Тема: "Небесный покровитель Руси. Ге opгий Победоносец" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тема: "Небесный покровитель Руси. Ге opгий Победоносец"


    Тема: "Небесный покровитель Руси. Ге opгий Победоносец"

Цель: определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России.

Задачи.

  • Учебные:
    • изучить биографию Ге opгия Победоносца;
    • выяснить, как сложился культ святого Ге opгия на Руси;
    • определить, какие народные поверья связаны с образом Ге opгия;
    • изучить историю ордена Ге opгия Победоносца;
    • выяснить, существуют ли в Волгограде церкви Ге opгия Победоносца.
  • Развитие умений и навыков:
    • формирование пpaктических навыков работы с дополнительной литературой;
    • развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять полученную информацию;
    • развитие творческого мышления и познавательной активности;
    • формирование навыков работы в группе;
    • выpaбатывание умений презентовать результаты своей работы
  • Воспитательные:
    • расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края;
    • воспитание патриотизма.

Работа осуществляется в группах.

Задания по группам.

I группа.

Тема: Биография Ге opгия Победоносца:

  1. Где родился Ге opгий?
  2. Кто были его родители?
  3. За что Диоклетиан приказал мучить Ге opгия?
  4. Каким истязаниям был подвергнут Ге opгий? Как он их переносил?
  5. Кто встал на защиту Ге opгия и был казнен вместе с ним?
  6. Какие подвиги совершил Ге opгий после cмepти? Расскажите подробнее об одном из них.

II группа.

Тема: Культ святого Ге opгия на Руси.

  1. Когда на Руси узнали о святом Ге opгии?
  2. Какие факты свидетельствуют о том, что Ге opгий стал покровителем русских князей?
  3. Какие народные поверья связаны с Ге opгием? Подберите пословицы и поговорки, подтверждающие этот факт.
  4. Каким образом изображение Ге opгия оказалась на гербе России?

III группа.

Тема: Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Ге opгия.

  1. Кто и когда утвердил эту награду?
  2. За какие заслуги ее вручали?
  3. Расскажите о награжденных этим орденом?
  4. Как сложилась судьба награды в советское время?
  5. Существует ли сегодня орден Ге opгия Победоносца? Кто и за какие действия был им награжден?

IV  группа.

Тема: Ге opгий Победоносец на Волгоградской земле.

V группа осуществляет подбор иллюстраций, стихотворений по теме.

VI группа выполняет мультимедийную презентацию.

Учитель (обращаясь к ученикам): О ком эти строки?

«В сиянии возвышенного лика
Простер десницу грозную свою,
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею!».

Учитель:  Ге opгий Победоносец – один из самых почитаемых в России святых – покровительствует и столице нашей, Москве, и далекому приморскому городу Владивостоку, и всему воинству российскому. Вот уже много столетий легенды о чудесах святого ходят по земле. Англия, Канада, Грузия и Греция спорят о том, кого именно из них он взял под  свое особое покровительство, ну а русские былины приписывают Ге opгию роль христианского просветителя Древней Руси.
История жизни святого Ге opгия была подробно описана в X веке византийским писателем и политиком Симеоном Метафрастом, собравшим все существовавшие сведения о ней.

Сообщения учащихся.

1. Древняя история Каппадокии

Каппадокия – область в Анатолии, расположена в современной Турции. Жители Каппадокии упоминаются уже в «Деяниях Апостолов» в описании Сошествия Святого Духа: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии». (Деян. 2:7-9).

2. Св. Ге opгий Победоносец

Одним из наиболее почитаемых Святых воинов в Каппадокии был Св. Ге opгий Победоносец. Св. Ге opгий Победоносец родился в Каппадокии в конце III в. н. э.  «Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Ге opгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.
Придя в возраст, святой Ге opгий отличался красотою лица, мужеством и крепостью тела, почему и был поставлен трибуном в знаменитом воинском полку. В этом чине он проявил такую храбрость на брани, что царь Диоклетиан, еще не знавший о его христианстве, почтил его саном комита и воеводы. Узнав о вере Ге opгия, император Диоклетиан подверг его истязаниям, а затем приказал казнить.
Мощи святого  Ге opгия хранятся в израильском городе Лида, а глава – в базилике Сан- Джоррджио-ин-Велабро, в сердце старого Рима.

Учитель: Послушайте отрывок из молитвы святому Ге opгию и назовите качества, присущие этому человеку. Что помогло ему вынести все истязания и достойно принять смерь.

…За веру во Христа, от которого отречься ты не захотел,
и за исповедание преславного и пречудного имени
Его, по повелению царя, мучителя нечестивого, тебя
копием в утробу вонзили, на колесе остром мучили,
в сапоги железные с гвоздями обували и   в них
заставляли бегать, в известь нерастворенную засыпали
и  жилами воловыми били  без пощады. Но все эти
муки силою Христовую чудесно ты препобедил…

Учитель: Ге opгий был казнен, но на этом его история не закончилась. Народная молва утверждала, что он не умер, а еще долго путешествовал по свету, побеждая зло и проповедуя христианство. Один из главных подвигов Ге opгия этого периода – битва со змеем, жившим около ливийского города Селена. Послушайте рассказ об этом подвиге.

Сообщение учащегося: Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Ге opгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от cмepти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Учитель: В русском языке имя Ге opгий имеет еще две формы: Егорий и Юрий. Считается, что тот, кто носит его, способен на самый невероятный подвиг. И не удивительно, вспомним о Юрии Гагарине или маршале Ге opгии Жукове, который принял капитуляцию Германии в праздник Ге opгия Победоносца. Каким же образом святой Ге opгий стал русским святым.

Предлагаю вам поработать с текстом и ответить на вопросы:

  • Каково происхождение Ге opгия согласно народному эпосу?
  • Кто, по-вашему, скрывается под именем Демьянища?
  • Какова роль Ге opгия в распространении христианства на Руси?
  • Как вы думаете, черты каких былинных и исторических персонажей вобрал в себя Ге opгий?

Текст: В духовном стихе о «Егории Храбром», записанном в сборнике П.В.Киреевского «Русские народные стихи» 1848 г., Ге opгий не только побеждает змея на просторах русской земли, но и сам оказывается русского происхождения. Мать его, София Премудрая, живет в городе Иерусалиме, окруженном русскими лесами, а сам Егорий совершает традиционные подвиги русских богатырей. Он отправляется в «землю латынскую» освобождать христиан от ига «Демьянища, безбожного царя басурманища». Через 30 лет Егорий его побеждает и возвращается на Русь, где распространяет христианство.

Сообщение учащегося: Со времен Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем дpaкона, с рубежа XIV–XIV вв. появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ св. Ге opгия; в 1730 г. это было закреплено официально.

Учитель: Еще в XVI веке русским воинам вручали за храбрость монету с изображением святого Ге opгия для ношения на шапке или рукаве.

Сообщения учащихся.

1. Знаменитый военный орден Святого Великомученика и Победоносца Ге opгия был учрежден Екатериной Великой 26 ноября 1769 года (по старому стилю) – в день победы святого воина над змеем-дpaконом, который отныне стал одним из главных воинских и общенациональных праздников России. В этот памятный день, под гром артиллерийского салюта, в дворцовой церкви Зимнего дворца была отслужена Божественная литургия и освящены знаки нового ордена – звезды, кресты и ленты. Состоящий из четырех степеней боевой орден на черно-оранжевой «цвета пороха и пламени» ленте вручался офицерам, генералам и адмиралам за выдающиеся ратные подвиги. «За службу и храбрость»,– как гласил орденский девиз.

2. Чрезвычайно почетным и редким был орден святого Ге opгия I степени. За 150 лет существования (1769–1917 гг.) им были награждены всего (!) 25 человек. Среди них – полководец и генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев (за победу при Ларге, 1770 г.); генерал-аншеф А.В. Суворов (за победу при Рымнике, 1789 г.); генерал-фельдмаршал и полководец М.И. Кутузов («За поражение и изгнание неприятеля из пределов России в 1812 году»). Орден Святого Ге opгия II степени за всю историю России был вручен всего 125 раз. Среди его кавалеров – Герои Отечественной войны 1812 года Багратион, Раевский, Дохтуров, Ермолов, Платов, герои Крымской войны (1853-1856 гг.) – Нахимов, Тотлебен; Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) – Скобелев и Гурко; Первой Мировой войны (1914-1918 гг.) – Брусилов, Иванов, Юденич. Ордена Святого Ге opгия III и IV степеней вначале вручались по решению Военной и Морской коллегий, а с 1782 года – Кавалерской «Ге opгиевской думы», состоящей из наиболее  известных и заслуженных героев. За всю историю России только 4 человека стали полными кавалерами ордена всех четырех степеней – среди них  генерал-фельдмаршалы Кутузов-Смоленский, Барклай-де-Толли.
История России знает множество примеров неустрашимости, презрения к cмepти и торжества русского духа! Среди награжденных есть и женщина – надежда Андреевна Дурова.

3.

«Их лица строги,
Гpyди серы,
Блестит Ге opгий
Там и тут!..»,

– так в поэме «Возмездие» Александр Блок описывает русские войска, возвращавшиеся на Родину с Балкан. Другой поэт Николай Гумилев – автор замечательного стихотворения о Ге opгии Победоносце – добровольцем вступил в ряды русской армии в самом начале  Первой Мировой войны и за храбрость на полях сражений был дважды награжден Ге opгиевскими крестами IV и III степеней – 24 декабря 1914 г. и 5 января 1915 г.

«Идущие с песней в бой,
Без стpaxa – в свинцовый дождь.
Вас Ге opгий ведет Святой –
Крылатый и мудрый вождь…».

«Ге opгий» – высшая награда России! Награда императоров, адмиралов и полководцев. В 1807 году «для поощрения храбрости и мужества» солдат, унтер-офицеров и матросов Александр I учреждает знак отличия военного ордена – серебряный крест на черно-оранжевой «ге opгиевской» ленте. Заслужить знак отличия можно было личной храбростью – «на поле сражения, при обороне крепостей и на водах» и за конкретный подвиг – захват вражеского знамени, взятие в плен офицера, спасение жизни комaндира в бою и другие.

Учитель: В 2000 году орден Святого Ге opгия вновь стал высшей военной наградой Российской Федерации. Как вы думаете, почему?

Сообщение учащегося:  18 августа 2008 года генерал-полковник Сергeй Афанасьевич Макаров комaндующий войсками Северо-Кавказского военного округа стал первым кавалером ордена 4-й степени. Он был награжден за успешное проведение операции – «принуждение Грузии к миру». За эту же операцию вторым кавалером ордена 4-й степени стал подполковник спецназа ВДВ Анатолий Вячеславович Лебедь.

Учитель: У Великой России – Святой Руси есть свой Ангел Хранитель, образ которого красуется на всех главных государственных знаках. День памяти святого Ге opгия мы отмечаем 6 мая, сразу за этим днем следует 9 мая – День Победы.

Впервые в России, в Калужской области, в Свято-Ге opгиевском Мещовском мужском монастыре написана уникальная икона «Заступничество святого Великомученика и Победоносца Ге opгия – Ангела Хранителя России в страшную годину испытаний 1941–1945 гг.». Икона написана по книге «Заступница Усердная» иеромонаха Филадельфа. В центре иконы Св. Вмч. и  Победоносец Ге opгий, по бокам – историко-событийные клейма.
На девяти клеймах иконы показаны значительные события Великой Отечественной войны, в которых Святой Великомученик Ге opгий и другие Святые помогают русскому войску одержать победу.

Учитель: Как вы думаете, почему был возрожден орден Святого Ге opгия, почему была написана  новая икона?

Сообщения учащихся.

Почитание Святого Ге opгия в Волгограде

1. В 2005 году решением акционеров компании Минланд Ресорсес ltd и директора Фоменко Алексея Петровича было решено воздвигнуть заводской (Завод «Красный Октябрь») храм Ге opгия Победоносца. 5 мая 2005 года место под основание храма освятил митрополит Герман. Первое время строительство храма от епархии курировал игумен Елисей (Фомкин), настоятель близлежащего храма св. праведного Иоанна Кронштадтского, он и освятил осенью 2005 года закладной камень в основание храма. От завода строительство координировал Важенин Игорь Викторович. Весной 2006 года митрополит Герман освятил колокола звонницы. 28 июля 2006 года митрополит Герман благословил создание прихода и назначил настоятелем строящегося храма иерея Алексея Алексеева. С этого момента на строительной площадке регулярно совершались водосвятные молебны на Двунадесятые и Великие праздники. Весной 2006 года было совершено освящение и водружение куполов строящегося храма. 2 февраля 2007 года в строящемся храме состоялся молебен, посвященный победе в Сталинградской битве. Он был примечателен тем, что на нем присутствовала внучка последнего заводского священника. 6 мая 2007 года при стечении большого количества заводчан и прихожан храма митрополитом Германом было совершено полное освящение храма. В основание престола были заложены мощи мучеников Виленских Антония, Евстафия, Иоанна.
Архитектор, разработчик проекта храма Ге opгия Победоносца – Юрий Вадимович Коссович, известный жителям Волгограда, как автор проекта храма Всех Святых на Мамаевом Кургане. При храме  работает Душепопечительский Православный Реабилитационный Центр помощи алкозависимым и наркозависимым людям. В 2010 году по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа открыта стационарная реабилитация по типу закрытой терапевтической общины. Настоятель – иерей Алексий Алексеев.

2.  22 июня 2008 года, состоялось торжественное открытие и освящение часовни-усыпальницы Святого Ге opгия Победоносца в память о воинах-сибиряках. Более 200 тысяч сибиряков погибли в Сталинградской битве. Всего в сражениях того периода участвовали 25 дивизий и четыре бригады, сформированные в различных регионах Сибири. Часовня-усыпальница возведена на средства, собранные жителями Новосибирска, предприятиями и организациями этого города. Проект часовни выполнен новосибирским архитектором Петром Чернобровцевым. На панно, выполненном из бронзы, расположенном над входом – изображение Ге opгия Победоносца. На обратной стороне часовни – панно (высота более шести метров, ширина более трёх метров) – со следующим текстом: «Здесь, на берегах великой русской реки Волги, в жестоких сражениях с июня 1942 г. по февраль 1943 г. воины-сибиряки стояли наcмepть! Здесь они остановили лютого врага, защитили свою Родину и обрели вечную славу и бесcмepтие! Здесь сибиряки – благодарные потомки героев – в память об этом подвиге возвели в 2008 г. часовню во имя святого Ге opгия Победоносца».

В конце урока учащиеся делают вывод, что Ге opгий Победоносец для россиян является, прежде всего, символом храбрости, его имя ассоциируется с воинским подвигом, с героической борьбой за свободу и независимость Родины.

Список литературы:

  1. Иванов С., Супрун В. Храмы Царицына, Сталинграда, Волгограда. – Волгоград: издательство ВПИПК РО, 2003.
  2. История России.IX – XVII вв. Школьная энциклопедия. – М.: Олма-Пресс образования, 2003.
  3. Коллекция русских икон №1. Святой Ге opгий  – М.: ООО Дж.И. Фабри Эдишинз, 2010.
  4. Скоробогатько Н. Русские святые – М.: Белый город, 2009.
  5. Соловьев В.М. История для детей и взрослых. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Белый город, 2007.
  6. Шевченко Л.Л. Православная культура. Книга вторая – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества , 2005.
  7. days.pravoslavie.ru
  8. sedmitza.ru
  9. rusorden.ru

Приложение 1


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

27 04 2024 4:47:57

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

26 04 2024 18:35:51

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

25 04 2024 5:21:43

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

24 04 2024 4:39:23

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

23 04 2024 19:10:11

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

22 04 2024 19:11:47

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

21 04 2024 16:17:22

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

20 04 2024 5:42:57

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

19 04 2024 22:59:19

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

18 04 2024 12:21:34

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

17 04 2024 9:50:45

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

16 04 2024 3:21:33

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

15 04 2024 8:56:58

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

14 04 2024 4:18:33

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

13 04 2024 11:22:56

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

12 04 2024 3:53:57

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

11 04 2024 23:44:43

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

10 04 2024 9:19:34

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

09 04 2024 4:16:18

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

08 04 2024 23:12:33

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

07 04 2024 15:11:25

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

06 04 2024 1:49:59

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

05 04 2024 5:22:21

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

04 04 2024 8:51:58

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

03 04 2024 16:26:57

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

02 04 2024 16:30:38

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

01 04 2024 18:36:54

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

31 03 2024 10:46:11

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

30 03 2024 3:15:46

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

29 03 2024 18:42:31

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

28 03 2024 12:56:45

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

27 03 2024 3:56:54

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

26 03 2024 20:11:43

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

25 03 2024 7:26:17

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

24 03 2024 23:46:37

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

23 03 2024 1:20:37

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

22 03 2024 15:15:38

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

21 03 2024 9:34:34

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

20 03 2024 0:20:20

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

19 03 2024 12:20:41

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

18 03 2024 15:13:45

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

17 03 2024 3:57:14

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

16 03 2024 12:57:39

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

15 03 2024 9:33:26

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

14 03 2024 1:45:37

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

13 03 2024 6:55:28

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

12 03 2024 18:20:14

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

11 03 2024 9:46:23

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

10 03 2024 3:50:26

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

09 03 2024 3:22:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::