Сопровождение учащихся в поисково-краеведческой работе на уроках истории и во внеурочное время > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Сопровождение учащихся в поисково-краеведческой работе на уроках истории и во внеурочное время


    Сопровождение учащихся в поисково-краеведческой работе на уроках истории и во внеурочное время

Программа модернизации образования ставит перед нами задачи обучения и воспитания личности, в которой нуждается современное общество. Это люди, которые умеют самостоятельно мыслить, могут организовать и спланировать свою деятельность, анализировать ситуацию и адаптироваться в новых условиях.

Участие в поисково- краеведческой работе – это один из видов деятельности, где идёт целенаправленная, планомерная работа по развитию умений учащихся организовывать исследовательскую деятельность, получать новые знания при работе с документами, другими источниками информации, делать выводы. Задача педагога – организовать индивидуальное сопровождение ребёнка, выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению в работе, совместно выстроить план, что позволяет говорить о тьюторском подходе в образовательном процессе. Ученик включается в процесс сотрудничества и взаимодействия со своим педагогом.

Одной из основных задач образования является развитие учащихся с учетом их индивидуальности, переход от информационно – репродуктивного обучения к активному, творческому, культурно-компетентностному.

Данную задачу я начинаю решать с пропедевтического модуля «Введение в историю». Этому способствуют темы творческих заданий: [Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, Дрофа,2008г.]

  • Моя родословная. Попробуйте составить генеалогическую таблицу своей семьи. Для этого надо вписать ФИО родителей, бабушек, дедушек. Это занятие дает не только изначальное представление о роли семьи в жизни общества, но и формирует культуру отношений семьи.
  • Я и моё имя. Ребята знакомятся с происхождением имен и фамилий, узнают о прозвищах людей, встречающихся в учебниках истории.
  • Название моего города. Как появилось название нашего города на карте? Когда и кем основан наш город? Как называются главные улицы нашего города? Почему? На этом уроке в 5 классе провожу игру «Улицы города Камышина». Ребята выполняют опережающее задание: Найдите сведения о людях, в честь которых были названы улицы нашего города.
  • История в архитектурных памятниках. Знакомимся с архитектурными сооружениями разных времен, а также с достопримечательностью нашего города - зданием городского музея.
  • История в символах и знаках. Ребята сочиняют рассказы и стихотворения о Родине и родных местах.

Организуя и проводя эту кропотливую работу, вижу, что детям необходимо почувствовать себя маленькими исследователями. В ходе этой работы примечаю для себя тех, кто способен к творческой деятельности, как родители относятся к интересу детей, помогают ли им, так как в дальнейшем это очень важно.

Чтобы закрепить интерес к краеведению, ходим в походы по родному краю, посещаем памятные места священной волгоградской земли. Особенно популярны экскурсии:

  • многотемная: памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты (в т.ч., явления природы), места знаменательных событий и сами события, города, предприятия и т.д.
  • однотемная: историческая (краеведческая, археологическая, этнографическая, военно-историческая и т.д.), природоведческая, искусствоведческая (театральная, музейная, художественная, архитектурная и т.д.), литературная (биографическая, историко-литературная и т.д.), научная, техническая и т.д.
  • хронологическая (например, экскурсия, посвященная жизни и деятельности выдающегося человека);
  • тематическая (экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы по предмету или области знаний);
  • тематико-хронологическая (экскурсия, где хронология возможна при раскрытии отдельного объекта маршрута)

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно – исследовательской работе, у него необходимо «разбудить» желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других.

 В этом смысле нам, жителям Волгоградской области, повезло. Традиции патриотического воспитания на волгоградской земле не прерывались никогда. Военно-историческое наследие земли сталинградской всегда было основой для формирования у молодежи ценностей любви к Родине. В изменившихся социально-исторических условиях мы не бросаемся в крайности, а строим свою деятельность по данному направлению, обновляя формы, сохраняем суть. Наполнились новым содержанием традиционные формы работы по изучению истории родного края (разработка семинара для учителей прилагается).

 Настоящее время можно говорить о сложившейся системе краеведческой работы в школах нашего города и области. В нее вошли краеведческий компонент «История моего края» в 9 классе, краеведческий компонент на уроках истории и обществознания, краеведческий компонент во внеклассной работе. Кроме этого в 7 классах ребята факультативно изучают курс «Люби и знай свой край», соавтором программы которого я являюсь.

Главная задача курса «Люби и знай свой край» - развитие у семиклассников интереса к истории родного города, своей малой родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Краеведение - важное средство приобщения детей к региональному культурному наследию. Это не только познание края, способ сохранения исторического опыта, а и средство развития интереса у детей и взрослых к культурному наследию малой родины, приближение к тем корням, которые станут основой воспитания у ребенка чувства гордости и уважения к родному краю. Краеведение становится средством и для раскрытия творческих способностей детей, предметом их художественной, поисковой, исследовательской деятельности.

В ходе экспериментальной деятельности нами выделено несколько форм краеведческой работы: собирательская (сбор предметов народного быта, документов, фотографий), поисково – исследовательская, оформительская. В курсе использую такие формы занятий как экскурсии по улицам города, к краеведческим объектам, викторины, заочные путешествия. Результатом экскурсий к памятным местам города Камышина, работы в группах с целью выяснения, какие памятники есть в нашем городе, какие события стоят за ними, ребята получили задание подготовить макет памятника или панораму. Экскурсоводы выступили с сообщениями, каждая группа защитила свой проект памятника. Результатом работы ребят явилась виртуальная экскурсия «От обелиска к обелиску» [разработка экскурсии «От обелиска к обелиску» прилагается]

Ежегодно 2 февраля мы с ребятами проводим краеведческую викторину [разработка «Краеведческая викторина» прилагается] и оформляем выставку «Реликвии, опаленные войной»

Ребята пишут воспоминания своих родных и знакомых о событиях Великой Отечественной войны, трудном послевоенном детстве. На таких жизненных примерах воспитывается патриотизм.

К реализации программы по краеведению мы привлекаем помощников: сотрудников Камышинского историко-краеведческого музея, работников библиотек, члeнов совета ветеранов.

 Невозможно воспитать интерес к истории родного края исключительно теорией, накоплением знаний без эмоционального заражения ребенка со стороны близких и авторитетных для него людей. В рамках факультативных занятий мы ежегодно запускаем проект «От истории школы к истории страны». Результатом этой деятельности является интервью и воспоминания людей старшего поколения о годах их учебы в школе.

Курс «История моего края» был введен как элективный в 2007 году. Он знакомит учащихся с археологией историей заселения и развития нашего региона, жизнью людей, культурой. Изучение краеведения в 9 классе продолжает формировать у учащихся непосредственную причастность к истории, желание узнать свои корни, сохранить и развивать связь поколений. Данный курс позволяет более глубоко изучить историю страны, непосредственно отражающуюся в истории родного края, так как в базовом курсе истории это дисциплина представлена не достаточно полно. Особое внимание уделяю темам «Россия и Дмитриевск в эпоху Петра I», «Крестьянская война под предводительством Пугачева», «Наш город в годы Великой Отечественной войны». Все девятиклассники выполняют творческую работу «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны». Из этих работ выбираем достойные и делаем следующий шаг: проводим акцию «Живое слово ветерана». В настоящее время в 9 классах мы запустили проект «Фронтовые письма»

Занятия устной историей, то есть создание учащимися документов в результате бесед, опроса, интервьюирования и анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий очень увлекательно. Поскольку наиболее приемлемыми и эффективными методами сбора исторической информации являются опросы двух видов:

  1. анкетирование (письменная форма общения с респондентом)
  2. интервьюирование (устная форма),

то мы с ребятами готовим вопросники, которые станут программой, сценарием общения школьников с очевидцами событий [анкеты прилагаются]. Особенность полученной информации состоит в том, что она двойственна: фактологическая и оценочная. Пусть в отношении фактологической достоверности устных источников между историками идет спор, так как устные рассказы отражают историческую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании очевидцев событий, но интерес для краеведов представляют не сами факты, а их оценки, представления о них.

 Методические рекомендации проведения опроса, интервьюирования и анкетирования доступно описаны в статье Т.К. Щегловой «Устная история и краеведческая работа» (ПИШ №5,1998), на ее рекомендации мы опираемся, составляя тексты анкет. Любое интервью – это сложное социально – психологическое общение. Методическая подготовка учащихся занимает много времени, но это оправдано. Ведь не продуманный до конца вопрос, неудачное слово, жест, взгляд могут причинить боль опрашиваемым, вызвать у них отрицательные эмоции. Метод сопровождения помогает ребенку не только хорошо защитить исследование, уметь владеть аудиторией, быть эмоциональным, грамотно говорить – безусловно, это важно для участия в конкурсах, олимпиадах. Еще ребенок учится ценить время, свое и чужое, быть обязательным, считаться с чужим мнением, уметь идти на компромисс и действовать самостоятельно. Самостоятельно – не значит стихийно и бесконтрольно. Педагог осуществляет тщательно спланированное и организованное сопровождение. Учит искать эффективные ходы, задавать грамотные вопросы, а главное, осмысливать полученный опыт, его успешность или ограниченность, уязвимость. Очевидно, что такая деятельность не может разворачиваться в массовом порядке в прострaнcтве урока. Следует поощрять каждую самостоятельную мысль, каждый новый прием решения, отход от принятых методов, стандартных точек зрения. Понятно, что далеко не все учащиеся способны проявить самостоятельность мысли, но поощрять эту способность необходимо (разработка занятия «Введение в исследовательскую деятельность» прилагается). В тоже время важно воспитывать у учащихся привычку к терпеливому, упopному, дисциплинированному поиску способа решения творческой задачи, желание и стремление преодолевать трудности на этом пути.

История России как никакой другой предмет содержит больше возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. В 6 классе изучаем темы по истории края:

  • Родной край в глубокой древности VII – ХII вв.;
  • Татаро-монголы в нашем крае ХII –ХVвв.;
  • Край в составе русского ценрализованного государства.

В 7 классе:

  • Поволжье в ХVII в. (Развитие хозяйства, быт и культура края .Народы Поволжья в ХVII в.: традиции и новые веяния)
  • Наш край в первой половине ХVIII в.(Степа Разин и наш край)
  • Наш край во второй половине ХVIII в. (Родной край во второй половине ХVIII в.)

В 8 классе, опираясь на краеведческий материал, изучаем темы:

  • Отечественная война 1812 года
  • Общественное движение во второй половине ХIХ века.

В 11 классе с опорой на историю родного края изучаем темы:

  • Столыпинская аграрная реформа
  • Коллективизация и раскулачивание
  • Национальная политика в годы Великой Отечественной войны.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о наших земляках, которые участвовали во всех сражениях. В настоящее время в классах запущен проект «Фронтовые письма». Такие проекты дают возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах города и страны в целом.

Для учащихся 6-11 классов организована работа кружка «Историческое краеведение», где ведется проектная и исследовательская деятельность. Можно ли дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание, делать это? Можно ли выступить перед аудиторией, не развив у ученика умение, работать в группе? Нельзя. Для того, чтобы этому научить и направлена познавательно – просветительская работа среди члeнов кружка. Здесь метод сопровождения понимается в буквальном смысле слова. Основные направления деятельности кружка состоят в подготовке к мероприятиям краеведческой направленности разных уровней. Члeнами кружка «Историческое краеведение» были разработаны темы «Детство, опаленное войной» (Безверхова Наталья, 2008) , «Во мне живет блокадный Ленинград» (Лютая Татьяна, 2008), «Исследователь веков минувших» (Дубаков Алексей,2008), «Судьба семьи в судьбе страны» (Вельдина Александра, 2009), «Наши земляки в Отечественной войне 1812 года» (Безверхова Наталья, 2010) и другие.

Ребята занимают призовые места на олимпиадах разного уровня. Так учащейся МОУ СОШ №5 Дьячковой Ксенией была проделана большая работа по изучению тем «Детские годы А.П.Маресьева», «Мои земляки». В городском конкурсе творческих работ, посвященном 90-летию со дня рождения А.П.Маресьева, ее работа заняла I место (2006). Творческий отчет «Малая родина большого героя был высоко отмечен комиссией на городской конференции «Творческая молодежь современной России: через милосердие к толерантности» (2006). Ею была проинтервьюирована участница I Всесоюзного слета пионеров в Москве, ветеран народного образования, заслуженный учитель школы РСФСР Филатова Александра Ивановна. Данное интервью вошло в книгу Камышинских краеведов Алексея Иванова, Вячеслава Шамаева, Владимира Шантарина «Возвращение» (г. Камышин 2007; стр 44-47)

В октябре 2008 года Дьячкова Ксения была делегирована на Всероссийскую олимпиаду по школьному краеведению. С защитой своей работы «Разведчик Запорожцев. История одного фотоснимка» она выступала в Российском комитете ветеранов войны , заняла первое место в секции «Военная история», кроме того была награждена нагрудным знаком и дипломом Российского комитета ветеранов войны и военной службы «Подвигов героев- будь достоин».

Ученики собирают материал по нескольким направлениям. Приоритетным является направление «История школы в истории страны». Ребятами собраны редкие фотографии, письма выпускников школы №5, среди которых были Герои Советского Союза Сергeй Давыдов, Герман Липкин, Алексей Маресьев . Ребята встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны. Частыми гостями на классных часах являются члeн Городского совета ветеранов Шатарин Владимир Сергеевич, председатель общественной организации «Дети военного Сталинграда» Хлынина Людмила Павловна, председатель общественной организации «Защитники и жители блокадного Ленинграда» Фокина Нина Павловна. Материалы этих встреч становятся темами исследовательских работ. Так, работа Демкиной Анастасии «Рядовой Великой Отечественной» о Пономареве Юрии Федоровиче была высоко оценена на конкурсе «Мемориал»(2008). Собранный в ходе встреч материал в дни памятных дат использует для организации в школе выставок по темам «Реликвии, опаленные войной», «Истории одного фотоснимка», «Никто не забыт, ничто не забыто». Члeнами кружка в рамках городского конкурса экскурсоводов недели «Музей и дети» разработаны интересные экскурсии, которые используются педагогами школы при проведении классных часов (разработки экскурсий прилагаются).

Таким образом, источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных и соседей домашние архивы, материалы школьных краеведческих изысканий, краеведческая литература, периодическая печать. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, стихи о родном городе, исследовательские работы.

Исследовательская деятельность позволяет ребятам саморазвиваться. Подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам «Музей и дети», «Отечество», «Мемориал» стимулирует развитие коммуникативной компетенции, проявляющейся в умении выступать на публики вести дискуссии, работать в группе, а также выявить главные аспекты для подготовки презентации.

Члeны кружка «Историческое краеведение» неоднократно занимала призовые места на конкурсах и исследовательских краеведческих работ учащихся разных уровней, что доказывает эффективность работы по данному направлению.

Результаты работы (таблица). 

Приложения

  • семинар для учителей «Формирование информационной компетентности школьников через вовлечение их в краеведческие исследования на уроках истории и во внеурочное время»
  • экскурсия «От обелиска к обелиску»
  • Краеведческая викторина
  • занятие «Введение в исследовательскую деятельность»
  • экскурсии о Камышине и выдающихся людях города


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 06 2024 4:23:48

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 06 2024 0:50:32

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 06 2024 10:13:30

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 06 2024 2:35:37

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 06 2024 9:58:15

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 06 2024 6:59:11

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 06 2024 4:48:42

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 06 2024 18:44:25

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 06 2024 18:54:16

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 06 2024 3:24:18

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 06 2024 19:21:50

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 06 2024 18:10:20

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 06 2024 2:42:51

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 06 2024 20:19:54

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 06 2024 5:16:59

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 06 2024 12:52:43

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 06 2024 9:15:43

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 06 2024 17:25:36

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 06 2024 10:17:59

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 05 2024 0:14:17

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 05 2024 11:13:57

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 05 2024 9:36:14

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 05 2024 11:11:41

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 05 2024 6:24:18

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 05 2024 11:59:44

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 05 2024 2:46:12

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 05 2024 0:39:31

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 05 2024 9:36:43

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 05 2024 17:14:43

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 05 2024 16:32:20

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 05 2024 14:58:24

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 05 2024 6:59:28

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 05 2024 12:12:38

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 05 2024 8:12:44

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 05 2024 12:20:24

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 05 2024 10:27:40

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 05 2024 8:25:55

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 05 2024 1:36:53

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 05 2024 12:40:25

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 05 2024 9:42:20

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 05 2024 2:32:43

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 05 2024 7:58:40

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 05 2024 3:36:10

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 05 2024 6:44:54

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 05 2024 11:43:57

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 05 2024 1:25:48

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 05 2024 13:14:46

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 05 2024 15:55:31

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 05 2024 15:38:52

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 05 2024 4:57:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::