Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)


    Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)

Тип урока: урок-дискуссия.

Цель урока: воссоздать картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени.

Задачи урока:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной.
  • Показать, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к
    проявлению душевных и личностных качеств.
  • Убедить учащихся в том, что побеждало врага не только оружие - побеждала сила духа, вера в победу, любовь.
  • Поддерживать интерес учащихся к истории своего города, показать
    сопричастность человеческих судеб с судьбой Москвы, способствовать
    осознанию старшеклассниками нравственного долга перед поколением 40-х, теми, кто делал эту историю.
  • Формировать чувство гордости и ответственности за право называться москвичом.

Оборудование урока:

  • Над доской висит цитата «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова...»
  • Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.»
  • Карта-схема «Битва под Москвой»
  • Документ «Об эвакуации столицы города Москвы. Постановление Государственного Комитета Обороны 15 октября 1941 г.»
  • Плакаты, листовки, рисунки, фотоматериалы.
  • Выставка книг, посвященная жизни города.
  • В музее «Связь времён» оформлена выставка «Победа под Москвой», состоящая из работ учащихся по данной теме.
  • На протяжении урока звучат грамзаписи военных лет и демонстрируются фотоматериалы и реликвии тех лет.

Подготовительный этап.

  • Предварительно учитель проводит урок «Битва под Москвой».
  • Учащимся даются индивидуальные задания: подготовить доклады, сообщения, творческие работы, схемы, плакаты, рисунки, газеты, посвященные теме урока.
  • Учащимся предлагается подготовить сообщения о военной судьбе своей семьи, включая в свои выступления воспоминания своих родных, сохранившиеся фронтовые письма, открытки, фотографии, награды, повестки, продовольственные карточки. Материалы используются в ходе урока.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Урок-дискуссия проходит в форме беседы учителя в сочетании с вопросами для обсуждения и заданиями к документу.
  3. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Организационный момент.

  • Приветствие учащихся.
  • Отсутствующие на уроке.
  • Учитель благодарит за активное участие в подготовительном этапе всех учащихся.

Урок-дискуссия.

Вступительное слово учителя: Вероломно нарушив Договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941 г. начала войну против Советского Союза. По радио с правительственным сообщением выступил Нарком иностранных дел В.М.Молотов.

Мог ли кто из жителей Москвы предположить тогда, что впереди 1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу, что враг подойдет к самому сердцу страны и ценой неимоверных усилий нашего народа будет остановлен у стен столицы?

Предстоял долгий путь к победе.

На улицах городов стихли веселые песни. Строгие лица, скупая речь. С этого момента горе вошло в каждую семью. На всех предприятиях прошли митинги и собрания. В военкоматы страны устремились призывники и добровольцы.

Звучит запись песни А. Александрова «Священная война».

В тот момент москвичам трудно было поверить, что уже через несколько дней, 10 июля, группа армий «Центр» выйдет на ближние подступы к Москве. Жители Москвы находились в растерянности и недоумении.

26 июня 1941 года было принято решение Генерального штаба о создании глубокой эшелонированной обороне на путях к Москве. В тот же день станция метро «Кировская» (сейчас «Чистые пруды») была закрыта для пассажиров. Генштаб готовился к работе под землей. Метро для всей Москвы становилось самым безопасным бомбоубежищем.

Трагические события вызвали, как всегда бывало в трудные минуты нашей истории, всплеск народного гнева и патриотизма.

В Москве началось формирование народного ополчения.

Вопрос учителя: Что такое народное ополчение? Приведите примеры из истории, когда формировалось народное ополчение?

(Ребята в процессе обсуждения дают определение термина «народное ополчение». Учащиеся, опираясь на пройденный исторический материал, вспоминают о борьбе с интервентами в 17 веке, «народной войне» против нашествия Наполеона в 19 столетии).

Учитель: Всегда народное ополчение являлось показателем любви нашего народа к своей Родине. Вступившие в начале Великой Отечественной войны в народное ополчение добровольцы без отрыва от производства готовили себя к предстоящим боям.

Формирование народного ополчения проводилось по районам. На всех предприятиях, во всех учреждениях и учебных заведениях столицы прошли многолюдные митинги и собрания, посвященные организации дивизии народного ополчения. Всего в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения. Началась боевая подготовка ополченцев.

Они обучались обращению с винтовкой, пулеметом, гранатой; велась подготовка саперов. На московских станциях «Юных пионеров», «Динамо» ополченцы учились стрелять, обучались штыковому бою.

Вопрос для обсуждения: Считаете ли вы необходимой и действенной такую форму сопротивления, как народное ополчение, в условиях тотальной войны середины 20 века?

(Проходит дискуссия между учащимися о значении народного ополчения во время Великой Отечественной войны).

По данным Московского комитета Ветеранов Войны, сегодня в списках значится около 3000 ополченцев 1941 года. Многие из них стали 9 мая 1995 года участниками юбилейного парада Победы.

С первых дней войны немецкая авиация совершала ночные полеты на Москву. В парках, на площадях, стадионах, бульварах расположились зенитные орудия. По требованию Гитлера капитуляция Москвы исключалась. Москва должна была быть разрушена артиллерией и воздушными налетами.

Г.К.Жуков вспоминал, что к середине сентября назрела катастрофическая ситуация. И.В.Сталин также оценивал ситуацию как безнадежную, поэтому начали минировать заводы и фабрики.

Москвичи с замиранием сердца открывали страницы газет, читая заголовки: «Гитлеровские орды угрожают жизненным центрам страны...», «Враг наступает...», «Взбесившийся фашистский зверь угрожает Москве...»,

Руководство города, занятое оборонными мероприятиями, упустило из вида нужды и настроения людей, оставшихся в городе. Чувство обреченности породило панику. Десятки тысяч москвичей пытались в беспорядочном бегстве покинуть город с узлами, чемоданами, упакованными продуктами. Вот некоторые выдержки из документов тех дней: «У хлебного киоска на Трубной площади давка, xyлиганство, ломают киоски. Рабочие молокозавода задержали директора с молочными продуктами. Вот Крестьянская застава. Десятки тысяч народа. Давка. Публика преграждает путь, останавливает машины, вытаскивает шофера, выбрасывает вещи».

«По некоторым данным из 438 предприятий, учреждений столицы сбежало 779 руководящих работников. Ими было похищено 1 млн. 484 тыс. рублей и угнано 100 легковых и грузовых автомобилей».

Вопросы для обсуждения: Почему эти факты стали известны лишь в последние годы?

  1. В чем опасность панических настроений?
  2. А как бы вы поступили в этой конкретной исторической ситуации?

(Далее следует интереснейшая дискуссия: рассуждение ребят по заданной теме. В ответах прослеживается главная мысль учащихся — трудно с позиции сегодняшнего дня называть этих людей трусами и вправе ли мы их осуждать? В бурной дискуссии ребята приходят к выводу, что даже в трудное время человек должен и обязан оставаться Человеком).

Ещё 15 сентября 1941 года ГКО принял решение об эвакуации столицы. Ознакомьтесь с этим документом.

ДОКУМЕНТ. Об эвакуации столицы г. Москвы. Постановление Государственного Комитета Обороны. 15 октября 1941 года.

«Совершенно секретно.
Особой важности.

Ввиду нeблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии, Государственный Комитет Обороны постановил:

  1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в Куйбышев.
  2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также правительство во главе с заместителем Председателя СНК т. Молотовым (Т. Сталин эвакуируется, смотря по обстановке).
  3. Немедля эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба – в Арзамас.
  4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД - т. Берия и т. Щербакову - произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также все электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию).
    Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин»

Вопросы к документу:

  • Считаете ли вы, что в тех условиях перечисленные меры были необходимы?
  • Представьте себя жителями военной Москвы. Какой пункт Постановления мог бы вас огорчить, вызвать недоумение и панику? Почему?

(В результате дискуссии учащиеся приходят к выводу о том, что Сталин, несмотря на всю опасность обстановки, принимает правильное решение об эвакуации г. Москвы, а сам остается в стенах Кремля)

Для нормализации обстановки в Москве были приняты экстренные меры. 20 октября 1941 года в Москве было введено осадное положение.

Вопрос учителя:

1. Раскройте понятие «осадное положение».

(Учащиеся дают определение данному термину. При необходимости ответы учащихся дополняются учителем).

Учитель: 6 ноября должно было пройти торжественное заседание, посвященное 24-ой годовщине Великой Октябрьской революции. Лишь за 20 минут до его начала прозвучал отбой воздушной тревоги. Для проведения заседания был выбран зал станции метро «Маяковская». С докладом выступил И.В.Сталин. Прямую радиотрaнcляцию вел диктор Юрий Левитан.

Еще 28 октября И.В. Сталин принял решение провести парад войск 7 ноября, посвященный годовщине социалистической революции. Комaндующим парадом был назначен генерал-полковник П. Артемьев (комaндующий Московской зоной обороны), принимать парад должен был С.М.Буденный. Управлять сводным оркестром был назначен известный военный дирижер В.И.Агапкин, который является автором известного марша «Прощание славянки».

Звучит марш «Прощание славянки».

Парад 7 ноября начали на 2 часа раньше, чем до войны. Погода была холодной, небо пасмурным, шел снег. Вопреки традиции с трибуны Мавзолея к солдатам и офицерам обратился не принимающий парад, а Председатель ГКО Сталин: «Пусть вас в этой войне вдохновляют героические образы наших предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова...»

Вопрос для обсуждения: Комментируя обращение Сталина, иностранные наблюдатели отмечали, что в нем выражена надежда больше на исконный русский патриотизм, нежели на официальную идеологию. Согласны ли вы с этим мнением? Ответы подтвердите известными фактами.

(В процессе дискуссии мнения учащихся разделились. Одни разделили точку зрения иностранных наблюдателей, другие - убеждали, что русский патриотизм сочетался с официальной идеологией тоталитарного государства. Отвечая на вопрос, ребята подтверждали свои мысли известными фактами из истории нашей Родины).

Заключительное слово учителя.

Москва выстояла ценой неимоверных усилий солдат и мирных жителей. Враг был отброшен.

5 августа 1943 года в Москве прогремел первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода. Он не был похож на яркий, многоцветный, праздничный салют, навсегда остался в памяти москвичей. Начиная с этого периода, столица всегда салютовала победам Красной Армии.

Москва стала свидетельницей становления антигитлеровской коалиции. Именно здесь велись переговоры в июле 1941 года с представителями США о сотрудничестве в борьбе против гитлеризма. В сентябре-октябре 1941 года в Москве проходила первая трехсторонняя конференция, обсуждавшая пpaктические проблемы англо-американо-советского сотрудничества. Делегации разместились в гостинице «Националь».

В октябре 1943 года была проведена встреча министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, подготовившая встречу на высшем уровне в Тегеране.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве проходил парад Победы. Комaндовал им К.К. Рокоссовский, принимал парад Г.К. Жуков. Поверженные фашистские знамена были брошены к подножию Мавзолея.

Прошло много лет, и 9 мая на Красной площади торжественным маршем проходят умудрённые годами и закалённые боями победители - ветераны войны и труженики тыла. Такие праздничные и трогательные шествия проходят всё реже и реже, потому что мы с каждым годом редко встречаем в своих рядах ветеранов Великой Отечественной войны. Будьте достойными продолжателями их подвига, их жизни, их славных дел!!!

Звучит песня Д.Тухманова «День Победы».

Вопросы для самостоятельного обсуждения:

  • Какие события произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему?
  • Как вы думаете, в чём состоит нравственный долг молодого поколения перед ветеранами?
  • Выясните, какую социальную помощь оказывает Мэрия и Правительство Москвы участникам Великой Отечественной войны.
  • Как помогает Управа Ново-Переделкино участникам и труженикам тыла Великой Отечественной войны?


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

16 06 2024 20:43:34

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

15 06 2024 4:43:17

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

14 06 2024 11:15:11

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

13 06 2024 5:18:57

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

12 06 2024 13:50:53

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

11 06 2024 16:10:28

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

10 06 2024 1:57:51

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

09 06 2024 13:23:27

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

08 06 2024 8:40:54

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

07 06 2024 21:26:14

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

06 06 2024 3:40:24

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

05 06 2024 8:18:43

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

04 06 2024 19:58:50

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

03 06 2024 8:45:28

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

02 06 2024 21:30:18

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

01 06 2024 22:31:12

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

31 05 2024 20:44:36

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

30 05 2024 3:39:15

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

29 05 2024 4:21:54

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

28 05 2024 16:44:45

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

27 05 2024 17:31:50

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

26 05 2024 9:33:45

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

25 05 2024 15:11:19

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

24 05 2024 22:34:31

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

23 05 2024 13:12:12

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

22 05 2024 7:37:43

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

21 05 2024 15:31:32

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

20 05 2024 10:57:38

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

19 05 2024 10:16:54

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

18 05 2024 9:35:25

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

17 05 2024 15:28:41

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

16 05 2024 11:15:41

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

15 05 2024 9:30:34

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

14 05 2024 0:53:41

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

13 05 2024 5:22:14

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

12 05 2024 22:28:10

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

11 05 2024 19:17:11

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

10 05 2024 4:55:15

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

09 05 2024 7:38:14

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

08 05 2024 21:35:29

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

07 05 2024 4:48:34

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

06 05 2024 4:31:21

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

05 05 2024 14:16:12

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

04 05 2024 4:11:28

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

03 05 2024 0:11:55

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

02 05 2024 12:46:45

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

01 05 2024 19:33:41

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

30 04 2024 21:58:58

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

29 04 2024 2:18:31

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

28 04 2024 7:29:22

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::