Золотой XIX век. История и культура России
(Слайд 1)
Ведущий: Добрый день, уважаемые старшеклассники! Золотое сердце, золотые руки, Золотой век!
Почему целое столетие - 19 век назван золотым? Что происходило такого значительного в этот период?
Наша задача – проанализировать исторические и культурные события.
В результате нашей совместной работы мы создадим целостную картину развития России 19 века.
1 этап. История. Философия. Литература
Приложение 1
(Выступление учителя литературы)
Слайд 2
Россия 19 века. Российская империя была третьим по площади из когда-либо образованных государств (после Монгольской и Британской империй- простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Глава империи — император всероссийский, обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью до 1905 года. Императоры династии Романовых сменяются на престоле один за другим.
Это относительно спокойный для России период, но все-таки …
Слайд 3
1812 год. Полчища наполеоновской армии, покоривших всю Европу,
Слайд 4
вторгаются на территорию России. Наполеону хочется мирового господства.
Слайд 5
Знаменитое Бородинское сражение, описанное М.Лермонтовым, показало силу и мощь народного сопротивления Лермонтов напишет:
Слайд 6
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Слайд 7
Наполеон стоит на Поклонной горе и ждет ключей от Москвы: но Пушкин пишет:
Напрасно ждал Наполеон Москвы коленопреклоненной
Нет, не пошла Москва моя
К нему с поклонной головою,
Не праздник, не священный дар,
Она готовила пожар нетерпеливому герою!
Весь народ встал на защиту Родины, недаром Наполеон сказал: “Русские воюют против всяких правил!”.
Слайд 8
Толстой в своем романе “Война и мир” поет гимн простому народу-победителю: “Дубина народной войны поднялась со всею своею могущественной силой и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. Европа вздохнула с облегчением.
Слайд 9
1825 год. 25 декабря на Сенатской площади Петербурга восстание дворян - этих людей, выкованных из чистой стали, по замечанию Герцена. Они выступают против монархического правления, против крепостного права.
Слайд 10
Восстание разгромлено, зачинщики повешены,
Слайд 11
а более 100 декабристов сосланы в Сибирь.
Слайд 12
Удивительное дело: жены декабристов отправляются за мужьями в Сибирь.
Слайд 13
Екатерина Муравьева привозит туда страстные строки Пушкина:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Слайд 14
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора.
Слайд 15
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут, и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут!
Слайд 16
Крымская кампания 1855 г., когда Россия вынуждена была противостоять нескольким государствам, показала полную несостоятельность власти самодержавия,
Слайд 17
Россия терпела поражение. Особенно трагичными были бои по обороне Севастополя.
Слайд 18
Участник этих боев Лев Толстой пишет в “Севастопольских рассказах” о героизме простого русского солдата.
Слайд 19
Россия 19 века – это аграрная страна. Главным вопросом русской истории середины века было крепостное право.
Слайд 20
Оно не только тормозило экономическое развитие России, но и унижало ее народ.
Слайд 21
Отмена крепостного права мало что изменила в жизни ее народа.
Слайд 22
Некрасов выступил в защиту народа: “Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая страдания народа, и что поэзия забыть ее должна, не верьте, юноши, юноши не стареет она!”
Слайд 23
В русской литературе впервые появились строки, показывающие красоту этого угнетенного народа, особенно самой бесправной ее части – женщины. Некрасов, сравнивает крестьянку с царицей, и это было неслыханно. Он пишет:
Слайд 24
Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц!
Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит:
- Пройдет, словно солнцем осветит, посмотрит, рублем подарит!
Слайд 25
Идут они той же дорогой, какою народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет,
Цветет красавица миру на диво, румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка.
И холод, и голод выносит, всегда терпелива, ровна,
Я видывал, как она косит, что взмах, то готова копна!
Слайд 26
В игре ее конный не словит, в беде не сробеет, спасет,
Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет.
В защиту крепостных выступит И. Тургенев, о разрушающем влиянии крепостного права расскажет А.Гончаров в своем романе “Обломов”.
Слайд 27
Во второй половине 19 века начинается рост промышленности, начинается разрушение общинного уклада. Появляется такой слой населения как купечество. Мы с ужасом узнаем из пьес А.Островского о диких нравах той поры, о судьбе Катерины в пьесе “Гроза”, которая мечтала летать, но погибла.
Слайд 28 Отчего люди не летают так, как птицы… Мне кажется, что я птица.
Слайд 29
Философы так определили это время: бог умер. Огромные открытия в области науки вдруг убедили человека в том, что он может все, он подобен богу, поэтому может устраивать свой мир, как он его понимает.
Слайд 30
Эту мысль высветил в своем романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский.
Слайд 31
Раскольников решил, что он имеет право вершить судьбы людей, мы знаем, что его теория терпит крах, но она живуча и до сих пор, под ее знаменами люди оправдывают господство одних над другими.
Достоевский скажет, что для мира важен каждый человек, и слезинка одного ребенка стоит всех благ мир.
Слайд 32
Но, несмотря на все противоречия, несправедливости мира русская литература верит в силу народа и его будущее.
Слайд 33
Эх, тройка, птица-тройка! Кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать себе версты, пока не зарябит тебе в очи. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Громом гремит под тобою дорога, летят мосты и остается позади все, что ни есть на земли, и, косясь и постораниваясь, дают ей дорогу другие народы и государства…
Слайд 34
Русская литература 19 века – это самая мощная литературная школа в Европе. Основателем ее по праву считается наше все - А. Пушкин. Он основатель и нашего современного литературного языка. Каждый из нас помнит его строки: “Я вас любил” (чтение хором).
Слайд 35
Посмотрите на эти портреты – это гордость нации, ее золотое достояние. Посмотрим на их лица, вспомним, как их зовут.
Викторина “Знаем ли мы русских писателей”.
Слайд 36
Вывод. Золотой 19 век. Россия
Слайд 37
Рефлексия. Метод незаконченных предложений. Приложение 2.
2 этап. Русские художники 19 века
(Приложение 3)
Учитель рассказывает о картинах выдающихся художников с комментариями из жизни автора. (Приложение 4)
3 этап. Музыка в 19 веке
(Приложение 5)
(Выступление учителя музыки)
Слайд №1. Расцвет музыкальной культуры в 19 веке был подготовлен всем ходом развития её в России. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства.
В начале 19 века в русской музыке появились романтические тенденции, отсюда интерес к народно-эпическим сюжетам, сказочной фантастике. Но один из наиболее любимых видов музыкального искусства в конце 18 и в первой половине 19 века - романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную (строфическую) форму. Исполнялись эти “песенные романсы” под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары. В романсе, как и в народной песне, отразились думы, настроения и переживания простых людей.
Важную роль в развитии русского романса первой половины 19 века сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов.
Слайд №2. Александр Александрович Алябьев (1787-1851) “Соловей”- одна из любимых и наиболее распространённых песен Алябьева. Всё в ней скромно и просто.
Звучит фрагмент романса “Соловей”.
Слайд №3. Александр Егорович Варламов (1801-1848). Песни Варламова, искренние и простые, правдиво отражали те настроения, которые переживали русские люди в 30-е годы 20 столетия: неудовлетворённость действительностью, надежды на лучшее будущее и стремление к борьбе. Таковы песенные романсы “Река шумит” и “Белеет парус одинокий”. Романс “Белеет парус одинокий” написан на стихи Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро- испанского танца.
Слайд №4, звучит фрагмент романса “Белеет парус одинокий”.
Слайд №5. Александр Львович Гурилёв (1803-1858).
Все произведения Гурилёва отличаются задушевностью, искренностью, теплотой. Многие романсы и песни основаны на танцевальных ритмах - мазурки, польки, вальса. Песня “Колокольчик” стала народной. Она поэтична, согрета искренним чувством.
Звучит фрагмент романса “Колокольчик”.
Творчество Алябьева, Варламова и Гурилёва - ценный вклад в сокровищницу русской музыки. Лучшие их песни и романсы входят в концертный репертуар певцов и хоров, они с любовью поются в народе и в наше время.
Слайд №6. Принципиально новый этап развития русской музыки в 19 веке связан с творчеством М.И.Глинки – основоположника национальной музыкальной классики. Он поставил русскую музыкальную школу в один ряд с ведущими музыкальными школами Европы и определил дальнейшую направленность русской культуры; к классическим образцам принадлежат его оперы (“Жизнь за царя”, 1836 г.; “Руслан и Людмила”, 1842 г.), симфонические (“Камаринская”, “испанские увертюры” - “Арагонская хота” и “Ночь в Мадриде”), камерно-инструментальные и вокальные (выделяются романсы на стихи А.С.Пушкина) произведения.
Вторая половина 19 века - время могучего расцвета русской музыки как и всего русского искусства.
Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества. Оно ставило своей целью “сделать хорошую музыку доступной большим массам публики”. В концертах, которые устраивало Русское музыкальное общество, получили возможность выступать русские артисты.
В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Рубинштейн. А в 1866году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил брат Антона Григорьевича - Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист и хороший педагог.
Учебным заведением массово- просветительского хаpaктера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Балакирева. Таким образом , в 60-е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью.
В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идёт о “Новой русской школе”, или, как назвал её однажды в своей статье Стасов, “Могучей кучке”. (На экране появляются портреты композиторов “Могучей кучки”).
В “Могучую кучку”, слайд№7 кроме Балакирева, слайд№8 вошли Кюи, слайд №9 Мусоргский, слайд №10 Бородин и слайд №11 Римский-Корсаков.
Композиторы “Могучей кучки” называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикраси понятное массовому слушателю.
Слайд№12 По общей демократической устремлённости к “кучкистам” близок П.И.Чайковский, не разделявший, однако, некоторые из их взглядов. Он чаще обращался к современной ему городской песне, к хаpaктерным интонациям бытового романса. Чайковский писал во всех жанрах, и в каждом из них сказал своё новое слово гениального художника. Но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера. Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает симфоническая музыка.
Звучит фрагмент I части симфонии №6.
Викторина “Чайковскому посвящается…”
Вопросы:
1. Назовите дату и место рождения композитора П.И.Чайковского. (25.04.1840 г., город Воткинск)
2. В каком городе находится Государственный Академический театр оперы и балета им. П.И.Чайковского? (В Перми)
3. В каком музыкальном произведении Петра Ильича звучит “Вальс цветов”? (В балете “Щелкунчик”)
4. Как называется цикл музыкальных произведений, написанный Петром Ильичом для детей? Сколько произведений в этом цикле? (“Детский альбом”, 24 произведения)
5. Назовите балеты П.И.Чайковского. (“Лебединое озеро”, “Щелкунчик” и “Спящая красавица”)
6. В каких городах РФ открыты Дома- музеи П.И.Чайковского? (В Воткинске, в Клину)
7. Каким университетом в 1893 году была присуждена почётная степень доктора музыки? (Кембриджским университетом)
4 этап. Петр Ильич Чайковский - доктор Музыки
(Выступление учителя английского языка)
В1893 году в Англии, в университетском городе Кембридже, состоялось важное событие - присвоение звания Доктора Музыки великому композитору Петру Ильичу Чайковскому, человеку, чьё имя гордо носит наш родной город Чайковский. Вместе с другими известными миру музыкантами из Италии, Норвегии, Франции и Германии наш Пётр Ильич был удостоен этого почётного звания. Он был признан Европой и часто бывал за рубежом. В Кембридже выдающийся историк и профессор права Фредерик Мейтланд пригласил Чайковского погостить в его семье. Жена Флоренс вместе со своей сестрой Аделиной играли на пианино в течение двух дней для композитора.
Ребята разыгрывают диалог “В гостиной Мейтланда”.
Диалог.
F. W. Maitland - Dear sir, we adore your talent, your concert was magnificent. I
hope you enjoy being with us.
Сестра Флоренс Аделина исполняет произведение П. И. Чайковского на пианино (ученица музыкальной школы).
Заключение
Ведущий: 19 век - великий период, великие открытия, великие люди. Мы надеемся, что вы достойные преемники. И будите творить, создавать, прославляя нашу Родину- Россию.
Мы дарим вам буклет “19 век- золотой век” с основной информацией и надеемся, что в результате нашей совместной работе перед вами возникла целостная картина золотого 19 века! (Приложение 6)
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
18 03 2024 16:21:16
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
17 03 2024 2:44:38
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
16 03 2024 4:48:30
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
15 03 2024 10:44:53
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
14 03 2024 0:34:41
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
13 03 2024 13:30:40
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
12 03 2024 19:47:22
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях. ...
11 03 2024 2:12:26
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
10 03 2024 5:47:24
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
09 03 2024 5:58:27
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
08 03 2024 21:42:23
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
07 03 2024 20:47:10
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
06 03 2024 6:29:27
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
05 03 2024 6:18:53
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
04 03 2024 4:30:42
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
03 03 2024 1:11:52
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...
02 03 2024 21:28:38
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
01 03 2024 8:39:26
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
29 02 2024 17:36:11
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
28 02 2024 21:56:14
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
27 02 2024 20:47:53
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...
26 02 2024 14:24:16
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...
25 02 2024 7:27:12
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
24 02 2024 5:23:40
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
23 02 2024 8:33:47
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В. ...
22 02 2024 18:38:29
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
21 02 2024 5:14:56
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
20 02 2024 11:41:25
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...
19 02 2024 5:57:49
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
18 02 2024 17:34:26
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
17 02 2024 3:47:20
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников. ...
16 02 2024 13:51:19
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
15 02 2024 9:39:25
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
14 02 2024 15:39:58
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
13 02 2024 2:10:44
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
12 02 2024 19:37:20
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
11 02 2024 6:20:22
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы. ...
10 02 2024 16:44:14
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
09 02 2024 17:31:25
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
08 02 2024 20:12:39
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
07 02 2024 13:37:14
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
06 02 2024 9:30:26
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
05 02 2024 4:53:24
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
04 02 2024 7:22:27
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
03 02 2024 21:35:53
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
02 02 2024 5:37:56
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
01 02 2024 17:50:40
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...
31 01 2024 21:29:53
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
30 01 2024 6:17:48
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области. ...
29 01 2024 5:40:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::