Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "История" и "Английский язык" по теме "Абсолютизм в России и Англии в XVI в." > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "История" и "Английский язык" по теме "Абсолютизм в России и Англии в XVI в."


    Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "История" и "Английский язык" по теме "Абсолютизм в России и Англии в XVI в."


Пояснительная записка.

Данный интегрированный (бинарный) урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. Урок соответствует требованиям Федерального компонента Государственного образовательного стандарта и примерных программ по дисциплинам история и английский язык.

При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Компетенция – это готовность студента к выполнению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресурсов.

Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении.

Исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке – главная цель урока. Целями интеграции являются следующие:

  • лексические (пополнение словарного запаса и знание терминов);
  • через погружение научить мыслить на английском языке, через знание исторических фактов и событий формировать историческое мышление.

По окончании урока студенты должны знать особенности становления абсолютизма в России и Англии; должны уметь сформулировать основные понятия.

Образовательные цели:

  1. Углубить знания студентов об истории Великобритании и России.
  2. Усвоить новые лексические единицы.

Развивающие цели:

  1. Осуществить нравственное воспитание студентов.
  2. Формировать интерес к иноязычной культуре.
  3. Через культуру родного народа формировать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы личности.

Воспитательные цели:

  1. Воспитать чувство уважения к другим странам, их народам, традициям и обычаям.
  2. Расширять кругозор студентов.

Для формирования модели понятий применялся индуктивный метод, алгоритм которого предполагает изучение фактов, создание представлений, формулирование понятий.

  1. Студенты участвуют в разработке целей (проблем) урока.
  2. В результате наблюдений и анализа (погружение в эпоху) студенты выявляют роль личности в истории, особенности внутренней и внешней политики монархов России и Англии.
  3. Используя сравнение, анализ, синтез, классификацию студенты определяют различные и общие признаки абсолютизма в России и Англии.
  4. Абстрагируясь, студенты обобщают признаки абсолютизма и дают название типам монархии в России (сословно-представительной), в Англии (конституционной).
  5. В результате анализа студенты производят обобщение, определяя, почему сословно-представительная монархия в России перешла в абсолютизм, который существовал до 1917 года. В Англии до сегодняшнего дня существует конституционная монархия под контролем парламента.

Оборудование урока:

  • DVD плеер;
  • проектор;
  • компьютер;
  • аудиомагнитофон.

Методические разработки преподавателей:

  1. Викторина (Приложение 1).
  2. Опopный конспект (Приложения 2, Приложение 3).
  3. Открытый урок.
  4. Презентация в PowerPoint (Приложение 4).

Предлагаемая методическая разработка бинарного урока предназначена для студентов первого курса колледжа.

Порядок проведения бинарного урока.

Вопросы преподавателей по презентации (см. Приложение 4):

  1. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
  2. Каковы временные рамки рассмотренного периода?
  3. Какие монархи были в это время у власти?
  4. Что предлагали изменить монархи в России и Англии?
  5. В какой форме выстраивали отношения Россия и Англия с другими странами?
  6. Попробуйте сформулировать цели урока.
  7. Записать цели и задачи в рабочий лист.

Озвучить цели (проблемы) студентами:

  1. Почему абсолютизм в Англии в XVI веке перешел в конституционную монархию?
  2. Исследовать причины сохранения абсолютизма в России с XVI века до 3 марта 1917г. (до отречения Николая II)?
  3. Определить истоки демократии в английском и российском абсолютизме.
    А) Осмыслить роль личности в истории.
    Б) Дать хаpaктеристику внутренней политике в России и Англии в период монархии.
    В) Выделить особенности внешней политики России и Англии в XVI в.

Алгоритм:

  1. Мотивация студентов (вопросы преподавателей).
  2. Погружение в эпоху XVI века – театральное представление.
  3. Блок 1. Работа над осмыслением роли личности в истории (синквейн).
  4. Блок 2. Выявление элементов демократии во внутренней политике Елизаветы I и Ивана IV; итоги.
  5. Блок 3. Определение особенностей внешней политики России и Англии в XVI веке; итоги.
  6. Рефлексия. Определить форму монархии в России и Англии в XVI веке.

Погружение в эпоху XVI века. Сценарий театрализованного представления.

Ведущий вводит аудиторию в среду XVI века.

Историк: Сейчас мы с вами будем свидетелями уникального события: 1553 год.

Неизвестный корабль подошел к берегам Белого моря (показывает на карте маршрут корабля) в устье реки Северной Двины. Капитан корабля Ричард Ченселлор сошел на берег и отправился в Москву как первый посол Англии.

Встреча в Кремле. Прислушаемся, о чем могла идти беседа…

Иван IV сидит на троне. Посол входит в покои и отдает портрет королевы Елизаветы I и письмо от нее.

Ambassador: On behalf of the Queen Elizabeth the I and People of England we greet the Tsar of the whole Russia Ivan the IV. We have come with peace.

Переводчик: От имени королевы Елизаветы I и народа Англии мы приветствуем государя Всея Руси Ивана IV. Мы пришли с миром.

Иван IV послу: Передайте королеве Елизавете I, что Великий князь Всея Руси и русский царь Иван IV уважает тех, кто приходит с миром. Русь готова торговать, а не воевать.

Переводчик: Give me kind regards to the Queen Elizabeth the I and tell her that the Russian tsar Ivan the Great has the greatest respect for those who comes with peace.

Russia is ready to trade with England. It’s ready to trade and doesn’t want to be at war with your country.

Иван IV, сидя и смотря на портрет королевы: Хороша... Предложу-ка я ей стать моей женой, моей княгиней.

...Пиши! (Дьяку.) ...Великий князь, Государь Всея Руси, Иван Васильевич, кланяется Вам, королеве Англии, Елизавете I. Предлагаю Вам руку и сердце и престол России.

Дьяк отдает послу письмо с поклоном.

Англия. Покои королевы Елизаветы I. Посол передает ей письмо.

- Your majesty...

Королева читает послание от Ивана IV:  I have been deeply gratified to get your proposal but... I have already joined myself in Marriage to an Husband, namely, the Kingdom of England. And do not upbraid me with miserable lack of children, for every one of you, and as many as are Englishmen, are children and Kinsmen to me; If I continue in this kind of life I have begun... ye shall not need to doubt of a successour which may be more beneficial to the Commonwealth than he which may be born of me, considering that the Issue of the best Princes many times digenerateth. And to me it shall be a full satisfaction, both for the memorial of my Name, and for my Glory also, if when I shall let my last breath it be ingraven upon my Marble Tomb, «Here lieth Elizabeth, which Reigned a virgin and died a virgin».

Переводчик: Ваше предложение лестно, но... Я уже вышла замуж и имя моего мужа – Королевство Английское. И не упрекайте меня в отсутствии наследников, т.к. все вы и весь английский народ являетесь моими родными детьми. Если я буду продолжать жить как прежде, вам не нужно будет сомневаться в наследнике, который, возможно, будет более полезным государству (Англии), чем тот, который родился бы от меня. Я полагаю, что потомство даже самых лучших правителей постепенно вырождается. И для меня будет полным удовлетворением (чтобы прославить имя мое и почтить память о нем) мысль, что когда последний вздох замрет на моих губах, и я буду похоронена под мраморной плитой, на ней будет написано: «Здесь покоится Елизавета, которая правила и умерла дeвицей».

Историк: Позже между Иваном IV и Елизаветой I сложились дружеские отношения: в письмах они называли друг друга братом и сестрой. А торговые отношения между Россией и Англией продолжаются уже свыше 450 лет.

Что же было общего в личностях монархов, которые относились друг к другу с большой симпатией?

Давайте посмотрим фрагменты фильмов:

А) о личности Ивана IV – на русском языке;
Б) о личности Елизаветы I – на английском языке (с переводчиком)
В) одновременно идет презентация (Приложение 4) – слайд: портреты Ивана IV и Елизаветы I.

План урока.

Деятельность преподавателя Деятельность студентов
  1. Презентация (Приложение 4). Преподаватель показывает приезд английского посла в Москву.
  2. Презентация. Преподаватель озвучивает тему урока.
  3. Преподаватель задает наводящие вопросы студентам. Цель: вместе со студентами сформулировать цели и задачи урока.
  4. Презентация. Преподаватели озвучивают цели, задачи.
  5. Презентация. «Елизавета I». Показ слайдов.
  6. Показ сюжета из учебного фильма «Елизавета I».
  7. Преподаватель предлагает заполнить таблицу «Личность» в рабочем листе (Елизавета).
  8. Преподаватель выборочно проверяет таблицы.
  9. Презентация. «Иван IV». Показ слайдов.
  10. Показ сюжета из учебного фильма «Иван IV».
  11. Преподаватель предлагает заполнить таблицу «Личность» (Иван IV) в рабочем листе.
  12. Преподаватель выборочно проверяет таблицы.
  13. Преподаватель предлагает выполнить задание синквейн на английском языке на основе таблицы.
  14. Преподаватель проверяет правильность выбранных ключевых слов. Предлагает сделать вывод о значимости личности монархов.
  15. Презентация. «Елизавета I». Показ слайдов.
  16. Показ сюжета из учебного фильма «Елизавета I».
  17. Преподаватель предлагает заполнить таблицу «Внутренняя политика» (реформы) в рабочем листе (Елизавета I).
  18. Презентация. «Иван IV». Показ слайдов.
  19. Показ сюжета из учебного фильма «Иван IV».
  20. Преподаватель предлагает заполнить таблицу «Внутренняя политика» (реформы) в рабочем листе (Иван IV).
  21. На основе таблицы «Внутренняя политика» (реформы) сформулировать вывод:
    • Какие элементы демократии просматриваются во внутренней политике Елизаветы I и Ивана IV?
    • Какие группы населения поддерживали Елизавету I и Ивана IV?
  22. Презентация. «Елизавета I». Показ слайдов.
  23. Преподаватель предлагает заполнить таблицу «Внешняя политика» в рабочем листе (Елизавета I).
  24. Презентация. «Иван IV». Показ слайдов.
  25. Преподаватель предлагает заполнить таблицу «Внешняя политика» в рабочем листе (Иван IV).
  26. Преподаватель предлагает ответить на вопросы:
    1. Определить тип монархии в Англии в XVI веке.
    2. Определить тип монархии в России в XVI веке, привести доказательства.
  27. Определить форму монархии в России и Англии к концу XVI века.
  28. Рефлексия на английском языке.
    • Какой вид работы был самым интересным на уроке?
    • Какие задания были сложными или неинтересными?
  1. Студенты играют «ролевой сюжет». Английский язык с переводчиком.
  2. Студенты подписывают рабочий лист. Записывают тему урока.
  3. Студенты отвечают на вопросы:
    • Каковы временные рамки рассматриваемого периода? (Англ.) What period of time are we investigating?
    • Какие монархи были в это время у власти в России и Англии? (Англ.) Which monarchs were in power in England and in Russia at that time?
    • Что монархи предлагали изменить в управлении России и Англии? (Русск.)
    • В какой форме выстраивали отношения Россия и Англия с другими странами? (Русск.)
  4. Студенты записывают цели, задачи в рабочий лист.
  5. По слайдам студенты рассказывают о личности Елизаветы I на английском языке. Русский перевод под слайдами.
  6. Студенты осмысливают информацию.
  7. Студенты заполняют таблицу.
  8. Студенты проверяют содержание таблицы.
  9. Студенты рассказывают о личности Ивана IV на русском языке по слайдам.
  10. Студенты осмысливают информацию. Отвечают на вопросы.
  11. Студенты заполняют таблицу.
  12. Студенты проверяют содержание таблицы.
  13. Студенты выполняют задание.
  14. Студенты отвечают, используя таблицу. Делают вывод о значимости личности монархов.
  15. Студенты рассказывают о внутренней политике Елизаветы I (реформах) на английском языке. Русский перевод под слайдами.
  16. Студенты осмысливают информацию.
  17. Студенты заполняют таблицу.
  18. Студенты рассказывают о внутренней политике Ивана IV (реформах) на русском языке.
  19. Студенты осмысливают информацию.
  20. Студенты заполняют таблицу.
  21. Студенты озвучивают свои выводы на основе таблицы «Внутренняя политика» (реформы).
    Ответ: Елизавету I поддерживали– новые дворяне, предпринимательские круги.
    Ивана IV поддерживали – дворяне (служилые люди).
    Монарх – гарант стабильности и процветания. Дворяне – служилые люди поддерживали, так как монарх для них – источник дохода.
  22. Студенты рассказывают о внешней политике Елизаветы I (реформах) на английском языке. Русский перевод под слайдами.
  23. Студенты заполняют таблицу.
  24. Студенты рассказывают о внешней политике Ивана IV на русском языке.
  25. Студенты заполняют таблицу.
  26. Студенты отвечают на вопросы.
  27. Студенты отвечают на вопросы преподавателя на английском языке.
  28. Студенты отвечают на вопросы преподавателя на русском языке.

Рабочий лист.
Тема: "Формирование абсолютизма в XVI веке в России и Англии".

Студента группы 11МП_____________.
Задания для группы «Елизавета I», «Иван IV», «Историки».

Задание 1. Записать цель урока.

Задание 2. Заполнить таблицу.

Таблица «Личность».

Родители, семья, качества личности Дать хаpaктеристику личности Елизаветы I
Генрих VIII, отец; Анна Болейн, мать (через 3 года казнена за измену мужу). Отец отрекся от дочери. Отец умер, когда Елизавете исполнилось 15 лет.  
Образование королевских детей: знала латынь, греческий, испанский языки; играла на лютне, прекрасно танцевала. В конце правления болела, боялась заговоров и убийц.  
Родители, семья, качества личности Дать хаpaктеристику личности Ивана IV
Василий III, отец, умер, когда Ивану исполнилось 3 года; Елена Глинская, мать, умерла, когда Ивану исполнилось 8 лет. Воспитывали бояре, поощряли жестокость.
На личность оказали влияние Великий пожар и Московское восстание 16 ноября 1581 года.
 
Образование: Иван IV – один из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в т.ч. к Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади.
В конце правления болел, приступы ярости, жестокости сменялись покаянием.
 

Задание 3. Выполнить синквейн на английском и русском языке: для определения ключевой черты личности монарха написать одно существительное, одно прилагательное, один глагол на английском и русском языках; фраза, несущая смысл; резюме, вывод, обобщение. Примерный вариант ответа:

Русский язык, Иван IV Английский язык, EлизаветаI
1. Самодержец. 1. Kingdom.
2. Религиозный. 2. Powerful.
3. Казнить. 3. Toreign.
4. Иван Грозный. 4. The Queen-Virgin.
5. Сословно-представительная монархия. 5. Constitutional monarchy.

Задание 4. Заполнить таблицу «Внутренняя политика».

Внутренняя политика (реформы) Внутренняя политика (реформы)
Елизавета I:

Закрыты все монастыри, земли конфискованы и переданы короне.

Жестокий террор против недовольных (старое дворянство живет за счет оброка, дохода с должностей); (новое дворянство за счет выращивания овец, продажи шерсти, отнимает земли у крестьян «огораживание земли»).

Полное подчинение англиканской церкви.

Церковь возглавлял король. С 16 в. английская промышленность перестраивается на капитализм. (Предпосылки: новое дворянство.)

Технические изобретения, массовое производство товаров.

Англия отставала от Голландии. При Елизавете – аграрная страна, единственный крупный город – Лондон.

Иван IV:

С конца 40-х гг. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550. Проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). В 1565 была введена опричнина. Церковь поддерживала царя. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве.

Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян.

С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно отнимал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам.

Задание 5. Ответить на вопросы:

  1. Какие элементы демократии просматриваются во внутренней политике Елизаветы I и Ивана IV?
  2. Какие группы населения поддерживали Елизавету I и Ивана IV?

Задание 6. Заполнить таблицу «Внешняя политика».

Внешняя политика, Елизавета I Внешняя политика, Иван IV
  1. Захват колоний.
  2. Поощрение действий пиратов: Ф. Дрейк – второе в истории (после Магеллана) кругосветное плавание: ограбление испанских колоний. Война с Испанией. Победа.
  3. Борьба за колонии: война в Ирландии; освоение С. Америки; вывоз рабов из Африки; Ост-Индская кампания – торговля с Индией.
  4. Борьба за Шотландию: казнь Марии Стюарт; подписание договора с Яковом Стюартом; 1693 год –присоединение Шотландии к Англии.
Покорены Казанское (1552) и Астpaxaнское (1556) ханства. В 1558-1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). Походы на Азов, походы против крымского хана.

Задание 7. Ответить на вопросы:

  1. Определить тип монархии в Англии в XVI веке.
  2. Определить тип монархии в России в XVI веке; привести доказательства. (Ответить на русском языке.)
  3. Определить форму монархии в России и Англии к концу XVI века. (Ответить на английском языке.)

Записать определения:

  1. Абсолютизм – Absolute monarchy.
  2. Сословно-представительная монархия – class-representative monarchy.
  3. Конституционная монархия – constitutional monarchy.

Задание 8. Опopный сигнал на подтему: «Россия в правлении Иван IV. Опричнина».

Политические цели опричнины Экономические цели опричнины
Исследователи В.О.Ключевский
С.Б. Веселовский
С.М. Соловьев
С.Ф. Платонов
Р.Г. Скрынников
А.А. Зимин
В.Б. Кобрин
Ф.И.О, студента Заполняют студенты
Основное содержание концепций. «... цепь случайных, не связанных единой политической целью мероприятий.» «Подрыв экономических и политических позиций боярства, церкви и других крупных вотчинников.» «Последовательная борьба с удельным сепаратизмом, призpaк которого мерещился Грозному повсюду.»

Сепаратизм (в переводе с французского) – отдельный, стремление к отделению.

Задание 9. Ответить на вопросы викторины.

Задание 10. Рефлексия.

  1. Какой вид работы был самым интересным на уроке?
  2. Какие задания были сложными или неинтересными?

Варианты ответов студентов на вопросы:

  1. Нам понравился спектакль: мы почувствовали себя в XVI веке. Царь и королева были как настоящие.
  2. Самое интересное задание – выполнение синквейна, так как мы высказали свои взгляды по отношению к личностям монархов.
  3. Когда я заполнял таблицу «Внешняя политика», я вспоминал сцену приема английского посла в России.
  4. Сложной была подготовка ответов на проблемные вопросы.
  5. Легким заданием было заполнение таблицы «Личность монархов».
  6. Студенты оценили свою работу на уроке и самостоятельно, и в группах, а также получили оценки от преподавателей.
    Подведение итогов урока, определение оценок.

Оценка студента на уроке.

Задание 1 – зачет.
Задание 2 – по пяти бальной шкале.
Задание 3 – по пяти бальной шкале.
Задание 4 – по пяти бальной шкале.
Задание 5 – зачет.
Задание 6 – зачет.
Задание 7 – зачет.
Задание 8 – по пяти бальной шкале.
Задание 9 – по пяти бальной шкале.
Задание 10 – зачет.

Общая оценка:

«5» – 4 зачета и 20 баллов.
«4» – 4 зачета и 16 баллов.
«3» – 3 зачета и 12 баллов.

Библиография:

  1. 1. В. В. Артемов. История. -М.: Академия, 2009 г.
  2. 2. О. В. Волобуев. Россия и мир. -М.: Веди-принт, 2004 г.
  3. 3. Б. Антонов. Русские цари (Рюриковичи, Романовы). Изд-во Иван Федоров, 2005 г.
  4. 4. М.Н. Зуев, История России. -М.: Дрофа, 2006 г.
  5. 5. Журнал «Первое сентября» (английский язык), № 20, октябрь. 2010 г.
  6. 6. G. Clemens. Великие английские монархи и их времена (Great English monarchs and their times. Изд-во Green Apple, 2000 г.).
  7. 7. Louise Jones. Короли и королевы Англии. Kings and Queens of England. Изд-во Ladybird, 2009 г.
  8. 8.DVD диск «Драматические события в жизни британских монархов» (The real dramas of Britain’s greatest monarchs).
  9. 9.DVD диск «Загадки истории. Кто убил Ивана Грозного?» (Who killed Ivan the Terrible?).


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок обществознания по теме «Образование в жизни человека». 5-й класс


    Урок обществознания по теме «Образование в жизни человека». 5-й класс

      Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....

25 09 2021 5:30:34

Урок истории по теме "Берлинский конгресс"


    Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

      Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....

24 09 2021 1:28:35

Международное гуманитарное право


    Международное гуманитарное право

      Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....

23 09 2021 15:35:35

Урок истории в 7-м классе "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации"


    Урок истории в 7-м классе "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации"

      Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....

22 09 2021 11:12:55

Великие географические открытия


    Великие географические открытия

      Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....

21 09 2021 22:26:38

Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"

      Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...

20 09 2021 22:52:35

Урок истории "Последствия Смуты. Новые явления в экономике России XVII в.". 7-й класс


    Урок истории "Последствия Смуты. Новые явления в экономике России XVII в.". 7-й класс

      На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....

19 09 2021 17:52:44

Библейские сказания. 5-й класс


    Библейские сказания. 5-й класс

      История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. «Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....

18 09 2021 9:42:11

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе


    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе

      В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....

17 09 2021 17:52:48

Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси


    Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

      Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....

16 09 2021 1:37:48

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс


    Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

15 09 2021 4:19:14

"Золотые ворота" в Древнюю Русь


    "Золотые ворота" в Древнюю Русь

      Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....

14 09 2021 9:53:39

Урок-блок по истории в 11-м классе по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная войны"


    Урок-блок по истории в 11-м классе по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная войны"

      На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....

13 09 2021 7:20:31

Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"


    Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"

      Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....

12 09 2021 9:17:26

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

11 09 2021 12:12:30

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"


    Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

      Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

10 09 2021 17:49:22

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса


    Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

      Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

09 09 2021 16:48:35

"Был ли царь Алексей Михайлович "Тишайшим"?". Урок истории в 10-м классе социально-гуманитарного профиля


    "Был ли царь Алексей Михайлович "Тишайшим"?". Урок истории в 10-м классе социально-гуманитарного профиля

      На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....

08 09 2021 5:55:20

Групповой урок по теме "Россия на рубеже XIX–XX веков"


    Групповой урок по теме "Россия на рубеже XIX–XX веков"

      Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....

07 09 2021 12:56:21

Урок по краеведению: декабристы в Сибири


    Урок по краеведению: декабристы в Сибири

      Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...

06 09 2021 14:28:14

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума


    Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

      С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

05 09 2021 13:54:24

Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс


    Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс

      В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....

04 09 2021 19:39:43

"Подготовка отмены крепостного права". План-конспект урока истории в 8-м классе


    "Подготовка отмены крепостного права". План-конспект урока истории в 8-м классе

      Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. ...

03 09 2021 10:45:11

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

02 09 2021 8:50:54

Урок истории по теме "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"


    Урок истории по теме "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"

      Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....

01 09 2021 19:37:20

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Лучший друг планеты – это ты". 8-й класс


    Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Лучший друг планеты – это ты". 8-й класс

      Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....

31 08 2021 11:21:29

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"


    Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

      Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

30 08 2021 19:47:26

Внеклассное мероприятие по истории "Мамаев курган"


    Внеклассное мероприятие по истории "Мамаев курган"

      Внеклассное мероприятие для 7–9-х классов представляет собой экскурсию по мемориалу Мамаев курган с целью воспитания патриотизма и гордости за свой народ, познавательного интереса к истории РФ. Материал сопровождается музыкальной презентацией и показом слайдов о Великой Отечественной войне....

29 08 2021 1:16:35

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")


    Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

      Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

28 08 2021 15:13:28

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся старших классов "Знаешь ли ты Конституцию РФ?"


    Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся старших классов "Знаешь ли ты Конституцию РФ?"

      Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....

27 08 2021 22:41:44

Урок обществознания в 9-м классе "Добро и зло. Долг и совесть"


    Урок обществознания в 9-м классе "Добро и зло. Долг и совесть"

      В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....

26 08 2021 4:17:27

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

25 08 2021 3:13:24

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")


    Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

      Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....

24 08 2021 18:48:10

Урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"


    Урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"

      Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...

23 08 2021 18:10:30

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения


    Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

      Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

22 08 2021 7:13:31

"Я – гражданин России"


    "Я – гражданин России"

      Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....

21 08 2021 0:41:24

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9-й класс)


    Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9-й класс)

      Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции. ...

20 08 2021 16:43:20

Элективный курс по обществознанию в 9-м классе по теме "Основы уголовного права"


    Элективный курс по обществознанию в 9-м классе по теме "Основы уголовного права"

      Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....

19 08 2021 1:18:57

Интеpaктивное изучение истории


    Интеpaктивное изучение истории

      Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...

18 08 2021 12:37:43

Рынок, ратуша, собор


    Рынок, ратуша, собор

      Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....

17 08 2021 6:42:25

Урок-викторина "Эпоха Петра Великого"


    Урок-викторина "Эпоха Петра Великого"

      Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....

16 08 2021 11:47:23

Подготовка проектов, посвященных празднованию 200–летия Отечественной войны 1812 года


    Подготовка проектов, посвященных празднованию 200–летия Отечественной войны 1812 года

      Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....

15 08 2021 9:15:12

Формирование оценочных суждений старшеклассников на уроках истории


    Формирование оценочных суждений старшеклассников на уроках истории

      Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. ...

14 08 2021 15:26:46

Урок истории с применением ИКТ по теме: "Как одевались на Руси". 3-й класс


    Урок истории с применением ИКТ по теме: "Как одевались на Руси". 3-й класс

      Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...

13 08 2021 21:52:49

Сценарий урока истории из курса истории Отечества "Человек на войне" с применением ТСО


    Сценарий урока истории из курса истории Отечества "Человек на войне" с применением ТСО

      Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...

12 08 2021 14:15:48

Учебная программа курса "Герои и антигерои Отечества"


    Учебная программа курса "Герои и антигерои Отечества"

      В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...

11 08 2021 8:33:42

Комбинированный урок по теме: "Отечественная война 1812 года"


    Комбинированный урок по теме: "Отечественная война 1812 года"

      На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне. ...

10 08 2021 11:20:33

Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса


    Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса

      В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....

09 08 2021 18:34:38

Всероссийский урок Мира "Мир – высшая ценность"


    Всероссийский урок Мира "Мир – высшая ценность"

      Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....

08 08 2021 3:40:46

Урок-игра


    Урок-игра

      Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что  применение  игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....

07 08 2021 23:15:19

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::