Интегрированный урок по истории и обществознанию "Господин Великий Новгород". 6-й класс
Цель: актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХШ век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений об антинорманнской теории возникновения государственности на Руси;
- закрепление знаний о политическом устройстве Новгородской республики;
- усвоение новых знаний о памятнике “Тысячелетие России” в Новгороде.
Развивающие:
- расширение представлений об истории нашей страны;
- развитие речи (происхождение слова “варяг”, интерпретация текста “Повести временных лет “с антинорманнской позиции).
Воспитывающие:
- воспитание чувства патриотизма,
- формирование первоначальных представлений о “национальная идее”, сформулированной графом Сергеем Уваровым в 1833 г;
- познакомить с информацией о судьбе памятника “Тысячелетие России ”в годы Великой Отечественной Войны и подвиге реставраторов;
- познакомить с текстом “Слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла у памятника “Тысячелетие России”.
Средства реализации урока: cлайды для презентации.
Раздаточный материал: карточки заданий для работы в парах “должностные лица Новгородской республики и их обязанности”; задания игры “Ты - Александр Невский”;текст “Слово Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла у памятника “Тысячелетие России” в 2009 году; набор открыток “Софийский Собор Великого Новгорода”; стенд с фотоматериалами “Памятник “Тысячелетие России”; аудиозапись колокольных звонов.
Учитель: История Новгорода – это история одного из крупнейших городов Средневековой Европы, стоящего у истоков возникновения Русского государства.
Великий Новгород в 2009 году официально отметил 1150-летие.
В Средние века - это центр Новгородской земли. А период политической истории Новгородской земли с 1136 года и ограничения роли князя до победы московского князя Ивана Ш над новгородцами в 1478 году принято называть “Новгородская феодальная республика”. Сами новгородцы использовали обозначение Господин Великий Новгород.
Учитель: Покажите на карте, где расположен Великий Новгород (работа с картой).
Ученик: Господин Великий Новгород – древний русский город, расположенный неподалеку от озера Ильмень. Его территория простиралась от Балтии до предгорий Урала, от верховий Волги до Северного Ледовитого океана.
Учитель: Средневековый город сложился на месте более ранних поселений у истоков Волхова из Ильменя, где стоянки и поселения прослеживаются со времен неолита (4-3 тыс.л. до н.э.).
Вопрос: какая дата считается официальной датой возникновения Новгорода?
Ответ: Официальной датой возникновения Новгорода принято условно считать 859 год. В Никоновской летописи под годом 6357 (859) содержится запись о cмepти новгородского старейшины Гостомысла, и академик Тихомиров М.Н. счел это упоминание признанием даты возникновения города.
Учитель: Новгород являлся одним из центров государственности на Руси.
Вспомним материал уроков по обществознанию:
Вопросы: Что такое - государство? Какие признаки государства вы знаете?
Ответы: Государство - политическая организация общества, необходимая для его управления.
Признаки государства:
- единая территория,
- уверенитет (верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в международных отношениях);
- аппарат управления, т.е. особая группа людей, которые фактически осуществляют власть в стране, армия, суды;
- налоги,
- законы.
Вопрос: Кто был родоначальником княжеской династии в Новгороде? (Рюрик)
Вопрос: Откуда мы это узнали?
Ученик: Из “Повести временных лет”, время написания - 1111–1113 гг.
Вопрос: Кто составил эту летопись?
Ученик: Ученый монах Киево-Печерского монастыря Нестор, основываясь на различных рукописных источниках, создает “Повесть временных лет”.
По словам академика Д.С Лихачева, “Повесть временных лет” - “цельная, литературно изложенная история России. Никогда.... вплоть до ХVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения”.
Нестора называют отцом русской истории, так же как в Греции - Геродота.
Вопрос: А кто такой был Рюрик - основатель княжеской династии?
(Заслушивается сообщение ученика “Рюрик”, предварительно подготовленное).
Вопрос: Какого происхождения был Рюрик - славянского или норманнского?
Кто такие “варяги”? (Заслушиваются ответы учеников)
Учитель: Эти вопросы до сих пор вызывает ожесточенные, с участием сотен ученых споры. Профессор Санкт-Петербургской академии наук немец Т.З. Байер, не знавший русского языка, а тем более древнерусского, после изучения Лаврентьевской летописи, составленной монахом Нестором, в тpaктате на латинском языке высказал мнение, что древнерусское слово из летописей - “варяги” - это название скандинавов, и предложил “норманнскую” теорию происхождения государственности на Руси. Она поддерживалась видными историками ХУШ века Карамзиным Е.М., Ключевским В.О. и доминировала в исторической науке вплоть до 2000 года, несмотря на активную позицию “антинорманистов”, к которым, кстати, принадлежали Ломоносов М.В. и Крашенинников С.П.
Профессор полагал, что слово “варяг” взято из древнесеверных источников, где термином “верингьяр” именовались “наемные телохранители византийских императоров”. Основу теории Байера составляло предположение о том, что славянские и финно-угорские племена, обитавшие на побережье озера Ильмень, не сумев добиться порядка в своих владениях, призвали для этой цели из-за Балтийского моря наемного скандинавского князя Рюрика с братьями Синеусом и Трувором, которые стали править в Новгороде, Белоозере и Изборске. От них, по утверждению Байера, и пошла “Русская земля”. Эта версия изложена и в учебнике Пчелова Е.В., по которому мы изучаем историю России. Но претендент для наведения порядка и твердого управления не мог быть безродным, однако оказалось, что самым знатным среди скандинавских Рюриков был мелкий удельный князь Рюрик Даггсон, ослепленный своим братом и живший почти на два века позже, чем “призвание варягов”. Да и сами варяги в летописи называли себя “русами”, а не “норманнами” или “свеями”.
В 1997 году историк Анохин Г.И., члeн Русского географического Общества, выступил с докладом “Рюрик – солевар из Русы”. Доклад, ошеломивший слушателей, пролежав в “столе 2 авторитетных историков его времени” четверть века, позднее был, наконец был признан современными учеными и опубликован в 2000 году в журналах “Известия Академии наук” и “Вопросы истории”, 2000, №3, с. 51-61.
Анохин в своем докладе приводит ряд убедительных доказательств того, что первыми “варягами “на Руси были не скандинавы, а “русы” - южноильменские словене.
С начала IХ века в составе населения Южного Приильменья выделилась социально- экономическая группа “Русь” - верхушка общества. Жители Приильменья стали состоятельными гражданами, овладев искусством солеварения. У слияния рек Полисть и Порусья вырос город солеваров Руса. Этот промысел продолжался не менее 1000 лет. Последний солеваренный завод в Старой Руссе (так стала называться Руса с 17 века) просуществовал до 1871 года. Соседи южноильменских славян называли их “варягами” от глагола “варити” - выпаривать соль. Слово “варяг”- не скандинавское, а славянское. В древнем языке славян, в отличие от скандинавского, суффиксы “яг” или “яга” были вполне закономерны: бродить - бродяга, милый - миляга, работать - работяга и т.п. Кроме того, Варяжким морем новгородцы, соплеменники варягов, жившие на другой стороне Мойского, или Русского моря, называли не Балтийское море, а озеро Ильмень.
В Лаврентьевской летописи после такого исследования все становится на свои места. Новгородцы просили навести порядок в своих землях не безродных скандинавов, а верхушку соседей варягов - руссов, живущих за Варяжским морем. И выбор пал на их предводителя Рюрика с братьями. Имя Рюрик – славянское и означает “сокол”. Его символ присутствует в родовом знаке Рюриковичей. Рюрик привел с собой в Новгород дружину солеваров – руссов, то есть варягов, пополняя ее в дальнейшем уже не только уроженцами Русы, но и “бродягами”- эмигрантами финно - уграми и скандинавами. Этот факт запомнился славянам, и впоследствии термин “варяг” стали отождествлять
с понятием “наемник, наемный дружинник”. Интересно, что уже с Х века в составе охраны посольств Киевской Руси стали преобладать не варяги – русы, а вытеснившие их скандинавы. Отсюда и произошла историческая пyтaница при оценке роли славян и викингов в судьбе византийского государства.
Учитель: Ребята. Вы сейчас познакомились с материалами доклада историка Анохина. Я разделяю эту точку зрения. Надеюсь, что и вы тоже. Разделяете?
На Западе постоянно появляются псевдоисторические, политически спекулятивные публикации норманистов. Западно-германский журнал Штерн в 1980 году поместил сочинения некоего Лео Сиверса “Немцы и русские”: “Варяги, приплывавшие из Швеции, ...объединяли разобщенно жившие славянские племена, придавая им строгую организацию”. В своем романе-эссе “Память” патриот, пытливый исследователь различных рукописей и документов Владимир Чивилихин пишет: “Не было в мировой исторической науке более вредного и спекулятивного, чем норманизм - своего рода наукообразного террора, унижавшего русский народ, искажавшего его историю”.
Итак, Рюрик - славянин начинает княжить в Новгороде.
Вопрос: Назовите дату начала княжения Рюрика.
Ответ: 862 год. Эта дата является точкой отсчета создания Древнерусского государства.
Вопрос: назовите признаки государства при княжении Рюрика.
Ответ: выделение родовой знати; власть, передаваемая по наследству (княжеская династия); дружина; сбор дани; территория.
Вопросы: Кто княжит после кончины Рюрика?
Какие важные для становления государства события происходят во время его правления?
Ответ: Князь Олег (879-912 гг);
882 г. - объединение под своей властью Новгорода и Киева, а также славянских земель, которые лежали между этими городами (создание Киевской Руси со столицей в Киеве); заключение мирных договоров с Византией.
Вопрос: В каком году происходит Крещение Руси?
Какова роль принятия христианства для Руси?
Ответ: Дата Крещение Руси – 988 г. Русь стала христианским государством, повысился ее международный авторитет. Духовное и культурное влияние Византии способствовало развитию самобытной русской культуры, в том числе: письменности, каменного зодчества, иконописи. Формировались новое мировоззрение и жизненный уклад народа, были отменены языческие обряды, жертвоприношения и многоженство; вера объединяла людей.
Учитель: Новгородские земли вошли в состав Древнерусского государства.
Вопрос: Как управлялось русское государство?
Ученик: (работа с таблицей “Схема управления Древнерусским государством”).
Вопрос: Какие события, изменившие систему управления в Новгороде, произошли в 1136 году?
Ответ: Со времен Ярослава Мудрого в Новгороде правили сыновья Киевского князя. Но с конца 11 века новгородцы сами избирали себе князей, а в случае недовольства изгоняли из города. Ярким примером самостоятельности города стало изгнание новгородцами князя Всеволода Мстиславича в 1136 году. Во время битвы новгородцев с суздальцами князь Всеволод первым бежал с поля боя. Вече, обвинив князя в трусости, низложило его и избрало себе другого князя.
Учитель: С 1136 года принято вести отсчет существования самостоятельной Новгородской республики.
Вопрос: Что означает слово “республика”?
Ответ: Республика - государство с выборной властью.
Вопрос: Каким было управление Новгородской республики?
Ответы (работа со схемой): (ученики называют обязанности властей)
(Показ слайда со схемой управления Новгородской республикой)
Работа в парах: на каждом столе по 2 задания - соотнести термин и обязанности должностных лиц. Оба ученика обсуждают правильность ответа.
Князь: права князя были ограничены. Новгородцы заключали договор с князем. В договоре оговаривались условия княжения:
Князь защищал город от внешней опасности и комaндовал войском (дружиной и ополчением); на его имя поступала дань; являлся арбитром в судебных делах, но наказывать граждан по своему усмотрению ему запрещалось. Ему не подчинялись должностные лица города. Князь не имел права на земельные владения в Новгороде, даже проживать он должен был со своей дружиной за пределами города.
Церковная власть пользовалась в Великом Новгороде авторитетом и значительной степенью самостоятельности.
Епископ - избирался на вече, как правило, пожизненно, а потом утверждался Киевским митрополитом.
Епископ:- управлял церковной вотчиной; являлся хранителем Новгородской казны, эталонов мер и весов; своей печатью утверждал международные договоры; устранял разногласия вече и князя, князя и посадника.
Учитель: Вспомним материал обществознания. Какие признаки государства вы находите в Новгородской республике?
Ответ: Тип государства - республика; территория; аппарат выборной власти; войско; законы; сбор налогов (дани); единый язык; единая вера.
Учитель: Каким было административное деление города? (Работа с планом города).
Ответ: Рекой Волхов Новгород делился на 2 части: правый берег - Торговая часть. Левый берег - Софийская, так как здесь находился Софийский собор.
Каждая часть делилась на районы - концы, или пятины: Софийская сторона: Неревский. Загородский и Люденский концы.
Торговая часть: Плотницкий, Славенский концы. Каждый район выбирал на кончанском вече кончанского старосту. Концы состояли из улиц; на уличанском вече выбирался уличанский староста.
Учитель: Сейчас постарайтесь раскрыть смысл выражения “Господин Великий Новгород”
- Ответ: Новгород был “господином”, то есть сам решал свои дела, в отличие от прежнего периода, когда “господином” был великий князь Киевский.
Учитель: Какой из Новгородских князей вам известен? Чем он прославился?
(Ответы учеников)
Учитель: Святой благоверный князь Александр Невский за свою мудрую и дальновидную политику причислен к лику святых, а год назад при Всероссийском голосовании по определению человека - символа России был назван первым. Его кандидатура была предложена Его Святейшеством Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.
Вопрос: А что такое – политика?
Ответ: Область деятельности, связанная с управлением.
Учитель: А как вы считаете - легко ли быть князем? Давайте сыграем с вами в игру “ты - Александр Невский”.
Учитель дает несколько заданий по рядам.
1 ряд: Задание 1. В 1240 году ты все еще новгородский князь. Тебе доложили, что на берегу Невы высадилось шведское войско. Шведский комaндующий шлет самоуверенное послание: “Уже я здесь, хочу пленить землю твою. Если можешь - обороняйся”. Твое решение?
1) Начать мирные переговоры;
2) послать к отцу гонцов с просьбой о помощи и готовиться к обороне;
3) спешно выступить навстречу шведам с наличными небольшими силами, уповая на неожиданность нападения.
2 ряд: Задание 2. В 1240 году на Новгород обрушилась новая беда: в его владения вторглись немецкие рыцари. Тебя в это время не было, ты поссорился с новгородцами и уехал к отцу. Но когда они попросили о помощи, ты немедленно вернулся и выступил навстречу немцам и их союзникам - племени Чудь. Битва с рыцарями произошла на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Ты знаешь, что немцы всегда наступают клином, чтобы пробить центр противника и разделить на две половины. Твое войско состоит из тяжеловооруженных и легковооруженных воинов. Как ты их расставишь?
1) Легковооруженных воинов в тыл и резерв, а то рыцари их легко порубят;
2) легковооруженных воинов вперед, тяжеловооруженных на фланги. Уничтожив легкую пехоту, рыцари окажутся в окружении твоих сильнейших полков;
3) вперемежку, чтобы тяжеловооруженные воины могли защищать легковооруженных.
3 ряд: Задание 3. Ты приехал к татарскому хану, и тебе удалось убедить его не устраивать на Русь карательный набег. Тебя пригласили на пир. Хан, в знак особого уважения, прислал от себя чашу с кумысом, но ты имеешь веские основания полагать, что он отравлен, ведь точно так же некогда в Орде был убит князь Ярослав, отец Александра Невского. Что ты сделаешь?
1) Выплеснешь чашу в лицо хану;
2) выпьешь ее, чтобы гнев хана не коснулся Руси;
3) примешь ее, но притворишься, что случайно разлил.
Учитель: Молодцы. Из вас в будущем могут получиться замечательные политики.
Учитель: Князю Александру Невскому часто приходилось делать выбор. В ханской ставке, куда он приехал после cмepти отца, ему предлагалось поклониться идолам и пройти через огонь. Князь отказался со словами: “Не подобает мне, христианину, кланятися твари, кроме Бога”. За такой отказ был зверски замучен князь Черниговский Михаил. (Слайд). Князя хан помиловал - быть может, за его храбрость, быть может, под влиянием его внешнего облика и внутренней силы: “Рукописное сказание” повествует, что, отпуская от себя св. Александра, он сказал: “Истину мне сказасте, яко несть подобна сему князя”.
Учитель: В тяжелые для России времена, когда Русь подверглась нападению татаро-монголов, Рим мечтал видеть Русь окатоличенной: Иннокентий IV в 1264 году отправил два посольства: в Галич и Новгород, пытаясь доказать преимущества католичества. Вместе с митрополитом Кириллом, духовенством и боярами св. князь Александр составили пространный ответ, суть которого была: сего учения не принимаем”.
Это был исторический выбор Новгорода и Руси.
Учитель: Когда новгородцы шли в бой, они давали клятву “Умереть за вольность и Святую Софию”. Постарайтесь раскрыть смысл этого выражения.
Ответ: они готовы были умереть за вечевой строй и символ Новгорода – Софийский собор.
Ученик (заранее получил задание): Софийский собор. (Показ слайдов, иллюстраций).
Высота храма - 38 м, он в полтора раза выше Киевского Софийского собора.
Его венчают 5 глав. В центре златоверхой главы на кресте сидит гoлyбка - “охранитель города”. По древней легенде, “как слетит гoлyбь с креста, тут и Новгороду конец”. Появление фигурки гoлyбя на кресте относят ко временам Ивана Грозного, когда тот, заподозрив заговор среди новгородцев, учинил кровавую расправу над жителями города. Паривший над новгородской землей гoлyбь, увидев зверства опричников, спустился на крест Софийского собора и застыл там навеки. С тех пор новгородцы связывали его присутствие с божественным покровительством древнему городу.
Учитель: В годы Великой Отечественной войны, во время одного из авианалетов, крест с гoлyбем был сбит и завис на металлических тросах.
В городе во время оккупации находился инженерный корпус испанской “Гoлyбой” дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев крест был вывезен в Испанию. В 2002 году стало известно, что Софийский крест находится в испанском музее Военно-инженерной академии Испании. В результате переговоров испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
Главная ценность Софии - ее древние иконостасы. В местном ряду - Образ Софии - Премудрости Божией.
Ученик: Еще одна легенда 1108 года: при росписи сводов в зените главы был изображен Христос Вседержитель с благословляющей десницей. Наутро после завершения росписи епископ увидел, что рука Спасителя сжата. И велел переписать Образ. Так повторялось несколько раз, до того времени, когда раздался глас: “Писари, о писари, не пишите Меня с благословляющей рукой, а пишите с рукою сжатою, потому что в этой руке держу Я Великий Новгород. А когда эта рука Моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание”. В храме находится еще одна чудотворная икона “Знамение”, которая помогла жителям Новгорода отразить нападение суздальцев.
Ученик: Новгородская республика просуществовала до 1478 года, когда Великий князь Московский Иван Ш присоединил Великий Новгород к московскому княжеству. Вечевой колокол был снят и вывезен в Москву. Но людская память не хотела с этим смириться, и появилась еще одна легенда, будто при перевозе вечевой колокол упал и раскололся на множество колокольчиков, издающих малиновый звон. В конной упряжи их должно быть обязательно несколько.
Учитель: в 1862 году Российское государство отмечало 1000-летний юбилей.
Был объявлен конкурс на проект народного памятника в честь этого события.
В конкурсе проектов победил Михаил Осипович Микешин.
Ученик: Сообщение на тему “Памятник “Тысячелетие России”,показ слайдов и стенда с фотоматериалами.
Ученик: Художнику исполнилось 24 года, и по образованию он не был скульптором. С 19 лет он был вхож в царский дом, учил рисовать юных княжон. Микешину помогло то, что он не был профессионалом, воспитанным в классической традиции, В поисках образа, который бы передавал главную мысль памятника, Микешин подумал о колоколе. Вот та идея, которая объединила весь замысел!
Благовестный колокол, который возвестит миру о русской старине, о великих людях России и их славных подвигах (слайды).
Создавали памятник в мастерской архитектора Тона.
Памятник выполнен на з уровнях. Верхняя часть - в виде шара – державы, символ власти. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов. На верхнем уровне - ангел с крестом в руке (олицетворение Православной Церкви) и коленопреклоненная женщина (олицетворение России).
Средняя часть памятника - 17 фигур, символизирующих различные периоды русской истории: Князь Рюрик - 862 год; Крещение Руси - 988 год; Куликовская битва - 1380 год; Иван Ш - создание самодержавного государства – 1491 год; начало княжения династии Романовых - 1682 год; 1721 г. - создание Петром I империи.
Третья - нижняя часть – фриз, изображает исторических деятелей, послуживших на благо Отечества, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Фриз делится на 4 раздела: “Прсветители”, “Государственные люди”, “Военные люди и герои”, “Писатели и художники”.
При создании памятника была воплощена Национальная идея Государства Российского: Православие, Самодержавие, Народ. Впервые эта идея была сформулирована Графом Сергеем Уваровым. Эта идея была выкристаллизована в ходе тысячелетней истории России и представляет собой основы и залог ее существования.
Вопрос: Как вы думаете, какое значения имеют для нас, ныне живущих людей, мысли, надежды, чаяния, поступки людей, которые жили раньше, их цели и вера? (Ответы).
Учитель: Вы знаете, ребята, что в этом году наша страна отмечает 65-летие Великой Победы. Назовите орден в честь одного из великих князей Новгорода.
Ученик: В 1943 году в Советской Армии был учрежден Орден Александра Невского среди наград офицерам за руководство успешной операцией, в результате которой враг потерпел большой урон. Первым его получил комaндир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н. Рубан за отражение атаки фашистского полка, поддержанной танками.
Учитель: Какой же была судьба Великого Новгорода во время Великой Отечественной войны?
Ученик: Во время оккупации Новгорода в 1941–1944 годах из 2532 домов было разрушено 2508. Город лежал в руинах. Содаты 221 стрелковой дивизии, освобождавшие город, больше всего дивились тому, что они увидели в кремле. В центре его торчал наполовину демонтированный памятник. Верхняя часть шара была снесена, словно напоминала о наполовину захваченной врагом России, а вокруг, точно воины, павшие на поле боя, валялись полузасыпанные снегом статуи: Дмитрий Донской грозил поднятым мечом, Святой Владимир осенял крестом, царь Михаил Романов возносил молитву, Петр 1 грозно смотрел в низкое небо. Это было настолько страшно, что даже навидавшимся всего фронтовикам стало не по себе. Оставить в таком виде памятник значило оставлять поруганной Россию. Восстанавливали памятник 8 рабочих во главе с Новгородским реставратором Чернышовым еще в военное время.
Заново монумент открыли 2 ноября 1944 года. В 2008 году Новгороду было присвоено звание “Город воинской славы”.
Учитель: В 2009 году в Великом Новгороде отмечалась дата 1150-летия самого Новгорода. На торжествах присутствовал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл Каждый из вас получил раздаточный материал о его выступлении возле монумента “Тысячелетие России”.
Прочитайте текст и составьте свое мнение о том, какой должна быть идея, объединяющая Россию и о роли Православия для государственности на Руси
(Ответы).
А сейчас послушайте запись церковных колокольных звонов. Колокольные звоны - это глас Православной Церкви, глас Родины, глас наших предков, объединяющий поколения, зовущий к единению.
Приложение
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
18 03 2024 4:53:33
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
17 03 2024 0:49:47
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
16 03 2024 15:15:37
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
15 03 2024 12:14:52
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
14 03 2024 2:43:15
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
13 03 2024 17:34:48
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
12 03 2024 15:12:17
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
11 03 2024 10:24:20
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
10 03 2024 21:38:38
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
09 03 2024 16:30:33
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
08 03 2024 19:41:37
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
07 03 2024 7:48:59
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
06 03 2024 20:30:29
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
05 03 2024 23:10:23
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
04 03 2024 22:25:44
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
03 03 2024 18:46:40
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации. ...
02 03 2024 11:37:27
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
01 03 2024 17:49:32
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...
29 02 2024 14:59:35
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
28 02 2024 23:55:27
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...
27 02 2024 7:25:20
Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
26 02 2024 22:20:47
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
25 02 2024 14:20:16
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
24 02 2024 7:27:38
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
23 02 2024 8:43:32
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах. ...
22 02 2024 2:12:11
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
21 02 2024 11:23:26
Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
20 02 2024 17:19:27
Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе «История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей....
19 02 2024 15:55:51
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
18 02 2024 23:38:19
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
17 02 2024 5:12:47
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
16 02 2024 18:18:48
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
15 02 2024 7:16:56
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества. ...
14 02 2024 13:57:16
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
13 02 2024 8:13:22
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
12 02 2024 9:56:29
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
11 02 2024 4:27:45
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
10 02 2024 8:53:12
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
09 02 2024 20:15:37
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
08 02 2024 13:34:38
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
07 02 2024 20:14:15
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
06 02 2024 13:50:17
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя. ...
05 02 2024 10:47:34
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...
04 02 2024 12:39:57
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...
03 02 2024 23:29:18
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
02 02 2024 20:41:14
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
01 02 2024 5:40:30
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
31 01 2024 21:45:25
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
30 01 2024 20:30:11
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....
29 01 2024 14:14:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::