Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны
Цель: раскрыть понятие империализм; рассмотреть появление двух военно-политических блоков; выявить причины и повод Первой мировой войны.
Задачи:
Развить умение: анализировать; выявлять причинно-следственные связи; работать с картой; делать выводы самостоятельно; отличать главные от второстепенных причин.
Воспитать понимания целостности мира, взаимозависимость разных государств, судеб человечества и отдельного человека от события, случая в мире.
Изучение понятия империализм, причины и повод Первой мировой войны, а также создание военно-политических блоков.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: карта: территориальный раздел мира: метрополии и колонии к 1914 г., учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа на стр. 32-34, доска и мел (за доской написаны названия терминов: империализм, метрополия, колония, протекционизм).
Термины: империализм, метрополия, колония, протекционизм.
План:
- Проверка знаний.
- “Новый империализм”.
- Причины Первой мировой войны.
- Создание военно-политических блоков.
- Повод к Первой мировой войне.
- Закрепление.
Ход урока
Организационный момент в классе.
1. Проверка знаний.
Работа с определениями. Класс делится на 2 варианта, под диктовку учащиеся записывают определение терминов.
I вариант II вариант Реформа Монополия
Милитаризм
Национализм
1) Революция 2) Синдикат
3) Реваншизм
4) Демократизм
В конце работы учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют друг друга и ставят оценку. Оценка заноситься в журнал.
2. “Новый империализм”.
Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.
Вопрос: Какое незнакомое слово вы встретили при написании темы? (империализм)
Запись в тетради: империализм - высшая стадия капитализма, хаpaктеризующая высокий уровень концентрации производства и создание монополий
Вопрос: Что значит концентрация производства?
Записываем в тетрадь: концентрация производства хаpaктеризуется:
- Сосредоточением большого числа рабочих рук;
- Сосредоточением большого количества оборудования;
- Тесно связана с концентрацией капитала.
Работа с картой:
- Найдите в легенде карты Великобританию?
- Каким цветом она обозначена?
- Найдите на карте Англии.(учащиеся начинают называть Австралию, Канаду, Индию и т.д.)
- Почему Вы мне назвали территории Австралию и т.д.. Я просила найти Англию. (учащиеся делают вывод самостоятельно, что Англии принадлежат территории обозначенные на карте зеленым цветом)
Запись в тетради: метрополия – государство, владеющее колониями;
колония – государство, потерявшее свою независимость, завит от метрополии.
- Для чего нужны колонии? (рынок сбыта и сырья; дешевый способ обогащения)
- Вспомните в конце XIX в. в результате Франко-прусской войны были образованы новые государства, какие? (Италия и Германия)
- Какую внешнюю политику проводили Германия и Италия? (колониальную)
- Интересы, какого государства затрагивала внешняя политика этих стран? (Англии)
3. Причины Первой мировой войны.
4. Создание военно-политических блоков.
Задание: самостоятельно найти и записать в тетрадь в виде схемы два военно-политических блока, указав название, год образования блока и какие государства в него входили. Кто вперед?! Кто первый написал, выходит к доске, записывает схему, учащиеся проверяют, ставят оценку.
- Цель создания военно-политических блоков? (поиск союзников в будущей войне)
- Главная причина войны? (борьба за раздел мира на сферы влияния)
- Могла ли война простак так взять и начаться? (нет) Необходим был …..(повод)
5. Повод к Первой мировой войне.
Запись в тетрадь: 28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро- венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит члeном националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом.
Рассказ учителя: Австро-Венгрия объявила ультиматум, который предполагал вмешательство Австро-Венгрии в дела Сербского королевства. Сербия приняла почти все требования австрийского правительства (кроме одного).
- Как Вы думаете, как отреагирует на эти обстоятельства Австро-Венгрия? (не примет уступки Сербии).
- Почему? (нужен повод, а он вот перед вами).
Запись в тетради: к выше написанному записывают (28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит члeном националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом – повод).
6. Закрепление.
- колония;
- метрополия;
- протекционизм;
- империализм;
- Причины Первой мировой войны?
- Какие военно-политические блоки создаются?
- Повод к первой мировой войне?
Ставятся оценки за урок
Задание: в конце тетради учащиеся самостоятельно записывают ответы на вопросы выше перечисленные.
Д/з: параграф 3, прочитать и выучить определения.
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
28 01 2023 22:12:32
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
27 01 2023 19:40:54
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
26 01 2023 22:11:29
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
25 01 2023 17:47:42
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
24 01 2023 0:48:37
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
23 01 2023 18:24:54
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
22 01 2023 8:17:39

На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
21 01 2023 13:11:51
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
20 01 2023 3:42:40
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей.
...
19 01 2023 0:24:55

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
18 01 2023 13:36:50
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
17 01 2023 22:22:24
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
16 01 2023 22:50:25
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи.
...
15 01 2023 19:41:42
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала.
...
14 01 2023 16:51:53
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа.
В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции).
...
13 01 2023 1:41:33
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
12 01 2023 14:41:15
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
11 01 2023 19:20:25
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
10 01 2023 20:15:56
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
09 01 2023 0:11:41
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
08 01 2023 12:52:46
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
...
07 01 2023 12:36:24
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
06 01 2023 9:29:53
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
05 01 2023 14:55:59
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
04 01 2023 14:26:50
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
03 01 2023 18:53:15
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи.
...
02 01 2023 0:48:23
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности.
...
01 01 2023 14:35:54
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
31 12 2022 10:57:23
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
30 12 2022 23:53:32
На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....
29 12 2022 20:38:15
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
28 12 2022 8:24:49
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
27 12 2022 12:50:25
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
26 12 2022 1:11:51
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
25 12 2022 0:11:14
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
24 12 2022 12:23:40
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
23 12 2022 6:47:16
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
22 12 2022 19:22:51
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
21 12 2022 1:58:51
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
20 12 2022 14:25:53
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
19 12 2022 8:39:52
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
18 12 2022 1:56:25
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
17 12 2022 12:21:27
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
16 12 2022 10:16:33
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
15 12 2022 15:19:14
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
14 12 2022 6:11:54
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
13 12 2022 11:38:57
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
12 12 2022 15:16:56
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
11 12 2022 6:54:52
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
10 12 2022 5:43:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::