"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс


    "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс


Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. в СССР.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений.

Цели и задачи урока:

  • актуализировать знания обучающихся о 1930-х гг. в СССР;
  • способствовать критическому осмыслению трагической истории нашей страны через судьбы конкретных людей, живущих в ту эпоху;
  • развивать умение работать с историческими документами, критически анализировать материал;
  • формировать индивидуальный стиль поведения, основанный на лучших качествах педагогов;
  • создать условия для выработки обучающимися ценностных установок на неприятие жестокости, уважение своего достоинства и достоинства другого человека.

Методы обучения:

  • репродуктивный
  • оценки исторических процессов, явлений, событий
  • работы с источниками исторической информации
  • рефлексивный

Приемы деятельности учителя:

  • фронтальная беседа
  • персонификация
  • работа с документами

Опережающее задание, предварительная работа

  • индивидуальное задание: собрать материал о преподавателях педагогического института, необоснованно репрессированных в 1930-е гг.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Именем нашего урока стали строки из стихотворения замечательного поэта XIX века Н. А. Некрасова. Испокон веков на Руси были 3 великих профессии, перед которыми человечество преклоняло колени: Священник, Врач и Учитель. Перед учителем преклонялись, его боготворили. Почему?

- Какую роль учитель играет в обществе?(ответы учащихся)

Учитель подводит итог: От учителя зависит будущее любого общества.

Но не всегда в обществе к учителю относились с должным уважением, были времена, когда педагоги подвергались необоснованным репрессиям.

Наше занятие посвящено политическим репрессиям и сопротивлению несвободе среди педагогов. ВАША ЗАДАЧА: ответить на вопрос: Почему происходили репрессии педагогов, людей, которые воспитывают будущее страны?

Учитель показывает две фотографии из альбома музея, на одной сидят три преподавателя, на другой (точно такой же), их лица закрашены черным цветом.

- Две абсолютно одинаковые фотографии. Как вы понимаете, что это такое?(Ответы учащихся)

Учитель подводит итог: Эти люди были вычеркнуты из жизни, необоснованно репрессированы. И они были педагогами, в центре фотографии - первый ректор института.

- В какой период истории нашей страны это могло произойти?(Ответы учащихся)

Учитель: это относится к 1930-м годам, когда в СССР бушевал шквал репрессий. Тысячи людей в один момент теряли свободу - одну из главных ценностей жизни, которая позволяет человеку чувствовать себя человеком.

Звезды cмepти стояли над ними,
И безмолвная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных Марусь.
(А. Ахматова)

Обратимся к истории нашего педагогического института (г.Киров). В годы сталинщины были незаконно арестованы и понесли наказания вплоть до расстрела, по меньшей мере, около 100 преподавателей и студентов института.

Одним из них был первый ректор института Николай Андреевич Дернов.

Николай Андреевич Дернов

Осенью 1917г. в Вятском учительском институте появился новый преподаватель Николай Андреевич Дернов. Окончив Петербургский университет, он получил прекрасное образование в области физики и математики. В декабре 1921г. Дернов был избран первым ректором института. Эту ответственную и хлопотливую должность он занимал до октября 1926г. Николай Андреевич привлек к работе в институте замечательных ученых и преподавателей, исключительно много сделал для укрепления материально-технической базы вуза. В 1926г. Дернов добивается комaндировки в Германию и Францию на целых 4 месяца для изучения постановки образования в этих странах и для приобретения приборов и литературы.

Дернов лично встречался с Н. К. Крупской по вопросам просвещения.

Николая Андреевича отличали кипучая энергия, инициативность и деловитость, неустанная забота об институте. Расположение преподавателей и студентов к нему было всеобщим.

Затем Дернов занимает должность заместителя директора Воронежского университета, директора Ростовского госуниверситета.

Осенью 1936г. Николая Андреевича вызвали с отчетом в Москву. На совещании ЦК о деятельности Дернова в качестве директора университета было сказано немало хорошего. Казалось бы, все идет нормально:

Но никто в те годы в нашей стране не мог чувствовать себя в безопасности. Уничтожение лучших кадров велось сталинским режимом последовательно, методично. Не избежал этой страшной мясорубки и Николай Андреевич. 15 июля 1937г. Дернов был снят с должности Директора РГУ. В 1938г. он был осужден по 58 статье УК РСФСР к расстрелу. Судом он был признан виновным в том, что являлся участником антисоветской террористической организации и участвовал в подготовке террористических актов в отношении руководителей партии и правительства. Данных о времени приведения приговора в исполнении нет, но обычно расстрел производился в тот же день.

Подверглась гонениям и семья "врага народа", жена была выслана в Казахстан.

17 сентября 1957г. Дернов был поcмepтно реабилитирован.

- Как вы думаете, за что пострадал Дернов? Почему ему вынесли такой приговор?

- Ответы студентов. (Комплекс декабризма, Дернов побывал за границей, узнал жизнь Запада, был умный, творческий, самостоятельно мыслящий).

Не избежал страшной участи еще один ректор педагогического института Михаил Афанасьевич Елсуков.

Михаил Афанасьевич Елсуков

Был ректором Вятского педагогического института с 1932 по 1936 год. На посту директора ярко проявились его творческие и организаторские способности. Конечно, на него, как говорится, работала эпоха. Но и он сам в полной мере соответствовал эпохе - ее целям, задачам и энтузиазму.

Роковой для него 1936-й год начался благополучно. В феврале он прошел в Москве курсы повышения квалификации, был награжден премией в 2000 рублей за II место в соцсоревновании вузов, получил предложение о переходе на работу в Москву. Однако жизнь распорядилась иначе:

Михаил Афанасьевич был необычайно целеустремленным, деятельным, принципиальным руководителем. Он высоко ценил трудолюбивых и умных людей, терпеть не мог бессовестных, разного рода ловкачей, льстецов, подхалимов, приспособленцев и карьеристов. В решении вопросов, касавшихся деятельности института, всегда исходил из интересов общего дела. К людям подходил без всякой предвзятости и тенденциозности: не считался со своими личными симпатиями и антипатиями, если видел в них честных тружеников, устойчивых и чистых в мopaльном отношении.

Всех ли мог устраивать такой директор? Конечно, нет. Не удивительно, что в обстановке сталинского террора, наушничества и всеобщей слежки, царивших в стране, Елсуков был оклеветан как "враг народа".

Михаил Афанасьевич был вызван в НКВД, а 1 августа 1936гбыл отстранен от работы. 10 августа в институте прошло партийное собрание, на котором бывшего директора исключили из рядов ВКП(б). "Припомнили" Михаилу Афанасьевичу и надстройку третьего этажа учебного корпуса, мол, "здание не сегодня-завтра обрушится".

11 августа состоялся первый допрос. 28 сентября 1936г. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР Елсуков был осужден к пребыванию в ИТЛ сроком на 5 лет по 58 статье. Срок ему дали "детский", поскольку ставить ему в вину было просто нечего. В те годы по стране ходил грустный анекдот: "Ты за что 10 лет получил? - Ни за что. - Неправда. "Ни за что" дают 5 лет". Вот эти-то "ни за что" и получил Михаил Афанасьевич.

В октябре 1936г Елсуков был отправлен на Колыму, в 1937г. его вернули в Киров на доследование. Находясь в Кировской тюрьме, он подвергся пыткам. Сослуживец Михаила Афанасьевича Пережогин вспоминал: ":Открывается дверь и в камеру вползает Елсуков. Он так избит, что не может ходить. Мы положили его на нары. На нем была красная рубаха, порванная, вся в крови. От побоев у него сильно болел желудок. Он не мог есть черный хлеб, который нам давали. Он клал куски хлеба на батарею парового отопления, чтобы подсушивать их, но охранник с матерной бранью сбрасывал хлеб на пол и топтал ногами".

С дополнительным следствием было закончено, и Елсуков снова поехал в лагерь. В 1940-м году от Михаила Афанасьевича было целых 6 писем, он жил верой в скорое освобождение. Но в 1941г. писем от него уже не было. Первое, что сказала мать, узнав о начавшейся войне, было: "Значит, Михаил не вернется. Больше мы его не увидим".

В октябре 1956г. Президиум Кировского областного суда пересмотрел дело по обвинению Елсукова. Постановление Особого Совещания при НКВД было отменено.

У Михаила Александровича осталось трое детей: одиннадцатилетний сын Виктор и две дочери семи и девяти лет, Ираида и Лида. Все дети унаследовали профессию родителей, стали педагогами. То есть они не побоялись продолжить дело своих родителей, несмотря на необоснованные репрессии против отца.

Не все погибли в этом аду. Посчастливилось остаться в живых Никанору Федоровичу Пережогину.

Никанор Федорович Пережогин

Закончил 3 класса сельской школы, затем учился на рабфаке института. В 1931г. Пережогин был зачислен в состав студентов на факультет естествознания. В 1935г он оканчивает институт и переходит на работу помощником директора по вечернему институту.

Сохранились воспоминания его жены:

"В один из мартовских дней 1938г. Пережогин шел на работу. К нему подъехала машина, и сидящий в ней мужчина сказал: "Садись, Пережогин, подвезем". Прошел день, прошла ночь. Муж домой не появлялся. Не было его и в институте. Я начала разыскивать, обращалась в милицию, больницы, морг. Наконец, узнала, что Никанор арестован как враг народа".

Как рассказывал Никанор Федорович после освобождения, его посадили в одну камеру с уголовниками, руками которых пытали "политических". Допросы велись по ночам, когда сопротивление заключенных ослабевало. Устраивали так называемые "беспрерывки". Заключенных изматывали физически и мopaльно: ругали нецензурными словами, избивали, читали фиктивные письма, якобы написанные родственниками, что они отказываются от "врагов народа". Основным вопросом было: "Кого завербовал? Признайся!" и побои, побои, побои:

Пережогина обвиняли за связь с директором института Елсуковым. Конечно, они общались с ним на работе.

Во время допросов не разрешалось садиться, и Пережогину было мучительно тяжело стоять часами на одной ноге (у него с раннего детства из-за болезни не действовала одна нога). Но он проявлял большое мужество в застенках, не изменил своим убеждениям, никого не выдал.

Нужных показателей следователям Пережогин не давал - его перевели в одиночную камеру и сообщили, что он приговорен к расстрелу. Настали еще более тяжкие дни. Угнетенное состояние, голод, давали по кружке воды в день. Ослабло здоровье, путались мысли. Наконец свершилось чудо: вызвали на допрос и объявили об освобождении. Новый нарком НКВД создавал видимость либерализации:

Первое, что сказал при встрече с женой, что он все выдержал и никого не предал.

Его восстановили в институте. В 1943г он становится директором детского дома, эвакуированного из-под Ленинграда.

Необоснованно репрессирован и погиб в заключении Бухаревич Степан Ге opгиевич, кандидат географических наук.

Необоснованно репрессирован, находился в заключении с 1937 по 1945гг. профессор Милин.

Гольцмайер, зав. кафедрой иностранных языков, необоснованно репрессирован, погиб в заключении.

Дважды был репрессирован в 1938г и в 1946г. начальник кафедры военного дела Глухарев Николай Павлович.

Снежный ком политических репрессий возрастал с угрожающей скоростью. Забирали родных, близких, сослуживцев, соседей.

- Почему?(Ответы учащихся)

Работа с документами и материалами музея или историческими источниками по данной теме.

На учебное занятие можно пригласить людей, чьи судьбы связаны с трагическими событиями 1930-хгг (дети репрессированных).



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Опopные конспекты


    Опopные конспекты

      Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....

25 09 2021 6:14:52

Урок по обществознанию "Политическая система общества"


    Урок по обществознанию "Политическая система общества"

      Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....

24 09 2021 15:36:15

Урок на тему "Начало раздробленности Древнерусского государства"


    Урок на тему "Начало раздробленности Древнерусского государства"

      Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....

23 09 2021 10:24:56

Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война»


    Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война»

      Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....

22 09 2021 21:10:53

Программа факультативного курса "История Черноярского края"


    Программа факультативного курса "История Черноярского края"

      Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....

21 09 2021 6:49:21

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"


    Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

      Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

20 09 2021 22:34:25

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"


    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

      Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

19 09 2021 17:12:55

Познавательная игра "Волшебный мир сказок П.П. Бажова" для учащихся 5-х классов


    Познавательная игра "Волшебный мир сказок П.П. Бажова" для учащихся 5-х классов

      В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....

18 09 2021 6:28:16

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе


    "Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

      Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

17 09 2021 7:38:10

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"


    Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"

      На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....

16 09 2021 20:17:51

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"


    Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

      Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

15 09 2021 7:52:27

Учебное занятие по истории "Средневековое рыцарство"


    Учебное занятие по истории "Средневековое рыцарство"

      Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства. ...

14 09 2021 8:56:50

Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок


    Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок

      В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....

13 09 2021 15:24:28

Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"


    Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"

      Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...

12 09 2021 21:44:33

Урок по теме «Распространение радикальных идей в Европе и мире»


    Урок по теме «Распространение радикальных идей в Европе и мире»

      Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....

11 09 2021 3:31:54

Творческий проект "Как рождается коллекция"


    Творческий проект "Как рождается коллекция"

      В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....

10 09 2021 9:54:28

Открытый урок по новой истории


    Открытый урок по новой истории

      Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года. ...

09 09 2021 13:53:52

Северная война и реформы Петра I на Севере


    Северная война и реформы Петра I на Севере

      На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....

08 09 2021 3:10:59

Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)


    Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)

      Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...

07 09 2021 17:31:42

Открытый урок "Свет и тени духовной жизни советского общества 30-х гг. XX века" по истории России (11-й класс)


    Открытый урок "Свет и тени духовной жизни советского общества 30-х гг. XX века" по истории России (11-й класс)

      Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....

06 09 2021 5:23:48

Индийские касты


    Индийские касты

      Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....

05 09 2021 23:25:57

Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"


    Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"

      Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....

04 09 2021 6:21:56

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"


    Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

      Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

03 09 2021 19:37:31

Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"


    Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"

      Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....

02 09 2021 22:38:36

Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Мне чин один лишь лестен был… чин человека…" (по басням И.А. Крылова). 6-й класс


    Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Мне чин один лишь лестен был… чин человека…" (по басням И.А. Крылова). 6-й класс

      Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....

01 09 2021 12:26:19

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"


    Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

      Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

31 08 2021 21:20:45

Урок истории по теме "Поражение белого движения в годы гражданской войны". 9-й класс


    Урок истории по теме "Поражение белого движения в годы гражданской войны". 9-й класс

      Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления. ...

30 08 2021 0:42:56

Методическая разработка урока народоведения "У каждой двери свои поверья"


    Методическая разработка урока народоведения "У каждой двери свои поверья"

      Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...

29 08 2021 5:33:47

Урок-спектакль "Ремесло в средневековом городе" (6-й класс)


    Урок-спектакль "Ремесло в средневековом городе" (6-й класс)

      Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....

28 08 2021 11:11:39

Интегрированный урока информатики и обществознания в 10-м классе на тему "Нравственные ориентиры деятельности"


    Интегрированный урока информатики и обществознания в 10-м классе на тему "Нравственные ориентиры деятельности"

      Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе. ...

27 08 2021 20:50:28

Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."


    Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."

      При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....

26 08 2021 8:27:35

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

25 08 2021 9:34:26

Конспект урока "Усиление королевской власти" в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" (7-й класс)


    Конспект урока "Усиление королевской власти" в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" (7-й класс)

      Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...

24 08 2021 3:43:34

Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"


    Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"

      Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив. ...

23 08 2021 8:17:40

Борьба французского народа против иноземных захватчиков. Жанна д'Арк


    Борьба французского народа против иноземных захватчиков. Жанна д'Арк

      Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов. ...

22 08 2021 1:20:50

Путешествие по Древнему Востоку. 5-й класс


    Путешествие по Древнему Востоку. 5-й класс

      Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....

21 08 2021 0:48:28

Применение ЭОР на уроках истории


    Применение ЭОР на уроках истории

      Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....

20 08 2021 5:39:30

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

19 08 2021 7:41:21

Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории


    Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории

      Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....

18 08 2021 2:59:15

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"


    Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

      Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

17 08 2021 18:23:37

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

16 08 2021 3:51:32

Повторительно–обобщающий урок в 11-м классе по теме "Вторая мировая войн 1939–1945 гг."


    Повторительно–обобщающий урок в 11-м классе по теме "Вторая мировая войн 1939–1945 гг."

      Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...

15 08 2021 12:51:59

Научно-техническая революция 1960-х годов: за и против


    Научно-техническая революция 1960-х годов: за и против

      В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами НТР; а также формируются знания о последствиях НТР для людей – загрязнение среды и т.д....

14 08 2021 16:43:39

Причины и предпосылки образования единого государства (6-й класс)


    Причины и предпосылки образования единого государства (6-й класс)

      Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...

13 08 2021 5:26:25

Урок истории. Тема: "Владимир Святославович: от язычества к христианству". 6-й класс


    Урок истории. Тема: "Владимир Святославович: от язычества к христианству". 6-й класс

      Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....

12 08 2021 17:22:54

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 6-й класс


    Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 6-й класс

      Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....

11 08 2021 15:26:34

Тема урока: "Древняя Индия"


    Тема урока: "Древняя Индия"

      Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....

10 08 2021 7:40:35

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания


    Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

      При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....

09 08 2021 23:53:36

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"


    Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

      Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....

08 08 2021 3:57:36

Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)


    Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)

      Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....

07 08 2021 9:34:37

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::