Тамерлан: разрушитель или созидатель?
О великом государе средневековой Азии Тимуре мы знаем вроде бы много - и до обидного мало. Шесть веков назад он потряс вселенную, создав державу с империю Александра Македонского и почти восстановив империю Чингисхана. Сфера его могущества простиралась от Монголии до Средиземного моря, интересы - от Атлантики до Тихого океана. Его государство было единственной сверхдержавой на рубеже XIV-XV веков. Император Византии признал себя его вассалом, короли Англии и Франции искали с ним союза, Европа тихо трепетала перед ним - победителем грозного турецкого султана Баязида Молниеносного.
В исторический памяти народов Тамерлан обрел образ грозный, непонятный, почти сверхъестественный, если не чудовищный. Трагический перелом средневековья - в обыденном сознании связан с тремя "вселенскими" катастрофами, грянувшими из неизведанных глубин Азии - татаро-монгольским нашествием, чумой и явлением Тимура. Этот огнебородый монгол - хромой богатырь и ученый завоеватель, - фатально неистово непобедимый, казался всадником Апокалипсиса. Армянский средневековый историк Фома Мецопский именует его "предтечей Антихриста". Действительно, громит государства десятками, воздвигает пирамиды из тысяч и тысяч голов.: Но достаточно ли нам для понимания Тимура и его деяний летописных отрывков, предвзятых оценок и картин Верещагина? Скорее, наоборот: "лоскуты" знаний лишь умножают незнание, а непостижимое еще больше пугает. Ниже мы убедимся, что именно этого и добивался, в конечном счете, сам Тимур - и добивался вполне успешно. А потому нам важно понять не только то, что он делал, но зачем, почему и как: смысл объясняет если не все, то многое.
Амир Тимур как предводитель детских игр.
Родился 8 апреля 1336 года в маленьком восточном городе Шахрисабзе, близ города Кеш. С самого детства его товарищи провозгласили, во время игр, повелителем, и он воспринимал это серьезно и заставлял друзей принести клятву верности, так как он желает добиться серьезных сражений. Тимур бек с детства любил выигрывать и никогда не принимал проигрыш. Мало проигрывал, но если неудача: В первые числа июля 1349 года, в самый пик летний жары (чилля), когда все женщины и мужчины были на полях и в кишлаках остались лишь дети да старики, Тимур со своими сверстниками, устав от игры и военных упражнений, отдыхает у небольшого пруда на окраине кишлака. Все заснули, утомившись, и только Тимуру не спится. Мысли снова возвращали его к итогам сегодняшней игры. Войско Тимура состояло из двадцати одного человека. Ровесники - односельчане, с детства обученные верховой езде, рукопашному бою и владению оружием, закаляли в игре с жесткими правилами свой дух и тело. Сегодня Тимур проиграл, хотя его комaнда была, пожалуй, сильнее "противника". В чем же причина проигрыша?
Именно эти мысли и не давали покоя будущему полководцу. И чем больше он об этом думал, тем яснее понимал, что его победили не силой, а умением. Обхитрил его Норбай, то есть его "противник".
Тимур бек нашел разгадку своего проигрыша. Как же он мог забыть, что сам на днях рассказал друзьям поучительную историю об Искандере Зулкарнайне и его противники Спитамене?! Спитамен обхитрил Искандера и в итоге выиграл. Норбай вспомнил эту историю и поступил так же, наступил сзади, то есть в тыл. Тимур размял затекшие ноги и посмотрел по сторонам. Его внимание привлек столб пыли на дороге, ведущей в Ходжаилгор. "Ясавуры! (так называлось одно из монгольских племен) - мелькнуло в голове у Тимура. - Мужчины все в поле. В кишлаках остались лишь старики, да малые дети. Никаких помех. Самое время для грабежа:"
Некоторое время юноша раздумывал. Кровь звала в бой, а мысль удерживала. Промышлявших грабежом монголов было много. Безрассудно подставлять головы под сабли. Но надо что-то предпринять:
Но вдруг у Тимур бека созрел план. Он стал осторожно будить ребят.
Оседлав коней, юноши поспешили вслед за своим лидером. Путь их лежал в сторону кладбища Хаджи Аламдора. Здесь Тимур бек дал комaнду спешиться с коней, так и не раскрыв своих намерений.
Здесь, по обе стороны дороги мы устроим засаду, - сказал Тимур бек, отозвав в сторону Норбая и Хаита, и приказал им подготовить все необходимое для костров.
Ребята поняли план Тимура. Не задавая лишних вопросов, они засели по обе стороны дороги на расстоянии 10-15 метров.
Несколько человек остались на кладбище, чтобы по условному знаку поджечь костры. Узнав о происходящем, к юношам присоединились возвращавшиеся с полей мужчины. Всего набралось шестьдесят человек.
Напировавшись вдоволь, ясавуры тронулись в путь, погрузив на повозки награбленное и,погоняя связанных пленных. Сидевшие в засаде, действовали строго по плану Тимур бека. Они пропустили колонну пленных и конвоиров! Но как только обоз и ехавшие за ним монголы появились на дороге, проходивший через кладбище, в нескольких местах разом вспыхнули костры. Огромные языки пламени взметнули вверх. Вспыхнула, как порох кладбищенская трава. Заплясали страшные тени. Казалось, что это мертвецы в белых балахонах вышли из могил, и от громкого "Аллах акбар!" леденело сердце. Из засады летели стрелы. Дремавшие в седлах грабители очнулись, вмиг протрезвев. Кто-то истерично завопил, кто-то бросился на колени, произнося молитву. Паника превратила "доблестных" монголов в стадо. Они кружили на месте, не зная, куда бежать.
Никому из грабителей спастись не удалось. Часть монголов перебили, остальных взяли в плен. Среди 32 пленных находился сын вождя племен ясавуров - Тойлок.
Что делать с этим? - указывая на связанных монголов, спросили одновременно Усман и Халил.
Раздеть и отпустить! Пусть знают, что против силы всегда найдется другая, не меньшая, - твердо произнес Тимур :
С годами Тимур бек становился страшнее и грознее. Он начал грабить соседние кишлаки, села, города. Очередное вторжение монголов, которое произошло ранней весной 1360 года, то на исторической арене появился Тимур, который противостоял монголам и завоевал Индию. Символ его необычной стратегии - взятие крепости Карши начинающим полководцем Тимуром. Он намеренно показал врагу, что отряд его мал и всерьез его принимать не стоит. Гарнизон Карши завалил ворота землей и лег спокойно спать. Тихо, чтобы не разбудить неприятеля, воины Тимура пробрались в крепость и затрубили прямо в уши безмятежно спящих. Если библейский Иисус Навин, обнаружив стены Иерихона, не обошелся без дpaки и стрельбы, то Тимуру не понадобилось для захвата крепости ни единого выстрела. "Непокорные должны попадаться в собственные сети", - любил повторять Тимур. Это говорит о мудрой стратегии полководца.
Восстановление Самарканда.
В первой половине XIII века в результате жесткости завоевателей Самарканд превратился в развалины, опустели его крепости, мечети, медресе. Самарканд, выглядел осиротевшим, в нем осталась лишь четвертая часть прежнего населения, архитектурные памятники были разрушены, арыки завалены, в городе не было воды, сады зачахли.
Амир Тимур мечтал о процветании Самарканда.
Тимур привлек к строительству своей столицы лучших зодчих искусных мастеров и ремесленников со всего мира и со всех странах, объедения их пути к этой благородной цели.
Гoлyбые купола, устремленные в небо минареты Самарканда, их неповторимые краски и узоры, резные орнаменты стен вызывают у нас чувство гордости.
Крепостные сооружения были возведены вокруг Самарканда. Длина крепости стен города, по данным Бабура, - 10 600 шагов около 7 метров.
В Западной части города выдвинулась обширная цитадель, превратившиеся в административный центр. Она была возведена на холме, защищенная естественными преградами - расчлeненными саями. От города ее отделял канал Навадон. Естественные преграды были укреплены мощными стенами и башнями. Из двух ворот восточные вели внутрь города к ремесленному кварталу - серебряными рядам. Южные ворота, с мощными округленными башнями, выходили за город к мавзолею Рухабад. Стена вала была двойная, с зубчатом парапетом, фланкирующими выступами и округлыми башнями.
Ворота Аханин при въезде в город были снабжены лабиринтом- ловушкой, что усиливало его оборонительные возможности. Стена здесь была столь значительной ширины, что вверху ее вдоль зубцов можно было проехать на коне.
Отдельные улицы и площади обрели совершенно иной облик. Новые улицы с ярко выраженными архитектурными особенностями представляли собой один из лучших образов традиционного торгового ряда - раста. Архитектурная раста примечательна широтой используемых форм и приемов: от обыкновенно легких навесов вплоть до монументальных, купально-сводчатых сооружений типа тим.
В городе было много базаров, которые предавали городу живописный вид.
Город бурно рос, и его население насчитывало не менее 200 тысяч человек.
Тимур всячески стремился подчеркнуть первенство Самарканда среди других городов Востока.
Чтобы наглядно показать его величие, он построил вокруг Самарканда селения, которым дал названия самых больших из известных ему городов: Султания, Шираз, Багдад, Димишк (Дамаск) и Миср (Каир).
После победоносного похода на Индию, в1399 году, по приказу Тимура началось строительство величественной соборной мечети, законченной в 1404 году. Впоследствии она получила название мечети Биби - ханным (так, по преданию звали главную жену Тимура). Это была самая большая мечеть в Средней Азии. Гигантское сооружение, украшенное разноцветными плитками, состояло из многих построек, соединенных между собой крытой галереей с каменной колоннадой. Это огромное здание пережило много землетрясений, но оно до сих пор оставляет на зрителя неизгладимое впечатление.
При Тимуре был построен мавзолей для его внука и наследника Мухаммед - Чултана, которой умер в 1403 года во время похода в Малой Азии. Этот мавзолей известен как "Гур - и эмир", постепенно этот мавзолей, превратился в фамильную усыпальницу. Здесь в начале 1405 году был погребен и сам Тимур, а позднее похоронены его двое сына и внук Улугбек.
На окраине Самарканда сохранилась группа мавзолеев, под общим названием "Шах - и Зинда". Большинство из них относится к времени Тимура.
Таким образом, благодаря Амиру Тимуру Самарканд стал известен на весь мир не только своими священными памятниками, уникальными историческими достопримечательностями, но и современным производительным потенциалом, своим самым ценным богатством - замечательными тружениками с их добрыми и прекрасными душами.
Восстановление Древнего шелкового пути.
Амир Тимур успешно завершил свой семилетний поход(1398-1404 года) и 10 июля 1404 года остановился в своей резиденции Боги - чинор, которая находилась между Самаркандом и Шахрисябзом. В ту ночь не сомкнул глаз. Он вспомнил всю свою жизнь, все пережитые. Войны, битвы, схватки, походы:
"Покорен Иран, Туран (Великая степь) и большая часть арабского мира. Слава Всевышнему! Да простит меня Тенгри, бог у древних тюрок, за прегрешения. Все свои поступки я подчинял миру и благоденствию в стране. Я дал свободу угнетенным, изгнал поработителей. Деяния, свершенные во благо моего народа, должны проститься", - мысленно утешал себя великий полководец.
После предрассветной молитвы сахибкиран вернулся в свою летнюю резиденцию - Боги - чинор. Завтpaкал он вместе с внуками и любимой женой Сараймульк - ханум. Встреча с семьей радовала его душу. Он воздал хвалу Аллаху за благополучное возвращение.
Вечером доруга Самарканда Аргуншах устроил праздничный прием в честь сахибкирана Амира Тимура, на котором присутствовали царевичи, эмиры, беки и другие знатные люди, принимавшие участие в семилетнем походе. В самый разгар праздника в гостиной появился эшик - ога, тое есть привратник, и о чем-то шепотом сообщил Тимуру.
Завтра утром, если на то будет воля Аллаха, - ответил Тимур громко.
Утром следующего дня, после хансалома сахибкирана принял французского посла и сопровождающего его отца Иоанна, архиепископ Султании; посланник Тимура в Европу. Посол совершил тобуг-расми, то есть обязательный ритуал, который должны были соблюдать послы иностранных государств при дворе тюрко-монгольских ханств. За 2-3 метра до трона посол должен был идти, преклонив колени и поцеловать стопы хана. Вслед за этим эшик - ога внес посольские дары и, положив их к подножию трона, вручил послание французского короля Тимуру. Французский посол и святой отец по правую сторону от трона.
Добро пожаловать, господа! Не утомила ли вас долгая дорога?
Посол и святой отец поднялись со своих мест и ответили низким поклоном.
- Как поживает наш брат Шарль и вся его семья?
Спасибо за добрые слова, Великий Амир. Король Вам шлет свои самые добрые и искренние пожелания.
Послы вновь почтительно поклонились.
Мы освободили взятых в плен под Анкарой христиан - сказал, обращаясь к прибывшим, Амир Тимур. - В течение ближайших 2-3 дней они отправились в обратный путь.
Посол поклонился:
Благодарю Вас, Ваше величество! Отпущенные Вами ранее пленные вернулись на родину живыми и здоровыми. Король выражает Вам свою глубокую признательность за доброе участие и великодушие, проявленное к пленным.
Спасибо за теплые слова, - произнес сахибкиран и жестом попросил послов садиться. Затем пригласил придворного секретаря и повелел вслух прочесть послание французского короля:
"Французский король Шарль, по милости Божьей, шлет великодушному и славному Тимур беку пожелания мира и здоровья. Цари и царствующие особы, несмотря на различия в вероисповедании и языке, должны показать остальным пример в укрепление дружеских уз, основанных на взаимоуважении, что сулит мир и благоденствие их подданным.
Ваше величество, мы с большим удовлетворением встретили весть о Вашей победе над Баязетом. Мы также с большим удовлетворением и радостью встретили известие, что отныне наши купцы и другие христиане, занятые торговыми делами, могут посещать Вашу великую державу и надеяться на Вашу поддержку. Мы выражаем Вам за это свою глубокую и искреннюю благодарность. Ваши купцы встретят в нашей стране не менее радушный прием. Об остальном Вам, Ваше величество, сообщит в устной беседе наш посол и архиепископ. Ваше величество, если у Вас будут просьбы и желания, можете передать их через нашего посла. Это проверенный человек и ему можно доверять.
И в заключении, Ваше величество, мы от всего сердца благодарим Вас за милость, проявленную по отношению к судьбам христиан. Мы готовы принять в нашей стране ваших подданных и готовы предоставить им равные, а при возможности и большие, права по сравнению со своими подданными.
Написано 15 июня 1403 года от рождества Христова. Париж".
Пройдет совсем немного времени и в Самарканде с подобными посланиями, появятся представители Генуи, Кастилии, Англии и других стран.
Только ли жажда могущества и добычи побуждали Тимура к завоеваниям, как обычно считается? Для властолюбца - сибарита сама борьба за мировое господство чересчур изнурительна. Как замечали уже современники, Тимур таким человеком не был; им двигал сложный и не всегда очевидный интерес. Зато властолюбие и алчность других он использовал как одно из множества средств для достижения цели.
Тамерлан есть и останется для всех нас большой загадкой, которую разгадать может не каждый.
Презентация.
- Список используемой литературы.
- Асанова Г., Ахмедов А., Ахмедов Б., Саидкасимов С. Амир Тимур в мировой истории. Главная редакция издательско-полиграфической акционерной компании "Шарк", (Ташкент) 2001.
- Ахмедов Б., Худайберганов И. История Узбекистана. "Yзбекистон", Ташкент.1999.
- Биркин К. Бокщанин А. А.Ванина Е. Ю.Васильев Л. С.Витол А. В., Дорошенко Е., Зотов О.В., Корнев В. И. Живая история Востока. "Знание", М., 2008.
- Нагель Тильман. Тимур - завоеватель. Издательство "Феникс", Ростов - на - Дону, 1998.
Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....
18 03 2024 8:33:21
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
17 03 2024 4:16:43
Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....
16 03 2024 19:31:48
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
15 03 2024 22:11:18
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
14 03 2024 18:36:16
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
13 03 2024 21:29:42
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...
12 03 2024 19:29:48
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
11 03 2024 16:59:10
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
10 03 2024 12:50:10
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
09 03 2024 12:45:33
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
08 03 2024 13:23:24
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
07 03 2024 7:21:18
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
05 03 2024 13:49:22
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
04 03 2024 18:45:47
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
03 03 2024 2:30:23
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
02 03 2024 19:36:44
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий. ...
01 03 2024 21:37:37
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
29 02 2024 18:22:22
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
28 02 2024 15:30:25
Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....
27 02 2024 0:35:25
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
26 02 2024 22:35:49
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
25 02 2024 2:14:59
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
24 02 2024 16:23:33
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
23 02 2024 22:32:27
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
22 02 2024 16:57:59
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
21 02 2024 13:56:45
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
20 02 2024 16:56:54
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
19 02 2024 8:41:25
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
18 02 2024 14:15:20
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
17 02 2024 9:12:51
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
16 02 2024 9:22:42
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...
15 02 2024 22:40:42
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
14 02 2024 5:40:34
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные. ...
13 02 2024 9:36:20
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
12 02 2024 6:55:59
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
11 02 2024 14:49:49
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
10 02 2024 16:35:50
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...
09 02 2024 19:41:20
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...
08 02 2024 17:28:38
Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....
07 02 2024 3:57:39
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
06 02 2024 16:32:23
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
05 02 2024 15:56:18
Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....
04 02 2024 16:32:22
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние. ...
03 02 2024 10:40:19
Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
02 02 2024 15:29:53
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области. ...
01 02 2024 6:58:25
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
31 01 2024 12:59:18
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
30 01 2024 4:32:24
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
29 01 2024 6:36:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::