Урок-пpaктикум "Парадоксы реформаторского курса Н.С. Хрущева"
Цель урока: доказать парадоксальность преобразований середины 50-х – начала 60-х гг. XX в.
Задачи урока:
- Провести поиск необходимой информации в нескольких источниках.
- Выявить противоречия политики руководства СССР в различных сферах жизни советского общества.
- Дать оценку деятельности Н.С.Хрущёва, аргументируя свою точку зрения.
План урока
1. Введение (слайды 1-4).Определение темы урока.
2. Основная часть.
- Противоречия в экономической сфере (слайд 5);
- Противоречия в политической сфере (слайд 6);
- Противоречия в социальной сфере (слайд 7);
- Противоречия в духовной сфере (слайд 8).
3. Заключение. Причины противоречивости
реформаторской деятельности Н.Хрущева (слайд 9).
4. Домашнее задание (слайд10)
ХОД УРОКА
Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Н.С.Хрущев и его десятилетие». До сих пор в работах российских и зарубежных историков, экономистов и политологов дается неоднозначная оценка данному периоду. Давайте обратимся к некоторым из них.
ДОКУМЕНТ 1.
Сопоставьте приведенные высказывания. Выделите общие мысли и суждения о причинах смещения Н.С.Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Сформулируйте тему урока.
А. «Смещение Н.С.Хрущева в октябре
1964 г. считаю самым настоящим «дворцовым
переворотом»… При этом ситуация была очень
странной. В партии и в стране пpaктически не
ощущалось недовольства этой незаконной акцией, в
общем-то демонстрацией произвола. Наоборот,
почти повсеместно она была встречена с
одобрением, а то и с радостью…
Эта ситуация кажется парадоксальной. То, что
делал Н.С.Хрущев за время своего руководства
партией и страной для всех слоев общества, для
советских людей по логике вещей должно было
обеспечить ему значительную популярность. Но
оказалось, что ее не было.
Утрату популярности едва ли можно объяснить
внутренними и внешнеполитическими неудачами
последней пары лет, хотя они были (это и повышение
цен на мясо и молоко, и кровопролитие в
Новочеркасске, и Карибский кризис). Мне кажется,
главная причина состояла в том, что к этому
времени у очень многих людей созрело ощущение,
что Хрущев и его политика себя исчерпывают,
пробуксовывают, что он ушел от одного берега
(привычной сталинской политики) и никак не может
пристать к другому. Иными словами, он потерял
доверие и популярность из-за того, что вел
половинчатую политику, погряз в половинчатых
решениях, которые, по сути, решениями и не были… И
потому он ничьей поддержкой не располагал, почти
у всех вызывал раздражение». [1]
Б. «ХХ съезд, разоблачив преступления
Сталина, осудив репрессии, обрек на гибель
централизованную систему руководства. Не стало
стpaxa, на котором она держалась все эти годы. Но
ничто не пришло ему взамен… Еще вчера послушный
аппарат перестал выполнять, просто игнорировал
неугодные ему указания отца… Аппарат жаждал
спокойствия и стабильности. Хотелось пожить в
свое удовольствие, забыв страхи сталинской поры.
расслабиться от постоянного напряженного
ожидания реорганизаций… Армия роптала на
проведенные сокращения, в результате которых не
столько вернулись домой солдаты, сколько
остались без работы офицеры…
Интеллигенция тоже потеряла веру в отца. Он
ухитрился поссориться со многими еще вчерашними
своими сторонниками. Учил художников рисовать,
поэтов писать стихи, режиссеров ставить
спектакли и снимать кинофильмы.
Убежденный в экономических преимуществах
крупных, механизированных крестьянских
производств… отец, не дожидаясь результатов,
энергично принялся за сокращения
«малоэффективных» подворий и приусадебных
участков. Они, казалось ему, связывают руки
крестьянам, становятся обузой на фоне грядущего
изобилия. Крестьяне считали иначе и проклинали
еще совсем недавно столь популярного
преобразователя…
Всем стало жить труднее. При действующей системе
приростов производства ждать не приходилось.
Требовались коренные преобразования, но до этого
еще предстояло додуматься… Отец исчерпал себя.
Его время истекло…» [2]
В. «Хрущев не был первым и наверняка не останется последним руководителем, ставшим жертвой собственной политики: как и положено истинному реформатору, он разбудил процессы, развитие которых не был способен сам контролировать. И хотя это редко ставят в заслугу политику, он достоин самой высокой оценки за главное: Хрущев избавил страну от стpaxa, не учтя, правда, при этом, что именно страх был символом и главным инструментом власти в России в предшествующие ему советские и досоветские годы». [3]
Учащиеся. Делают вывод о непоследовательности, противоречивости деятельности Н.С.Хрущева в 1953-1964гг.
Учитель. Для того, чтобы понять происходящее в то время, нам необходимо выяснить:
- Какие факты могли послужить основой для данного утверждения.
- Назвать причины, обусловившие противоречивый хаpaктер преобразований.
Назовите сферы, в которых проводились преобразования. (Экономическая, политическая, социальная, духовная)
Рассмотрим экономическую сферу. Какие противоречия вы можете назвать?
ДОКУМЕНТ 2.
Сравните приведенные оценки и выскажите свое понимание этой проблемы.
А. «С именем Хрущева связана и целина. И она тоже была ошибкой. Освоение целины проводилось без экономического обоснования. Надо было не целину поднимать, а наши центральные области. В освоение залежных земель вложены огромнейшие средства. Да, что-то целина дала, но восклицательного знака я здесь не поставлю. При таких вложениях здесь, в Центральной России, мы имели бы хлеба и больше, и дешевле». [4]
Б. «Целину начали осваивать преждевременно. Безусловно, это нелепость. В таком размере – авантюра. Я никогда не был против освоения целины, хотя Хрущев обвинил меня главным противником целины. Но я с самого начала был сторонником освоения целины в ограниченных масштабах, а не в таких громадных, которые нас заставили огромные средства вложить, нести колоссальные расходы, вместо того чтобы в обжитых районах поднимать то, что уже готово… Я предлагал вложить эти деньги в наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно». [5]
ДОКУМЕНТ 3.
В одной из статей говорилось, что мы должны быть благодарны Хрущеву уже за то, что он поставил на повестку дня развитие современного животноводства. В то же время по его инициативе было принято решение о ликвидации коров в частном секторе (у колхозников и рабочих совхозов).
Как соотнести одно с другим? Нет ли здесь противоречия? Каковы были последствия этого для развития сельскохозяйственного производства?
На основе изученного ранее материала и документов 2 и 3 учащиеся находят противоречия в экономике.
- целина-закупка зерна за границей;
- развитие животноводства, снижение налогов с колхозников – ликвидация коров в частном секторе;
- повышение заработной платы – уравниловка в оплате труда высококвалифицированных и рабочих без квалификации;
- создание совнархозов и ВСНХ – сохранение старых органов управления;
- НТР и автоматизация производства – преимущественное развитие тяжелой и оборонной промышленности (группа А).
Учитель. Какие противоречия в политической сфере вы можете назвать? ( Используйте документ на с. 309 учебника Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров История Отечества.ХХ – начало ХХ1 века. и документ 4,5 в раздаточных материалах).
ДОКУМЕНТ 4.
«ХХ съезд КПСС – это точка отсчета нового периода в истории КПСС и Советского государства, всего коммунистического движения, переломный этап в развитии стран народной демократии. в стратегическом плане выбранный курс был единственно верным, без него невозможно было здоровое развитие общества». [6]
ДОКУМЕНТ 5.
«Процесс обновления, затронувший в 50-е годы
разные сферы общественной жизни, начался прежде
всего с восстановления демократических основ
деятельности партии, ленинских норм и принципов
руководства. После длительного перерыва стали
регулярно собираться пленумы ЦК КПСС.
Налаживалась внутрипартийная информация,
увеличился поток писем от коммунистов,
трудящихся.
Партийные органы освобождались от работников, не
сумевших отказаться от авторитарных методов
руководства, игнорировавших критику. От своих
постов были освобождены первый секретарь ЦК
Компартии Азербайджана М.Д.Багиров, первый
секретарь ЦК Компартии Грузии А.И.Мирцхулава,
первый секретарь ЦК Компартии Армении
Г.А.Арутюнян.
Был принят ряд постановлений, направленных на
упорядочение и улучшение деятельности
государственного аппарата, проведено его
сокращение.
Однако в условиях административно-комaндной
системы, которая фактически сохраняла свои
позиции, управленческий аппарат через некоторое
время не только восстановил себя, но и продолжал
разрастаться.» [7]
ДОКУМЕНТ 6.
Некоторые события внешней политики СССР в 60-е годы.
1960г.
* 1 мая советская зенитная paкета сбила
американский самолет У-2 ВВС США. Пилот остался
жив – это был Фрэнсис Гарри Пауэрс, которого
впоследствии обменяли на советского разведчика
Рудольфа Абеля, арестованного в США. Визит
президента Д.Эйзенхауэра в СССР не состоялся.
* В сентябре Н.С.Хрущев во второй раз
приезжает в США на сессию ООН.
* Для студентов стран Азии, Африки и
Латинской Америки в Москве открывается
Университет дружбы народов.
* Отношения СССР с Китаем обострились,
что оттуда были отозваны советские специалисты.
1961г.
* «Берлинский кризис» – возникла стена,
разделяющая Западный и Восточный Берлин.
* Большой театр гастролировал в Канаде и
Америке, имел колоссальный успех.
Найдите здесь противоречие.
Противоречия в политической сфере:
Внутренней | Внешней |
1) восстановление демократических
принципов в управлении страной –
установление единовластия Н.С.Хрущева; 2) реабилитация политических заключенных – реабилитация не коснулась участников оппозиционных течений, участников сфальсифицированных процессов 30-х г. |
1) сотрудничество с другими странами – СССР способствует возникновению кризисов, очагов международной напряженности. |
Учитель. Рассмотрим положение дел в социальной сфере.
ДОКУМЕНТ 7.
Хрущевское десятилетие хаpaктеризуется принятием ряда важных социальных программ. По вопросам их реализации в среде историков, экономистов, политиков существуют различные мнения.
А. «Ни один его шаг не был сделан достаточно твердо, ни одно начинание не было доведено до конца… Больше всего реформы губило то, как именно они проводились и какие ограниченные – по сравнению с вспыхнувшими надеждами – результаты давали»– такова точка зрения социологов Ю.Левады и В.Шейнина. [8]
Б. «Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды…
Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический хаpaктер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.
Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными.
Крестьянская реформа. До Хрущева крестьяне из-за немыслимых поборов и налогов вели жалкое существование… Кроме того, крестьяне были, по существу, на положении крепостных. Реформа привела к тому, что деревня стала жить более или менее по-человечески, и крестьяне получили возможность переходить из одного хозяйства, района и т. д. в другой, переезжать в город, обзаводиться паспортами. Конечно, хватало и непоследовательности, и просто ошибок в руководстве сельским хозяйством, однако коренная реформа все же дала положительные результаты.» [9]
Как вы считаете, можно ли оценивать социальную политику тех лет в целом как успешную?
Противоречия в социальной сфере:
- снижение пенсионного возраста – невысокие пенсии;
- жилищное строительство – малогабаритность жилья;
- паспортизация сельского населения.
Учитель. Обратимся к духовной сфере.
ДОКУМЕНТ 8.
Из хроники важнейших событий культурной жизни страны середины 50-х – начала 60-х гг.:
- опубликована повесть И.Эренбурга «Оттепель», давшая название целому периоду в литературно-художественном творчестве;
- в Москве начал работу новый театр «Современник»;
- восстановлены добрые имена многих деятелей культуры: В.Мейерхольда. И.Бабеля, О.Maндельштама, М.Кольцова и др.;
- в Москве впервые проведен Международный конкурс скрипачей и пианистов имени П.И.Чайковского и Международный кинофестиваль;
- исключен из Союза писателей Б.Пастернак за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго»;
- VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве;
- критика Н.С.Хрущевым работ московских художников и скульпторов на выставке в Москве;
- встречи партийного руководства с творческой интеллигенцией (последняя прозвала эти встречи «ухрущение строптивых»);
- созданы творческие союзы: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР;
- начали выходить новые журналы «Юность», «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», «История СССР», «Вопросы литературы», «Музыкальная жизнь» и др.;
- открылась выставка картин Дрезденской галереи;
- опубликованы запрещенные стихи С.Есенина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, рассказы М.Зощенко;
- в «Новом мире» напечатана повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Ознакомьтесь с изложенными выше фактами. Как они хаpaктеризуют культурную жизнь страны и духовное состояние общества в середине 50-х – начале 60-х гг.?
Противоречия в духовной сфере:
- свобода творчества – ограничение тем творчества;
- «оттепель» – нетерпимость к инакомыслию.
Какие объяснения противоречивости реформаторской деятельности Н.Хрущева вы можете дать, опираясь на приведенные выше факты.
Причины:
- личные качества Н.С.Хрущева;
- боязнь скомпрометировать себя и находящихся у руководства страной лиц;
- не готовность страны и руководства к глубоким переменам («дозированная демократия»).
Т.о. мы доказали и объяснили парадоксальность преобразований середины 50-х – начала 60-х гг. XX в.
Домашнее задание.
Смоделируйте ситуацию, при которой начавшиеся Н.С.Хрущевым демократические преобразования всех сфер жизни советского общества могли бы успешно завершиться.
Список литературы:
- Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление. 1953-1985: Свидетельство современника. М., 1991, с. 102-103.
- Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и paкеты. М., 1994. т. 2, c.467-469.
- Грачев А. Два русла истории еще не воссоединились. Новое время. 1994 г. №15, с.6.
- Бунич П. « Литературная газета». 1994 г., 20 апреля.
- Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф.Чуева. М., 1991, с..346-347.
- Крючков В. Личное дело. М., 1996, ч.1, с. 44.
- Е.А. Гевуркова, А.Г.Колосков. Задания для самостоятельных работ по истории СССР. М., 1991, с.59.
- Размышления над страницами истории. 1953-1964: Почему тогда не получилось// Московские новости. 1988, №18.
- Федоров Г. Как нам оценивать Хрущева? // Московские новости. 1988. №31. С.2.
- Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История Отечества. ХХ- начало ХХ1 века.
Приложение 1
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
31 03 2023 14:55:57
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
30 03 2023 8:31:46
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях.
...
29 03 2023 17:45:12
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
28 03 2023 17:20:14
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
27 03 2023 10:12:35
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
26 03 2023 6:10:18
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности.
...
25 03 2023 3:32:11
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
24 03 2023 16:37:17
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти.
...
23 03 2023 10:42:11
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков.
...
22 03 2023 5:43:40
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы.
...
21 03 2023 12:26:45
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
20 03 2023 8:22:42
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.
...
19 03 2023 14:30:45
Автор знакомит с опытом подготовки школьников к ЕГЭ по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую прострaнcтвенно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох.
...
18 03 2023 21:44:20
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
17 03 2023 10:38:44
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
16 03 2023 12:28:50
Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....
15 03 2023 18:42:14
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
14 03 2023 20:15:20
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
13 03 2023 19:22:48
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
12 03 2023 8:29:51
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
11 03 2023 23:18:54
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
10 03 2023 15:43:32
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
09 03 2023 18:14:22
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
08 03 2023 21:46:46
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
07 03 2023 15:18:40
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
06 03 2023 14:54:10
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
05 03 2023 6:57:11
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию.
...
04 03 2023 7:30:15
Главной задачей воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного города. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5 – 8-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края Кузбасса.
...
03 03 2023 9:22:49
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
02 03 2023 23:21:45
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм".
...
01 03 2023 1:19:53
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
28 02 2023 9:45:59
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции.
...
27 02 2023 8:44:13
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
26 02 2023 5:34:25
Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
25 02 2023 1:25:36
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....
24 02 2023 8:59:34
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
23 02 2023 11:40:38
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками.
...
22 02 2023 12:22:58
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
21 02 2023 6:27:40
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
20 02 2023 23:32:15
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная.
...
19 02 2023 2:21:51
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
18 02 2023 14:39:43
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума.
...
17 02 2023 0:22:44
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
16 02 2023 5:51:27
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.
...
15 02 2023 20:31:49
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
14 02 2023 17:31:23

Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
13 02 2023 12:25:49
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
12 02 2023 8:26:21
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
11 02 2023 19:37:56
Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....
10 02 2023 13:26:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::