Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"

Цели урока

  • ознакомление с историей родного села в годы Великой Отечественной войны,
  • воспитание патриотизма, любви к малой родине,
  • обучение приемам исследовательской деятельности,
  • развитие речи учащихся, устной и письменной, обучение написанию очерка,
  • обучение выразительному чтению стихов.

Оборудование: экспонаты школьного краеведческого музея, мультимедийный проектор.Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Ход урока

Учащиеся выступают в роли экскурсоводов –ведущих, биографов, подготовивших в результате исследовательской работы рассказы о земляках-участниках войны, следопытов, написавших очерки о члeнах их семей-участниках войны и чтецов, исполняющих стихи поэтов-воинов Великой Отечественной.

1 экскурсовод: Россия… Необъятны ее просторы, велики природные богатства, поучительна история, творимая народами, населяющими ее территорию. История нашего села Кузайкино может затеряться в величии деяний Большой Родины. Однако постигнуть значимость великой страны можно и через Малую Родину. Для этого необходимо вернуться к истокам, к той земле, которая вскормила предков и растит нынешнее поколение.

Не знать историю своей Малой Родины - значит не уважать себя и своих предков.

Жители села Кузайкино переживали резкие повороты в общественном устройстве, участвовали в войнах, погибали в боях за Отечество. Село внесло свой вклад в историю государства. А как известно, история государства, складывалась и складывается из больших и малых дел своих граждан.

2 экскурсовод: 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Немалый вклад в победу над врагом внесли в годы Великой Отечественной войны жители села Кузайкино. (слайд №1)

1 чтец: Сурков А. «Присягаем Победой».

1 экскурсовод: 157 человек ушли на фронт из нашего села. (слайд № 2). На разных фронтах сражались наши односельчане. Среди них были и мужчины и женщины.

Биограф 1: Одной из таких героических женщин была наша односельчанка Клавдия Ефимовна Хаева.(слайд №3)

Клавдия Ефимовна 17- летней девчонкой ушла на фронт. 9 месяцев стояла их часть в Казани, охраняя пороховой завод. В апреле 1944 года,ее отправили в Западную Белоруссию. Дeвyшка принимала участие в боях на реке Припять.

Фронт двигался дальше на запад, вместе с другими шагала юная Клавдия, освобождала город Брест.

В августе 1945 года вернулась на Родину в село Кузайкино. Прожив 1 год в Кузайкино, Клавдия Ефимовна уехала на Дальний Восток и там прожила до пенсии.

После выхода на заслуженный отдых вернулась в родное село.

Вспоминает Клавдия Ефимовна: «Когда наша часть подошла к реке, мост был взорван, 1000 человек восстанавливали его. Фашисты стремились уничтожить этот мост, чтобы помешать нашим войскам переправиться на другой берег и освобождать наши города и сёла. Но это им не удалось, наши бойцы зорко охраняли подступы к реке. Через несколько дней фашисты сбросили десант, десантники должны были взорвать мост. Но наутро они были уничтожены».

2 экскурсовод: Вот такая судьба была у этой дeвyшки. Вам, наверное, известно, что она была последним живым ветераном нашего села. В даный момент у нас нет ни одного живого ветерана войны.

Чтецы 2 и 3 читают стихотворения Ю.Друниной «Я ушла из детства» и «Я только раз видала рукопашный»

1экскурсовод: Немаловажный вклад в победу над фашисткой Германией внес наш земляк Никон Иванович Кашаприн. (слайд № 4)

2 биограф. В августе 1942 года 18 – летним юношей Никон Иванович был призван в ряды Красной Армии. Учился на бронебойщика, на курсах младших комaндиров. Попал в 25-ю Гвардейскую минометную бригаду «катюш», где принял первое боевое крещение. Участвовал в разгроме фашистов во время Ржевско–Вяземской операции войск Западного фронта зимой – весной 1943 года. Был ранен в голову. Пролежал в госпитале 2 месяца. Летом 1943 года участвовал в разгроме фашистской армии в курско-орловской битве. Освобождал Орловщину, Смоленщину, Белоруссию. Ранен в ногу – опять госпиталь. В 1944 году вместе с бригадой воевал в составе войск Карельского фронта зимой на кандалакшском направлении, а летом форсировал реку Свирь. Прошел с боями всю Карелию – по рекам и озерам, по сопкам и горам. Осенью освобождал Советское заполярье, дошел до норвежского города Киркинес. В 1945 году в составе первого Белорусского фронта форсировал Вислу, освобождал Варшаву. Воевал с фашистами на территории Польши. Принимал активное участие в штурме Берлина, дошел до Эльбы, встретился с американцами. В Германии находился до февраля 1947 года. В феврале демобилизован, вернулся в родное село.

После войны долгое время работал тpaктористом - комбайнером, бригадиром тpaкторной бригады. За хороший, честный, добросовестный труд награжден орденом Октябрьской революции. Вырастил 10 детей.

В 1980 году был в Москве, на встрече ветеранов своего полка, где встретился с друзьями военных лет.

4 чтец читает стихотворение А.Твардовского «В тот день, когда окончилась война»

Летом 1988 года Никон Иванович умер

2 экскурсовод.Еще один наш односельчанин-ветеран - Александр Тимофеевич Шмонов.(слайд №5)

3 биограф: Александр Тимофеевич был непосредственным участником Великой Отечественной войны. В 2011 году ему исполнилось 96 лет. Сейчас он живет в городе Заинске Республики Татарстан.

Когда началась война, Александру Тимофеевичу шел 25–й год, к этому времени он уже отслужил в рядах Красной Армии. Известие о вероломном нападении фашистской Германии на СССР как и большинство людей страны застало труженика Кузайкинского МТС врасплох, в то время еще никто не знал, какая по масштабам трагедия разворачивается на их земле.

В июле Александру Тимофеевичу пришла повестка из Акташского райвоенкомата. Из Казани он, вновь надевший солдатскую форму был отправлен в Тулу, где располагался 653 батальон аэродромного обслуживания. Там он служил радистом, обслуживал истребители и бомбардировщики дальнего действия. Связь с ними держали с помощью азбуки Морзе.

Когда к Туле подошли вражеские части, их батальон перебазировали в Сталиногорск, а затем Александра Тимофеевича перевели в 142 авиадивизию, там и застала его весть о Победе.

«Узнали о ней по радио, радости не было предела, ликовали все. На этом закончилась и моя, волей судьбы растянувшаяся на восемь лет, армейская карьера», - вспоминает Александр Тимофеевич.

Далеко в прошлом остались лишения, связанные с войной и послевоенной разрухой, но и сегодня Александр Тимофеевич вспоминает, как пережили те неимоверно тяжелые годы, вкус лепешек из лебеды, гнилой картошки и болтушки с ржаной мукой.

Александр Тимофеевич имеет множество медалей и орденов, которые бережно хранит и, рассказывая о военных событиях, со слезами на глазах показывает их детям, которые часто приглашают его к себе в школу. За много лет не осталось у ветерана ненависти к врагу: «Они ведь просто выполняли приказ. А то, что случилась война, так это не военные виноваты. Войну начинают политики».

И сегодня Александр Тимофеевич не сомневается: «Армия нужна. Но главное, чтобы там дедовщины не было».

1 экскурсовод. Из 157 ушедших на фронт наших односельчан 99 погибли, защищая Родину. Многие остались лежать в братских и одиночных могилах в Подмосковье, под Сталинградом, на Украине, в Прибалтике, во многих странах Европы. Имена их занесены в Книгу Памяти.(слайд №6)
В войну похоронки приходили почти в каждый дом, для всех это было большим горем. Беда не обошла стороной ни одну сельскую избу. Где один – два погибших, а где – то четыре – пять – считай, весь род истрeблен.

Пример тому семья Ванякиных, где погибли четыре сына – Петр Николаевич, Федор Николаевич, Илья Николаевич, Фрол Николаевич. Семья Нуждиных - трое погибших: Иван Алексеевич, Дмитрий Алексеевич, Степан Алексеевич.

В сквере Дома культуры села Кузайкино находится обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны. На обелиске написаны фамилии воинов, жителей села Кузайкино, павших в годы войны.(слайд №7)

5 чтец читает стихотворение С.Орлова «Его зарыли в шар земной»

Объявляется минута молчания

2 экскурсовод. Особая страница военной истории – кузайкинский тыл. Трудоспособные мужчины уходили на фронт, на их место становились женщины и дети.Люди в тылу работали, не считаясь со временем, не зная отдыха, отдавая все силы на помощь фронту.

Женщины села вязали теплые вещи, ткали холсты, шили кисеты, сушили картофель и отправляли на фронт.

Бывало, что на себе пахали огород и боронили. Запрягались и тянули тяжёлый плуг. Работали летом по 20 часов в сутки, очень уставали, но понимали: на фронте еще тяжелее, и делали все, чтобы помочь победить нашим солдатам. Каждая семья отдавала фронту по 250 литров молока в год, по 100 яиц, по 40 кг мяса, кожу, по два килограмма шерсти с одной головы, картошку, также в фонд обороны платили налог со скотины, военный заем, налог с земли.

1 следопыт. Из воспоминаний жительницы села Кузайкино Токаревой Антонины Ивановны 1915 года рождения: « Я всю войну проработала на тpaкторе, но никогда не жаловалась на усталость. Самым трудным временем для меня было время, когда я проводила мужа на войну и осталась с пятью детьми. Но страшное испытание ждало меня впереди, когда в 1943 - 1944 гг от голода и болезни умерло трое моих детей».

2 следопыт. Из дневника учителя школы Василия Максимовича Кочемасова, который он вел с 1938 года до конца войны:

-Колхозница вела свою лошадь в упряжке, а лошадь не идет и вдруг падает. Женщина ее и так и сяк, но лошадь не встает. Подошли еще люди, чтобы помочь ей, но лошадь уже была мертва .Потом ее навалили сообща лошадь на сани, а другую впрягли, чтобы свезти труп с дороги. Но и вторую лошадь ждала такая же участь. Пришлось колхозникам самим запрячься и отвезти трупы обеих лошадей.

3 следопыт. Кормить скот в войну было нечем, все крыши раскрывались и скармливались скоту. Всю весну и лето дома протекали, а осенью после уборки хлебов их опять покрывали соломой. Весной лошадей и коров привязывали веревкой за перекладины, чтобы они не упали. Если они упадут или лягут, то сами уже не поднимутся.

2 экскурсовод. Особенно тяжелым для жителей села Кузайкино был 1943 год, они проработали весь год бесплатно, лишь в конце года им выдали по восемь килограммов муки. Но как - то выжили, даже трудно представить.

1 экскурсовод.В военное лихолетье хлебнули горя сполна и колхозники, и интеллигенция.

Учителя принимали самое активное участие во всех делах села. Они были не только агитаторами, но и трудились в поле, на току, в лесу на заготовке дров для школы, для матерей и вдов погибших на фронтах Отечественной войны.

Как только учителя услышали слово «война», буквально на второй - третий день все учителя школы были на месте, без всякого вызова вернулись на место работы. Шла мобилизация и все школьные дела легли на плечи учителей. Надеяться, что кто – то сделает ремонт школы и заготовит дрова, было нельзя. К тому же началась страда в поле. Хлеб уpoдился хороший, а убирать было нечем и некому. Все люди, что остались в Кузайкино, от детей до стариков, вышли в поле с серпами. Круглыми сутками люди работали в поле, на току, на сушилке. И вместе со всеми на сельхозработах трудились учителя.

Учителя ежедневно сообщали кузайкинцам сводки информбюро. Радио и газет не было. Сводки слушали в сельском Совете по телефону, записывали и затем распространяли среди населения.

Все виды работ, которые пришлось испытать учителю, не перечислить. Спали по 5- 6 часов в сутки, а остальное время работали в школе, в поле и среди населения.

Непосильные испытания легли на детские неокрепшие плечи в дни войны.

4 следопыт. Несмотря на трудности, дети с первого по седьмой классы ходили в школу. Много учеников было из соседних деревень. Тетрадей не было, писали на старых газетах и списанных книгах. Зимой было очень холодно, сидели в шапках . Хотя дрова летом готовили, но привезти их из леса было сложно, весь трaнcпорт на школу – один бык. На нем и возили дрова. Весной свои сложности: распутица, все овраги заполнены водой, трудно и опасно пускаться в путь даже на лошади. Ученики же каждую субботу шли домой за 20 и более километров и возвращались в школу в понедельник к 9 часам в школу. Был случай с Галиной Глушковой из 10 класса, она жила в Полянках. Пришла в понедельник, сидит бледная на уроке, вся посинела. Из лаптей вода течет, а под партой лежит ее провизия на неделю: полведра картошки, полкаравая хлеба из суррогата. Даже не пожаловалась, что замерзла. Учеников с восьмого по десятый класс было мало, хотя учиться хотели многие, но не позволяли материальные условия. За обучение в старших классах надо было платить по 150 рублей.

5 следопыт – ученик школы рассказывает о своем дедушке, который был учеником школы в военные годы.

Я, Вотяков Антон, хочу рассказать о своем дедушке Вотякове Борисе Николаевиче.

Мой дедушка - Боря был ребёнком войны, жил он в селе Кузайкино. Когда началась война, ему было пять лет. Он жил с родителями и сестрой Наташей. После того как прадедушку Николая мобилизовали в армию, жить стало труднее. Когда прадедушка уходил на войну он пpaбабушке Марии наказывал: «Если будет трудно, всё продай, но корову не продавай, из последних сил готовьте корм для коровы, она вас выручит в трудное время».

В 1943г дедушка пошёл в школу, ему было 8 лет, в первом классе у них было 42 ученика. Хоть и было трудное время, дети охотно учились. Было и такое что, не в чем было ходить в школу, не было одежды, обуви, многие ходили в лаптях, осенью и весной к лаптям прибивали колодки, так спасались от воды и грязи, ведь асфальта не было. Дедушка часто вспоминает свою учительницу Анну Аркадьевну, которая ходила по домам и давала задание, а потом проверяла. В классах всегда было холодно, иногда писали в варежках. Карандашей и ручек почти не было. Часто не было чернил, насыпали сажу в воду и писали. Однажды одна бабушка - соседка в 1943году подарила дедушке карандаш за то, что он ей часто пригонял корову из стада. Это было для него большой радостью. Осенью при уборке урожая вся школа уходила собирать колоски, за каждый килограмм себе оставляли 100граммов. Часто дети приходили в школу расстроенные и заплаканные, потому что почтальон приносил им похоронки – это извещение о cмepти их отцов или братьев. Так в первый год войны погиб мамин прадедушка Степан, а вскоре погиб и его сын. За войну похоронки приходили почти в каждый дом, для всех это было большим горем.

В школе для детей готовили обеды: брали две ложки муки, заваривали её в кипяченой воде, и давали каждому ребенку. По словам дедушки, это очень поддерживало.

Из воспоминаний дедушки я узнал, что многие дети голодали. Многодетным семьям было особенно тяжело. Летом переходили на подножный корм. Мешками с лугов приносили листья коневника и все варили в большем котле с двумя - тремя картофелинами. Садились за большой стол, если было молоко, то добавляли его в эту похлебку. Кроме этого, собирали молодые листья липы, сушили, терли, пекли лепёшки, их есть без молока было очень трудно. Однажды весной соседка тетя Нюра дала дедушке три картофелины, он их испёк и съел вместе с кожурой, было очень вкусно.

Иногда приходила помощь из Америки. Так однажды пpaбабушка ушла в соседнюю деревню Гулькино за продовольствием. Дедушка Боря просидел на мосту через реку Кичуй весь день, ждал маму, так сильно хотелось есть.

Шло время, война закончилась, и отцы начали возвращаться, жизнь начала налаживаться.

Вот такое трудное детство было у моего дедушки. Но это не помешало ему стать хорошим человеком, получить образование и всю жизнь посвятить детям, ведь он бывший учитель. Всю жизнь проработал в школе, где и я сейчас учусь, где все есть для хорошей учебы.

Чтец читает стихотворение М. Исаковского « Слово о России»

6 следопыт:Ученица рассказывает о своей бабушке, которая была дeвoчкой в годы войны.

«Ах, война, война, война,
Чужая тетка, стepва она».

Как точно передают эти строчки войну, которая периодически приходит в разные уголки земного шара. Не холит, не лелеет она, а обижает всех подряд, не глядя. И сильнее всего страдают от нее дети. Эти беззащитные, слабые и прекрасные создания на земле. Сколько горя, страданий, нужды испытывают они во время этой страшной лихорадки.

Дети войны. Кто они? Что из себя представляют? Чем живут? Я никогда не задавала себе этот вопрос. Хотя видела по телевизору передачи, посвященные горячим точкам. Видела на экране тех детей, которые оказались в центре событий. Мне казалось, что они ничем не отличаются от нас. Разве только выражением глаз, выдающих страх, боль, грусть. Да слезами горечи, катящимися по щекам.

А еще я слышала рассказы о той далекой войне, которая была более полувека назад. И как-то не осознавала, что дети той далекой войны живут рядом с нами. Мы каждый день встречаемся с ними, общаемся или просто проходим мимо. Это они - больные, пожилые, с огромным жизненным опытом, прошедшие все ужасы страшной войны. Как же вам жилось? Задавшись этим вопросом, я решила подробнее узнать о них, об их жизни. Просмотрев материалы нашего школьного историко – краеведческого музея, расспросив свою бабушку Неклюдову Тамару Константиновну 1938 года рождения (ведь она тоже является ребенком войны), я ужаснулась всему. Тем непосильным испытаниям, которые легли на детские неокрепшие плечи. Дети постарше наравне с взрослыми выполняли все виды работ: пахали, сеяли, убирали хлеб, ходили на заготовку кормов и дров. И все это вручную, на себе. Единственная тяговая сила – это лошадь. Младшие же выполняли всю работу по дому. Очень трудно было в зимний период. Холодно, голодно. Не было одежды, чтобы выйти на улицу. Лапти да ветхая одежонка не спасали от холода. Единственное спасение – это печка. Но чтобы ее протопить, нужны дрова, а порой и их не хватало. Приходилось идти в лес и нести на себе вязанку дров. С нетерпением ждали лета, когда можно отогреться и хоть что-то поесть. Ведь еды не хватало, да и не из чего было ее сварить. А летом большое количество травы. Собирали лебеду, коневник, липовые листья. Мололи ильмовую кору и из нее пекли лепешки. Даже замерзшая гнилая картошка шла в пищу. Хлеб на столе был великим праздником. Теперь я понимаю бабулю, почему она всегда говорит, что хлеб нужно доедать. Она сама удивляется, как это они выжили в такое время, и плачет при воспоминаниях.

Послушав рассказ бабули, почитав воспоминания односельчан, я поняла какая это беда – война. Люди, давайте будем добрее друг к другу, терпимее. Давайте сделаем все, чтобы нас никогда не постигла злобная тетка. Я заклинаю вас!

1 экскурсовод: 9 мая 1945 года стал днем, когда закончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 27 миллионов советских людей погибли в этой войне. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь о войнах. Наши односельчане внесли огромный, незабываемый вклад в историю страны. (слайд 8 – 11)

Все участники поют песню «Хотят ли русские войны» на стихи Е. Евтушенко.

Презентация.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 4:18:38

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 23:11:40

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 2:50:49

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 16:30:52

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 16:12:53

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 20:28:41

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 21:30:44

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 20:59:22

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 9:40:24

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 11:19:54

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 12:11:36

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 22:21:50

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 15:21:52

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 22:18:24

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 20:38:14

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 4:46:32

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 11:40:13

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 3:43:11

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 0:33:24

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 1:57:52

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 14:57:44

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 6:11:29

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 22:16:14

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 21:19:58

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 13:59:59

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 16:45:22

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 3:27:47

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 10:55:23

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 2:52:40

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 9:51:48

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 17:29:56

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 12:37:38

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 9:54:58

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 1:21:32

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 14:49:41

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 20:28:47

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 15:22:35

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 17:29:44

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 4:29:52

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 20:59:39

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 4:12:47

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 3:38:32

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 13:27:19

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 0:21:24

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 11:27:19

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 0:10:42

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 8:40:24

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 19:10:28

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 20:18:12

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 7:56:48

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::