Терминология и история
Современность диктует свои условия. Школьники при подготовке к ЕГЭ сталкиваются с проблемами. Одной из этих проблем является терминология. (Термины – слова и словосочетания, обозначающие предметы, конкретные и абстpaктные; Терминология – совокупность терминов, употрeбляемая в какой-либо области знания…; Понятие – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и специфическим для них признакам).
Многие специалисты считают, что обучение понятиям это самое первое чему учитель должен научиться сам. Работа над терминологической грамотностью учащихся предполагает видение и решение учителем ряда проблем:
- Осознание терминологических проблем в изучении учащимися истории;
- Знание причин терминологической неграмотности учащихся;
- Умение подобрать методы эффективной работы с терминологическим аппаратом.
Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Профессор Э.Стоунс, считает что «несоответствие уровней владения понятием учителем и учениками – это центральная проблема анализа почти всякого обучения, если его основной задачей является помощь обучающимся…» (Стоунс Э. Психопедагогика. С.73)
Терминологической проблемой является непонимание учащимися абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний, от их терминологической грамотности. Следовательно, частью работы учителя по созданию мотивации к изучению истории вообще должно стать подведение детей к осознанию того, что они, не научившись владеть терминами, которыми излагается история в учебнике, на уроках и т.д., никогда не познают предмета, даже если будут заучивать наизусть все параграфы и конспекты. Необходимость постоянной работы учащихся над исторической терминологией обусловлена следующими причинами:
- Полное незнание терминов. В первые два года изучения истории (5-6 класс) ученики сталкиваются с огромным количеством новых не понятных терминов. А учитель не всегда находит время на разъяснение многих из них на уроке. А термины для ребенка очень сложны. Ситуацию с терминами можно сравнить со случаем из воспоминаний Г.В. Плеханова: «Дело было в разгар герцеговинского восстания. Новый смазчик отправился есть в общую столовую, где за обедом газеты читались, по обыкновению, вслух. В этот же день, не знаю уж в какой газете шла речь об одном из «славных защитников Герцеговины». Деревенский человек вмешался в поднявшиеся по этому поводу разговоры и высказал неожиданное предложение о том, что «он, должно быть, любовник ейный». – Кто? Чей? – спросили удивленные собеседники. – Да герцеговин-то защитник; с чего же стал он защищать её, кабы промеж них ничего не было. Присутствовавшие разразились громким хохотом. «Так, по-твоему, Герцеговина не страна, а баба, – воскликнули они, – ничего-то ты не понимаешь, прямая деревенщина.
Так и на уроке, нередко учитель и ученик говорят на разных языках. - Знания о терминах, полученные учащимися в первые годы изучения истории, довольно быстро утрачиваются, и к старшим классам требуется возвращение терминологического багажа. При выявлении у учащихся уровней терминологической грамотности, отличается ряд допускаемых ими ошибок:
- Частое смешение учащимися близких либо сходных по внешнему звучанию, но далеких по смыслу терминов (дьяк-дьякон – протодьякон – дьячок – подьячий).
- Формальное внешнее правильное озвучивание определения термина, то есть правильное на слух, но не осознанное понимание.
- Житейско-бытовые представления о терминах (демократия – свобода слова)
- Содержание отдельных терминов может меняться («левые» и «правые» начала XX века и в конце 90-х).
- Постоянное обогащение исторического языка новыми терминами (появление иностранных терминов).
- Выход из словарного обихода или редкое употрeбление современными авторами древних средневековых авторов.
- Терминологический аппарат стал ареной острейшей идеологической борьбы в современных условиях (отсутствие в современных учебниках слов Отечество и Родина).
Методы освоения терминологии:
Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы:
- Вычлeнение существенных признаков из определенного термина.
- Подбор сходных, родственных терминов для анализа
- Подведение родственных терминов под признаки одного термина.
Рассмотрим предложенное правило работы на примере термина агрессия.
1. Выберем из словарей наиболее удачное определение термина. Агрессия – это «вооруженное нападение»
Второй метод содержит возможность для учащихся, работающих с термином, тут же увязывать его с историческими фактами, встречающимися при чтении учебника, пособия и Работа по данному алгоритму включает три этапа (см. схему)
1. Выписка определений изучаемых терминов | 2. Выделение исторических рамок (периодов, лет), которые вписываются в реализацию терминов | 3. Запись конкретных фактов, имеющих место в истории и подпадающих под сущность определений |
Сходство по смыслу терминов национализация, конфискация, экспроприация для многих учащихся видно невооруженным глазом: у кого-то что-то отбирают. А вот у кого, кому во вред, кому на пользу – ответы чаще остаются закрытыми.
I этап. Нахождение определений изучаемых терминов.
Национализация | Конфискация | Экспроприация |
Переход от частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков, жилых и общественных зданий и т.п. Иногда владельцам может выплачиваться компенсация | Принудительное и безвозмездное изъятие денег, имущества и т.п. в собственность государства. Применяется как мера дополнительного наказания | Принудительное (возмездное или оплачиваемое) лишение собственности одного общественного класса другим |
II этап. Выделение исторических рамок (периодов, лет) которые вписываются в реализацию названных терминов
(см. столбцы по вертикали).
1901-1917 гг.; 90-е гг. XX в. | На всем протяжении XX в. | 1917-1918 гг. |
III этап. Запись конкретных фактов, имевших место в истории России (например, XX в.), подпадающих под сущность названных определений (см. столбцы по вертикали).
Начало века | · трaнcпорт; · внешняя торговля; · частные банки На протяжении века: · у настоящих преступников; · 1917 г. – у имущих слоев населения; |
Имущие слои (классы) были лишены собственности в пользу государства |
(1917-1918 гг.): | · в годы Гражданской войны – у противников большевиков; | |
крупная промышленность; | · в сталинские времена – у «врагов народа» |
Третий метод. Он предполагает работу с терминами, имеющими некоторые общие признаки. Метод базируется на отдельных элементах первого и второго методов. Для удобства работы используется схема.
Рассмотрим хаpaктерные для развития промышленности России XX в. термины синдикат, трест и концерн.
Синдикат | Трест | Концерн | |
Общие признаки | · Объединение предприятий (фирм) определенной отрасли (для концерна – отраслей); · Централизованное управление |
||
Частные признаки | Распределение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую контору | Монополистическое объединение, включающее предприятия промышленности, трaнcпорта, торговли и банковской сферы. Участники сохраняют формальную самостоятельность, но подчиняются контролю финансовых магнатов, возглавляющих его |
Ознакомившись с общими и частными признаками, учащиеся ищут и находят, какие российские и международные структура начала XX в., встречающиеся в текстах учебников, подходят под изучаемые термины.
«Прод-уголь» «Нобель-мазут» «Продаруда» «Продамет» Завод сельскохозяйственного машиностроения |
Табачная промышленность | «Русская генеральная нефтяная корпорация» «Коломна – Сормово» |
Таким образом, в современных условиях учащимся необходимо учить слова так же, как и идеи. Учить и неоднократно возвращаться к ним, чтобы они становились окончательно понятными.
Список используемой литературы:
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства: Пpaкт. пособие.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – 2-е изд., испр. и доп.- М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
18 03 2024 14:17:22
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
17 03 2024 19:28:28
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли. Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри. ...
16 03 2024 19:39:24
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
15 03 2024 18:16:43
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
14 03 2024 7:39:12
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
13 03 2024 12:52:37
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
12 03 2024 12:58:40
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
11 03 2024 12:20:42
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
10 03 2024 20:49:21
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
09 03 2024 13:36:13
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...
08 03 2024 18:51:25
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
07 03 2024 22:40:44
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...
06 03 2024 11:36:54
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
05 03 2024 13:26:32
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
04 03 2024 14:16:15
Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян. ...
03 03 2024 11:22:47
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....
02 03 2024 7:45:33
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...
01 03 2024 13:23:42
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
29 02 2024 9:31:15
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
28 02 2024 12:41:45
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...
27 02 2024 4:46:57
Исследовательская работа по теме....
26 02 2024 16:14:22
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
25 02 2024 12:40:28
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
24 02 2024 18:21:10
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
23 02 2024 18:43:42
Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
22 02 2024 5:41:41
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
21 02 2024 9:27:34
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
20 02 2024 2:58:46
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
19 02 2024 8:16:28
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
18 02 2024 10:57:42
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
17 02 2024 17:49:16
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
16 02 2024 11:56:17
Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...
15 02 2024 16:19:10
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
14 02 2024 13:11:59
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
13 02 2024 11:19:37
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
12 02 2024 6:51:53
В работе определены функции гражданского политического образования....
11 02 2024 16:14:55
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
10 02 2024 4:16:23
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя. ...
09 02 2024 2:31:59
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
08 02 2024 23:51:27
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
07 02 2024 1:41:44
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
06 02 2024 17:28:37
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
05 02 2024 8:21:35
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...
04 02 2024 13:31:57
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
03 02 2024 17:47:25
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
02 02 2024 3:18:59
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
01 02 2024 0:54:40
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
31 01 2024 15:15:57
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
30 01 2024 2:33:56
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
29 01 2024 17:36:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::