Тамерлан: разрушитель или созидатель?
О великом государе средневековой Азии Тимуре мы знаем вроде бы много - и до обидного мало. Шесть веков назад он потряс вселенную, создав державу с империю Александра Македонского и почти восстановив империю Чингисхана. Сфера его могущества простиралась от Монголии до Средиземного моря, интересы - от Атлантики до Тихого океана. Его государство было единственной сверхдержавой на рубеже XIV-XV веков. Император Византии признал себя его вассалом, короли Англии и Франции искали с ним союза, Европа тихо трепетала перед ним - победителем грозного турецкого султана Баязида Молниеносного.
В исторический памяти народов Тамерлан обрел образ грозный, непонятный, почти сверхъестественный, если не чудовищный. Трагический перелом средневековья - в обыденном сознании связан с тремя "вселенскими" катастрофами, грянувшими из неизведанных глубин Азии - татаро-монгольским нашествием, чумой и явлением Тимура. Этот огнебородый монгол - хромой богатырь и ученый завоеватель, - фатально неистово непобедимый, казался всадником Апокалипсиса. Армянский средневековый историк Фома Мецопский именует его "предтечей Антихриста". Действительно, громит государства десятками, воздвигает пирамиды из тысяч и тысяч голов.: Но достаточно ли нам для понимания Тимура и его деяний летописных отрывков, предвзятых оценок и картин Верещагина? Скорее, наоборот: "лоскуты" знаний лишь умножают незнание, а непостижимое еще больше пугает. Ниже мы убедимся, что именно этого и добивался, в конечном счете, сам Тимур - и добивался вполне успешно. А потому нам важно понять не только то, что он делал, но зачем, почему и как: смысл объясняет если не все, то многое.
Амир Тимур как предводитель детских игр.
Родился 8 апреля 1336 года в маленьком восточном городе Шахрисабзе, близ города Кеш. С самого детства его товарищи провозгласили, во время игр, повелителем, и он воспринимал это серьезно и заставлял друзей принести клятву верности, так как он желает добиться серьезных сражений. Тимур бек с детства любил выигрывать и никогда не принимал проигрыш. Мало проигрывал, но если неудача: В первые числа июля 1349 года, в самый пик летний жары (чилля), когда все женщины и мужчины были на полях и в кишлаках остались лишь дети да старики, Тимур со своими сверстниками, устав от игры и военных упражнений, отдыхает у небольшого пруда на окраине кишлака. Все заснули, утомившись, и только Тимуру не спится. Мысли снова возвращали его к итогам сегодняшней игры. Войско Тимура состояло из двадцати одного человека. Ровесники - односельчане, с детства обученные верховой езде, рукопашному бою и владению оружием, закаляли в игре с жесткими правилами свой дух и тело. Сегодня Тимур проиграл, хотя его комaнда была, пожалуй, сильнее "противника". В чем же причина проигрыша?
Именно эти мысли и не давали покоя будущему полководцу. И чем больше он об этом думал, тем яснее понимал, что его победили не силой, а умением. Обхитрил его Норбай, то есть его "противник".
Тимур бек нашел разгадку своего проигрыша. Как же он мог забыть, что сам на днях рассказал друзьям поучительную историю об Искандере Зулкарнайне и его противники Спитамене?! Спитамен обхитрил Искандера и в итоге выиграл. Норбай вспомнил эту историю и поступил так же, наступил сзади, то есть в тыл. Тимур размял затекшие ноги и посмотрел по сторонам. Его внимание привлек столб пыли на дороге, ведущей в Ходжаилгор. "Ясавуры! (так называлось одно из монгольских племен) - мелькнуло в голове у Тимура. - Мужчины все в поле. В кишлаках остались лишь старики, да малые дети. Никаких помех. Самое время для грабежа:"
Некоторое время юноша раздумывал. Кровь звала в бой, а мысль удерживала. Промышлявших грабежом монголов было много. Безрассудно подставлять головы под сабли. Но надо что-то предпринять:
Но вдруг у Тимур бека созрел план. Он стал осторожно будить ребят.
Оседлав коней, юноши поспешили вслед за своим лидером. Путь их лежал в сторону кладбища Хаджи Аламдора. Здесь Тимур бек дал комaнду спешиться с коней, так и не раскрыв своих намерений.
Здесь, по обе стороны дороги мы устроим засаду, - сказал Тимур бек, отозвав в сторону Норбая и Хаита, и приказал им подготовить все необходимое для костров.
Ребята поняли план Тимура. Не задавая лишних вопросов, они засели по обе стороны дороги на расстоянии 10-15 метров.
Несколько человек остались на кладбище, чтобы по условному знаку поджечь костры. Узнав о происходящем, к юношам присоединились возвращавшиеся с полей мужчины. Всего набралось шестьдесят человек.
Напировавшись вдоволь, ясавуры тронулись в путь, погрузив на повозки награбленное и,погоняя связанных пленных. Сидевшие в засаде, действовали строго по плану Тимур бека. Они пропустили колонну пленных и конвоиров! Но как только обоз и ехавшие за ним монголы появились на дороге, проходивший через кладбище, в нескольких местах разом вспыхнули костры. Огромные языки пламени взметнули вверх. Вспыхнула, как порох кладбищенская трава. Заплясали страшные тени. Казалось, что это мертвецы в белых балахонах вышли из могил, и от громкого "Аллах акбар!" леденело сердце. Из засады летели стрелы. Дремавшие в седлах грабители очнулись, вмиг протрезвев. Кто-то истерично завопил, кто-то бросился на колени, произнося молитву. Паника превратила "доблестных" монголов в стадо. Они кружили на месте, не зная, куда бежать.
Никому из грабителей спастись не удалось. Часть монголов перебили, остальных взяли в плен. Среди 32 пленных находился сын вождя племен ясавуров - Тойлок.
Что делать с этим? - указывая на связанных монголов, спросили одновременно Усман и Халил.
Раздеть и отпустить! Пусть знают, что против силы всегда найдется другая, не меньшая, - твердо произнес Тимур :
С годами Тимур бек становился страшнее и грознее. Он начал грабить соседние кишлаки, села, города. Очередное вторжение монголов, которое произошло ранней весной 1360 года, то на исторической арене появился Тимур, который противостоял монголам и завоевал Индию. Символ его необычной стратегии - взятие крепости Карши начинающим полководцем Тимуром. Он намеренно показал врагу, что отряд его мал и всерьез его принимать не стоит. Гарнизон Карши завалил ворота землей и лег спокойно спать. Тихо, чтобы не разбудить неприятеля, воины Тимура пробрались в крепость и затрубили прямо в уши безмятежно спящих. Если библейский Иисус Навин, обнаружив стены Иерихона, не обошелся без дpaки и стрельбы, то Тимуру не понадобилось для захвата крепости ни единого выстрела. "Непокорные должны попадаться в собственные сети", - любил повторять Тимур. Это говорит о мудрой стратегии полководца.
Восстановление Самарканда.
В первой половине XIII века в результате жесткости завоевателей Самарканд превратился в развалины, опустели его крепости, мечети, медресе. Самарканд, выглядел осиротевшим, в нем осталась лишь четвертая часть прежнего населения, архитектурные памятники были разрушены, арыки завалены, в городе не было воды, сады зачахли.
Амир Тимур мечтал о процветании Самарканда.
Тимур привлек к строительству своей столицы лучших зодчих искусных мастеров и ремесленников со всего мира и со всех странах, объедения их пути к этой благородной цели.
Гoлyбые купола, устремленные в небо минареты Самарканда, их неповторимые краски и узоры, резные орнаменты стен вызывают у нас чувство гордости.
Крепостные сооружения были возведены вокруг Самарканда. Длина крепости стен города, по данным Бабура, - 10 600 шагов около 7 метров.
В Западной части города выдвинулась обширная цитадель, превратившиеся в административный центр. Она была возведена на холме, защищенная естественными преградами - расчлeненными саями. От города ее отделял канал Навадон. Естественные преграды были укреплены мощными стенами и башнями. Из двух ворот восточные вели внутрь города к ремесленному кварталу - серебряными рядам. Южные ворота, с мощными округленными башнями, выходили за город к мавзолею Рухабад. Стена вала была двойная, с зубчатом парапетом, фланкирующими выступами и округлыми башнями.
Ворота Аханин при въезде в город были снабжены лабиринтом- ловушкой, что усиливало его оборонительные возможности. Стена здесь была столь значительной ширины, что вверху ее вдоль зубцов можно было проехать на коне.
Отдельные улицы и площади обрели совершенно иной облик. Новые улицы с ярко выраженными архитектурными особенностями представляли собой один из лучших образов традиционного торгового ряда - раста. Архитектурная раста примечательна широтой используемых форм и приемов: от обыкновенно легких навесов вплоть до монументальных, купально-сводчатых сооружений типа тим.
В городе было много базаров, которые предавали городу живописный вид.
Город бурно рос, и его население насчитывало не менее 200 тысяч человек.
Тимур всячески стремился подчеркнуть первенство Самарканда среди других городов Востока.
Чтобы наглядно показать его величие, он построил вокруг Самарканда селения, которым дал названия самых больших из известных ему городов: Султания, Шираз, Багдад, Димишк (Дамаск) и Миср (Каир).
После победоносного похода на Индию, в1399 году, по приказу Тимура началось строительство величественной соборной мечети, законченной в 1404 году. Впоследствии она получила название мечети Биби - ханным (так, по преданию звали главную жену Тимура). Это была самая большая мечеть в Средней Азии. Гигантское сооружение, украшенное разноцветными плитками, состояло из многих построек, соединенных между собой крытой галереей с каменной колоннадой. Это огромное здание пережило много землетрясений, но оно до сих пор оставляет на зрителя неизгладимое впечатление.
При Тимуре был построен мавзолей для его внука и наследника Мухаммед - Чултана, которой умер в 1403 года во время похода в Малой Азии. Этот мавзолей известен как "Гур - и эмир", постепенно этот мавзолей, превратился в фамильную усыпальницу. Здесь в начале 1405 году был погребен и сам Тимур, а позднее похоронены его двое сына и внук Улугбек.
На окраине Самарканда сохранилась группа мавзолеев, под общим названием "Шах - и Зинда". Большинство из них относится к времени Тимура.
Таким образом, благодаря Амиру Тимуру Самарканд стал известен на весь мир не только своими священными памятниками, уникальными историческими достопримечательностями, но и современным производительным потенциалом, своим самым ценным богатством - замечательными тружениками с их добрыми и прекрасными душами.
Восстановление Древнего шелкового пути.
Амир Тимур успешно завершил свой семилетний поход(1398-1404 года) и 10 июля 1404 года остановился в своей резиденции Боги - чинор, которая находилась между Самаркандом и Шахрисябзом. В ту ночь не сомкнул глаз. Он вспомнил всю свою жизнь, все пережитые. Войны, битвы, схватки, походы:
"Покорен Иран, Туран (Великая степь) и большая часть арабского мира. Слава Всевышнему! Да простит меня Тенгри, бог у древних тюрок, за прегрешения. Все свои поступки я подчинял миру и благоденствию в стране. Я дал свободу угнетенным, изгнал поработителей. Деяния, свершенные во благо моего народа, должны проститься", - мысленно утешал себя великий полководец.
После предрассветной молитвы сахибкиран вернулся в свою летнюю резиденцию - Боги - чинор. Завтpaкал он вместе с внуками и любимой женой Сараймульк - ханум. Встреча с семьей радовала его душу. Он воздал хвалу Аллаху за благополучное возвращение.
Вечером доруга Самарканда Аргуншах устроил праздничный прием в честь сахибкирана Амира Тимура, на котором присутствовали царевичи, эмиры, беки и другие знатные люди, принимавшие участие в семилетнем походе. В самый разгар праздника в гостиной появился эшик - ога, тое есть привратник, и о чем-то шепотом сообщил Тимуру.
Завтра утром, если на то будет воля Аллаха, - ответил Тимур громко.
Утром следующего дня, после хансалома сахибкирана принял французского посла и сопровождающего его отца Иоанна, архиепископ Султании; посланник Тимура в Европу. Посол совершил тобуг-расми, то есть обязательный ритуал, который должны были соблюдать послы иностранных государств при дворе тюрко-монгольских ханств. За 2-3 метра до трона посол должен был идти, преклонив колени и поцеловать стопы хана. Вслед за этим эшик - ога внес посольские дары и, положив их к подножию трона, вручил послание французского короля Тимуру. Французский посол и святой отец по правую сторону от трона.
Добро пожаловать, господа! Не утомила ли вас долгая дорога?
Посол и святой отец поднялись со своих мест и ответили низким поклоном.
- Как поживает наш брат Шарль и вся его семья?
Спасибо за добрые слова, Великий Амир. Король Вам шлет свои самые добрые и искренние пожелания.
Послы вновь почтительно поклонились.
Мы освободили взятых в плен под Анкарой христиан - сказал, обращаясь к прибывшим, Амир Тимур. - В течение ближайших 2-3 дней они отправились в обратный путь.
Посол поклонился:
Благодарю Вас, Ваше величество! Отпущенные Вами ранее пленные вернулись на родину живыми и здоровыми. Король выражает Вам свою глубокую признательность за доброе участие и великодушие, проявленное к пленным.
Спасибо за теплые слова, - произнес сахибкиран и жестом попросил послов садиться. Затем пригласил придворного секретаря и повелел вслух прочесть послание французского короля:
"Французский король Шарль, по милости Божьей, шлет великодушному и славному Тимур беку пожелания мира и здоровья. Цари и царствующие особы, несмотря на различия в вероисповедании и языке, должны показать остальным пример в укрепление дружеских уз, основанных на взаимоуважении, что сулит мир и благоденствие их подданным.
Ваше величество, мы с большим удовлетворением встретили весть о Вашей победе над Баязетом. Мы также с большим удовлетворением и радостью встретили известие, что отныне наши купцы и другие христиане, занятые торговыми делами, могут посещать Вашу великую державу и надеяться на Вашу поддержку. Мы выражаем Вам за это свою глубокую и искреннюю благодарность. Ваши купцы встретят в нашей стране не менее радушный прием. Об остальном Вам, Ваше величество, сообщит в устной беседе наш посол и архиепископ. Ваше величество, если у Вас будут просьбы и желания, можете передать их через нашего посла. Это проверенный человек и ему можно доверять.
И в заключении, Ваше величество, мы от всего сердца благодарим Вас за милость, проявленную по отношению к судьбам христиан. Мы готовы принять в нашей стране ваших подданных и готовы предоставить им равные, а при возможности и большие, права по сравнению со своими подданными.
Написано 15 июня 1403 года от рождества Христова. Париж".
Пройдет совсем немного времени и в Самарканде с подобными посланиями, появятся представители Генуи, Кастилии, Англии и других стран.
Только ли жажда могущества и добычи побуждали Тимура к завоеваниям, как обычно считается? Для властолюбца - сибарита сама борьба за мировое господство чересчур изнурительна. Как замечали уже современники, Тимур таким человеком не был; им двигал сложный и не всегда очевидный интерес. Зато властолюбие и алчность других он использовал как одно из множества средств для достижения цели.
Тамерлан есть и останется для всех нас большой загадкой, которую разгадать может не каждый.
Презентация.
- Список используемой литературы.
- Асанова Г., Ахмедов А., Ахмедов Б., Саидкасимов С. Амир Тимур в мировой истории. Главная редакция издательско-полиграфической акционерной компании "Шарк", (Ташкент) 2001.
- Ахмедов Б., Худайберганов И. История Узбекистана. "Yзбекистон", Ташкент.1999.
- Биркин К. Бокщанин А. А.Ванина Е. Ю.Васильев Л. С.Витол А. В., Дорошенко Е., Зотов О.В., Корнев В. И. Живая история Востока. "Знание", М., 2008.
- Нагель Тильман. Тимур - завоеватель. Издательство "Феникс", Ростов - на - Дону, 1998.
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
27 03 2024 19:15:45
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...
26 03 2024 21:33:46
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
25 03 2024 23:49:19
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
24 03 2024 9:20:38
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
23 03 2024 19:23:40
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
22 03 2024 6:17:15
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
21 03 2024 3:22:25
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
20 03 2024 17:18:24
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
19 03 2024 16:54:44
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
18 03 2024 18:27:21
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
17 03 2024 5:49:15
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
16 03 2024 10:55:22
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
15 03 2024 3:37:24
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
14 03 2024 19:20:52
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
13 03 2024 21:32:53
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
12 03 2024 10:40:52
Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
11 03 2024 3:25:57
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
10 03 2024 10:59:54
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
09 03 2024 16:23:23
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
08 03 2024 11:10:47
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
07 03 2024 15:42:18
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
06 03 2024 22:36:39
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
05 03 2024 20:20:55
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
04 03 2024 22:53:28
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
03 03 2024 21:52:35
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
02 03 2024 13:26:44
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
01 03 2024 1:27:44
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
29 02 2024 4:13:32
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
28 02 2024 3:57:50
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
27 02 2024 3:52:35
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
26 02 2024 6:55:46
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
25 02 2024 0:32:40
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
24 02 2024 17:10:53
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
23 02 2024 17:33:20
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
22 02 2024 21:40:20
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
21 02 2024 10:16:57
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
20 02 2024 16:50:49
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
19 02 2024 19:33:47
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
18 02 2024 8:18:28
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
17 02 2024 0:27:38
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
16 02 2024 0:29:14
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
15 02 2024 12:56:41
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов. ...
14 02 2024 23:42:55
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
13 02 2024 5:12:35
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
12 02 2024 22:22:10
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...
11 02 2024 19:10:38
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
10 02 2024 7:19:53
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок". ...
09 02 2024 15:29:10
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
08 02 2024 13:26:17
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
07 02 2024 3:20:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::