Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь
Методическая цель:
Формирование навыков социально-активной личности с помощью исторических игр.
Задачи урока:
- Выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения;
- На примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения;
- Использовать различные игровые задания для развития интереса суворовцев к историческим событиям на уроке и закрепления полученных ими знаний.
Цели урока:
- Познакомиться с историческими событиями времен первого похода Батыя на Русь на примере разорения Рязанского княжества;
- Рассмотреть возможные способы критического осмысления стандартных исторических ситуаций через работу с текстовой, картографической и иллюстративной информацией;
- Отработать навыки анализа доступной информации, умения делать самостоятельные обобщающие выводы, способность доказывать (на основе фактов) свою точку зрения.
Методы работы:
На уроке использовались: частично-поисковый метод, с постановкой проблемы и применением различных игровых видов контроля;
Оборудование:
Карта на доске, атласы на партах, интеpaктивная доска, презентации учеников и учителя к уроку, дидактический материал на партах, реквизит для театрализованного фрагмента (кольчуга, меч, шлем).
Опережающее задание:
- Подготовка кратких сообщений о численности, вооружении, тактике и организации русских дружин и монгольского войска с помощью презентаций (2 человека);
- Подбор и прочтение стихотворения о разорении Рязани (1 человек);
- Стилизация летописного текста “Повесть о разорении Рязани Батыем” и подготовка театрализированного фрагмента (1 человек);
- Знакомство взвода с текстами документальных источников: Тверская и Ипатьевская летописи, Повесть о разорении Рязани Батыем (за 24 часа до урока).
План урока:
- Вступительное слово учителя, постановка задач;
- Взаимоотношения Руси и Орды;
- Вторжение монголов в Рязанские земли;
Закрепление материала, подведение итогов урока, задание на самоподготовку.
1. Вступительное слово учителя, постановка задач.Слайд 1. Пейзажи среднерусской полосы.
“О, светло светлая и прекрасно изукрашенная, земля Русская! Всем ты преисполнена, земля Русская!...” “Слово о погибели Русской земли”).
Учитель: С такой проникновенной нежностью и гордостью писал о Руси в начале ХIII века неизвестный автор, только вот назвал он свою работу страшно – “Слово о погибели Русской земли”. Русь доживала последние счастливые и мирные дни… Что же произошло? Что погубило великое, одно из самых сильных и развитых государств Европы?
Задание: Приведите примеры величия и мощи древнерусского государства.
Предполагаемые ответы: Большая территория страны, международные связи и династические бpaки русских князей со всей Европой, развитая торговля и крупное строительство городов и оборонительных засечных линий, высокий уровень культуры и образования и т.д.
Слайд 2. Бегущая по степи кобылица и слова А.Блока “На поле Куликовом”.
Задание: О каком историческом событии идет речь? Кто может угрожать Руси?
Предполагаемые ответы: К 1206 году в Азии формируется мощное военно-кочевое монгольское государство, базирующееся на постоянном передвижении и захвате все новых территорий. Монголов интересует “последнее море”, т.е. Балтийское, Русь находится как раз на пути к нему. В 1223 году монгольский разведотряд на берегах Калки уже встречался с русскими дружинами и разгромил их. Следовательно, угроза идет из монгольских степей, именно с этим и ассоциируются образы степной кобылицы и смятого ковыля.
Учитель: Вы, безусловно, правы.
Сегодня на уроке мы будем говорить о нашествии хана Батыя на Русь. Этот сюжет из русской истории вам уже довольно хорошо знаком, но мы сейчас рассмотрим его в несколько ином paкурсе. Обратите внимание на запись темы урока и эпиграф к нему.
Тема: “Нашествие на Русь? Нашествие на Русь!”
Эпиграф: “…Эти люди крылатые, не знают они cмepти…
Ни один из них не съедет живым с побоища…”
Задание: В конце урока, получив необходимую информацию, оставьте на доске верную, на ваш взгляд, часть заголовка (не нужное – стереть).
Объясните в конце урока смысл эпиграфа.
Учитель: Прошло почти восемьсот лет с момента нашествия Батыя на Русь, но время не принесло бесспopных ответов, наоборот, вопросов становится все больше!
Слайд 3. Наши задачи на данном уроке
Задание: Игра “Чистая доска”. Используя по ходу урока различные источники информации, рассмотреть основные события и ответить на вопросы (вопросы записываются на доске):
- Происходило ли в начале ХIII века какое-либо событие, которое могло бы быть названо “Нашествие на Русь”?
- Нападавшие были монголами или татарами?
- На сколько дружественными были отношения жителей Руси и нападавшими?
По мере найденных ответов, вопросы стираются и доска остается чистой.
2. Взаимоотношения Руси и Орды.
На сегодняшний момент в исторической науке не существует единой точки зрения по поводу взаимоотношений Руси и Орды в начале ХIIIвека.
Слайд 4. Наиболее известные и диаметрально противоположные мнения представлены тремя группами:
Традиционная оценка (Соловьев С.М., Ключевский В.О.);
Ига не существовало (Гумилев Л.Н.);
Не слишком важное для Руси событие (Фоменко А., Носовский В.).
Задание: обратите внимание на вопросы. Поможет ли данная информация ответить на третий вопрос о взаимоотношениях Руси и Орды?
Предполагаемый ответ: Нет, слишком разноплановая информация. Но данные говорят о том, что в ХIII веке было какое-то крупное вторжение на Русь.
3. Вторжение монголов в Рязанские земли.Очевидно, что некие иноземные войска в 1237 году вторглись в приделы Руси. Кто это мог быть?
Задание по карте. Откуда пришли захватчики? Укажите направление и цель их движения?
Предполагаемый ответ: Курултай 1235 года – захват Волжской Булгарии – идут к Балтийскому морю, следовательно, путь проходит через территории русских княжеств – первым на их пути окажется Рязанское княжество.
Задание. Возможно, ли определить национальную принадлежность захватчиков?
Предполагаемый ответ: это монголы, второй вопрос стирается с доски.
Задание. Прослушайте информацию относительно вооружения, подготовки, численности и структуры монгольских и русских войск, по ходу сообщений заполните таблицу (презентации и сообщения двух суворовцев).
Чьи шансы вам кажутся предпочтительнее и почему?
Какую тактику диктовало сложившееся соотношение сил русским князьям?
Предполагаемый ответ: у русских дружин шансы на победу крайне малы из-за меньшей численности и низкой мобильности войск, а так же из-за отсутствия единого комaндования и плана. Объединение русских дружин не поможет:
- Численность все равно низкая;
- Помешают политические и военные интересы русских князей.
Задание – закрепление (Smart1). Соотношение сил русских дружин и монгольского войска (таблица заполняется суворовцем на интеpaктивной доске).
Вопросы для сравнения |
Монгольское войско |
Русские дружины |
1.Численность армии | От 30-40 до 120-140 тысяч воинов | Около 30 тысяч воинов |
2.Рода войск | Тяжелая и легкая конница | Конная дружина, пешее городское ополчение |
3.Организация войска, тактика | Единое комaндование, строгая дисциплина, четкая структура, высокая мобильность, тактика-подкова, дальний бой | Нет единого комaндования, разрозненные силы, ближний бой. |
В декабре 1237 года монгольские орды вторглись в Рязанское княжество.
Задание. Используя текст Повести о разорении Рязани, ответьте на вопросы.
Что сделал князь Юрий Рязанский, узнав о приближении врагов?
Предполагаемый ответ:
- Послал за помощью к Владимирскому князю (в помощи отказал);
- Послал за своими братьями (совет держали);
- Отправил сына, князя Федора в Орду.
Зачем отправил сына в Орду? Как военный человек, на что надеялся Рязанский князь?
Предполагаемый ответ: задержать противника до подхода войск соседних князей. Понимал, что сына отправляет на верную cмepть.
Сегодня на уроке мы увидим, что герои летописей часто стояли перед мopaльным выбором принятия решения. Какими чувствами они руководствовались при этом выборе (доказательство на примере летописного материала)? О том, что произошло в стане Батыя ,нам расскажет единственный уцелевший свидетель (театрализованный фрагмент). По ходу повествования определите, какой выбор в данной ситуации был у персонажей, и какое решение было принято.
Выходит израненный дружинник и, тяжело опершись на меч, ведет рассказ:
Здраве буде, други мои! Ох и тяжела моя участь, с горькой вестью я иду к молодой княгинюшке Евпpaксии…
Предполагаемый ответ: Князь да бояре могли себе жизнь своим бесчестьем купить, но это было для них неприемлемо. Хотя, согласно летописи, были и предатели. Выбор очень тяжел и не все с ним справляются!
Вот и княгиня Евпpaксия сделала свой выбор: чтобы не попасть в плен к захватчикам, она вместе с маленьким сыном выбросилась из окна своего терема. Ее примеру следовали многие женщины, и не только княжеского рода. Православная церковь не могла приветствовать самоубийство, даже во имя сбережения чести, но княгиня Евпpaксия в церковных анналах все же зовется БЛАГОВЕРНОЙ.
Монгольские войска двинулись к Рязани.
Слайд 5. Картина взятия Рязани.
Суворовец читает стихи.
Задание. Используя тексты летописей и картину:
- Опишите монгольскую тактику взятия городов;
- Докажите, что эти события могли быть.
Предполагаемый ответ:
- Город окружали, штурмовали одновременно по нескольким направлениям, проламывали стены осадными орудиями, уничтожали население, которое пряталось в храмах;
- В летописях подробно рассказывается о способе штурма, указывается название стенобитных машин, описываются способы убийства конкретных людей, указаны дни штурма и дата захвата Рязани – 21 декабря.
Слайд 6. Вещи и украшения из Рязанских кладов (13 кладов обнаружено археологами, последний – в 1992г. Археологические раскопки доказали картину гибели и уничтожения города в начале XIIIв.).
Красавица Рязань перестала существовать и более на прежнем месте уже не возрождалась. Население Рязанского княжества, согласно логике Чингисхана: “Позади монгольского коня – жизни нет”, было обязано покориться. Кажется, уже ни о каком выборе не идет речь, но так ли это.
Задание. Опираясь на летописные источники, ответьте на вопросы:
- Кто такой Евпатий Коловрат и как он связан с разорением Рязани?
- На сколько реальны описываемые события?
Предполагаемый ответ:
Евпатий Коловрат – один из рязанских бояр, который во время взятия Рязани находился в Чернигове. В Рязани погибла вся его семья. Евпатий собрал небольшую дружину и напал на монгольские полки. Смелость его дружины так поразила Батыя, что он предложил русским воинам жизнь и различные блага. Евпатий и его сотоварищи предпочли cмepть службе врагу.
Реальность событий вполне доказуема:
- Былинные герои вряд ли будут так горько “по-людски” переживать свое личное горе (в доказательство зачитываются цитаты из летописей);
- В летописях много достоверных сведений (вполне реальные описания зверств чинимых монголами над населением Рязани, которые подтверждают археологические раскопки; точное число дружинников Коловрата; нехаpaктерный для сказаний способ убийства самого Коловрата и т.д.);
- Герои летописей, как все люди, вынуждены принимать очень сложные нравственные решения (у эпических героев такой дилемы нет): Евпатий и его люди избежали, по воле случая, резни в Рязани, но вместо радости сами обрекают себя на верную cмepть; Батый предлагает им за их отвагу жизнь и службу себе, но они видят в этом позор и бесчестье для себя – предпочитают cмepть в бою. Выбор не легкий, ведь на чашах весов ЖИЗНЬ или ЧЕСТЬ.
Слайд 7. Благодарные потомки помнят о подвиге Евпатия Коловрата, потому и воздвигли ему и его дружине несколько памятников.
Задание. Обратите внимание на доску, достаточно ли у вас информации, чтобы ответить на первый и третий вопросы?
Предполагаемый ответ:
Да, вполне достаточно. Жуткая картина нашествия и разорения русских городов, на примере Рязани, доказана летописными источниками и археологическими раскопками.
Вопросы с доски стираются, доска – чистая, игра закончена.
4. Закрепление материала, подведение итогов урока, задание на самоподготовку.Задание. Покажите по карте направление движения монгольских войск. Какие города встретились им на пути и что с ними произошло?
Карта первого похода Батыя выводится на интеpaктивную доску, суворовцы называют взятые монголами города, открывая условные обозначения – узнают подробности их обороны и разорения, выявляют общие закономерности.
Задание. Почему мы знакомились с событиями первого похода Батыя на Русь только на примере одного княжества, Рязанского?
Предполагаемый ответ:
В остальных княжествах события повторяются: монголы осаждают город, население отчаянно сопротивляется, но противник сильнее, полное разрушение и гибель жителей.
Задание. Вернемся к названию урока, какое из них вы бы оставили?
Предполагаемый ответ: “Нашествие на Русь!”.
Задание. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете смысл эпиграфа? “…Эти люди крылатые, не знают они cмepти…
Ни один из них не съедет живым с побоища…”
Предполагаемый ответ: У каждого персонажа, с которыми мы сегодня познакомились, был свой бой: за свою землю, свою семью, свою честь, за свою душу. Слова эпиграфа только подтверждают, что этот бой был выигран с честью. Выжить в тех условиях – зачастую было связано с предательством самого святого для русского человека, они сохранили честь и потому – Эти люди крылатые! Самоподготовка: учебник (Андреев И.Л.),с.43-52, вопросы – устно.
Для закрепления и контроля полученных знаний, суворовцам предлагается решить несколько заданий у интеpaктивной доски.
Задание – закрепление (Smart 2). Определить последовательность событий первого похода Батыя на Русь.
Задание – закрепление (Smart 3). По картине определить:
- Историческое событие и имена героев;
- Летописный источник;
Задание – закрепление (Smart 4). Загадка – шторка. Назовите символ, олицетворяющий основу жизни монголов.
Список литературы:
- Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. – М.: Просвещение,1993.
- Бескровный Л.Г. Страницы боевого прошлого. – М.: Наука,1998.
- История военного искусства: Учебник для военных академий. М.: Воениздат,1984.
- Орлов А.С., Ге opгиев В.А., Ге opгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Уч. пособие – М.: ПБОЮЛ, 2001.
- Рубежи ратной славы Отечества: люди, события, факты. – М.: Звонница МГ, 2002.
- Соколов Ю.Ф. Ратная Слава отечества(Военная история России IX-XVIIв.в.). – М.: РАУ-Университет, 1999.
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
18 03 2024 21:17:54
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
17 03 2024 9:27:27
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
16 03 2024 22:56:20
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья. ...
15 03 2024 22:57:31
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
14 03 2024 14:59:48
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
13 03 2024 17:23:16
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии. ...
12 03 2024 7:12:37
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
11 03 2024 19:16:13
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
10 03 2024 7:14:41
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
09 03 2024 19:25:41
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
08 03 2024 13:58:47
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
07 03 2024 11:29:10
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
06 03 2024 12:26:33
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования. ...
05 03 2024 12:31:47
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
04 03 2024 7:37:46
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции. ...
03 03 2024 9:19:43
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
02 03 2024 23:47:55
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
01 03 2024 9:20:59
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
29 02 2024 6:33:52
Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
28 02 2024 10:31:41
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
27 02 2024 5:32:32
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
26 02 2024 18:47:20
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
25 02 2024 8:50:43
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
24 02 2024 11:14:23
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
23 02 2024 16:47:40
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
22 02 2024 22:38:18
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
21 02 2024 21:29:32
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
20 02 2024 18:28:24
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
19 02 2024 14:20:21
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
18 02 2024 8:48:28
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
17 02 2024 8:43:18
Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...
16 02 2024 23:12:24
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
15 02 2024 8:42:55
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
14 02 2024 15:39:47
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
13 02 2024 11:30:58
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
12 02 2024 7:28:21
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
11 02 2024 22:32:47
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
10 02 2024 19:42:52
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
09 02 2024 12:24:48
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
08 02 2024 20:57:28
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
07 02 2024 11:51:19
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
06 02 2024 14:30:18
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
05 02 2024 19:27:27
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер. ...
04 02 2024 23:12:28
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
03 02 2024 9:22:45
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
02 02 2024 2:33:38
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
01 02 2024 16:11:41
Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию. ...
31 01 2024 11:42:36
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
30 01 2024 6:16:43
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
29 01 2024 22:47:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::