Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"
Цели:
Методическая:
- способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира.
Дидактическая (познавательная):
- Обобщение и развитие ранее полученных знаний учащихся о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии.
- Рассмотреть процесс формирования в России парламентаризма, проследить динамику этого развития, помочь осмыслить сущность российского парламентаризма, выяснить направления и трудности демократических преобразований в нашей стране.
Развивающая:
- Развитие исторического мышления учащихся.
- Формирование умений вычлeнять крупицы исторического опыта из рассматриваемых явлений и процессов и его возможного использования на пpaктике, в жизни.
- Отработка навыков работы с источниками, исторической литературой
Воспитательная:
- Способствовать развитию таких качеств личности как гражданская ответственность, умение вести конструктивный диалог, самостоятельность и критичность в принятии решений, в осуществлении выбора.
Тип урока: повторительно-обобщающий (анализ и синтез)
Вид урока: семинарское занятие
Оборудование:
- Учебник История России – XX – начало XXI века. Под ред. Левандовского А.А., Щетинова Ю.А.
- Учебник История Отечества XX – XXI век. Загладин Н.В., Минаков С.Т., Петров Ю.А., Козленко С.И.
- Конституция РФ, 1993 г.
- Учебник по обществознанию под ред. Боголюбова
- Схема-таблица “Система государственного устройства Российской империи – XIX – начало XX века”
- Схема “Закон о выборах” от 11 декабря 1905 г.
- Схема “Государственное устройство России XX в.” (структура Федерального Собрания).
Ход урока
I этап. Организационная часть
Объявляется тема “Российский парламентаризм: опыт и уроки”, исходная проблема: “Опыт России к XIX – началу XX века показал, что развитие реформ в полную силу в условиях царского самодержавия было пpaктически невозможно. Для решения этого вопроса необходимы были демократические институты власти. Опыт России конца XX – начала XXI века показывает, что и при наличии демократических институтов власти реформы длительное время не получают должного развития.
В чем проблема? Что необходимо России для успешного проведения реформ?”.
В связи с этим формулируется цель занятия: рассмотреть процесс формирования в России парламентаризма – одного из демократических институтов власти, проследить динамику развития процесса, вычлeнить из занятия крупицы исторического опыта, показать их использование в ходе рассматриваемой проблемы, понять место проблемы в жизни российского общества, ее влияние на жизнь, ментальность россиянина, разработать предложения по реализации исторического опыта деятельности Государственной Думы в современных условиях; сообщается план и методы работы учащихся.
II этап. Обсуждение темы семинара по вопросам
1. История возникновения парламентаризма в России.
Обсуждение вопроса методом “мозгового штурма”.
Предварительная подготовка: учащимся
рекомендуется заранее усвоить понятия и термины
темы (конституционная монархия, парламент,
демократия и др.);
разобраться с фактами (политические итоги I
русской революции, Манифест от 17 октября 1905 г.,
Государственная Дума I и II созыва и др.);
предлагаются направления “штурма” (за каждым
направлением закрепляется группа учащихся
класса, за каждым вопросом – конкретные лица).
Обсуждение вопроса по следующим направлениям “штурма”:
а) Создание Государственной Думы в России (вопросы для анализа: каковы основные положения Манифеста 17 октября 1905 г.? черты обещанной Думы? В чем суть российской избирательной системы (по закону 11 декабря 1905 г.)? как выглядела система государственных органов власти России в свете “основных государственных законов Российской Империи”? как осуществлялось принятие законодательных решений? Мог ли император в обход Государственной Думы принимать решения?)
Вывод: можно ли считать, что после появления Государственной Думы Россия превратилась в конституционную монархию?
б) Охаpaктеризовать деятельность I-ой и II-ой Государственной Думы (по плану: партийный состав, председатель, время работы, обсуждаемые вопросы, итоги)
Вывод: можно ли Государственную Думу I и II созыва считать парламентом? Чему учит опыт деятельности первых двух Дум?
в) В чем заключается сущность третьеиюньской монархии? (на примере деятельности III и IV Государственной Думы)
Общий вывод и обобщения (первые уроки российского парламентаризма)
2. Становление новой российской государственности.
Предварительная подготовка:
- изучение Конституции РФ (преамбула, главы I-VIII)
- материалы средств массовой информации, раскрывающие пути реализации политических реформ в РФ для выполнения опережающего задания: в СМИ обсуждается вопрос о сущности политического режима, сложившегося сегодня в России. Найдите в прессе материалы, посвященные этой проблеме. Какие мнения высказывают их авторы? Какие аргументы приводят? Попытайтесь сформулировать собственную позицию. Результаты работы оформите в виде краткой (не более 1,5 – 2 страниц) аналитической справки.
а) Организация государственной власти в Российской Федерации – тестирование (фронтально и индивидуально) по вопросам Конституционного права (основы Конституционного строя, президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, права и обязанности депутата Государственной Думы).
Основы конституционного строя
Приложение 1
Конституционные права и свободы (совмещённый блок)
Приложение 2
Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ (совмещённый блок)
Приложение 3
б) Обсуждение вопросов:
- как вы понимаете положение Конституции о том, что Российское государство является государством демократическим? На конкретных примерах покажите, как проявляется принцип народовластия в России?
- общие с другими странами черты и особенности парламентаризма в нашей стране
– (на примере деятельности Федерального
Собрания: структура, состав, полномочия, порядок
формирования, порядок принятия законов, место
Собрания в системе органов власти;
– порядок формирования и принципы деятельности
Государственной Думы;
– а также на примере статуса депутата
Государственной Думы:
1. Какие требования предъявляются к депутатам для обеспечения ими представительной функции и почему?
2. Чем объясняется конституционное запрещение одновременного члeнства в обеих палатах Федерального Собрания и в иных представительных органах власти и местного самоуправления?
3. Правило несовместимости мaндата депутата с рядом должностей?
4. Как вы понимаете положение о том, что “депутаты Государственно Думы работают на профессиональной постоянной основе?
5. Носит ли депутатская деятельность политический хаpaктер (принцип организации депутатской деятельности и в чем е специфика)?
Политико-правовой статус гражданина РФ; в чем, на ваш взгляд, состоит проблема эффективного политического участия россиянина?
в) Политико-правовой статус гражданина РФ и проблема эффективного политического участия россиянина
3. Развитие парламентаризма в РФ на рубеже XX – XXI века.
а) Сообщение учащегося: Назначение Президентом РФ представителей президента в семь федеральных округов, новый порядок формирования Совета Федерации, механизм отстранения от должности руководителей субъектов Федерации и др. (реформа федеративных отношений). Укрепление вертикали государственной власти.
б) Обсуждение
4. Какая форма правления установлена в России? Считаете ли вы, что в нашей стране уже сложился демократический политический режим? (И почему так считаете?)
а) Обсуждение аналитических справок,
подготовленных заранее.
б) Разработка предложений по активизации
политического участия граждан России
III этап. Подведение итогов семинара
Перечисление вопросов, затронутых на семинаре, реализация поставленных задач.
Выводы: принципы демократии таковы, что для их реализации необходимы определенные условия: зрелость гражданского общества, достаточно высокий уровень общей и политической культуры граждан, соответствующий исторический опыт, традиции и многое другое.
Вычлeнение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.
Домашнее задание: написать эссе “Если бы я был президентом”.
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
27 05 2023 9:33:18
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
26 05 2023 0:16:42
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
25 05 2023 15:39:27
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение.
...
24 05 2023 1:50:21
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
23 05 2023 6:47:48
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
22 05 2023 21:37:45
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
21 05 2023 21:10:19
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
20 05 2023 2:13:29
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
19 05 2023 21:57:14
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
18 05 2023 14:26:42
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
17 05 2023 6:30:19
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
16 05 2023 4:32:56
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
15 05 2023 18:28:50
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся.
...
14 05 2023 9:42:50
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
13 05 2023 13:18:31
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
12 05 2023 11:41:26
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
11 05 2023 5:39:33
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
10 05 2023 7:13:43

Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
09 05 2023 19:21:13
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений.
...
08 05 2023 16:18:37
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
07 05 2023 0:17:50
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
06 05 2023 23:24:11
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
05 05 2023 8:35:11
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
04 05 2023 0:33:14
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
03 05 2023 13:33:17
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
02 05 2023 23:11:39
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
01 05 2023 17:13:35
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему.
...
30 04 2023 15:29:49
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток".
...
29 04 2023 16:19:18
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
28 04 2023 10:55:18
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии.
...
27 04 2023 14:31:29
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
26 04 2023 10:43:34

Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
25 04 2023 19:23:42
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
24 04 2023 3:10:50
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
23 04 2023 9:22:52
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
22 04 2023 8:48:39
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
21 04 2023 21:20:39
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
20 04 2023 15:13:22
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость.
...
19 04 2023 16:56:51

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
18 04 2023 11:33:53
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
17 04 2023 15:39:52
Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне.
...
16 04 2023 0:30:55
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
15 04 2023 12:59:43
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
14 04 2023 15:35:15
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
13 04 2023 17:42:24
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту.
...
12 04 2023 8:22:13
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
11 04 2023 5:24:10
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов.
...
10 04 2023 8:59:44
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
09 04 2023 4:31:17
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
08 04 2023 21:28:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::