Урок-пpaктикум "Парадоксы реформаторского курса Н.С. Хрущева"
Цель урока: доказать парадоксальность преобразований середины 50-х – начала 60-х гг. XX в.
Задачи урока:
- Провести поиск необходимой информации в нескольких источниках.
- Выявить противоречия политики руководства СССР в различных сферах жизни советского общества.
- Дать оценку деятельности Н.С.Хрущёва, аргументируя свою точку зрения.
План урока
1. Введение (слайды 1-4).Определение темы урока.
2. Основная часть.
- Противоречия в экономической сфере (слайд 5);
- Противоречия в политической сфере (слайд 6);
- Противоречия в социальной сфере (слайд 7);
- Противоречия в духовной сфере (слайд 8).
3. Заключение. Причины противоречивости
реформаторской деятельности Н.Хрущева (слайд 9).
4. Домашнее задание (слайд10)
ХОД УРОКА
Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Н.С.Хрущев и его десятилетие». До сих пор в работах российских и зарубежных историков, экономистов и политологов дается неоднозначная оценка данному периоду. Давайте обратимся к некоторым из них.
ДОКУМЕНТ 1.
Сопоставьте приведенные высказывания. Выделите общие мысли и суждения о причинах смещения Н.С.Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Сформулируйте тему урока.
А. «Смещение Н.С.Хрущева в октябре
1964 г. считаю самым настоящим «дворцовым
переворотом»… При этом ситуация была очень
странной. В партии и в стране пpaктически не
ощущалось недовольства этой незаконной акцией, в
общем-то демонстрацией произвола. Наоборот,
почти повсеместно она была встречена с
одобрением, а то и с радостью…
Эта ситуация кажется парадоксальной. То, что
делал Н.С.Хрущев за время своего руководства
партией и страной для всех слоев общества, для
советских людей по логике вещей должно было
обеспечить ему значительную популярность. Но
оказалось, что ее не было.
Утрату популярности едва ли можно объяснить
внутренними и внешнеполитическими неудачами
последней пары лет, хотя они были (это и повышение
цен на мясо и молоко, и кровопролитие в
Новочеркасске, и Карибский кризис). Мне кажется,
главная причина состояла в том, что к этому
времени у очень многих людей созрело ощущение,
что Хрущев и его политика себя исчерпывают,
пробуксовывают, что он ушел от одного берега
(привычной сталинской политики) и никак не может
пристать к другому. Иными словами, он потерял
доверие и популярность из-за того, что вел
половинчатую политику, погряз в половинчатых
решениях, которые, по сути, решениями и не были… И
потому он ничьей поддержкой не располагал, почти
у всех вызывал раздражение». [1]
Б. «ХХ съезд, разоблачив преступления
Сталина, осудив репрессии, обрек на гибель
централизованную систему руководства. Не стало
стpaxa, на котором она держалась все эти годы. Но
ничто не пришло ему взамен… Еще вчера послушный
аппарат перестал выполнять, просто игнорировал
неугодные ему указания отца… Аппарат жаждал
спокойствия и стабильности. Хотелось пожить в
свое удовольствие, забыв страхи сталинской поры.
расслабиться от постоянного напряженного
ожидания реорганизаций… Армия роптала на
проведенные сокращения, в результате которых не
столько вернулись домой солдаты, сколько
остались без работы офицеры…
Интеллигенция тоже потеряла веру в отца. Он
ухитрился поссориться со многими еще вчерашними
своими сторонниками. Учил художников рисовать,
поэтов писать стихи, режиссеров ставить
спектакли и снимать кинофильмы.
Убежденный в экономических преимуществах
крупных, механизированных крестьянских
производств… отец, не дожидаясь результатов,
энергично принялся за сокращения
«малоэффективных» подворий и приусадебных
участков. Они, казалось ему, связывают руки
крестьянам, становятся обузой на фоне грядущего
изобилия. Крестьяне считали иначе и проклинали
еще совсем недавно столь популярного
преобразователя…
Всем стало жить труднее. При действующей системе
приростов производства ждать не приходилось.
Требовались коренные преобразования, но до этого
еще предстояло додуматься… Отец исчерпал себя.
Его время истекло…» [2]
В. «Хрущев не был первым и наверняка не останется последним руководителем, ставшим жертвой собственной политики: как и положено истинному реформатору, он разбудил процессы, развитие которых не был способен сам контролировать. И хотя это редко ставят в заслугу политику, он достоин самой высокой оценки за главное: Хрущев избавил страну от стpaxa, не учтя, правда, при этом, что именно страх был символом и главным инструментом власти в России в предшествующие ему советские и досоветские годы». [3]
Учащиеся. Делают вывод о непоследовательности, противоречивости деятельности Н.С.Хрущева в 1953-1964гг.
Учитель. Для того, чтобы понять происходящее в то время, нам необходимо выяснить:
- Какие факты могли послужить основой для данного утверждения.
- Назвать причины, обусловившие противоречивый хаpaктер преобразований.
Назовите сферы, в которых проводились преобразования. (Экономическая, политическая, социальная, духовная)
Рассмотрим экономическую сферу. Какие противоречия вы можете назвать?
ДОКУМЕНТ 2.
Сравните приведенные оценки и выскажите свое понимание этой проблемы.
А. «С именем Хрущева связана и целина. И она тоже была ошибкой. Освоение целины проводилось без экономического обоснования. Надо было не целину поднимать, а наши центральные области. В освоение залежных земель вложены огромнейшие средства. Да, что-то целина дала, но восклицательного знака я здесь не поставлю. При таких вложениях здесь, в Центральной России, мы имели бы хлеба и больше, и дешевле». [4]
Б. «Целину начали осваивать преждевременно. Безусловно, это нелепость. В таком размере – авантюра. Я никогда не был против освоения целины, хотя Хрущев обвинил меня главным противником целины. Но я с самого начала был сторонником освоения целины в ограниченных масштабах, а не в таких громадных, которые нас заставили огромные средства вложить, нести колоссальные расходы, вместо того чтобы в обжитых районах поднимать то, что уже готово… Я предлагал вложить эти деньги в наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно». [5]
ДОКУМЕНТ 3.
В одной из статей говорилось, что мы должны быть благодарны Хрущеву уже за то, что он поставил на повестку дня развитие современного животноводства. В то же время по его инициативе было принято решение о ликвидации коров в частном секторе (у колхозников и рабочих совхозов).
Как соотнести одно с другим? Нет ли здесь противоречия? Каковы были последствия этого для развития сельскохозяйственного производства?
На основе изученного ранее материала и документов 2 и 3 учащиеся находят противоречия в экономике.
- целина-закупка зерна за границей;
- развитие животноводства, снижение налогов с колхозников – ликвидация коров в частном секторе;
- повышение заработной платы – уравниловка в оплате труда высококвалифицированных и рабочих без квалификации;
- создание совнархозов и ВСНХ – сохранение старых органов управления;
- НТР и автоматизация производства – преимущественное развитие тяжелой и оборонной промышленности (группа А).
Учитель. Какие противоречия в политической сфере вы можете назвать? ( Используйте документ на с. 309 учебника Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров История Отечества.ХХ – начало ХХ1 века. и документ 4,5 в раздаточных материалах).
ДОКУМЕНТ 4.
«ХХ съезд КПСС – это точка отсчета нового периода в истории КПСС и Советского государства, всего коммунистического движения, переломный этап в развитии стран народной демократии. в стратегическом плане выбранный курс был единственно верным, без него невозможно было здоровое развитие общества». [6]
ДОКУМЕНТ 5.
«Процесс обновления, затронувший в 50-е годы
разные сферы общественной жизни, начался прежде
всего с восстановления демократических основ
деятельности партии, ленинских норм и принципов
руководства. После длительного перерыва стали
регулярно собираться пленумы ЦК КПСС.
Налаживалась внутрипартийная информация,
увеличился поток писем от коммунистов,
трудящихся.
Партийные органы освобождались от работников, не
сумевших отказаться от авторитарных методов
руководства, игнорировавших критику. От своих
постов были освобождены первый секретарь ЦК
Компартии Азербайджана М.Д.Багиров, первый
секретарь ЦК Компартии Грузии А.И.Мирцхулава,
первый секретарь ЦК Компартии Армении
Г.А.Арутюнян.
Был принят ряд постановлений, направленных на
упорядочение и улучшение деятельности
государственного аппарата, проведено его
сокращение.
Однако в условиях административно-комaндной
системы, которая фактически сохраняла свои
позиции, управленческий аппарат через некоторое
время не только восстановил себя, но и продолжал
разрастаться.» [7]
ДОКУМЕНТ 6.
Некоторые события внешней политики СССР в 60-е годы.
1960г.
* 1 мая советская зенитная paкета сбила
американский самолет У-2 ВВС США. Пилот остался
жив – это был Фрэнсис Гарри Пауэрс, которого
впоследствии обменяли на советского разведчика
Рудольфа Абеля, арестованного в США. Визит
президента Д.Эйзенхауэра в СССР не состоялся.
* В сентябре Н.С.Хрущев во второй раз
приезжает в США на сессию ООН.
* Для студентов стран Азии, Африки и
Латинской Америки в Москве открывается
Университет дружбы народов.
* Отношения СССР с Китаем обострились,
что оттуда были отозваны советские специалисты.
1961г.
* «Берлинский кризис» – возникла стена,
разделяющая Западный и Восточный Берлин.
* Большой театр гастролировал в Канаде и
Америке, имел колоссальный успех.
Найдите здесь противоречие.
Противоречия в политической сфере:
Внутренней | Внешней |
1) восстановление демократических
принципов в управлении страной –
установление единовластия Н.С.Хрущева; 2) реабилитация политических заключенных – реабилитация не коснулась участников оппозиционных течений, участников сфальсифицированных процессов 30-х г. |
1) сотрудничество с другими странами – СССР способствует возникновению кризисов, очагов международной напряженности. |
Учитель. Рассмотрим положение дел в социальной сфере.
ДОКУМЕНТ 7.
Хрущевское десятилетие хаpaктеризуется принятием ряда важных социальных программ. По вопросам их реализации в среде историков, экономистов, политиков существуют различные мнения.
А. «Ни один его шаг не был сделан достаточно твердо, ни одно начинание не было доведено до конца… Больше всего реформы губило то, как именно они проводились и какие ограниченные – по сравнению с вспыхнувшими надеждами – результаты давали»– такова точка зрения социологов Ю.Левады и В.Шейнина. [8]
Б. «Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды…
Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический хаpaктер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.
Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными.
Крестьянская реформа. До Хрущева крестьяне из-за немыслимых поборов и налогов вели жалкое существование… Кроме того, крестьяне были, по существу, на положении крепостных. Реформа привела к тому, что деревня стала жить более или менее по-человечески, и крестьяне получили возможность переходить из одного хозяйства, района и т. д. в другой, переезжать в город, обзаводиться паспортами. Конечно, хватало и непоследовательности, и просто ошибок в руководстве сельским хозяйством, однако коренная реформа все же дала положительные результаты.» [9]
Как вы считаете, можно ли оценивать социальную политику тех лет в целом как успешную?
Противоречия в социальной сфере:
- снижение пенсионного возраста – невысокие пенсии;
- жилищное строительство – малогабаритность жилья;
- паспортизация сельского населения.
Учитель. Обратимся к духовной сфере.
ДОКУМЕНТ 8.
Из хроники важнейших событий культурной жизни страны середины 50-х – начала 60-х гг.:
- опубликована повесть И.Эренбурга «Оттепель», давшая название целому периоду в литературно-художественном творчестве;
- в Москве начал работу новый театр «Современник»;
- восстановлены добрые имена многих деятелей культуры: В.Мейерхольда. И.Бабеля, О.Maндельштама, М.Кольцова и др.;
- в Москве впервые проведен Международный конкурс скрипачей и пианистов имени П.И.Чайковского и Международный кинофестиваль;
- исключен из Союза писателей Б.Пастернак за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго»;
- VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве;
- критика Н.С.Хрущевым работ московских художников и скульпторов на выставке в Москве;
- встречи партийного руководства с творческой интеллигенцией (последняя прозвала эти встречи «ухрущение строптивых»);
- созданы творческие союзы: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР;
- начали выходить новые журналы «Юность», «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», «История СССР», «Вопросы литературы», «Музыкальная жизнь» и др.;
- открылась выставка картин Дрезденской галереи;
- опубликованы запрещенные стихи С.Есенина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, рассказы М.Зощенко;
- в «Новом мире» напечатана повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Ознакомьтесь с изложенными выше фактами. Как они хаpaктеризуют культурную жизнь страны и духовное состояние общества в середине 50-х – начале 60-х гг.?
Противоречия в духовной сфере:
- свобода творчества – ограничение тем творчества;
- «оттепель» – нетерпимость к инакомыслию.
Какие объяснения противоречивости реформаторской деятельности Н.Хрущева вы можете дать, опираясь на приведенные выше факты.
Причины:
- личные качества Н.С.Хрущева;
- боязнь скомпрометировать себя и находящихся у руководства страной лиц;
- не готовность страны и руководства к глубоким переменам («дозированная демократия»).
Т.о. мы доказали и объяснили парадоксальность преобразований середины 50-х – начала 60-х гг. XX в.
Домашнее задание.
Смоделируйте ситуацию, при которой начавшиеся Н.С.Хрущевым демократические преобразования всех сфер жизни советского общества могли бы успешно завершиться.
Список литературы:
- Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление. 1953-1985: Свидетельство современника. М., 1991, с. 102-103.
- Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и paкеты. М., 1994. т. 2, c.467-469.
- Грачев А. Два русла истории еще не воссоединились. Новое время. 1994 г. №15, с.6.
- Бунич П. « Литературная газета». 1994 г., 20 апреля.
- Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф.Чуева. М., 1991, с..346-347.
- Крючков В. Личное дело. М., 1996, ч.1, с. 44.
- Е.А. Гевуркова, А.Г.Колосков. Задания для самостоятельных работ по истории СССР. М., 1991, с.59.
- Размышления над страницами истории. 1953-1964: Почему тогда не получилось// Московские новости. 1988, №18.
- Федоров Г. Как нам оценивать Хрущева? // Московские новости. 1988. №31. С.2.
- Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История Отечества. ХХ- начало ХХ1 века.
Приложение 1
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...
18 03 2024 5:56:54
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
17 03 2024 4:21:25
На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....
16 03 2024 3:28:26
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
15 03 2024 22:49:44
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
14 03 2024 0:31:19
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
13 03 2024 14:31:54
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
12 03 2024 19:29:29
Урок является завершающим в теме “Феодальная раздробленность на Руси”, на изучение которой отводится по программе 7 учебных часов. Урок тесно связан с предыдущими, так как работа строится на основе знаний учащихся, полученных прежде. Также прослеживается связь данного урока с последующими уроками, так как монголо-татарское иго на Руси еще сохранялось, и об этих событиях речь пойдет на следующих уроках....
11 03 2024 9:57:23
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
10 03 2024 16:38:20
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
09 03 2024 5:24:25
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
08 03 2024 15:20:45
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
07 03 2024 2:45:57
Сценарий вечера духовно-патриотического воспитания с использованием ИКТ-технологий. Цель разработки – дать целостное представление о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), о роли человека на фронте и в тылу, возможность обратиться к личностному фактору отношения к данным историческим событиям....
06 03 2024 5:42:22
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН). ...
05 03 2024 19:25:20
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
04 03 2024 7:46:41
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
03 03 2024 14:25:17
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
02 03 2024 12:15:50
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
01 03 2024 11:50:51
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
29 02 2024 17:37:46
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
28 02 2024 3:37:10
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
27 02 2024 12:15:15
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека». ...
26 02 2024 12:54:20
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...
25 02 2024 10:25:51
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
24 02 2024 5:49:26
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления. ...
23 02 2024 17:21:53
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
22 02 2024 22:30:12
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
21 02 2024 7:53:50
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков. ...
20 02 2024 22:10:10
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
19 02 2024 14:35:16
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
18 02 2024 5:45:36
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
17 02 2024 15:25:14
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
16 02 2024 20:26:52
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
15 02 2024 23:36:26
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...
14 02 2024 4:16:10
Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....
13 02 2024 20:22:58
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
12 02 2024 2:54:16
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
11 02 2024 6:38:26
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
10 02 2024 4:55:18
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
09 02 2024 12:59:11
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
08 02 2024 13:12:10
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
07 02 2024 19:22:42
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
06 02 2024 4:21:56
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...
05 02 2024 9:46:51
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
04 02 2024 22:54:21
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
03 02 2024 22:34:24
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
02 02 2024 22:38:47
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III. ...
01 02 2024 2:47:31
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
31 01 2024 21:27:10
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...
30 01 2024 2:12:43
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
29 01 2024 8:32:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::