Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь
Методическая цель:
Формирование навыков социально-активной личности с помощью исторических игр.
Задачи урока:
- Выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения;
- На примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения;
- Использовать различные игровые задания для развития интереса суворовцев к историческим событиям на уроке и закрепления полученных ими знаний.
Цели урока:
- Познакомиться с историческими событиями времен первого похода Батыя на Русь на примере разорения Рязанского княжества;
- Рассмотреть возможные способы критического осмысления стандартных исторических ситуаций через работу с текстовой, картографической и иллюстративной информацией;
- Отработать навыки анализа доступной информации, умения делать самостоятельные обобщающие выводы, способность доказывать (на основе фактов) свою точку зрения.
Методы работы:
На уроке использовались: частично-поисковый метод, с постановкой проблемы и применением различных игровых видов контроля;
Оборудование:
Карта на доске, атласы на партах, интеpaктивная доска, презентации учеников и учителя к уроку, дидактический материал на партах, реквизит для театрализованного фрагмента (кольчуга, меч, шлем).
Опережающее задание:
- Подготовка кратких сообщений о численности, вооружении, тактике и организации русских дружин и монгольского войска с помощью презентаций (2 человека);
- Подбор и прочтение стихотворения о разорении Рязани (1 человек);
- Стилизация летописного текста “Повесть о разорении Рязани Батыем” и подготовка театрализированного фрагмента (1 человек);
- Знакомство взвода с текстами документальных источников: Тверская и Ипатьевская летописи, Повесть о разорении Рязани Батыем (за 24 часа до урока).
План урока:
- Вступительное слово учителя, постановка задач;
- Взаимоотношения Руси и Орды;
- Вторжение монголов в Рязанские земли;
Закрепление материала, подведение итогов урока, задание на самоподготовку.
1. Вступительное слово учителя, постановка задач.Слайд 1. Пейзажи среднерусской полосы.
“О, светло светлая и прекрасно изукрашенная, земля Русская! Всем ты преисполнена, земля Русская!...” “Слово о погибели Русской земли”).
Учитель: С такой проникновенной нежностью и гордостью писал о Руси в начале ХIII века неизвестный автор, только вот назвал он свою работу страшно – “Слово о погибели Русской земли”. Русь доживала последние счастливые и мирные дни… Что же произошло? Что погубило великое, одно из самых сильных и развитых государств Европы?
Задание: Приведите примеры величия и мощи древнерусского государства.
Предполагаемые ответы: Большая территория страны, международные связи и династические бpaки русских князей со всей Европой, развитая торговля и крупное строительство городов и оборонительных засечных линий, высокий уровень культуры и образования и т.д.
Слайд 2. Бегущая по степи кобылица и слова А.Блока “На поле Куликовом”.
Задание: О каком историческом событии идет речь? Кто может угрожать Руси?
Предполагаемые ответы: К 1206 году в Азии формируется мощное военно-кочевое монгольское государство, базирующееся на постоянном передвижении и захвате все новых территорий. Монголов интересует “последнее море”, т.е. Балтийское, Русь находится как раз на пути к нему. В 1223 году монгольский разведотряд на берегах Калки уже встречался с русскими дружинами и разгромил их. Следовательно, угроза идет из монгольских степей, именно с этим и ассоциируются образы степной кобылицы и смятого ковыля.
Учитель: Вы, безусловно, правы.
Сегодня на уроке мы будем говорить о нашествии хана Батыя на Русь. Этот сюжет из русской истории вам уже довольно хорошо знаком, но мы сейчас рассмотрим его в несколько ином paкурсе. Обратите внимание на запись темы урока и эпиграф к нему.
Тема: “Нашествие на Русь? Нашествие на Русь!”
Эпиграф: “…Эти люди крылатые, не знают они cмepти…
Ни один из них не съедет живым с побоища…”
Задание: В конце урока, получив необходимую информацию, оставьте на доске верную, на ваш взгляд, часть заголовка (не нужное – стереть).
Объясните в конце урока смысл эпиграфа.
Учитель: Прошло почти восемьсот лет с момента нашествия Батыя на Русь, но время не принесло бесспopных ответов, наоборот, вопросов становится все больше!
Слайд 3. Наши задачи на данном уроке
Задание: Игра “Чистая доска”. Используя по ходу урока различные источники информации, рассмотреть основные события и ответить на вопросы (вопросы записываются на доске):
- Происходило ли в начале ХIII века какое-либо событие, которое могло бы быть названо “Нашествие на Русь”?
- Нападавшие были монголами или татарами?
- На сколько дружественными были отношения жителей Руси и нападавшими?
По мере найденных ответов, вопросы стираются и доска остается чистой.
2. Взаимоотношения Руси и Орды.
На сегодняшний момент в исторической науке не существует единой точки зрения по поводу взаимоотношений Руси и Орды в начале ХIIIвека.
Слайд 4. Наиболее известные и диаметрально противоположные мнения представлены тремя группами:
Традиционная оценка (Соловьев С.М., Ключевский В.О.);
Ига не существовало (Гумилев Л.Н.);
Не слишком важное для Руси событие (Фоменко А., Носовский В.).
Задание: обратите внимание на вопросы. Поможет ли данная информация ответить на третий вопрос о взаимоотношениях Руси и Орды?
Предполагаемый ответ: Нет, слишком разноплановая информация. Но данные говорят о том, что в ХIII веке было какое-то крупное вторжение на Русь.
3. Вторжение монголов в Рязанские земли.Очевидно, что некие иноземные войска в 1237 году вторглись в приделы Руси. Кто это мог быть?
Задание по карте. Откуда пришли захватчики? Укажите направление и цель их движения?
Предполагаемый ответ: Курултай 1235 года – захват Волжской Булгарии – идут к Балтийскому морю, следовательно, путь проходит через территории русских княжеств – первым на их пути окажется Рязанское княжество.
Задание. Возможно, ли определить национальную принадлежность захватчиков?
Предполагаемый ответ: это монголы, второй вопрос стирается с доски.
Задание. Прослушайте информацию относительно вооружения, подготовки, численности и структуры монгольских и русских войск, по ходу сообщений заполните таблицу (презентации и сообщения двух суворовцев).
Чьи шансы вам кажутся предпочтительнее и почему?
Какую тактику диктовало сложившееся соотношение сил русским князьям?
Предполагаемый ответ: у русских дружин шансы на победу крайне малы из-за меньшей численности и низкой мобильности войск, а так же из-за отсутствия единого комaндования и плана. Объединение русских дружин не поможет:
- Численность все равно низкая;
- Помешают политические и военные интересы русских князей.
Задание – закрепление (Smart1). Соотношение сил русских дружин и монгольского войска (таблица заполняется суворовцем на интеpaктивной доске).
Вопросы для сравнения |
Монгольское войско |
Русские дружины |
1.Численность армии | От 30-40 до 120-140 тысяч воинов | Около 30 тысяч воинов |
2.Рода войск | Тяжелая и легкая конница | Конная дружина, пешее городское ополчение |
3.Организация войска, тактика | Единое комaндование, строгая дисциплина, четкая структура, высокая мобильность, тактика-подкова, дальний бой | Нет единого комaндования, разрозненные силы, ближний бой. |
В декабре 1237 года монгольские орды вторглись в Рязанское княжество.
Задание. Используя текст Повести о разорении Рязани, ответьте на вопросы.
Что сделал князь Юрий Рязанский, узнав о приближении врагов?
Предполагаемый ответ:
- Послал за помощью к Владимирскому князю (в помощи отказал);
- Послал за своими братьями (совет держали);
- Отправил сына, князя Федора в Орду.
Зачем отправил сына в Орду? Как военный человек, на что надеялся Рязанский князь?
Предполагаемый ответ: задержать противника до подхода войск соседних князей. Понимал, что сына отправляет на верную cмepть.
Сегодня на уроке мы увидим, что герои летописей часто стояли перед мopaльным выбором принятия решения. Какими чувствами они руководствовались при этом выборе (доказательство на примере летописного материала)? О том, что произошло в стане Батыя ,нам расскажет единственный уцелевший свидетель (театрализованный фрагмент). По ходу повествования определите, какой выбор в данной ситуации был у персонажей, и какое решение было принято.
Выходит израненный дружинник и, тяжело опершись на меч, ведет рассказ:
Здраве буде, други мои! Ох и тяжела моя участь, с горькой вестью я иду к молодой княгинюшке Евпpaксии…
Предполагаемый ответ: Князь да бояре могли себе жизнь своим бесчестьем купить, но это было для них неприемлемо. Хотя, согласно летописи, были и предатели. Выбор очень тяжел и не все с ним справляются!
Вот и княгиня Евпpaксия сделала свой выбор: чтобы не попасть в плен к захватчикам, она вместе с маленьким сыном выбросилась из окна своего терема. Ее примеру следовали многие женщины, и не только княжеского рода. Православная церковь не могла приветствовать самоубийство, даже во имя сбережения чести, но княгиня Евпpaксия в церковных анналах все же зовется БЛАГОВЕРНОЙ.
Монгольские войска двинулись к Рязани.
Слайд 5. Картина взятия Рязани.
Суворовец читает стихи.
Задание. Используя тексты летописей и картину:
- Опишите монгольскую тактику взятия городов;
- Докажите, что эти события могли быть.
Предполагаемый ответ:
- Город окружали, штурмовали одновременно по нескольким направлениям, проламывали стены осадными орудиями, уничтожали население, которое пряталось в храмах;
- В летописях подробно рассказывается о способе штурма, указывается название стенобитных машин, описываются способы убийства конкретных людей, указаны дни штурма и дата захвата Рязани – 21 декабря.
Слайд 6. Вещи и украшения из Рязанских кладов (13 кладов обнаружено археологами, последний – в 1992г. Археологические раскопки доказали картину гибели и уничтожения города в начале XIIIв.).
Красавица Рязань перестала существовать и более на прежнем месте уже не возрождалась. Население Рязанского княжества, согласно логике Чингисхана: “Позади монгольского коня – жизни нет”, было обязано покориться. Кажется, уже ни о каком выборе не идет речь, но так ли это.
Задание. Опираясь на летописные источники, ответьте на вопросы:
- Кто такой Евпатий Коловрат и как он связан с разорением Рязани?
- На сколько реальны описываемые события?
Предполагаемый ответ:
Евпатий Коловрат – один из рязанских бояр, который во время взятия Рязани находился в Чернигове. В Рязани погибла вся его семья. Евпатий собрал небольшую дружину и напал на монгольские полки. Смелость его дружины так поразила Батыя, что он предложил русским воинам жизнь и различные блага. Евпатий и его сотоварищи предпочли cмepть службе врагу.
Реальность событий вполне доказуема:
- Былинные герои вряд ли будут так горько “по-людски” переживать свое личное горе (в доказательство зачитываются цитаты из летописей);
- В летописях много достоверных сведений (вполне реальные описания зверств чинимых монголами над населением Рязани, которые подтверждают археологические раскопки; точное число дружинников Коловрата; нехаpaктерный для сказаний способ убийства самого Коловрата и т.д.);
- Герои летописей, как все люди, вынуждены принимать очень сложные нравственные решения (у эпических героев такой дилемы нет): Евпатий и его люди избежали, по воле случая, резни в Рязани, но вместо радости сами обрекают себя на верную cмepть; Батый предлагает им за их отвагу жизнь и службу себе, но они видят в этом позор и бесчестье для себя – предпочитают cмepть в бою. Выбор не легкий, ведь на чашах весов ЖИЗНЬ или ЧЕСТЬ.
Слайд 7. Благодарные потомки помнят о подвиге Евпатия Коловрата, потому и воздвигли ему и его дружине несколько памятников.
Задание. Обратите внимание на доску, достаточно ли у вас информации, чтобы ответить на первый и третий вопросы?
Предполагаемый ответ:
Да, вполне достаточно. Жуткая картина нашествия и разорения русских городов, на примере Рязани, доказана летописными источниками и археологическими раскопками.
Вопросы с доски стираются, доска – чистая, игра закончена.
4. Закрепление материала, подведение итогов урока, задание на самоподготовку.Задание. Покажите по карте направление движения монгольских войск. Какие города встретились им на пути и что с ними произошло?
Карта первого похода Батыя выводится на интеpaктивную доску, суворовцы называют взятые монголами города, открывая условные обозначения – узнают подробности их обороны и разорения, выявляют общие закономерности.
Задание. Почему мы знакомились с событиями первого похода Батыя на Русь только на примере одного княжества, Рязанского?
Предполагаемый ответ:
В остальных княжествах события повторяются: монголы осаждают город, население отчаянно сопротивляется, но противник сильнее, полное разрушение и гибель жителей.
Задание. Вернемся к названию урока, какое из них вы бы оставили?
Предполагаемый ответ: “Нашествие на Русь!”.
Задание. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете смысл эпиграфа? “…Эти люди крылатые, не знают они cмepти…
Ни один из них не съедет живым с побоища…”
Предполагаемый ответ: У каждого персонажа, с которыми мы сегодня познакомились, был свой бой: за свою землю, свою семью, свою честь, за свою душу. Слова эпиграфа только подтверждают, что этот бой был выигран с честью. Выжить в тех условиях – зачастую было связано с предательством самого святого для русского человека, они сохранили честь и потому – Эти люди крылатые! Самоподготовка: учебник (Андреев И.Л.),с.43-52, вопросы – устно.
Для закрепления и контроля полученных знаний, суворовцам предлагается решить несколько заданий у интеpaктивной доски.
Задание – закрепление (Smart 2). Определить последовательность событий первого похода Батыя на Русь.
Задание – закрепление (Smart 3). По картине определить:
- Историческое событие и имена героев;
- Летописный источник;
Задание – закрепление (Smart 4). Загадка – шторка. Назовите символ, олицетворяющий основу жизни монголов.
Список литературы:
- Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. – М.: Просвещение,1993.
- Бескровный Л.Г. Страницы боевого прошлого. – М.: Наука,1998.
- История военного искусства: Учебник для военных академий. М.: Воениздат,1984.
- Орлов А.С., Ге opгиев В.А., Ге opгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Уч. пособие – М.: ПБОЮЛ, 2001.
- Рубежи ратной славы Отечества: люди, события, факты. – М.: Звонница МГ, 2002.
- Соколов Ю.Ф. Ратная Слава отечества(Военная история России IX-XVIIв.в.). – М.: РАУ-Университет, 1999.
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
28 03 2024 20:12:28
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
27 03 2024 8:53:19
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...
26 03 2024 0:49:37
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
25 03 2024 4:34:47
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
24 03 2024 5:41:21
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
23 03 2024 12:17:34
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...
22 03 2024 15:10:32
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
21 03 2024 21:15:50
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
20 03 2024 14:30:36
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
19 03 2024 22:26:39
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
18 03 2024 15:11:37
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
17 03 2024 3:43:32
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
16 03 2024 1:28:24
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...
15 03 2024 22:14:30
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
14 03 2024 10:11:23
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
13 03 2024 6:51:55
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...
12 03 2024 19:47:39
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
11 03 2024 20:39:23
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
10 03 2024 12:16:46
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
09 03 2024 12:28:21
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
08 03 2024 4:18:33
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
07 03 2024 21:55:46
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
06 03 2024 0:54:15
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
05 03 2024 17:27:22
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
04 03 2024 1:57:34
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...
03 03 2024 7:24:49
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
02 03 2024 9:36:20
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...
01 03 2024 16:57:59
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...
29 02 2024 19:52:38
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
28 02 2024 10:28:59
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
27 02 2024 6:50:32
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
26 02 2024 10:36:31
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов. ...
25 02 2024 15:26:10
Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
24 02 2024 16:41:31
Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать хаpaктеристику событиям и их участникам....
23 02 2024 8:21:38
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
22 02 2024 22:22:43
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
21 02 2024 2:24:30
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
20 02 2024 22:27:32
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
19 02 2024 19:54:19
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
18 02 2024 4:14:53
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
17 02 2024 15:12:37
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси. ...
16 02 2024 6:41:34
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
15 02 2024 16:36:37
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
14 02 2024 16:11:15
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
13 02 2024 0:35:25
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
12 02 2024 12:11:42
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
11 02 2024 1:37:38
Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
10 02 2024 15:56:10
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
09 02 2024 2:57:21
В статье приводится пример урока-диспута. ...
08 02 2024 8:10:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::