Урок по обществознанию "Политическая система общества"
Аудитория. 11 класс, профильная группа 14 человек. Обучающиеся сориентированы на учебную деятельность. У десяти из них потребность в прочных и глубоких знаниях. Отношение к изучаемому предмету конструктивное. Преобладает произвольное внимание, смысловая память, логический тип мышления. Обучающиеся могут самостоятельно находить пути решения проблем, осуществлять творческое осмысление информации. Для данной аудитории подходит проблемно-поисковый тип урока.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма: Урок с использованием ТРКМ.
Тема: Политическая система общества.
Стратегическая цель: создание информационной развивающей среды, в которой формируются ключевые компетенции обучающихся.
Цели урока:
- воспитательная: способствовать формированию информационно-коммуникативных, ценностно-смысловых, социальных компетенций обучающихся.
- дидактическая: представление аналитических моделей политической системы общества, ее функций.
- развивающая: способствовать развитию логического мышления, самокритичности мышления, умению высказывать собственную точку зрения.
Стадия урока | Функция фазы | Роль и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Применяемые приемы и методы | Формируемые компетенции |
I.Стадия вызова Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально и коллективно |
Мотивационная: создание ситуации актуальности, пробуждение интереса к теме. Информационная: актуализация имеющихся знаний Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями | Конструктивная: совместное
определение проблемы тематического поля. – Что может дать вам знание основ политической жизни общества, т.е. какова может быть стратегическая цель для каждого из вас лично и для страны в целом? – Какую проблему смогли бы здесь обозначить? – Как проблемы, поставленные вами, соотносятся с проблемами, выраженными в Послании Президента Федеральному Собранию? (Приложение 1) – Как сможет каждый из вас участвовать в их решении? – Что есть политика? – Ассоциативный ряд по теме (записывается на доске) Организационная роль: включенность в процесс обучения, общая ответственность, создание имиджа урока. |
Обучающиеся вспоминают, предполагают,
высказывают суждения. Работают с текстом Послания Президента. Самостоятельно читают различные определения понятия “политика” (Приложение 2) и записывают одно на выбор. Подбирают эпиграф из предложенных Высказывают ассоциации по теме.
|
Элементы теории параллельного воспроизведения материала, создание проблемной ситуации, работа с печатным словом, частичный проблемный диалог, анализ текста, информации, прием составления кластера
|
Социальные, ценностно-смысловые, коммуникативные |
II стадия Осмысление Непосредствен ный контакт с новой информацией, работа ведется индивидуально и в парах |
Информационная: погружение в тему получение новой информации. Систематизация полученной информации. Психологический аспект: сосредоточенность, увлеченность, активность |
Сохранение интереса к теме при
непосредственной работе с новой информацией. Обеспечение возможности постепенного продвижения в овладении знаниями. Эмоциональная роль – оценочные, подбадривающие обращения. Информационная роль – организация работы над аналитическими моделями системы. -Вспомнить признаки системы (структура, динамичность, взаимосвязь). – Источник с. 272 учебника |
Осмысление новой информации Работа с текстовым материалом (документ, учебный текст). |
Метод активного чтения – инсерт – чтение
с остановками, ведение записей, поиск ответов на
вопросы. Приемы: работа с печатным словом, качественное сравнение, построение формально-логической модели: составление схемы в кластере, анализ и синтез. |
Предметные – способность применять полученные знания на пpaктике; Социальные – умение работать в коллективе, жить в социуме с учетом позиций других людей; информационные – способность грамотно выполнять действия с информацией
|
Учитель предлагает свою модель по
источнику Обучающимся необходимо найти недостающие звенья схемы, корректировать, объяснить модель. – Составление второй модели системы. Самостоятельная работа с текстом учебника с. 272 в кластере, подчеркнуть знакомые элементы, вспомнить их значение, составление схемы в парах. Сравнить свои модели. Чем отличается от первой? Почему эта модель – система? Составление третьей модели. Это домашнее задание с. 273 учебника – Какое определение можно дать понятию “политическая система”? (Приложение 2) Выбрать одно. Аргументировать. Внести изменения, дополнения, дать задания на основе изученной информации |
Корректируют, анализируют модель,
предложенную учителем. Составление схемы в рамках кластера. Сравнение моделей, ответы на вопросы Обсуждают определения и записывают в тетрадь |
||||
III стадия Рефлексия Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально и коллективно |
Коммуникационная ( обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (оценка процесса обучения) |
Заполнить Лист самоконтроля | Обучающиеся соотносят “новую”
информацию со “старой”, используя знания,
полученные на стадии осмысления. Заполняют Лист самоконтроля |
Использование кластера, анализ определений, ответы на поставленные вопросы, самооценка и самоконтроль |
Выявление уровня овладения основными компетенциями, формируемые на уроке |
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
27 01 2023 11:56:14
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
26 01 2023 1:39:32
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
25 01 2023 14:24:49
Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....
24 01 2023 17:55:42
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
23 01 2023 11:55:19
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
22 01 2023 1:20:37
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач.
...
21 01 2023 14:47:30
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
20 01 2023 10:23:32
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
19 01 2023 9:47:52
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
18 01 2023 21:51:37
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
17 01 2023 11:15:57
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
16 01 2023 22:45:12
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.
...
15 01 2023 0:44:35
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении.
...
14 01 2023 22:14:13
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
13 01 2023 0:25:20
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
12 01 2023 8:44:51
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
11 01 2023 9:48:30
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология.
Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
...
10 01 2023 21:25:59
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
09 01 2023 5:36:39

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
08 01 2023 7:55:38
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
07 01 2023 10:26:47
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
06 01 2023 8:13:38
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
05 01 2023 20:34:59
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
04 01 2023 14:41:23
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
03 01 2023 17:48:24
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма.
...
02 01 2023 0:36:19
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
01 01 2023 1:16:57
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
31 12 2022 4:52:33
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
30 12 2022 17:55:21
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
29 12 2022 13:42:48
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
28 12 2022 18:19:25
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления.
...
27 12 2022 17:22:36
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек.
...
26 12 2022 12:51:32
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
25 12 2022 3:28:16
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей.
...
24 12 2022 6:58:33
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
23 12 2022 16:37:45
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
22 12 2022 20:53:33
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
21 12 2022 1:44:15
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
20 12 2022 11:10:38
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
19 12 2022 9:58:19
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
18 12 2022 11:46:55
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
17 12 2022 20:56:37
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
16 12 2022 1:33:21
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
15 12 2022 8:50:16

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
14 12 2022 16:53:13
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
13 12 2022 19:38:57
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
12 12 2022 3:37:29
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
11 12 2022 23:24:50
Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....
10 12 2022 16:55:32
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
09 12 2022 10:39:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::