Урок обществознания в 10-м классе по теме "Человек в системе социальных связей" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок обществознания в 10-м классе по теме "Человек в системе социальных связей"


    Урок обществознания в 10-м классе по теме "Человек в системе социальных связей"

Цели.

1. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии “личность”, о факторах ее формирования.

2. Развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов, систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения, применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков.

3. Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования.

Основные понятия урока: человек, индивид, личность, социализация, самопознание, самореализация, самовоспитание, самообразование, свобода, ответственность.

Тип: урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Мотивация: учащиеся работают в парах с высказываниями.

Генрих Гeйне назвал человека “аристократом среди животных”. Как вы понимаете это выражение? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?

Раскройте смысл высказывания Гельвеция: “Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть”. (Таким образом идет отработка навыков написания эссе)

2. Биологическое и социальное в человеке.

Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”. (Отpaбатываются задания В4 – на умение применять знания о хаpaктерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка).

Биологическое в человеке Социальное в человеке
   
  1. Наличие кровеносной системы.
  2. Инстинкт самосохранения.
  3. Способность создавать орудия труда.
  4. Обмен веществ между организмом и природой.
  5. Способность к абстpaктному мышлению.
  6. Умение говорить.
  7. Субъект познания и изменения мира.
  8. Пищевой инстинкт.
  9. Строение клеточной и мышечной системы.
  10. Творческая деятельность.

Познакомьтесь с текстом учебника и охаpaктеризуйте основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке.

3. Индивид, индивидуальность, личность.

В качестве мотивации учащимся дается следующее задание:

Какое суждение верно?

А) Понятия “индивид” и “индивидуальность” означают одно и то же.

Б) Без общества индивид не может стать индивидуальностью:

  • верно только А
  • верны оба суждения
  • верно только Б
  • оба суждения неверны

Для того, чтобы учащиеся смогли выполнить данное задание, они должны знать определение понятий “индивид” и “индивидуальность”, поэтому целесообразно нацелить ребят на работу со школьным словарем (стр. 20-21).

Перейти к отработке понятия “личность” поможет работа с высказыванием В. Гаврилова:

“Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию “Личность”, но еще вовсе не сам шедевр”, а также работа с текстом А.Н. Леонтьева “Индивид и личность” (Дидактические материалы по курсу “Человек и общество” 10-11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2001, с.10-11)

Для закрепления материала обращаемся к заданиям из части “А” ЕГЭ: Какое высказывание верно?

А) Главным в хаpaктеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью:

  • верно только А
  • верны оба суждения
  • верно только Б
  • оба суждения неверны

4. Социальное поведение и социализация личности.

Учащиеся работают с текстом учебника, затем – беседа по вопросам:

  • Какое поведение человека называют социальным?
  • Что такое нравы и обычаи? Что еще влияет на поведение человека?
  • Что такое социализация? Назовите стадии социализации.
  • Назовите сферы социализации индивида.
  • Какие социальные институты способствуют социализации индивида?

Затем – работа в группах, учащиеся выполняют задание 3 после параграфа. (Привести аргументы к точкам зрения)

5. Самосознание и самореализация.

Работа с высказыванием (отработка навыков написания эссе). Как вы относитесь к следующему суждению? Ответ аргументируйте. “Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри”.

Работа со школьным словарем над понятиями самовоспитание, самообразование, самопознание, самореализация.

6. Единство свободы и ответственности.

Работа с высказываниями, работа в парах. Раскройте смысл высказываний: “Человек – раб, потому что свобода трудна, быть рабом легче”. Н.А. Бердяев

“Личности присуща неукротимая страсть, которая полыхает в ней, как божественный огонь. Она восстает и идет наперекор всякий раз, как почует угрозу порабощения, вступая в борьбу не столько за собственную жизнь, сколько за свое достоинство”. Эммануель Мунье

Работа с текстом документа на с. 75 учебника.

Что такое свобода?

Что такое ответственность?

Как сочетаются свобода и ответственность?

7. Закрепление.

Работа в группах. Выполните следующее задание.

Ниже приводится ряд суждений о человеке. Если бы вам пришлось составить последовательный рассказ о человеке, как бы вы расположили приведенные суждения в виде пунктов плана такого рассказа? Почему именно в таком порядке?

А) “Мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют”;

Б) “единственное животное, для которого собственное существование является проблемой; ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти”;

В) “некая целостность способностей”;

Г) “это то, что все мы знаем”;

Д) “это то, что он хочет, умноженное на то, что он может”;

Е) “это животное, которое сеет хлеб, откладывает деньги и знает, что впереди у него старость и cмepть”.

8. Домашнее задание: параграф 7, ответить на поросы вопросы 1-8, написать эссе.

Список использованной литературы

  1. Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
  2. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество” 10-11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2001
  3. Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: методические рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006
  4. Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч.1/авт.-сост С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008
  5. Задания и тесты по обществознанию: 10 класс / Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Школа-Пресс, 1999
  6. ЕГЭ 2008. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Составители Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова, О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Эксмо, 2008
  7. Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10-11: / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2005


Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"


    Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"

      Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....

27 11 2022 18:54:43

Урок по истории в 11-м классе. "Репрессии в СССР. Как все начиналось? Почему это было возможно?"


    Урок по истории в 11-м классе. "Репрессии в СССР. Как все начиналось? Почему это было возможно?"

      Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....

26 11 2022 2:29:28

Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"


    Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"

      Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....

25 11 2022 12:39:39

Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене


    Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене

      Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....

24 11 2022 8:17:29

Исследовательская работа "Человек. Политика. Национальность"


    Исследовательская работа "Человек. Политика. Национальность"

      В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...

23 11 2022 19:12:36

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс


    Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

      На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

22 11 2022 8:25:59

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"


    Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

      На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

21 11 2022 14:36:47

"Круглый стол" по дисциплине "История России" на тему "Кавказская война 1817-1864-х годов. Итоги и уроки"


    "Круглый стол" по дисциплине "История России" на тему "Кавказская война 1817-1864-х годов. Итоги и уроки"

      В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...

20 11 2022 6:56:41

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс


    Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс

      Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....

19 11 2022 15:57:34

Разработка урока "Средневековые рыцари", 6-й класс


    Разработка урока "Средневековые рыцари", 6-й класс

      Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....

18 11 2022 4:20:28

Становление этикетных норм в России XVI–XVII веков


    Становление этикетных норм в России XVI–XVII веков

      Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....

17 11 2022 6:54:23

Урок-семинар по истории России. 10-й класс


    Урок-семинар по истории России. 10-й класс

      Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....

16 11 2022 15:52:46

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"


    Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

      Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

15 11 2022 20:53:50

Урок по теме "Я-гражданин"


    Урок по теме "Я-гражданин"

      Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

14 11 2022 3:37:12

Глобальные проблемы современности


    Глобальные проблемы современности

      В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...

13 11 2022 11:54:26

Урок памяти "День воинской славы России – день Победы советского народа в Великой Отечественной войне."


    Урок памяти "День воинской славы России – день Победы советского народа в Великой Отечественной войне."

      В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....

12 11 2022 18:46:51

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

11 11 2022 9:10:18

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года


    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

      В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

10 11 2022 3:27:43

Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ


    Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ

      Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....

09 11 2022 19:46:23

Урок истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: итоги и уроки"


    Урок истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: итоги и уроки"

      На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...

08 11 2022 9:19:18

Урок-квест "Социальные статусы и роли"


    Урок-квест "Социальные статусы и роли"

      Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....

07 11 2022 18:42:24

Метод проекта с использованием информационных технологий в преподавании истории


    Метод проекта с использованием информационных технологий в преподавании истории

      Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....

06 11 2022 7:57:58

Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....

05 11 2022 6:11:44

Разработка урока по истории России в 9-м классе по теме "Тюменцы — фронту"


    Разработка урока по истории России в 9-м классе по теме "Тюменцы — фронту"

      Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....

04 11 2022 8:30:43

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения


    Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

      Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

03 11 2022 14:23:49

Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн


    Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн

      Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....

02 11 2022 21:56:27

Разработка открытого урока по теме "Гражданское право"


    Разработка открытого урока по теме "Гражданское право"

      Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....

01 11 2022 0:39:27

Модель мастерской по истории древнего мира на тему "Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона". 5-й класс


    Модель мастерской по истории древнего мира на тему "Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона". 5-й класс

      Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....

31 10 2022 10:18:57

Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века


    Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века

      Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....

30 10 2022 7:27:12

Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы


    Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы

      Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....

29 10 2022 2:40:50

Реферат "Воспитание правовой культуры и гражданского самосознания на уроках обществоведческого цикла"


    Реферат "Воспитание правовой культуры и гражданского самосознания на уроках обществоведческого цикла"

      Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....

28 10 2022 23:32:13

Урок в диалоговом режиме "Гражданская война в США"


    Урок в диалоговом режиме "Гражданская война в США"

      Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...

27 10 2022 11:30:39

Внеклассное мероприятие "Рыцарский турнир"


    Внеклассное мероприятие "Рыцарский турнир"

      Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....

26 10 2022 21:28:34

Урок обществознания "Толерантность"


    Урок обществознания "Толерантность"

      Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....

25 10 2022 21:37:27

Ментальная историческая карта на уроках истории


    Ментальная историческая карта на уроках истории

      Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....

24 10 2022 19:23:40

Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"


    Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"

      Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...

23 10 2022 1:57:17

Урок истории в 4-м классе по теме: "Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина"

      Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...

22 10 2022 3:52:38

Урок на тему "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации". 7-й класс


    Урок на тему "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации". 7-й класс

      Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....

21 10 2022 8:32:16

Урок истории по теме "Древний Восток. Свет древней цивилизации доходит до наших дней". 5-й класс


    Урок истории по теме "Древний Восток. Свет древней цивилизации доходит до наших дней". 5-й класс

      Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....

20 10 2022 15:34:32

Сценарий открытия проектно-ролевой игры "Погружение в эпоху. XIX век — век великих открытий"


    Сценарий открытия проектно-ролевой игры "Погружение в эпоху. XIX век — век великих открытий"

      Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....

19 10 2022 13:28:33

Многонациональная викторина


    Многонациональная викторина

      «Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

18 10 2022 19:37:17

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"


    Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

      Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...

17 10 2022 7:23:22

Значение гербов в жизни человека и общества


    Значение гербов в жизни человека и общества

      Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....

16 10 2022 13:20:54

В защиту традиционной (классической) технологии


    В защиту традиционной (классической) технологии

      При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку. ...

15 10 2022 0:15:22

Путешествуем по России: Таруса. Провинциальный город в судьбах замечательных людей


    Путешествуем по России: Таруса. Провинциальный город в судьбах замечательных людей

      Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....

14 10 2022 2:36:13

Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"


    Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"

      Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...

13 10 2022 9:26:26

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"


    Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

      На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

12 10 2022 5:22:16

Творческая работа на тему: "Реализация проблемного метода обучения при проведении занятий по истории и обществознанию"


    Творческая работа на тему: "Реализация проблемного метода обучения при проведении занятий по истории и обществознанию"

      Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....

11 10 2022 13:56:49

Урок-игра "Умники и умницы" по теме "Пётр I и его время"


    Урок-игра "Умники и умницы" по теме "Пётр I и его время"

      В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...

10 10 2022 20:12:58

Социальная структура общества и социальные отношения


    Социальная структура общества и социальные отношения

      Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....

09 10 2022 12:37:46

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.