Введение в историю. В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы и каменных дел мастера
Цели:
Учебные материалы: Е. В. Саплина, А. И. Саплин “Введение в историю”. 3 класс, лента времени, презентация, игра “Поймай дату”, аудиозапись “Антология русской духовной музыки”, карта “Русское государство в XII веке”.
Ход урока
I. Сообщение темы урока
Учитель. Прочитайте тему сегодняшнего урока. (“В гости к мастеру”)
- Кого можно назвать мастером?
Дети отвечают.
- Русская земля всегда славилась своими мастерами. Не зря безымянный летописец XIII века написал: “О, светло светлая и украсно украшенная земля Руськая! и многими красотами удивлена еси…”.
Давайте сегодня на уроке познакомимся с творениями русских мастеров. Нашей помощницей станет лента времени.
II. Повторение изученного материала
1) Игра “Поймай дату”
Определите четыре важных в истории России события.
988 1480 1547 1380
2) Определите век.
3) Расположите карточки с датами на ленте времени.
4) С именами каких государственных деятелей связаны?
III. Знакомство с новым материалом.
1) Учитель. В 988 году произошло крещение Руси.
- Вспомните, как князь Владимир выбирал веру.
Дети отвечают.
У. По летописному рассказу посланцам Владимира в Европе не приглянулись католические храмы. У греков же в Царьграде великолепие храмов так поразило киевлян, что они “уже не знали сами, где стоим: на земле или на небе, так там было хорошо…”.
В X веке мастера Киевской Руси соприкоснулись с богатым искусством Византии. По приглашению Владимира приехали тогда в Киев греческие мастера строить и отделывать каменные православные храмы. Рядом с ними работали и русские художники.
Старейшим каменным храмом древней Руси была большая каменная Десятинная церковь. На её содержание князь пожаловал “десятину” (десятую часть) своих доходов. Церковь была разрушена во время Батыева нашествия.
А при Ярославе Мудром Киев стал одним из самых больших городов Европы. В честь победы над печенегами в 1037 году началось строительство собора святой Софии.
Подлинным украшением храма стало многоглавие. Собор венчают 13 куполов. Количество куполов имело символический смысл.
- Что по-вашему означает число 13?
Дети. Христос и 12 апостолов.
У. Входящему в храм сразу бросалась в глаза огромная фигура богоматери, Марии-оранты (молящейся), парящей над алтарём.
У. Какие художественные средства применяли русские мастера для внутренних отделок соборов?
Д. Мозаики и фрески.
У. Что такое фреска?
Д. Рисунок, выполненный красками на стене по сырой штукатурке.
У. Из чего делали мозаику?
Д. Из смальты, драгоценных камней, кусочков деревьев разных пород.
У. Древнерусские мастера умели создавать разные оттенки одного и того же цвета: зелёный имел 35 оттенков, коричневый – 23, красный – 13. Всего учёными обнаружено до 130 оттенков. Недаром о Киевской Софии говорили: “Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же ина не обрящется во всём полунощии земнем, от востока до запада”.
В Великом Новгороде был свой храм святой Софии. Его построили при сыне Ярослава Мудрого. Новгородцы с гордостью говорили: “Где София, там и Новгород”.
У. Сколько глав у Новгородской Софии?
Д. 5.
У. Объясните.
Д. Христос и 4 евангелиста.
У. Поместите карточку с датами постройки соборов св. Софии на ленту времени.
Софийский собор в Киеве 1037 г. Софийский собор в Новгороде 1045-1050 г. |
2) Работа с картой “Русское государство в XII веке”.
У. Посмотрите на карту, Что представляло собой Русское государство в XII веке?
Д. Оно было раздробленным.
У. Одним из самых могущественных княжеств в раздробленной Руси было Владимиро-Суздальское.
- Найдите и покажите его на карте.
В 1158 году в городе Владимире был заложен Успенский собор.
При его строительстве проявилось соперничество двух городов Владимира и Киева. Князь Андрей Боголюбский повелел строить Владимирский собор выше Софии Киевской. Имена зодчих, возводивших собор неизвестны, но летопись сообщает, что для его строительства “Бог привёл мастеров со всех земель”.
- А недалеко от Владимира на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведён храм невиданной красоты с необычным для того времени названием – Покрова.
- Какие чувства возникают у вас при виде храма?
- Каким он кажется?
- Что напоминает?
Дети отвечают.
У. Поместите на ленту времени карточку с датами постройки этих соборов.
Успенский собор во Владимире 1158-1160 Церковь Покрова на Нерли 1165 г. |
3) Две тысячи лет назад древнеримский архитектор Витрувий вывел формулу, включающую три составляющие, позволяющие архитектурному сооружению стать произведением искусства.
- Переставьте буквы в анаграмме и получите две составляющие формулы.
р | ч | ь | о | т | п | н | о | с |
ь | о | з | л | а | п |
У. Что у вас получилось?
Д. Прочность, польза.
У. Назовите третью составляющую.
Д. Красота.
У. Подлинной красотой отличались иконостасы в древнерусских храмах.
На иконостасе иконы располагались в определённом порядке. Нижний ряд назывался местным, т. к. составлялся из икон, почитаемых в данной местности. В середине его устраивались Царские врата. Над нижним рядом идёт главный ряд или чин, где центральная икона “Спас в силах”.
- Название следующего чина определите, продолжив смысловой ряд.
Благовещение Рождество …
У. Что вы сейчас называли?
Д. Христианские праздники.
У. Название чина праздничный, он состоит из икон, рассказывающих о жизни Христа и Богоматери.
Следующий чин – пророческий, здесь изображались пророки.
До нас дошли имена немногих иконописцев. В одно время творили знаменитые Феофан Грек и Андрей Рублёв.
У. Сравните изображения Христа, выполненные двумя иконописцами.
- Какой Спас у Феофана Грека?
Д. Суровый, внушает страх, смирение.
У. Спас Рублёва совсем другой. Обратите внимание на глаза. Какие они?
Ответы детей.
У. Самая знаменитая икона Андрея Рублёва “Троица”.
- Какую цветовую гамму использовал?
Д. Гoлyбую, салатовую, сиреневую.
У. Что чувствуете, когда смотрите на икону?
Ответы детей.
4) 1480 год – важная дата в истории Руси. Она освободилась от монголо-татарского ига. Великий князь Иван III украшает столицу государства. Были возведены новые кремлёвские стены, построены удивительной красоты церкви и соборы. Но я намеренно ничего вам о них не рассказываю, т.к. хочу прямо сейчас предложить домашнее задание.
III. Домашнее задание.
- Приготовьте рассказ о любом архитектурном памятнике Кремля и на следующем уроке вы сможете выступить в качестве экскурсовода на нашей виртуальной экскурсии “Московский Кремль”.
IV. Знакомство с новым материалом.
5) Аудиозапись “Иван Грозный. Стихира № 2 в честь сретения иконы Владимирской Богоматери”.
У. Автором этого церковного песнопения является царь Иван Грозный.
Что это была за личность?
Ответы детей.
У. Вспомните его положительные деяния.
Ответы детей.
У. В честь покорения Казани в 1555 году началось строительство собора Покрова “На рву”, больше известного нам, как собора Василия Блаженного.
У. Поместите на ленту времени карточку с датой постройки собора.
Собор Василия Блаженного 1555-1561 |
У. Разгадайте кроссворды и расшифруйте имена архитекторов собора.
Кроссворд №1
По горизонтали:
- Предградье.
- Прозвище князя Владимира – Крестителя Руси.
- Прозвище князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле.
- Главная часть православного храма.
- Укреплённая часть русских городов.
- Предмет поклонения, живописное изображение бога или святых, образ.
- Муза истории.
По вертикали:
8. Имя архитектора собора Василия Блаженного.
Кроссворд №2
По горизонтали:
- Главная церковь в городе.
- Прозвище московского князя Ивана, данное за экономность и прижимистость.
- Письмо водяными красками по сырой штукатурке.
- Крепость в старинных русских городах.
- Самая известная икона Андрея Рублёва.
По вертикали:
6. Имя архитектора собора Василия Блаженного.
У. Зная нрав Ивана Грозного, попробуйте предсказать их судьбу.
Ответы детей.
У. Легенда гласит, что их судьба действительно сложилась трагично. Прочитаем об этом в учебнике.
Дети работают с учебником (с. 90).
V. Итог урока.
У. Молодцы! Вы хорошо работали. Давайте подведём итоги. Понравился ли вам наш совместный урок? Чем?
С какими чувствами вы уходите с урока?
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
18 03 2024 5:59:10
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
17 03 2024 14:57:41
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
16 03 2024 4:35:18
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года". ...
15 03 2024 22:59:19
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
14 03 2024 14:51:24
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...
13 03 2024 17:27:16
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
12 03 2024 11:32:44
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
11 03 2024 14:14:39
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
10 03 2024 2:50:37
Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
09 03 2024 16:14:12
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
08 03 2024 20:43:17
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание. ...
07 03 2024 4:41:43
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
06 03 2024 21:25:16
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
05 03 2024 23:17:45
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
04 03 2024 6:53:17
Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...
03 03 2024 0:53:53
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
02 03 2024 18:47:21
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
01 03 2024 3:22:51
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...
29 02 2024 18:48:55
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
28 02 2024 14:54:43
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
27 02 2024 14:51:19
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
26 02 2024 1:55:38
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
25 02 2024 8:26:54
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи. ...
24 02 2024 5:19:29
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
23 02 2024 16:38:40
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
22 02 2024 3:33:41
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
21 02 2024 16:51:17
На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....
20 02 2024 16:42:41
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
19 02 2024 9:35:59
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
18 02 2024 13:13:40
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
17 02 2024 9:30:21
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
16 02 2024 11:38:10
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...
15 02 2024 16:45:44
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
14 02 2024 21:28:21
В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
13 02 2024 16:57:18
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
12 02 2024 2:32:39
Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
11 02 2024 0:29:56
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
10 02 2024 17:20:18
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...
09 02 2024 4:25:18
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве. ...
08 02 2024 17:21:41
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
07 02 2024 9:18:56
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
06 02 2024 4:56:39
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
05 02 2024 3:55:33
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
04 02 2024 6:22:59
Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
03 02 2024 4:45:16
Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....
02 02 2024 23:37:59
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
01 02 2024 14:43:12
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
31 01 2024 1:12:22
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
30 01 2024 1:28:35
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...
29 01 2024 6:26:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::