Активные формы обучения на уроках истории
Долгие годы считалось, что главная задача учителя – передать ученикам знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. В традиционной знаниевой парадигме основной упор в процессе обучения делался на накопление знаний и только после – на их пpaктическое применение, причём чаще всего – не в реальной, а в сугубо учебной ситуации. Таким образом, школа рассматривалась только как подготовка к будущей взрослой жизни, а огромное количество полученных знаний и навыков просто утрачивалось за невостребованностью. Однако последние результаты международного исследования РISA в очередной раз за последние несколько лет продемонстрировали трудности российских школьников в решении сугубо пpaктических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение. Эффективная подготовка старшеклассников к ЕГЭ (особенно к части С) также предполагает свободный, творческий, а не репродуктивный уровень владения материалом.
Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, предполагает переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.
Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача новой школы. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе пpaктической деятельности. Конечно, активные формы обучения давно применяются и в рамках знаниевой парадигмы, но, скорее, как исключение, и поэтому не дают нужного эффекта. Необходимо системное внедрение активных форм обучения в школе.
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории, внедряемая в течение нескольких последних лет. Остановимся подробно на двух формах – групповой пpaктической работе (комaндная развивающая игра, деловая игра) и индивидуальной пpaктической работе (пpaктикум-тест, пpaктикум по решению познавательных задач). Ведь в компетентностной парадигме приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и пpaктических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и комaндной работы.
Один из вариантов решения этой задачи – использование групповой формы обучения на уроках. Работа в малой группе способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельностно-коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.
Исходя из опыта работы, можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной.
Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке.
Групповая пpaктическая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.
Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.
Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем члeнам группы независимо от их личного участия в работе. Обычно я пpaктикую в конце такого урока обсуждение оценки работы каждого ученика сначала самой группой, а потом обоснование каждой оценки перед классом. Естественно, оценивая работу других, человек обязательно оценивает и свою работу. Это способствует развитию рефлексии.
В 5-7 классах, на мой взгляд, наиболее эффективны комaндные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.
Не менее важна также индивидуальная пpaктическая работа. Она содействует процессу интериоризации (работает механизм «действие – ощущение – мысль»), развитию абстpaктно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное по-новому, индивидуализируют процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения.
Много работая над созданием системы индивидуальных письменных заданий по истории, я приняла для себя и могла бы рекомендовать учителям некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной пpaктической работы как на уроке, так и дома.
Индивидуальную пpaктическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.
Индивидуальная пpaктическая работа (пpaктикум) наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим).
Необходимо использовать задания разных уровней сложности – от узнавания до оценки (по классификации Блума), причём уровень сложности должен постепенно повышаться и в пределах одного пpaктикума, и, естественно, от класса к классу. Кроме того, необходимо различать как базовый и профильный уровни изучения предмета, так и индивидуальные возможности разных учеников.
Важнейшая задача индивидуальной пpaктической работы – обучение навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или публицистической статье). Ребята учатся понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать своё мнение.
Предлагаю такой алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока:
Определение целей и отбор материала | 1. Определение области ранее
полученных знаний, которые должны быть применены
в процессе самостоятельной работы. 2. Определение области новых знаний, которые должны быть получены в процессе самостоятельной работы. 3. Выделение главного в изучаемом материале. 4. Определение тех мыслительных операций и учебных умений, которые должны развиваться в процессе самостоятельной работы. 5. Формулировка цели урока для учителя в соответствии с местом и ролью изучаемой темы в курсе истории. 6. Отбор основного материала для изучения в форме самостоятельной пpaктической работы (возможны и даже желательны, особенно в старших классах, комбинированные варианты). 7. Формулировка цели самостоятельной пpaктической работы для учащихся. |
|||
Основной материал для изучения | Документ (исторический источник, научный, публицистический или художественный текст) | Текст учебника | Видео- или аудиоматериал | Историческая карта, картина |
Технология создания раздаточного материала | 1. Подбор заданий, направленных на
воспроизведение и первичное осмысление
изучаемого материала. 2. Подбор заданий, направленных на установление связей между ранее полученными и новыми знаниями, анализ изучаемого материала. 3. Подбор заданий обобщающего и оценочного хаpaктера, позволяющих творчески осмыслить изучаемый материал, научиться формулировать и аргументировать собственное мнение. |
В своей пpaктике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, комaндные развивающие игры, конференции, семинары).
Например, в 5 классе мы начинаем с увлекательных комaндных развивающих игр: «Жизнь первобытных людей глазами историка», «Библейские сказания», «Поэмы Гомера» и т.п.. В 8 классе проводим семинары «Почему не удалась реформа М.М. Сперанского?», «Прав ли маркиз де Кюстин?», деловые игры по теме «Отмена крепостного права», «Экономика и общество пореформенной России» и др. В 10 классе интересно проходит деловая игра «Альтернативы Смутного времени»; в 11 классе – семинар «Октябрь 1917 г.: революция, переворот или …?», деловые игры «Модернизация России в начале ХХ в.: пути, достижения, проблемы», «Политические партии России в 1917 г.» и т.д.
В настоящее время, в связи с постепенным переходом к Единому государственному экзамену, активные формы обучения приобретают особое значение. Ведь они позволяют не «натаскать» на экзамен, а обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию, что важно не только при выполнении заданий части С, но и при выполнении стандартных тестовых заданий частей А и В.
В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11 классах: вводная лекция с элементами беседы, пpaктикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации), пpaктикум по решению познавательных задач, в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.
Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.
Таким образом, системное внедрение активных форм обучения на уроках истории с 5 по 11 класс позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и пpaктическим применением исторической информации.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
18 03 2024 22:21:35
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
17 03 2024 22:55:50
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
16 03 2024 4:17:51
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
15 03 2024 18:39:28
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
14 03 2024 4:28:26
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
13 03 2024 17:17:55
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
12 03 2024 22:46:49
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
11 03 2024 12:56:23
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
10 03 2024 8:15:26
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
09 03 2024 12:49:20
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
08 03 2024 14:51:32
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа. ...
07 03 2024 13:12:33
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
06 03 2024 8:15:56
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
05 03 2024 1:11:52
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...
04 03 2024 8:41:48
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
03 03 2024 9:21:58
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
02 03 2024 22:31:30
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...
01 03 2024 11:17:20
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
29 02 2024 23:24:13
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
28 02 2024 10:10:47
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
27 02 2024 5:42:56
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
26 02 2024 15:46:14
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
25 02 2024 7:34:38
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
24 02 2024 21:44:36
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
23 02 2024 8:25:37
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
22 02 2024 9:42:21
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
21 02 2024 19:47:14
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
20 02 2024 17:22:18
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
19 02 2024 8:33:52
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
18 02 2024 18:53:54
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя. ...
17 02 2024 22:41:14
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....
16 02 2024 1:58:58
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
15 02 2024 11:12:14
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
14 02 2024 12:37:33
Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....
13 02 2024 13:14:20
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
12 02 2024 19:54:19
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
11 02 2024 7:20:36
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
10 02 2024 0:12:40
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
09 02 2024 23:47:11
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...
08 02 2024 0:19:12
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...
07 02 2024 0:51:51
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
06 02 2024 1:43:25
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....
05 02 2024 5:21:49
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
04 02 2024 2:51:41
Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
03 02 2024 21:47:16
Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства. ...
02 02 2024 21:21:25
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
01 02 2024 13:50:46
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
31 01 2024 2:36:46
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
30 01 2024 12:22:44
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
29 01 2024 16:54:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::