Мировая война и революционные потрясения» и «Социалистический эксперимент в СССР» по учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России.
...
30 10 2023 22:20:21
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
29 10 2023 5:44:54
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
28 10 2023 4:10:35
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы.
...
27 10 2023 7:20:33
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
26 10 2023 22:58:16
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
25 10 2023 8:30:36
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
24 10 2023 8:41:21
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
23 10 2023 8:35:45
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
22 10 2023 15:48:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::