"Я объявляю вам войну!" 11-й класс
Цель урока: Создание условий для овладения приемами и способами формирования общекультурных и учебно-познавательных компетенций.
Задачи урока:
- формировать у обучающихся представление о роли СССР на международной арене в 30-е годы;
- создать условия для развития у обучающихся навыков решения проблемной ситуации;
- воспитывать у обучающихся осознанную гражданскую позицию по отношению к проблемной исторической ситуации.
Оборудование урока: карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.».
Раздаточный материал для пpaктической работы с текстами документов «Мюнхенское соглашение от 29 сентября 1938 года», «Антикоминтерновский пакт от 25 ноября 1936 года», «Договор о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 года и Секретный дополнительный протокол к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Введение в проблему.
- 1 сентября является для нас знаменательным днем. В этот день мы идем в школу. В истории же XX века этот день неразрывно связан с началом Второй мировой войны. Я приглашаю вас в прошлое, чтобы убедиться в том, какие уроки нам может преподать история.
Тема нашего урока: «Я объявляю вам войну!».
Наша основная задача на этом уроке определить роль СССР на международной арене в 30-е годы XX века, особенно в отношениях с фашистской Германией и решить проблемную ситуацию
Итак, обозначим проблемную ситуацию. (формулируют обучающиеся)
Нападение Германии на Советский Союз не было неожиданностью для советского руководства, но было внезапным и вероломным из-за нарушения договоренностей между этими странами. Чем объясняются противоречия в международных отношениях накануне Второй мировой войны, что в свою очередь вызвало неоднозначность оценок роли СССР в этих событиях.
В чем неожиданность нашей темы? (ответы обучающихся)
- Верно. Нападение Германии на СССР 70 лет назад 22 июня 1941 года было без объявления войны, неожиданным для миллионов наших людей. Конечно, спустя столько лет нам известно, что для советского руководства готовящееся нападение Германии было очевидным.
Еще большей неожиданностью спустя столько лет становятся для нас заявления о том, что именно Советский Союз, является чуть ли не главным виновником тех трагических и неоднозначных событий. Так это или нет, мы сможем установить сегодня.
И главными помощниками в этом нам будут факты. Ведь не случайно говорят, что факты – вещь упрямая. В нашем историческом исследовании факты – это документы предвоенного времени, которые определили взаимоотношения главных участников тех событий в 30 – е годы.
Прежде всего, назовём участников.
Ответы обучающихся: Фашистская Германия, Советский Союз, Великобритания, Франция, Япония, Италия.
- Совершенно верно. В отношениях этих стран и в предвоенной судьбе мира ключевую роль сыграли следующие документы.
«Антикоминтерновский пакт от 25 ноября 1936 года», «Мюнхенское соглашение от 29 сентября 1938 года», «Договор о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 года и Секретный дополнительный протокол к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом».
- На основании знаний курса всеобщей истории, какие группы стран вы можете выделить на международной арене в 30 –е годы?
Ответы обучающихся:
- 1 группа стран – государства – агрессоры – Германия, Италия, Япония;
- 2 группа стран – страны западных демократий – Великобритания, Франция;
- 3 группа стран - страны - сателлиты Германии – Финляндия, Венгрия, Румыния, Болгария и нейтральные страны – Швеция, Испания, Турция, Швейцария.
- Определите по карте, где и почему в начале 30-х годов возникли очаги международной напряженности?
Ответы обучающихся:
Западная Европа, Дальний Восток, Африка. Все они вызваны агрессивными замыслами Германии, Италии, Японии внешняя политика которых, прежде всего Германии, сводилась к подготовке и развязыванию агрессивных войн для завоевания господства над всем миром.
- Из ранее изученного материала нам уже известна официальная позиция СССР на международной арене в 30-е годы. В декабре 1933 года советское правительство предложило создать систему коллективной безопасности через заключение серии специальных межгосударственных договоров. В то же время нам известно, в чем заключалась политика умиротворения агрессора, проводимая Англией и Францией.
Как сработали система коллективной безопасности и политика умиротворения на пpaктике мы можем убедиться на самом факте существования двух документов: Мюнхенского договора 1938 года и Договора о ненападении 1939 года. ( Без секретного протокола!)
2. Работа с текстами документов в группах.
На основании текстов документов обучающиеся делают вывод, что Мюнхенский договор – это вершина политики умиротворения, а Договор о ненападении СССР и Германии – яркое свидетельство краха системы коллективной безопасности. В качестве обоснования этих выводов обучающимися приводятся следующие аргументы, известные из курса всеобщей истории:
- расчлeнение Чехословакии и получение Германией Судетской области по Мюнхенскому договору;
- намеренный срыв англо-франко-советских переговоров (сначала общеполитических, затем военных миссий) в июле-августе 1939 года со стороны всех участников переговоров;
- дипломатические усилия доверенных лиц И.В.Сталина – сотрудников советских учреждений за рубежом, в случае непреодолимых трудностей по формированию системы коллективной безопасности добиться определенных политических соглашений с нацистской Германией. Главная цель которых локализовать её агрессивные устремления, отвести огонь разгоравшейся войны от границ СССР.
На основании вышеприведенных фактов мы определили только одну составляющую внешнеполитического курса СССР в 30-е годы, но именно другая составляющая была в это время основой внешней политики не только СССР, но и стран западной демократии. По самому названию: «Секретный протокол» вы уже можете определить, что речь идет о тайной дипломатии.
3. Работа с текстом Секретного дополнительного протокола к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом.
Проанализируйте текст Секретного дополнительного протокола и определите, в чем причины тайной дипломатии Сталина.
Обучающимися могут быть названы острое недоверие к Англии и Франции, которое было вызвано тайными переговорами Лондона, Парижа и Берлина, намерение этих стран провести за счет Польши новый вариант «Мюнхенского договора» уже непосредственно у границ СССР, известное стремление этих государств направить гитлеровскую военную машину на Восток.
Выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией, изменилось ли ваше мнение, когда вы узнали о Секретном дополнительном протоколе.
4. Подведение итогов и закрепление материала.
Группы обучающихся определяют основные этапы взаимоотношений СССР и Германии в 30 – е годы. На основании выводов, сделанных по текстам документов, дают определение и оценку политике умиротворения и системе коллективной безопасности. Определяют причины и результаты тайной дипломатии СССР, Англии и Франции в отношении Германии. Таким образом, определена роль СССР на международной арене в 30-е годы, которая исходила, прежде всего, от советского руководства и Сталина. Пытаясь влиять на международную ситуацию с целью расширения границ СССР и сохраняя нейтралитет страны на максимально длительный срок, Советский Союз, впрочем, как и Англия и Франция активно использовал тайную дипломатию. Это, в свою очередь, усиливало взаимное недоверие между странами, которые могли противостоять агрессии.
Исходя из этого возможно формулирование домашнего задания самими обучающимися
5. Домашнее задание
- Ответить на вопрос: «Какие надежды СССР и Германии в отношении Пакта о ненападении оправдались, а какие нет».
- Составить ответ – рассуждение по проблеме: «В последние годы неоднократно выдвигается версия о СССР как главном виновнике войны. Насколько убедительна или безосновательна эта версия».
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
18 03 2024 14:12:31
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...
17 03 2024 9:19:31
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
16 03 2024 18:55:56
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
15 03 2024 1:37:17
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
14 03 2024 21:39:52
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе. ...
13 03 2024 20:33:25
Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
12 03 2024 8:37:31
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
11 03 2024 22:18:45
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...
10 03 2024 11:44:22
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
09 03 2024 17:41:54
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
08 03 2024 19:47:33
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
07 03 2024 6:23:46
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
06 03 2024 17:19:26
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
05 03 2024 14:33:50
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира. Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point. Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа. ...
04 03 2024 19:14:21
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке. ...
03 03 2024 0:55:15
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
02 03 2024 0:21:57
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
01 03 2024 19:23:49
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
29 02 2024 7:42:16
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
28 02 2024 19:55:39
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
27 02 2024 15:32:54
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
26 02 2024 19:58:45
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
25 02 2024 4:34:29
Устный журнал "Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов МОУ "Воротынская СОШ" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися. Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л.И. Помыткиной. ...
24 02 2024 4:18:18
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
23 02 2024 6:58:17
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
22 02 2024 7:51:51
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...
21 02 2024 17:13:51
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...
20 02 2024 8:52:52
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его. ...
19 02 2024 11:49:38
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
18 02 2024 4:46:19
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы. ...
17 02 2024 5:40:45
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
16 02 2024 0:56:31
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
15 02 2024 19:54:42
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
14 02 2024 3:53:52
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...
13 02 2024 11:32:23
Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
12 02 2024 9:52:47
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
11 02 2024 10:59:27
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
10 02 2024 22:22:15
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
09 02 2024 12:37:10
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
08 02 2024 22:37:27
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...
07 02 2024 19:23:24
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
06 02 2024 6:11:26
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...
05 02 2024 5:23:25
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам. ...
04 02 2024 21:49:23
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи. Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк. ...
03 02 2024 8:48:27
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
02 02 2024 18:28:45
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
01 02 2024 9:28:12
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...
31 01 2024 4:16:22
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей». ...
30 01 2024 16:12:58
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
29 01 2024 11:47:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::