"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"


    "Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

ПЕРВЫЙ ТУР

Темы

Баллы

“Герои войны”

100

300

500

700

1000

“Даты”

100

300

500

700

1000

“События”

100

300

500

700

1000

“Глазами современников”

100

300

500

700

1000

“Герои Отечественной войны 1812 г.”

100 б.– Имя великого русского полководца …………неотделимо от Отечественной войны 1812 года. Именно в этот завершающий период своей жизни он полностью проявил себя как стратег, государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.
Военная деятельность ………. Началась в 1765 году. С 1770 года участвовал в походах против турок в армии фельдмаршала Румянцева. В июле 1774 года при штурме деревни Шумы близ Алушты ………. Был ранен в голову, в результате правый глаз перестал видеть. Пушкин писал о нём:

Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине
 “ Иди, спасай”.
Ты встал и спас…

М. И. Голенищев-Кутузов, генерал-фельдмаршал (рисунок 1)

300 б.– “……. Лучший генерал русской армии”, — говорил о нём Наполеон.
Участник штурма Очакова, Варшавы, ……. Проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. Взятие Брешин, Бергамо, Лекко, Тортоны, Турина и Милана, битва при Треббии, при Нови — везде …….. находился в самых трудных и решающих местах. Знаменитый Швейцарский поход Суворова принес славу и …………, проявившему героизм, хладнокровие, волю к победе. 4 ноября 1805 года у деревни Шенграбен пятитысячный отряд ……… задержал тридцать тысяч французов, чтобы дать возможность отойти корпусу Кутузова. Выполнив задачу, ……….., считавшийся обреченным, прорвал ряды противника и с половиной оставшихся солдат присоединился к русской армии. Отличился Багратион и в кампанию 1806—1807 годов взятием Прейсиш-Эйлау и победой у Анкендорфа.

П. И. Багратион, генерал от инфантерии (рисунок 2)

 

500 б.– Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером. В 1788—1789 годах участвовал в штурме Очакова, в бою под Каушанами, во взятии Аккермана и Бендер. В 1790-х годах сражался в Финляндии и Польше. В 1805—1807 годах ………. Отличился в войне против Наполеона под Пултуском и Прейсиш-Эйлау. Во время русско-шведской войны 1808—1809 годов комaндовал корпусом в Финляндии, а затем был главнокомaндующим всеми русскими войсками в Финляндии. С января 1810 года — военный министр. С войны 1812 года — главнокомaндующий 1-й Западной армией. 600-тысячной армии Наполеона противостояли 200 тысяч русских войск на границе.

М. Б. Барклай де Толли (рисунок 3)

700 б.– “Я был рожден для рокового 1812 года”, — писал в автобиографии прославленный поэт-партизан. …………., сын комaндира Полтавского конного полка, в семнадцать лет начал военную службу эстандарт-юнкером в кавалергардском полку, а затем в армейском Белорусском гусарском полку. В 1806 году ротмистр ……….. снова в гвардии. В кампанию 1807 года — адъютант Багратиона. В 1808—1809 годах участвовал в войне со Швецией, служил в отряде Кутузова. В качестве адъютанта Багратиона воевал на Дунае против турок.
“Звездный час” …………… настал в Отечественную войну 1812 года. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, ………………. Во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия отряда ………… послужили примером для создания других партизанских отрядов.

Д. В. Давыдов, генерал-майор (рисунок 4)

1000 б.– Нашествие Наполеона вызвало небывалый патриотический подъем в русском обществе. Во всенародную борьбу с захватчиками входили представители всех слоев населения. Сохранилась память и о героинях той поры.
Участница войны 1812 года ……. Вызывала у современников удивление и восхищение. Происходя из военной семьи, она с детства научилась великолепно владеть не только конем, но и оружием. Переодевшись в мундир, она несколько лет служила на военной службе в качестве офицера. “Кавалерист-дeвица” ………… оставила “Записки”, в которых рассказала свою историю. Она явилась прототипом ряда литературных героинь.

Н. А. Дурова (рисунок 5)

 

“Даты”

100 б.– Начало Отечественной войны 1812 г. (12 июня 1812 г.)

300 б.– Объединение армий Барклая-де-Толли и Багратиона в г.Смоленске

(22 июля 1812 г.)

500 б.– Бородинское сражение (26 августа (8 сентября) 1812 г.)

700 б.– Совет в Филях (1 сентября 1812 г.)

1000 б.– Кутузов М.И. сообщил Александру I о полном истрeблении неприятеля (декабрь 1812 г.)

“События”

100 б.– Бои за город продолжались в течение трёх дней. Французы стягивали сюда всё новые и новые силы. Город горел, напоминая, по высказываниям современников, “извержение Везувия”. По приказу Барклая-де-Толли русские полки отступили. В тяжёлых раздумьях Бонапарт провёл в городе 6 дней. Он предполагал, что уже можно закончить военную кампанию, и передал императору Александру I через пленного генерала П.А.Тучкова предложение о мире. Ответа не последовало.

Бои за г.Смоленск

300 б.– О каком событии говорил французский император?

“Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

Бородинская битва

500 б.– Где Кутузов произнёс эти слова?

“Доколе будет существовать армия, с потерянием Москвы не потеряна ещё вся Россия. Но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия… . Первою обязанностью считаю сохранить армию и соединить её с идущими к ней подкреплениями… Приказываю отступать”.

На совете в Филях

700 б.– В течение трёх дней русские двигались по Рязанской дороге, а затем по приказу Кутузова неожиданно повернули за запад и просёлками вышли на Калужскую дорогу. При этом последний казачий отряд продолжал отступать по Рязанской дороге, уводя за собой французских разведчиков. Когда русская армия расположилась лагерем у села Тарутино, казаки покинули Рязанскую дорогу, и французы обнаружили, что никакой армии за ними нет. Этот блестящий ход Кутузова получил название ………

Тарутинский манёвр

1000 б.– О чём говорил Наполеон?

“Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают… Какая решимость! Какие люди! Это– скифы! Чтобы причинить мне временное зло, они разрушают создание веков!”

О пожаре Москвы

“Глазами современников” (о чём?)

100 б.– “…Москва, брошенная круглой сиротою, как на ратном распутье, Москва горела и сгорела… Трубы были вывезены; огни бивачные пылали по улицам: гасить их никто не подряжался…”

Из “Записок” С.Н.Глинки о пожаре в Москве

300 б.– “Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жёсткой, разорительной; но сберегши армию, ещё не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в разных местах за Москвою приуготовляемые, войска; туда же /за/ благовременно перемещены все рекрутские депо. В Казани учреждён вновь литейный завод; основан новый ружейный завод Киевский; в Туле оканчивается ружья из остатков металла. Киевский арсенал вывезен; порох, изготовленный в заводах, переделан в артиллерийские снаряды и патроны и отправлен внутрь России”.

Из “Записок” А.П.Ермолова о совещании в Филях 1 сентября 1812 г.

500 б.– “Сей день будет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всяко было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за своё отечество”

Из донесения М.И.Кутузова Александру I о сражении при Бородино (от 27 августа (8 сентября) 1812 г.

700 б.– “Сей день есть один из знаменитийших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение при Малоярославце повлекло бы за собою пагубнейшее следствие и открыло бы путь неприятелю через хлебородннейшие наши провинции. Неприятель, пожертвовав в сей день всею итальянскою своею гвардиею, в ночь с 12 на 13 число совершил своё отступление к Боровску и Верее, отряда летучий корпус к городу Медыню, который также был разбит нашими войсками. Неприятель в оба дни потерял 16 орудий…”

Из рапорта М.И.Кутузова Александру I о сражении при Малоярославце

12 (24) октября 1812 г.

1000 б.– “… Никто не избёг лютости мороза! Никогда не случится видеть столько ужасного зрелища! Счастливы окончившие бедствия свои вместе с жизнию. Они оставили завидующих их участи! Несчастнее сравнительно были сохранившие жизнь для того, чтобы лишиться её от жестокости холода, в ужаснейших мучениях. Судьба, отмщевающая за нас, представила нам все роды отчаяния, все cмepти. Река покрыта была льдом прозрачным как стекло: под ним видно было во всю ширину реки множество погибших. Неприятель оставил огромное число артиллерии и обозов. …. Неприятель понёс срам бегства…!

Из “Записок” А.П.Ермолова о бегстве наполеоновской армии из России и о сражении на р.Березина

ВТОРОЙ ТУР

Темы

Баллы

“Война в картинах”

100

300

500

700

1000

“Генералы”

100

300

500

700

1000

“Словарные слова”

100

300

500

700

1000

“Оружие”

100

300

500

700

1000

“Генералы”

100 б.– ….. начал службу в 1806 году поручиком кавалергардского полка. Тогда же началась боевая жизнь в качестве адъютанта Остермана-Толстого.

Участвовал в сражениях под Прейсиш-Эйлау и Фридландом. В 1810 году волонтером участвовал в боях на Дунае против турок под Батином, Рущуком и Шумлою, в 1810 году состоял при Кутузове — главнокомaндующим Дунайской армией. В начале Отечественной войны в чине ротмистра служил в конном отряде генерала Винцингенроде. Во время отступления великой армии в чине полковника комaндовал отрядом из трех сотен казаков, вел партизанскую войну. В 1813—1814 годах за сражения под Люценом, Лейпцигом, Краоном вместе с боевыми наградами получил чин генерал-майора. В 1819 году вступил в “Союз благоденствия”, а затем стал одним из руководителей Южного общества. После подавления восстания декабристов …….. был арестован, приговорен к cмepтной казни, замененной двадцатилетней каторгой. В 1856 году после 30 лет тюрьмы и поселения вернулся в Европейскую Россию.

С. Г. Волконский, генерал-майор (рисунок 6)

 

300 б.– Свою военную службу …. начал под комaндованием Суворова. Он принадлежал к числу молодых сподвижников великого полководца наряду с Багратионом и Горчаковым. Участник сражения под Аустерлицем, боевых действий на Дунае в 1806—1807 годах. 15 августа 1812 года … прибыл в действующую армию во главе 15 тысяч подкрепления. При Бородине комaндовал правым флангом, а в дальнейшем — центром русской армии. Комaндуя арьергардом русской армии во время отхода к Москве, а затем оставления Москвы, обеспечил полный порядок в войсках. Предложил Мюрату перемирие на несколько часов, чтобы дать возможность русским войскам спокойно выйти из Москвы. В противном случае обещал драться до последнего солдата. Предложение было принято. Во время наступления русской армии преследовал французов, комaндуя авангардом. С 1818 года был губернатором Петербурга. Во время восстания на Сенатской площади в 1825 году был cмepтельно ранен. В более чем пятидесяти сражениях счастливо избежавший ранения, он получил в тот день сразу две cмepтельные раны от революционеров-заговорщиков, и обе – в спину: одну, пулевую, от Каховского и вторую, штыковую, от Оболенского. В своём завещании исполнил один из своих проектов, отпустив своих крестьян (порядка 1500 душ) на волю. Погребён 21 декабря в Духовской церкви Александро-Невской Лавры, в 1937 году его прах и надгробие перенесены в Благовещенскую усыпальницу Санкт-Петербурга.

М. А. Милорадович, генерал от инфантерии (рисунок 7)

500 б.– Военная деятельность Раевского началась во время второй турецкой войны, продолжалась в Польше и на Кавказе. В 1807 году он получил назначение в отряд Багратиона в Восточной Пруссии, а в кампании 1808 года в Финляндии комaндовал дивизией. В 1810 году принимал участие в боях против турок на Дунае. В начале Отечественной войны — комaндир 7-го пехотного корпуса в армии Багратиона. Героически сражался у Салтановки с превосходящими силами французов. 4 августа 1812 года корпус Раевского целый день отражал атаки французов, пока не был сменен корпусом Дохтурова, сорвав этим план Наполеона взять Смоленск с ходу. На Бородинском поле Раевский стоял в центре русских позиций. Знаменитая батарея Раевского вошла в историю. В дальнейшем ходе войны участвовал в сражении под Красным, в боях под Бауценом, Дрезденом и Лейпцигом. В день взятия Парижа корпус Раевского овладел господствовавшими над городом Бельвильскими высотами. Последние годы жизни Раевского были печальны. С. Г. Волконский — видный декабрист, был осужден к 20-летней каторге. Мария Николаевна Волконская — младшая дочь генерала — последовала в Сибирь за мужем. “Человек с ясным умом, с простой, прекрасной душой”, — писал о Раевском Пушкин.

Н. Н. Раевский, генерал от кавалерии (рисунок 8)

700 б.– Военную службу начал с 1803 года. Участвовал в битве при Аустерлице. С 1810 года стал адъютантом начальника штаба П. М. Волконского. В 1812 году назначен флигель-адъютантом Александра I. Орлов участвовал в сражениях под Смоленском, при Бородине, под Красным. На его долю выпало почетное и ответственное военно-дипломатическое дело. 18 марта после конца сражения под Парижем он послан Александром I заключить договор о сдаче французской столицы. Высокопросвещенный человек, Орлов в дальнейшем одним из первых вступил в “Союз благоденствия”, входил в Южное общество. После восстания декабристов арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Благодаря заступничеству своего брата — генерал-адъютанта Императора Николая I А. Ф. Орлова, не понес тяжелого наказания. Был лишь отставлен от службы и должен был жить в своей деревне с. Милятино Масальского уезда Калужской губернии под надзором полиции.

М. Ф. Орлов, генерал-майор (рисунок 9)

1000 б.– Военное образование Голицын получил в г. Страсбурге в военной академии, а затем продолжил в Париже. В 1794 году под комaндованием Суворова воевал в Польше, участвовал в штурме предместья Варшавы — Праги. В кампанию 1806—1807 годов комaндовал 4-й дивизией. Участвовал в сражениях при Гoлымине, Прейсиш-Эйлау, под Будштадтом, Фридландом.

Участвовал в русско-шведской войне 1808—1809 годов. В 1812 году комaндовал кирасирским корпусом. Кирасиры Голицына отличились в сражениях при Бородине и Красном.

После изгнания французов из пределов России Голицын во главе корпуса участвовал в сражениях под Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом, Бриенном, Фершампенуазе, при взятии Парижа.

По окончании войны Голицын в 1820 году был назначен московским генерал-губернатором и многое сделал для улучшения состояния больниц, приютов, богаделен. Пользовался всеобщим уважением и любовью.

Д. В. Голицын, генерал от кавалерии (рисунок 10)

 

“Словарные слова”

100 б.– Партизамн

(от итал. Partigiano — сторонник определённой общественной группы, партии) — участник партизанской войны, члeн партизанского отряда[1].

Слово “Партизан” употрeбляется преимущественно как общее название участника негосударственных, то есть не являющихся регулярной армией, военных объединений — военных отрядов, состоящих из сторонников определённых политических (властных) кругов или общественных сил данной страны.

300 б.– “Кот в мешке”

Кто был автором цитируемого донесения?

“Осмелюсь всеподданнейшее донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защитить город Тулу, где храниться важнейший оружейный завод… . Теперь, в недалёком расстоянии от Москвы, собрав мои войска, твёрдою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия вашего императорского величества цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле ещё… потеря Москвы не есть потеря отечества…”

М.И.Кутузов

500 б.– Кирасимры

(в буквальном переводе — ламтники, фр. cuirasse — латы) — род тяжелой кавалерии, одетой в кирасы.

В России появились впервые в 1731 году, когда по предложению фельдмаршала Миниха Выборгский драгунский полк был переформирован в кирасирский.

С тех пор число кирасирских полков в России то увеличивалось, то уменьшалось, а в 1860 году все они, за исключением четырёх гвардейских, переформированы в драгунские.

Что любопытно, первые российские жандармы, учреждённые Павлом Петровичем в 1792 году и входившие в состав гатчинских полков, одновременно являлись и кирасирами, а после коронации Павла Петровича эти кирасиры вошли в состав его лейб-гвардии.

700 б.– Егерские полки

Российской империи — полки лёгкой пехоты, существовавшие в армии Российской империи на протяжении от начала Наполеоновских войн до 1833—1834 гг.

1000 б.– Флеши

(фр. fleche — стрела) — полевые (иногда долговременные) укрепления.

Состоят из двух фасов длиной 20—30 метров каждый под тупым углом.

Угол вершиной обращен в сторону противника.

“Оружие периода Отечественной войны 1812 г.”

Показывается рисунок. Нужно определить что это за оружие.

100 б.– (рисунок 11)

Обычно кавалеристу полагалось по паре пистолетов. Это оружие также имели офицеры всех родов войск, конные артиллеристы и пионеры. У солдатского пистолета образца 1809 г. нет крепления для шомпола, который носили отдельно. В другой модели этого оружия шомпол подвижно соединен с особым шарниром, у гусарского пистолета образца 1798 г. – помещен в шомпольных трубочках под цевьем. Меткость стрельбы из пистолета была еще ниже, чем у ружей и карабинов: считалось, что попасть с коня в цель из этого оружия на расстоянии 20 м можно только случайно.

300 б. (рисунок 12)

Основным видом холодного оружия русской тяжелой кавалерии (к ней относились кирасирские и драгунские полки) является палаш. Кирасиры были вооружены кирасирскими палашами образца 1810 г., драгуны – драгунскими палашами образца 1806 г. Кроме этих моделей, на вооружении конной артиллерии состоял конно-артиллерийский палаш образца 1810 г.

На выставке представлено несколько вариантов сабель, которые использовала русская легкая кавалерия – гусары и уланы. Под саблей обычно понимают разновидность рубящего, иногда рубяще-колющего оружия с изогнутым клинком. В отличие от оружия с прямым клинком сабля лучше приспособлена для рубящего удара, в котором сочетаются одновременно рубящее и режущее действия. Для русских легкокавалерийских сабель конца XVIII в. хаpaктерны широкие, до 4 см, сильно изогнутые клинки. У некоторых образцов на конце клинка имеется расширение – елмань. Она служит для смещения центра тяжести оружия к острию, что усиливает удар. Также сабли состояли на вооружении офицеров российского флота.

500 б. (рисунок 13)

На вооружении французской армии стояли пехотные ружья AN-XI (так называемая система 1809 г. – по принятому во Франции революционному календарю это соответствует 1800–1801 гг.), которые незначительно отличались от прежнего образца 1777 г. Два ружья последней модели представлены на выставке. Для рукопашного боя ружье AN-XI было снабжено трехгранным штыком, трубка которого надевалась на ствол и фиксировалась с помощью хомутика.

Французские пехотные ружья мало отличались от российской пехотной модели 1808 г. Более того, в указе императора Александра I было специально отмечено, что ружья образца 1808 г. изготовлялись “по французскому образцу”.

700 б. (рисунок 14)

Таким же разнообразием, как сабли штабных офицеров, отличались и французские офицерские шпаги. На шпажном клинке, выставленном на экспозиции, выгравирована надпись на французском языке: “Да здравствует Император. 1812”.

На вооружении нижних чинов французской армии помимо ружей со штыками стояли также тесаки с короткими изогнутыми клинками.

1000 б. (рисунок 15)

В Европе в первой четверти XIX в. продолжала господствовать одна конструкция стрелкового оружия – дульнозарядная ударно-кремневая система с французским батарейным замком, появившимся в первой половине XVII столетия. Его изобретение приписывается французскому оружейнику Марену ле Бурже. Одной из особенностей этой конструкции является батарея – деталь, в которой объединены крышка полки и огниво, при ударе кремня о которое высекались искры, воспламенявшие затравочный порох на полке. Среди множества типов ударно-кремневых замков французский батарейный оказался самым совершенным, и его использовали во всех европейских армиях около 150 лет вплоть до введения капсюльных систем. В русских войсках широкое распространение он получил в начале XVIII в. Все армейское оружие этого периода было в основном гладкоствольным, тем не менее в войсках использовалось небольшое количество нарезных карабинов – штуцеров.

Таким образом, стрелковое и холодное оружие наглядно демонстрирует, что вооружение противоборствующих сторон во время наполеоновских войн существенно не отличалось, а образцы российской армии не уступали моделям наполеоновских войск. Оружие того времени, хранящееся сегодня в музейных собраниях, является безмолвным свидетелем стойкости и мужества простых русских солдат и служит красноречивым напоминанием о победах российских войск над армиями наполеоновской Франции и о военной славе нашего Отечества.

“Война в картинах”

100 б. (рисунок 16) Пожар Москвы”

300 б. (рисунок 17) Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года...”

500 б. (рисунок 18) “Переправа через Березину 29 ноября 1812 года. XIX в. Литография.”

700 б.– аукцион (рисунок 19) “А.Кившенко "Военный совет в Филях в 1812 году". 1882. Холст.”

1000 б. (рисунок 20) Отступление французской армии из России в 1812 году.

ТРЕТИЙ ТУР

В третьем туре (в финале) учащиеся могут выбрать тематику вопроса

В третьем туре предлагается на выбор пять тем. Игроки по очереди отказываются от тех, которые им кажутся сложными. Остаётся одна, вопрос по которой будет финальным. Перед вопросом ученики делают ставки. Ведущий читает вопрос и даёт минуту на размышление.

Затем заслушиваются ответы (они должны быть записаны) и даётся правильный ответ. Проверяются ставки. Победитель тот, у кого на счету больше баллов.

“Партизаны”

На борьбу с завоевателями поднимались даже женщины и дети. … , простая крестьянка, выбранная старостой хутора Горшкова в Смоленской губернии, организовала партизанский отряд. Позже отважная защитница получила медаль за храбрость и была награждена денежной премией.

Василиса Кожина (рисунок 21)

“Награды”

25 особо отличившихся крестьян – партизан Московской губернии Александр I наградил особой серебряной медалью ____________. Она была учреждена 9 февраля 1813 г. Медаль (диаметр 28 мм) носили на владимирской ленте. На аверсе медали – профильное изображение головы Александра I и надпись по окружности: “АЛЕКСАНДРЪ I ИМП. ВСЕРОСС.”. На реверсе в венке из дубовых листьев, перевитых лентами, пятистрочная надпись: “ЗА / ЛЮБОВЬ / КЪ / ОТЕЧЕСТВУ / 1812”.

“За любовь к Отечеству”.

“Автора”

Кто был автором цитируемого донесения?

25-го армия французская находилась в виду нашей построила пред своим фрунтом несколько укреплений, на правом же её крыле замечены были разные движения, скрытые от нас лесами, почему и можно было предложить, что намерение Наполеона состояло в том, чтоб напасть на левое наше крыло и потом, продолжая движение по Старой Смоленской дороге, совершенно отрезать нас от Можайска. Дабы предупредить сие намерение, я приказал того же дня генерал-лейтенанту Тучкову с 3-м корпусом идти на левое наше крыло и прикрыть положением своим Смоленскую дорогу. В подкрепление сему корпусу отряжено было 7000 человек Московского ополчения под предводительством генерал-лейтенанта графа Маркова.

М.И.Кутузов

Использованная литература

  • Данилов Д.Д., Клоков В.А., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. Российская история. XIX-начало XX века. Учебник для 8-го класса основной школы.– М.: Баласс, 2004.– 368 с.:илл.
  • Интеренет– ресурсы.
  • Хрестоматия по истории России: учеб.пособие/ авт.-сост. А.С.Орлов, В.А.Ге opгиев, Н.С.Ге opгиева, Т.А.Сивохина.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-592 с.




Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси


    Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

      Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....

24 01 2022 16:31:13

Урок "Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"


    Урок "Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"

      На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....

23 01 2022 15:42:20

"Активные и интеpaктивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"


    "Активные и интеpaктивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

      В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....

22 01 2022 17:54:51

Полтавская битва


    Полтавская битва

      Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....

21 01 2022 0:24:10

Методическая разработка урока истории "Защита Отечества - общее дело"


    Методическая разработка урока истории "Защита Отечества - общее дело"

      Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....

20 01 2022 11:31:48

Курс краеведения на тему "Моя малая родина"


    Курс краеведения на тему "Моя малая родина"

      Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...

19 01 2022 12:50:16

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"


    Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

      Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

18 01 2022 17:35:31

"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе


    "Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

      Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....

17 01 2022 19:48:47

Самодержавие и Земские соборы в России


    Самодержавие и Земские соборы в России

      Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...

16 01 2022 16:21:51

Настольная игра для старшеклассников "Ты - будущий избиратель"


    Настольная игра для старшеклассников "Ты - будущий избиратель"

      Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...

15 01 2022 15:52:51

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основные итоги развития общества в период расцвета феодализма. XI-XV века" (6-й класс)


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Основные итоги развития общества в период расцвета феодализма. XI-XV века" (6-й класс)

      Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...

14 01 2022 7:59:54

"Своя игра". Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Обществознание»


    "Своя игра". Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Обществознание»

      Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....

13 01 2022 22:20:58

Монетизация льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства


    Монетизация льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства

      Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....

12 01 2022 11:59:48

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"


    Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

      Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

11 01 2022 1:43:13

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"


    Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"

      Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...

10 01 2022 9:29:56

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"


    Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

      Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

09 01 2022 10:58:48

Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)


    Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)

      В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства. ...

08 01 2022 0:57:51

Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"


    Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"

      На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...

07 01 2022 18:18:11

Послевоенная Европа на страницах газет


    Послевоенная Европа на страницах газет

      Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией....

06 01 2022 12:47:49

Общественные движения первой четверти XIX в.


    Общественные движения первой четверти XIX в.

      Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...

05 01 2022 7:31:12

Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"


    Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...

04 01 2022 6:22:38

Культура Древнего Египта


    Культура Древнего Египта

      Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....

03 01 2022 20:30:11

Великие географические открытия


    Великие географические открытия

      Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....

02 01 2022 22:40:25

Литературно-историческая викторина «Что едали наши предки?»


    Литературно-историческая викторина «Что едали наши предки?»

      Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....

01 01 2022 6:10:34

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

31 12 2021 10:34:25

Урок обществознания "Значение деятельности в жизни человека и общества"


    Урок обществознания "Значение деятельности в жизни человека и общества"

      Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...

30 12 2021 22:20:54

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"


    Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

      Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....

29 12 2021 19:45:16

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

28 12 2021 2:45:55

Начало монголо-татарского вторжения


    Начало монголо-татарского вторжения

      Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

27 12 2021 1:36:19

Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс

      Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....

26 12 2021 11:56:19

Информационно-коммуникативное сопровождение воспитательного процесса на уроках истории и во внеурочное время


    Информационно-коммуникативное сопровождение воспитательного процесса на уроках истории и во внеурочное время

      Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....

25 12 2021 11:52:26

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

24 12 2021 2:27:12

План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»


    План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»

      Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....

23 12 2021 20:50:25

Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"


    Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"

      Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...

22 12 2021 19:47:49

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"


    Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

      Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

21 12 2021 16:56:48

Гражданское общество


    Гражданское общество

      Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...

20 12 2021 8:15:16

Государственные символы России – герб, флаг, гимн


    Государственные символы России – герб, флаг, гимн

      Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....

19 12 2021 19:52:14

"Виртуальное путешествие в храм". Информационные ресурсы на уроках обществознания в 8-м классе


    "Виртуальное путешествие в храм". Информационные ресурсы на уроках обществознания в 8-м классе

      Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....

18 12 2021 20:12:46

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки


    Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки

      Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....

17 12 2021 19:37:48

Творческий зачет за курс новой истории "Старый и Новый Свет в XIX веке" (8-й класс)


    Творческий зачет за курс новой истории "Старый и Новый Свет в XIX веке" (8-й класс)

      Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...

16 12 2021 11:48:36

Урок истории. Тема: "Культура России в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок истории. Тема: "Культура России в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....

15 12 2021 8:36:11

Июнь 1918 года в истории моего края


    Июнь 1918 года в истории моего края

      Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....

14 12 2021 15:36:45

Внеклассное мероприятие по истории "Праздник, посвященный Дню народного единства"


    Внеклассное мероприятие по истории "Праздник, посвященный Дню народного единства"

      Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности. Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....

13 12 2021 17:17:11

Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс


    Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс

      Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....

12 12 2021 10:10:58

Открытый урок по ИЗО, МХК и истории в 5-м классе "Русский шрифт. Буквица"


    Открытый урок по ИЗО, МХК и истории в 5-м классе "Русский шрифт. Буквица"

      Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....

11 12 2021 9:19:13

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"


    Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

      Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

10 12 2021 22:44:53

Образовательная программа "История развития культуры Москвы"


    Образовательная программа "История развития культуры Москвы"

      Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....

09 12 2021 6:45:53

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси


    Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

      В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

08 12 2021 0:31:15

Урок обществознания по теме «Образование в жизни человека». 5-й класс


    Урок обществознания по теме «Образование в жизни человека». 5-й класс

      Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....

07 12 2021 1:50:55

Тесты по истории Ямало-Ненецкого автономного округа


    Тесты по истории Ямало-Ненецкого автономного округа

      Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....

06 12 2021 15:16:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::