Немцы Поволжья на Южном Урале. Трагедия народа
Цели и задачи урока:
- Формирование у учащихся навыков аналитической деятельности.
- Закрепление умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая их в конкретном историческом контексте.
- Актуализация знаний учащихся по проблеме становления политического режима в современной России.
- Изучение новых знаний, сообщение новых фактов, введение новых понятий и терминов.
- Обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой.
- Формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Развитие умения сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов
- Развитие умения аргументировать и доказывать свое мнение, развивать умение обобщать и синтезировать знания
- Формирование диалектико-материалистического мировоззрения, активной жизненной позиции.
Оборудование:
- Карты Российской империи, карты СССР, видеосюжеты, видеопрезентации.
- Основные понятия: спецпереселенцы, трудармия, колонисты.
План урока:
- Происхождение немецкого населения России.
- Немцы в СССР.
- Были ли немцы предателями?
- Переселение немцев за Урал
- Спецпоселение – особый феномен в истории Советского Союза.
- Трудовая армия.
- Немцы и постсоветская Россия.
- История Озерска.
Ход урока
1. Происхождение немецкого населения России.
Немецкое население появлялось в России и СССР различными путями: 1. В XVIII веке широко пpaктиковалось
приглашение в Россию иностранных ученых,
военных, дипломатов, деятелей искусства, и многие из них были немцами (что не
удивительно, если учесть, что правящая династия Романовых, начиная с Петра III,
имела преимущественно германское происхождение). Потомки этих людей зачастую
оседали в России, однако в большинстве случаев не сохраняли немецкий язык в
качестве основного и немецкое национальное самосознание;
2. В XVIII веке по
приглашению Екатерины II произошло переселение немецких крестьян (так называемых
колонистов) на свободные земли Поволжья и Украины – многие из этих крестьянских
семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на
протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в
законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде), веру (как
правило, лютеранскую) и элементы национального менталитета; 3. Исходным пунктом
миграции немецкого населения по территории России были также окончательно
присоединенные к ней в XVIII веке прибалтийские земли, особенно Эстляндия и
Лифляндия;
4. Наконец, в 1920-е гг. немецкая диаспора в СССР пополнилась
некоторым количеством немецких коммунистов, перебравшихся в единственное в мире
социалистическое государство. По состоянию на 1913 год в Российской империи жило
около 2 400 000 немцев. Основную часть нынешнего немецкого населения России и
стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов. История
их формирования охватывает период с XVIII по XX вв. Основными местами расселения
являлись среднее и нижнее Поволжье, северное Причерноморье, Закавказье, Волынь
(северо-запад Украины), с конца XIX в. – Северный Кавказ и Сибирь. В силу их
территориальной разобщенности и различных особенностей исторического и
этнического развития в среде российских немцев сформировался ряд этнических
(локальных) групп – поволжские немцы, украинские немцы (выходцы из
Причерноморья, зачастую разделяющие себя по конфессиональному признаку на
лютеран и католиков), волынские немцы, бессарабские немцы, кавказские немцы (или
швабы, по месту своего выхода из Германии – Швабии, или Вюртембурга) и меннониты
(особая этноконфессиональная общность). Представители различных этнических групп
немецкого населения долгое время имели и сохраняли особенности в языке,
культуре, религии, быту – говорили на своих, зачастую значительно различающихся,
диалектах, праздновали по особому народные и религиозные обряды и праздники.
Приложение, Приложение 1.
2. Немцы в СССР.
В первые десятилетия Советской власти возрождение национальной идентичности российских немцев приветствовалось, что привело в 1918 г. к образованию одной из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России – Трудовой коммуны Автономной области Немцев Поволжья, в 1922 г. переоформленной в Автономную Советскую Социалистическую республику немцев Поволжья со столицей в городе Покровск (позже Энгельс). По мере обострения отношений между СССР и Германией отношение к немцам в СССР изменялось: в конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования – немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский.Приложение 2.
3. Были ли немцы предателями?
Первые недели и месяцы войны 22 июня 1941 г. немцы Поволжья, как и все граждане Советского Союза, узнали о нападении Германии на СССР и начале войны. Несмотря на многочисленные злодеяния сталинского режима в Немреспублике, чувства патриотизма и возмущения агрессией, охватившие значительную часть ее населения, были вполне искренними. Только за период с 22 по 24 июня в военкоматы, по неполным данным, поступило 1060 заявлений о желании добровольно вступить в ряды Красной Армии. В первые три дня войны в АССР НП успешно были проведены мобилизационные мероприятия. Сказались регулярно проводившиеся перед войной тренировки и мобилизационные учения. С началом мобилизации недоумение, обиду, недовольство и даже возмущение многих мужчин-немцев, особенно молодежи, вызвал тот факт, что их не призывали в ряды Красной Армии, не отправляли на фронт. “Как в партийные органы, так и в военкоматы, – отмечалось в одном из донесений в Москву, – обращается много людей с просьбами разъяснить им, почему их не берут, а на объяснение, что сейчас пока требуются люди определенных военных специальностей, просят зачислить их в любой род войск”. С 22 июня по 10 августа 1941 г. в Республике немцев Поволжья было арестовано 145 человек, в том числе по обвинению в шпионаже – 2 человека, террористических намерениях – 3, диверсионных намерениях – 4, участии в антисоветских группировках и контрреволюционных организациях – 36, в распространении пораженческих и повстанческих высказываний – 97. Сегодня нам хорошо известна цена многих такого рода дел. Однако в любом случае речь идет о единичных фактах.
С началом войны массового призыва немцев АССР НП на военную службу не было, тем не менее, в действующей армии находилось свыше 33,5 тыс. советских немцев, в подавляющем своем большинстве это были ранее призванные на военную службу граждане Немреспублики, т.к. еще с 1939 г. призыв граждан немецкой национальности из других регионов в Красную Армию не производился. И хотя с сентября 1941 г. всех немцев-военнослужащих начали из армии изымать, все же в самые трудные военные месяцы лета и осени 1941 г. они воевали на фронте, многие из них сумели за этот короткий срок проявить свой высокий патриотизм, продемонстрировать такие качества, как мужество, отвага, героизм, высокое воинское мастерство. 10 августа 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР орденом Красного Знамени был награжден уроженец АССР НП комaндир танкового батальона старший лейтенант А. Шварц. В представлении к ордену говорилось следующее: “В период боев под Сенно с 6 по 10 июля 1941 г, у старшего лейтенанта Шварца в батальоне была отличная организация боя, в результате чего противник от огня батальона понес большие потери. Было уничтожено 8 танков противника и 4 противотанковых орудия. Благодаря отличной маневренности батальона на поле боя и правильной системе огня противник был введен в заблуждение и его передовой отряд был полностью уничтожен”. Тем же указом от 10 августа орденом Ленина был награжден комaндир 153 стрелковой дивизии полковник Н.Гаген. Его дивизия в числе первых соединений Красной Армии была преобразована в гвардейскую. До войны дивизия, которой комaндовал Н. Гаген, дислоцировалась в АССР НП, а ее штаб располагался в г. Энгельсе. 28 августа газета “Комсомольская Правда” опубликовала очерк известного писателя Ц. Солодаря “Разговор с красноармейцем Генрихом Нейманом”. Вместе со статьей был помещен и портрет воина. Вся страна узнала о немце-зенитчике, сбившем 4 гитлеровских “юнкерса”. Словно по иронии судьбы материал о марксштадтце Генрихе Неймане был напечатан именно в тот день, когда родился печально известный Указ Президиума Верховного Совета СССР, перевернувший всю судьбу поволжских немцев.
4. Переселение немцев за Урал
Еще 3 августа комaндование Южного фронта шифртелеграммой известило Ставку Верховного Главнокомaндования о том, что на территории фронта имеется масса населенных пунктов с немецким населением и что на Днестре немецкое население стреляло из окон и огородов по отступающим войскам, а вступающие немецкие части встречались хлебом-солью. Комaндование фронта просило дать указание о немедленном выселении нeблагонадежных элементов из числа немецкого населения. 25 августа Сталин наложил на эту телеграмму резолюцию: “Тов. Берия. Надо выселить с треском”, а 26 августа было принято постановление Политбюро о выселении немцев (общей численностью 479 841 человек) из Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей в “восточные районы СССР”: в Красноярский край – 75 тысяч человек, в Алтайский край – 95 тысяч, в Омскую область – 85 тысяч, в Новосибирскую область – 100 тысяч, в Казахскую ССР – 125 тысяч.
27 августа Берия подписал приказ № 001158 “О переселении немцев из Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей”, которым туда комaндировалась оперативная группа НКВД во главе с зам. наркома Серовым. В опергруппу вошел и начальник ГУЛАГа старший майор ГБ В. Г. Наседкин, отвечавший за подготовку и проведение операции в Республике Немцев Поволжья. На операцию отводился срок с 3 по 20 сентября.
26 сентября приказом № 001388 (изданным во исполнение постановления ГКО № 660сс от 11 сентября) строительные батальоны системы НКВД снимались с интендантского снабжения, их личный состав переводился на положение строительных рабочих, а стройбаты переименовывались в “строительные колонны. Операция по выселению немцев Поволжья носила тотальный хаpaктер, то есть депортации подверглось все, без исключения, немецкое население СССР, жившее западнее Урала, кроме районов, к тому времени уже занятых фашистскими войсками. Это решение было принято сталинским руководством в период обострения ситуации на советско-германском фронте из стpaxa перед немецкой “пятой колонной”. Применение депортации как репрессивной меры по отношению к немецкому населению СССР было вызвано, по крайней мере, двумя причинами: идеологической, чтобы хоть отчасти объяснить неудачи на фронте наличием внутреннего врага, и экономической, чтобы обеспечить рабочей силой тыловые районы Сибири и Казахстана на время войны и для дальнейшего хозяйственного освоения этого региона. До 1956 года все без исключения немцы в местах своего проживания находились на спецпоселении и вынуждены были отмечаться ежемecячно в комендатуре. Они не имели права без разрешения коменданта покидать территории проживания, за нарушение режима спецпоселения им грозило наказание вплоть до 25 лет каторжных работ.
5. Спецпоселение – особый феномен в истории Советского Союза.
Так назывался установленный государством порядок существования для “провинившихся” с точки зрения советского руководства целых народов и групп населения, в основе которого лежали насильственное переселение с исконных мест проживания и размещение в специально определенных для этого местностях, запрещение под угрозой уголовного наказания покидать установленный для проживания населенный пункт, ограничение целого ряда гражданских прав, декларировавшихся Конституцией СССР. Свое начало спецпоселение ведет с 1929 – 1930 гг. – годов сплошной коллективизации и раскулачивания. Именно тогда насильственное выселение, как один из многочисленных видов репрессий, приобрело массовый хаpaктер. В “отдаленные местности” Советского Союза (на Крайний Север, в Сибирь, Казахстан и другие места) в специальные “трудовые поселки” были направлены десятки тысяч “кулаков” и “подкулачников” вместе с семьями. В 1931 г. в недрах НКВД создается специальное ведомство – Отдел по спецпереселенцам ГУЛАГа НКВД, которое стало осуществлять надзор за переселенными лицами, организовало их “трудовое перевоспитание”. 28 августа 1941 г. в рамках подготовки к массовым переселениям советских немцев из европейской части СССР в Сибирь и Казахстан приказом наркома внутренних дел Л. Берии в НКВД был создан новый Отдел спецпереселений, подчинявшийся теперь уже не руководству ГУЛАГа, а непосредственно наркому. Его руководителем был назначен майор госбезопасности И. Иванов. Отдел создали “для разработки вопросов специального переселения, обеспечения мероприятий по перевозкам переселяемых и наблюдению за устройством их в местах расселения”. Отдел организовывал и проводил все депортации советских немцев, проводившиеся с сентября 1941 г.
Режим спецпоселения для немцев СССР формировался постепенно в течение всех военных лет. Уже отмечалось, что прибывшие по депортации в Сибирь и Казахстан немцы, особенно бывшие городские жители, на первых порах могли перемещаться внутри районов и даже из одного района в другой отыскивая себе сносные места для жизни и работы. 8 января 1945 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял два закрытых постановления: “Об утверждении положения о спецкомендатурах НКВД” и “О правовом положении спецпереселенцев”. В обязанности спецкомендантов входили организация учета и надзора за спецпереселенцами, поиск беглецов, предотвращение и пресечение беспорядков в местах проживания спецпереселенцев. Коменданты должны были осуществлять контроль за хозяйственным и трудовым устройством спецпереселенцев, прием от них жалоб и заявлений и принятие по ним соответствующих мер, выдачу спецпереселенцам, в силу уважительных причин, временных разрешений на выезд за пределы зоны действия комендатуры, без права выезда из района проживания. В марте 1946 г. Совнарком СССР дал указание наркоматам, где функционировали трудармейские подразделения, расформировать рабочие отряды и колонны из мобилизованных советских немцев, ликвидировать “зоны”, что означало конец “Трудовой армии”. Однако все бывшие трудармейцы получали статус спецпоселенцев и, как крепостные, прикреплялись к своим предприятиям, строительствам, лагерям. Им разрешили вызвать и помогли перевезти к себе свои семьи, они получили возможность проживать в общежитиях и на частных квартирах, строить или покупать себе жилье. В районах проживания бывших трудармейцев и прибывших к ним семей создавались спецкомендатуры. Лишь небольшому числу бывших трудармейцев разрешили покинуть свои предприятия и возвратиться в места, откуда их мобилизовали в 1942 г. В это число попали инвалиды, женщины старше 45 лет и матери, у которых остались беспризорные дети, а также мужчины старше 55 лет. Следствием отмеченных выше решений советского руководства, стали активные миграционные процессы среди немецкого населения СССР, имевшие место в 1946 – 1947 гг. За счет прибытия семей резко возросло число немцев на бывших объектах “Трудармии”, то есть на заводах, фабриках, стройках. За счет этого значительно возросло городское немецкое население и частично сократилось сельское, хотя оно и продолжало оставаться преобладающим. Географически немецкое спецпоселение значительно расширилось. Произошла своего рода диффузия немцев из районов первоначального последепортационного расселения в Западной Сибири и Казахстане в целый ряд других регионов: на Урал и европейский Север, в Восточную Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию и некоторые другие регионы. Именно после проведенных сразу после войны перемещений немцев немецкое спецпоселение приобрело окончательно сформировавшийся вид.
Приложение 3.
6. Трудовая армия
В СССР к началу Великой Отечественной войны был накоплен определенный опыт принудительного труда некоторых групп населения в составе военизированных формирований – трудовых армий. В годы войны этот опыт, только в значительно более жестокой репрессивной форме был применен и к советским немцам. В течение 1942-1943 гг. на основании ряда постановлений Государственного Комитета Обороны СССР пpaктически все дееспособное немецкое население страны (как мужчины, так и женщины) было мобилизовано в “Трудовую армию” представлявшую собой специальные формирования – рабочие отряды и колонны, сочетавшие в себе элементы военной службы, производственной деятельности и гулаговского режима содержания. Больше половины всех мобилизованных немцев оказалось в рабочих колоннах и отрядах лагерей и строек НКВД, где их положение пpaктически ничем не отличалось от положения заключенных. Остальная часть мобилизованных немцев, также в составе военизированных формирований, трудилась на предприятиях и стройках других наркоматов, прежде всего в угле – и нефтедобывающей промышленности, на строительстве железных дорог, лесоповале и т.п. Рабочие отряды и колонны из советских немцев размещались пpaктически на всей территории СССР, однако, наибольшая их концентрация имела место на промышленных объектах и стройках Урала и Сибири, то есть в регионах, ставших основной экономической опорой Советского Союза после оккупации противником западных территорий. Основным подразделением, в условиях которого осуществлялась деятельность и проходила жизнь трудармейцев, являлась рабочая колонна. Рабочий отряд представлял собой объединение рабочих колонн, часто находившихся в отрыве друг от друга на различных объектах производства или строительства. Рабочие колонны, сформированные из советских немцев, использовались на самых тяжелых работах, связанных с большими физическими усилиями: добыча из карьеров и шахт полезных ископаемых, строительство автомобильных и железных дорог; возведение плотин и т.п. Мобилизовав немцев в рабочие отряды и колонны и используя их на самых тяжелых физических работах, государство, в то же время, не смогло создать этим людям хотя бы даже элементарно необходимые условия нормального человеческого существования. В силу остаточного принципа обеспечения рабочих колонн, в течение всех лет существования “Трудармии” мобилизованные немцы никогда в полном объеме не получали положенного им и без того скудного довольствия, сохранялись неизменно тяжелые условия их жизни. В условиях сурового климата, плохого питания и обмундирования, отсутствия полноценного отдыха каторжный труд в рабочих отрядах и колоннах приводил к массовому физическому истощению трудармейцев, влекшему за собой cмepть, инвалидность, тяжелые болезни. Особенно жестокая эксплуатация мобилизованных немцев осуществлялась в лагерях и на стройках НКВД. Наиболее трагическим для немцев оказалось пребывание на таких объектах НКВД, как Севжелдорлаг, Соликамлаг, Тавдинлаг, Богословлаг и др. Там только за зиму 1942-1943 гг. от голода и непосильного труда погибло от 17 до 20% всех трудармейцев. В те годы возникла реальная угроза самому физическому существованию немецкого этноса в СССР. Официально враждебная политика Советского государства по отношению к немецкому населению, сама система выполнения производственных заданий любой ценой, постоянная угроза репрессий за их невыполнение создавали почву для жестокого обращения с трудармейцами со стороны руководителей и административного аппарата тех объектов, на которых работали мобилизованные немцы. Мopaльное унижение и физическое оскорбление стали широко распространенным явлением. Политико-правовое признание “Трудармии” как формы участия советских граждан в обеспечении победы над агрессором произошло лишь на рубеже 1980-1990 гг., то есть спустя четыре с лишним десятилетия после окончания войны. Многие трудармейцы не дожили до этой поры.
7. Немцы и постсоветская Россия
После посещения СССР в 1955 г. первым канцлером Германии К. Аденауэром и подписанием ряда межправительственных соглашений с советских немцев был снят режим спецпоселения и начался процесс переселения немцев в Западную Германию. Первоначально он шел под лозунгом воссоединения разорванных в годы войны семей. В это время выезжало от нескольких десятков до сотен человек. Ситуация изменилась после принятия закона СССР “О въезде и выезде” в 1986 г. Массовый выезд немцев с территории бывшего СССР в Германию начался в 1989 году, когда стали выезжать по несколько десятков тысяч человек в год (пик в 1994 г. – 213 214 человек). Это значительно уменьшило долю немецкого населения в России, на Украине, в Казахстане и других странах. В общей сложности в конце XX века переселилось в Германию 2 миллиона 300 тысяч российских немцев. В 1990-х гг. во многих крупных городах России, местах компактного проживания были созданы сотни общественных организаций российских немцев, Центры немецкой культуры, образованы два немецких национальных района (с центрами Гальбштадт в Алтайском крае и Азово в Омской области), образована Федеральная национально-культурная автономия “Российские немцы”. В начале XXI века, согласно переписи населения, в России проживает более 597 тысяч немцев. Из них 340 тысяч – в городах. В начале XXI века миграция российских немцев значительно уменьшилась. Основными факторами являются уменьшение самой численности российских немцев за предшествующий период, ужесточение немецкой стороной требований при переезде, улучшение экономического положения и условий жизни в России. Однако имеется и скрытая миграция.
Советские немцы, наверное, последними из репрессированных народов заявили о своей беде. Только в 1987 г. начинаются консультации наиболее активных представителей немецкой общественности для создания всесоюзной организации политического направления с целью развертывания национального движения немцев СССР.
Немцы в новой России Время после распада единой страны СССР в 1991 г. и до принятия новой российской Конституции в 1993 г. было как бы “межгосударственным”. Именно в этот период и проводятся один за другим три съезда немцев бывшего СССР: вслед за первым с 18 по 20 октября 1991 г. прошел второй – с 20 по 22 марта 1992, а затем третий – с 26 по 28 февраля 1993 года. В Саратове, Самаре, Марксе, Энгельсе и некоторых других населенных пунктах, где имеется достаточно значительное число немецкого населения, функционируют лютеранские и католические приходы, действуют немецкие культурные центры. Тем не менее, проживающие в Поволжье немцы, в большинстве своем, потеряли родной язык, национальные традиции и обычаи, степень их ассимиляции в окружающую русскоязычную среду достигла очень высокого уровня. Все это, наряду с продолжающейся эмиграцией в Германию, позволяет сделать неутешительный вывод о том, что в не столь отдаленной перспективе немцы как своеобразная этническая группа в Поволжье может исчезнуть вообще.
Приложение 4.
8. История Озерска
Озерск разместился на полуострове или точнее на большом мысе южного берега озера Иртяш. Ранее, города Касли и Кыштым пpaктически связывались водным путем через озеро Иртяш. До тех пор, пока не появилась База-10 (Челябинск-40, затем Челябинск-65, сегодня г. Озерск). 30 июля 1940 г. Президиум Академии Наук СССР утвердил “Урановую комиссию” во главе с выдающимся радиохимиком, академиком В. Г. Хлопиным, цель которой было создание и освоение комплексной программы работ по урану. В марте 1942 г. И. В. Сталин принимает решение развернуть в СССР работы по созданию атомной бомбы. 15 февраля 1943 года решением Государственного Комитета обороны принято решение о создании единого научного центра во главе с И. В. Курчатовым, ответственным за создание атомного оружия в Советском Союзе. 9 ноября 1945 г. группа строителей во главе с Д. К. Семичастным выехала на место будущей стройки. 10 ноября Я. Д. Раппорт подписал приказ № 26 “Об организации строительного района № 11”. 24 ноября 1945 года был разработан план и начато строительство будущего комбината и города Озерска. Так начала выполняться урановая часть Атомного проекта, или Программа № 1, как называли его в несекретной переписке. Первые строители “района № 11”, первые работники завода № 817 положили начало истории ПО “Маяк” и города Озерска. В апреле 1946 года построены первые землянки для военных строителей, вмещающие от 50 до 100 человек. Из Челябинска на Базу-10 передислоцированы строительный батальон (500 солдат), отряд спецпереселенцев, 5 тpaкторов, 2 автомашины и лошади с повозками. 23 апреля утвержден Генеральный план строительства плутониевого комбината № 817 и рабочего поселка для атомщиков на 5 тысяч человек. Постоянного жилья для строителей планом не предусматривается.
1 мая – строителями проложена железная дорога от Базы-10 до станции Кыштым и лежневая дорога до Кыштыма и Метлино. Июнь 1946 года. Для строительства ЛЭП от Базы-10 до Кыштыма и Каслей из Челябинского металлургического завода НКВД СССР (Челябметаллургстроя) переводится строительный полк. Подготовлен к заселению (4 тысячи человек) первый лагерный участок: ограждена зона и построены землянки из расчета 1,3 кв. м на заключенного. В июле подписан приказ МВД о подготовке еще трех лагерей: одного на 3000 и двух по 2500 заключенных. Введен пропускной режим, территория комбината и рабочего поселка объявлена запретной зоной и обнесена колючей проволокой. В августе 1946 г. начались работы по рытью котлована для реактора – завода “А”. На озере Кызылташ размещено 4 воинских гарнизона – 11 тысяч солдат. К концу года на строительстве объектов кроме военных строителей, работало еще около 40 тысяч человек: заключенные – 9 тысяч (еще 4 лагеря на 12000 человек находились в стадии завершения), интернированные (возвращенные из Германии советские граждане) – около 3 тысяч, спецпереселенцы и трудармейцы (немцы из Поволжья) – около 15 тысяч, “указники” (осужденные за мелкое xyлиганство и освобожденные) – около 5 тысяч, “мародеры” (офицеры-фронтовики, осужденные после войны на 3-4 года) – около тысячи человек. Вольнонаемные рабочие и инженеры, административно-технические работники насчитывали 3219 человек.
Первая большая группа эксплуатационников (около 100 человек) будущего плутониевого комбината прибыла на Базу-10 в октябре 1946 года. 8 июля площадку Базы-10 посетила правительственная комиссия во главе с Лаврентием Берия. Результаты работы строителей неутешительны: освоение средств за 6 месяцев составило 82 млн. рублей при годовом плане 200. Начальник СУ-859 генерал Рапопорт снят с должности. Руководителем стройуправления назначен генерал-майор Михаил Царевский. Директор комбината № 817 Петр Быстров освобожден от занимаемой должности, вместо него назначен Ефим Славский. В августе 1947 в распоряжение стройуправления № 859 прибыло 10000 заключенных и конвойный полк в 1000 человек. Для спецконтингента установлен 10-часовой рабочий день. Приказом МВД всем работающим на Базе-10 запрещен выезд за пределы зоны (приказ был отменен только в 1954 году). Из запретной зоны в 10-дневный срок выселены нeблагонадежные и посторонние лица. В 1947 году на стройплощадке трудилось 52 тысячи человек, но срок окончания строительства реактора “А”, установленный Сталиным 7 ноября, был сорван. Сроки строительства объектов “Б” и комплекса "С" (хранилище радиоактивных отходов) также не выполняются. Приехавший на площадку Л.П. Берия снял с должности директора Базы-10 Е. Славского. Новым директором назначен директор Уралмаша Борис Музруков. По периметру зоны размещают артиллерийские подразделения с зенитными пушками. Введен особый режим секретности – за письмо к матери с упоминанием о “работе на важном объекте, который посетил Берия”, молодой строитель Борис Суханов осужден на 10 лет. Семь лет из города никому не разрешалось выезжать в отпуск (в виде компенсации выплачивалось дополнительно 50 процентов зарплаты); фотографироваться можно было только по специальному разрешению и в присутствии работника оперативного отдела.
7 июня 1948 года Курчатов осуществил физический пуск первого промышленного уран-графитового реактора. 19 июня в 0 часов 35 минут реактор достиг проектной мощности. Этот день считается днем рождения “Маяка”. 17 марта 1954 года закрытым указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселку госхимзавода им. Менделеева (впоследствии ПО “Маяк”) были присвоены статус города и имя Озерск. В истории атомного технополиса наступила новая эра, хотя по-прежнему, его не было ни на одной географической карте, а жители имели прописку одного из районов Челябинска. Официально город именовали Челябинск-40 (“Сороковка”) и до 1994 года Челябинск-65. 4 января 1994 года распоряжением правительства Российской Федерации установлено официальное географическое название населенного пункта в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) – город Озерск.
Приложение 5.
Подведение итогов. Рефлексия.
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
27 03 2024 17:48:28
26 03 2024 18:27:34
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
25 03 2024 12:11:21
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
24 03 2024 16:38:50
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
23 03 2024 11:40:25
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
22 03 2024 17:25:56
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
21 03 2024 14:29:40
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...
20 03 2024 10:45:52
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
19 03 2024 9:25:18
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер. ...
18 03 2024 19:39:56
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
17 03 2024 22:36:14
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
16 03 2024 22:20:55
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
15 03 2024 23:30:58
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
14 03 2024 20:22:38
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
13 03 2024 0:50:49
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
12 03 2024 18:38:32
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...
11 03 2024 7:17:59
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...
10 03 2024 19:45:44
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
09 03 2024 1:12:45
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
08 03 2024 14:17:29
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
07 03 2024 23:42:39
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
06 03 2024 3:58:30
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций". ...
05 03 2024 22:13:21
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...
04 03 2024 14:45:19
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
03 03 2024 13:36:16
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
02 03 2024 3:39:37
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...
01 03 2024 5:42:48
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
29 02 2024 2:54:22
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
28 02 2024 19:33:50
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
27 02 2024 16:30:12
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
26 02 2024 19:15:41
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
25 02 2024 3:50:16
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
24 02 2024 20:32:19
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи. ...
23 02 2024 16:50:40
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
22 02 2024 1:26:37
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
21 02 2024 15:38:11
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
20 02 2024 4:58:46
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
19 02 2024 14:10:46
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
18 02 2024 6:31:53
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи. ...
17 02 2024 11:25:26
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
16 02 2024 17:12:37
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...
15 02 2024 20:54:35
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...
14 02 2024 9:19:13
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
13 02 2024 0:21:26
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
12 02 2024 17:29:22
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
11 02 2024 13:18:44
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века. ...
10 02 2024 11:17:29
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
09 02 2024 14:41:58
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....
08 02 2024 1:18:39
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
07 02 2024 22:11:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::