Золотой XIX век. История и культура России > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Золотой XIX век. История и культура России


    Золотой XIX век. История и культура России


(Слайд 1)

Ведущий: Добрый день, уважаемые старшеклассники! Золотое сердце, золотые руки, Золотой век!

Почему целое столетие - 19 век назван золотым? Что происходило такого значительного в этот период?

Наша задача – проанализировать исторические и культурные события.

В результате нашей совместной работы мы создадим целостную картину развития России 19 века.

1 этап. История. Философия. Литература

Приложение 1

(Выступление учителя литературы)

Слайд 2

Россия 19 века. Российская империя была третьим по площади из когда-либо образованных государств (после Монгольской и Британской империй- простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Глава империи — император всероссийский, обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью до 1905 года. Императоры династии Романовых сменяются на престоле один за другим.

Это относительно спокойный для России период, но все-таки …

Слайд 3

1812 год. Полчища наполеоновской армии, покоривших всю Европу,

Слайд 4

вторгаются на территорию России. Наполеону хочется мирового господства.

Слайд 5

Знаменитое Бородинское сражение, описанное М.Лермонтовым, показало силу и мощь народного сопротивления Лермонтов напишет:

Слайд 6

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.

Слайд 7

Наполеон стоит на Поклонной горе и ждет ключей от Москвы: но Пушкин пишет:

Напрасно ждал Наполеон Москвы коленопреклоненной
Нет, не пошла Москва моя
К нему с поклонной головою,
Не праздник, не священный дар,
Она готовила пожар нетерпеливому герою!

Весь народ встал на защиту Родины, недаром Наполеон сказал: “Русские воюют против всяких правил!”.

Слайд 8

Толстой в своем романе “Война и мир” поет гимн простому народу-победителю: “Дубина народной войны поднялась со всею своею могущественной силой и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. Европа вздохнула с облегчением.

Слайд 9

1825 год. 25 декабря на Сенатской площади Петербурга восстание дворян - этих людей, выкованных из чистой стали, по замечанию Герцена. Они выступают против монархического правления, против крепостного права.

Слайд 10

Восстание разгромлено, зачинщики повешены,

Слайд 11

а более 100 декабристов сосланы в Сибирь.

Слайд 12

Удивительное дело: жены декабристов отправляются за мужьями в Сибирь.

Слайд 13

Екатерина Муравьева привозит туда страстные строки Пушкина:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Слайд 14

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора.

Слайд 15

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут, и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут!

Слайд 16

Крымская кампания 1855 г., когда Россия вынуждена была противостоять нескольким государствам, показала полную несостоятельность власти самодержавия,

Слайд 17

Россия терпела поражение. Особенно трагичными были бои по обороне Севастополя.

Слайд 18

Участник этих боев Лев Толстой пишет в “Севастопольских рассказах” о героизме простого русского солдата.

Слайд 19

Россия 19 века – это аграрная страна. Главным вопросом русской истории середины века было крепостное право.

Слайд 20

Оно не только тормозило экономическое развитие России, но и унижало ее народ.

Слайд 21

Отмена крепостного права мало что изменила в жизни ее народа.

Слайд 22

Некрасов выступил в защиту народа: “Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая страдания народа, и что поэзия забыть ее должна, не верьте, юноши, юноши не стареет она!”

Слайд 23

В русской литературе впервые появились строки, показывающие красоту этого угнетенного народа, особенно самой бесправной ее части – женщины. Некрасов, сравнивает крестьянку с царицей, и это было неслыханно. Он пишет:

Слайд 24

Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц!
Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит:
- Пройдет, словно солнцем осветит, посмотрит, рублем подарит!

Слайд 25

Идут они той же дорогой, какою народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет,
Цветет красавица миру на диво, румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка.
И холод, и голод выносит, всегда терпелива, ровна,
Я видывал, как она косит, что взмах, то готова копна!

Слайд 26

В игре ее конный не словит, в беде не сробеет, спасет,
Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет.

В защиту крепостных выступит И. Тургенев, о разрушающем влиянии крепостного права расскажет А.Гончаров в своем романе “Обломов”.

Слайд 27

Во второй половине 19 века начинается рост промышленности, начинается разрушение общинного уклада. Появляется такой слой населения как купечество. Мы с ужасом узнаем из пьес А.Островского о диких нравах той поры, о судьбе Катерины в пьесе “Гроза”, которая мечтала летать, но погибла.

Слайд 28 Отчего люди не летают так, как птицы… Мне кажется, что я птица.

Слайд 29

Философы так определили это время: бог умер. Огромные открытия в области науки вдруг убедили человека в том, что он может все, он подобен богу, поэтому может устраивать свой мир, как он его понимает.

Слайд 30

Эту мысль высветил в своем романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский.

Слайд 31

Раскольников решил, что он имеет право вершить судьбы людей, мы знаем, что его теория терпит крах, но она живуча и до сих пор, под ее знаменами люди оправдывают господство одних над другими.

Достоевский скажет, что для мира важен каждый человек, и слезинка одного ребенка стоит всех благ мир.

Слайд 32

Но, несмотря на все противоречия, несправедливости мира русская литература верит в силу народа и его будущее.

Слайд 33

Эх, тройка, птица-тройка! Кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать себе версты, пока не зарябит тебе в очи. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Громом гремит под тобою дорога, летят мосты и остается позади все, что ни есть на земли, и, косясь и постораниваясь, дают ей дорогу другие народы и государства…

Слайд 34

Русская литература 19 века – это самая мощная литературная школа в Европе. Основателем ее по праву считается наше все - А. Пушкин. Он основатель и нашего современного литературного языка. Каждый из нас помнит его строки: “Я вас любил” (чтение хором).

Слайд 35

Посмотрите на эти портреты – это гордость нации, ее золотое достояние. Посмотрим на их лица, вспомним, как их зовут.

Викторина “Знаем ли мы русских писателей”.

Слайд 36

Вывод. Золотой 19 век. Россия

Слайд 37

Рефлексия. Метод незаконченных предложений. Приложение 2.

2 этап. Русские художники 19 века

(Приложение 3)

Учитель рассказывает о картинах выдающихся художников с комментариями из жизни автора. (Приложение 4)

3 этап. Музыка в 19 веке

(Приложение 5)

(Выступление учителя музыки)

Слайд №1. Расцвет музыкальной культуры в 19 веке был подготовлен всем ходом развития её в России. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства.

В начале 19 века в русской музыке появились романтические тенденции, отсюда интерес к народно-эпическим сюжетам, сказочной фантастике. Но один из наиболее любимых видов музыкального искусства в конце 18 и в первой половине 19 века - романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную (строфическую) форму. Исполнялись эти “песенные романсы” под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары. В романсе, как и в народной песне, отразились думы, настроения и переживания простых людей.

Важную роль в развитии русского романса первой половины 19 века сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов.

Слайд №2. Александр Александрович Алябьев (1787-1851) “Соловей”- одна из любимых и наиболее распространённых песен Алябьева. Всё в ней скромно и просто.

Звучит фрагмент романса “Соловей”.

Слайд №3. Александр Егорович Варламов (1801-1848). Песни Варламова, искренние и простые, правдиво отражали те настроения, которые переживали русские люди в 30-е годы 20 столетия: неудовлетворённость действительностью, надежды на лучшее будущее и стремление к борьбе. Таковы песенные романсы “Река шумит” и “Белеет парус одинокий”. Романс “Белеет парус одинокий” написан на стихи Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро- испанского танца.

Слайд №4, звучит фрагмент романса “Белеет парус одинокий”.

Слайд №5. Александр Львович Гурилёв (1803-1858).

Все произведения Гурилёва отличаются задушевностью, искренностью, теплотой. Многие романсы и песни основаны на танцевальных ритмах - мазурки, польки, вальса. Песня “Колокольчик” стала народной. Она поэтична, согрета искренним чувством.

Звучит фрагмент романса “Колокольчик”.

Творчество Алябьева, Варламова и Гурилёва - ценный вклад в сокровищницу русской музыки. Лучшие их песни и романсы входят в концертный репертуар певцов и хоров, они с любовью поются в народе и в наше время.

Слайд №6. Принципиально новый этап развития русской музыки в 19 веке связан с творчеством М.И.Глинки – основоположника национальной музыкальной классики. Он поставил русскую музыкальную школу в один ряд с ведущими музыкальными школами Европы и определил дальнейшую направленность русской культуры; к классическим образцам принадлежат его оперы (“Жизнь за царя”, 1836 г.; “Руслан и Людмила”, 1842 г.), симфонические (“Камаринская”, “испанские увертюры” - “Арагонская хота” и “Ночь в Мадриде”), камерно-инструментальные и вокальные (выделяются романсы на стихи А.С.Пушкина) произведения.

Вторая половина 19 века - время могучего расцвета русской музыки как и всего русского искусства.

Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества. Оно ставило своей целью “сделать хорошую музыку доступной большим массам публики”. В концертах, которые устраивало Русское музыкальное общество, получили возможность выступать русские артисты.

В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Рубинштейн. А в 1866году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил брат Антона Григорьевича - Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист и хороший педагог.

Учебным заведением массово- просветительского хаpaктера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Балакирева. Таким образом , в 60-е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью.

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идёт о “Новой русской школе”, или, как назвал её однажды в своей статье Стасов, “Могучей кучке”. (На экране появляются портреты композиторов “Могучей кучки”).

В “Могучую кучку”, слайд№7 кроме Балакирева, слайд№8 вошли Кюи, слайд №9 Мусоргский, слайд №10 Бородин и слайд №11 Римский-Корсаков.

Композиторы “Могучей кучки” называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикраси понятное массовому слушателю.

Слайд№12 По общей демократической устремлённости к “кучкистам” близок П.И.Чайковский, не разделявший, однако, некоторые из их взглядов. Он чаще обращался к современной ему городской песне, к хаpaктерным интонациям бытового романса. Чайковский писал во всех жанрах, и в каждом из них сказал своё новое слово гениального художника. Но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера. Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает симфоническая музыка.

Звучит фрагмент I части симфонии №6.

Викторина “Чайковскому посвящается…”

Вопросы:

1. Назовите дату и место рождения композитора П.И.Чайковского. (25.04.1840 г., город Воткинск)

2. В каком городе находится Государственный Академический театр оперы и балета им. П.И.Чайковского? (В Перми)

3. В каком музыкальном произведении Петра Ильича звучит “Вальс цветов”? (В балете “Щелкунчик”)

4. Как называется цикл музыкальных произведений, написанный Петром Ильичом для детей? Сколько произведений в этом цикле? (“Детский альбом”, 24 произведения)

5. Назовите балеты П.И.Чайковского. (“Лебединое озеро”, “Щелкунчик” и “Спящая красавица”)

6. В каких городах РФ открыты Дома- музеи П.И.Чайковского? (В Воткинске, в Клину)

7. Каким университетом в 1893 году была присуждена почётная степень доктора музыки? (Кембриджским университетом)

4 этап. Петр Ильич Чайковский - доктор Музыки

(Выступление учителя английского языка)

В1893 году в Англии, в университетском городе Кембридже, состоялось важное событие - присвоение звания Доктора Музыки великому композитору Петру Ильичу Чайковскому, человеку, чьё имя гордо носит наш родной город Чайковский. Вместе с другими известными миру музыкантами из Италии, Норвегии, Франции и Германии наш Пётр Ильич был удостоен этого почётного звания. Он был признан Европой и часто бывал за рубежом. В Кембридже выдающийся историк и профессор права Фредерик Мейтланд пригласил Чайковского погостить в его семье. Жена Флоренс вместе со своей сестрой Аделиной играли на пианино в течение двух дней для композитора.

Ребята разыгрывают диалог “В гостиной Мейтланда”.

Диалог.

  1. F. W. Maitland - Dear sir, we adore your talent, your concert was magnificent. I hope you enjoy being with us.
  2. P. I. Tchaikovsky - Thank you, sir. It\'s a pleasure to play for the charming and delightful people like you.
  3. Florence - Thank you so much for staying with us, sir. And now, have a rest, and we are going to play for you. Are you ready, Adeline?

Сестра Флоренс Аделина исполняет произведение П. И. Чайковского на пианино (ученица музыкальной школы).

Заключение

Ведущий: 19 век - великий период, великие открытия, великие люди. Мы надеемся, что вы достойные преемники. И будите творить, создавать, прославляя нашу Родину- Россию.

Мы дарим вам буклет “19 век- золотой век” с основной информацией и надеемся, что в результате нашей совместной работе перед вами возникла целостная картина золотого 19 века! (Приложение 6)



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"


    Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

      Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....

17 10 2021 23:38:56

Программа элективного курса "Выборы в России: от Рюрика до Путина"


    Программа элективного курса "Выборы в России: от Рюрика до Путина"

      Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы. Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне. ...

16 10 2021 14:30:53

Урок по истории Средних веков "Как происходило объединение Франции". 6-й класс


    Урок по истории Средних веков "Как происходило объединение Франции". 6-й класс

      Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....

15 10 2021 7:48:36

Начало монголо-татарского вторжения


    Начало монголо-татарского вторжения

      Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

14 10 2021 2:36:35

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

13 10 2021 8:34:25

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)


    Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

      Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

12 10 2021 15:17:32

Урок истории "Гражданская война"


    Урок истории "Гражданская война"

      На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....

11 10 2021 17:18:58

Урок истории на тему «Афинские школы». 5-й класс


    Урок истории на тему «Афинские школы». 5-й класс

      Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....

10 10 2021 2:12:21

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"


    Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

      Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

09 10 2021 0:11:42

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная


    Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная

      Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...

08 10 2021 0:49:50

Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе


    Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе

      Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...

07 10 2021 7:10:31

Урок обществознания по теме "Политика и субъекты политической жизни"


    Урок обществознания по теме "Политика и субъекты политической жизни"

      Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика. ...

06 10 2021 16:10:37

Купцы-меценаты города Воскресенска


    Купцы-меценаты города Воскресенска

      Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....

05 10 2021 5:34:31

Урок в технологии "Педагогические мастерские" (6-й класс). Обществознание. Тема: "Зачем человеку семья?"


    Урок в технологии "Педагогические мастерские" (6-й класс). Обществознание. Тема: "Зачем человеку семья?"

      Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...

04 10 2021 9:27:20

Разработка урока истории в 6-м классе


    Разработка урока истории в 6-м классе

      Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи. ...

03 10 2021 10:29:15

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

02 10 2021 2:36:19

Урок по истории в 9-м классе по теме: "Становление биполярного мира. Холодная война"


    Урок по истории в 9-м классе по теме: "Становление биполярного мира. Холодная война"

      Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...

01 10 2021 20:59:40

Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"


    Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"

      Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....

30 09 2021 23:37:18

Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»


    Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»

      Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....

29 09 2021 14:41:45

ИКТ на уроках истории


    ИКТ на уроках истории

      Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....

28 09 2021 8:45:39

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс


    "Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

      Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....

27 09 2021 9:31:26

"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе


    "Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

      Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....

26 09 2021 15:41:20

Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"


    Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"

      На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....

25 09 2021 9:21:29

План-конспект дистанционного урока по теме "Восточные славяне в древности". 10-й класс


    План-конспект дистанционного урока по теме "Восточные славяне в древности". 10-й класс

      В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....

24 09 2021 22:28:22

Урок истории. Тема: "Смутное время – начало XVII века". 7-й класс


    Урок истории. Тема: "Смутное время – начало XVII века". 7-й класс

      На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....

23 09 2021 21:51:55

Методическая разработка урока истории по теме "Рабство в Древнем Риме". 5-й класс


    Методическая разработка урока истории по теме "Рабство в Древнем Риме". 5-й класс

      Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....

22 09 2021 5:33:44

Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»


    Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»

      Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....

21 09 2021 12:37:36

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")


    Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

      Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

20 09 2021 12:37:23

Внеклассное мероприятие по краеведению


    Внеклассное мероприятие по краеведению

      Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....

19 09 2021 1:56:10

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе


    Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

      Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

18 09 2021 15:35:59

Тексты с ошибками на уроках истории


    Тексты с ошибками на уроках истории

      Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....

17 09 2021 3:14:25

Разработка урока "НЭП – новая стратегия" в 9-м классе с использованием технологии критического мышления


    Разработка урока "НЭП – новая стратегия" в 9-м классе с использованием технологии критического мышления

      В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....

16 09 2021 23:51:13

Русская Голгофа


    Русская Голгофа

      Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. ...

15 09 2021 20:11:33

Проект педагогической технологии "Формирование познавательной активности обучающихся 5-х классов на уроках истории"


    Проект педагогической технологии "Формирование познавательной активности обучающихся 5-х классов на уроках истории"

      Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...

14 09 2021 2:48:32

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"


    Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

      Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

13 09 2021 17:54:14

Внеклассное мероприятие "Рыцарский турнир"


    Внеклассное мероприятие "Рыцарский турнир"

      Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....

12 09 2021 12:29:53

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

11 09 2021 1:39:21

Урок истории по теме "Избирательный процесс". 9-й класс


    Урок истории по теме "Избирательный процесс". 9-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....

10 09 2021 12:14:59

Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"


    Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"

      Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....

09 09 2021 2:15:44

Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"


    Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"

      На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....

08 09 2021 15:27:46

Интегрированный повторительно-обобщающий урок по истории Англии и английскому языку. 6-й класс


    Интегрированный повторительно-обобщающий урок по истории Англии и английскому языку. 6-й класс

      Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....

07 09 2021 5:48:31

Внеклассное мероприятие по истории России "Сергий Радонежский - великий подвижник земли русской"


    Внеклассное мероприятие по истории России "Сергий Радонежский - великий подвижник земли русской"

      Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....

06 09 2021 13:47:45

Современные образовательные технологии


    Современные образовательные технологии

      В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ...

05 09 2021 8:40:12

Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»


    Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»

      Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....

04 09 2021 9:15:57

Урок истории в 9-м классе


    Урок истории в 9-м классе

      Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...

03 09 2021 22:19:25

Битва за Москву 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года


    Битва за Москву 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года

      Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....

02 09 2021 9:49:41

Урок "Петр I", 10-й класс


    Урок "Петр I", 10-й класс

      Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

01 09 2021 4:27:43

Внеклассное мероприятие "История хлеба"


    Внеклассное мероприятие "История хлеба"

      Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....

31 08 2021 4:33:10

Урок "Раменский район в годы Великой отечественной войны 1941—1945 годов"


    Урок "Раменский район в годы Великой отечественной войны 1941—1945 годов"

      Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися. ...

30 08 2021 22:47:32

Нашествие с Востока


    Нашествие с Востока

      Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...

29 08 2021 10:51:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::