Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "История" и "Английский язык" по теме "Абсолютизм в России и Англии в XVI в."
Пояснительная записка.
Данный интегрированный (бинарный) урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. Урок соответствует требованиям Федерального компонента Государственного образовательного стандарта и примерных программ по дисциплинам история и английский язык.
При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Компетенция – это готовность студента к выполнению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресурсов.
Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении.
Исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке – главная цель урока. Целями интеграции являются следующие:
- лексические (пополнение словарного запаса и знание терминов);
- через погружение научить мыслить на английском языке, через знание исторических фактов и событий формировать историческое мышление.
По окончании урока студенты должны знать особенности становления абсолютизма в России и Англии; должны уметь сформулировать основные понятия.
Образовательные цели:
- Углубить знания студентов об истории Великобритании и России.
- Усвоить новые лексические единицы.
Развивающие цели:
- Осуществить нравственное воспитание студентов.
- Формировать интерес к иноязычной культуре.
- Через культуру родного народа формировать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы личности.
Воспитательные цели:
- Воспитать чувство уважения к другим странам, их народам, традициям и обычаям.
- Расширять кругозор студентов.
Для формирования модели понятий применялся индуктивный метод, алгоритм которого предполагает изучение фактов, создание представлений, формулирование понятий.
- Студенты участвуют в разработке целей (проблем) урока.
- В результате наблюдений и анализа (погружение в эпоху) студенты выявляют роль личности в истории, особенности внутренней и внешней политики монархов России и Англии.
- Используя сравнение, анализ, синтез, классификацию студенты определяют различные и общие признаки абсолютизма в России и Англии.
- Абстрагируясь, студенты обобщают признаки абсолютизма и дают название типам монархии в России (сословно-представительной), в Англии (конституционной).
- В результате анализа студенты производят обобщение, определяя, почему сословно-представительная монархия в России перешла в абсолютизм, который существовал до 1917 года. В Англии до сегодняшнего дня существует конституционная монархия под контролем парламента.
Оборудование урока:
- DVD плеер;
- проектор;
- компьютер;
- аудиомагнитофон.
Методические разработки преподавателей:
- Викторина (Приложение 1).
- Опopный конспект (Приложения 2, Приложение 3).
- Открытый урок.
- Презентация в PowerPoint (Приложение 4).
Предлагаемая методическая разработка бинарного урока предназначена для студентов первого курса колледжа.
Порядок проведения бинарного урока.
Вопросы преподавателей по презентации (см. Приложение 4):
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Каковы временные рамки рассмотренного периода?
- Какие монархи были в это время у власти?
- Что предлагали изменить монархи в России и Англии?
- В какой форме выстраивали отношения Россия и Англия с другими странами?
- Попробуйте сформулировать цели урока.
- Записать цели и задачи в рабочий лист.
Озвучить цели (проблемы) студентами:
- Почему абсолютизм в Англии в XVI веке перешел в конституционную монархию?
- Исследовать причины сохранения абсолютизма в России с XVI века до 3 марта 1917г. (до отречения Николая II)?
- Определить истоки демократии в английском и российском абсолютизме.
А) Осмыслить роль личности в истории.
Б) Дать хаpaктеристику внутренней политике в России и Англии в период монархии.
В) Выделить особенности внешней политики России и Англии в XVI в.
Алгоритм:
- Мотивация студентов (вопросы преподавателей).
- Погружение в эпоху XVI века – театральное представление.
- Блок 1. Работа над осмыслением роли личности в истории (синквейн).
- Блок 2. Выявление элементов демократии во внутренней политике Елизаветы I и Ивана IV; итоги.
- Блок 3. Определение особенностей внешней политики России и Англии в XVI веке; итоги.
- Рефлексия. Определить форму монархии в России и Англии в XVI веке.
Погружение в эпоху XVI века. Сценарий театрализованного представления.
Ведущий вводит аудиторию в среду XVI века.
Историк: Сейчас мы с вами будем свидетелями уникального события: 1553 год.
Неизвестный корабль подошел к берегам Белого моря (показывает на карте маршрут корабля) в устье реки Северной Двины. Капитан корабля Ричард Ченселлор сошел на берег и отправился в Москву как первый посол Англии.
Встреча в Кремле. Прислушаемся, о чем могла идти беседа…
Иван IV сидит на троне. Посол входит в покои и отдает портрет королевы Елизаветы I и письмо от нее.
Ambassador: On behalf of the Queen Elizabeth the I and People of England we greet the Tsar of the whole Russia Ivan the IV. We have come with peace.
Переводчик: От имени королевы Елизаветы I и народа Англии мы приветствуем государя Всея Руси Ивана IV. Мы пришли с миром.
Иван IV послу: Передайте королеве Елизавете I, что Великий князь Всея Руси и русский царь Иван IV уважает тех, кто приходит с миром. Русь готова торговать, а не воевать.
Переводчик: Give me kind regards to the Queen Elizabeth the I and tell her that the Russian tsar Ivan the Great has the greatest respect for those who comes with peace.
Russia is ready to trade with England. It’s ready to trade and doesn’t want to be at war with your country.
Иван IV, сидя и смотря на портрет королевы: Хороша... Предложу-ка я ей стать моей женой, моей княгиней.
...Пиши! (Дьяку.) ...Великий князь, Государь Всея Руси, Иван Васильевич, кланяется Вам, королеве Англии, Елизавете I. Предлагаю Вам руку и сердце и престол России.
Дьяк отдает послу письмо с поклоном.
Англия. Покои королевы Елизаветы I. Посол передает ей письмо.
- Your majesty...
Королева читает послание от Ивана IV: I have been deeply gratified to get your proposal but... I have already joined myself in Marriage to an Husband, namely, the Kingdom of England. And do not upbraid me with miserable lack of children, for every one of you, and as many as are Englishmen, are children and Kinsmen to me; If I continue in this kind of life I have begun... ye shall not need to doubt of a successour which may be more beneficial to the Commonwealth than he which may be born of me, considering that the Issue of the best Princes many times digenerateth. And to me it shall be a full satisfaction, both for the memorial of my Name, and for my Glory also, if when I shall let my last breath it be ingraven upon my Marble Tomb, «Here lieth Elizabeth, which Reigned a virgin and died a virgin».
Переводчик: Ваше предложение лестно, но... Я уже вышла замуж и имя моего мужа – Королевство Английское. И не упрекайте меня в отсутствии наследников, т.к. все вы и весь английский народ являетесь моими родными детьми. Если я буду продолжать жить как прежде, вам не нужно будет сомневаться в наследнике, который, возможно, будет более полезным государству (Англии), чем тот, который родился бы от меня. Я полагаю, что потомство даже самых лучших правителей постепенно вырождается. И для меня будет полным удовлетворением (чтобы прославить имя мое и почтить память о нем) мысль, что когда последний вздох замрет на моих губах, и я буду похоронена под мраморной плитой, на ней будет написано: «Здесь покоится Елизавета, которая правила и умерла дeвицей».
Историк: Позже между Иваном IV и Елизаветой I сложились дружеские отношения: в письмах они называли друг друга братом и сестрой. А торговые отношения между Россией и Англией продолжаются уже свыше 450 лет.
Что же было общего в личностях монархов, которые относились друг к другу с большой симпатией?
Давайте посмотрим фрагменты фильмов:
А) о личности Ивана IV – на русском языке;
Б) о личности Елизаветы I – на английском языке (с переводчиком)
В) одновременно идет презентация (Приложение 4) –
слайд: портреты Ивана IV и Елизаветы I.
План урока.
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
|
|
Рабочий лист.
Тема: "Формирование абсолютизма в XVI веке в России и Англии".
Студента группы 11МП_____________.
Задания для группы «Елизавета I», «Иван IV», «Историки».
Задание 1. Записать цель урока.
Задание 2. Заполнить таблицу.
Таблица «Личность».
Родители, семья, качества личности | Дать хаpaктеристику личности Елизаветы I |
Генрих VIII, отец; Анна Болейн, мать (через 3 года казнена за измену мужу). Отец отрекся от дочери. Отец умер, когда Елизавете исполнилось 15 лет. | |
Образование королевских детей: знала латынь, греческий, испанский языки; играла на лютне, прекрасно танцевала. В конце правления болела, боялась заговоров и убийц. | |
Родители, семья, качества личности | Дать хаpaктеристику личности Ивана IV |
Василий III, отец, умер, когда Ивану
исполнилось 3 года; Елена Глинская, мать, умерла, когда Ивану
исполнилось 8 лет. Воспитывали бояре, поощряли жестокость. На личность оказали влияние Великий пожар и Московское восстание 16 ноября 1581 года. |
|
Образование: Иван IV – один из самых
образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью,
богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в т.ч. к
Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской
Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации
книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на
Красной площади. В конце правления болел, приступы ярости, жестокости сменялись покаянием. |
Задание 3. Выполнить синквейн на английском и русском языке: для определения ключевой черты личности монарха написать одно существительное, одно прилагательное, один глагол на английском и русском языках; фраза, несущая смысл; резюме, вывод, обобщение. Примерный вариант ответа:
Русский язык, Иван IV | Английский язык, EлизаветаI |
1. Самодержец. | 1. Kingdom. |
2. Религиозный. | 2. Powerful. |
3. Казнить. | 3. Toreign. |
4. Иван Грозный. | 4. The Queen-Virgin. |
5. Сословно-представительная монархия. | 5. Constitutional monarchy. |
Задание 4. Заполнить таблицу «Внутренняя политика».
Внутренняя политика (реформы) | Внутренняя политика (реформы) |
Елизавета I:
Закрыты все монастыри, земли конфискованы и переданы короне. Жестокий террор против недовольных (старое дворянство живет за счет оброка, дохода с должностей); (новое дворянство за счет выращивания овец, продажи шерсти, отнимает земли у крестьян «огораживание земли»). Полное подчинение англиканской церкви. Церковь возглавлял король. С 16 в. английская промышленность перестраивается на капитализм. (Предпосылки: новое дворянство.) Технические изобретения, массовое производство товаров. Англия отставала от Голландии. При Елизавете – аграрная страна, единственный крупный город – Лондон. |
Иван IV: С конца 40-х гг. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550. Проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). В 1565 была введена опричнина. Церковь поддерживала царя. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно отнимал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. |
Задание 5. Ответить на вопросы:
- Какие элементы демократии просматриваются во внутренней политике Елизаветы I и Ивана IV?
- Какие группы населения поддерживали Елизавету I и Ивана IV?
Задание 6. Заполнить таблицу «Внешняя политика».
Внешняя политика, Елизавета I | Внешняя политика, Иван IV |
|
Покорены Казанское (1552) и Астpaxaнское (1556) ханства. В 1558-1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). Походы на Азов, походы против крымского хана. |
Задание 7. Ответить на вопросы:
- Определить тип монархии в Англии в XVI веке.
- Определить тип монархии в России в XVI веке; привести доказательства. (Ответить на русском языке.)
- Определить форму монархии в России и Англии к концу XVI века. (Ответить на английском языке.)
Записать определения:
- Абсолютизм – Absolute monarchy.
- Сословно-представительная монархия – class-representative monarchy.
- Конституционная монархия – constitutional monarchy.
Задание 8. Опopный сигнал на подтему: «Россия в правлении Иван IV. Опричнина».
Политические цели опричнины | Экономические цели опричнины | ||||
Исследователи | В.О.Ключевский С.Б. Веселовский |
С.М. Соловьев С.Ф. Платонов Р.Г. Скрынников |
А.А. Зимин В.Б. Кобрин |
Ф.И.О, студента | Заполняют студенты |
Основное содержание концепций. | «... цепь случайных, не связанных единой политической целью мероприятий.» | «Подрыв экономических и политических позиций боярства, церкви и других крупных вотчинников.» | «Последовательная борьба с удельным
сепаратизмом, призpaк которого мерещился Грозному повсюду.»
Сепаратизм (в переводе с французского) – отдельный, стремление к отделению. |
Задание 9. Ответить на вопросы викторины.
Задание 10. Рефлексия.
- Какой вид работы был самым интересным на уроке?
- Какие задания были сложными или неинтересными?
Варианты ответов студентов на вопросы:
- Нам понравился спектакль: мы почувствовали себя в XVI веке. Царь и королева были как настоящие.
- Самое интересное задание – выполнение синквейна, так как мы высказали свои взгляды по отношению к личностям монархов.
- Когда я заполнял таблицу «Внешняя политика», я вспоминал сцену приема английского посла в России.
- Сложной была подготовка ответов на проблемные вопросы.
- Легким заданием было заполнение таблицы «Личность монархов».
- Студенты оценили свою работу на уроке и самостоятельно, и в группах, а
также получили оценки от преподавателей.
Подведение итогов урока, определение оценок.
Оценка студента на уроке.
Задание 1 – зачет.
Задание 2 – по пяти бальной шкале.
Задание 3 – по пяти бальной шкале.
Задание 4 – по пяти бальной шкале.
Задание 5 – зачет.
Задание 6 – зачет.
Задание 7 – зачет.
Задание 8 – по пяти бальной шкале.
Задание 9 – по пяти бальной шкале.
Задание 10 – зачет.
Общая оценка:
«5» – 4 зачета и 20 баллов.
«4» – 4 зачета и 16 баллов.
«3» – 3 зачета и 12 баллов.
Библиография:
- 1. В. В. Артемов. История. -М.: Академия, 2009 г.
- 2. О. В. Волобуев. Россия и мир. -М.: Веди-принт, 2004 г.
- 3. Б. Антонов. Русские цари (Рюриковичи, Романовы). Изд-во Иван Федоров, 2005 г.
- 4. М.Н. Зуев, История России. -М.: Дрофа, 2006 г.
- 5. Журнал «Первое сентября» (английский язык), № 20, октябрь. 2010 г.
- 6. G. Clemens. Великие английские монархи и их времена (Great English monarchs and their times. Изд-во Green Apple, 2000 г.).
- 7. Louise Jones. Короли и королевы Англии. Kings and Queens of England. Изд-во Ladybird, 2009 г.
- 8.DVD диск «Драматические события в жизни британских монархов» (The real dramas of Britain’s greatest monarchs).
- 9.DVD диск «Загадки истории. Кто убил Ивана Грозного?» (Who killed Ivan the Terrible?).
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
11 12 2024 7:29:53
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
10 12 2024 19:29:36
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
09 12 2024 17:20:50
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
08 12 2024 3:43:56
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
07 12 2024 23:30:17
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
06 12 2024 18:43:17
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
05 12 2024 13:39:16
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
04 12 2024 11:30:37
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
03 12 2024 9:43:12
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
02 12 2024 16:33:49
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
01 12 2024 6:15:49
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 11 2024 21:53:25
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 11 2024 11:30:19
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 11 2024 3:15:56
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 11 2024 9:41:12
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 11 2024 14:23:30
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 11 2024 13:11:19
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 11 2024 12:36:50
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 11 2024 22:24:16
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 11 2024 21:18:13
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 11 2024 22:27:33
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 11 2024 8:32:19
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 11 2024 14:24:30
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 11 2024 21:45:45
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 11 2024 16:49:56
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 11 2024 10:21:31
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 11 2024 4:51:37
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 11 2024 5:33:54
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 11 2024 15:51:21
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 11 2024 1:21:30
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 11 2024 0:14:21
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 11 2024 12:22:10
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 11 2024 10:57:16
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 11 2024 23:41:18
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 11 2024 4:50:18
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 11 2024 19:55:15
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 11 2024 6:54:49
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 11 2024 8:47:14
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 11 2024 21:46:37
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 11 2024 14:47:49
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 11 2024 15:43:12
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
31 10 2024 6:44:38
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
30 10 2024 8:35:53
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
29 10 2024 13:11:40
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
28 10 2024 7:42:29
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
27 10 2024 2:25:26
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
26 10 2024 18:18:25
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
25 10 2024 2:36:53
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
24 10 2024 5:16:33
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
23 10 2024 23:42:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::