Урок-диалог в 8-м классе "Их вечен с вольностью союз…"
Цели:
- Конкретизировать, расширить, систематизировать знания учащихся по изученной теме.
- Развивать интерес к проблеме исследования истории декабризма: закреплять умение давать историческую оценку личности и событию.
- Углубить представления учащихся о ключевых понятиях темы: причины движения декабристов, основные этапы его развития, значение для дальнейшего развития страны.
Задачи:
- Уметь аргументировано, с гуманистических позиций дать историческую, личностную, мopaльную оценку событиям 1825 года и последующей деятельности декабристов;
- Обобщить знания по изученной теме;
- Помочь учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками;
- Уметь в споре отстаивать собственную позицию;
- Воспитывать на примере личностей и хаpaктеров декабристов в учащихся такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-диалог по теме «Движение декабристов» (проблемный урок); беседа.
План урока:
- Вступительное слово учителя: сообщение темы и цели урока.
- Беседа-диалог по вопросам темы.
- Подведение итогов (по проблеме).
- Заключение по теме.
Проблема: в чём состоит великий нравственный подвиг декабристов?
Оборудование:
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
- презентация по теме (см. Приложение).
Эпиграф:
Мы были сыны 1812 года.
Порывом нашего сердца было
жертвовать всем,
даже жизнью,
во имя любви к Отечеству.
В наших чувствах не было
эгоизма.
Призываю в свидетели самого Бога.
М.Муравьёв – Апостол.
Не для наград, не для приобретения
почестей хотим мы
освобождения России.
Сражаться до последней капли крови – вот наша награда.
Ход урока
Приложение
I. Организация внимания учащихся.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель: Мы с вами познакомились с очень интересным и важным периодом в истории России XIX века, который во многом определил дальнейшее развитие страны, – движением декабристов. С декабристов начинается история освободительного движения в России: они первыми в истории Российской империи решились на вооруженное выступление против самодержавия, первыми сформировали революционные организации, выработали программу действий и политические документы конституционного хаpaктера.
Какие же причины побудили блестящих молодых людей, хорошо образованных, с прекрасными перспективами военной и статской службы, выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные союзы вольнодумцев? В чем великий нравственный подвиг декабристов?
Чтобы ответить на эти вопрос, мы проследим процесс развития движения декабристов.
III. Беседа-диалог по теме. (По некоторым вопросам – сообщения учащихся о декабристах.)
- Какие тайные организации были созданы в России?
- Каким были причины создания тайных организаций после войны 1812 года?
- Как объяснить активное участие дворян в борьбе за освобождение крестьянства?
- Какие организации образовались в 1821-1822 гг.? Кто были авторами программных документов обществ? Кто они: Павел Пестель и Никита Муравьев? Каким они видели будущее России?
- Почему декабристы выступили именно 14 декабря 1825 года, за что и получили название «декабристы»?
- Как восставшие планировали взять власть и какие мероприятия предполагали провести вначале?
- Какие полки приняли участие в выступлении на Сенатской площади?
- Возможно ли было осуществление плана восставших? В чём причины нерешительности их действий в ходе выступления?
- Как вы считаете, было ли выступление на Сенатской площади вооруженным восстанием или мирным актом гражданского неповиновения? Приведите аргументы в пользу того и другого мнений.
- Почему восстание не закончилось успехом ни на севере, ни на юге России?
- В чём слабость движения декабристов?
- Каковы последствия событий 14 декабря 1825 года?
- Что вы знаете о судьбе декабристов, сосланных в Сибирь?
- Почему многие из жён, невест, сестер декабристов пошли на добровольное изгнание, отправившись за ними в Сибирь?
- Кто из декабристов более всего привлекает вас как личность, чья судьба произвела на вас самое неизгладимое впечатление?
IV. Итог урока.
Учитель: Почти два века дело декабристов, их образы вызывают огромный интерес. О них написано более 15 тыс. научных и множество художественных произведений. «Бунт образованных людей», нравственный подвиг дворян-революционеров, восставших против тирании, десятилетие за десятилетием оставались близки сердцам просвещенных людей.
«Первенцы свободы» представляли собой небольшую часть дворянской интеллигенции. «Рождённые в среде палачества и раболепия», по выражению А.И.Герцена, эти люди возвысились над интересами своего сословия во имя благородных целей: свержения самодержавия и уничтожения крепостничества в России. Они заявляли: «Не для наград, не для приобретения почестей хотим мы освобождения России; сражаться до последней капли крови – вот наша награда». Это вызывало удивление и негодование основной массы дворянства. Члeн Госсовета граф Ф.В.Ростопчин иронизировал: «Во Франции сапожники и тряпичники хотели сделаться графами и князьями, а у нас же графы и князья хотели сделаться сапожниками и тряпичниками».
Декабристы пользовались репутацией образованнейших людей своего времени. Они увлекались политическими науками, экономикой, юриспруденцией, историей, искусством, литературой. Многим из них пророчили блестящее будущее государственных и военных деятелей, ученых, писателей.
Благородство помыслов и дел, настоящее рыцарство, чувство товарищества и братства объединяли декабристов. Судьбы декабристов стали для многих их современников и потомков критерием высокой нравственной силы, примером для подражания.
Ореолом мучеников за свободу окружены трагические фигуры пятерых декабристов, жизненный путь которых завершила виселица у Петропавловской крепости. Руководители тайных обществ, авторы политических документов, активные организаторы и участники восстания – за свои идеалы они положили жизнь.
Мария Волконская в своих воспоминаниях заметила: «Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, всё же справедливость требует признать. Что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит своё отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял своё дело».
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Кто из декабристов и почему оставил в моей душе сильное впечатление».
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
18 03 2024 6:21:22
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
17 03 2024 15:28:53
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
16 03 2024 6:10:40
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
15 03 2024 6:34:29
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма. Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....
14 03 2024 9:20:30
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
13 03 2024 15:13:19
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
12 03 2024 23:59:51
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...
11 03 2024 18:23:47
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
10 03 2024 12:40:34
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
09 03 2024 19:52:58
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки. ...
08 03 2024 1:21:57
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...
07 03 2024 0:12:33
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
06 03 2024 19:37:50
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
05 03 2024 16:27:57
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
04 03 2024 23:28:37
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего. ...
03 03 2024 16:18:50
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
02 03 2024 17:28:35
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...
01 03 2024 16:13:36
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...
29 02 2024 20:52:47
В статье приводится пример урока-диспута. ...
28 02 2024 2:18:18
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
27 02 2024 10:53:31
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
26 02 2024 21:42:35
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
25 02 2024 3:48:43
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
24 02 2024 6:45:36
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...
23 02 2024 11:50:16
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...
22 02 2024 10:19:53
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
21 02 2024 13:22:56
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
20 02 2024 22:54:56
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
19 02 2024 8:18:56
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
18 02 2024 0:19:53
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
17 02 2024 8:37:13
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
16 02 2024 8:17:36
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
15 02 2024 9:23:33
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
14 02 2024 13:26:13
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
13 02 2024 13:16:58
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам. ...
12 02 2024 16:24:10
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
11 02 2024 1:33:15
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
10 02 2024 10:54:36
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
09 02 2024 9:51:26
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
08 02 2024 3:45:40
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
07 02 2024 17:13:37
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
06 02 2024 13:22:48
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
05 02 2024 14:12:53
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
04 02 2024 17:39:23
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
03 02 2024 14:26:39
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...
02 02 2024 17:39:24
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...
01 02 2024 7:17:44
Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....
31 01 2024 6:17:43
Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....
30 01 2024 0:32:33
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
29 01 2024 5:17:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::