Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы

ПАМЯТИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА ПОСВЯЩАЕТСЯ
(170 лет со дня гибели поэта)

Внеклассное мероприятие для 6–7 классов, основанное на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. В данном мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии.

Цель проведения:

  • дидактическая – обобщить полученные знания по истории и литературе , проследить закономерность связи литературного творчества с историческими событиями;
  • развивающая – развивать в учащихся способность к парадоксальному и логическому мышлению, умение прослеживать смысловую связь между событиями различных эпох;
  • воспитательная – воспитывать в учащихся чувство патриотизма, творческое отношение к учебной деятельности, повышение мотивации к изучению дополнительной информации по интересам.

ТСО: интеpaктивная доска, компьютер, синтезатор, наглядные пособия; портреты, иллюстрации, карты (в том числе и в виде презентации на и/а доске).

Приложение 1, Приложение 2

Ход мероприятия

Учитель истории: Здравствуйте, дорогие ребята, учителя и уважаемые гости! Пришло время нашей интеллектуальной игры “За семью печатями”.

Учитель литературы: Время – понятие относительное, поэтому за минуты нашей игры перед вами пройдет целая жизнь замечательного человека.

Учитель истории: Имя его известно всем, но от нас оно скрыто за семью печатями.

Учитель литературы: Да, над этим человеком время не властно. Чтобы узнать его имя, нам предстоит провести целое историческое и литературоведческое расследование.

Учитель истории: А помогут нам в этом игроки! (Можно сделать выбор игроков случайным – по жребию. Выход игроков.)

Учитель истории: Чтобы наши гости познакомились с нашими игроками поближе, каждый из них должен немного рассказать о себе в третьем лице. Ребята, мы внимательно вас слушаем. (Представления игроков.)

Учитель литературы: Мы видим, игроки сегодня серьезные, и мы желаем всем успехов!

Учитель истории: А теперь позвольте сообщить о правилах игры. Мы будем сообщать вам некоторые факты из биографии человека, чье имя вам хорошо известно, но назвать его вслух сможет только тот, кто наберет наибольшее количество печатей.

Учитель литературы: Печати получает тот, кто дает правильные ответы на наши легкие вопросы. Основных вопросов ровно семь. Но для наших игроков в зале существуют дополнительные вопросы, ответы на которые помогут нам узнать как можно больше о том мире, который окружает героя нашей игры и, конечно же, о нем самом.

Учитель истории: Мы думаем, наша аудитория сегодня условно разделится на знатоков истории и литературы.

Учитель литературы: (игрокам): Ответы нужно записывать в послужные формуляры, которые лежат перед вами. Рядом вы видите лист тайного формуляра, в который после каждого вопроса необходимо записывать свои версии относительно имени и фамилии нашего героя.

Учитель истории: Дорогие ребята, вы сегодня услышите много нового, интересного из русской и зарубежной литературы и истории. А представят нам эту информацию уже почти выпускники нашей школы, ребята из Эксперт- старшеклассник: класса. Они когда-то начинали, как и вы, идти по ступенькам к познанию развития культуры России. И вот теперь они почти знатоки... Поэтому слушайте их очень внимательно!

Учитель литературы: Итак, мы начинаем.

Эксперт – старшеклассник: Время первой печати!

Учитель литературы: Личность, о которой мы будем говорить, одна из самых ярких и талантливых в истории русской культуры. Жизнь этого человека полна побед и разочарований, тайн и трагических совпадений. Родился он в дворянской семье.

С детства мальчика интересовали география и история, события давно минувших дней. Увлекали его и поиски корней происхождения его семьи. Со стороны матери его род был из старинной семьи Столыпиных. А вот со стороны отца следы его предков терялись далеко в Европе. По одной версии, эти древние родственники – испанцы, по другой, – шотландцы, по третьей – англичане. Сам же наш герой подтверждал версию о том, что один из его предков – знаменитый шотландский прорицатель двенадцатого века по прозвищу Стихотворец или Честный из Эрсилдуна. Его слава как прорицателя сродни славе Нострадамуса или Мерлина. Впрочем, об этом еще писал Вальтер Скотт: “Летописи XIII столетия ознаменованы были именами трех великих шотландских волхвов, пред коими Нострадамус и Мерлин должны преклонить колена. Мы говорим о Стихотворце из Эрсилдуна, Микаэле Скотте и Лорде Соулисе”.

Учитель истории: Внимание, вопрос первой печати: о каком шотландском пророке идет речь, и чем он был знаменит? Итак, ваш ответ. (Ответы).

Учитель литературы: Мнения игроков разделились (Наши игроки единодушны, к сожалению, нам необходимо обратиться за помощью к залу).

Эксперт-старшеклассник даёт полный правильный ответ.

Учитель литературы: Дополнительный вопрос “литераторам” по роману Вальтера Скотта “Айвенго” (из летнего внеклассного чтения):

Какой роман известного английского писателя XIX века рассказывает о той же эпохе, в которой жил Томас Рифмач? Кто его главный герой!

Учитель истории: Дополнительный вопрос “историкам”:

Какое историческое лицо тоже является героем этого романа и чем он знаменит?

КорольXII века Ричард Львиное Сердце. Военные подвиги Ричарда сделали его одной из самых выдающихся фигур в средневековой истории и литературе. Ричард выступает героем многочисленных легенд и литературных произведений.

Эксперт-старшеклассник: Время второй печати!

Учитель литературы: Наш герой, как и все дворянские дети того времени, получил довольно разностороннее домашнее начальное образование. Но родные стремились дать ему и государственное образование. В 14 лет он поступает (после ходатайства бабушки) в одно из лучших учебных заведений в Москве.

Учитель истории: В стенах этого учебного заведения учились многие замечательные люди того времени. Достаточно сказать, что на доске лучших его учеников золотыми буквами написаны имена В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, И.С.Тургенева, генерала А.П.Ермолова и др.

Учитель литературы: Внимание, вопрос второй печати: каково полное название этого учебного заведения? Итак, ваш ответ. .(Ответы).

Учитель истории: Мнения игроков разделились (Наши игроки единодушны, к сожалению, нам необходимо обратиться за помощью к залу).

Эксперт-старшеклассник даёт полный правильный ответ.

Учитель истории: Время третьей печати!

Учитель литературы: Наш герой был талантлив в самых разных областях: он был прекрасным математиком и шахматистом, замечательно играл на фортепиано и на скрипке, увлекался живописью. Учителя рисования отмечали в своем ученике особый дар к пейзажной акварели и графике и утверждали, что он мог бы стать профессиональным художником. Нашего героя особенно увлекала эпоха раннего Возрождения, особенно флорентийская живопись.

Учитель истории: В эпоху Средневековья Флоренция становится одним из самых блестящих и процветающих городов Италии. Большую лепту в благоденствие этого города внесла семья банкиров и купцов, правившая там почти 300 лет. Один из представителей этой семьи соединял в себе ум, осторожность, коварство и жестокость с любовью к роскоши, знанием живописи, архитектуры, сочинением стихов и песен. При нем власть семьи достигла своего могущества.

Учитель литературы: Внимание, вопрос третьей печати: как звали этого человека, и из какой семьи он происходил? (Ответы).

Учитель истории: Мнения игроков разделились (Наши игроки единодушны, к сожалению, нам необходимо обратиться за помощью к залу).

Эксперт-старшеклассник даёт полный правильный ответ.

Учитель истории: Вопрос “историкам”:

Как выглядел Лоренцо и почему он получил прозвище Великолепный?

Ответ “историков”: Он был болезненным, некрасивым, лицо его изъела оспа. А свое прозвище получил потому, что любил роскошь, балы, маскарады. Дом его был роскошным, как королевский дворец.

Учитель истории: Что такое Возрождение и каких представителей этой эпохи вы знаете?

Ответ “историков”: Во времена Возрождения произведения искусства создавали не безымянные мастера, а художники-профессионалы, обращавшие внимание не только на внешность человека, но и раскрывавшие его внутренний мир. Одним из замечательных художников раннего Возрождения был С.Боттичелли.

Возрождение – название эпохи в развитии культуры Западной Европы с 14 по 17 вв. Во Франции эта эпоха получила название Ренессанс, т.е. возрождение традиций древности (представители – Микланджело, Рафаэль, да Винчи и другие).

Эксперт-старшеклассник: Время четвертой печати!

Учитель истории: Наш герой, как и все дворяне его времени, стремился служить России, быть полезным своей стране. Покинув Московский университет, он окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге. А когда стал офицером, все равно не оставил своих поэтических и писательских трудов, несмотря на строгость военной дисциплины.

Учитель литературы: Именно в это время многие его произведения впервые были напечатаны. Однако некоторые из них вызвали недовольство самого императора Николая I. Особенно стихи, посвященные гибели великого поэта, в которых автор назвал виновниками его cмepти приближенных самого императора. Нашего героя ждала первая ссылка; как человека военного, его сослали к месту военных действий. К сожалению, туда ссылали многих нeблагонадежных офицеров.

Учитель истории: Внимание, вопрос четвертой печати: куда сослали нашего героя и какие военные действия там велись? (Ответы).

Учитель истории: Мнения игроков разделились (Наши игроки единодушны, к сожалению, нам необходимо обратиться за помощью к залу).

Эксперт-старшеклассник даёт полный правильный ответ.

Учитель истории: Вопросы “историкам” о современной чеченской войне и терроризме:

Что такое терроризм и почему в современном обществе это явление относят к глобальным проблемам человечества?

Эксперт-старшеклассник: Время пятой печати!

Учитель литературы: Тишина на Кавказе и в то далекое время была обманчива и весьма напряженна. Об этом напряжении тишины наш герой написал стихотворение “Горные вершины”, которое является вольным переводом произведения И.Гете. Это небольшое стихотворение вдохновило более 80 композиторов на создание романсов. Один из них представляем вашему вниманию.(Исполнение романса А.Г.Рубинштейна “Горные вершины” члeнами вокального кружка).

О незаурядной личности автора этого романса русский писатель А.И.Куприн написал в небольшом рассказе “Тапер”.

Учитель литературы: Внимание, вопрос пятой печати: каково имя этого композитора?

Вопрос “литераторам”: Кого называли в XIX веке тапером?

Тапёр (французский tapeur, от taper, буквально — хлопать, стучать) (устаревший), музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший танцы на вечерах, балах, а с конца XIX века иллюстрировавший музыкой немые фильмы. (Ответы).

Учитель литературы: Мнения игроков разделились (Наши игроки единодушны, к сожалению, нам необходимо обратиться за помощью к залу).

Эксперт-старшеклассник даёт полный правильный ответ.

Эксперт-старшеклассник: Время шестой печати!

Учитель литературы: Наш герой не любил войну. Даже самые славные страницы военных побед России не шевелили, по его словам, “в душе отрадного мечтанья”. Но к этой войне он относился особо.

Учитель истории: Эта баталия описана многими очевидцами и почти всякому известна. Вот как писал о ней участник событий генерал Фигнер. “С восхождением солнца по всей линии с левого фланга до середины открылась ужасная канонада из пушек, гаубиц, единорогов. Выстрелы были так часты, что не оставалось промежутка в ударах. Солнце было красное, будто облитое человеческой кровью. И только в одном месте над головою князя парил орел, и князь, снявши шляпу, приветствовал его как предвестника победы”.

Учитель истории: Внимание, вопрос шестой печати: о какой войне идет речь и какое сражение имеется в виду? (Ответы).

Учитель истории: Мнения игроков разделились (Наши игроки единодушны, к сожалению, нам необходимо обратиться за помощью к залу).

Эксперт-старшеклассник даёт полный правильный ответ.

Эксперт- старшеклассник: Время седьмой печати!

Учитель литературы: Как видите, наш герой – поистине замечательный и великий человек в истории культуры России. Но прожил он обидно мало. Как и у его кумира А.С.Пушкина, причиной ранней гибели стала дуэльная пуля. А ведь сколько он еще мог написать!

Учитель истории: “Его миссия – одна из глубочайших загадок нашей культуры! Он представляется мне духовным вождем народа.” – писал русский философ Даниил Андреев. Так почему же его судьба столь трагична? Древние считали, что на жизнь человека большое влияние оказывает магия чисел, которые сопровождают его постоянно на жизненном пути. Как это ни удивительно, даты жизни и cмepти нашего героя тоже не просты и даже мистичны: если прибавить к каждой цифре по 100 лет, мы получим даты двух самых разрушительных войн ХХ века в России.

Учитель истории: Внимание, вопрос седьмой печати: когда родился и умер наш герой и о каких событиях идет речь? (Ответы).

Учитель литературы: Мнения игроков разделились (Наши игроки единодушны, к сожалению, нам необходимо обратиться за помощью к залу).

Эксперт-старшеклассник даёт полный правильный ответ.

Учитель истории: Теперь наступил торжественный момент. Уважаемые игроки, сообщите нам, сколько у вас печатей. (Отвечают).

Учитель истории: У нас появился лидер. Обращение к лидеру: можешь ли ты сообщить нашей аудитории, имя какого великого человека было зашифровано? (Ответ).

Эксперт- старшеклассник: Полный правильный ответ.

Этот человек – замечательный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. За свои неполные 27 лет жизни он написал множество стихотворений , поэм, прозаических и драматических произведений …А сколько он ещё мог бы создать, если бы не cмepть!

Вопросы “литераторам”

  1. Какие вы помните поэтические строчки стихов нашего героя?
  2. Какое публицистическое произведение Лермонтова вы знаете?

Эксперты-старшеклассники в заключение представляют те произведения М.Ю.Лермонтова, которые будут изучаться в школе до Эксперт- старшеклассник: класса:

1-й: Лермонтов вошел в историю русской поэзии как поэт “неразрешенных сомнений”.
2-й: Осип Maндельштам называл его “мучитель наш” за пронзительность и обостренность чувств в его стихотворениях.
3-й: Ребята, вы обязательно проникнетесь этими чувствами,
4-й: когда будете читать поэму о гордом пленном юноше Мцыри, который мечтал о свободе;
5-й: или когда узнаете, что в лермонтовском “Демоне” больше страдания и одиночества, чем зла;
1-й: вы будете переживать за героя романа Лермонтова “Герой нашего времени” Печорина, который был полон больших надежд и природных талантов.
2-й: Но, увы, эти таланты не помогли ему избавиться от одиночества и стать счастливым. (как и самому автору)
3-й: М.Ю. Лермонтов написал и несколько драматических произведений.
4-й: Самая знаменитая его пьеса – “Маскарад”.
5-й: Лермонтов жил в 1-вй половине славного и тревожного ХIХ века.
1-й: В эпоху Александра I произошли следующие события (1801–1825): победа в Отечественной войне 1812 года и освобождение Европы от Наполеона…
2-й: восстание Декабристов (Волконский, братья Норовы, Оболенский бывали в нашем крае)…
3-й: В эпоху Николая I произошли следующие события (1825–1855):
4-й: Крымская война 1853–1856 (с нею связаны имена Истомина, Нахимова, Корнилова, врача Пирогова, Дарьи Севастопольский, Петра Кошки)…И многие другие!
5-й: Мы желаем вам увлекательных исторических исследований и новых интересных знаний!
1-й: Нам даже немного завидно: вам предстоит узнать еще столько замечательных вещей.
2-й: Увы, а мы уже подводим итоги своей школьной жизни.
3-й: Поэтому желаем всем успеха и творческих открытий!

Учитель литературы: Итак, время нашего расследования подошло к концу.

Учитель истории: Но время вашей жизни, дорогие ребята, продолжается. Так распорядитесь им с умом!

Литература

  1. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. Пенза: Пензенское книжное издательство, 1960.
  2. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Худ. Литература, 1975.
  3. Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания. – Л.: Советский писатель, 1948.
  4. Висковатов П.А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.: Книга, 1989
  5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/vsem_ist/15.php
  6. http://www.bibliotekar.ru/istoriya/223.htm
  7. http://etvnet.com/tv/peredachi-online/za-semyu-pechatyami/403156/


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

20 05 2024 2:15:29

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

19 05 2024 12:28:24

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

18 05 2024 10:12:36

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

17 05 2024 13:45:56

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

16 05 2024 16:41:32

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

15 05 2024 14:45:52

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

14 05 2024 1:18:30

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

13 05 2024 6:32:27

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

12 05 2024 21:25:33

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

11 05 2024 5:56:57

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

10 05 2024 23:55:16

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

09 05 2024 8:58:29

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

08 05 2024 5:58:32

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

07 05 2024 20:21:17

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

06 05 2024 9:17:29

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

05 05 2024 1:27:41

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

04 05 2024 18:45:13

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

03 05 2024 23:49:20

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

02 05 2024 11:39:56

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

01 05 2024 16:50:36

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 04 2024 3:59:25

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 04 2024 17:25:57

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 04 2024 9:10:29

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 04 2024 12:14:42

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 04 2024 5:12:47

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 04 2024 5:45:19

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 04 2024 22:51:54

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 04 2024 0:39:40

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 04 2024 2:39:47

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 04 2024 3:20:21

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 04 2024 11:28:41

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 04 2024 7:47:14

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 04 2024 13:54:46

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 04 2024 0:58:53

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 04 2024 2:55:32

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 04 2024 12:15:59

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 04 2024 12:29:26

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 04 2024 14:42:24

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 04 2024 5:10:19

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 04 2024 2:10:51

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 04 2024 19:42:58

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 04 2024 7:32:47

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 04 2024 8:25:31

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 04 2024 15:53:19

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 04 2024 13:18:43

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 04 2024 3:59:56

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 04 2024 6:58:10

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 04 2024 11:46:54

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 04 2024 14:54:38

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 04 2024 17:21:44

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::