Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель") > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель")


    Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель")

«САМЫМ ВАЖНЫМ ЯВЛЕНИЕМ В ШКОЛЕ, САМЫМ ПОУЧИТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТОМ, САМЫМ ЖИВЫМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ УЧЕНИКА ЯВЛЯЕТСЯ САМ УЧИТЕЛЬ».

Дистepвег
, немецкий педагог

В классе звучат песни о школе. 5, 4, 3, 2, 1, 0... Ведущий элективного курса «Школьникам о некоторых профессиях»учитель истории и обществознания Тиханов Виталий Клавдиевич занимает своё рабочее место. На этот раз мы решили разобраться в профессии «учитель».

Такой явки на очередное занятие элективаникто, конечно, не ждал. В кабинете мы увидели даже учащихся шестого класса. Может быть, это связано с тем, что, в отличие от многих других профессий, о которых мы рассказывали, с этой профессией сталкивается каждый. Вот не бывает такого, чтобы ни одного учителя в жизни у нас не было. Скорее всего, прав был Уинстон Черчилль, который считал, что «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остаётся только мечтать».



Одним из тех, кто жёстко возражал против выбранной нами на этот раз профессии, был девятиклассник Влад Ярускин: «Ну кому интересно встречаться с учителями на элективе, мы их и так каждый день видим». Однако, вечером он написал в Твиттере ведущему: «Извините, я был не прав! Электив получился удачный!».


(Влад Ярускин – в белом свитере в середине)

Самое начало электива. На мониторе появляется фрагмент видеозаписи выступления Президента РФ на церемонии вручения наград победителям Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2010»в Государственном Кремлёвском дворце 5 октября 2010 года.

«Вы постоянно слышите о том, что труд учителя – это особенный, подвижнический труд. И хотя эти слова стали бaнaльными, но это абсолютная правда. Каждый раз, когда учитель заходит в класс, он совершает маленькое чудо, он готовит молодых людей к большой очень сложной жизни, отдавая им частичку своих знаний, нервов, здоровья. Именно поэтому мы считали и всегда будем считать образование, и школьное образование, одним из государственных приоритетов. Это действительно так. Может быть, мы пока ещё мало в чём преуспели, но мы стараемся изменить ситуацию к лучшему».

Президента РФ можно считать заочным гостем сегодняшнего занятия.

В течение вечера ещё несколько раз будут включения, связанные с высказываниями Президента Российской Федерации по поводу нашей школы:

  • фрагмент выступления Дмитрия Медведева 21 января 2010 года на церемонии открытия Года учителя в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге в рамках работы первой Педагогической ассамблеи;
  • фрагмент выступления Дмитрия Медведева 17 декабря 2010 года на церемонии закрытия Года учителя в России в Доме Пашкова в Москве.

Особое оживление в классе вызвал сюжет с видеоблога Дмитрия Медведева «Берегите школу!» О пользе возвращения в юность. Обращение к выпускникам» 3 июня 2009 года. В нём рассказывается о встрече главы государства с учителями школы, где он учился.

Многие ученики общаются со своими учителями в течение всей жизни в разном качестве – так или иначе.

Ведущий электива показал презентацию, в которой рассказывается о некоторых выпускниках нашей школы. Они уже закончили высшие учебные заведения и сегодня работают.

«Хорошие ребята, приятно, что они помнят своего бывшего учителя. Они всегда приходят ко мне домой, когда приезжают погостить на свою малую родину. Это те мои бывшие ученики, чьё сознание, по-видимому, я очень сильно расширил. Они обычно спрашивают меня: «как вы, что нового?». И я интересуюсь их успехами и проблемами».

Среди учеников Тиханова В.К. – главный инженер проекта ООО «Строительная проектно-реставрационная компания «Росстрой» Щепин Илья Николаевич. Он работает и живёт в Санкт-Петербурге.

Под аплодисменты присутствующих ведущий представил гостей сегодняшнего электива.

Первый из них – Парфиненко Александр Кузьмич. Онотносится к педагогам старшего поколения, который в основном работал при советской власти: больше четверти века был учителем географии и трудового воспитания, директором школ района, главой сельского поселения. Второй гость – учитель физики с 27-летним трудовым стажем Борисов Александр Владимирович. Он работает в Парабельской гимназии Томской области.



Ведущий электива предложил гостям окунуться в «водоворот» учительской профессии. Им было задано много вопросов. Беседа прерывалась песнями о школе, презентациями, просмотром видеофайлов.

Предлагаем лишь некоторые из заданных нашим гостям вопросов.

В Интернете я встретил такое мнение: «Худшая в мире работа – учительская:самая выматывающая, малооплачиваемая, требующая слишком много времени и сил. Она же и лучшая». Что скажете вы?

– Почему выбирают делом жизни – учить? От интереса к человеку и желания просвещать? Или от безвыходности и неудачливости?

– Почему на учительскую профессию не стоят в очереди?

– Многие считают, что профессия учителя – это как бы, так сказать, некая неудача в жизни. Признаться одноклассникам, знакомым, что ты работаешь учителем, как бы немножко стыдно. У вас нет такого ощущения?

– В советское время в школу шли люди, которые осознавали, что на них возложена государственная задача: воспитывать граждан своей страны. Согласны ли вы с точкой зрения, чтосегодняшние дни диктуют новые правила. Если раньше школа была храмом, то теперь мы катимся к тому, что школа становится лавкой, а учитель – менеджером образования.Вам не кажется, что теперь школа – коммерческий проект, а знания – товар?

– Вы помните своих первых учителей?

На экране – видеозапись 1973 года. Муслим Магомаев и хор Московского дома учителя исполняют песню И. Дунаевского и М. Матусовского о первой учительнице - «Школьный вальс».

– Многие считают, что учитель – нeблагодарная работа, потому что удел учительской профессии в том, что ученики уходят и забывают учителей. Расскажите, а к вам приходят домой ученики, спустя многие годы после окончания школы? Или это так нетипично?

– Скажите, пожалуйста, а кем вы мечтали стать, когда вам было лет по 16? Ну точно же – «notteachers»! Расскажите о пути в профессию – как лично вы стали учителями? Во сколько лет вы начали свой трудовой учительский стаж?

– Поговорим о проблемах учительской профессии. Что было самым трудным, может быть, неприятным, в вашей работе первое время?

– Вы получаете какой-то заряд от общения с детьми? Тепло от них идёт?

– Учительскую профессию давно уже воспринимают как чисто женскую. Кто сегодня работает в средней школе, исключая редкие частные заведения? Разумеется, женщины. Ну, разве что «трудовик»-мужчина. Всё же не женское это занятие – молоток или отвёртка. Даже «физкультурники» теперь «физкультурницы». А учительство когда-нибудь было уделом мужчин?

– Учитель – это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Но мы сегодня говорим об этом как о профессии. Соответственно, учитель - лицо квалифицированное. Какие специальные педагогические заведения вы заканчивали?

Мы выяснили, что, оказывается, есть специальные педагогические училища, средние специальные заведения, а также вузы. Это либо специализированные педагогические университеты, либо университеты общего хаpaктера, общего назначения. В них можно получить научную специальность, но потом её использовать на преподавательской работе. Люди, которые окончили среднее специальное педагогическое заведение, могут преподавать в начальных классах школы, а окончившие вуз – от средних классов и до бесконечности.

– Как вы относитесь к решебникам, к репетиторству?

– Расскажите о принципах, которые вы исповедуете на уроках.

– Бывают плохие дети или нет?

– Встречались ли в вашей работе невыносимые классы? Наверное, очень хотелось поубивать xyлиганов, но поскольку нельзя, то приходилось как-то мучиться дальше. Это трагедия, что нельзя? Ну, ведь, согласитесь: прямо и честно – иногда хотелось поубивать трудных учеников?

– Конечно, невозможно перенестись на несколько десятков лет назад… Но всё-таки. Допустим, что вам снова двадцать с небольшим. О чём вы тогда мечтали, кем видели себя в будущем? Представляли себя до преклонных лет в качестве учителя или думали, что это всё временно? Вот что бы вы решили, если бы снова вернулись в молодость? Насколько оправдано преподавание вообще как пожизненная работа? Остались бы в школе, если бы вам вручили билетик на второй сеанс, отдали бы снова ей свои лучшие годы?

– Вам школа во сне не снится?

– А ваши дети в детстве проверяли тетрадки вместо вас?

Всё чаще приходят новости о том, как бьют учителей. В Санкт-Петербурге во время занятий в класс ворвался сожитель матери ученицы первого класса этой школы и принялся избивать ногами и руками молодую учительницу за то, что та якобы "не следит за дeвoчкой". Пострадавшую доставили в больницу с травмами и сотрясением мозга. В Новосибирске отчим одной из девочек на глазах у школьников обматерил и ударил учительницу начальных классов за то, что она ставила будто бы неправильные оценки его падчерице. Недавно писатель Сергeй Шаргунов написал: «Сериал "Школа", в котором мы увидели адскую фантасмагорию, стал былью… В моём детстве учителей не били. Было другое. Было почитание учителя... Ценностей нет, зато нарастают безнадёга и ожесточение, а школа выдыхается и дуреет… И вслед за свистом кулаков, не дай Боже, защёлкают "травматики"».

Почему школа становится опасным местом работы?

– К вопросу о «профессиональном выгорании». Неужели учителя не устают повторять из года в год одно и то же?

Естественно, как и к любой другой, определённое количество претензий есть и к представителям учительской профессии. Поговорили мы об учителях - крикунах, которые наводят ужас на многих детей, поговорили по поводу «кричать». В современной России авторитет учителя падает. Нервная система не у всех изначально стабильная. Учителя чувствуют бессилие и срываются на учениках. Грешат подзатыльниками и не только ими.

Отчего это зависит? Оттого, что человек устал, или это личные качества? У учителя обязательно должен быть спокойный и строгий голос? Что нужно, чтобы тебя услышали дети? Согласны ли вы с тем, что крик – это самое низкое, что должно быть, вернее, что не должно быть у учителя? Криком можно чего-нибудь добиться?

Мы сформулировали качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности учителя: неорганизованность, эгоистичность, агрессивность, психическая и эмоциональная неуравновешенность, отсутствие организаторских способностей, неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды.


(Больше всех вопросов задала гостям учащаяся 11 класса Мария Худякова)

– Учитель на селе всегда на виду, вас здесь почти все знают. И получается, что не выйдешь нечёсаным, не поругаешься с собственной женой в магазине. Все же смотрят на вас. И дети могут увидеть, и родители могут увидеть. Вас это не смущает, что нельзя в чём ни попадя выйти – мусор вынести? Насколько это важно для учителя – всегда прекрасно выглядеть?

– У учащегося тройка выходит за полугодие, а ему нужна четвёрка. Вы, если вам коробку конфет принести и бутылку коньяка, поставите хорошую оценку?

Нас интересовал вот какой вопрос. Обязана ли школа заниматься воспитанием?Многие чувствуют бессмыслицу знаний в обществе, где деньги – единственное божество. Школа как атрибут прошлого, где были ценности, формировавшие личность, меняется и незаметно отмирает. Да и не может быть единой идеологии для бoмжа и олигарха, для верующего человека и атеиста. Школа – это конвейер. Через каждого учителя еженедельно проходит около сотни учеников. Ему же некогда воспитывать каждого из них и находить «индивидуальный подход». Учитель обязан успеть в определённый промежуток времени обеспечить учеников определённым набором знаний.

Школу часто упрекают в том, что в ней не уделяется внимания воспитанию ребёнка. Разве преподавание предметов – этого мало? Надо ли ещё и воспитывать школьников, и какую-то личную связь с ними устанавливать?

– Вам очень сложно переключаться после шумной школы на каникулы? А после каникул – привыкать к школе? Этот перепад странный чувствуете? Как настраиваетесь на работу и на отдых?

Поговорили мы и о нежирной учительской зарплате. Учителя́ в нашей стране всё ещё не стали людьми среднего дохода. А экономить на образовании – значит поощрять глупость. Иногда учителя вынуждены вести каждый день по 7 –8 уроков, чтобы ощущать себя нормально заpaбатывающими людьми. То есть у некоторых из них по две ставки ( 36 часов в неделю), они не успевают отдыхать, у них расшатывается нервная система. Соответственно, у загруженного учителя меньше времени для того, чтобы самому что-то почитать, чтобы пополнить свои знания. А детям всё-таки интересен тот учитель, который ещё и сам многое знает и сам учится. В общем, если больше платить – учителя будут интереснее.Но если мы и правда хотим развивать страну и тормозить деградацию, учителям надо платить.

– Вы согласны с точкой зрения, что зарплата учителя вообще никуда не годится?

Гости рассказали нам о специфике своей профессии. Эмоциональная нагрузка на учителя огромна. Случаются конфликты учителей с родителями и конфликты учеников и учителей, то есть речь идёт об их контакте или не контакте. Далее. Если человек в молодости по окончании института ещё может выбрать какую-то другую специальность, то, проработав в школе 30 лет, измотав себе все нервы, он уже вряд ли куда-то пойдёт. Работать учителем невероятно сложно. Часто на подготовку к уроку уходит в 2-3 раза больше времени, чем на сам урок. Учительская работа очень ответственная.

Взрыв хохота у всех присутствующих вызвала презентация, посвящённая коротким и ёмким словам и словосочетаниям по теме «школа». Вот лишь некоторые из них.


Мы посмотрели очень искренний фоторепортаж Ильи Варламова об обычной школе в Шри-Ланке, об учениках и учителях одной из сельских школ. Конечно, бедненько у них, но чистенько. А ведь вроде их школьники ничем не отличаются от наших. С тем же усердием пишут, так же неправильно сидят, так же энергия их переполняет, а главное - все довольны и улыбаются. Почему-то кажется, что все они счастливы.


Спросили мы учителей и о том, как они проводят свободное время: «Скажите, пожалуйста, а чем вы увлекаетесь? Какие-то же увлечения должны быть кроме работы»?

Хотя собравшиеся и не рассчитывали на happyendв конце занятия, посвящённого профессии «учителя», последние слова ведущего прозвучали оптимистично.

«Профессия, о которой мы сегодня рассказывали, древнейшая. Издревле как-то кто-то кого-либо чему-либо обучал. На самом деле, как мы выяснили сегодня, профессия эта серьёзная, потому что если говорить о школьных учителях (младших и старших классов), то, конечно, учителя́ наряду с родителями очень сильно формируют неокрепшую и крепнущую личность. Сама работа учителя в принципе непротивная. С детьми работать интересно. Мы делаем нужное дело - передаём свои знания молодому поколению. Наше будущее – в нашей молодёжи. Если мы не будем ею заниматься, тогда все наши шаги сойдут на нет. Мне бы лично не хотелось, чтобы, когда России понадобятся врачи, инженеры, учителя, она получила бы только тех, кто освоил лишь решение тупых тестов. Я не склонен рисовать "учителей" святыми, но абсолютно уверен: наша профессия немыслима без идеалистического подогрева и романтической подсветки».



В конце встречи учащиеся обступили учителей и обменялись мнениями о состоявшейся встрече, поблагодарили их за интересные ответы.

«Наверное, школа, где вы работали директором, выпускала много медалистов, много совершенно замечательных, ещё больше просто хороших учащихся. Но, вы сказали, что вспоминаются тем не менее в первую очередь xyлиганистые ученики? Почему?»

«После электива усталость накопилась? Сейчас у вас чего больше – усталости или азapта»?


Вопросы учителю физики задаёт учащийся 11 класса Егор Перемитин.

«Вы со школьниками общаетесь как со взрослыми людьми, обращаетесь к ним на «вы». А им так нравится? Вам никто не говорил – давайте лучше на «ты», а то мы себя неловко чувствуем? Вообще ваше «вы» к ученику – это дистанция или уважение в нём личности»?

«На ваших уроках всегда стоит гробовая тишина, никто даже не помышляет о разговорах или тем более о каких-либо проказах. При вашем появлении самые нерадивые и xyлиганистые ученики трясутся. Образцовое поведение, редкая дисциплина. В чём секрет»?


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

17 04 2024 14:48:40

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

16 04 2024 3:33:59

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

15 04 2024 9:43:29

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

14 04 2024 22:19:54

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

13 04 2024 20:17:53

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

12 04 2024 16:51:28

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

11 04 2024 7:33:46

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

10 04 2024 12:56:53

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

09 04 2024 6:19:19

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

08 04 2024 20:29:41

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

07 04 2024 19:48:36

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

06 04 2024 4:35:25

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

05 04 2024 21:40:57

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

04 04 2024 11:44:10

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

03 04 2024 10:21:36

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

02 04 2024 16:54:36

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

01 04 2024 19:40:36

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

31 03 2024 3:43:28

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

30 03 2024 3:13:16

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

29 03 2024 19:10:45

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

28 03 2024 12:11:44

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

27 03 2024 6:20:43

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

26 03 2024 17:23:53

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

25 03 2024 8:40:27

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

24 03 2024 6:15:45

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

23 03 2024 23:33:50

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

22 03 2024 15:27:42

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

21 03 2024 7:40:49

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

20 03 2024 10:19:37

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

19 03 2024 18:30:13

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

18 03 2024 20:42:58

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

17 03 2024 8:33:32

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

16 03 2024 0:10:29

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

15 03 2024 14:27:24

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

14 03 2024 23:44:38

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

13 03 2024 4:57:38

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

12 03 2024 11:56:32

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

11 03 2024 6:14:58

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

10 03 2024 17:41:44

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

09 03 2024 17:53:33

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

08 03 2024 6:24:39

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

07 03 2024 5:58:54

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

06 03 2024 19:10:20

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

05 03 2024 16:31:59

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

04 03 2024 22:20:16

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

03 03 2024 5:41:44

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

02 03 2024 8:30:51

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

01 03 2024 19:17:42

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

29 02 2024 0:43:30

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

28 02 2024 1:50:27

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::