Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи"


    Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи"

Презентация (слайд 1)

Цель урока:

1. Образовательная:

а) проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра Первого; подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра Первого; оценить масштаб личности самого царя.

б) показать важность для Российской империи борьбы за выход к Черноморскому побережью во второй половине XVIII века; рассказать о великих русских победах и русском полководце А. В. Суворове, чье имя овевают народные легенды.

в) повторить с учащимися основные достижения отечественной науки XVIII века, познакомиться с деятельностью выдающегося ученого М. В. Ломоносова - символа русской науки, определить влияние государства на развитие науки и образования; укий ова - символом егося ученого М. отечественной науки ркнуть эпохальное значение реформ Петра Первого; оценить масштаб личности.

2. Воспитательная: воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины;

3) Развивающая:

а) продолжить формировать умение и навыки работы с некоторыми документами, анализировать и обобщать исторические факты и явления;

б) закрепить умения учащихся работать со статистическими данными, сравнительными таблицами, исторической картой, историческими документами.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала

Оборудование:

  1. Историческая карта "Россия в XVIII веке"
  2. Экран, мультимедийный проектор
  3. Раздаточный материал
  4. Портреты исторических личностей.
  5. Картина "Переход Суворова через Альпы"
  6. Презентация к уроку в PowerPoint.

План урока: (слайд 2)

  1. Вступление
  2. Эпоха Петра I
  3. Суворовская "Наука побеждать"
  4. Олицетворение русской науки - М. В. Ломоносов
  5. Заключение

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня у нас с вами повторительно - обобщающий урок по теме "Российская империя в XVIII веке"

XVIII век в нашей истории:

Это, конечно же, век дальнейшего угнетения русского крестьянства, век кровопролитной войны под предводительством Е. Пугачёва, век дворцовых переворотов, и в то же время - это был век просвещения, век науки, век великих открытий и преобразований.

На уроке мы повторим наиболее важные события нашей российской истории, которые произошли в данный период, дадим им историческую оценку, покажем роль личности в истории. Это, без сомнения, Петровская эпоха, это время царствования Екатерины II, это время, когда шло становление и развитие русской науки и культуры.

Каждый период в истории Отечества представляет несомненный интерес. Наследие наших предков не утрачивает своего значения. Вы должны уяснить, что история - это не справочник по ушедшим эпохам, а интересный процесс познания себя и своих предков (слайд 3).

Листая страницы истории,
Шагнём в восемнадцатый век
События, даты, явления,
Но в центре всегда - человек.

"Великие люди великой эпохи" - тема нашего урока.

2. Эпоха Петра I (слайд 4)

Выдающаяся роль в преобразованиях к. 17 - н. 18 в. принадлежала Петру I, его глубокому и дальновидному, государственному уму, его целеустремлённости, решительности, твёрдой воле. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось повсюду. Непритязательный в быту, царь любил работать под открытым небом. Современники вспоминали, что Петр знал в совершенстве 14 ремесел.

Недаром А. С. Пушкин сказал о нём:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он, всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник

Сообщение 1 ученика: (слайд 5)

Очень выразителен был и внешний облик Петра I. Огромного роста (2 м 4 см), необычайной физической силы - он руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Пётр ходил так стремительно и столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом. В обращении он был прост, но суров до жестокости. В нем сочетались веселый нрав и болезненные приступы гнева. Деятельный, активный и деспотичный властелин не пытался понять окружающих. При жизни Петра мало кто осмеливался открыто критиковать его политику. Властный император и прирожденный воин поразил мир безграничными имперскими амбициями. В большом и малом он оставался натурой цельной, деятельной и могучей. И в нашей истории он по праву остался Петром Великим, так похожим на нашу необъятную Россию, которой правил.

Северная война (слайд 6)

Учитель:

Одним из главных событий его правления, конечно же, была Северная война.

1) Работа с датами:

а) Определить события, которые произошли в данный период времени:

1709, 1700, 1695, 1714, 1711, 1721.

2) Заполните пропуски: (слайд 7)

Задания к классу:

Северная война началась в ___________ году и закончилась в __________ году подписанием ___________________ мира между Россией и ____________. Первый этап войны был для русских не совсем удачным, т. к. армия потерпела поражение под ___________________. Однако Петра I неудачи не подавили и он взялся за создание ____________________ армии.

Коренным образом ход Северной войны изменила ______________ битва. Но для достижения окончательной победы необходимо добиться превосходства на __________.

В _________ году произошло знаменитое ___________ морское сражение и русский флот стал сильнейшим на ___________________________.

3) Работа с картой: покажите на карте места основных сражений Северной войны.

4) Полтавская битва (слайд 8, 9)

Но об одном сражении надо сказать особо.

(Дети читают отрывки из поэмы А. С. Пушкина "Полтавская битва")

Какое значение имела Полтавская битва для Северной войны?

Реформы Петра I (слайд 10)

При Петре I было много преобразований в различных областях жизни.

а) самостоятельная работа в тетрадях:

Выпишите только те нововведения, которые были введены Петром I:

Ассамблея, синод, приказы, кунсткамера, воеводство, местничество, адмиралтейство, книгопечатание, табель о рангах.

Что же было введено вместо приказов?

Какие коллегии вы знаете?

Почему вы не написали книгопечатание и местничество?

Сообщения 2 ученика: (слайд 11)

Недаром первую четверть 18 века называют Петровской эпохой.

Вся жизнь русского народа была связана с его личностью, с его жизнелюбием. "::Нет, не чародей, а гений Пётр. Смотрите, вот он стоит посреди широкого поля, Русского царства, рабочей своей палаты, между тысячами и тьмами своих работников:Смотрите, как поворачивает он головою направо и налево, как бросает свои пронзительные взоры во все стороны, и как работа вскипает у русского человека там, куда он оборачивается, и сил прибывает, и время увеличивается, час вырастает днём, день вытягивается месяцем, месяц стареет годом, трудное становится лёгким, невозможное возможным".

2. Суворовская "Наука побеждать" (слайд 12)

Учитель:

Славься, век восемнадцатый, славься своими героями и гениями, славься своими подвигами и открытиями. И вот уже новые имена, новые события и даты мелькают перед нашими глазами.

Екатерининская эпоха подарила нам выдающегося полководца, вышедшего из среды русского народа.

Звездой первой величины сияет имя А. В. Суворова.

Сообщение 3 ученика:

А. В. Суворов родился 13 ноября 1729 года в Москве в дворянской семье. От природы он был наделён пытливым умом. С раннего возраста проявлял любовь к знаниям. Увлечение военной историей во многом определило будущую профессию Суворова: он решил стать военным.

Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружьё не подымешь!" Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

Семьдесят лет прожил Суворов. Более пятидесяти из них он провёл в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил её фельдмаршалом и генералиссимусом. Суворов очень ценил русских солдат. Это они - простые русские солдаты - были истинными творцами великих побед Суворова.

Учитель: (слайд 13)

Ни одно сражение Суворовым не было проиграно.

1) Работа у доски

Выберите правильный ответ и скажите, за какое сражение он получил графский титул?

1. Сражение у реки Рымник

2. Штурм Измаила

3. Битва при Фокшанах

4. Переход через Альпы

Расскажите об этом сражении.

2) Сценка: "Встреча с послом" (слайд 14)

О каком событии идет речь?

Автор: Живёт Суворов в своём имении, в селе Кончанское.

Офицер: Вам пакет от государя императора Павла I.

Суворов (читает): Графу А. Суворову в собственные руки.

- Не мне, не мне.

Офицер: Как не вам? Вам. Велено вам в собственные руки.

Суворов: Нет. Это не мне (уходит)

Офицер: (крутит пакет): И " графу", и " Суворову"

- Александр Васильевич! Ваше сиятельство!

Суворов: Ну, что?

Офицер: Пакет

Суворов: Сказано - не мне. Видать другому Суворову.

Автор: Прошло несколько дней. Снова везёт офицер пакет за семью печатями.

(офицер молча отдаёт пакет Суворову)

Суворов (читает):

- Фельдмаршалу российскому А. Суворову.

- Вот теперь мне.

Учитель: Итак, о каком событии идёт речь?

Ученики (отвечают):

При императоре Павле 1 Суворов впал в немилость. Он не одобрил нововведений императора. Когда, например, ему было приказано ввести прусскую форму, напудренные букли, башмаки и прочее, Суворов резко сказал при всех: "Пудра не порох, букли не пушка, коса не тесак, я не немец, а природный русак"! Он был отстранён от военной службы и сослан в своё имение в с. Кончанское).

Учитель: Суворов сначала не брал пакет, а потом взял. Почему?

За что же Суворов получил титул фельдмаршала?

Ученики (отвечают): (слайд 15)

В короткой блестящей компании Суворов разгромил польскую армию и принудил Варшаву к капитуляции. Победа далась с малыми потерями. О взятии Варшавы Суворов донёс: " Всемилостивейшая государыня! Ура! Варшава наша!" Екатерина ответила столь же лаконично: "Ура! Фельдмаршал Суворов!"

Сообщение 4 ученика:

Узнав таким образом о своём возвышении, Суворов стал прыгать через стулья, считая по пальцам генерал - аншефов, которых он опередил:

"Салтыков позади, Долгорукий позади, Каменский позади, а мы впереди"! Перекрестясь, Суворов добавил: "Помилуй Бог матушку - императрицу! Милостива она ко мне, старику".

И только во время торжественного обеда в Зимнем дворце все узнали о награде победителю.

- Александр Васильевич! - сказала Екатерина Суворову, - вы знаете, что я никогда не повышаю не в очередь - я не способна повышать более старших. Но завоеванием Польши вы сами произвели себя в фельдмаршалы.

Екатерина II пожаловала своему любимцу драгоценную табакерку с изображением А. Македонского.

- Никому так не прилично иметь портрет тёзки вашего, как вам, Александр Васильевич!...Вы велики, как он!...

Учитель:

Но вернёмся к нашей сценке. Как вы думаете, что же было в том пакете?

Ученик открывает пакет и читает письмо Павла 1:

"Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии. Мое дело - на сие согласиться, а ваше спасти - их. Поспешите приездом сюда и не отнимайте у славы вашей время, а у меня удовольствие вас видеть. Пребываю вам благосклонный. Павел."

Учитель:

Какие обиды, какие счёты, когда большая война ждёт!

Шёл 1799 год. Суворов отдаёт приказ:

"Час собираться, другой - отправляться, поездка в 4 товарищах: я в повозочке, они в саночках. Лошадей 18, а не 24. Взять на дорогу денег 250 рублей. Егорке бежать к старосте Фомке и сказать, чтоб такую сумму проверил, потому что я еду не на шутку. Да я же служил в деревне за дьячка: пел басом, а теперь поеду петь Марсом"!

Швейцарский поход Суворова (слайд 16)

Вершиной полководческого гения Суворова был его швейцарский поход. Русская армия преодолела трудности небывалого в истории горного похода, отбила атаки превосходящих сил противника, с честью отстояв силу русского оружия.

а) блиц-опрос:

1. С кем должен был соединиться Суворов?

2. Как назывался горный перевал, который преодолели русские войска?

3. Самый драматический момент швейцарского похода.

4. Какова была численность русской армии?

5. Продолжите фразу: "Русский штык::..(прорвался сквозь Альпы)"

б) Работа с картиной Сурикова " Переход Суворова через Альпы"

(слайд 17)

А теперь давайте побываем в роли исследователей. Знаменитый русский художник И. Суриков написал картину "Переход Суворова через Альпы". Но когда военные историки внимательно рассмотрели эту картину, то пришли к выводу, что такого не может быть. Что они имели в виду?

(открытые штыки солдат)

Учитель: (слайд 18)

А.В. Суворов остался и в наши дни единственным Суворовым. "Войска, обученные по моей методике, - писал Суворов, - будут победительными и без меня".

3. Олицетворение русской науки - М. В. Ломоносов.

Учитель: (слайд 19)

Много нового, интересного, необычного принёс людям XVIII век. Но разговор о нём будет неполным, если мы не скажем ничего о развитии русской науки и культуры.

И здесь ведущая роль принадлежит М. В. Ломоносову.

Сообщение 5 ученика:

Александр Пушкин о Ломоносове выразился так: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". К этому трудно что добавить по существу - можно лишь рассказать подробнее.

Учитель: Ломоносов всю жизнь стремился к тому, чтобы наука служила производству. Он горел желанием вывести Россию в число передовых стран мира.

1) Самостоятельная работа по группам (слайд 20)

Какие же открытия совершил М. В. Ломоносов?

  • 1 группа - " химики";
  • 2 группа - "физики";
  • 3 группа - " астрономы";

Учащиеся каждого ряда записывают самостоятельно в тетрадь открытия и изобретения своей научной области.

Учитель: (слайд 21)

Большим событием культурной жизни России стало открытие в 1755 году первого русского университета. Инициатором создания Московского университета был М. Ломоносов.

Что же представлял собой Московский университет?

2) Работа со схемой (слайд 22)

Дополните схему:

Таким образом, Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и культуры.

4. Заключение.

Учитель: (слайд 23)

Человек оставляет на Земле множество свидетельств своей деятельности. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.

Сегодня на уроке перед вами прошли наиболее яркие личности, значительные эпизоды и события отечественной истории XVIII века. А сколько их было и будет еще впереди!

Поэтому, живя и учась в XXI веке, будьте творцами, а не простыми созерцателями, будьте активными, любознательными, стремитесь к знаниям и к счастью.

Приложение.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

25 04 2024 23:12:30

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

24 04 2024 19:51:53

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

23 04 2024 10:50:51

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

22 04 2024 7:11:30

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

21 04 2024 10:43:17

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

20 04 2024 9:10:38

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

19 04 2024 5:57:11

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

18 04 2024 23:20:16

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

17 04 2024 16:41:49

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

16 04 2024 3:56:39

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

15 04 2024 0:51:37

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

14 04 2024 14:19:40

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

13 04 2024 21:35:50

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

12 04 2024 5:10:24

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

11 04 2024 7:23:32

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

10 04 2024 2:12:29

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

09 04 2024 22:40:30

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

08 04 2024 9:14:49

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

07 04 2024 18:23:11

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

06 04 2024 19:57:39

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

05 04 2024 22:47:46

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

04 04 2024 8:35:56

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

03 04 2024 6:21:45

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

02 04 2024 5:12:26

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

01 04 2024 16:24:22

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

31 03 2024 14:34:37

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

30 03 2024 10:54:35

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

29 03 2024 19:19:23

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

28 03 2024 11:47:57

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

27 03 2024 19:11:24

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

26 03 2024 2:23:39

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

25 03 2024 18:10:19

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

24 03 2024 6:30:37

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

23 03 2024 13:36:32

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

22 03 2024 11:19:39

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

21 03 2024 15:21:11

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

20 03 2024 16:52:31

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

19 03 2024 2:40:16

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

18 03 2024 9:38:40

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

17 03 2024 8:21:16

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

16 03 2024 20:54:51

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

15 03 2024 12:37:18

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

14 03 2024 13:16:35

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

13 03 2024 1:34:31

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 03 2024 14:59:36

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

11 03 2024 3:36:46

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

10 03 2024 7:33:49

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

09 03 2024 4:30:48

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

08 03 2024 7:34:34

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

07 03 2024 21:59:32

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::