Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)


    Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)


Тип урока: урок-дискуссия.

Цель урока: воссоздать картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени.

Задачи урока:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной.
  • Показать, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к
    проявлению душевных и личностных качеств.
  • Убедить учащихся в том, что побеждало врага не только оружие - побеждала сила духа, вера в победу, любовь.
  • Поддерживать интерес учащихся к истории своего города, показать
    сопричастность человеческих судеб с судьбой Москвы, способствовать
    осознанию старшеклассниками нравственного долга перед поколением 40-х, теми, кто делал эту историю.
  • Формировать чувство гордости и ответственности за право называться москвичом.

Оборудование урока:

  • Над доской висит цитата «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова...»
  • Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.»
  • Карта-схема «Битва под Москвой»
  • Документ «Об эвакуации столицы города Москвы. Постановление Государственного Комитета Обороны 15 октября 1941 г.»
  • Плакаты, листовки, рисунки, фотоматериалы.
  • Выставка книг, посвященная жизни города.
  • В музее «Связь времён» оформлена выставка «Победа под Москвой», состоящая из работ учащихся по данной теме.
  • На протяжении урока звучат грамзаписи военных лет и демонстрируются фотоматериалы и реликвии тех лет.

Подготовительный этап.

  • Предварительно учитель проводит урок «Битва под Москвой».
  • Учащимся даются индивидуальные задания: подготовить доклады, сообщения, творческие работы, схемы, плакаты, рисунки, газеты, посвященные теме урока.
  • Учащимся предлагается подготовить сообщения о военной судьбе своей семьи, включая в свои выступления воспоминания своих родных, сохранившиеся фронтовые письма, открытки, фотографии, награды, повестки, продовольственные карточки. Материалы используются в ходе урока.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Урок-дискуссия проходит в форме беседы учителя в сочетании с вопросами для обсуждения и заданиями к документу.
  3. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Организационный момент.

  • Приветствие учащихся.
  • Отсутствующие на уроке.
  • Учитель благодарит за активное участие в подготовительном этапе всех учащихся.

Урок-дискуссия.

Вступительное слово учителя: Вероломно нарушив Договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941 г. начала войну против Советского Союза. По радио с правительственным сообщением выступил Нарком иностранных дел В.М.Молотов.

Мог ли кто из жителей Москвы предположить тогда, что впереди 1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу, что враг подойдет к самому сердцу страны и ценой неимоверных усилий нашего народа будет остановлен у стен столицы?

Предстоял долгий путь к победе.

На улицах городов стихли веселые песни. Строгие лица, скупая речь. С этого момента горе вошло в каждую семью. На всех предприятиях прошли митинги и собрания. В военкоматы страны устремились призывники и добровольцы.

Звучит запись песни А. Александрова «Священная война».

В тот момент москвичам трудно было поверить, что уже через несколько дней, 10 июля, группа армий «Центр» выйдет на ближние подступы к Москве. Жители Москвы находились в растерянности и недоумении.

26 июня 1941 года было принято решение Генерального штаба о создании глубокой эшелонированной обороне на путях к Москве. В тот же день станция метро «Кировская» (сейчас «Чистые пруды») была закрыта для пассажиров. Генштаб готовился к работе под землей. Метро для всей Москвы становилось самым безопасным бомбоубежищем.

Трагические события вызвали, как всегда бывало в трудные минуты нашей истории, всплеск народного гнева и патриотизма.

В Москве началось формирование народного ополчения.

Вопрос учителя: Что такое народное ополчение? Приведите примеры из истории, когда формировалось народное ополчение?

(Ребята в процессе обсуждения дают определение термина «народное ополчение». Учащиеся, опираясь на пройденный исторический материал, вспоминают о борьбе с интервентами в 17 веке, «народной войне» против нашествия Наполеона в 19 столетии).

Учитель: Всегда народное ополчение являлось показателем любви нашего народа к своей Родине. Вступившие в начале Великой Отечественной войны в народное ополчение добровольцы без отрыва от производства готовили себя к предстоящим боям.

Формирование народного ополчения проводилось по районам. На всех предприятиях, во всех учреждениях и учебных заведениях столицы прошли многолюдные митинги и собрания, посвященные организации дивизии народного ополчения. Всего в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения. Началась боевая подготовка ополченцев.

Они обучались обращению с винтовкой, пулеметом, гранатой; велась подготовка саперов. На московских станциях «Юных пионеров», «Динамо» ополченцы учились стрелять, обучались штыковому бою.

Вопрос для обсуждения: Считаете ли вы необходимой и действенной такую форму сопротивления, как народное ополчение, в условиях тотальной войны середины 20 века?

(Проходит дискуссия между учащимися о значении народного ополчения во время Великой Отечественной войны).

По данным Московского комитета Ветеранов Войны, сегодня в списках значится около 3000 ополченцев 1941 года. Многие из них стали 9 мая 1995 года участниками юбилейного парада Победы.

С первых дней войны немецкая авиация совершала ночные полеты на Москву. В парках, на площадях, стадионах, бульварах расположились зенитные орудия. По требованию Гитлера капитуляция Москвы исключалась. Москва должна была быть разрушена артиллерией и воздушными налетами.

Г.К.Жуков вспоминал, что к середине сентября назрела катастрофическая ситуация. И.В.Сталин также оценивал ситуацию как безнадежную, поэтому начали минировать заводы и фабрики.

Москвичи с замиранием сердца открывали страницы газет, читая заголовки: «Гитлеровские орды угрожают жизненным центрам страны...», «Враг наступает...», «Взбесившийся фашистский зверь угрожает Москве...»,

Руководство города, занятое оборонными мероприятиями, упустило из вида нужды и настроения людей, оставшихся в городе. Чувство обреченности породило панику. Десятки тысяч москвичей пытались в беспорядочном бегстве покинуть город с узлами, чемоданами, упакованными продуктами. Вот некоторые выдержки из документов тех дней: «У хлебного киоска на Трубной площади давка, xyлиганство, ломают киоски. Рабочие молокозавода задержали директора с молочными продуктами. Вот Крестьянская застава. Десятки тысяч народа. Давка. Публика преграждает путь, останавливает машины, вытаскивает шофера, выбрасывает вещи».

«По некоторым данным из 438 предприятий, учреждений столицы сбежало 779 руководящих работников. Ими было похищено 1 млн. 484 тыс. рублей и угнано 100 легковых и грузовых автомобилей».

Вопросы для обсуждения: Почему эти факты стали известны лишь в последние годы?

  1. В чем опасность панических настроений?
  2. А как бы вы поступили в этой конкретной исторической ситуации?

(Далее следует интереснейшая дискуссия: рассуждение ребят по заданной теме. В ответах прослеживается главная мысль учащихся — трудно с позиции сегодняшнего дня называть этих людей трусами и вправе ли мы их осуждать? В бурной дискуссии ребята приходят к выводу, что даже в трудное время человек должен и обязан оставаться Человеком).

Ещё 15 сентября 1941 года ГКО принял решение об эвакуации столицы. Ознакомьтесь с этим документом.

ДОКУМЕНТ. Об эвакуации столицы г. Москвы. Постановление Государственного Комитета Обороны. 15 октября 1941 года.

«Совершенно секретно.
Особой важности.

Ввиду нeблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии, Государственный Комитет Обороны постановил:

  1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в Куйбышев.
  2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также правительство во главе с заместителем Председателя СНК т. Молотовым (Т. Сталин эвакуируется, смотря по обстановке).
  3. Немедля эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба – в Арзамас.
  4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД - т. Берия и т. Щербакову - произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также все электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию).
    Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин»

Вопросы к документу:

  • Считаете ли вы, что в тех условиях перечисленные меры были необходимы?
  • Представьте себя жителями военной Москвы. Какой пункт Постановления мог бы вас огорчить, вызвать недоумение и панику? Почему?

(В результате дискуссии учащиеся приходят к выводу о том, что Сталин, несмотря на всю опасность обстановки, принимает правильное решение об эвакуации г. Москвы, а сам остается в стенах Кремля)

Для нормализации обстановки в Москве были приняты экстренные меры. 20 октября 1941 года в Москве было введено осадное положение.

Вопрос учителя:

1. Раскройте понятие «осадное положение».

(Учащиеся дают определение данному термину. При необходимости ответы учащихся дополняются учителем).

Учитель: 6 ноября должно было пройти торжественное заседание, посвященное 24-ой годовщине Великой Октябрьской революции. Лишь за 20 минут до его начала прозвучал отбой воздушной тревоги. Для проведения заседания был выбран зал станции метро «Маяковская». С докладом выступил И.В.Сталин. Прямую радиотрaнcляцию вел диктор Юрий Левитан.

Еще 28 октября И.В. Сталин принял решение провести парад войск 7 ноября, посвященный годовщине социалистической революции. Комaндующим парадом был назначен генерал-полковник П. Артемьев (комaндующий Московской зоной обороны), принимать парад должен был С.М.Буденный. Управлять сводным оркестром был назначен известный военный дирижер В.И.Агапкин, который является автором известного марша «Прощание славянки».

Звучит марш «Прощание славянки».

Парад 7 ноября начали на 2 часа раньше, чем до войны. Погода была холодной, небо пасмурным, шел снег. Вопреки традиции с трибуны Мавзолея к солдатам и офицерам обратился не принимающий парад, а Председатель ГКО Сталин: «Пусть вас в этой войне вдохновляют героические образы наших предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова...»

Вопрос для обсуждения: Комментируя обращение Сталина, иностранные наблюдатели отмечали, что в нем выражена надежда больше на исконный русский патриотизм, нежели на официальную идеологию. Согласны ли вы с этим мнением? Ответы подтвердите известными фактами.

(В процессе дискуссии мнения учащихся разделились. Одни разделили точку зрения иностранных наблюдателей, другие - убеждали, что русский патриотизм сочетался с официальной идеологией тоталитарного государства. Отвечая на вопрос, ребята подтверждали свои мысли известными фактами из истории нашей Родины).

Заключительное слово учителя.

Москва выстояла ценой неимоверных усилий солдат и мирных жителей. Враг был отброшен.

5 августа 1943 года в Москве прогремел первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода. Он не был похож на яркий, многоцветный, праздничный салют, навсегда остался в памяти москвичей. Начиная с этого периода, столица всегда салютовала победам Красной Армии.

Москва стала свидетельницей становления антигитлеровской коалиции. Именно здесь велись переговоры в июле 1941 года с представителями США о сотрудничестве в борьбе против гитлеризма. В сентябре-октябре 1941 года в Москве проходила первая трехсторонняя конференция, обсуждавшая пpaктические проблемы англо-американо-советского сотрудничества. Делегации разместились в гостинице «Националь».

В октябре 1943 года была проведена встреча министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, подготовившая встречу на высшем уровне в Тегеране.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве проходил парад Победы. Комaндовал им К.К. Рокоссовский, принимал парад Г.К. Жуков. Поверженные фашистские знамена были брошены к подножию Мавзолея.

Прошло много лет, и 9 мая на Красной площади торжественным маршем проходят умудрённые годами и закалённые боями победители - ветераны войны и труженики тыла. Такие праздничные и трогательные шествия проходят всё реже и реже, потому что мы с каждым годом редко встречаем в своих рядах ветеранов Великой Отечественной войны. Будьте достойными продолжателями их подвига, их жизни, их славных дел!!!

Звучит песня Д.Тухманова «День Победы».

Вопросы для самостоятельного обсуждения:

  • Какие события произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему?
  • Как вы думаете, в чём состоит нравственный долг молодого поколения перед ветеранами?
  • Выясните, какую социальную помощь оказывает Мэрия и Правительство Москвы участникам Великой Отечественной войны.
  • Как помогает Управа Ново-Переделкино участникам и труженикам тыла Великой Отечественной войны?


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок истории по теме "Историческая метрология"


    Урок истории по теме "Историческая метрология"

      Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....

24 07 2021 2:34:31

Методическая разработка урока краеведения в 9-м классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке»


    Методическая разработка урока краеведения в 9-м классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке»

      Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....

23 07 2021 8:58:29

Повторительно-обобщающий урок "Александр II — великий реформатор" (История России, 8-й класс)


    Повторительно-обобщающий урок "Александр II — великий реформатор" (История России, 8-й класс)

      Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...

22 07 2021 0:32:30

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты


    Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

      Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

21 07 2021 4:46:56

ИКТ на уроках истории


    ИКТ на уроках истории

      Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества. ...

20 07 2021 6:32:10

Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"


    Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"

      Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....

19 07 2021 20:16:44

Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс


    Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс

      Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....

18 07 2021 13:18:57

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе


    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе

      В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....

17 07 2021 6:44:36

Урок мужества


    Урок мужества

      Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....

16 07 2021 12:48:45

"Виват, Россия!" Сценарий спектакля для дидактического театра


    "Виват, Россия!" Сценарий спектакля для дидактического театра

      Возможности дидактического театра позволяют «оживить, раскрасить» историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху. Спектакль «Виват, Россия!» позволяет достичь этого путем слияния двух искусств: театра и музыки. Спектакль посвящен эпохе Петра I. Показано его детство, реформы, их влияние на судьбы отдельных людей и всей России. ...

15 07 2021 23:18:33

Открытый урок на тему "Из глубины веков"


    Открытый урок на тему "Из глубины веков"

      Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...

14 07 2021 11:43:46

Обряды народов Таймыра


    Обряды народов Таймыра

      Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....

13 07 2021 9:40:25

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме: "Ты и твои товарищи"


    Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме: "Ты и твои товарищи"

      Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....

12 07 2021 22:18:33

Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания


    Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания

      Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....

11 07 2021 15:56:50

Природа и население Древней Греции


    Природа и население Древней Греции

      После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....

10 07 2021 13:29:51

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ


    Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ

      ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....

09 07 2021 19:42:14

Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"


    Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"

      Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...

08 07 2021 20:12:53

Урок по теме "Отечественная война 1812 года"


    Урок по теме "Отечественная война 1812 года"

      Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....

07 07 2021 0:48:50

Работа с текстом на уроках истории


    Работа с текстом на уроках истории

      Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....

06 07 2021 11:32:25

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"


    Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

      Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

05 07 2021 22:42:48

Факультатив по истории в 3-м классе по теме: "История в архитектурных памятниках"


    Факультатив по истории в 3-м классе по теме: "История в архитектурных памятниках"

      На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...

04 07 2021 17:55:53

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"


    Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

      Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

03 07 2021 1:58:47

Толерантность


    Толерантность

      Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...

02 07 2021 21:11:27

Причины и начало Первой мировой войны (модульный урок)


    Причины и начало Первой мировой войны (модульный урок)

      В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....

01 07 2021 10:29:44

Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"


    Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"

      Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....

30 06 2021 23:46:58

План-конспект урока по ОРКСЭ «Храм Христа Спасителя в Москве: история создания и восстановления»


    План-конспект урока по ОРКСЭ «Храм Христа Спасителя в Москве: история создания и восстановления»

      План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....

29 06 2021 0:23:56

Урок истории «Главные политические центры Руси (Владимиро-Суздальское княжество)»


    Урок истории «Главные политические центры Руси (Владимиро-Суздальское княжество)»

      Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....

28 06 2021 10:56:12

Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"


    Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"

      Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....

27 06 2021 4:36:45

Разработка урока "События Октября 1917 года"


    Разработка урока "События Октября 1917 года"

      Данный урок - занятие интеpaктивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами. ...

26 06 2021 5:41:51

На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ


    На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ

      Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...

25 06 2021 18:14:48

Урок истории в 9-м классе по теме "Реформы Столыпина: «тихая революция»"


    Урок истории в 9-м классе по теме "Реформы Столыпина: «тихая революция»"

      Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....

24 06 2021 7:41:41

Творческая встреча по истории "Под солнцем пламенной Эллады"


    Творческая встреча по истории "Под солнцем пламенной Эллады"

      Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...

23 06 2021 1:47:36

Интегрированный урок по отечественной истории XIX века. "Русская деревня после отмены крепостного права"


    Интегрированный урок по отечественной истории XIX века. "Русская деревня после отмены крепостного права"

      Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...

22 06 2021 9:55:24

Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"


    Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"

      Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....

21 06 2021 7:53:23

Урок-путешествие на тему "Из истории пожарных машин России"


    Урок-путешествие на тему "Из истории пожарных машин России"

      Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....

20 06 2021 11:25:30

Систематизация дидактического материала с использованием программы Microsoft Access 2007


    Систематизация дидактического материала с использованием программы Microsoft Access 2007

      Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...

19 06 2021 11:15:59

Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»


    Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»

      Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....

18 06 2021 13:18:28

Защитник прав человеческих (90-летию А.Д. Сахарова посвящается)


    Защитник прав человеческих (90-летию А.Д. Сахарова посвящается)

      Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....

17 06 2021 9:41:49

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Человек среди других людей"


    Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Человек среди других людей"

      Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является члeном той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....

16 06 2021 17:38:25

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом"

      Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...

15 06 2021 22:24:48

Внеклассное мероприятие по истории "С любовью к Родине"


    Внеклассное мероприятие по истории "С любовью к Родине"

      Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....

14 06 2021 19:14:17

Внеклассное мероприятие по истории России "Сергий Радонежский - великий подвижник земли русской"


    Внеклассное мероприятие по истории России "Сергий Радонежский - великий подвижник земли русской"

      Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....

13 06 2021 16:16:43

Интегрированный урок по литературе и истории "Уездный город"


    Интегрированный урок по литературе и истории "Уездный город"

      Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....

12 06 2021 18:46:59

Активные формы обучения на уроках истории


    Активные формы обучения на уроках истории

      В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....

11 06 2021 12:14:16

Урок по истории Древнего мира. 5-й класс. "Кастовое деление в Древней Индии"


    Урок по истории Древнего мира. 5-й класс. "Кастовое деление в Древней Индии"

      Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...

10 06 2021 2:33:39

Первые русские князья


    Первые русские князья

      Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....

09 06 2021 16:39:31

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории

      Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....

08 06 2021 4:16:51

Урок истории "Сказка о потерянном времени"


    Урок истории "Сказка о потерянном времени"

      Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

07 06 2021 22:50:59

Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)


    Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)

      Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....

06 06 2021 1:23:44

Разработка мероприятия "Дорога длиною в жизнь"


    Разработка мероприятия "Дорога длиною в жизнь"

      В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....

05 06 2021 13:26:43

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе"


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе"

Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс


    Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс

Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий


    Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"


    Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"

Респрессии в Республике Хакасия в 1920–1950 гг.


    Респрессии в Республике Хакасия в 1920–1950 гг.

Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"


    Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"

Международное гуманитарное право


    Международное гуманитарное право

Проект урока "Соседи восточных славян"


    Проект урока "Соседи восточных славян"

Урок истории на тему «Белая эмиграция». 9-й класс


    Урок истории на тему «Белая эмиграция». 9-й класс

Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"


    Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"


    Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

ИКТ на уроках истории


    ИКТ на уроках истории

Урок истории в 10-м классе по теме "Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород"


    Урок истории в 10-м классе по теме "Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород"

Рабочая тетрадь для индивидуальной работы учащегося по истории Древнего мира. 6-й класс


    Рабочая тетрадь для индивидуальной работы учащегося по истории Древнего мира. 6-й класс

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")


    Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"


    Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"

Календарно-тематическое планирование по истории


    Календарно-тематическое планирование по истории

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин"

Урок по теме "Усиление власти Ивана Грозного"


    Урок по теме "Усиление власти Ивана Грозного"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Контрольные занятия по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война"


    Контрольные занятия по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война"

Групповой урок по теме "Россия на рубеже XIX–XX веков"


    Групповой урок по теме "Россия на рубеже XIX–XX веков"

Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания


    Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания

Потенциал школьного исторического музея «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в преподавании истории


    Потенциал школьного исторического музея «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в преподавании истории

Традиции, культура, быт народов Астраханского края


    Традиции, культура, быт народов Астраханского края

Герои трудового фронта (по материалам школьного музея)


    Герои трудового фронта (по материалам школьного музея)

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс

Урок истории в 5-м классе "Путешествие в Древний мир"


    Урок истории в 5-м классе "Путешествие в Древний мир"

Внеклассное мероприятие по истории "С любовью к Родине"


    Внеклассное мероприятие по истории "С любовью к Родине"