Конец династии Рюриковичей. Смутное время
Источник:
|
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классики педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующий мир природы и человека.
В современной педагогике проблема интеграции “звучала” в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?
Хотелось бы подчеркнуть что сам предмет история “вынуждает” к интеграции. Интеграция позволяет раскрыть новые возможности для социализации и самореализации личности современного школьника. Формирует активную личность, востребованную обществом.
Таким образом, в результате применения данной педагогической технологии происходит систематизация знаний по всем предметам и развитие восприятия мора в гармоничном единстве, что позволяет расширить содержание образования.
Форма урока, предложенная мною, позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию. Развивает творчество.
Урок рассчитан на 2 часа.
Дидактическая цель: создать условия для сознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала и его связь с другими предметами.
- актуализовать знания учащихся по истории России начала 17 века.
- изучить основные события, социально-экономические и политические последствия Смутного времени.
- показать, что слабая государственная власть в России в сочетании с забвением интересов народов правящими сословиями чревата катастрофическими последствиями.
- создать компьютерную презентацию темы с помощью программы
Воспитательная цель:
- продолжать воспитание интереса и уважения к отечественной истории.
- продолжить воспитание коммуникативных качеств личности.
- воспитывать критическое, самостоятельное мышление и оценку изучаемых событий.
Развивающая цель. Продолжить:
- развития навыков работы с компьютерными программами с целью создания презентаций;
- развитие навыков работы с учебниками, таблицами, схемами.
- поощрять развитее творческого, нестандартного мышления.
- учебно-информационных умений (работа с документом, текстом, иллюстрациями).
- учебно-интеллектуальных умений (анализ, обобщение, перенос знаний в нестандартную ситуацию).
Задачи: Изучить причины, сущность и главные события смутного времени и создать компьютерную презентацию основных событий этого периода.
Средства обучения:
1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца 17 века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, В.И Буганов; под редакцией А.Н. Сахарова.
2. Компьютеры, мультимедийный проектор.
3. Схема “Цари Смутного времени”, репродукции картин, портреты основных участников Смуты.
Этапы урока:
1. Оргмомент.
2. Изучение нового материала.
3. Работа в группах.
4. Представление учащимся результатов работы.
5. Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Вводное слово учителя. Династия Ивана Калиты, внука Александра Невского, правила Московским государством в течение почти трёхсот лет. Основы её могущества были заложены в то время, когда над Русью тяготело иго монголо - татар. При Иване III, в конце 15 века Россия освободилась от господства иноземных захватчиков. Иван 4 (Грозный) внук Ивана 3, довершил разгром осколков орды. Рухнули Казанское, Астpaxaнское х-ва, земли в низовьях Волги, где монголо - татары основали свою столицу были включены в состав Русского государства. Затем Русь нанесла удар крымской орде. Даже поражение в Ливонской войне не умолило популярность Ивана IV. В народной памяти он остался грозным, но справедливым царём.
Это был правитель законной династии, царь при котором феодально зависимы крестьяне, пользовались правом выхода в Юрьев день. Как видим, в российской истории главным и действующим и организующим началам постепенно стали и его плаво государь. Личность правителя накладывала отпечаток на ход и хаpaктер эпохи и направления развития страны. Но так сложилось в определённый период истории государство ослабло и даже исчезло и на престоле замелькали какие-то лица: иностранцы, самозванцы. И это время назвали смутным. Смута…
Смутное время.… Этот термин принят историками восемнадцатых девятнадцатых веков. В советский период историки отвергли его как “ дворянско-буржуазный”, предложив в замен “ крестьянскую войну и иностранную интервенцию”, что, безусловно, не соответствует полностью определению этого периода. Сейчас понятие “ Смута” возвращается и одновременно предлагается называть события начала семнадцатого века в России гражданской войной, ибо в них были задействованы пpaктически все социальные группы и слои. (Демонстрация слайда)
Этот период трагичен, загадочен и изучаем историками. И каждый даёт своё определение этому понятию. (Демонстрация слайда)
Каков ваш ответ на этот вопрос мы узнаем в конце урока.
Смутное время охватывает годы с 1598 по 1613 гг.
- Назовите причины кризиса.
Примерные ответы:
1. “Династический кризис”.
Я обращаюсь к историческому повествованию Скрынникова “Крушение царства” (с 9-10.)
2. Падение авторитета монарха.
3. Резкое ухудшение экономического положения вследствие голода, побеги крестьян; ужесточение позиции правительства пограничного казачества.
4. Урочные лета 1597 года. (Демонстрация слайда)
Учитель: Цель нашего урока изучение ярких выдающихся личностей Смутного времени. Сегодня, на уроке, мы рассмотрим их вклад в историю, дадим хаpaктеристику через музыку, изобразительное искусство.
Как вы думаете, могла ли личность повлиять на судьбу страны? (Обучаемые высказывают свою точку зрения).
Одним из ярких выдающихся деятелей Смутного времени был Борис Годунов (демонстрация слайда).
Образ и эпоха Бориса Годунова привлекали многих историков.
Примерные ответы обучаемых:
- Н. М. Карамзин дает следующую хаpaктеристику Борису Годунову см. Карамзин Н. М.Предание веков. М.., 1988. с.12
- А вот хаpaктеристика Б. Годунова из хроногрофа. (слайд Платонов) см. Рассказы русских летописей 4-17 веков М., 1976 с.157-158.)
- Хаpaктеристика Б. Годунова.
- А вот, что сказал историк В.В. Кобрин: “Голод погубил Бориса Годунова. В массовом сознании возникло представление, что Годунов не являлся “природным” а значит законным царем”. Я объясню, смысл этого высказывания и в этом мне поможет повествование Скрынникова.
Учитель: Образ и эпоха Бориса Годунова привлекала не только историков, но и поэтов, писателей, музыкантов, художников. А. С. Пушкин о Б. Годунове писал:
“Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро
А за грехи за темные деянья.
Спасителя смерено умоляют”.
Ученик: “Поэт Д. Кедрин о событиях кануна смуты:
В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят,
Что вдруг откуда-то лисицы
Понабежали в погреба,
Что в эту ночь на Вражек Ситцев
Падут три огненных толба.
Недавно в Угличе Дмитрий
Средь бела дня зарезан был,
Но от народа Шуйский хитрый
Об этом деле правду скрыл,
Сказав: “Зело прискорбный случай!
На все господня воля. Что ж
Поделаешь, когда в падучей
Наткнулось дитятко на нож?”
Но все же очевидцы были,
И на базарах с ихних слов
Сидельцы бабам говорили,
Что промахнулся Годунов.
И Годунову прямо в спину
Шел слух, как ветер по траве,
Что он убил попова сына,
А Дмитрий прячется в Литве”.
Учитель: Объясните о ком идет речь в предсказании: “… А Дмитрий прячется в Литве”?
(Демонстрация портрета Мусоргского М.П.)
Ученик: Представьте, могучий звон колоколов сопровождает венчание Бориса на царство. Казалось , Борис должен быть рад, но в самой первой его ариозо мы слышим душевный разлад, тяжкие предчувствия. Давайте послушаем. (Звучит фонограмма, демонстрируется портрет Ф. Шаляпина в костюме Бориса Годунова)
Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…
Опера заканчивается следующими словами предсказания юродивого:
Лейтесь, лейтесь, слезы горькие.
Плачь, душа православная!
Скоро враг прейдет и настанет тьма,
Темень темная, непроглядная.
Горе, горе Руси!
Плачь, русский люд, голодный люд.
Учитель: Сбывается ли предсказание?
Как видим через все произведения Бориса Годунова проходит идея душевных мук и cмepтного греха, совершенного Б. Годуновым. “…Я может быть прогневал небеса…”
Смута, смута в душе правителя. Смута в государстве. Виновен или невиновен Борис Годунов в детоубийстве?
Ученик: Многие серьезные историки, внимательно изучавшие эту эпоху (например, Р.Г. Скрынников) твердо убеждены, что Борис Годунов в гибели царевича невиновен. Тогда получается, что это один из самых несчастных персонажей нашей истории: он был оклеветан не только при жизни (что его надломило), но и после cмepти. Возможно, в будущем какой-нибудь литератор сможет изобразить эту суровую и крайне несправедливую жизненную драму.
Ученик: как и литературе художники вдохновлялись версией о Борисе Годунове – детоубийце.
(Демонстрация слайда портреты Бориса Годунова работы С.Н. Присекина и И.С. Глазунова).
На картине С.Н. Присекина перед нами предстанет в полный рост Борис в царской одежде: шуба, бобровый воротник-ожерелье, на голове шапка Мономаха. В руках символы государственной власти: скипетр и украшенная драгоценными камнями держава. Обратите внимание на лицо царя. На нём отпечатались события, происходящие в государстве. Внешне суровое строгое лицо скрывает внутренние проблемы. Его глаза направлены к зрителю с пронзительным взглядом, стремящемся разгадать ваши мысли. На картине Ильи Глазунова Бориса Годунова также всматривается в вашу душу, пытаясь разгадать ваши намерения.
Учитель: образ Бориса Годунова сложен и противоречив. Он не только преступный царь, но и любящий отец.
- Что вы запомнили из деятельности Бориса Годунова?
- Что он сделал для народа?
(Ответы обучаемых).
Вывод: Власть Б. Годунова была слабой. Слабость власти покоилась на позиции боярства, которые вели политические игры и воспользовались затруднительной ситуацией Б. Годунова. Голод, расправа с боярской аппозицией, восстание хлопка и даже частичное разрешение перехода крестьян, и раздача хлеба не спасли ситуацию.
Смутное время названо историками также эпохой самозванцев. Мы рассмотрим двух самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Кто на самом деле скрывался, под именем Лжедмитрия и тушинского вора?
Ученик: (демонстрируются портреты Лжедмитрия и Марины Мнишек). Личности Лжедмитрия и Марии Мнишек оставили в людской памяти в основном негативные впечатления. Портреты с их изображением можно встретить в старших гравюрах. Гравюрой называется вид графического искусства, в котором изображение получается в виде оттиска на бумаге с печатной формы – доски из метала, дерева или линолеума. Обратите внимание на, что Марина Мнишек изображена в одежде позднего средневековья, а Лжедмитрий в одежде польских шляхтичей.
Что было сделано для народа?
Вывод: (слайд) пытался проводить постоянную политику.
1. Освободил от зависимости ряд категорий крестьян и холопов.
2. Жаловал земли и деньги служилым людям и польским наёмников.
3. Возврат из ссылки Бояр Романовых.
4. Женился на Марине Мнишек.
Это привело к напряжённым отношениям с жителями Москвы, московским боярством и Польшей.
Убит 17 мая 1606 года.
Учитель: Период смуты, Самозванцев, назван периодом гражданской войны.
- Что такое гражданская война? (Демонстрация слайда)
- Какие годы она охватывает?
- Изменился ли хаpaктер гражданской войны с усилием иностранной интервенции?
- Какова цель первого ополчения, кто были его руководителями?
- Какие силы объединяло первое ополчение?
- Кто стал собирать второе ополчение?
- Расскажите о деятельности двух всемирных патриотов Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Ученик: Этому событию посвящены стихи, статьи, созданы памятники.
О созыве Второго ополчения замечательно рассказала поэтесса Н.Кончаловская:
Поволжье Минин призывал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и собирал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвёл,
К Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села
Всё прибывала и росла.
Сюда пришёл Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И с Мининым объединяясь,
Сплотились русские войска.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того что был избавлен
От бесчестья край родной.
Ученик: (демонстрация памятника Минину и Пожарскому).
Знаменитый Московский памятник К. Минину и Д. Пожарскому, исполненный Иваном Мартосом, был открыт в 1818 году. Главной идеей памятника является призыв Минина подняться на освобождение России, поэтому композиционной доминантой становится его поднятая рука и стержень мечта. Ёмок и выразителен жест Минина: его рука не только зовёт полководца к сражению, она возносится к небу, как бы вызывая к справедливости, широким движением охватывает площадь, словно сплачивая заполнивший её народ, указывает на Кремль как на символ Родины. Другой рукой Минин держит меч, решительным движением передавая его Пожарскому, он убеждён в правильности своих действий. Пожарский ещё колeблется, его пальцы лишь слегка касаются рукоятки, они не сжались в кулак. Но он внимательно прислушивается к обращённым к нему словам, он уже опёрся на щит, выразительная игра широких складок плаща придаёт его фигуре нарастающее движение. Ещё мгновение и он встанет и встанет и поднимет меч против иноземных захватчиков. Меч становится не только центром композиции, но и символом духовного единения ополченцев.
И Минин, и Пожарский изображены скульптором настоящими богатырями с мощными спинами, с мускулистыми мышцами. Такова была классическая традиция, но, конечно, не историческая реальность. Их лица также классически красивы и благородны. Глядя на них, зритель, даже не знакомый с русской историей, понимает, что эти люди сражались за правое дело и что сражение было выиграно.
Ножны меча, на которых встречаются руки Минина и Пожарского, покрыты декоративными рельефами. Рельеф украшает и щит Пожарского, сочетание в нём горельефа с барельефом не случайно: горельеф служит логическим переходом от круглых скульптур основной композиции к фризам на постаменте; на них изображены нижегородцы, жертвующие своё имущество на вооружение, отцы, ведущие своих сыновей в ополчения, сражения с интервентами – каждая цена становиться как бы дополнительным аккордом, усиливающим общее звучание композиции. Плавная замедленность ритмов рельефов, их величавость, не рекликающаяся с торжественностью фигур Минина и Пожарского, окончательно раскрывает смысл памятника: Мартос рассказывает в нём не только о вождях ополчения, но и о величии народного духа, о самоотверженной и бескорыстной любви к своей отчизне.
Учитель: Освободительная борьба породила много героев и среди простого народа. Один из них Иван Сусанин.
Ученик: (демонстрируется портрет М.И. Глинки). Всем в России известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. В честь него стоит памятник в Костроме. Подвиг Ивана Сусанина был описан в думе К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин” и в знаменитой опере М.И. Глинки “Жизнь за царя”. Сейчас эта опера ставится в лучших театрах мира. В ней композитор представляет главного героя спокойным, мужественным. Речь его нетороплива. Для исполнения роли Сусанина Глинка задумал подобрать голос – бас (низкий, самый насыщенный), чтобы передать мужскую силу и мощь. Сусанин сильно переживает порабощение Руси польской шляхтой. Он поет арию:
Горю нет конца,
Затоптан хлеб в полях,
Рыдает мать-земля.
Из истории мы знаем, что поляки после поражения от русских ополченцев под руководством Минина и Пожарского продолжали рыскать по стране со всякими бандитами (бывшими тушинцами, казаками и пр.). После избрания Земским собором 1613 г. На царский престол Михаила Романова они пытались найти юного царя, укрывавшегося в Ипатьевском монастыре, и убить. Для этого они искали проводника и пришли в дом к Ивану Сусантну. Сусанин пытался отвлечь врагов от похода:
Эх, господа! Откуда знать,
Где стан, где Минин тут стоит!
Здесь глушь, живем своим семейством.
Поляки решают подкупить Сусанина. Тот делает вид, что согласен на подкуп, начинает торговаться:
Да, ваша правда! Деньга сила.
Червонцы лучше чем могила.
А сам Сусанин уже решился на подвиг и сообщает своему приемному сыну Ване:
Туда я заведу их, где глушь и топь.
Пусть я умру, но их сгублю!
А ты скорей седлай коня,
Во весь опор лети в посад,
Ударь в набат, буди народ.
Развязка наступает в 4-м действии: измученные шляхтичи еле бредут по лесу, но, не дойдя до стана русских, решают заночевать. Сусанин знает, что ночь эта последняя в его жизни: с приходом зари его хитрость раскроется, и он погибнет.
Давайте послушаем арию Ивана Сусанина, о чём он думает (звучит фонограмма). Мелодия арии проста, напевна, выразительна. Интонации Сусанина неторопливы, величавы, мужественны. Музыка строга, сдержанна, в ней мы не слышим ноток раскаяния. Сусанин твёрдо уверен, что поступает правильно.
Поляки: “Нарочно завёл?”
Сусанин:
“Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал.
Куда и чёрный вран костей не заносил.
Туда завёл я вас, где глушь и гладь.
Где вам от лютой вьюги погибать”
Последняя мысль Ивана Сусанина о Родине:
Родной край спасён!
О, Русь моя, живи вовек!
Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобеждённым. Как вы думаете почему?
Эпилог оперы: народ празднует на Красной площади в Москве победу русского войска и славит победным хором Русскую землю (звучит гимн “Славься”).
Вывод: Смута прекратилась борьбой всего земского общества с вмешавшимися силами во внутренние дела России.
1613 год – Земский собор. Среди претендентов на русский престол на Земском Соборе были названы:
1) польский королевич Владислав;
2) шведский королевич Карл-Филипп;
3) из старинных княжеских родов Мстиславские и Голицыны;
4) трёхлетний сын Марины Мнишек и Лиседмитрий II Иван “варёнок” (которого публично повесили в 1614 г. в Москве за Серпуховской заставой)
5) Михаил Романов.
В.Б. Кобрин, крупнейший российский историк (1930-1990 гг.), в своей последней работе “Смута” писал: “Итак, Романовы устроили всех. Таково свойство посредственности. Быть может, для восстановления общественного согласия страна и нуждалась не в ярких личностях, а в людях, способны спокойно и настойчиво вести консервативную политику. Здоровый консерватизм правительства первых Романовых дал возможность постепенно восстановить экономику, государственную власть и, с некоторыми потерями, государственную территорию… Издержки успокоения были велики. Наступила стабильная, но традиционная жизнь. Почти на целый век оказалась отложенной модернизация страны. Упрочилось крепостное право, окончательно зафиксированное в Уложении 1649 г. Но если модернизация страны всё же началась в конце века, то элементы правового государства, ростки которые зарождались в Смутное время, были забыты надолго”.
Какова роль личности в истории? Каково влияние личности на судьбу страны? (Беседа)
Рефлексия.
Я – Мы – Дело
Что такое смута?
Совместная работа класса по определению значения Смуты (учащимися предлагаются оценки историков (на карточках)).
Задания: “Выберите оценки, с которыми вы наиболее согласны приведите аргументы в защиту выбранных позиций”.
Презентация
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
27 05 2023 20:11:22
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом.
...
26 05 2023 8:38:17
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
25 05 2023 2:40:15
Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....
24 05 2023 6:17:23
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
23 05 2023 17:41:29
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения.
...
22 05 2023 3:31:41
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
21 05 2023 12:22:18
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
20 05 2023 13:44:50
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
19 05 2023 9:30:13
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
18 05 2023 23:44:49
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
17 05 2023 6:45:24
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
16 05 2023 2:53:49
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
15 05 2023 21:58:39
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
14 05 2023 13:37:34
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
13 05 2023 5:22:20
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
12 05 2023 14:45:28
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
11 05 2023 3:47:43
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
10 05 2023 22:40:25

Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
09 05 2023 1:37:37
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
08 05 2023 4:35:40
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
07 05 2023 13:17:43
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху.
...
06 05 2023 18:33:55
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
05 05 2023 11:50:54

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
04 05 2023 10:19:33
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
03 05 2023 9:32:57
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
02 05 2023 6:27:41
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
01 05 2023 18:40:26
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
30 04 2023 18:30:28
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
29 04 2023 3:56:24
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
28 04 2023 14:25:40

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
27 04 2023 14:38:34
Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....
26 04 2023 14:36:47
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
...
25 04 2023 2:57:11
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
24 04 2023 17:14:27
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
23 04 2023 20:58:16
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
22 04 2023 14:35:33
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
21 04 2023 14:10:52
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
20 04 2023 20:30:42
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
19 04 2023 17:18:36
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией.
...
18 04 2023 15:46:17
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
17 04 2023 5:42:25
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
16 04 2023 19:24:25
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне.
...
15 04 2023 19:41:42
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
14 04 2023 5:38:57
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи.
...
13 04 2023 5:54:43
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
12 04 2023 3:13:33
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
11 04 2023 7:54:38
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
10 04 2023 6:20:19
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
09 04 2023 17:24:16
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
...
08 04 2023 11:18:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::