Интегрированный урок (история + МХК) по теме "Спасенные шедевры". 11-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (история + МХК) по теме "Спасенные шедевры". 11-й класс


    Интегрированный урок (история + МХК) по теме "Спасенные шедевры". 11-й класс

  • Цели:
  • Формировать у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность;
  • Знакомство учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны;
  • Показать значение победы над гитлеровской Германией как великой победы нашего народа;
  • Показать, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор. Зрительный ряд урока представлен слайдами.

История Дрезденской галерей восходит к VI веку. По обычаю времени, саксонские курфюрсты начали собирать в своём дрезденском дворце (Дрезден был столицей Саксонии) различного рода этнографические редкости – старинное оружие, редкие минералы, драгоценности, хитроумные инструменты, а также монеты, гравюры, картины. Такие собрания назывались кунсткамерой.

Дрезденская галерея заслуженно пользуется мировой известностью. В ней хранится большое число шедевров европейских мастеров прошлого.

Широкий размах коллекционирование картин получило с 1694 года при Августе II Сильном Из путешествий по Германии, Франции, Испании и Португалии он привёз много работ известных живописцев. К 1722 году в его собрании было 1938 живописных произведений.

Но более целеустремлённым собирателем в 40-50 гг XVIII века стал его сын Август III. Через своих агентов в разных странах Европы он узнавал о предстоящих аукционах и покупал не только отдельные произведения, но и целые коллекции.

Вначале картины размещались во дворцах и замках, но в 1855 году выстроили специальные здания.

В Дрезденской картинной галерее блестяще представлены итальянская, испанская, голландская и фламaндская школы живописи.

Наиболее интересная часть коллекции немецкого искусства включает произведения великих мастеров Северного Возрождения. На «Портрете молодого человека» Дюрера мы видим сильную, волевую, целеустремленную личность.

В самом конце жизни Дюрер напишет: «Что такое красота, я не знаю». Но во многих произведениях мы находим ответ на этот вопрос. Как никто другой, умел пристальным взглядом художника всматриваться в лица своих современников, ища в них духовную красоту.

Самая ценная и обширная коллекция Дрезденской галереи- итальянская. Восхищение природой и человеком свойственно мастерам Италии.

Христианские мученики превращаются в сильных, прекрасных героев, как в картине Антонелло да Мессина «Св.Себастьян».Согласно легенде, римский воин Себастьян принял христианство за что и подвёргся мучениям. Тело привязанного к дереву героя, в которое вонзаются стрелы врагов, как бы сливается с тёмными красками фона. Потоки краски передают движение, напряжение, страдальческое выражение лица, раскрывают трагический смысл события.

«Портрет мальчика» Пинктуриккьо проникнут мыслью о великом предназначении юного существа и неисчерпаемых, ещё скрытых возможностях, заложенных в нём. Гуманистический идеал Возрождения в наивысшей степени воплощён в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Она написана для церкви монастыря, располагалась высоко над алтарём и была видна от самого входа. Два пухлых ангелочка, святой Сикст, преклонив колени, стоит святая Варвара. Прекрасные, широко открытые глаза Марии выдают тревогу и страдание. Прижимая к гpyди младенца, она старается защитить его, предчувствуя трагическую судьбу своего сына. Мадонна – воплощение красоты, добра и скорби, мать, совершающая подвиг во имя людей. Величие и красоту человеческой души раскрывает Рафаэль в этом совершенном и драматическом образе. И. Крамской назвал «Сикстинскую мадонну» «портретом того что думали народы».

Серия картин «Таинства» говорит о том, что Креспи великий итальянский художник.

Таинство бpaка свет падает на соединённые руки мужчины и женщины, освещает серьёзное склонённое лицо жениха, священника, совершающего обряд бpaкосочетания. Мы чувствуем значительность этой тихой минуты, когда двое людей навсегда соединяют свою судьбу; художник выразил её с возвышенной простотой. В картине нет ни гостей, ни зрителей, глядящих на жениха и невесту, ни венчальных нарядов, никакого намёка на пышную суету, сопутствующую венчанию в церкви. Художник написал не сцену бpaка, но его сокровенный внутренний смысл.

В нескольких залах галереи полотна прославленной венецианской школы живописи.

В галерее можно познакомится с великолепными работами Тициана, среди них «Динарий кесаря». Согласно евангельской легенде, фарисей, желая смутить Христа, спросил у него, следует ли платить подать кесарю, т.е. римскому императору, на что Христос ответил ему: «Воздайте божье богу, а кесарево – кесарю». Перед нами два лика: лик Христа, вылепленный светом, и лик фарисея, выступающий из тьмы. Стихией цвета и света передаёт Тициан духовное благородство первого, низменность и коварство второго, сияющее торжество первого над вторым.

«Портрет дамы в белом» покоряет жизненностью образа, виртуозностью исполнения, изысканным сочетанием тёмного фона и светлого с разнообразными оттенками атласного платья.

Вторая по значению коллекция – собрание голландских мастеров XVII века: Вермера, Рембрандта, Терборха.

Творчество Рембрандта представлено ранними работами тридцатых – начала сороковых годов XVII века. Среди них известный «Автопортрет с Саскией на коленях», отразивший счастливую пору жизни художника. Молодой, нарядно одетый, в золотисто-красном камзоле, в черной бархатной шляпе с белым страусовым пером, он сидит за столом, держа на коленях жену, и высоко поднимает кубок с игристым, пенящимся вином.

Художник женился на любимой дeвyшке – Саскии. Вот она – милая, чуть смущенная. Взгляд ее глаз, поворот головы, застенчивая улыбка – как бы говорят: не судите нас строго, ведь Рембрандт так талантлив, и мы с ним так счастливы.

К шедеврам галереи относят картину Вермера «Дeвyшка, читающая письмо».

Как здесь сочетаются написанные на полной интенсивности красочного звучания красный рыхлый ковер, синяя фаянсовая тарелка с ее холодной звонкостью, теплые бархатистые фрукты, сходные с ними по тону, но иные по фактуре платье и занавеси, наконец, рыжеватые волосы дeвyшки, позолоченные солнцем!

Превосходна картина Терборха «Женщина, моющая руки».

Что может быть незамысловатее- служанка поливает воду из кувшина, хозяйка стоя моет руки, смирная собачка сидит и косится умным взглядом на зрителя. Все здесь обыкновенное и вместе с тем необыкновенно красивое. И на удивление хороша и сама молодая хозяйкав белом атласном платье.

 

В собрании испанской живописи не более трёх десятков картин. Но художественная ценность их чрезвычайно велика. Достаточно упомянуть создавших их живописцев – Х. Риберу, Ф. Сурбapaна.

Картина Риберу: «Философ Диоген» – косматый, седеющий упрямец, ищущий с фонарём истину.

Лучшая картина Рибера – «Святая Инесса». Это легенда о юной христианской мученице, которую бросали в тюрьму обнажённой; ей нечем было прикрыть наготу, кроме своих длинных волос, но и здесь подоспел благодетельный ангел – он окутал Инесу покрывалом. Рибера писал Инесу со своей дочери.

«Св. Инесса» Риберы – один из самых трогательных и женственных образов в мировом искусстве.

В картине знаменитого Сурбapaна «Молитва святого Бонавентуры перед избранием папы» ангел, явившейся Бонавентуре, с трогательной серьёзностью советует Бонавентуре, кого выбрать папой. И монах внимает ему пока одетые в красное кардиналы дожидаются на площади результатов собеседования. 

Французкий раздел, будучи небольшим, радует первоклассными картинами «Царство Флоры» – одно и самых гармоничных творений Пуссена. К сокровищам коллекции относятся две парные картины великого французского живописца XVIII века Антуана Ватто «Общество в парке» и «Праздник любви».Обе изображают кавалеров и дам,расположившихся в парке. В одной из них, которую принято называть «Праздник любви», среди флиpтующих пар особенно хороша группа на первом плане – юная дама как бы нехотя слушает своего поклонника.

На другой картине – «Общество в парке» – чудесен лихой гитарист в белом наряде и гoлyбых чулках: как он старается пленить своей игрой недоверчивую красавицу.

Технике пастели, широко распространенной в XVIII веке, посвящен отдельный зал. В нем представлена знаменитая картина Лиотара «Шоколадница».

Перед нами- австрийская горничная, классический «образ горничной». Она не столь красива, сколько миловидна. Она излучает покой, вызывает доверие. Она одна, но кому-то предназначены ее улыбка и приготовленный ею шоколад. За ней ощутим налаженный быт богатого дома с крепкими устоями, в котором она нашла свое, пусть подчиненное, место.

«Шоколадница» сравнительно ранняя работа, но ничего подобного Лиотару больше не удалось написать.

1-й ученик. Летнее наступление Красной Армии в 1944 году привело к коренному изменению стратегической обстановки и создало условия для последнего, завершающего удара по Германии.

Не было еще такого грома,
Не было еще такого гула.
Мне казалось, что через проломы
Огненным нутром Земля вздохнула.
Захлестнула, дали эхом мощным,
Выметнула дым горячий броско.
Вверх взлетели блиндажи и рощи,
Пушки, пулеметы и повозки.
Рушились надежные траншеи,
И поля за Одером стонали.
Это грозно наши батареи
Путь огнем к Берлину пробивали.

2-й ученик. Церемония подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии состоялась 8 мая.

Нападение фашисткой Германии принесло неисчислимые бедствия нашей Родине. Захватчики отняли жизнь у 27 млн советских граждан, стерли с лица земли более 70 тыс. городов, поселков, сел и деревень, уничтожили множество исторических и художественных памятников, разрушили и ограбили 427 музеев.

В немецкой армии были созданы специальные комaнды, в задачу которых входило выявление и отправка в Германию из нашей страны художественных и культурных ценностей.

Были варварски разрушены дворцы в Петергофе, Пушкине, Павловске и многие другие памятники истории и культуры.

Великая Отечественная война стала трагической страницей в истории петергофских ансамблей. Двадцать восемь месяцев хозяйничали враги в городе. Они превратили его архитектурные памятники в руины. После освобождения Петергофа в 1944 году дворцово-парковых ансамблей как памятников искусства пpaктически не существовало.

Поэт М. Дудин писал:

Я в Петергофе не был никогда,
И вот сейчас брожу среди развалин,
Где красный щебень по земле развален,
Где на столбах провисли провода,
Где гoлые безрукие деревья
Стоят, как приведенья из поверья,
Где старый храм с глазницами пустыми,
Где пахнет мертвым запахом пустыни,
Где дикая ночная тишина
Назойлива и смысла лишена.

Отступая из Петергофа, фашисты похитили «Самсона» – одну из интереснейших скульптур Большого каскада. При изготовлении новой статуи возникли неожиданные трудности. И все-таки трудности были преодолены. 14 сентября 1947 года «Самсон» занял свое место в главном фонтанном комплексе Петродворца.

3-й ученик. Из воспоминаний маршала Советского Союза И. С. Конева.

«… 8 мая был взят Дрезден, а название этого города неразрывно связано, а нашей памяти и сознании с Дрезденской галереей. Дрезден не имел военных заводов, это был город художников и поэтов, скульпторов и музыкантов, здесь, в музеях были сосредоточенны духовные ценности немецкой нации. До меня дошли слухи, что сокровища Дрезденской галереи куда-то спрятаны, а само место, где галерея находилась, разворочено так, что и узнать невозможно. Я поинтересовался, занимаются ли розысками картин Дрезденской галереи, кто занимается этим, и выяснил, что в трофейной бригаде 5-й Гвардейской Армии есть художник Рабинович и распорядился оказать ему помощь. Дать ему для розысков специальную комaнду.

4-й ученик. Солдаты вышли в одинокую рощицу и заметили между деревьями глубокую и длинную расселину. На одном участке обрыва было видно, что слоистые глыбы уложены не природой… Солдаты проникли внутрь. На ржавых рельсах стоял обычно темно-синий вагон. Когда открыли тяжелую дверь, справа блеснуло золото массивной лепной рамы.

1-й ученик в форме солдата. Наугад в первом попавшемся месте я протер поверхность холста рукавом гимнастерки. И тут, будто в медленно оттаивающем окошке появилось лицо. Оно возникло, родилось из серой тьмы – доброе, веселое, со смеющимися глазами, озаренное особенным, неповторимым светом лицо. Рембрандт! Это был знаменитый «Автопортрет с Саскией» – одно из наиболее радостных творений Рембрандта.

2-й ученик в форме солдата. Возникает из тьмы другая картина: коленопреклоненная святая Инесса с устремленным вверх взглядом прекрасных черных глаз. Внизу подпись художника: «Хосе де Рибера, испанец».

За вагоном нашли еще около двухсот картин. Страшно подумать о том, что ожидало, похоронены здесь картины. Все картины из Гросс- Кота были перевезены в Пильниц – летнюю резиденцию саксонских королей под Дрезденом. Это уединенный уголок счастливо миновала война. Рядом протекает Эльба, близость реки интересовала главным образом с противопожарной точки зрения. В залах замка, где поместили полотна, были затенены все окна – чтобы извлеченные из тьмы подземелья произведения живописи могли постепенно привыкнуть к новым условиям: резкая перемена могла гибельно повлиять на их сохранность.

Был поздний вечер, когда солдаты вернулись в батальон на машине. Они с предосторожностями привели ящик, найденный в каменоломне. Сладить с замками было непросто. Но в конце концов это удалось…

Перед нами предстала одна из величайших картин, когда-либо созданных человеком – «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

1-й ученик в форме солдата. Поиск картин Дрезденской галереи продолжается. Когда мы вошли в первую штольню, то услышали, как срываются и падают звонкие капли, одна за другой, будто невидимые часы отсчитывают секунды. Штольня пуста…

Заходим во вторую и третью штольни – там тоже пусто. И лишь в четвертой Олег Кузнецов, ушедший вперед, зовет нас, размахивая в темноте фонарем.

Бежим, разбрызгивая сапогами воду, и ошеломленные останавливаемся. Впереди, вдоль мокрых каменных стен, стоят и лежат картины.

Наконец-то найдено знаменитое полотно «Динарий кесаря».

5-й ученик. Картины были поражены убийственной сыростью. Вскоре для их спасения прибыли реставраторы из Москвы. Дрезденские шедевры ожидало долгое и кропотливое лечение – ни один квадратный сантиметр драгоценной поверхности не должен быть утерян! Достижения науки, умения наших лучших специалистов – все будет призвано, для того чтобы вернуть картинам жизнь. Это будет второе рождение картин Дрезденской галереи! Бригада и бойцы трофейного батальона работали без усталости. Каждый час пребывания в таких условиях грозил картинам гибелью. До какого безумия дошли нацисты, если бросили великие полотна в эту страшную шахту! Автоматчики заняли свои места. Караван доверху груженых машин тронулся в направлении Дрездена. Постепенно список недостающих картин становился короче. Выяснилось, что 197 полотен и среди них «Каменотесов» Курбе искать уже не придется: они погибли во время бомбардировки Дрездена американских авиацией. Около двух месяцев напряженной работы. Непрерывные поиски, подчас с риском для жизни. И вот, наконец, почти все произведения из собраний галереи и музея скульптуры найдены.

2-й ученик в форме солдата. Настал момент, когда залы Пильница уже не могли вмешать всех найденных произведений искусства. Нужно было принимать решение, что делать дальше? За ответом на этот вопрос в Москву был комaндирован старший лейтенант Н. Пономарев. С ним полковник Рототаев направил письмо М. Храпченко, председателю Комитета по делам искусства. Вот выдержки из него. «Хочу сообщить, что сейчас складывается весьма тревожное положение. Дело в том, что все произведения живописи собранные в Пильнице, находятся с точки зрения музейной сохранности в нeблагоприятных условиях здесь стоит очень жаркая погода.» Еще имеются случаи когда оставшиеся в тылу у нашей армии фашисты организуют диверсии, взрывы, поджоги. Мы убеждены, что сейчас настало время, чтобы срочно решить вопрос об окончании наших работ, об отправки произведений искусства в Москву… 5 июля 1945года. Через неделю в Пильниц пришло сообщение: Госкомитет обороны принял решение о вывозе Дрезденской галереи в СССР.

3-й ученик в форме солдата. В последний день июля из Дрездена вышел литерный эшелон с грузом государственного значения. Что именно было в вагонах, на железной дороге никто не знал.

В первые дни обошлось без происшествий. Состав охраняли пятьдесят автоматчиков. Впереди литерного эшелона по территории Германии шел контрольный паровоз – рисковать спасенными сокровищами было нельзя.

Как-то на глухом полустанке в Польше после осмотра состава железнодорожники потребовали отцепить из-за неисправности один вагон.

По счастью, недалеко от полустанка стояла советская воинская часть. Там нашлись мастера, которые за несколько часов произвели нужный ремонт.

Однажды литерный прибыл на крупную товарную станцию. С удивлением члeны спецбригады обнаружили, что эшелон направили на запасной путь. Встали. Мимо один за другим идут составы, а литерный стоит.

Подвергать хотя бы малейшему риску бесценный груз мы не имели права, потому и прибегали к решительным мерам, чтобы вырваться со станции.

1-й ученик в форме солдата. В другом месте ночью чуть не произошло крушение. Диверсанты уложили на рельсы колеса от вагонетки. Но машинист заметил их и успел затормозить. Огромный состав замер прямо перед грудой металла.

Наконец советско-польская граница. Измученные долгой и опасной дорогой, люди облегченно вздохнули – дальше ехать по родной земле. Но радость была преждевременной, так как наша железнодорожная колея шире польской. Надо было перегружаться в новый состав.

Заняло это несколько дней. Круглые сутки у эшелона стояла охрана. Потом подогнали состав к составу и перенесли драгоценные ящики.

И вот 10 августа с самого утра вдоль дебаркадера Киевского вокзала в Москве выстроились десятки грузовиков. На перроне – взволнованные сотрудники Комитета по делам искусств. Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Литерный прибыл без опоздания.

2-й ученик в форме солдата. Через час во двор музея въехал закрытый брезентом грузовик.

На следующий день вскрывали прибывшие из Дрездена ящики. Многие картины оказались в крайне плохой сохранности. Картины долго лечили, пока не ликвидировали следов варварства.

Через несколько месяцев после окончания войны западноберлинская газета «Тагесшпиль», сообщая о вывозе картин галереи в Москву, писала: «Эти вещи взяты в порядке возмещения за разрушенные музеи Ленинграда, Новгорода и Киева». Разумеется, считала газета, русские никогда не отдадут своей добычи. Подобные пророчества звучали в западной печати десять лет – вплоть до 1955 года, когда мир узнал о великодушном акте СССР, передаче галереи народу Германской Демократической Республики.

6-й ученик. Летом 1955 года – это помнят все старые москвичи – на Волхонке с раннего утра выстраивались огромные очереди. Впервые после войны Дрезденская галерея стала доступна широкому зрителю. Нескончаемым потоком шли люди, чтобы увидеть великое искусство, спасенное Советской Армией, советскими реставраторами.

Передать галерею в 1955 году поехал Степан Сергеевич Чуpaков, прекрасно знавший состояние и особенности каждой картины.

Западные журналисты, все еще не верившие в историю спасения Дрезденской галереи, попросили Чуpaкова съездить с ними в Покау и разыскать тот самый тоннель. Расчет был простой – Чуpaков тоннеля не найдет, запутается в его лабиринте и тогда можно будет написать о том, что русские в сорок пятом году ничего не спасали, а захватывали обыкновенный трофей.

Степан Сергеевич тоннель нашел, провел журналистов в штольню и подробно рассказал, как десять лет назад он с товарищами обнаружил здесь картины.

7-й ученик. Как-то в Музей изобразительных искусств имени Пушкина из Дрездена пришли два ящика, запечатанных пломбами. В них были две картины Дрезденской галереи: «Общество в парке» Ватто и «Портрет молодого человека» Дюрера – две из сотен, спасенных Советской Армией. В каталоге изданном в Дрездене, была рассказана история спасения галереи в майские дни сорок пятого года. Статья в каталоге кончилась словами «Мы не когда не должны забывать о подвиге советских солдат и офицеров».

1-й ученик в форме солдата. Бывают в истории удивительные совпадения.… В сорок пятом Потсдам со знаменитой королевской резиденцией Сан-Суси оказался в линии огня. И дворец, и парки, и фонтаны – все здесь напоминало Петергоф. Казалось, сама история поставила вопрос – постигает ли Сан-Суси участь Петергофа?

Но советские генералы в Германии не издавали таких приказов как фашистский фельдмаршал Рейхенау в нашей стране: «Никакие ценности на Востоке не имеют значения…». Наоборот мы делали все, чтобы спасти художественные ценности народов Европы.

В апреле сорок пятого года комендантом Сан-Суси был назначен старший лейтенант Евгений Ледшувейт, до войны искусствовед.

Комендант Сан-Суси вспоминает «Мы были очень озабочены судьбой произведений искусства и любой ценой хотели их сохранить. В первые дни у меня не хватало солдат. Шли бои, и каждый человек был нужен на фронте. Я мобилизовал лекгоранненых и выздоравливающих в «парковую армию». Мы начали восстанавливать купола дворца, брали на учет музейное имущество…

2-й ученик в форме солдата. Они и мы…. Фашисты в Петергофе куполов не восстанавливали, а стреляли по ним, и когда Большой дворец загорелся, они не стали тушить его и не позволили сделать этого нашим людям. Из золота, сорванного с купола Новгородской Софии, гитлеровская солдатня делала портсигары, солонки и другие безделушки своим возлюбленным –«на память о восточной компании».

«Парковая армия» спасла дворец прусского короля для немецкого народа». «Сан-Суси со своими великолепными памятниками архитектуры, – писал профессор из ГДР Фридрих Кауль, – сохранился для трудящихся нашей республики… благодаря разумной охране, которую осуществляла советская власть во время боевых действий. Сан-Суси и Петродворец стал для нас, граждан ГДР, напоминанием двойного значения: Сан-Суси – благодарность и признательность советскому народу; Петродворец – решимость и готовность противостоять варварству…»

1-й чтец.

Над Веймером пылилось лето,
Дул ветер с пригородных нив.
У ног прославленных поэтов
Стоял я, голову склонив…
О двух я думал государствах,
О двух народах ливших кровь:
– Скажи мне, Шиллер, где коварство,
Где настоящая любовь…
А небо делалось темнее,
Шел синих туч девятый вал,
И мне казалось, «Прометея»
Великий Гете завершал
За мной были кровь и раны,
Холодных пепелищ пустырь.
Я вспомнил Ясную Поляну
И Святогорский монастырь…
Но я пришел не для расправы.
– Кому ж был нужен путь кровавый? –
Потупили поэты взор,
Не в силах смыть своею славой
Родной Германии позор.

1-й ученик в форме солдата.

Но жизнь подарена планете
И небо мирное над ней
Лишь потому, что есть на свете
Солдаты Родины моей.
Фашистских полчищ победитель –
Моей державы рядовой.
И высший чин – Освободитель –
Ему присвоил шар земной.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

12 04 2024 19:51:42

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

11 04 2024 20:18:43

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

10 04 2024 1:45:32

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

09 04 2024 4:53:58

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

08 04 2024 4:35:59

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

07 04 2024 15:45:26

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

06 04 2024 3:20:33

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

05 04 2024 16:29:29

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

04 04 2024 17:40:59

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

03 04 2024 1:32:18

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

02 04 2024 21:24:15

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

01 04 2024 7:42:36

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

31 03 2024 16:37:31

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

30 03 2024 19:23:26

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

29 03 2024 23:44:55

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

28 03 2024 20:25:44

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

27 03 2024 12:36:54

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

26 03 2024 15:32:51

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

25 03 2024 14:36:46

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

24 03 2024 14:44:38

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

23 03 2024 21:54:25

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

22 03 2024 22:46:12

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

21 03 2024 11:42:52

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

20 03 2024 12:26:37

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

19 03 2024 14:26:43

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

18 03 2024 17:16:40

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

17 03 2024 17:47:31

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

16 03 2024 16:19:40

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

15 03 2024 17:14:15

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

14 03 2024 16:39:44

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

13 03 2024 9:23:58

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

12 03 2024 5:56:42

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

11 03 2024 23:15:21

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

10 03 2024 3:55:58

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

09 03 2024 2:43:45

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

08 03 2024 7:46:43

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

07 03 2024 10:36:58

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

06 03 2024 12:27:34

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

05 03 2024 10:42:26

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

04 03 2024 17:28:42

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

03 03 2024 0:33:20

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

02 03 2024 20:21:51

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

01 03 2024 1:44:10

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

29 02 2024 10:21:55

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

28 02 2024 3:23:11

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

27 02 2024 22:44:49

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

26 02 2024 14:45:10

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

25 02 2024 20:57:44

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

24 02 2024 11:53:37

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

23 02 2024 23:17:21

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::