Интегрированный урок по истории и обществознанию "Господин Великий Новгород". 6-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок по истории и обществознанию "Господин Великий Новгород". 6-й класс


    Интегрированный урок по истории и обществознанию "Господин Великий Новгород". 6-й класс

Цель: актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХШ век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей.

Задачи:

Образовательные:

- формирование представлений об антинорманнской теории возникновения государственности на Руси;

- закрепление знаний о политическом устройстве Новгородской республики;

- усвоение новых знаний о памятнике “Тысячелетие России” в Новгороде.

Развивающие:

- расширение представлений об истории нашей страны;

- развитие речи (происхождение слова “варяг”, интерпретация текста “Повести временных лет “с антинорманнской позиции).

Воспитывающие:

- воспитание чувства патриотизма,

- формирование первоначальных представлений о “национальная идее”, сформулированной графом Сергеем Уваровым в 1833 г;

- познакомить с информацией о судьбе памятника “Тысячелетие России ”в годы Великой Отечественной Войны и подвиге реставраторов;

- познакомить с текстом “Слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла у памятника “Тысячелетие России”.

Средства реализации урока: cлайды для презентации.

Раздаточный материал: карточки заданий для работы в парах “должностные лица Новгородской республики и их обязанности”; задания игры “Ты - Александр Невский”;текст “Слово Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла у памятника “Тысячелетие России” в 2009 году; набор открыток “Софийский Собор Великого Новгорода”; стенд с фотоматериалами “Памятник “Тысячелетие России”; аудиозапись колокольных звонов.

Учитель: История Новгорода – это история одного из крупнейших городов Средневековой Европы, стоящего у истоков возникновения Русского государства.

Великий Новгород в 2009 году официально отметил 1150-летие.

В Средние века - это центр Новгородской земли. А период политической истории Новгородской земли с 1136 года и ограничения роли князя до победы московского князя Ивана Ш над новгородцами в 1478 году принято называть “Новгородская феодальная республика”. Сами новгородцы использовали обозначение Господин Великий Новгород.

Учитель: Покажите на карте, где расположен Великий Новгород (работа с картой).

Ученик: Господин Великий Новгород – древний русский город, расположенный неподалеку от озера Ильмень. Его территория простиралась от Балтии до предгорий Урала, от верховий Волги до Северного Ледовитого океана.

Учитель: Средневековый город сложился на месте более ранних поселений у истоков Волхова из Ильменя, где стоянки и поселения прослеживаются со времен неолита (4-3 тыс.л. до н.э.).

Вопрос: какая дата считается официальной датой возникновения Новгорода?

Ответ: Официальной датой возникновения Новгорода принято условно считать 859 год. В Никоновской летописи под годом 6357 (859) содержится запись о cмepти новгородского старейшины Гостомысла, и академик Тихомиров М.Н. счел это упоминание признанием даты возникновения города.

Учитель: Новгород являлся одним из центров государственности на Руси.

Вспомним материал уроков по обществознанию:

Вопросы: Что такое - государство? Какие признаки государства вы знаете?

Ответы: Государство - политическая организация общества, необходимая для его управления.

Признаки государства:

  • единая территория,
  • уверенитет (верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в международных отношениях);
  • аппарат управления, т.е. особая группа людей, которые фактически осуществляют власть в стране, армия, суды;
  • налоги,
  • законы.

Вопрос: Кто был родоначальником княжеской династии в Новгороде? (Рюрик)

Вопрос: Откуда мы это узнали?

Ученик: Из “Повести временных лет”, время написания  - 1111–1113 гг.

Вопрос: Кто составил эту летопись?

Ученик: Ученый монах Киево-Печерского монастыря Нестор, основываясь на различных рукописных источниках, создает “Повесть временных лет”.

По словам академика Д.С Лихачева, “Повесть временных лет” - “цельная, литературно изложенная история России. Никогда.... вплоть до ХVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения”.

Нестора называют отцом русской истории, так же как в Греции - Геродота.

Вопрос: А кто такой был Рюрик - основатель княжеской династии?

(Заслушивается сообщение ученика “Рюрик”, предварительно подготовленное).

Вопрос: Какого происхождения был Рюрик - славянского или норманнского?

Кто такие “варяги”? (Заслушиваются ответы учеников)

Учитель: Эти вопросы до сих пор вызывает ожесточенные, с участием сотен ученых споры. Профессор Санкт-Петербургской академии наук немец Т.З. Байер, не знавший русского языка, а тем более древнерусского, после изучения Лаврентьевской летописи, составленной монахом Нестором, в тpaктате на латинском языке высказал мнение, что древнерусское слово из летописей - “варяги” - это название скандинавов, и предложил “норманнскую” теорию происхождения государственности на Руси. Она поддерживалась видными историками ХУШ века Карамзиным Е.М., Ключевским В.О. и доминировала в исторической науке вплоть до 2000 года, несмотря на активную позицию “антинорманистов”, к которым, кстати, принадлежали Ломоносов М.В. и Крашенинников С.П.

Профессор полагал, что слово “варяг” взято из древнесеверных источников, где термином “верингьяр” именовались “наемные телохранители византийских императоров”. Основу теории Байера составляло предположение о том, что славянские и финно-угорские племена, обитавшие на побережье озера Ильмень, не сумев добиться порядка в своих владениях, призвали для этой цели из-за Балтийского моря наемного скандинавского князя Рюрика с братьями Синеусом и Трувором, которые стали править в Новгороде, Белоозере и Изборске. От них, по утверждению Байера, и пошла “Русская земля”. Эта версия изложена и в учебнике Пчелова Е.В., по которому мы изучаем историю России. Но претендент для наведения порядка и твердого управления не мог быть безродным, однако оказалось, что самым знатным среди скандинавских Рюриков был мелкий удельный князь Рюрик Даггсон, ослепленный своим братом и живший почти на два века позже, чем “призвание варягов”. Да и сами варяги в летописи называли себя “русами”, а не “норманнами” или “свеями”.

В 1997 году историк Анохин Г.И., члeн Русского географического Общества, выступил с докладом “Рюрик – солевар из Русы”. Доклад, ошеломивший слушателей, пролежав в “столе 2 авторитетных историков его времени” четверть века, позднее был, наконец был признан современными учеными и опубликован в 2000 году в журналах “Известия Академии наук” и “Вопросы истории”, 2000, №3, с. 51-61.

Анохин в своем докладе приводит ряд убедительных доказательств того, что первыми “варягами “на Руси были не скандинавы, а “русы” - южноильменские словене.

С начала IХ века в составе населения Южного Приильменья выделилась социально- экономическая группа “Русь” - верхушка общества. Жители Приильменья стали состоятельными гражданами, овладев искусством солеварения. У слияния рек Полисть и Порусья вырос город солеваров Руса. Этот промысел продолжался не менее 1000 лет. Последний солеваренный завод в Старой Руссе (так стала называться Руса с 17 века) просуществовал до 1871 года. Соседи южноильменских славян называли их “варягами” от глагола “варити” - выпаривать соль. Слово “варяг”- не скандинавское, а славянское. В древнем языке славян, в отличие от скандинавского, суффиксы “яг” или “яга” были вполне закономерны: бродить - бродяга, милый - миляга, работать - работяга и т.п. Кроме того, Варяжким морем новгородцы, соплеменники варягов, жившие на другой стороне Мойского, или Русского моря, называли не Балтийское море, а озеро Ильмень.

В Лаврентьевской летописи после такого исследования все становится на свои места. Новгородцы просили навести порядок в своих землях не безродных скандинавов, а верхушку соседей варягов - руссов, живущих за Варяжским морем. И выбор пал на их предводителя Рюрика с братьями. Имя Рюрик – славянское и означает “сокол”. Его символ присутствует в родовом знаке Рюриковичей. Рюрик привел с собой в Новгород дружину солеваров – руссов, то есть варягов, пополняя ее в дальнейшем уже не только уроженцами Русы, но и “бродягами”- эмигрантами финно - уграми и скандинавами. Этот факт запомнился славянам, и впоследствии термин “варяг” стали отождествлять

с понятием “наемник, наемный дружинник”. Интересно, что уже с Х века в составе охраны посольств Киевской Руси стали преобладать не варяги – русы, а вытеснившие их скандинавы. Отсюда и произошла историческая пyтaница при оценке роли славян и викингов в судьбе византийского государства.

Учитель: Ребята. Вы сейчас познакомились с материалами доклада историка Анохина. Я разделяю эту точку зрения. Надеюсь, что и вы тоже. Разделяете?

На Западе постоянно появляются псевдоисторические, политически спекулятивные публикации норманистов. Западно-германский журнал Штерн в 1980 году поместил сочинения некоего Лео Сиверса “Немцы и русские”: “Варяги, приплывавшие из Швеции, ...объединяли разобщенно жившие славянские племена, придавая им строгую организацию”. В своем романе-эссе “Память” патриот, пытливый исследователь различных рукописей и документов Владимир Чивилихин пишет: “Не было в мировой исторической науке более вредного и спекулятивного, чем норманизм - своего рода наукообразного террора, унижавшего русский народ, искажавшего его историю”.

Итак, Рюрик - славянин начинает княжить в Новгороде.

Вопрос: Назовите дату начала княжения Рюрика.

Ответ: 862 год. Эта дата является точкой отсчета создания Древнерусского государства.

Вопрос: назовите признаки государства при княжении Рюрика.

Ответ: выделение родовой знати; власть, передаваемая по наследству (княжеская династия); дружина; сбор дани; территория.

Вопросы: Кто княжит после кончины Рюрика?

Какие важные для становления государства события происходят во время его правления?

Ответ: Князь Олег (879-912 гг);

882 г. - объединение под своей властью Новгорода и Киева, а также славянских земель, которые лежали между этими городами (создание Киевской Руси со столицей в Киеве); заключение мирных договоров с Византией.

Вопрос: В каком году происходит Крещение Руси?

Какова роль принятия христианства для Руси?

Ответ: Дата Крещение Руси – 988 г. Русь стала христианским государством, повысился ее международный авторитет. Духовное и культурное влияние Византии способствовало развитию самобытной русской культуры, в том числе: письменности, каменного зодчества, иконописи. Формировались новое мировоззрение и жизненный уклад народа, были отменены языческие обряды, жертвоприношения и многоженство; вера объединяла людей.

Учитель: Новгородские земли вошли в состав Древнерусского государства.

Вопрос: Как управлялось русское государство?

Ученик: (работа с таблицей “Схема управления Древнерусским государством”).

Вопрос: Какие события, изменившие систему управления в Новгороде, произошли в 1136 году?

Ответ: Со времен Ярослава Мудрого в Новгороде правили сыновья Киевского князя. Но с конца 11 века новгородцы сами избирали себе князей, а в случае недовольства изгоняли из города. Ярким примером самостоятельности города стало изгнание новгородцами князя Всеволода Мстиславича в 1136 году. Во время битвы новгородцев с суздальцами князь Всеволод первым бежал с поля боя. Вече, обвинив князя в трусости, низложило его и избрало себе другого князя.

Учитель: С 1136 года принято вести отсчет существования самостоятельной Новгородской республики.

Вопрос: Что означает слово “республика”?

Ответ: Республика - государство с выборной властью.

Вопрос: Каким было управление Новгородской республики?

Ответы (работа со схемой): (ученики называют обязанности властей)

(Показ слайда со схемой управления Новгородской республикой)

Работа в парах: на каждом столе по 2 задания - соотнести термин и обязанности должностных лиц. Оба ученика обсуждают правильность ответа.

Князь: права князя были ограничены. Новгородцы заключали договор с князем. В договоре оговаривались условия княжения:

Князь защищал город от внешней опасности и комaндовал войском (дружиной и ополчением); на его имя поступала дань; являлся арбитром в судебных делах, но наказывать граждан по своему усмотрению ему запрещалось. Ему не подчинялись должностные лица города. Князь не имел права на земельные владения в Новгороде, даже проживать он должен был со своей дружиной за пределами города.

Церковная власть пользовалась в Великом Новгороде авторитетом и значительной степенью самостоятельности.

Епископ - избирался на вече, как правило, пожизненно, а потом утверждался Киевским митрополитом.

Епископ:- управлял церковной вотчиной; являлся хранителем Новгородской казны, эталонов мер и весов; своей печатью утверждал международные договоры; устранял разногласия вече и князя, князя и посадника.

Учитель: Вспомним материал обществознания. Какие признаки государства вы находите в Новгородской республике?

Ответ: Тип государства - республика; территория; аппарат выборной власти; войско; законы; сбор налогов (дани); единый язык; единая вера.

Учитель: Каким было административное деление города? (Работа с планом города).

Ответ: Рекой Волхов Новгород делился на 2 части: правый берег - Торговая часть. Левый берег - Софийская, так как здесь находился Софийский собор.

Каждая часть делилась на районы - концы, или пятины: Софийская сторона: Неревский. Загородский и Люденский концы.

Торговая часть: Плотницкий, Славенский концы. Каждый район выбирал на кончанском вече кончанского старосту. Концы состояли из улиц; на уличанском вече выбирался уличанский староста.

Учитель: Сейчас постарайтесь раскрыть смысл выражения “Господин Великий Новгород”

- Ответ: Новгород был “господином”, то есть сам решал свои дела, в отличие от прежнего периода, когда “господином” был великий князь Киевский.

Учитель: Какой из Новгородских князей вам известен? Чем он прославился?

(Ответы учеников)

Учитель: Святой благоверный князь Александр Невский за свою мудрую и дальновидную политику причислен к лику святых, а год назад при Всероссийском голосовании по определению человека - символа России был назван первым. Его кандидатура была предложена Его Святейшеством Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

Вопрос: А что такое – политика?

Ответ: Область деятельности, связанная с управлением.

Учитель: А как вы считаете - легко ли быть князем? Давайте сыграем с вами в игру “ты - Александр Невский”.

Учитель дает несколько заданий по рядам.

1 ряд: Задание 1. В 1240 году ты все еще новгородский князь. Тебе доложили, что на берегу Невы высадилось шведское войско. Шведский комaндующий шлет самоуверенное послание: “Уже я здесь, хочу пленить землю твою. Если можешь - обороняйся”. Твое решение?

1) Начать мирные переговоры;

2) послать к отцу гонцов с просьбой о помощи и готовиться к обороне;

3) спешно выступить навстречу шведам с наличными небольшими силами, уповая на неожиданность нападения.

2 ряд: Задание 2. В 1240 году на Новгород обрушилась новая беда: в его владения вторглись немецкие рыцари. Тебя в это время не было, ты поссорился с новгородцами и уехал к отцу. Но когда они попросили о помощи, ты немедленно вернулся и выступил навстречу немцам и их союзникам - племени Чудь. Битва с рыцарями произошла на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Ты знаешь, что немцы всегда наступают клином, чтобы пробить центр противника и разделить на две половины. Твое войско состоит из тяжеловооруженных и легковооруженных воинов. Как ты их расставишь?

1) Легковооруженных воинов в тыл и резерв, а то рыцари их легко порубят;

2) легковооруженных воинов вперед, тяжеловооруженных на фланги. Уничтожив легкую пехоту, рыцари окажутся в окружении твоих сильнейших полков;

3) вперемежку, чтобы тяжеловооруженные воины могли защищать легковооруженных.

3 ряд: Задание 3. Ты приехал к татарскому хану, и тебе удалось убедить его не устраивать на Русь карательный набег. Тебя пригласили на пир. Хан, в знак особого уважения, прислал от себя чашу с кумысом, но ты имеешь веские основания полагать, что он отравлен, ведь точно так же некогда в Орде был убит князь Ярослав, отец Александра Невского. Что ты сделаешь?

1) Выплеснешь чашу в лицо хану;

2) выпьешь ее, чтобы гнев хана не коснулся Руси;

3) примешь ее, но притворишься, что случайно разлил.

Учитель: Молодцы. Из вас в будущем могут получиться замечательные политики.

Учитель: Князю Александру Невскому часто приходилось делать выбор. В ханской ставке, куда он приехал после cмepти отца, ему предлагалось поклониться идолам и пройти через огонь. Князь отказался со словами: “Не подобает мне, христианину, кланятися твари, кроме Бога”. За такой отказ был зверски замучен князь Черниговский Михаил. (Слайд). Князя хан помиловал - быть может, за его храбрость, быть может, под влиянием его внешнего облика и внутренней силы: “Рукописное сказание” повествует, что, отпуская от себя св. Александра, он сказал: “Истину мне сказасте, яко несть подобна сему князя”.

Учитель: В тяжелые для России времена, когда Русь подверглась нападению татаро-монголов, Рим мечтал видеть Русь окатоличенной: Иннокентий IV в 1264 году отправил два посольства: в Галич и Новгород, пытаясь доказать преимущества католичества. Вместе с митрополитом Кириллом, духовенством и боярами св. князь Александр составили пространный ответ, суть которого была: сего учения не принимаем”.

Это был исторический выбор Новгорода и Руси.

Учитель: Когда новгородцы шли в бой, они давали клятву “Умереть за вольность и Святую Софию”. Постарайтесь раскрыть смысл этого выражения.

Ответ: они готовы были умереть за вечевой строй и символ Новгорода – Софийский собор.

Ученик (заранее получил задание): Софийский собор. (Показ слайдов, иллюстраций).

Высота храма - 38 м, он в полтора раза выше Киевского Софийского собора.

Его венчают 5 глав. В центре златоверхой главы на кресте сидит гoлyбка - “охранитель города”. По древней легенде, “как слетит гoлyбь с креста, тут и Новгороду конец”. Появление фигурки гoлyбя на кресте относят ко временам Ивана Грозного, когда тот, заподозрив заговор среди новгородцев, учинил кровавую расправу над жителями города. Паривший над новгородской землей гoлyбь, увидев зверства опричников, спустился на крест Софийского собора и застыл там навеки. С тех пор новгородцы связывали его присутствие с божественным покровительством древнему городу.

Учитель: В годы Великой Отечественной войны, во время одного из авианалетов, крест с гoлyбем был сбит и завис на металлических тросах.

В городе во время оккупации находился инженерный корпус испанской “Гoлyбой” дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев крест был вывезен в Испанию. В 2002 году стало известно, что Софийский крест находится в испанском музее Военно-инженерной академии Испании. В результате переговоров испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

Главная ценность Софии - ее древние иконостасы. В местном ряду - Образ Софии - Премудрости Божией.

Ученик: Еще одна легенда 1108 года: при росписи сводов в зените главы был изображен Христос Вседержитель с благословляющей десницей. Наутро после завершения росписи епископ увидел, что рука Спасителя сжата. И велел переписать Образ. Так повторялось несколько раз, до того времени, когда раздался глас: “Писари, о писари, не пишите Меня с благословляющей рукой, а пишите с рукою сжатою, потому что в этой руке держу Я Великий Новгород. А когда эта рука Моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание”. В храме находится еще одна чудотворная икона “Знамение”, которая помогла жителям Новгорода отразить нападение суздальцев.

Ученик: Новгородская республика просуществовала до 1478 года, когда Великий князь Московский Иван Ш присоединил Великий Новгород к московскому княжеству. Вечевой колокол был снят и вывезен в Москву. Но людская память не хотела с этим смириться, и появилась еще одна легенда, будто при перевозе вечевой колокол упал и раскололся на множество колокольчиков, издающих малиновый звон. В конной упряжи их должно быть обязательно несколько.

Учитель: в 1862 году Российское государство отмечало 1000-летний юбилей.

Был объявлен конкурс на проект народного памятника в честь этого события.

В конкурсе проектов победил Михаил Осипович Микешин.

Ученик: Сообщение на тему “Памятник “Тысячелетие России”,показ слайдов и стенда с фотоматериалами.

Ученик: Художнику исполнилось 24 года, и по образованию он не был скульптором. С 19 лет он был вхож в царский дом, учил рисовать юных княжон. Микешину помогло то, что он не был профессионалом, воспитанным в классической традиции, В поисках образа, который бы передавал главную мысль памятника, Микешин подумал о колоколе. Вот та идея, которая объединила весь замысел!

Благовестный колокол, который возвестит миру о русской старине, о великих людях России и их славных подвигах (слайды).

Создавали памятник в мастерской архитектора Тона.

Памятник выполнен на з уровнях. Верхняя часть - в виде шара – державы, символ власти. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов. На верхнем уровне - ангел с крестом в руке (олицетворение Православной Церкви) и коленопреклоненная женщина (олицетворение России).

Средняя часть памятника - 17 фигур, символизирующих различные периоды русской истории: Князь Рюрик - 862 год; Крещение Руси - 988 год; Куликовская битва - 1380 год; Иван Ш - создание самодержавного государства – 1491 год; начало княжения династии Романовых - 1682 год; 1721 г. - создание Петром I империи.

Третья - нижняя часть – фриз, изображает исторических деятелей, послуживших на благо Отечества, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Фриз делится на 4 раздела: “Прсветители”, “Государственные люди”, “Военные люди и герои”, “Писатели и художники”.

При создании памятника была воплощена Национальная идея Государства Российского: Православие, Самодержавие, Народ. Впервые эта идея была сформулирована Графом Сергеем Уваровым. Эта идея была выкристаллизована в ходе тысячелетней истории России и представляет собой основы и залог ее существования.

Вопрос: Как вы думаете, какое значения имеют для нас, ныне живущих людей, мысли, надежды, чаяния, поступки людей, которые жили раньше, их цели и вера? (Ответы).

Учитель: Вы знаете, ребята, что в этом году наша страна отмечает 65-летие Великой Победы. Назовите орден в честь одного из великих князей Новгорода.

Ученик: В 1943 году в Советской Армии был учрежден Орден Александра Невского среди наград офицерам за руководство успешной операцией, в результате которой враг потерпел большой урон. Первым его получил комaндир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н. Рубан за отражение атаки фашистского полка, поддержанной танками.

Учитель: Какой же была судьба Великого Новгорода во время Великой Отечественной войны?

Ученик: Во время оккупации Новгорода в 1941–1944 годах из 2532 домов было разрушено 2508. Город лежал в руинах. Содаты 221 стрелковой дивизии, освобождавшие город, больше всего дивились тому, что они увидели в кремле. В центре его торчал наполовину демонтированный памятник. Верхняя часть шара была снесена, словно напоминала о наполовину захваченной врагом России, а вокруг, точно воины, павшие на поле боя, валялись полузасыпанные снегом статуи: Дмитрий Донской грозил поднятым мечом, Святой Владимир осенял крестом, царь Михаил Романов возносил молитву, Петр 1 грозно смотрел в низкое небо. Это было настолько страшно, что даже навидавшимся всего фронтовикам стало не по себе. Оставить в таком виде памятник значило оставлять поруганной Россию. Восстанавливали памятник 8 рабочих во главе с Новгородским реставратором Чернышовым еще в военное время.

Заново монумент открыли 2 ноября 1944 года. В 2008 году Новгороду было присвоено звание “Город воинской славы”.

Учитель: В 2009 году в Великом Новгороде отмечалась дата 1150-летия самого Новгорода. На торжествах присутствовал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл Каждый из вас получил раздаточный материал о его выступлении возле монумента “Тысячелетие России”.

Прочитайте текст и составьте свое мнение о том, какой должна быть идея, объединяющая Россию и о роли Православия для государственности на Руси

(Ответы).

А сейчас послушайте запись церковных колокольных звонов. Колокольные звоны - это глас Православной Церкви, глас Родины, глас наших предков, объединяющий поколения, зовущий к единению.

Приложение


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 06 2024 4:26:42

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 06 2024 2:26:37

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 06 2024 15:51:17

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 06 2024 8:44:31

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 06 2024 7:56:26

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 06 2024 1:11:38

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 06 2024 7:45:34

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 06 2024 18:34:54

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 06 2024 13:51:16

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 06 2024 0:21:37

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 06 2024 7:30:45

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 06 2024 19:51:40

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 06 2024 5:55:17

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 06 2024 8:40:38

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 06 2024 6:40:26

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 06 2024 20:47:47

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 06 2024 20:41:35

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 06 2024 7:37:58

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 06 2024 10:41:15

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 05 2024 19:51:48

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 05 2024 21:37:24

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 05 2024 17:55:35

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 05 2024 0:17:27

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 05 2024 15:34:18

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 05 2024 11:44:19

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 05 2024 13:53:50

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 05 2024 0:14:12

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 05 2024 4:25:12

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 05 2024 14:29:55

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 05 2024 15:41:35

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 05 2024 18:22:37

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 05 2024 1:50:33

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 05 2024 17:18:29

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 05 2024 6:46:25

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 05 2024 9:36:10

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 05 2024 16:49:12

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 05 2024 12:21:24

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 05 2024 11:30:11

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 05 2024 16:52:19

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 05 2024 4:22:47

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 05 2024 7:21:52

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 05 2024 3:33:31

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 05 2024 5:57:46

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 05 2024 15:29:58

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 05 2024 14:50:45

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 05 2024 7:13:20

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 05 2024 20:23:28

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 05 2024 23:27:18

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 05 2024 17:11:48

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 05 2024 8:57:50

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::