Речевая деятельность обучающихся в процессе обучения истории. Формирование понятийного аппарата
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить, является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности.
Бытует устойчивое мнение, что развитие речи обучающихся - это не только обязанность, но и прерогатива учителей - словесников, а у предметника задачи иные, и специального времени для такого обучения нет. В то же время всякий учебный предмет предполагает усвоение новых терминов, понятий, а, следовательно, и расширение словарного запаса обучающегося, и включения новых слов в речь в соответствии с нормами грамматики и стилистики. Изучая тот или иной учебный предмет, ученик усваивает не только его предметное содержание, он усваивает язык, на котором происходит обучение, даже если это его родной язык.
Государственный образовательный стандарт предусматривает обязательное знание понятий и терминов в рамках учебного предмета. Этот тот минимум знаний, который обучающиеся обязаны иметь, иначе ни углубления, ни расширения не получится. Известно, что свободный хороший рассказ по теме возможен только по мере накопления исторических знаний и словарного запаса. В этой связи большое внимание должно уделяться формированию понятийного аппарата.
Понятия предусматривают один из важнейших компонентов системы научных знаний, базисную единицу из формирования они являются "ядром", вокруг которого формируются научные знания.
Понятия отражают обобщенные свойства и существенные связи предметов и явлений, поэтому овладение любой научной дисциплиной осуществляется на основе освоения специфичного для нее понятийного аппарата. Каждое понятие не изолировано, не само по себе, а находится в известной вязи с остальными.
Главным условием формирования мышления является системность обучения, которая выражается в овладении понятиями, расположенными в определенной последовательности. Поэтому большое значение предается овладению понятийным аппаратом в курсе начального преподавания истории, так как все последующие курсы углубляют и расширяют понятийный аппарат по истории.
Для полноценного усвоения обучающимися учебного материала необходимо, чтобы система понятий образовала структурный скелет знаний по тем или иным темам, и по учебной дисциплине в целом.
Есть, так называемое, бытовое понятийное знание, которое отличается от научного. И не всегда одно и то же представлять смысл используемого понятия и владение им.
Владеть понятием - это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. Это значит уметь применять его в учебном познании.
Как правило, в формировании понятий выделяется три уровня:
1-й - усвоение информации - ответ на вопрос "Что такое?";
2-й - применение понятий в знакомой ситуации;
3-й - творческое применение знаний в новой учебной деятельности.
Пожалуй, это главное, к чему мы должны стремиться. А для этого необходимо владеть различными приемами формирования понятийного аппарата.
Приемы формирования понятийного аппарата по истории:
1. Введение термина на уроке в процессе объяснения новой темы.
1.1. Учитель делает акцент на новом термине в процессе изучения новой темы, с уточнением его правописания.
1.2. Обучающиеся обязательно записывают термин в тетради и в словаре терминов.
2. Отработка понятий.
2.1. Работа с учебником (составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, использование терминов в тексте, словарь терминов).
2.2. Работа со справочной, хрестоматийной литературой.
2.3. Оформление в кабинетах словаря терминов, накопление дидактического материала по терминам.
2.4. Обязательная запись на доске плана урока.
2.5. Семинарские занятия.
2.6. Уроки-конференции.
2.7. Ведение тетрадей-словарей.
3. Контроль.
3.1. Терминологические, графические, словарные диктанты.
3.2. Диктанты с ошибками.
3.3. Найти лишнее.
3.4. Дописать термин.
3.5. Самоконтроль и взаимоконтроль.
3.6. Тестирование.
3.7. Индивидуально-фронтальный контроль.
4. Творческое применение терминов.
4.1. Сочинения с применением терминов.
4.2. Рефераты.
4.3. Пpaктические работы.
4.5. Составление кроссвордов, чайнвордов.
Виды словарно-терминологической работы на уроках истории.
1. "Почта".
Обучающимся раздаются кармашки ("почтовые ящики") с названиями изученных тем, или изучаемых в данный момент, а также раздаются карточки с терминами, относящихся к той или иной теме. Дети должны разложить по кармашкам и не ошибиться адресом.
Например: ислам положить в конверт "Аpaбы".
2. "Третий лишний", "Четвертое лишнее".
Обучающимся предлагается набор терминов, относящихся к одной теме. Один из перечисленных терминов не относится к теме, его необходимо вычислить.
Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам,
Может лишние попали,
Расскажите, как узнали.
Например: город, ремесло, барщина (лишнее барщина - это даровые работы крестьян в поместье феодала)
3. "Я шагаю"
На каждый шаг обучающиеся называют термины, относящиеся к теме. Выигрывает тот, кто назовет, больше терминов не останавливаясь.
4. "Историческая цепочка".
Учащиеся по очереди, не вставая, называют термины по цепочке от первой парты до последней, либо задают вопрос по знанию терминов, ответив, ученик, следующий вопрос задает другому.
5. "Историческая зарядка"
Проводится в начале каждого урока, чтобы вспомнить все термины по заданной теме.
6. Работа по карточкам.
Из перечня терминов выбери и подчеркни термины, относящиеся к определенной теме. Объясни их значение.
7. Вставь пропущенные буквы в слова. Объясни их значение.
Например: пл:бей, д:ктатор, л:ктор, п:триц:и, р:спублика, л:гион.
8. Почему ниже приведенные слова написаны с большой буквы? Сгруппируй их. Объясни значение.
Например: Тибр, Аппенинский полуостров, Ромул, Рем, Спартак, Капуя, Везувий, Помпей.
9. Составьте предложения со следующим набором терминов. Слова подбираются по изученной теме. Удачно это задание давать в конце урока, в качестве вывода к уроку.
10. Графический диктант. Обучающимся зачитываются утверждения, где надо отвечать "да" или "нет", а ответы записывать в виде графика.
11. Словарный диктант. Обучающиеся пишут под диктовку термины. Задача написать без ошибок.
12. Исторический диктант. Учитель диктует определения, обучающиеся записывают столбиком ответ - термин (под номерами).
13. "Ручеек знаний".
Обучающимся, отвечающим у доски, дополнительно задают вопросы одноклассники на знание терминов.
13. "Кто больше".
На доске вывешивается большой лист с буквами. Составьте из данного набора букв как можно больше терминов.
14. "Паучок"
Это схематическое задание. На "брюшке" паучка само задание. Необходимо подписать "лапки".
15. "Я - автор"
Составить крылатое выражение из изученных терминов
16. "Пирамида"
В ходе игры проверяются сразу два ученика. За спиной, сидящего у доски ученика "пирамида с терминами", написанными на свернутом листке, которую держит учитель. Ученик из класса дает определение терминам в "пирамиде", сидящий у доски должен назвать эти термины.
17. "Найти соответствие"
Ученику даются карточки с терминами и их определениями. Задача ученика подобрать термину определение.
18. "Рыцарский турнир"
К доске вызываются два ученика. Кто больше по очереди назовет терминов на заданную тему.
19. "Синквейн"
20. Составить кроссворд, чайнворд, ребус.
Работа с терминами способствует развитию познавательной активности обучающихся, содействует развитию интереса к изучению истории, создает приятную атмосферу учебной деятельности, раскованности, способствует разрядке напряженности, снимает утомление.
Данные методические материалы и рекомендации можно использовать и на других уроках.
Литература.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподают историю. М. 2000.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока под редактированием П.И.Пиднасистого. М. 1984.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1999.
- Ж.. Народное образование. "Сто открытий Александра Литвинова". М. 1994, №2,3.
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
27 03 2024 19:46:49
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
26 03 2024 19:48:53
Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
25 03 2024 6:55:47
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
24 03 2024 11:20:57
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
23 03 2024 0:22:12
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...
22 03 2024 23:20:21
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
21 03 2024 8:29:26
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
20 03 2024 19:43:50
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
19 03 2024 0:40:15
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
18 03 2024 2:56:11
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
17 03 2024 11:50:55
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
16 03 2024 12:41:30
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
15 03 2024 9:30:27
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
14 03 2024 12:32:43
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
13 03 2024 12:27:10
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
12 03 2024 15:29:20
Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
11 03 2024 19:47:32
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
10 03 2024 13:24:47
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
09 03 2024 1:38:21
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени. ...
08 03 2024 5:37:58
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
07 03 2024 0:32:15
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
06 03 2024 5:37:52
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию. ...
05 03 2024 11:45:21
Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
04 03 2024 10:39:59
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
03 03 2024 22:27:12
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
02 03 2024 18:47:45
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
01 03 2024 16:50:54
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...
29 02 2024 19:37:46
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
28 02 2024 5:28:31
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
27 02 2024 2:53:11
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
26 02 2024 0:40:11
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья. ...
25 02 2024 23:19:50
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
24 02 2024 0:12:10
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
23 02 2024 18:20:10
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
22 02 2024 18:28:36
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...
21 02 2024 14:31:54
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
20 02 2024 2:29:48
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
19 02 2024 14:37:15
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
18 02 2024 15:12:40
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
17 02 2024 2:45:46
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
16 02 2024 2:53:51
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
15 02 2024 22:28:40
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
14 02 2024 18:28:58
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
13 02 2024 12:36:54
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
12 02 2024 20:17:30
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
11 02 2024 13:36:31
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
10 02 2024 14:55:22
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
09 02 2024 9:57:49
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
08 02 2024 19:59:27
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
07 02 2024 7:59:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::