Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества"
Цель: изучение исторического события и мастерства отображения его Пушкиным А.С. в произведении “Полтава”.
Задачи:
- продолжить изучение битв в ходе Северной войны, действий русских и шведских войск во время Полтавской битвы, личности Петра I как полководца;
- развивать умение работать с исторической картой; сопоставлять, сравнивать информацию; делать самостоятельные выводы о соответствии текста произведения “Полтава” историческому событию ; устанавливать причинно-следственные связи; оценивать Полтавское сражение с точки зрения исторических и литературных источников;
- воспитывать нравственные ценности: патриотизм, гражданственность, используя материал произведения А.С. Пушкина и исторических документов о стойкости русских солдат.
Виды учебной деятельности:
- репродуктивная (осмысление литературного и исторического материала, сюжета поэмы “Полтава” А.С. Пушкина);
- поисковая (поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение текста поэмы);
- исследовательская (анализ текста поэмы, хода битвы).
Оборудование:
– историческая карта,
– портреты Петра I и Карла XII,
– схема “Полтавская битва”,
– произведение А.С.Пушкина “Полтава”,
– мультимедийный проектор, компьютер, презентация
(Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент .
II. Вступительное слово.
1. После преобразований Петра I Россия прочно вошла в число европейских стран. Русские путешествовали по Европе, иностранцы – по России. Русским важно было понять, что объединяет нас с европейцами с одной стороны, и то, что составляет нашу самобытность. Пытаясь ответить на этот вопрос, русские обратились к своей истории.
– Кто первым обратился к истории, написал историю России? (Ломоносов “Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого, или до 1054 г.”, Карамзин “История Государства Российского”)
– Пристально и внимательно вглядывался в русскую историю и
А.С. Пушкин. Какие произведения написаны им на историческую тему?
(1822 г. – “ Песнь о Вещем Олеге”; 1825г. – “Борис Годунов”, 1828 г. – “ Полтава”…)
– Какому историческому событию посвящена поэма? (Слайд 1)
Сразу после выхода поэмы в свет (начало 1828 г) были споры вокруг двух понятий: степени исторической достоверности и степени оригинальности, национальной самобытности художественного изображения. (Слайд 2)
2. Критики М.А. Максимович и Ф.В. Булгарин о поэме “Полтава” Пушкина.
Цель.
– Сегодня определим степень достоверности изображения Полтавского сражения в
произведении А.С. Пушкина “Полтава”.
IV. Работа с историческим и литературным материалом.
История (работа с картой “Северная война 1700–1721 г.г.”, Слайд 3)
– Показать участников и сражения начального этапа Северной войны.
– Устье Невы, где появился город Санкт-Петербург.
– Показать город Полтаву.
– Подумайте, почему Карл XII, решив идти с войском на Москву, вдруг
повернул на Украину?
Литература .
– Найдите в тексте подтверждение данному историческому факту?
(Песнь III, начало, стр. 235)
… Но время шло. Москва напрасно
К себе гостей ждала всечасно…
История.
– Показать место битвы, которую Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”?
Литература.
– Есть ли в тексте подтверждение того, что армия Петра I была другой, нежели под Нарвой, в результате реформ Петра I?
И видит, злобясь карл Могучий
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов..
А нить полков, блестящих, стройных,
Послушных. Быстрых и спокойных,
И ряд незыблемых штыков (стр. 236).
Б) Он силы новые врага
Успехом прошлым только мерит (Мазепа)
В) Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами входит к небесам.
В кустах рассыпались стрелки.
Г) Катятся ядра, свищут пули.
Нависли хладные штыки…
Д) Волнуясь конница летит
Пехота движется за нею… (стр. 239)
V. Работа в группах с историческим и литературным материалом.
Исторический материал
Группа 1 (Слайд 4).
Охаpaктеризуйте местность, где происходила битва:
- Определите, где расположились войска;
- Что мешало шведам наносить удары с флангов;
- В чем заключалась выгодность русских позиций.
Группа 2.
Найдите описание редутов учебнике и покажите их расположение на схеме?
Группа 3.
Охаpaктеризуйте особенности противоборствующих сторон?
Группа 4.
Проанализируйте обращение к воинам Петра I перед началом сражения?
Перед самым началом боя, построив полки, Петр I лично обратился воинам с такими словами: “Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь вы за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”.
Литературный материал.
Группа 5.
Найдите описание накала битвы ?
Группа 6.
Найдите в тексте произведения Пушкина А.С. “Полтава” описание Петра I ?
Группа 7.
Найдите описание окончания битвы ?
Группа 8.
Найдите в тексте произведения Пушкина А.С. “Полтава” описание Карла XII ?
Группа 9
Найдите в тексте средства выразительности, с помощью которых автор описывает
историческое событие?
VI. Творческое задание. (Слайд 5)
1. За ним во след неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова
В переменах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи сыны .
И Шереметьев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин (стр. 241)
– О ком идет речь в данных отрывках? (Меньшиков.)
2. При кликах войска своего
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает…(стр. 244)
– О ком идет речь? (О шведах.)
– Почему Петр I называл их “..учителями своими..”?
3. – Определите , можно ли по описанию полководцев предопределить ход сражения? (Слайд 6)
VII. Обсуждение итогов битвы
История.
– Сопоставьте потери русских (1354 убитых и 3290 раненых) и шведов (9 тыс. убитых и 3 тыс. раненых). (Слайд 7)
– Составьте в тетради план “Причины победы русских войск в битве”:
– Храбрость, смелость русских воинов,
– Полководческое искусство Петра I,
– Новшество – редуты,
– Превосходство артиллерии.
Литература.
1. Работа с эпиграфом к поэме :
Мощь и слава войны
Как и люди, их суетные поклонники
Перешли на сторону торжествующего царя. (Байрон)
– Как понимаете эти строки ? (Полтавская битва переломила ход Северной войны. Петр I доказал, что сильнее Карла XII.)
2. Найти в поэме А.С.Пушкина “Полтава” строки, которые стали бы эпиграфом к уроку?
VIII. Проверка цели урока.
Литература.
– Достоверно ли изобразил Пушкин А.С. Полтавскую битву в своем произведении?
(Нажать на гиперссылку Слайда 7.)
– Как вы относитесь к высказыванию Киреевского, друга Пушкина, о том, что спор об историзме “наибольшая похвала поэме”?
IX. Рефлексия
– Как себя чувствовали на уроке?
– Что удивило на уроке?
– Что на ваш взгляд, показалось непосильно сложным?
– Что бы вы изменили на уроке?
Литература.
- История России. Конец XVI–XVIII века. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной / авт.–сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Поурочное планирование по литературе. 7 класс к учебнику-хрестоматии “Литература.7 кл.: Учеб.– хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт. Сост. В.Я. Коровина и др. – М. Просвещение, 2009”: Методическое пособие / О.А. Еремина. – М. Издательство “Экзамен”.
- Пушкин А.С. Поэмы./Вступит. Статья Э. Бабаева. – М: Худож. Лит., 1982.– 286 с. /Классики и современники. Русская классич. Литература/.
Исследовательская работа по теме....
28 03 2024 12:16:23
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
27 03 2024 1:15:39
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
26 03 2024 20:46:38
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
25 03 2024 3:42:15
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...
24 03 2024 21:10:22
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
23 03 2024 0:53:54
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
22 03 2024 19:19:13
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
21 03 2024 12:38:57
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
20 03 2024 23:49:43
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
19 03 2024 21:45:35
Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках истории....
18 03 2024 0:39:16
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...
17 03 2024 11:44:19
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год". ...
16 03 2024 16:21:37
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
15 03 2024 21:47:43
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
14 03 2024 1:42:11
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
13 03 2024 16:43:24
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...
12 03 2024 13:46:13
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
11 03 2024 9:22:49
Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
10 03 2024 2:32:29
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе. ...
09 03 2024 12:21:19
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
08 03 2024 13:11:29
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
07 03 2024 4:52:47
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
06 03 2024 5:42:48
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
05 03 2024 23:53:14
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...
04 03 2024 19:40:13
Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....
03 03 2024 4:27:17
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
02 03 2024 6:11:37
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
01 03 2024 12:17:29
Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
29 02 2024 7:32:37
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
28 02 2024 13:51:10
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
27 02 2024 9:38:52
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
26 02 2024 5:29:42
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
25 02 2024 1:29:25
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...
24 02 2024 2:31:12
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу. ...
23 02 2024 10:23:14
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
22 02 2024 6:36:57
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
21 02 2024 15:30:50
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
20 02 2024 17:29:37
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
19 02 2024 10:46:31
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях. Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
18 02 2024 18:10:43
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...
17 02 2024 14:34:37
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
16 02 2024 23:53:46
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
15 02 2024 16:51:39
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...
14 02 2024 17:16:43
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
13 02 2024 9:44:34
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
12 02 2024 6:11:39
В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
11 02 2024 14:46:37
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...
10 02 2024 10:32:17
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения материала учащимися....
09 02 2024 12:52:39
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
08 02 2024 10:41:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::