Интегрированный урок (история + ИЗО) "Над Русью бьют колокола" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (история + ИЗО) "Над Русью бьют колокола"


    Интегрированный урок (история + ИЗО) "Над Русью бьют колокола"

Презентация (Слайд 1)

Цели:

  • Осуществление межпредметных связей: история, изобразительное искусство;
  • Реализация регионального компонента.

Задачи:

  • Образовательные - знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике);   закрепление, обобщение, расширение знания учащихся.
  • Развивающие - развитие навыков рисования тонкой кистью, творческого воображения; эстетического отношения к окружающему миру.  
  • Воспитательные  - воспитывать гордость и любовь к родному краю; вызывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное; формировать духовно - нравственное отношение к Малой родине.

Предварительная работа: экскурсии в Куртяево, Нёноксу, Антонио - Сийский монастырь; знакомство с украшением сувенирных колокольчиков, создание эскиза росписи, нанесение рисунка на колокольчик.

Зрительный ряд: презентация, иллюстрации росписи сувениров - колокольчиков, фотографии храмов г. Северодвинска, фоторепортаж экскурсий в с. Нёноксу, в Антонио - Сийский монастырь.

Материалы: деревянные колокольчики, гуашь, акварель, кисти толстые и тонкие.

Музыка: фонограмма колокольного звона "Утро на Севере" в исполнении В. Петровского, звучания била и клепала.

Ход урока

Ученик (Слайд 2)

Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно
Какбудто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошёл над распрями
Звенит, звенит небесный гимн
Над Родиной непраздною.

Колокола - неотъемлемая часть русской души (Слайд3)

Стоит в Новгороде памятник, который носит название "Тысячелетие России", имеет форму огромного колокола. Это не случайно. Он как бы символизирует образ России.

Учитель ИЗО (Слайд 4,5)

Как же появились колокола? "Давным-давно в небольшом городе жил епископ Паулин (епископ Павлин, живший в Италии, в конце V века). Служил он в старинном храме. Храм стоял на красивой площади, и все птицы слетались к нему, а люди спешили по своим делам. Епископ Паулин все время призывал прихожан - придите помолиться Богу, но тщетно. Однажды Паулин отлучился из города, а возвращался домой по большому красивому лугу, где росло множество цветов. Стрекотали кузнечики, летали стрекозы и бабочки, высоко в небе пел жаворонок. Устал Паулин и решил прилечь на траву. Трава была мягкая, солнце ласково грело, и он не заметил, как уснул. Спит Паулин, а день клонится к вечеру. Вдруг он слышит, будто кто-то в колокольчик звонит, да так мелодично, звонко, радостно. И голос слышит: "Вставай, Паулин, а то на службу опоздаешь!". Видит он, что маленький белый ангел с прозрачными радужными крылышками раскачивает лиловый полевой колокольчик, и цветок звенит так, что замирает сердце. Вскочил епископ и быстро зашагал в город, еле успел к службе.

Паулин не мог забыть ангела с колокольчиками, и пришла ему мысль - сделать большой колокольчик и повесить повыше, на башенке  храма. Однажды утром из храма раздался колокольный звон, и люди, услышав его, побросали свои дела и поспешили в церковь. Звонил колокол над городом, Дом Божий наполнялся народом, а епископ Паулин - радовался. С тех пор храм никогда не пустовал".

Учитель истории (Слайд 6,7)

На Руси колоколам долго предпочитали била самой различной формы. Малое било являлось обычным деревянным бруском. Его держали в одной руке, а другой били по нему молотком или просто палкой. Била побольше представляли собой доски, которые подвешивали на перекладинах. Их изготавливали из клена, ясеня или бука, дающих особую красоту звучания. Были и железные била - клепала. Самые большие из них соединялись из нескольких частей в конструкцию, напоминающую радугу. Удар в такое било звучал как "гром небесный" и впечатлял куда больше, чем слабый перезвон первых колоколов, обычно - очень небольшого размера.

Учитель истории (Слайд 8)

Например, сохранились сведения о том, что в годы игуменства преподобного Зосимы в Соловецком монастыре (1435-1478 гг.), каменное клепало служило братии для призыва братии к службе. На Руси колокола упоминаются начиная с XI века в Новгородской и Ипатьевской летописях. Колокола были чрезвычайно разнообразными.

Учитель истории (Слайд 9)

Летописи хранят сведения о каменных колоколах. Один из таких, по преданию, был самолично сделан преподобным Зосимой - основателем Соловецкого монастыря. Небольшой каменный колокол с железным клепалом был упомянут в первой монастырской описи 1514 года.

Учитель ИЗО (Слайд 10)

На Руси колокола уподобляли живым существам. они были одушевлены и, более того, "очеловечены": ударная часть стала называться языком, а за "уши" колокола подвешивают.  "За уши повесят, да за язык подергают, станет говорить" (колокол).

К колоколам относились, как к людям, им давали имена. При крещении колоколов были даже крестные мать и отец, а их имена высекались на самом колоколе. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык, отправляли в ссылку, на переплавку.

Учитель истории, учащиеся. (Слайд 11,12)

Много легенд и преданий сложено о колоколах.

Новгородский вечевой. В 1478 г. Иван III, осадив Новгород, выставил осажденным ультиматум - "вечевому колоколу не быти, посаднику не быти, а государство нам держати". Великий князь Иван, войдя в город, повелел вечевой колокол спустить со звонницы, а после - привезти в Москву и поднять на колокольню, чтоб звонил он вместе с другими колоколами. "Вечник" был отправлен в Москву связанный веревками, как узник.

(Слайд 13) "Вечник новгородский", отправленный в Москву, так и не явился - разбился на кручах валдайских и дал жизнь колокольчикам Валдая, которым с момента их чудесного рождения суждено вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, то, тревожа души людей, то, утешая, и ждать, когда настанет время вернуться им в Новгород, чтобы вновь слиться воедино, в вечевой колокол.

(Слайд 14) По свидетельству Н.М. Карамзина, привезли в Москву славный Вечевой колокол и повесили его на колокольне Ивана Великого.

(Слайд 15) Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот, в которой издавна вывешивались "всполошные" колокола, предупреждавшие горожан о пожарах.

(Слайд 16) В 1681 году, испугав неожиданным ночным звоном царя Федора Алексеевича, колокол был сослан в Николо - Корельский монастырь в 34 верстах от Архангельска. Ряд исследователей утверждают, что колокол разбился во время пожара 1713 года, но по велению Петра I был отлит заново и хранится в Оружейной палате.

Учитель истории (Слайд 17)

Зачем звонят колокола? ( ответы учащихся).

Много веков люди верили в чудесную силу колоколов. Колокола собирали воинов в поход, оглушительным трезвоном начинали праздник, помогали завоевывать или отстаивать города.

Колокольным звоном наши предки ограждались от эпидемий и пожаров, от многих недугов и болезней. До появления на европейском Севере маяков навигационными ориентирами использовались звонницы, колокола которых в туманную или штормовую погоду предупреждали своим звоном проходящие суда. У поморов такие колокола прозывали "вещунами".

На Руси колокольный звон - неотъемлемая часть богослужения. Он созывает верующих в храм на совместную молитву, открывает и завершает литургию (публичное богослужение).

Учитель истории (Слайд 18)

В 1975 году, именно в Архангельском музее деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" научные сотрудники Валерий Лоханский, Иван Данилов и Александр Давыдов начали собирать утерянные колокола и возрождать звоны на Русском Севере.

Учитель истории (Слайд 19)

Иван Васильевич Данилов много сделал для возрождения звонов на Руси. В 1990 году ему было присвоено звание "Первый звонарь России".

Иван Данилов возрождал звоны в разных городах России - в Новгороде, Воронеже, на Валааме, в Иркутске, в Новочеркасске.

Но в историю он войдет как человек, который возродил после долгого молчания звоны на Красной площади.

Ученик (Слайд 20)

Звоны катятся, как встарь,
С заповедной колокольни.
Образованный звонарь
Знает школы все и корни.
Здесь наукой занят он,
Предан ей душой и телом,
Реставрированный звон -
Это только между делом.
Увлеченности - хвала!
И под сильными руками
Вот уже колокола
Разговаривают сами.
Он их всех пускает в ход,
Крепко держит эти нити.
Одного не достаёт, -
Объясняет, - извините:
Весел, молод, бородат,
Как его возможный прадед,
Он откинулся назад,
Будто резвой тройкой правит.
И над Северной Двиной
В сизой мгле, в года иные,
От могучей коренной
Отвернулись пристяжные.
Константин Ваншенкин.

Учитель истории, учащиеся.

Какие храмы Северодвинска имеют колокола?

(Слайд 21) Храм Воскресения Христова.

(Слайд 22) Свято-Никольский Храм.

(Слайд 23) К Свято-Никольскому Храму приписана Часовня Александра Невского.

(Слайд 24) Храма Владимирской иконы Божией матери.

Учитель ИЗО (Слайд 25)

Украшение колоколов:

По-разному украшались колокола на протяжении всей их долгой истории. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты богослужебных текстов, исторические сведения. Если колокол повреждался или побивался, то и тогда он продолжал исполнять свое предназначение, становясь в результате переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса.

(Слайд 26) В народе говорят: "Кто колокол купит, тот счастлив, будет", "Кого люблю, того и дарю:" В наше время колокольчики украшают наше жилище, стали сувенирами.

Что такое сувенир? (ответы учащихся)

Это память о местности, где вы побывали. Сувениры бывают различными, но мы рассмотрим только некоторые из них. На этих изделиях изображены памятники архитектуры, церкви, знаменитых писателей, художников всех деятелей, которые прославили этот край, город, местность и конечно рисуют природу.

Ученик (Слайд 27)

"Русь святая зовет звон плывет, как встарь.
Русь святая живёт, пока звонит звонарь!"
Валерий Север

На свете нет нежнее и невиннее,
Милей и краше северных берёз.
Моя душа для всех, как небо синее,
Без тёмных туч, без молний и без гроз.

Пускай она такою и останется,
Пока над Русью бьют колокола.
Душа моя, на злато не обманется
И до конца останется светла.

Физкультминутка ( проводят учащиеся)

Учитель ИЗО

Задание на урок:

Расписать сувенирный колокольчик, прославляющий нашу Архангельскую область, г. Северодвинск и мастера росписи.

Работу выполнять последовательно:

  1. От больших цветовых пятен до тонкой ажурной обводки.
  2. Контрастные цветовые сочетания сделают вашу роспись праздничной и яркой.
  3. Работа должна быть творческой, красочной, аккуратной, чтобы колокольчик стал настоящим северным сувениром.
  4. Составить синквейн к слову колокол.

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя.

Помощь оказывается в показе приёмов работы, подборе цвета. Подведение итогов работы.

Под звон колокольчиков учащиеся выходят к доске и показывают результат своей творческой работы, читают синквейны.

Приложение.

Различали:

  • Церковные колокола, предназначенные для выполнения культовых и религиозных функций. ( воскресные, праздничные, будничные, великопостные, благовестники, красные, зазвонные, трапезные.
  • Гражданские (городские) колокола выполняли различные функции: вечевые собирали на вече, под звон других проводились казни; всполошные колокола созывали людей на борьбу с пожарами; часовые - отбивали время.
    • Первый звон - пропадай мой сон.
    • Другой звон - земной поклон.
    • Третий звон - из дому вон.

Вестовые подавали сигналы к сбору для различной информации, извещали о раздаче угля, о продаже рыбы; звонили в пургу, чтобы люди не заблyдились и по звону нашли дорогу.

Военные били в набат (называются набатные), как сигнал тревоги. Осадные предназначались для осады крепости. Шумовые - для создания шума в момент наступления.

На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям.

Отношение к колоколу, как к оберегу, к звону, как к спасению от злых сил было распространено повсеместно.

Еще в Древнем Риме стали звонить в колокола, созывая людей в храмы. "Хлебный колокол" в городе Турине напоминал хозяйкам: пора месить тесто.

"Колокол чистоты" в Бонне звал горожан подметать улицы.

По звону "Торговки рыбой" в городе Бовэ открывались продуктовые лавки.

А "Пивной колокол" открывал по вечерам питейные заведения в Гданьске. "Колокол чудаков" в Ульме звонил с наступлением темноты, напоминая: в это время лучше не гулять по улицам.

"Трудовой колокол" в Аахене сообщал о начале и конце рабочего дня.

Литература

  1. Беляев О. "Ге opгиевский звон Кремля" // Сов. Россия.-1990.-12 мая.
  2. Горбачева Н. "И православный звон поплывет над Пруссией" // Свободная зона.-1995.-16 сентября.
  3. Дмитрук М. "Пока звонит колокол" // Рабочая трибуна.-1992.-228 января.
  4. Захаров Н. "Кремлевские колокола". - М.: Московский рабочий, 1969.-С.1-15.
  5. Кононов В. "Русские звоны" // Встреча.-1995.-№1.-С.32-33.
  6. Колокола. История и современность. М., 1985.
  7. Н.Майданская. " О чем звонит колокол" // Реклама.- 199.-1№1-2
  8. Осетров Е. "Живая древняя Русь". - М.: Просвещение,1984.-С.267-274, 284-290.
  9. Памятник "Тысячелетие России". - М.: Сов. Россия, 1974.- С.1-10.
  10. "Сказка о том, как появились колокола" // С нами Бог.-1994.-№3
  11. История колоколов. [Электронный ресурс] http://www.zvon.ru/zvon3.view2.html


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 5:35:49

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 19:52:21

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 3:15:50

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 23:10:53

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 20:58:46

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 13:41:39

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 11:22:59

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 5:21:59

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 11:32:49

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 1:19:31

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 2:56:38

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 10:56:17

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 4:37:33

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 21:52:49

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 12:32:21

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 14:26:36

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 15:32:16

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 5:27:37

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 9:22:40

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 3:45:43

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 19:47:14

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 22:42:19

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 14:10:25

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 1:30:24

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 4:47:11

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 20:58:41

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 20:54:24

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 10:48:50

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 4:40:50

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 11:53:29

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 19:49:11

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 18:14:46

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 16:50:58

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 15:28:55

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 10:43:52

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 3:52:13

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 15:42:36

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 19:49:16

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 10:22:43

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 19:22:33

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 4:57:44

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 10:21:48

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 4:36:59

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 8:29:13

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 0:32:45

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 3:58:44

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 15:14:39

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 0:43:21

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 6:15:33

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 23:50:43

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::