Педагогическая мастерская по теме "Этнос: нации и народности". 8-й класс
Педагогические мастерские являются той формой урока, которая может решить сегодня множество проблем в нашем образовании, стать той лакмусовой бумагой, которая поможет ученику проявить себя.
Я начала применять данную технологию в своей пpaктической работе с 2005 года. На сегодняшний день сложилась определенная система проведения мастерских в 8-11-х классах на уроках по истории, обществознанию, экономике и праву. Анализ этих уроков показал, что ученики, особенно в самом начале, почти не могут применять свои, раннее полученные, знания в решении поставленных задач на уроке и учителю приходится их «вытягивать», но уже на втором и последующих уроках, дело идет быстрее и даже самые нерадивые ученики вдруг на рефлексии говорят: «Я даже не думал, что могу сам составить определение какого-либо понятия, и оно будет почти соответствовать научному».
Любое знание мы можем рассматривать как некоторое языковое сообщение, используемое для определенных целей в предметно-пpaктической или теоретической деятельности людей. Различные по своей логической структуре языковые сообщения выполняют различные познавательные функции. Так, например, термины и высказывания являются основной формой выражения фактических знаний и используются в описаниях или в реализации познавательной функции.
Знание терминов или категориального аппарата определяет основы любой науки, а в школе – предметных знаний. Основы обществознания в школе строятся в соответствии с учебными планами и нам, учителям истории и обществознания, необходимо сухой научный язык сделать доступным и понятным ученикам 5-9-х классов. Сегодня, когда перед школой стоят задачи не научить знанию, а научить добывать это знание, учитель должен найти такие формы урока, чтобы ученик был заинтересован учиться и уметь применять свои знания на пpaктике.
Педагогические мастерские как раз являются той формой урока, которая может решить сегодня множество проблем в нашем образовании, стать той лакмусовой бумагой, которая проявит как свои ошибки, так и поможет ученику проявить себя.
Цели и задачи урока:
- Познакомить с понятиями: этнос, нация, народность;
- Сформировать умения анализировать традиции и обычаи различных народов;
- Уметь хаpaктеризовать исторические общности: племя, народность, нация, с опорой на известные исторические факты;
- Уметь анализировать различные этнообразующие факторы;
- Определять сходства и различия между нацией и народностью;
- Уметь высказывать свое мнение, точку зрения;
- Умение работать в коллективе;
- Повысить культуру речи и развивать творческую инициативу.
В классе созданы четыре группы (можно спонтанно, или по указателям на столах – это могут быть флажки разного цвета на столах, а при входе в класс раздаются листки тех же цветов и ученики садятся за столы со своим цветом).
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: Сегодня
мы продолжаем изучать социальную структуру
общества. Разберем еще одну структурную единицу
– ЭТНОС.
Подумайте, какие ассоциации у вас возникают при
упоминании этого слова»
На доске составляется кластер:
Учащиеся предлагают свои варианты. Выбираем три понятия, часто называемых. Предполагается, что это будут: ПЛЕМЯ, НАРОДНОСТЬ, НАЦИЯи подчеркиваем их.
(Для того, чтобы эти три понятия прозвучали в ответах учеников, учитель задает наводящие вопросы).
На столы раздаются наборы понятий (Приложение 1) и таблицы-схемы (Приложение 2).
Учитель: Каждая группа должна из понятий, представленных в Приложении 1, составить хаpaктеристики всех трех категорий в таблицах-схемах и вывесить их на доску. От каждой группы один из учеников защищает проект хаpaктеристики всех трех понятий.
После выступлений учеников от каждой группы.
Учитель: Перед нами хаpaктерные признаки трех понятий и они называются ЭТНООБРАЗУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ. А теперь посмотрите и прочитайте как хаpaктеризуются эти понятия в учебных текстах и в таблицах с теоретическим материалом.
На столы раздаются тексты (Приложение 3) и таблицы с теоретическим материалом (Приложение 4). После прочтения и просмотра предлагается исправить ошибки, допущенные учениками в своих проектах и проанализировать свою работу. Высказываются те ученики, кто представлял проект, могут высказать свое мнение и другие участники.
Учитель: Вам предлагается следующее
задание – попробуйте составить собственное
определение того слова, которое находится в
конверте. (На столы розданы конверты с
понятиями, разобранными на уроке). В своих
определениях используйте знания по истории и
разобранные сегодня этнообразующие факторы.
Определение должно быть кратким и емким. (Спонтанно:
1 группе (черный флажок) – племя; 2 группе
(желтый флажок) – народность; 3 группе
(белый флажок) – нация; 4 группе (красный
флажок) – этнос).
Через некоторое время ученики вывешивают свои
определения под таблицами на доске и зачитывают
их. На столы опять раздаются научные определения
данных понятий (Приложение 5)
и ученики сравнивают их с собственными,
высказывая свои комментарии о проделанной
работе.
Рефлексия: Все садятся в круг и каждый высказывает свои размышления, начиная со слов: «Я сегодня узнал(а)…
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
28 03 2024 10:50:25
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...
27 03 2024 9:54:20
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение. ...
26 03 2024 16:49:44
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
25 03 2024 12:29:42
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
24 03 2024 16:44:26
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
23 03 2024 7:59:11
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
22 03 2024 14:26:43
Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам. ...
21 03 2024 14:51:19
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
20 03 2024 11:42:38
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...
19 03 2024 16:29:28
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны. ...
18 03 2024 14:32:59
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
17 03 2024 9:21:49
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
16 03 2024 2:57:34
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
15 03 2024 19:37:57
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
14 03 2024 19:28:58
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
13 03 2024 18:15:14
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
12 03 2024 21:25:27
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
11 03 2024 13:31:12
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
10 03 2024 12:55:14
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...
09 03 2024 9:14:59
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
08 03 2024 11:58:49
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
07 03 2024 7:29:17
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое. ...
06 03 2024 6:11:32
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
05 03 2024 13:47:16
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
04 03 2024 23:48:44
Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
03 03 2024 13:51:56
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
02 03 2024 5:37:18
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
01 03 2024 8:12:46
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
29 02 2024 7:52:14
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
28 02 2024 5:13:51
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении. ...
27 02 2024 11:33:24
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
26 02 2024 6:25:11
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
25 02 2024 9:36:58
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
24 02 2024 4:11:34
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме. ...
23 02 2024 15:11:15
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
22 02 2024 18:47:38
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
21 02 2024 9:44:13
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...
20 02 2024 14:50:13
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
19 02 2024 17:38:32
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...
18 02 2024 17:37:54
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
17 02 2024 12:58:41
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
16 02 2024 14:38:58
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
15 02 2024 4:57:37
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
14 02 2024 7:34:33
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
13 02 2024 20:52:47
Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....
12 02 2024 17:48:30
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
11 02 2024 6:40:40
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
10 02 2024 8:15:44
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
09 02 2024 6:30:11
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
08 02 2024 12:52:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::