Коррупция - негативное социальное явление. Взятка > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Коррупция - негативное социальное явление. Взятка


    Коррупция - негативное социальное явление. Взятка

Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся.

Задачи

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» Уголовного кодекса РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений.
  • Развивающая: общеучебные умения; информационные умения: развивать навык работы с нормативными документами, составление тезисов по ходу урока; интеллектуальные умения: умение давать отзыв на ответы других учащихся; участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества.
  • Воспитательная: воспитание гражданской культуры.

Компетентность: компетенции, относящиеся к самому человек, как личности, субъекту деятельности. Компетенции гражданственности (по И.А. Зимняя) – предполагает знания прав и обязанностей гражданина; ответственность, собственное достоинство.

Средства наглядности: выдержки из УК РФ.

Тип урока: комбинированный урок

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Вводное слово.
  4. Изучение нового материала.
    4.1. (Состав преступлений, предусмотренных ст.ст. 290, 291 УК РФ. Работа с НПА).
    4.2. Первичное закрепление материала. Решение познавательных задач.
    4.3. Монологический ответ на вопрос «Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией. Работа с таблицей.
  5. Заключение
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1 этап урока: «Проверка домашнего задания»

Цель: проверить знания предыдущих уроков.

1. Первый ученик работает у доски с терминами, изученными на предыдущих уроках.

Преступление, юридическая ответственность, состав преступления, вина, состав преступления.

2. Для другой группы учеников применяется экспресс-контроль с использованием тестового задания.

1. Верны ли следующие суждения о правонарушении:

А. Правонарушение всегда предполагает совершение противоправных деяний.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и бездействии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

2. Признаком правонарушения, отличающим его от нарушения других социальных норм, является:

1) виновность деяния

2) неприемлемость для общества

3) антисоциальный хаpaктер

4) его осознание нарушителем

3. За какое правонарушение уголовная ответственность наступает с 14 лет?

1) мopaльный вред

2) нецензурная брань

3) мелкое xyлиганство

4) грабеж

4. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Совершение преступления влечет за собой применение к виновному мер_______________ ответственности».
Ответ:_______________________________________ .

5. Верны ли следующие суждения о сущности преступления?

А. Преступление предполагает совершение только общественно опасного деяния.

Б. Преступление может быть выражено как в общественно опасном действии, так и в бездействии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Какая ситуация регулируется нормами уголовного права?

1) нарушены правила противопожарной безопасности.

2) подан иск о незаконности увольнения.

3) подано заявление об установлении опеки над гражданином Д., признанным судом недееспособным.

7. Укажите вид юридической ответственности, пропущенный в схеме.

8. Фронтальная работа – устный опрос. Ответьте на вопросы:

  • С какого возраста наступает юридическая ответственность, административная, уголовная?
  • Какие виды преступлений вам известны?

2 этап урока «Вводное слово.»

Цель: сообщить учащимся исторические факты отражающие хаpaктерные черты такого социального явления, как коррупция и подвести к правовому восприятию деяния – взятка.

Проблемная ситуация. Отрывок из фильма «Какpaки», режиссер Илья Демичев Что вы увидели? И сегодня на уроке мы будем говорить об этих действиях, составляющих такое негативное социальное явление – как коррупция. Тема урока ««Коррупция - негативное социальное явление. Взятка». Запишите тему урока. Цель нашего урока: познакомиться с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» Уголовного кодекса РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений

План урока:

  1. Состав преступлений, предусмотренных статьями «Получение взятки» и «Дача взятки» Уголовного кодекса РФ.
  2. Коррупция - негативное социальное явление.

В словаре русского языка «взятка определятся как - плата или подарок должностному лицу за совершение каких-н. незаконных действий по должности в интересах дающего».. Дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп, незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интереса общества и государства – все это составляющие такого социально явления как коррупция. Это негативное явление, выражающиеся в разложение власти, использование государственными и муниципальными служащими своего служебного положения в целях личного обогащения или в групповых интересах.

Коррупция не нова и идет из глубокой древности. Понимание коррупции существовало в России. Так в царствование Ивана I коррупцию ограничивали законодательно, а Иван 1V (Грозный) впервые ввел cмepтную казнь за чрезмерность во взятках. Не обошел вопрос взяточничества и царь – реформатор Петр 1. При Петре1 взяточников нещадно били батогами, клеймили, ссылала. Один из иностранцев писал, посетивших Россию в царствование Петра 1, писал: «На чиновников здесь смотрят как на хищных птиц. Они думают, что со вступлением на должность им предоставлено право высасывать народ до костей и на разрушении его благо стояние основывается его счастье» . Этому было основание. Все государственные чиновники В России вплоть до 18 века жили благодаря «кормлениям», то есть подношениями от тех, чьими проблемами они занимались. С 1715 года все чиновники стали получать фиксированную зарплату. Но него особо не разгуляешься. Таким образом подобная деятельность в России существовала. Свершившийся в 1917 году Октябрьская революция, а затем в 1920году с победой сталинизма и после cмepти Сталина взяток брать меньше не стали.. В постсталинский период – комaндная экономика приводившая к дефициту товаров, приводила в движение механизм «теневой экономики»- цеховики, валютчики, бартер между предприятиями, пpaктика приписок, «толкачи» в министерствах. Все это способствовало развитию коррупции в обществе.

И в современной России с 1991 года складывались условия формирования бюрократического капитализма. Чиновники всех уровней срослись с капиталом. По утрам – чиновник идет в офис в госучреждение, а бизнесмен – партнер – в свою фирму. Но совестный частный бизнес объединил их обоих в единую группу. Ведь чиновник участвует в этом частном бизнесе на всех его стадиях – от начала деятельности и предоставлений привилегии предпринимателю до раздела прибыли.

Вопросы классу: Почему коррупция настолько глубоко пустила корни в нашем обществе?

Так кто же является взяточником и кто дает взятки? Давайте определим.

3 этап урока: «Состав преступлений, предусмотренных ст.ст. 290, 291 УК РФ. Работа с НПА.

Цель: дать представление о составе изучаемых преступлений. У вас на партах у каждого выдержки из уголовного кодекса РФ.

На прошлом уроке мы составляли схему «Состав преступления». Определите субъект, объект, субъективную и объективную строну преступлений.

Приложение 1

Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ

"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"

Принят Государственной Думой 20 апреля 2011 года Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года

В уголовном кодексе уточнены понятия “значительный размер взятки”, “крупный размер взятки” и “особо крупный размер взятки”, применяемые в статьях 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291 (посредничество во взяточничестве) УК РФ.

Значительным размером взятки теперь признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного хаpaктера, иных имущественных прав, превышающие 25 тысяч рублей, крупным размером – превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным – превышающие один миллион рублей.

Редакция новой статьи предусматривает, что наказание в виде штрафа устанавливается в кратном размере от суммы, полученной взятки.

Так, часть первая предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки;

  • часть вторая устанавливает размер штрафа в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;
  • часть третья устанавливает размер взятки от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки;
  • часть четвертая устанавливает размер штрафа от шестидесятикратиой до восьмидесятикратной суммы взятки;
  • часть пятая устанавливает размер взятки от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
  • часть шестая предусматривает размер взятки от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки.

4 этап урока Первичное закрепление материала. Решение познавательных задач.

Цель: закрепить знания о составе преступлений. Класс делится на группы. У каждой группы юридические задачи и копии статей уголовного кодекса РФ. Задачи на определение.

Задача № 1

Руководитель Одинцовского отделения г. Москва административно-трaнcпортной инспекции М., который получил взятку в 165 тысяч рублей за не проведение административных проверок в фирме.

Схема решения:

  1. Определить как квалифицировать действия М. с юридической точки зрения?
  2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Задача № 2

Оперуполномоченный отдела по незаконному обороту наркотиков криминальной милиции Б. неоднократно получал взятки от директора медицинской фирмы за выдачу справок о соответствии условий хранения, учета и уничтожения наркотических, сильнодействующих и ядовитых препаратов, пролонгацию лицензии, за сообщения о предстоящих проверках и за другие действия по службе. В качестве взятки фирмой ему были оказаны услуги в виде лечения и протезирования зубов на общую сумму 4560 р.

Схема решения:

  1. Определить как квалифицировать действия Б. с юридической точки зрения ?
  2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Задача № 3

В феврале 2011 года, гражданина В. подозревали в попытке продать наркотики. В отношении него следователи возбудили уголовное дело. Чтобы уйти от наказания на допросе у следователей, мужчина предложил ему взятку в размере 50 тысяч рублей. Сотрудник ОВД от предложенных денег отказался, сообщает СУ СК РФ по Самарской области.

Схема решения:

  1. Определить как квалифицировать действия гражданина В. с юридической точки зрения?
  2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Задача № 4

Старший инспектор торговой инспекции С., выявив в одном из коммерческих ресторанов недоброкачественные продукты, потребовала уничтожить их, а по факту нарушения вызвала директора ресторана Т. для составления акта. Чтобы избежать неприятностей, директор ресторана Т. вручил С. 10 тыс. 500 руб.

Схема решения:

  1. Определить как квалифицировать действия директора ресторана Т.. с юридической точки зрения ?
  2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Задача № 5

Водитель А. дал взятки в размере 2,5 тысяч рублей должностному лицу — инспектору полка ДПС ГИБДД по городу Хабаровску за то, чтобы инспектор не выписывал протокол и водитель А. не был привлечен к административной ответственности.

Схема решения:

  1. Определить как квалифицировать действия водителя А.. с юридической точки зрения?
  2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

http://www.eurocheck.ru/euro/ugolovnoyepravotwo/sbornik_zadach_po_ugolovnomu_pravu_osobennaja_chast%27_2.html

http://habex.ru/kto-i-za-chto-v-gibdd-kraya-poluchal-vzyatki-v-2010-godu

  • Какие причины в нашей стране способствуют коррупции сегодня ?
  • Какой вред наносит коррупционные действия государству, обществу? Этот вопрос подготовил для нас. ( устное сообщение ученика)

6 этап урока «Заключение»

Цель: подвести итог работы на уроке и подойти к выяснению того, что поставленная цель.

Государство ведет борьбу с этим опасным социальным явлением. В России принят федеральный закон Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года. Внесены изменения в уголовный кодекс, 20 апреля 2011 года был принят ФЗ N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», который был одобрен 27 апреля 2011 года Советом Федерации. Посмотрите данные из таблицы.

Основные показатели

1993

1997

1999

2000

2003

2009

2010

Количество зарегистрированных фактов взяточничества

4511

5608

6 823

7047

7346

6823

12000

Количество выявленных лиц получавших или дававших взятку

 

 

 

 

 

3655(дача взятки)
1919(получение взятки)

1723 (дача взятки) 1009 (получение взятки)

Как противостоять coблaзну. Ни ужесточение законов, н и административные реформы не изменят ничего, если сам человек имеет совесть.

7. Этап урока Домашнее задание.

Цель: для усвоения знаний, полученных на уроке решить юридические задачи.

В деле по обвинению Н., участкового инспектора отделения милиции, который получил от предпринимателя С. деньги в сумме 250 рублей и продукты питания (спиртные напитки, колбасные изделия, консервы) за не привлечение к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями правил торговли – отсутствием сертификата качества на продукты питания.

1. Определить как квалифицировать действия директора ресторана Т.. с юридической точки зрения?
2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Оценки. Всем спасибо за работу. До свидания.

Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

  1. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования .
  2. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.
  3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных члeнов общества.
  4. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных "накладных расходов" в результате чего страдает потребитель.
  5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.
  6. Российские власти понимают угрозу тотальной коррупции. Недавно глава МВД РФ Рашид Нургалиев в интервью "Российской газете" оценил ущерб, который наносит коррупция экономике России в 40 млрд руб. в год.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

  1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у члeнов общества "двойной стандарт" морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.
  2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.
  3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

  1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.
  2. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в "пятую колонну" и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.
  3. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.
  4. Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства - диктатуре.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

  1. Нормативно-правовые акты: А)Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(действующая редакция). http://www.consultant.ru/popular/ukrf/
  2. Научная, учебная: Певцова Е.А.. Право: Основы правой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч.2 – 3-е изд.. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 240. Параграф 26. Стр. 45-57.
  3. Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание : универсальный справочник/ О.В. Кишенкова, Н.Н. Семке. –М.: Эксмо,2010. – 496 с. – (ЕГЭ. Универсальный справочник).

Публицистическая:

  1. Шишкова-Шипунова С. Ревизоры и городничие/ С. Шишкова-Шипунова //Знамя . -2009. - № 8. – С. 166-175.
  2. Малахов, Александр Табель о взятках / А. Малахов // Коммерсантъ Деньги. - 2005. - № 25. -С. 53-58 : фото
  3. Маркосян Г. М. Взяточничество в России в начале 1920-х гг. / Г. М. Маркосян // Вопросы истории. - 2009. - № 10. - С. 137 - 142. - Библиогр.: с. 142 (24 назв. на рус. яз.)
  4. Новиков, Кирилл Коридорные власти : из истории лоббизма / К. Новиков // Коммерсантъ Деньги. - 2006. - № 5 (февр.). - С. 69-77 : фото.цв.
  5. Денисов, Евгений Казнь через казну : [борьба с преступлениями в экономической сфере] / Е. Денисов // Коммерсантъ Деньги. - 2007. - № 5 (февр.). - С. 70 - 76 : фото
  6. http://www.rb.ru/topstory/economics/2008/10/23/184618.html
  7. http://www.evro-vector.narod.ru/coruption_wikipedia1.htm
  8. http://www.proknadzor.ru/law/corrupt/chapter5.html


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

11 07 2024 21:42:33

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

10 07 2024 6:34:27

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

09 07 2024 8:58:14

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

08 07 2024 2:36:25

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

07 07 2024 22:24:22

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

06 07 2024 17:38:40

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

05 07 2024 11:43:11

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

04 07 2024 19:53:54

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

03 07 2024 1:51:41

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

02 07 2024 14:49:21

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

01 07 2024 2:15:24

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

30 06 2024 11:41:12

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

29 06 2024 23:14:25

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

28 06 2024 23:52:58

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

27 06 2024 9:48:15

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

26 06 2024 19:23:47

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

25 06 2024 19:51:42

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

24 06 2024 0:57:20

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

23 06 2024 10:43:57

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

22 06 2024 15:32:24

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

21 06 2024 17:44:22

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

20 06 2024 6:54:40

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

19 06 2024 2:10:58

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

18 06 2024 0:21:30

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

17 06 2024 5:42:52

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

16 06 2024 18:47:52

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

15 06 2024 3:44:31

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

14 06 2024 4:36:32

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

13 06 2024 5:48:49

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

12 06 2024 9:52:38

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

11 06 2024 19:36:33

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

10 06 2024 14:29:17

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

09 06 2024 11:19:27

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

08 06 2024 5:13:47

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

07 06 2024 10:52:29

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

06 06 2024 10:14:17

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

05 06 2024 15:16:16

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

04 06 2024 8:39:48

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

03 06 2024 15:24:44

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

02 06 2024 12:57:45

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

01 06 2024 19:16:13

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

31 05 2024 19:12:36

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

30 05 2024 23:38:57

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

29 05 2024 19:25:38

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

28 05 2024 21:17:13

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

27 05 2024 21:51:21

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

26 05 2024 21:31:45

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

25 05 2024 3:50:56

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

24 05 2024 11:42:48

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

23 05 2024 22:57:58

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::