Внеклассное мероприятие по истории в 6-х классах "Московский Кремль" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внеклассное мероприятие по истории в 6-х классах "Московский Кремль"


    Внеклассное мероприятие по истории в 6-х классах "Московский Кремль"

Цель: раскрыть основное содержание и значение памятников архитектуры Московского Кремля, показать историю создания Московского Кремля; способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и национального самосознания.

Оборудование: ИКТ, изображение “Московский Кремль при Иване Калите”, “Московский Кремль при Дмитрии Донском”, соборов Московского Кремля: Успенского, Благовещенского, Архангельского; Царь-пушки, Царь-колокола; современное изображение Московского Кремля.

Эпиграф:

Здесь, как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят ее святыни
За Кремлевскою стеной!
В. Брюсов

Учащиеся читают стихотворение В.Я. Брюсова “Москва”

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива.

Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!

Здесь Иван Василий Третий
Иго рабства раздробил,
Здесь, за длинный ряд столетий,
Был источник наших сил.

Здесь нашла свою препону
Поляков надменных рать;
Здесь пришлось Наполеону
Зыбкость счастья разгадать.

Здесь, как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят ее святыни
За Кремлевскою стеной!

Здесь пути перекрестились
Ото всех шести морей,
Здесь великие учились
Верить родине своей!

Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах…

Ты стоишь, сияя златом
Необъятных куполов,
Над востоком и закатом
Зыбля кров колоколов.

Ход урока

Учитель: Кремль – сердце Москвы, сердце нашей могучей Родины. Здесь каждое здание, каждый камень – история. Далеко в глубину веков уходит корнями древняя история Московского Кремля.

В XI–XII веках на восточной окраине Суздальского княжества, на высоком холме, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел сосновый бор, в котором находилось небольшое укрепленное поселение – ремесленный и торговый посад.

Вопрос: Когда и где впервые упоминается о Москве?

Ответ: В 1147 году в летописях сказано: сын Владимира Мономаха суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, возвращаясь из похода на Новгород, пригласил к себе на пир своего союзника и родственника новгород-северского князя Святослава Олеговича: “Приди ко мне, брате, в Москов”. Здесь, в Москве, они держали совет, и Юрий, по словам летописца, дал гостю “и обед и силен”.

1147 год принято считать датой основания Москвы. (Слайд 2. Презентация)

Стихотворение 1

Москва – река, тебе хвала!
В веках ты видела не мало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом,
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Вот этот первый городок
На перекрестках всех дорог.

Н. Кончаловская

Вопрос: Когда впервые упоминается о Московском Кремле?

Ответ: По рассказам тверской летописи, в 1156 г. были построены первые деревянные стены Московского Кремля. Вокруг Кремля были разбросаны многочисленные села и деревни. Крепость служила как административно-хозяйственным центром, так и местом укрытия при нападении врагов.

Выступление учащихся.

13-й век стал временем тяжелых испытаний для Руси, она подверглась страшному вражескому нашествию: в декабре 1237 г. хан Батый вторгся в пределы Северо-Восточной Руси. Первый удар был нанесен по Рязанскому княжеству. После 6 дней обороны, 21 декабря, Рязань была взята монголами. Погиб рязанский князь и его семья. Батый направил свои войска на Владимир. По пути была захвачена Коломна, монголы подошли к Москве. После 5 дней сражений город был взят, разграблен и сожжен, жители перебиты.

Стихотворение 2

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи гoлой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

Н. Кончаловская

Во второй половине 13-го века при князе Данииле Александровиче, младшем сыне Александра Невского, Москва поначалу занимала крохотную территорию и соперничала с Тверью за право стать центром объединения всех русских земель. По мере усиления политического значения Московского княжества росла и развивалась его столица.

После монголо-татарского нашествия довольно быстро шло возведение изб, церквей, часовен, каменных стен и крепостей. Так, при Иване Даниловиче, прозванном Калитой, за 5 месяцев были построены мощные дубовые стены вокруг Кремля. Кремль стал политическим центром города. (Слайд 3)

Стихотворение 3

В это памятный год – 1328 москвичи неспроста
Дали прозвище князю: Иван Калита.
“Калита”- это значит мешок для монет,
И точнее для князя прозвания нет!..
И вот с этой поры
Хан за данью баскаков не слал на места –
Посылал своих дьяков Иван Калита.
И везли все добро не татарам, не в стан,
А в Москву, прямо в Кремль, чтоб решил князь Иван –
Что татарам пойдет, что ему самому,
Что в уплату тем, кто нужен ему…
Так в Москву повели все дороги земли.
Враждовать с Калитой уж князья не могли.
Нынче спорить с Москвой не с руки –
Ведь чуть что – князь Иван собирает полки.
Чем тяжелее ярмо подымает народ,
Тем скорее, сильнее хозяйство растет.
Чем богаче Москва, чем хозяйство крупней,
Тем Ивану сподручнее княжить над ней.
И Москва собрала вкруг себя города.
Лишь с Москвою считалась отныне Орда. Н.Кончаловская

В 1367–1368 гг., внук Ивана Калиты, молодой Дмитрий Иванович (будущий Дмитрий Донской), построил белокаменные стены и башни Кремля. (Слайд 4). Толщина стен была от 2 до 3 метров. По тому времени это первоклассные укрепления, представлявшие собой грозную преграду для любого врага.

За десять лет, с1485 по 1495 гг., были построены новые кирпичные стены и башни Кремля, увеличилась его территория. Протяженность стен Кремля вместе с башнями составила 2235 метров, а площадь – 28 га.

Строить укрепления в конце 15-го века начали с южной стороны Кремля, выходящей к Москве-реке, откуда чаще можно было ожидать набегов. Со стороны Красной площади в начале 16-го века был вырыт ров шириной 32 м и глубиной 12 м. Большую роль в обороне Москвы и кремля играли башни Кремля.

Выходят дeвoчки и рассказывают про башни Кремля, рассказы сопровождаются демонстрацией изображений башен.

Я – Тайницкая башня – являюсь самой старейшей, а построил меня итальянский архитектор Антон Фрязин в 1485 г. Название мое идет от вырытого подомной колодца и проделанного тайного хода к Москве-реке, чтобы в случае осады снабжать Кремль водой. (Слайд 5)

Я прозвана Беклемешевой башней, т.к. итальянский зодчий Марко возводил меня рядом с двором боярина Беклемешева – стройную, высокую, круглую угловую. (Слайд 6)

А я – Троицкая башня самая красивая, нарядная, стройная, а самое главное, самая высокая – высота моя 80 м. И у меня тоже был тайник, и не один, а два. Один тайник – колодец и второй – подземный ход к реке. Но давно это было. (Слайд 7)

Не понимаю, как можно столько говорить о красоте. Все башни являлись первейшими защитницами Кремля. В старину меня прозвали “Кутафья”, так называли неуклюже одетую женщину. Нарядом может я и не отличаюсь, зато стою на самом первом месте, впереди кремлевских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь. Пусть во мне и 14 метров нет, зато я – предмостная сторожевая башня и впереди всех стен стою. Я храбрее всех остальных. (Слайд 8)

Я могу с этим поспорить. Я – Набатная башня. Возвышаюсь напротив храма Василия Блаженного. Под моим шатром висел колокол, отлитый из бронзы с примесью серебра. Каким громким и пронзительным голосом обладала я! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, а потом случилось несчастье. В 1771 г. в Москве был чумной бунт, восставшие ударили в мой колокол, и вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали, зачинщиков найти не удалось – ушли они в казацкие степи. Тогда императрица Екатерина II приказала вырвать у меня язык и осталась я без голоса. Стою нарядная, а петь не могу. (Слайд 9)

Я – Константино-Еленинская башня, моя слава в прошлом. Стою я между Спасской и Москворецкой и смотрю на Красную площадь. Давно заложены мои стены и проездные ворота. Многое промелькнуло передо мной, но одно помню: через мои ворота двигалось войско Дмитрия Донского на Куликово поле, где были разбиты войска Мамая. Теперь через меня люди не ходят. (Слайд 10)

А я – Спасская башня - имею парадные проездные ворота и 10 этажей. Три этажа занимает механизм Кремлевских курантов. Первые часы в Москве были установлены в 1404 г. на Соборной площади. А в 1625 г. зодчий Огурцов надстроил для них существующий сейчас шатровый верх. Три гири приводят механизм в движение, каждая из них весит от 10 до 14 пудов (160-224 кг). С помощью маятника весом 2 пуда 9 32 кг) достигается точность хода часов. Общий вес их примерно 25 тонн, высота цифр – 72 см, длина часовой стрелки – 2,97 м, длина минутной стрелки – 3,28 м. Как видите, мне тоже есть чем гордится, и я себя считаю главной башней. (Слайд 11)

Стихотворение 4

А вот и первые часы –
Куранты башни Спасской.
Огромный жернов для красы
Окрашен синей краской.
Скрипит тяжелый циферблат –
Вращается тарелка,
И цифры золотом горят
Под неподвижной стрелкой.
И “перечасы” громко бьют
Куранты над Москвою,
И горожане узнают
Часы во время боя.
Мы б все дивились в наши дни
Часами башни Спасской,
А нашим прадедам они
Казались чудом сказкой.

Стихотворение 5

Быстра Неглинка и шумна
По городу кружится,
А башни Свибловой она
С Москвой – рекой сдружилась.
Под этой башней угловой,
Что и сейчас на месте,
Неглинная с рекой Москвой
Всегда шумели вместе.
Хозяйство было не хитро.
И летом, и в морозы
Таскали за ведром ведро

- А я считаю, не это главное, кто из нас важнее, а главное то, что мы выполняли с честью свою основную задачу защиты и были всегда едины.

Экскурсовод-учитель: Центральную, Соборную, площадь Кремля образуют древние постройки русского зодчества: соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский.

Выходят трое учащихся и рассказывают о соборах.

- Это мы!

Я - Успенский собор, строился 4 года, с 1475 по 1479, итальянским мастером Аристотелем Фиораванти. Величавость моей архитектуры – цельности и строгости пропорций, в могучем пятиглавии куполов. Внутри меня – высокие своды, удивительный простор, обилие света и воздуха. (Слайд12)

Иконы для меня писали лучшие живописцы России, т.к. я был главным собором Кремля. Я являлся также общественным зданием древнерусского государства, рассчитанным на проведение пышных торжественных церемоний. У меня оглашались государственные акты, такие как Акт, о воссоединении Украины с Россией в 1684 г., а в 1547 г. здесь прошла коронация Ивана Грозного.

А я – Благовещенский собор - домовая церковь русских царей. Построен в стиле раннемосковского зодчества, в котором собраны достижения национальной архитектуры 1484-1489 гг. (Слайд13). Внутри я невелик. У западной стены, согласно древнерусскому обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Пол у меня необычный, собран из плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы. Во мне собраны лучшие иконы Андрея Рублева, Феофана Грека и Прохора Городца, как, например, икона с изображением архангела Михаила Андрея Рублева.

А я – собор АрхангельскийУсыпальница русских великих князей и царей до Петра I. Первым у меня был похоронен собиратель русских земель Иван Калита. Здесь же находятся гробницы великого русского полководца Дмитрия Донского, великого князя Ивана III, царя Ивана IV Грозного, а также первых царей Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михаила и их детей. (Слайд 14).

Особое место у меня занимает гробница царевича царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного. Она находится под шатром с белокаменными резными колоннами за ажурной решеткой. Гробница перевезена была ко мне из Углича А. Шуйским в 1666 г., а вообще здесь 46 гробниц, в них 56 захоронений. В алтарной части находятся иконы XVI-XVII вв., в частности работа Симона Ушакова “Федор Стратилат” (1676 г.)

Экскурсовод-учитель: В центре Кремля возвышается знаменитая Колокольня Ивана Великого.

- А это я ! (Ученик рассказывает про колокольню)

Построена я в 1505-1508 гг. об этом свидетельствует надпись под моим куполом, сделанная золоченными буквами: “…повелением Великого Государя и Великого князя Бориса Федоровича … и сына его … князя Федора Борисовича…храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)”. В свое время я была самым высоким зданием на Руси (высота моя 81 м) и являлась сторожевой сигнальной башней, с которой хорошо обозревались окрестности на 25-30 км. Если сторожевые люди замечали приближение противника к Москве, они били в кремлевские колокола, народ брался за оружие и собирался на защиту родной земли. (Слайд 15).

В 1532-1543 гг. зодчий Петрок Малый пристроил ко мне звонницу, а в XVII веке с северной стороны была сооружена так называемая Филаретовская пристройка. На мне до сих пор висят колокола (всего 21 колокол) - замечательное произведение русского литейного искусства. Самый большой из них, Успенский колокол весом около 70 тонн, отлит Завьяловым.

В 1812 г., при отступлении армии Наполеона из Москвы, звонница и пристройка мои были взорваны. Мой столп дал трещину, но устоял. Это свидетельствует об исключительной моей прочности, о высоком мастерстве моих строителей.

Экскурсовод-учитель: За колокольней находится площадь, которую в старину называли Ивановской. Именно здесь утром дьяки оглашали царские указы. Из-за шума приходилось очень громко кричать, отсюда и возникла русская поговорка “ Кричать на всю Ивановскую”.

- У подножия колокольни Ивана Великого стою я – знаменитый Царь-колокол (ученик рассказывает). Я отлит в Кремле литейщиком Иваном Моториным и сыном его Михаилом в 1733-1735 гг. в 1737 г. в Москве произошел пожар, который охватил Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный колокол дал трещины. От меня откололся кусок весом 11,5 тонн. После пожара я находился в яме, и лишь в 1836г. по специально разработанному проекту архитектора Монферрана я был поднят и установлен на постаменте.

Я Царь-колокол – самый большой в мире. Мой вес 200 тонн, высота 6,14 м, диаметр 6,6 м. (Слайд 16).

Экскурсовод-учитель: Недалеко от колокола установлен интересный памятник XVI века – Царь-пушка.

- Да, да. Это я! (Выходит учащийся). Отлил меня из бронзы русский мастер Андрей Чохов в 1586 г., мой вес – 40 тонн, длина – 5 м 34 см, калибр - 890 мл по калибру я самая большая пушка в мире. Стрелять из меня должны были картечью. Я отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым приказам XVI века, и предназначалась для обороны Московского Кремля. Лафет и ядра, лежащие около меня, - декоративные, чугунные; они отлиты в 1835 г. в Петербурге на заводе Берда. Вес каждого ядра равен 1 тонне. (Слайд 17).

Экскурсовод-учитель: В Кремле все привлекает: и златоглавые соборы, блещущие маковками на солнце, и древние камни, превращенные в былые времена мастерами-волшебниками в белоснежное кружево. И, обходя Кремль, мы, конечно, любуемся стенами и башнями, защищавшими москвичей от врагов. Здесь каждая пядь земли – история нашего народа, и поэтому, осматривая достопримечательности древнего Кремля, мы испытываем чувство глубокой гордости за наш народ, нашу державу и нашу историю.

Экскурсовод-учитель:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной…
Заря алая подымается…

Звучит песня О. Газманова “Москва! Звонят колокола! (Поют все участники праздника).


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 19:31:42

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 19:56:40

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 6:36:13

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 3:11:52

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 13:39:41

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 19:46:51

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 2:50:38

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 4:43:10

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 1:26:10

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 19:53:14

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 7:35:37

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 3:32:56

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 14:29:51

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 3:54:46

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 13:31:38

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 9:34:28

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 9:54:46

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 15:41:48

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 13:24:42

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 0:33:45

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 2:21:52

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 10:14:37

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 11:39:52

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 10:52:12

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 11:28:30

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 6:39:54

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 23:30:21

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 22:48:38

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 18:19:10

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 1:58:27

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 6:15:15

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 19:29:24

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 15:50:41

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 0:54:49

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 1:55:47

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 3:42:57

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 16:33:53

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 2:39:29

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 7:43:14

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 8:32:27

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 2:32:22

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 18:37:11

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 13:35:53

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 11:23:58

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 9:29:19

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 12:51:23

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 1:49:48

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 12:52:37

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 5:38:36

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 0:26:39

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::