Разработка урока на тему "Современная школа". 5-й класс
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о том, что школа готовит человека к жизни в большом мире, открывает перед ним мир знаний и умений, помогает каждому понять и реализовать себя, используя пpaктический материал из опыта работы МОУ гимназии №19.
Задачи урока:
- Знакомство с целями гимназического образования на примере Устава МОУ гимназии № 19.
- Изучение особенностей учебного плана МОУ гимназии № 19 и соотнесение его содержания с целями гимназического образования.
- Изучение воспитательного потенциала МОУ гимназии № 19 на примере плана воспитательной работы учреждения и соотнесение его содержания с целями гимназического образования.
- Оценка качества образования в МОУ гимназии № 19.
Основные виды деятельности на уроке:
- Индивидуальное представление творческих работ.
- Групповая форма работы.
- Работа с текстом источника.
Основные понятия: ребенок, обучение, воспитание, качественное образование
Ожидаемые учебные результаты:
Обучающиеся должны:
– уметь писать творческие работы: мини-сочинение;
– уметь высказывать свое мнение;
– уметь работать с текстом;
– уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы;
– уметь соотносить информацию из различных источников.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация.
- Карточки: бланк ответа.
- Документы (извлечения): устав гимназии, учебный план гимназии, план работы гимназии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
“Мы продолжаем на наших уроках рассматривать ситуации, в центре которых находится ребенок, а именно – “Ребенок в школе”. А кого мы называем ребенком? (Ребенок – это человек от момента рождения до совершеннолетия.)
На прошлом уроке по окончании изучения темы “История школьного образования”, вы получили домашнее задание: написать мини – сочинение на тему “Однажды во сне я оказался в древней школе”. И сейчас у некоторых из вас есть возможность представить нам свою работу, а у всех нас есть возможность еще раз ответить на главный вопрос прошлого урока “Зачем нужна школа?”.
2. Проверка домашнего задания.
Обучающиеся представляют домашнее задание: мини-сочинение по теме “Однажды во сне я оказался в древней школе”.
Желательно прослушать мини-сочинения, которые дают представление о школьном образовании в разных странах, в разных цивилизациях (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и т.д.). Тем самым, исключается повтор информации и расширяется информационный кругозор обучающихся.
Обязательно по окончании представления каждой работы необходимо задать главный вопрос предыдущего урока: “Так зачем же нужна школа?”. Тем самым, мы закрепляем у обучающихся представление об историческом развитии школьного образования, а также этот момент урока является логическим переходом к изучению новой темы.
(Приложение 1: возможные варианты работы)
3. Постановка проблемы.
Учитель:
“Ребята, а какова роль школы в современном обществе? Выскажите ваши предположения”.
Обучающиеся высказывают предположения. Например:
– школа нужна для того, чтобы ребенку дать знания, которые ему помогут поступить
в университет;
– школа нужна для того, чтобы помочь ребенку получить престижную работу;
– школа нужна для того, чтобы человек не чувствовал себя одиноким в обществе.
Учитель, в ходе краткого обсуждения каждого предположения, подводит обучающихся к следующему варианту гипотезы: “Школа в современном обществе нужна для того, чтобы дать качественное образование, т.е. помочь человеку стать хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в целом”.
Учитель подводит обучающихся к постановке проблемы урока: “Ребята вы учитесь в МОУ гимназии № 19. Мы только что попробовали сформулировать предназначение школы в современном обществе. Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?”
Обучающиеся предлагают формулировку главного вопроса урока и с помощью учителя она приобретает следующее содержание:
Дает ли гимназия № 19 качественное образование своим ученикам?
4. Открытие нового знания.
4.1. Работа с извлечениями из Устава МОУ гимназии № 19 (Приложение 2: раздел 2, п.1, п.2 Устава).
Приложение можно получить у автора статьи.
Обучающиеся, анализируя текст Устава, выделяют и формулируют цели
гимназического образования:
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для осознанного
выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
– формирование и развитие духовно-нравственной личности;
– воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам
человека;
– формирование навыков здорового образа жизни.
Учитель:
“Ребята, какие два основных направления в деятельности гимназии мы можем выделить?”
Обучающиеся вместе с учителем приходят к выводу: гимназия занимается обучением и воспитанием детей (обучение – процесс по передаче и усвоению знаний; воспитание – процесс формирования качеств личности).
4.2. Работа в группах.
Учитель:
“А сейчас мы с вами, исследуя очень важные документы, а именно: учебный план, план работы гимназии на 2011–2012 учебный год, должны будем определить, какие средства используются в гимназии для того, чтобы достичь поставленных целей.
Работать будем по группам.
1-я группа: обучение – работа с учебным планом 5–7 классов (Приложение 3).
2-я группа: обучение – работа с учебным планом 8–11 классов (Приложение 3).
3-я группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы гимназии: реализация воспитательной системы (Приложение 3).
4-я группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы гимназии: реализация программы “Внедрение модели ОАШ” (приложение №3)
Формируются группы. Дальнейшая деятельность осуществляется в соответствии с технологией работы в группах.
Учитель:
“В течение некоторого времени (учитель озвучивает время в зависимости от темпа работы обучающихся, но не более 7 минут) вы определяете средства и соотносите их с целями, заполняя бланк ответа. По окончании работы вам необходимо представить результаты своей деятельности. Ваш ответ должен начинаться таким образом: мы считаем, что учебный план (план воспитательной работы) направлен, прежде всего, на достижение следующей цели гимназического образования …”.
4.3. Представление работы в группах.
На данном этапе необходимо соотнести результаты работы группы с полным исследованием вопроса, подготовленного учителем, и представить их всему классу (Приложение 4).
4.4. Вывод.
Учитель просит обучающихся ответить на вопрос: “Соответствует ли содержание образования в гимназии заявленным целям?”
5. Итог урока.
Учитель просит обучающихся дать оценку образованию в МОУ гимназии № 19, используя информацию полученную на уроке, и собственный опыт обучения в гимназии.
Предполагается, что обучающиеся дадут положительную оценку деятельности гимназии (в гимназии можно получить качественное образование). Учитель подводит обучающихся к выводу: гимназистам необходимо хорошо учиться.
6. Домашнее задание:
п.19. вопрос № 4: написать мини-сочинение на тему “Хорошо учиться – это значит …”.
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
18 03 2024 20:39:38
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала. ...
17 03 2024 19:58:44
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история. ...
16 03 2024 9:59:45
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
15 03 2024 1:29:21
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
14 03 2024 20:48:30
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...
13 03 2024 18:54:21
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
12 03 2024 4:55:35
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
11 03 2024 11:10:42
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
10 03 2024 11:31:46
Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
09 03 2024 15:47:45
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
08 03 2024 14:46:29
Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
07 03 2024 19:54:13
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
06 03 2024 16:42:12
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
05 03 2024 15:58:52
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
04 03 2024 18:26:50
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
03 03 2024 15:11:41
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе. ...
02 03 2024 21:35:33
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...
01 03 2024 1:54:52
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
29 02 2024 7:57:56
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
28 02 2024 14:43:59
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
27 02 2024 15:59:39
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
26 02 2024 14:38:54
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br> Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p> ...
25 02 2024 19:32:27
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
24 02 2024 16:23:26
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
23 02 2024 18:15:44
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...
22 02 2024 3:54:58
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
21 02 2024 15:56:55
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
20 02 2024 1:49:48
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...
19 02 2024 3:53:12
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности. ...
18 02 2024 15:39:22
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
17 02 2024 0:32:32
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
16 02 2024 15:38:54
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов. ...
15 02 2024 13:11:15
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
14 02 2024 8:25:59
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
13 02 2024 16:38:21
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
12 02 2024 2:35:50
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
11 02 2024 16:42:26
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
10 02 2024 15:15:35
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
09 02 2024 0:39:44
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
08 02 2024 21:54:50
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
07 02 2024 20:38:47
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
06 02 2024 5:39:54
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
05 02 2024 11:11:44
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
04 02 2024 16:12:37
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
03 02 2024 4:16:43
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
02 02 2024 2:31:53
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
01 02 2024 2:31:22
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
31 01 2024 7:58:51
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...
30 01 2024 13:13:44
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
29 01 2024 16:45:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::