Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"
Цели урока:
- сравнить эпоху Екатерины Великой с эпохой Петра Великого;
- сделать вывод об особенностях этих эпох, найти общие черты и различия;
- объяснить, почему их называли Великими;
- выдвигать собственную точку зрения и аргументировать ее.
Оснащение: учебное пособие – Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 17-19 вв., учебная карта «Россия в 18 в.», мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор «История Отечества 882-1917».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок погружения с элементами исследования.
Презентация к уроку: Приложение 1
ХОД УРОКА
Постановка проблемы: Кто она – Екатерина II? Почему Екатерину назвали Великой? А эпоху – эпохой просвещенного абсолютизма?
1. Познавательная мотивация– создание
ситуации, вызывающей у ребят
желание узнать материал данного урока,
привлечение учащихся к объяснению темы
урока.
Задание: Объясните, почему тема нашего урока – «Эпоха Екатерины Великой?» Что бы вы хотели сегодня узнать?
Проблемное задание: Кто она, Екатерина II?
Гипотеза: Екатерина II в российской истории рассматривается как просвещенный монарх. Можно ли с этим согласиться?
2. Исследование– включение учащихся в
поиск самостоятельных ответов на
поставленные вопросы, решение познавательных
задач, на проверку выдвинутых
гипотез.
Для работы учащимся предлагается алгоритм
работы, это:
Памятка-хаpaктеристика исторической личности:
- Исторические условия, в которых осуществляется деятельность личности;
- Хаpaктер задач, которые стремится решить исторический деятель и методов их решения;
- Интересы какого класса выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
Задание классу:
- Определите период предшествовавший правлению Екатерины Великой;
- Восстановите хронологию событий (учащиеся делятся на 3 варианта, каждому варианту задание, потом осуществляется проверка, на парты раздается раздаточный материал)
1 вариант:
Восстановите хронологию событий по датам, кто правил? 1725-1727; 1727-1730; 1730-1740; 1740-1741; 1741-1761; 1761-1762 - ?
2 вариант:
Восстановите даты правлений: Екатерина II; Петр II; Анна Иоанновна; Анна Леопольдовна; Елизавета Петровна; Петр III.
3 вариант:
Определите, с чьим именем связаны следующие
понятия?
– Верховный Тайный Совет?
– Бироновщина?
– Восстановление Сената;
– Расцвет фаворитизма?
– Малолетний царь?
– Манифест о вольности дворянству?
Учитель: Эпоху Екатерины Второй
называют эпохой «Просвещенного абсолютизма» и
«Золотым веком» дворянства.
Существуют разные точки зрения об эпохе
Екатерины Великой и о ней самой. Давайте
познакомимся с некоторыми из них:
Задание: выбрать одно из суждений об эпохе Екатерины II, которое вам ближе и объяснить, почему выбрали именно это суждение.
1. Людовик Филипп де Сегюр(французский граф, проживший в России около четырех лет), основываясь на личных впечатлениях, отмечал в Екатерине II...
1. Огромное дарование и тонкий ум.
2. Склонность к удовольствиям и трудолюбие.
3. Простоту в домашней жизни и скрытость в делах
политических.
4. Величие и снисходительность.
! «Это была просвещенная монархиня и любезная
дама».
2.Ключевский Василий Осипович(русский историк, педагог, профессор), высказывая критическое отношение к императрице, особенно выделял в ней такие черты, как:
1. Честолюбие;
2. Холодность сердца;
3. Слабость к рекламе, шуму, лести;
4. Театральность поступков.
! «Она больше дорожила вниманием современников,
чем мнением потомков».
3. Ишимова Александра Осиповна(русская писательница, переводчица, педагог). Отстаивая монархические позиции, восторженно называла Екатерину II...
1. Преемницей Петра
2. Заботливой государыней
4. В.Г. Пашков: «Природа дала Екатерине II большой ум. На лету схватывала чужие идеи, быстро их переpaбатывала и приводила в систему, низводила их с абстpaктных высот до уровня конкретного мышления. Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщенному материалу своеобразный внешний вид».
5. Рельер (один из иностранцев),больше сочувствовавший Петру III и далеко не расположенный к Екатерине, еще в годы ее молодости так изображает императрицу: «Приятный и благородный стан, гордая поступь, прелестные черты лица и осанка, повелительный взгляд – все возвещало в ней великий хаpaктер....»
6. Современники:
– «...это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Она не любила ничего скучного, печального, слишком ученого, чересчур чувствительного». – «...Екатерина II была крепка и здорова. Не будучи красивой, она была умна, умела, когда хотела, произвести выгодное впечатление на тех, с кем встречалась...»
Учащиеся выбирают одно из суждений об эпохе Екатерины II, объясняя свой выбор.
3. Изучение новой темы
Вопросы для изучения:
- Экономическое развитие в период правления Екатерины II;
- Внутренняя политика Екатерины II;
Задание классу: Просмотреть видеофрагмент ( Приложение 1) и сделать выводы об экономическом развитии страны в период правления Екатерины II
Возможные выводы:
- Экономическое развитие включало хозяйственную специализацию районов страны, денежный оброк, отходничество;
- Развитие мануфактурной промышленности, рост применения вольнонаемного труда;
- Появление бумажных денег.
Учитель: Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «Просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как: Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо. Которые критиковали феодальное общество, высказывались против эксплуатации, деспотичных форм правления, отстаивали идеи общественного договора.
Задание: Просмотреть видеофрагмент ( Приложение 1) и определить, какие идеи философов нашли отражение во внутренней политике Екатерины II.
Примерный ответ:
- Расширение привилегий дворянству;
- Создание Уложенной комиссии;
- Жалованная грамота дворянству и городам;
- Централизация власти;
- Появление вольного экономического общества;
Задание: работа с документом стр. 176-177 (прочитать, выделить главную мысль)
Работа с текстом учебника стр. 173-174 (найти привилегии, которые получили дворяне при Екатерине Великой)
4. Закрепление нового материала
Учитель: Можно ли согласиться с гипотезой, что Екатерина Вторая в русской истории рассматривается как «Просвещенный монарх»?
Задание: Сравните Екатерину II и Петра I используя памятку алгоритм. Выделите нравственные черты, способствовавшие их возвышению как государственных деятелей.
5. Домашнее задание
Написать эссе на тему: «Екатерина при жизни считала себя Великой. Можно ли с этим согласиться?»
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...
28 03 2024 23:51:18
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся. ...
27 03 2024 1:23:19
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
26 03 2024 4:32:15
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
25 03 2024 11:22:56
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
24 03 2024 18:44:13
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
23 03 2024 18:18:16
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
22 03 2024 4:24:35
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
21 03 2024 5:11:12
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
20 03 2024 21:51:34
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
19 03 2024 19:32:32
Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....
18 03 2024 8:52:39
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток". ...
17 03 2024 14:55:21
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
16 03 2024 13:42:49
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
15 03 2024 17:50:20
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
14 03 2024 2:22:50
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
13 03 2024 15:12:29
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...
12 03 2024 22:54:30
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
11 03 2024 11:11:12
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
10 03 2024 12:17:44
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
09 03 2024 22:49:41
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
08 03 2024 19:42:14
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
07 03 2024 3:18:38
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
06 03 2024 7:15:37
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
05 03 2024 22:39:59
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
04 03 2024 13:43:28
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...
03 03 2024 10:25:17
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
02 03 2024 17:43:19
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
01 03 2024 10:10:52
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...
29 02 2024 6:51:34
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
28 02 2024 0:17:41
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
27 02 2024 4:24:53
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
26 02 2024 15:27:52
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
25 02 2024 2:33:37
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
24 02 2024 11:42:28
Цели урока: проанализировать цели, ход и итоги коллективизации; рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова «Пара гнедых»)....
23 02 2024 22:44:18
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...
22 02 2024 12:40:40
Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
21 02 2024 20:39:15
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
20 02 2024 6:19:30
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
19 02 2024 5:12:56
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
18 02 2024 12:42:34
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
17 02 2024 14:13:59
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
16 02 2024 16:56:28
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
15 02 2024 16:43:12
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
14 02 2024 9:15:57
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
13 02 2024 1:33:50
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
12 02 2024 0:21:25
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
11 02 2024 7:23:55
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом. ...
10 02 2024 2:13:55
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...
09 02 2024 23:57:36
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
08 02 2024 7:36:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::