Организация исследовательской работы учащихся по краеведению
Дворянское землевладение в уездах Саратовской губернии
Площадь Балашовского уезда | 952916 десятин |
Удобная земля Балашовского уезда Аткарский уезд Сердобский уезд |
84% 83% 79% |
Число прошений дворян за 1785-1790 гг. | 65 на 132432 десятин земли |
Помещичья земля по итогам генерального
межевания - Балашовский уезд Аткарский уезд Сердобский уезд |
622333 десятин - 65,3% ко всей территории
уезда 69,3% 78,3% |
Платонова Т.В. Провинциальное дворянство в конце XVIII- первой половине XIX века (по материалам Саратовской губернии). Дисс. : канд.ист.наук.- Саратов, 2002, С.82
Размещение имений владельцев более 1000 душ мужского пола в 1843 году
Ф.И.О. | Количество душ |
Лев Кириллович Нарышкин | 4498 |
Статский советник Александр Абаза | 2203 |
Коллежский советник Михаил Андриянович Устинов | 1868 |
Князь Сергeй Григорьевич Гагарин | 1694 |
Действительная статская советница Чихачева | 1417 |
Коллежский советник, камергер Александр Николаевич Львов | 1308 |
Статская советница Кривцова | 1254 |
Княжна Татьяна Васильевна Васильчикова | 1129 |
Князь Борис Александрович Лобанов-Ростовский | 1134 |
Генерал-майор Салов | 1094 |
Действительный статский советник Талызин | 1078 |
Наследник князя Сергея Федоровича Голицына | 1068 |
Областное государственное учреждение государственный архив Саратовской области (ОГУ ГАСО), ф.407, оп.2, д.1897, л.242
Выдержка из письма С.Ф.Голицына
генерал-губернатору Саратовского и Кавказского
наместничества С.Потемкину
"В Саратовском наместничестве нынче мода просить земель: Прошу мне побольше и получше оной отвести и княгине В.В.Голицыной:"
Приписка В.В.Голицыной
"Если не останутся земли за нами, тогда я с вами более не знакома".
Хованский Н.Ф. Помещики и крестьяне Саратовской губернии.// Материалы по крепостному праву. Саратовская губерния.- Саратов, 1911, С.4
Дворяне Нарышкины
К 1861 году Нарышкины были самыми крупными помещиками в уезде, имели около 9 тысяч крепостных душ мужского пола. К этому времени владельцем Падовского имения был Василий Львович Нарышкин (1841-1906 гг.) - камер-юнкер, чиновник министерства иностранных дел. Ему принадлежали села Репная Вершина, Новопокровка, Лада, Муромка, Гусевка, Кирилловка, Котоврас, Арзянка, Малый Мелик в нынешнем Балашовском районе, а так же Львовка и Сергиевка - в Калининском; Воронино и Красавка - в Самойловском; Литяжевка и Чиганак - в Аркадакском районе.
Владения Василия Львовича Нарышкина занимали громадную площадь в 85000 десятин. Эти земли находились почти по середине Балашовского уезда и образовывали полосу, направляющуюся с северо-запада на юго-восток на протяжении 80-ти верст.
Госькова Н. Дворяне Нарышкины.//Балашовская правда.-1997.- 17 января
Геометрический специальный план
Саратовской губернии Балашовского уезда
Падовской волости села Покровского (Пады тож)
1844 год
Усадебный комплекс состоит из парковой зоны, дома владельца усадьбы, конюшен, манежа, фруктового сада.
Госьков Д. Нарышкинские деревни.//Балашовская правда.- 1988.- 15 марта
Воспоминания А.П.Беляева
"В оранжереях усадьбы плодоносили персики и абрикосы, лимонные и померанцевые деревья. На заезжем дворе стояли всевозможные экипажи: кареты, коляски, дроги, дрожки. Здесь было сосредоточено все необходимое для проживания высокородного вельможи".
Беляев А.П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном.//Русская старина.- 1886.- №2.- С.377-378
Заявление В.Л.Нарышкина в Балашовскую уездную земскую управу
В БУЗУ
7 июля 1883 г. Землевладельца В.Л.Нарышкина
Заявление
Желая придти на помощь бывшим крестьянам моего имения в делах народного образования имею честь предложить Земскому Собранию:
Уплачивать ежегодно 1500 рублей на содержание Падовской школы и увеличение содержания учителей других школ
Падовскую школу, пришедшую в ветхость, желаю заменить новой, на что жертвую 1000 рублей единовременно и, кроме того, на постройку лес и кирпич.
БФ ОГУ ГАСО, ф.3-ИА, оп.1, д.18, л.35
Образование и здравоохранение
Училище с.Пады Обучающиеся
Мальчики - 60 Дeвoчки - 6
Всего грамотных Мужчины - 110 Женщины - 3
Сборник статистических данных по Саратовской губернии. Т.12.- Саратов, 1893,С.222-223
1902-1905 гг. Оказана помощь Падовская амбулатория 13978 больных
БФ ОГУ ГАСО, ф.3-ИА, оп.1, д.818, л.162-174
Описание имения "Пады" В.Л.Нарышкина в начале XX века
":Всей земли более 77 тыс. десятин, в том числе леса, расположенного по реке Хопру, свыше 6,5 тыс. десятин. Имение разделено на одно лесничество и 6 экономий; причем последние в свою очередь разделены на 3-4 хутора каждая.
Установленная ныне система хозяйства - многопольная с травосеянием, 4- и 3-польная с удобрением, последняя на землях, лежащих вблизи хуторов.
:зерновых хлебов засеивается ежегодно за счет имения свыше 15 тыс. десятин. Ввиду такого большого посева в имении содержится до 2000 волов и до 5000 голов рабочих лошадей:
в имении заслуживает особенное внимание овцеводство, которое состоит из стада: летом свыше 50 тыс. и зимою в 42-43 тыс. голов мериносовых овец: за качество шерсти падовское овцеводство на Парижской всемирной выставке 1900 года премировано большою золотою медалью.
На реке Хопре имеются три водяные мельницы: При станции Пады имеется паровой маслобойный завод, переpaбатывающий более 1000 пудов подсолнечника в сутки:
Мельничные продукты - мука всех сортов - сбываются в С.-Петербурге, Москве, Ростове, Новочеркасске, а в 1900г. открыт сбыт в Сибири, а отруби - в Кенигсберг, Данциг и другие места".
История Саратовского края (с древнейших времен до 1917 года).//Под общей редакцией В.П.Тотфалушина.- Саратов, 1996, С.206
Возможные вопросы и задания
- Просмотрите предложенные документы и материалы, попробуйте сформулировать тему исследования.
- В чем актуальность данной темы?
- Сформулируйте цель и задачи исследования.
- Какие виды источников вам предложены? Можно ли судить о степени изученности данной проблемы?
- Попробуйте составить план исследования, опираясь на предложенные материалы.
- Каковы предпосылки формирования дворянского землевладения в Саратовском Поволжье?
- Каково значение дворянских усадеб для развития культуры в провинции?
- Какие отрасли хозяйства были развиты в имении Нарышкиных?
- Какие выводы можно ожидать в конце исследования?
- Может ли данное исследование послужить началом для другого исследования? Есть ли перспективы дальнейшей работы? Попробуйте сформулировать возможные темы.
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
03 10 2023 10:42:43
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
...
02 10 2023 11:57:48
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
01 10 2023 8:11:50
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
30 09 2023 0:52:57
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
29 09 2023 7:33:10
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
28 09 2023 16:39:29
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
27 09 2023 12:17:44

Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
26 09 2023 8:27:57
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
...
25 09 2023 6:44:57
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке.
...
24 09 2023 4:54:52
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
23 09 2023 20:19:41
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
22 09 2023 1:55:16
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
21 09 2023 3:35:51
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
20 09 2023 17:15:40
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
19 09 2023 10:57:22
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия.
...
18 09 2023 22:45:25
Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....
17 09 2023 1:15:49
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
16 09 2023 8:49:25
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
15 09 2023 2:44:10
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
14 09 2023 12:14:50
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
13 09 2023 9:42:24
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
12 09 2023 23:26:14
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
11 09 2023 4:51:30
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
10 09 2023 11:39:30
На уроке показано влияние "оттепели" на внешнюю политику СССР, раскрыта противоречивость внешнеполитического курса Н.С. Хрущева. На примере Карибского кризиса показано, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
09 09 2023 20:25:43
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
08 09 2023 4:58:17
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
07 09 2023 6:49:36

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
06 09 2023 12:32:41
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать".
Мною, как историком, была разработана данная программа.
Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения.
...
05 09 2023 9:29:58
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
04 09 2023 11:20:49

Лекция учителя сопровождается презентацией с гиперссылками на сайты в Интернете. Учитель по своему усмотрению может использовать дополнительный материал. Может предложить презентацию для самостоятельного изучения, если ученик отсутствовал. Ссылки на сайты можно предложить ученикам для подготовки сообщений по теме или подготовки учебных проектов....
03 09 2023 13:22:19
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
02 09 2023 20:13:39
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
01 09 2023 9:42:59
Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории.
...
31 08 2023 3:33:49
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
30 08 2023 14:10:14
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
29 08 2023 2:31:10
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
28 08 2023 6:59:10
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
27 08 2023 8:15:21
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
26 08 2023 23:15:16
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
25 08 2023 6:10:21
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
24 08 2023 18:56:43
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
23 08 2023 0:16:12
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
22 08 2023 12:16:53
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
21 08 2023 12:54:36
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
20 08 2023 15:19:49
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
19 08 2023 22:51:59
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
18 08 2023 23:14:11
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
17 08 2023 2:19:30
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
16 08 2023 10:49:18
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
15 08 2023 5:56:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::