Информационные технологии на уроках истории
Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. " Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования". [1]
Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. В-третьих, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Например, Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. В-четвертых, компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.
Меня всегда интересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт пpaктического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках. В дальнейшей работе в пpaктику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, интернет-ресурсы, возможности интеpaктивной доски. Был накоплен огромный материал, который я сейчас использую. Как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять компьютер и интеpaктивную доску (ИД) при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Совершенно очевидно, что "прежде, чем продукт применить в учебном процессе, учитель должен располагать запасом свободного времени для того, чтобы все понять, осмыслить, увязать, отрепетировать - и это при том, что он не является "компьютерщиком - профессионалом". [2]. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
2) Презентации, составленные при помощи программы Power Point, широко используются в режиме Ofis к интеpaктивной доске. Это самый простой способ работы с данным оборудованием и по силам всем учащимся.
3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты. Исторические карты прошлых лет, на мой взгляд, отжили свой век. Располагаю достаточно большой базой интеpaктивных карт по всем темам и разделам как истории России, так и Всемирной истории. Такие карты удобны в использовании и в сочетании с интеpaктивной доской расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать на карте; размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки, показывать стрелочками пути перемещения войск и т.д.
4) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты. На примере такого УМК "Русско-японская война" я покажу возможности его использования.
В первую очередь этот комплект содержит теорию, т.е. сначала я знакомлю учащихся с причинами войны, с созданием , началом войны, реорганизацией русской армии и т.д. После изучения теоретического курса мы переходим к пpaктике. Данный УМК содержит Задачник из пяти задач, где учащиеся на пpaктике применяют полученные знания, будь то работа с документом, картой, основными понятиями. Благодаря использованию интеpaктивной доски закрепление материала происходит оживленно и интересно, так как сама работа с доской вызывает у учащихся желание работать и процесс протекает более доступно и наглядно. Причем в закреплении материала принимает участие весь класс. Далее УМК содержит тестовые задания, которые учащиеся выполняют самостоятельно в качестве контроля знаний по изученной теме. На личном опыте могу сказать, что после таких уроков тема усваивается намного эффективнее, чем при традиционном типе урока.
5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов , из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.
6) Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстpaктному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то ": развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем подобных объектов".[3]Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины. Они содержит различного рода задания ("расположите по хронологии", "узнай героя", "соотнесите", "почемучка", "исторический словарь", "Вопросы от исторического героя"). Каждое задание содержит несколько вопросов и комaнды по очереди отвечают на них.
7) Так же часто на своих уроках я использую кроссворды, которые готовлю либо сама, либо учащиеся дома, либо использую готовые формы. Чаще всего работа с кроссвордами ведется на интеpaктивной доске, так как такой вид работы является наиболее эффективным, потому что ученики непосредственно задействованы в данном виде деятельности.
8) В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения.
В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ и по истории. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал. Содержание диска " Репетитор по истории Кирилла и Мефодия" открывает широкие возможности для изучения многих тем школьного курса с применением компьютерных технологий. Работа с диском помогает закрепить изученный материал, подготовиться к сдаче ЕГЭ и вступительного экзамена в ВУЗ.
9) Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране - всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса - школьная доска. Доска - это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Очень много пpaктических заданий на уроках истории мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интеpaктивной доске. И тут перед учителем находится неисчерпаемое разнообразие работы. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 7 групп:
1. "Работа с рисунками"
2. "Кроссворд"
3. "Контурная карта"
4. "Вставьте слово"
5. "Имена"
6. "Соотнесите"
7. "Отметьте".
На уроке даю классу из любой группы задания и прошу учащихся у доски выполнить задание, будь-то вставить пропущенное слово, отметить что-то на контурной карте, разгадать кроссворд, соотнести даты и события и т.д. А школьникам - и младшим, и старшим - просто нравится работать с интеpaктивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. Задания готовятся заранее дома. Это может быть и отсканированный документ (текст, картинки), и созданный в любой программе (Word, Power Point и др.) Таким образом, использование интеpaктивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.
10) И конечно же, важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность - сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИКТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов - русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта.
По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
- психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
- идет более полное усвоение теоретического материала;
- идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обpaбатывать ее с помощью компьютерных технологий;
- формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспopно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Список литературы.
- Информатизация образования: декларации и реальность. // Информатика 1995.№ 8, с.12.
- Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26.
- Горлицкая С.И. Кузнецова И.Н. Думаем и исследуем на LOGO. // Информатика 1996 № 39, (с. 4.)
Подробный конспект урока
Организационная информация | |
Тема урока | Изменение политической системы и образование партий в ходе Первой русской революции. |
Предмет | История России |
Класс | 9 класс |
Автор урока (ФИО, должность) | Загородникова Оксана Михайловна, учитель истории |
Образовательное учреждение | МОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа №13" |
Республика/край, город/поселение | Г. Омск |
Методическая информация | |
Тип урока | Изучение нового материала с использованием возможностей ИД. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой. |
Цели урока | На основе уже имеющихся знаний о начале
революции в России формируются знания об
изменениях политической системы, хаpaктеристике
партий и движений, их лидерах и видении
перспектив развития страны. Развивать навыки работы с текстом учебника, работы в группах, применения ИД на уроках истории |
Задачи урока | 1. познакомить учащихся с новым
избирательным законом 2. раскрыть сущность российской многопартийности 3. познакомить с партиями, включившимися в политическую жизнь России и вновь образованными на волне революции (их лидерами и программами) 4. сделать выводы об изменениях в политической системе России после принятия манифеста 17 октября 1905 года 5. дополнить навыки работы с ИД |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | 1.работа с учебником, работа с документами, работа в парах, работа с ИД в режиме Ofis. |
Необходимое оборудование и материалы | Учебники, ИД, документы(распечатка в группу) |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся | Включает в себя не только
организационный момент, но и вступительные слова
учителя. 1.Короткая фронтальная беседа с учащимися с целью вспомнить причины и события в которых принят манифест 17 октября * По своему общественно-государственному устройству, что собой представляла Россия? * Готова ли была царская администрация к преобразованиям? Почему? * Чем закончилась попытка общества наладить диалог с властью? * Как бы вы поступили в сложившейся ситуации? * Какой документ был принят? Учитель совместно с учащимися ставит цели урока Каковы цели нашего урока? Учитель сверяет цели, названные ученикам, корректирует их. А так же сообщает, как будет протекать работа и решаться задачи урока. |
Ход и содержание урока | Короткий инструктаж групп к работе Каждая группа получает задание РАБОЧАЯ ГРУППА Выясняет особенности многопартийности в России (используется функция "штора", прикрывается правая часть таблицы и заполняется левая) РАБОЧАЯ ГРУППА Определяет лидеров и программу партий(необходимо соединить стрелками портреты и названия партий) РАБОЧАЯ ГРУППА Изучает новый избирательный закон (подписать условные обозначения на диаграмме) ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА её роль связать работу всех групп воедино, это могут быль даже 2 более способных ученика, обладающих способностью анализировать. Формулирует вывод о том, как изменилась политическая ситуация в России. КАЖДАЯ ГРУППА работает самостоятельно и представляет итоги на ИД. (на специально заготовленных слайдах) Материал каждого слайда переносим в тетрадь. Экспертная группа выступает после всех, это выводы об изменениях в политической системе, роли партий в этом процессе.(заполняем сообща последний слайд) |
Проверка и оценивание ЗУНКов | Проверка ЗУНов идет как в ходе работы внутри группы, так и при построении вывода. Ответы должны быть не только полными и правильными, но и представленными на ИД. Проверяется степень владения новыми технологиями. Отметки можно выставить как в личном первенстве, так и с привлечением участников группы. |
Рефлексия деятельности на уроке | Включает не только соотнесение
поставленной в начале цели с выводами. Достигли ли мы цели? Узнали о новых партиях и изменениях в политической системе России? Чем понравился урок? Что нужно добавить или изменить с точки зрения учеников? Момент оценивания привлекает участников группы, которые определяют эффективность вклада каждого в решение поставленной задачи. |
Домашнее задание | Повторить записи в тетради, с.38-41 учебника, задание на стр.45 |
Дополнительная необходимая информация | Выдержки из программных документов партий отдельно на карточках (степень их сложности на усмотрение учителя), можно заменить дополнительной литературой в более сильных классах. |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература (если имеются) | |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Тематика, связанная с политическими изменениями, партиями, их программами воспринимается трудно и часто выглядит неинтересной, с точки зрения учащихся, поэтому работа с ИД добавляет визуальный эффект и способствует более качественному запоминанию материала, формированию комaндной работы не только с целью изучения материала, но и презентации итогов работы. В идеальном варианте можно было выдавать электронную версию готовых слайдов на дом и домашнее задание соответственно. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Рекомендую далее перейти к проблеме парламентаризма в России и итогам революции. В этом свете разработать проблематику деятельности Государственных дум. |
Другое |
Описание мультимедийных компонентов проекта
Автор проекта (ФИО) | Загородникова Оксана Михайловна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель истории |
Образовательное учреждение | МОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа №13" |
Название проекта | Политическая система и партии Первой русской революции |
Форма (презентация, тест и т.п.) | Презентация с использованием возможностей ИД |
Размер ресурса (мегабайт) | 227КБ |
Технические данные (компьютер, интеpaктивная доска и другие.) | Компьютер Интеpaктивная доска |
Учебный предмет | История России |
Класс | |
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс | История России 9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (программа того же автора для 9 класса) |
Название темы или раздела учебного курса | Раздел "Россия на рубеже 19-20 веков" |
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) | Doc |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие) | презентация |
Образовательный тип (Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие) |
Электронная учебная презентация |
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал | Microsoft Office |
Цели, задачи дидактического материала | Активизация деятельности учащихся на уроке, работа со всеми видами памяти, укрепление навыков работы с новыми технологиями по освоению исторического материала |
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) | Презентация содержит слайды, которые учащиеся используют в режиме Office И.Д., для представления итогов работы в группах. |
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) | Диаграммы, фото изображения, таблицы и схемы |
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) | Ресурсы интернета для подбора иллюстраций |
Возможности использования
дидактического материала: - педагогом на уроке (указать этапы урока); - учащимися |
В ходе изучения нового материала, при
презентации итогов работ групп Учащиеся могут использовать потом при подготовке домашнего задания (и подготовке по теме, если необходимо использование уже готовой заполненной презентации, например при подготовке к экзаменам) |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | Ограничений нет |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. | Слайды используются для заполнения при представления итогов работы в группах. |
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
27 03 2024 23:23:34
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
26 03 2024 21:30:58
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
25 03 2024 21:22:12
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
24 03 2024 12:45:13
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
23 03 2024 15:12:23
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
22 03 2024 22:52:12
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
21 03 2024 23:34:21
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
20 03 2024 22:39:33
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
19 03 2024 5:23:55
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
18 03 2024 13:54:14
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
17 03 2024 17:28:14
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
16 03 2024 8:50:59
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
15 03 2024 2:11:17
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
14 03 2024 7:56:46
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
13 03 2024 6:31:51
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
12 03 2024 3:47:11
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
11 03 2024 11:53:14
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
10 03 2024 13:59:11
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
09 03 2024 21:13:28
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
08 03 2024 5:24:24
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
07 03 2024 23:52:34
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...
06 03 2024 7:46:49
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
05 03 2024 2:44:31
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
04 03 2024 0:34:20
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
03 03 2024 4:14:31
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
02 03 2024 14:51:37
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...
01 03 2024 16:24:38
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
29 02 2024 18:58:22
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
28 02 2024 3:30:17
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
27 02 2024 3:33:50
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
26 02 2024 13:50:55
Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
25 02 2024 15:55:24
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации. ...
24 02 2024 20:23:38
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
23 02 2024 1:19:50
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
22 02 2024 7:38:43
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
21 02 2024 21:16:57
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
20 02 2024 8:40:27
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
19 02 2024 9:27:12
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
18 02 2024 3:31:18
Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....
17 02 2024 4:19:45
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
16 02 2024 1:11:36
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
15 02 2024 4:41:13
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
14 02 2024 20:33:53
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
13 02 2024 6:32:21
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
12 02 2024 3:56:18
Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
11 02 2024 1:48:31
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
10 02 2024 3:23:22
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
09 02 2024 19:49:20
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
08 02 2024 9:20:14
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
07 02 2024 12:27:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::