Урок-игра "Преобразование мира в XIX в." > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок-игра "Преобразование мира в XIX в."


    Урок-игра "Преобразование мира в XIX в."

Цели урока:

  • Сегодня мы узнаем о том, что в ХIХ веке в ходе модернизации на основе индустриализации произошли изменения, которые охватили все стороны жизни общества.
  • Научимся составлять таблицу по теме: «ХIХ век: метаморфоза мира».
  • Сформируем представление о том что, глубокие политические и социально-экономические перемены, произошедшие в ХIХ веке, стали причиной большинства войн и конфликтов, разразившихся в ХХ веке, и во многом определили последующее мировое развитие.

Задачи урока:

  • Образовательные – систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по курсу «История Нового времени (ХIХ век)».
  • Развивающие – развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять. Развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе.
  • Воспитательные – способствовать развитию у школьников интереса к истории. Приобщать учеников к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой личности.
  • Здоровьесберегающие – предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Тип урока:

  • по классификации С.А. Ежовой – урок применения знаний и формирования умений и навыков;
  • по классификации А.А. Baгина – урок применения знаний;
  • по классификации П.В. Горы – повторительно-обобщающий урок.

Оборудование урока:

  • презентация «Мир в ХIХ веке»;
  • карта «Мир к концу ХIХ века»;
  • выставка книг «ХIХ век: история стран и народов мира»;
  • фрагменты документального фильма: «Великие творения людей», режиссер Крис Валентини (1993);
  • аудиозапись «Соната для фортепиано № 23 фа минор, оп. 57 («Аппассионата»)» Людвига ван Бетховена;
  • аудиозапись «Увертюра к опере «Вильгельм Телль» Джоаккино Антонио Россини;
  • аудиозапись «Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, оп. 27, № 2 («Лунная»)» Людвига ван Бетховена;
  • дидактический материал: карточки с заданиями, фрагменты исторических документов;
  • грамоты для награждения комaнд;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интеpaктивная доска SMART Board и оборудование к ней.

Форма проведения урока: дидактическая, обучающая игра.

Подготовка к уроку

За две недели до урока класс делится на две комaнды, в каждой из них определяется капитан. Комaнды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание:

  • Предположим, что Вы житель европейского города (английского, французского, прусского и др.). Как Вы представляете свою жизнь в то время?
  • Подготовьте электронную презентацию (или анимационный фильм) на тему: «Жизнь горожан в ХIХ веке».

Этапы дидактической игры:

  1. Представление комaнд.
  2. Творческая разминка «Наука и техника».
  3. Конкурс «Экскурсовод».
  4. Конкурс «История в лицах».
  5. Конкурс капитанов комaнд «Знаешь ли ты?».
  6. Конкурс «Волшебный мир сказки».
  7. Конкурс «Найди слово».
  8. Конкурс «Домашнее задание» («Жизнь горожан в ХIХ веке»).
  9. Конкурс «ХIХ век: метаморфоза мира».

Ход дидактической игры

Объяснение правил игры:

В игре принимают участие учащиеся 8 класса, которые разделены на 2 комaнды. Каждая из комaнд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению курса «История Нового времени (ХIХ век)».

Выявляется победитель (комaнда).

Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая, обучающая игра приобретает хаpaктер общественного смотра знаний.

Вступительное слово учителя:

ХIХ век в историческом процессе является периодом выдающихся открытий и радикальных перемен во всех областях общественной жизни. Это век утверждения нового, индустриального типа цивилизации и достижения его зрелости.

Наступление нового индустриального общества воспринималось людьми по-разному. Одни осуждали его, видя в нем только страдания, нужду большинства народа. Другие усматривали здесь возможность освобождения человека, проявления творческой инициативы; были удовлетворены тем, что вместо тирании утвердилась республиканская форма правления.

Дж.Н.Г. Байрон писал:

И буду звать я всех вплоть до камней
Подняться на земных тиранов...

Третьи приветствовали внедрение новой техники, положительно влияющейнажизнь человека. Английский экономист Давид Рикардо (1772—1823) отмечал, «применение машин есть благо для всех» прежде всего потому, что они «сберегают труд», делают его более эффективным, снижают цены на товары, способствуют росту реальных доходов у всех.

Сегодня на уроке мы будем говорить о преобразовании мира в ХIХ веке: в политике, экономике, науке и технике, культуре и искусстве.

Звучит аудиозапись фрагмента увертюры к опере «Вильгельм Телль» Дж. А. Россини.

I. Представление комaнд. (Название, эмблема, девиз).

II. Творческая разминка «Наука и техника».

Задание комaнде А:

Соотнесите имена изобретателей с их изобретениями.

  1. Джордж Стефенсон.
  2. Сэмюэл Морзе.
  3. Александр Белл.
  4. Гульельмо Маркони
  5. Альфред Нобель.

А) телеграф; Б) паровоз; В) телефон; Г) динамит; Д) радио.

(1 – Б, 2 – А, 3 – В, 4 – Д, 5 – Г).

Задание комaнде Б:

Соотнесите имена изобретателей с их изобретениями.

  1. Томас Эдисон.
  2. Луи Жак Дагер.
  3. Рудольф Дизель.
  4. Готлиб Даймлер.
  5. Роберт Фултон.

А) способ фотографирования; Б) новый вид двигателя внутреннего сгорания; В) электрическая лампочка накаливания; Г) пароход; Д) первый автомобиль.

(1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г).

III. Конкурс «Экскурсовод» (работа с фрагментами документального фильма).

Просмотрите фрагменты документального фильма «Великие творения людей» режиссера Криса Валентини (при отключенном звуке!). При повторном показе озвучьте эти видеофрагменты.

Задание комaнде А:

Фрагмент «Статуя Свободы (Нью-Йорк, США)».

Задание комaнде Б:

Фрагмент «Эйфелева башня (Париж, Франция)».

IV. Конкурс «История в лицах».

Комaнды получают листы с фрагментами текста о знаменитых людях ХIХ века (каждая комaнда получает по четыре фрагмента текста).

На интеpaктивной доске демонстрируются портреты этих людей (Королева Виктория, Альфред Крупп, Наполеон I, Джузеппе Гарибальди, Отто фон Бисмарк, Авраам Линкольн, Симон Боливар, император Муцихито) и фрагменты текста о них.

Звучит аудиозапись «Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, оп. 27, № 2 («Лунная»)» Людвига ван Бетховена.

На интеpaктивной доске под каждым портретом напишите имя изображенного на нем человека, затем соотнесите портреты и соответствующие им фрагменты текста, прочитайте их.

Задание комaнде А:

  1. Она правила в Великобритании почти весь ХIХ век (1837-1901). Её имя символизировало расцвет и могущество страны. Она стала олицетворением целой эпохи в жизни Великобритании, символом высокого уровня экономики, крепкой английской семьи и строгой морали. (Королева Виктория)
  2. Его называли «королём стали», он первым освоил массовое производство по методу Генри Бессемера, первым стал использовать сталь для отливки орудийных стволов. (Альфред Крупп)
  3. «Моя истинная слава не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно – это мой Гражданский кодекс». (Наполеон I)
  4. Внимание привлекал его необычный костюм, в котором он появлялся в самых ответственных местах обороны Рима: ярко-красная рубашка и плащ-пончо, которые он позаимствовал у аргентинских пастухов гаучо. Позже красная рубашка стала униформой всех борцов за освобождение и объединение Италии. (Джузеппе Гарибальди)

Задание комaнде Б:

  1. Он вошёл в историю как наиболее последовательный сторонник силовой политики. Не случайно его называли «железным канцлером». В своей речи на новом посту он заявил: «Положение Пруссии в Германии будет предопределяться не её либерализмом, а её силой… не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы эпохи – в этом была крупная ошибка 1848 и 1849 годов, – а железом и кровью». (Отто фон Бисмарк)
  2. В 1860 г. он был президентом США. Лев Николаевич Толстой писал о нём: «Он был тем, чем Бетховен в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни». (Авраам Линкольн)
  3. Он происходил из семьи богатого креола Венесуэлы. Преданность родине, неисчерпаемая энергия, способность привлекать к себе людей, талант полководца позволили ему сыграть выдающуюся роль в освобождении Латинской Америки от колониального господства испанцев. Благодарные потомки называли его Освободителем Латинской Америки. (Симон Боливар)
  4. Период его правления в Японии (1867-1912 гг.) называют эпохой Мэйдзи (просвещенного правления). Это было время реформ, благодаря которым страна стала стремительно превращаться в великую державу. (Император Муцухито)

V. Конкурс капитанов комaнд «Знаешь ли ты?».

1. «Знаешь ли ты карту?».

Задание капитану комaнды А:

Покажите на карте, как расширялась территория США в ХIХ веке. Каковы были методы приращения территории США? Сформулируйте обобщающий вывод.

Задание капитану комaнды Б:

Покажите на карте колониальные владения Великобритании. Перечислите плюсы и минусы для метрополии такой колониальной системы. Сформулируйте обобщающий вывод.

2. «Знаете ли Вы?»

Задание капитану комaнды А:

  • Знаете ли Вы художника, название картины которого дало название целому направлению в живописи? (Клод Моне «Впечатление. Восход солнца» («Impression. Soleil levant»))
  • Знаете ли Вы, что написал американец Эдгар Аллан По в 1841 году? (Первый детективный рассказ «Убийство на улице Морг»)
  • Знаете ли Вы, что Джеймс Джоуль и Герман фон Гельмгольц сформулировали законы превращения и сохранения энергии? Так появилась наука… (Термодинамика)
  • А.С. Пушкин писал: «Надев широкий боливар, / Онегин едет на бульвар...». Знаете ли Вы, что называли боливаром в начале ХIХ века? (Мужская широкополая шляпа)

Задание капитану комaнды Б:

  • Знаете ли Вы картину, какого художника однажды на выставке Наполеон III хотел ударить хлыстом? (Гюстав Курбе «Купальщицы»)
  • Знаете ли Вы, какой английский писатель прожил нелегкую жизнь, которую он описал в романе «Дэвид Копперфилд»? (Чарльз Диккенс)
  • Знаете ли Вы, что впервые использовал английский хирург Джозеф Листер для обеззараживания ран в 1867 году? (Раствор карболки)
  • «Как dandy лондонский одет…», писал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Знаете ли Вы, кто такой денди? (Изысканный светский человек, законодатель моды)

VI. Конкурс «Волшебный мир сказки».

В 1812 году появился первый сборник «Детских и семейных сказок» братьев Якова и Вильгельма Гримм. А в 1835 году вышли в свет «Сказки» Ханса Кристиана Андерсена. Какие сказки этих авторов Вам известны?

(Отвечает каждый участник комaнды по очереди, если не знает, ход переходит другой комaнде.)

(Братья Гримм: «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Храбрый портняжка», «Двенадцать братьев», «Сладкая каша» и др.

Х.К. Андерсен: «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас» и др.)

VII. Конкурс «Найди слово».

Общее задание комaндам А и Б:

Найдите ключевое слово из 9 букв, которое означает исторический коренной и быстрый переворот в государственном и общественном строе страны (по вертикали) – (Революция).

По горизонтали впишите:

  1. Восстановление прежних порядков и законов, которые были ликвидированы в результате революции или реформ – (Реставрация).
  2. Форма государственного устройства, при которой центральная власть отвечает лишь за дипломатию и оборону, а все вопросы внутренней политики решаются на местах. – (Конфедерация).
  3. Первый премьер-министр Итальянского королевства. – (Кавур).
  4. Денежная сумма, которую проигравшее войну государство по условиям мирного договора уплачивает победителю. – (Контрибуция).
  5. Самостоятельный выбор народом своей судьбы и пути развития. – (Самоопределение).
  6. Изобретатели синематографа (братья). – (Люмьер).
  7. Введение повышенных таможенных пошлин на иностранные товары с целью защиты отечественной промышленности. – (Протекционизм).
  8. Движение за освобождение негров-рабов в США. – (Аболиционизм).
  9. Захват территории враждебного государства и ведение там военного управления. – (Оккупация).

VIII. Конкурс «Домашнее задание» («Жизнь горожан в ХIХ веке»).

Представление электронных презентаций (или анимационных фильмов) комaнд А и Б на тему «Жизнь горожан в ХIХ веке».

IX. Конкурс «ХIХ век: метаморфоза мира».

Общее задание комaндам А и Б:

Каждая комaнда получает форму таблицы «ХIХ век: метаморфоза мира» и заполняет её. Затем делает вывод, отвечая на вопрос: как влиял процесс модернизации на все стороны жизни общества?

«ХIХ век: метаморфоза мира»

 
Страна Преобразования
политика экономика наука и техника культура и искусство
1 2 3 4 5
Англия        
Франция        
Германия        
Италия       
Австрия        
США        
Япония        
Китай        
Османская империя        
Индия        
Страны Латинской Америки        

Итог урока:

Сегодня на уроке мы закрепили и обобщили знания по курсу «Новая история». XIX век стал временем колоссальных, невиданных ранее в истории, перемен; временем утверждения ценностей, без которых немыслим современный мир – свобода и демократия, рыночная экономика и капитализм.

Век XX получил в наследство от XIX столетия не только невиданное доселе богатство и новые возможности, он получил в наследство и новые проблемы: острый рабочий вопрос, подъем национализма и национально-освободительных движений, рост милитаризма и международной напряженности.

Деловая игра «Преобразование мира в ХIХ веке» показала не только Ваши знания, но и умение применять их на пpaктике. Многие задания были проблемными, носили творческий хаpaктер, но, проявив смекалку, Вы справились с ними.

Звучит аудиозапись «Соната для фортепиано № 23 фа минор, оп. 57 («Аппассионата»)» Людвига ван Бетховена.

Жюри подводит итоги дидактической, обучающей игры.

Комaнда победитель в дидактической, обучающей игре награждается почетной грамотой.

Наиболее отличившимся участникам комaнд выставляются оценки.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 13:48:38

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 18:13:58

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 7:13:32

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 15:56:11

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 0:58:31

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 17:11:23

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 5:14:27

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 8:48:46

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 7:18:41

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 8:38:33

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 4:23:27

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 6:56:35

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 12:17:45

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 11:38:43

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 2:52:57

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 10:31:15

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 20:11:27

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 13:37:39

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 20:11:49

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 1:16:45

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 21:52:16

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 13:40:59

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 23:19:52

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 14:23:37

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 18:44:35

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 9:28:22

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 14:16:21

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 3:57:14

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 0:44:33

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 7:45:56

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 18:46:37

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 4:19:30

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 23:52:11

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 13:24:13

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 15:45:24

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 1:18:15

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 10:22:28

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 19:23:17

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 17:54:40

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 0:31:34

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 0:42:36

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 14:57:16

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 9:55:56

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 0:55:31

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 16:58:22

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 7:31:13

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 14:34:30

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 16:44:16

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 7:45:16

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 7:43:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::