Гражданское образование, граждане и социальные процессы > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Гражданское образование, граждане и социальные процессы


    Гражданское образование, граждане и социальные процессы

Цели:

познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом.

Оборудование: Презентация " Конфликты", раздаточный материал.

Ход мероприятия

СОПОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ (раздаточный материал)

Работая в паре, дайте соответствующее определение терминам.

Понятие Определение
Демократия

Статус

Гражданское общество

Консенсус

Конкуренция

Беспристрастность

а) Социальное положение или состояние в обществе одного человека по отношению к другим.

б) Согласие достигнутое всей группой без применения насилия.

в) Власть народа, осуществляемая либо непосредственно, либо через избранных им представителей.

г) Экономическое соперничество.

д) Отсутствие предвзятости.

е) Любая часть общества, за исключением органов государственной власти.

 Примечания: Учащиеся смогут правильно соотносить значения слов с их определениями.

Текст для чтения

ГРАЖДАНИН И ГРАЖДАНСТВО

Гражданин - это человек, обязанный сохранять верность своей стране и имеющий право по факту своего рождения или натурализации на защиту со стороны государства. Следовательно, гражданство - это статус, которым обладает гражданин. Этот статус накладывает обязанности, дает права и привилегии (преимущества). Обычно доказательством гражданства выступают такие документы, как паспорт или свидетельство о рождении. Гражданство не даруется правительством, поскольку это право, которым человек обладает автоматически со дня своего рождения. Правительство предоставляет гражданство обычно только в тех случаях, когда человек подает заявление о смене своего гражданства.

Гражданство не имеет ничего общего с национальностью человека. Во многих странах гражданство предоставляется родившемуся там человеку автоматически даже в том случае, если ни один из его родителей не является гражданином этой страны. Многие страны предоставляют автоматически гражданство, независимо от места рождения ребенка, если один из родителей является гражданином этой страны.

Каждый гражданин своей страны , независимо от национальности, должен обладать точно такими же правами и обязанностями, как и все другие граждане. Именно по этой причине в паспортах многих стран не указывается национальность его владельца. Таким образом, отражается убеждение в том, что национальный признак не имеет значения для концепции (основной идеи) гражданства.

Не следует путать гражданство и патриотизм. Даже тот, кто осужден на тюремное заключение, за какое- то ужасное преступление или пытается свергнуть правительство, все-таки остается гражданином этой страны, хотя и может утратить некоторые привилегии, такие, как участие в выборах.

Граждане имеют право и обязаны участвовать в организации общества. В демократическом обществе граждане должны участвовать в общественных делах.

В демократическом обществе все сложно и разнообразно, так как оно основывается на факте существования многих различных мнений, которые следует выслушивать и уважать. Иногда наличие многообразия больше запутывает, чем преобладание одного мнения. Но это интереснее и может привести к творческим подходам в жизни и учебе. Цель гражданского образования - содействовать развитию культуры, толерантности и мира, что составляет сущность настоящей цивилизации.

  • Какая обязанность лежит на гражданах в построении демократии в государстве (кроме голосования на выборах)?

КОНФЛИКТЫ (см. презентацию "Кофликты")

Конфликт - является естественным процессом, который ежедневно происходит во всех типах общества. Этот процесс может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для некоторых или всех участников конфликта. Какими будут последствия конфликта, зависит от того, как регулировался процесс и каковы умения втянутых в него сторон.

Конфликт обычно возникает там, где существуют серьезные разногласия в отношении распределения власти, идей или ресурсов, и может принимать разнообразные формы от значительных противоречий во взглядах до детской дpaки и военных столкновений. Решение конфликта приводит к тому, что одна из сторон или обе они уступают какие-то из своих прав. Мы должны стараться разрешить конфликты таким способом, чтобы избежать насилия и чтобы вовлеченные в него стороны не утратили напрасно своих прав.

Существуют ситуации, когда не возможно сразу найти правильное решение, но это не обязательно означает, что единственным или неизбежным решением является насилие.

Конфликт не обязательно возникает из-за непонимания. Два ребенка дерущихся из-за игрушки, отлично понимают друг друга. Их проблемы заключаются в том, что у них отсутствует умение найти приемлемый компромисс.

Конфликт не всегда выражается открыто. Он часто остается не разрешенным и иногда не видимым для стороннего наблюдателя. Равным образом, конфликты могут иногда разрешаться настолько мирно, что другие могут просто не заметить их существования.

Конфликты могу разрешаться более легко, когда они не рассматриваются как противоборство, которое должно быть либо выиграно, либо проиграно. Иначе говоря, "выигрыш" часто становиться более важным, чем "реальные" проблемы, вокруг которых в действительности разгорелся конфликт. Успешное разрешение конфликта должно привести к победе обеих сторон. Это та ситуация, в которой решение является приемлемым для всех его участников.

Конфликт часто вызывается не согласием людей с тем, как кто-то получает полномочия, или с тем, что власть используется без получения полномочий на неё. Поэтому демократические процессы, если они правильно осуществляются, представляют собой наиболее эффективный способ сближения потенциально конфликтных точек зрения на то, кто должен нами руководить.

Сообщества, переживающие периоды вооруженных конфликтов, часто применяют стратегию уклонения от конфликтов. Это значит, что они не хотят втягиваться в проблемы, существующие, в обществе. Уклонение от конфликта таит в себе опасность. Ведь если люди не участвуют в его разрешении, проблема может настолько обостриться, что некоторые могут ошибочно посчитать применение силы единственным выходом в такой ситуации. Будучи гражданином своей станы, вы обязаны обсуждать проблемы, которые могут привести к насильственным формам конфликта, если они не будут своевременно разрешены.

ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА

Конфликт можно определить как положение, создавшееся в результате разногласия по какому либо вопросу между отдельными людьми, группами или даже странами. Вопросы могут быть самыми различными: начиная от права владения чем-то, например землёй и заканчивая более абстpaктной проблемой, касающейся, например, какой либо религией или традицией. Конфликт зачастую принимают неправильно, так как форму выражения конфликта принимают за его причину. Это важно осознать в демократическом обществе, где с ростом участия населения в решении вопросов развития общества более открыто, выражаются противоположные точки зрения.

  • Какая проблема может возникнуть, судя по тексту если мы будем просто избегать вовлечения в конфликты?

КОНФЛИКТЫ БОЛЕЕ ШИРОКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПЛАНА

Конфликт с применением силы особенно широкомасштабный, может быть чрезвычайно разрушительным и обычно не приносит долговременной выгоды ни кому, в том числе и "победителям".

Большинство вооруженных конфликтов, случившихся между различными сообществами и странами, стали результатом разногласия по поводу распределения политической власти и экономических ресурсов.

РАБОТА СКОНФЛИКТАМИ

Признание наличия конфликта и признание интересов участвующих в нем сторон является важнейшим шагом в сторону его мирного разрешения. Разрешение конфликта любого масштаба не является быстрым или легким процессом, так как часто для этого требуется, чтобы кто-то отказался от привилегий, которыми пользовался ранее. Более того, это не просто вопрос установления, кто прав, а кто виноват, так как обычно все стороны допускают какие-то нарушения или предъявляют в полнее справедливые требования.

Конфликты разрешаются лучше всего тогда, когда посторонний беспристрастный человек проанализирует ситуацию и потом навяжет свое решение.

Конфликты можно решать способом консенсуса и способом демократических выборов.

Если эти идеи принимаются, то хаpaктер конфликта преобразуется в мирный социальный процесс

КОНФЛИКТ И ДЕМОКРАТИЯ

Демократия - это сложный процесс и всегда найдутся те кто ставит собственные интересы против сохранения даже основных человеческих прав для других людей. Поэтому крайне важно вовлекать граждан в обеспечение справедливости таких процессов разрешения конфликтов как выборы или достижения консенсуса.

  • Каким образом выборы могут выступать как вид конфликта?

ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Быть терпимым (толерантным) - значит занимать конструктивную позицию к поведению или идеям других людей, которые вызывают в нас определенную напряженность. Эта напряженность (стресс) возникает потому, что вы и другой человек (люди) придерживаетесь разных или противоположных идей или обычаев в отношении того, что является приемлемым или нормальным. Это конструктивное терпимое уважение воспитывает отношение к правам и взглядам, обычаям и формам поведения, которые отличаются от наших собственных, и часто требует от одной или обеих сторон делать уступку, чтобы сохранить уважение к другой стороне.

Важно осознавать, что не ко всякому действию других людей следует относиться терпимо. Если наблюдается совершенно нетерпимое поведение (например, избиение ребенка), тогда мы должны попытаться найти какой-то ненасильственный способ решения проблемы, чтобы поведение других людей соответствующим образом изменилось. В крайних случаях может потребоваться даже применение силы, чтобы пресечь жестокое обращение с людьми.

Не следует путать терпимость с уважительностью и услужливостью. Если ученик предложил помочь учителю стереть с доски, это не будет примером терпимости.

  • Какие бывают конфликты? Виды конфликтов.
  • Как может возникнуть конфликтная ситуация?
  • Все ли конфликты плохи? Почему?
  • Как мы можем предотвратить конфликт, ведущий к насилию?
  • Конфликт и демократия. Каким образом выборы могут выступать как вид конфликта?
  • Как разрешить конфликт?
  • Медиатор-посредник (человек, который разрешает спор, конфликт).
  • Что такое терпимость? (толерантность).
  • Приведите примеры толерантность

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ:

КОНСЕНСУС, ГОЛОСОВАНИЕ, НАВЯЗЫВАНИЕ.

Голосование (когда мы выбираем нашего лидера)

Консенсус (все высказывания выслушиваются без критики, все стороны имеют обязательство выработать компромисс, решение принимается даже если остались некоторые противоречия).

Навязывание (когда человек, используя имеющуюся власть, навязывает свое решение другим).

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ:

(раздаточный материал)

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Ситуация Голосование Консенсус Навязывание
1 Один человек голосует за других. Обычно его голос является решающим.      
2 У всех есть возможность выразить свое мнение, и выpaбатывается решение, которое приемлемо для всех, хотя это может быть не совсем то, чего они хотели.      
3 Вы выражаете свое мнение, поднимая руку, или пишите на бумаге и опускаете в ящик, чтобы оно оставалось тайным.      
4 Возможно, что решение отражает не волю всего народа, а только желание лидера. Тем не менее решение принято, так как человек , принявший его, имеет законную власть.      
5 Принятое решение отражает мнение большинства. Меньшинство соглашается, потому что оно верит, что процесс принятия решений был справедливым.      
6 Кто-то обладающий властью, решил, что правило было нарушено, и наказывает всю группу.      
7 Люди продолжают обсуждать проблему, до тех пор, пока не придут к компромиссу, который устроит всех.      
8 Все обсуждают проблему, но окончательное решение принимает самый старший.      
19 Компания решает какой продукт необходимо продолжать производить, в зависимости от от спроса потребителей.      
10 Организация, оказывающая помощь, решает, в какой стране работать.      
11 Каждый человек имеет право.      

Примечания:

Учащиеся смогут определить различные черты, хаpaктеризующие голосование, консенсус и навязывание как формы выработки и принятие решений.

Это задание ставит целью помочь учащимся понять особенности и различия между разными формами процессов понятия решений.

Литература.

  1. Д. Пилон, Л. Саламон Т. Боуэр Ч.Флего Л. Крейвенс В.Потоцкий "Гражданственность и участие в управлении - ваша роль в гражданском обществе XXI века".


Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"


    Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"

      Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

23 02 2024 16:29:47

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания


    Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

      Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

22 02 2024 16:31:22

Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)


    Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)

      Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...

21 02 2024 17:51:53

Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века


    Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века

      Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...

20 02 2024 16:33:32

Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения


    Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения

      Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...

19 02 2024 1:44:39

Проект урока "Соседи восточных славян"


    Проект урока "Соседи восточных славян"

      Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....

18 02 2024 17:35:27

Деловая игра "Выборы" (курс "Основы политологии и права", 9-й класс)


    Деловая игра "Выборы" (курс "Основы политологии и права", 9-й класс)

      Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...

17 02 2024 6:56:43

Восточные славяне


    Восточные славяне

      Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....

16 02 2024 21:51:20

Сценарий интеpaктивного мероприятия "Я и мое государство"


    Сценарий интеpaктивного мероприятия "Я и мое государство"

      Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....

15 02 2024 18:32:32

М.П. Мусоргский в Тульской губернии


    М.П. Мусоргский в Тульской губернии

      Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....

14 02 2024 17:12:52

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания


    Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

      Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....

13 02 2024 23:57:44

Разработка урока истории в 6-м классе по теме "Средневековое рыцарство"


    Разработка урока истории в 6-м классе по теме "Средневековое рыцарство"

      Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....

12 02 2024 3:57:25

Крымская война. 8-й класс


    Крымская война. 8-й класс

      Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....

11 02 2024 21:10:52

"Времён связующая нить"


    "Времён связующая нить"

      Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...

10 02 2024 0:23:13

Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"


    Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"

      На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....

09 02 2024 21:41:52

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"


    Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"

      Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

08 02 2024 3:16:27

Контроль знаний в 8-м классе по теме "Личность и общество"


    Контроль знаний в 8-м классе по теме "Личность и общество"

      Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....

07 02 2024 2:22:56

Урок на тему «Призвание варягов и начало русской государственности»


    Урок на тему «Призвание варягов и начало русской государственности»

      Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....

06 02 2024 13:56:56

Интегрированный урок литературы и истории в 6-м классе по теме "Илиада - поэма Гомера"


    Интегрированный урок литературы и истории в 6-м классе по теме "Илиада - поэма Гомера"

      Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы. ...

05 02 2024 4:36:34

Тема урока: "Права ребенка"


    Тема урока: "Права ребенка"

      Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....

04 02 2024 4:41:32

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона


    Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

      Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

03 02 2024 1:47:17

Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)


    Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)

      В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....

02 02 2024 15:45:15

Игровые технологии на уроке истории


    Игровые технологии на уроке истории

      Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...

01 02 2024 5:50:20

Рейтинговая система оценки знаний учащихся


    Рейтинговая система оценки знаний учащихся

      Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....

31 01 2024 10:39:19

"Времён связующая нить"


    "Времён связующая нить"

      Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...

30 01 2024 18:21:56

Урок-презентация по истории средних веков "Самая долгая война в истории"


    Урок-презентация по истории средних веков "Самая долгая война в истории"

      Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...

29 01 2024 13:29:57

Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси


    Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

      Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....

28 01 2024 1:59:16

Урок истории в 9-м классе по теме "Первая Российская революция 1905–1907 гг."


    Урок истории в 9-м классе по теме "Первая Российская революция 1905–1907 гг."

      Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....

27 01 2024 16:27:22

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

26 01 2024 9:36:50

Внеклассное занятие по обществознанию "К демократии через демократические выборы". 9–11-е классы


    Внеклассное занятие по обществознанию "К демократии через демократические выборы". 9–11-е классы

      Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....

25 01 2024 7:31:50

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс


    Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

      Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

24 01 2024 11:19:40

Путешествие в мир истории


    Путешествие в мир истории

      Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....

23 01 2024 16:55:36

Интеpaктивные технологии в учебном процессе


    Интеpaктивные технологии в учебном процессе

      В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....

22 01 2024 6:45:36

Отечественная война 1812 года


    Отечественная война 1812 года

      Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...

21 01 2024 8:51:53

Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века


    Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века

      Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....

20 01 2024 1:22:15

Зачет-карусель по теме: "Сталинская модернизация России 1928-1938 гг."


    Зачет-карусель по теме: "Сталинская модернизация России 1928-1938 гг."

      Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета. ...

19 01 2024 3:13:22

Интеллектуальная игра "За семью печатями"


    Интеллектуальная игра "За семью печатями"

      Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....

18 01 2024 11:57:11

Первая мировая война. Основные события Первой мировой войны (1914–1917 гг.)


    Первая мировая война. Основные события Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

      В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....

17 01 2024 12:14:42

Интегрированный урок (история + МХК) с использованием информационных компьютерных технологий на тему "Совершенствование реалистического метода в западноевропейской живописи. XIX век"


    Интегрированный урок (история + МХК) с использованием информационных компьютерных технологий на тему "Совершенствование реалистического метода в западноевропейской живописи. XIX век"

      Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....

16 01 2024 11:35:50

Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»


    Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»

      Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....

15 01 2024 14:25:56

Топонимика Краснодарского края как исторический источник


    Топонимика Краснодарского края как исторический источник

      В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....

14 01 2024 23:23:25

Межпредметный урок (история + литература) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"


    Межпредметный урок (история + литература) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

      Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....

13 01 2024 16:16:44

Внеклассное занятие по истории "Государственный герб России: история и современность"


    Внеклассное занятие по истории "Государственный герб России: история и современность"

      Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России. ...

11 01 2024 3:43:55

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

10 01 2024 17:38:37

Урок обществознания по теме "Избирательный процесс"


    Урок обществознания по теме "Избирательный процесс"

      Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....

09 01 2024 20:35:51

Итоговое факультативное занятие по истории "Морской бой". 7-й класс

Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....

08 01 2024 5:46:21

Методическая разработка урока истории для 7-го класса "Эпоха Возрождения — неиссякаемый источник вдохновения"


    Методическая разработка урока истории для 7-го класса "Эпоха Возрождения — неиссякаемый источник вдохновения"

      В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....

07 01 2024 7:19:11

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"


    Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

06 01 2024 2:21:33

Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"


    Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"

      На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...

05 01 2024 14:45:51

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::